Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется куда вставляется ремень безопасности

Принцип работы ремня безопасности

Ремень безопасности. Устройство, принцип работы, виды ремней безопасности

Ремень безопасности – это средство пассивной защиты водителя, пассажиров и транспортного средства. Его основной функцией является удерживание пассажира в максимально статичном положении при совершении экстренного торможения (по причине ДТП или просто резкого торможения).

Принцип работы ремня безопасности

Ремень безопасности должен фиксировать тело пассажира в постоянном месте в стабильном положении. Тело во время езды передвигается, а неудачный маневр водителя или какой-либо занос могут спровоцировать аварию, которая благодаря ремню не должна отразиться на пассажирах или отразиться в меньшей степени. Поэтому ремень нужно уметь правильно фиксировать.

Ремни безопасности изготавливаются из растягивающего волокна, которое способно поглощать возникшую дополнительно кинетику за счет противодействия двух тел.

Устройство ремня безопасности

  • Лямка;
  • Защелка (замок);
  • Болты крепления;
  • Втягивающее устройство.

Лямки изготавливают из синтетического материала. Главное тербование — использование материала высокой прочности.

Работу втягивающего устройства ремня безопасности осуществляет храповый механизм. Функциональность аварийной блокировки осуществляет чувствительный элемент. В его основе лежит обычный металлический шарик. При его смещении катушка фиксируется системой рычажков. Некоторые устройства вместо шарика оснащены маятником.

Система натяжения ленты работает благодаря маховику, который зафиксирован на оси катушки. Он представляет собой маленький диск, обеспечивающий плавность процесса. В момент аварии этому диску приходится преодолевать силу трения. При этом параллельно образуется давление на винтовую поверхность.

Функция болтов – надежное крепление всего устройства во время движения. Они состоят из твердого сплава, который способен выдерживать крупные нагрузки. Для максимальной надежности их прикрепляют к каркасу машины.

Виды ремней безопасности

  • Двухточечные ремни безопасности (поясные) — наиболее устаревший вид. В основном их приспосабливают для оборудования задних кресел авто. Располагается такой ремень на талии, закрепляется справа налево. В использовании поясной ремень не очень удобен, имеет свои недостатки, также не дает полной гарантии того, что пассажир полностью защищен от неблагоприятных воздействий;
  • Трехточечные ремни безопасности (диагонально-поясные). Это устройство очень популярно среди автомобильных производителей. Его основными характеристиками являются: оригинальное расположение в форме буквы V, засчет чего нагрузка распределяется равномерно по всему ободу. Трехточечный ремень является универсальным, поскольку подходит ко всем видам сидений, как на переднем ряду, так и на заднем;
  • Четырехточечные ремни безопасности. Серийные автомобили используют данное устройство довольно редко. Этот вид ремней применяется в основном на специальном транспорте, спортивных машинах и внедорожниках.
  • Пятиточечные ремни безопасности. Тип является узкоспециализированным средством пассивной безопасности. Оборудуют им, как правило, дорогостоящие сиденья в суперкарах или детские сиденья. В состав пятиточечного ремня входят: два поясных перпендикулярных ремня, которые «начинаются» от плеча человека, а также один дополнительный – он располагается между ногами.

Видео: спасает ли ремень безопасности

Составные элементы и их назначение

Крепеж

Зачастую точки крепления устанавливаются на элементах кузова. Дело в том, что тело человека в момент инерционного смещения вперед создает значительную нагрузку на ремень. Если точки будут вкручены в сиденье, то из-за сильной нагрузки конструкция может не выдержать и спинка подастся вместе с телом.

Замок

Замок обеспечивает разъемную точку крепежа. Работа замка очень проста – на язычке, расположенном на ремне, проделывается отверстие, а в замке используется штифт. При установке язычка штифт заходит в отверстие и обеспечивает надежную фиксацию. Для разъединения надо нажать на специальную клавишу замка, чтобы втянуть штифт и высвободить язычок.

Инерционные катушки

Она обеспечивает автоматическое сматывание ленты, чтобы он не мешал. Вытянуть обратно можно плавным движением. Но при попытке быстрого разматывания механизм блокирует катушку.

— при отстегивании лента сама сматывается

— катушка самостоятельно регулирует натяжку

— блокировка катушки при резком разматывании.

— блокировка катушки происходит не сразу, и длина ремня все же немного увеличивается, из-за чего туловище успевает набрать небольшое ускорение. А это повышает вероятность травмирования.

Ограничители

Торсион катушки

Ограничитель представляет собой торсион, который выступает в роли оси для катушки.

При столкновении катушка блокирует разматывание ремня, тело упирается в ремень, что создает нагрузку на ленту.

При достижении определенного усилия на лямке, торсион начинает скручиваться, проворачивая катушку и отматывая ремень. Из-за этого и происходит плавное гашение усилия на ремне.

Преднатяжители

Преднатяжители натягивают ремень еще до того, как тело начинает инерционное движение. То есть он предотвращает получение ускорения. Эти устройства работают на опережение и для этого используются датчики удара, применяемые в конструкции подушек безопасности.

Работают преднатяжители так: в момент удара при столкновении датчики регистрируют его и подают сигнал на блок управления. Тот в свою очередь задействует исполнительные механизмы, и они мгновенно натягивают ленту, исключая даже малейшее смещение тела вперед.

Преднатяжители бывают двух типов – пиропатронные и электроприводные.

Система ремней безопасности с натяжителями

Натяжитель ремня безопасности сматывает ремень безопасности при столкновении в обратном направлении. Это помогает уменьшить свободу при­легания ремня безопасности (зазор между ремнем безопасности и телом). Таким образом, с помощью ремня безопасности заранее предотвращается перемещение пассажира вперёд (относительно движения автомобиля).

Натяжное устройство ремня безопасности улучшает степень натяжения и повышает защиту против выскальзывания из-под ремня. Это достигается за счет немедленного срабатывания натяжного устройства ремня безопасности во время первоначального удара. Максимальное перемещение водителя или пассажира в переднем направлении должно равняться приблизительно 1 см, а продолжительность процесса механического натяжения должно составлять 5 мс (максимальное значение – 12 мс).

Кроме механических натяжных устройств в настоящее время многие производители оборудуют автомобили пиротехническими натяжителями.

Рис. Пиротехнический натяжитель: 1 – ремень безопасности; 2 – пиротехнический патрон; 3 – поршень

Они срабатывают, когда встроенный в систему датчик, регистрирует превышение ранее заданного порога замедления, свидетельствующего о начале столкновения. При этом включается детонатор пиротехнического патрона. При взрыве патрона выделяется газ, давление которого действует на поршень, соединенный с ремнем безопасности. Поршень быстро перемещается и натягивает ремень. Обычно время срабатывания устройства составляет не более 25 мс после начала удара.

В зависимости от конструкции и принципа действия существуют следующие типы натяжителей ремней безопасности:

  • тросовый натяжитель ремня безопасности с механическим приводом
  • шариковый натяжитель
  • роторный натяжитель
  • реечный натяжитель
  • ленточный натяжитель

Устройство и виды ремней безопасности

Сейчас автомобили комплектуются значительным количеством систем и средств безопасности. Направлены они на предотвращение потери контроля на авто во время нештатных ситуаций (активные системы) и максимально возможное снижение травмирования пассажиров при ДТП (пассивные средства).

Начиналось же все с ремней безопасности, которые «перекочевали» на автотранспорт с авиации. Первые прототипы ремней появились практически с началом самой автомобильной эры. В 1903 году была предложена первая версия такой системы безопасности на авто, но тогда она не прижилась. Более активно ими стали интересоваться в 50-х годах прошлого века. Причем поначалу ремни предлагались только в качестве опции и лишь немного спустя – как штатное оборудование.

Стоит отметить, что в одно время конструкторы пытались заменить ремни на другую систему – подушки безопасности. Но впоследствии оказалось, что от самостоятельного использования подушек толку мало, а вот в сочетании с ремнями они достаточно серьезно повышают безопасность.

В общем, ремни безопасности – одно из самых «старых», но при этом эффективных средств предотвращения травмирования, то есть они относятся к пассивной системе.

Составные части, используемые в конструкции

Основным элементом этого средства является лента, изготовленная из волокон полиэстера. Этот материал отличается высокими показателями на разрыв и способна выдерживать громадные нагрузки. Из этой ленты формируется лямка, которая удерживает водителя в определенном положении и не дает телу податься вперед при фронтальном столкновении. Это в свою очередь исключает вылет пассажира из авто, столкновение с лобовым стеклом, рулем, передней панелью.

Помимо этого, устройство ремня безопасности современных моделей включает в себя еще ряд элементов:

  • регулируемые и нерегулируемые точки крепления ремня;
  • замок;
  • инерционные катушки;
  • ограничители;
  • преднатяжители.

Но все эти элементы появились в конструкции ремня безопасности не сразу. История этих средств очень обширна, о чем говорит немалое количество существующих видов.

Виды и их особенности

При этом разница между разными видами сводится только к количеству точек крепления. Но от этого параметра достаточно сильно зависит травмобезопасность.

В целом, ремни безопасности по количеству точек крепления делятся на:

  • двух-;
  • трех-;
  • четырех-;
  • пяти-;
  • шеститочечные.

Отметим, что помимо травмобезопасности ремней учитывается также и удобство их пользования, поэтому не всегда большее количество точек – лучший вариант.

Двухточечные ремни

Двухточечные – первый вариант, который массово стал использоваться на авто. Но этот тип – самый малоэффективный в плане безопасности.


На автотранспорте применялось две вариации – поясной и грудной. В первом случае ремень проходил поперечно сиденью в поясной зоне. Одна из точек крепления находилась возле порога или внизу на боковой стойке, вторая же устанавливалась между сиденьями на центральном тоннеле, и она включала в себя замок. Этот вариант плох тем, что лямка удерживала только нижнюю часть туловища, а верхняя же в случае удара из-за инерции сильно подавалась вперед, то есть травмы от ударов о переднюю панель и руль были гарантированы.

Грудной вариант двухточечного ремня проходил диагонально по грудной клетке. Такую укладку лямки обеспечивало верхнее расположение точки крепления на боковой стойке. Крепежная точка с замком оставалась на прежнем месте – между сиденьями. В этом варианте верхняя часть туловища при ДТП удерживалась, но из-за отсутствия нижней фиксации существовала вероятность «подныривания» тела под ремень, что опять же наносило серьезные травмы.

Трехточечный тип

Ремни безопасности с тремя точками крепления – один из самых оптимальных вариантов для использования, поскольку они обеспечивают должную фиксацию тела и достаточно удобны в пользовании.

Фиксация лямки в этом типе осуществляется в трех точках – верхней и нижней на боковой стойке и с замком – на центральном тоннеле. Одна из точек на стойке – концевая для лямки (к ней крепиться конец), вторая же оснащается катушкой для сматывания ремня. Что касается язычка, которым ремень фиксируется в замке, то он – подвижен и может перемещаться вдоль лямки.

После протяжки лямки и фиксации ее в замке, одна часть ее располагается диагонально и проходит по грудной клетке, а вторая – поперечно в поясничной зоне. То есть, трехточечный тип совмещает в себе одновременно оба варианта двухточечной версии.

Такое расположение ленты обеспечивает удержание верхней части тела и исключает вероятность «подныривания». Также он удобен в использовании, поскольку для укладки достаточно лишь потянуть ремень и зафиксировать его только в одной точке – с замком.

Конструкция с четырьмя точками

Ремни с четырьмя точками крепления используется по большей части на спортивных автомобилях. Распространение на массовых моделях они не получили из-за неудобства использования.

Читать еще:  Брызгает масло из заливной горловины двигателя

Примечательно, что точки крепления в этом варианте могут быть разными. Один из вариантов – две вертикальные лямки со статичным неразъемным креплением и одна разъединяющаяся – в поясничной зоне. Особенность этой версии заключается в том, что вертикальные ремни крепятся не к элементам кузова, а непосредственно к сиденью.


Неудобство посадки заключено в том, что сначала необходимо накинуть на плечи вертикальные ленты (по типу надевания рюкзака), а после протянуть и зафиксировать поясничный ремень.

Второй вариант отличается тем, что вертикальные лямки – не статичны и могут отсоединяться. Но для этого на их концах имеются фиксирующие язычки и устанавливаются они на специальный дополнительный замок, расположенный на поясничном ремне.

Пяти- и шеститочечные виды

Пятиточечный вариант также применяется на спортивных авто. Дополнительно она нашел применение в детских автокреслах. По сути, этот тот же самый четырехточечный ремень, но у него имеется еще одна лямка. Тянется она снизу сиденья, укладывается между ног и фиксируется в замке, который используется для крепления вертикальных ремней. Этот вариант обеспечивает надежное удержание тела и улучшенное распределение нагрузки по ремню.


Отличие шеститочечного вида заключается в том, что снизу сиденья у него идет не один, а два ремня. Фиксация тела в пяти- и шеститочечных типах ремней безопасности – очень надежная, что снижает вероятность получения травм. Но вместе с тем, они очень неудобны, поскольку пассажиру приходится сначала протянуть поясничную лямку, затем зафиксировать вертикальные, а после еще и закрепить один или два нижних. Поэтому такие типы ремней на моделях массового производства не используются.

Составные элементы и их назначение

Отметим, что не все составляющие могут входить в конструкцию средств безопасности на тех или иных моделях.

Крепеж

Начнем с точек крепления. Зачастую они устанавливаются на элементах кузова. Обусловлено это тем, что тело человека в момент инерционного смещения вперед создает значительную нагрузку на ремень. В случае использования точки крепления, вмонтированной в сиденье, из-за сильной нагрузки конструкция может не выдержать, и спинка подастся вместе с телом. В случае с креплением к кузову, то этого не произойдет.


Но в устройствах с четырьмя и более точками, некоторые из них все же монтируются в сиденье (вертикальных лямок). При этом отметим, что и конструкция сидений в спортивных авто – значительно жестче и рассчитана на восприятие сильных нагрузок, поэтому и допускается установка в них креплений. А вот что касается крепежа поясничной лямки, то она фиксируется к кузову.

Теперь по поводу удобства точек крепления (касается верхних). Ремни, вмонтированные в сиденье – удобны, поскольку они выходят над плечами. А вот точки на стойке могут вызвать дискомфорт. При высоком ее положении у людей низкого роста диагональная часть ремня будет проходить практически по шее, что не только неудобно, но и небезопасно. А для высоких людей низкое положение верхней точки обеспечит прохождение ремня ниже плеча, что стеснит движения руки. Поэтому верхние точки крепления на стойках производители делают регулируемыми. На крепежах, расположенных на сиденьях регулировка не требуется.

Замок

Замок обеспечивает разъемную точку крепежа. Она и обеспечивает удобство укладки лямок. Работа замка очень проста – на язычке, расположенном на ремне проделывается отверстие, а в замке используется штифт. При установке язычка штифт заходит в отверстие, тем самым обеспечивается надежная фиксация. Для разъединения необходимо лишь нажать на специальную клавишу замка, чтобы втянуть штифт и высвободить язычок.

Инерционные катушки

Эффективность ремней во многом зависит в правильном их натяжении. Ранее для этого необходимо было регулировать длину лямок «под себя» специальными петлями. Это особо не доставляло проблем водителю, поскольку ему достаточно было раз отрегулировать ремень. А вот пассажирам с разной комплекцией приходилось каждый раз проводить регулировку.

Механизм инерционной катушки

Эта проблема отпала с появлением инерционных катушек. Она обеспечивала автоматическое сматывание ленты, чтобы он не мешал. Вытянуть же его обратно можно только плавным движением. Резко размотать лямку при такой катушке не получиться, поскольку механизм при быстром разматывании блокирует ее.

Использование инерционной катушки решило сразу несколько проблемы – при отстегивании лента сама сматывается, что очень удобно. Также катушка самостоятельно регулирует натяжку, выбирая лишнюю часть ремня. Еще одно положительное качество – блокировка катушки при резком разматывании. Она не дает размотаться ремню, поэтому он «ловит» тело, не давая ему сильно уйти вперед. Но есть и негативное качество – она блокируется не сразу, и длина ремня все же немного увеличивается, из-за чего туловище успевает набрать небольшое ускорение. А это повышает вероятность травмирования.

Ограничители

Ограничители позволяют немного увеличить длину ремня, но плавно. Суть вот в чем, тело при инерционном отклонении испытывает значительные перегрузки. Если его резко остановить, что и делает ремень, то возможно получение травмы. Но если лямка немного будет увеличивать свою длину, то это позволит частично погасить энергию и повысить травмобезопасность.

Ограничитель представляет собой торсион, который выступает в роли оси для катушки. При столкновении катушка блокирует разматывание ремня, тело упирается в ремень, что создает нагрузку на ленту. При достижении определенного усилия на лямке, торсион начинает скручиваться, проворачивая катушку и отматывая ремень. Из-за этого и происходит плавное гашение усилия на ремне. Стоит отметить, что тоже самое делает и сама лямка. Полиэстеровая лента может немного растягиваться при создании значительной нагрузки на нее.

Преднатяжители

Преднатяжители появились на авто совсем недавно, но роль их значительна. Как уже отмечено, катушка блокируется не сразу, поэтому тело все же получает ускорение. Чтобы этого не допустить и применяются преднатяжители, которые натягивают ремень еще до того, как тело начинает инерционное движение. То есть он предотвращает получение ускорения. Эти устройства работают на опережение и для этого используются датчики удара, применяемые в конструкции подушек безопасности.

Работают преднатяжители так: в момент удара при столкновении датчики регистрируют его и подают сигнал на блок управления. Тот в свою очередь задействует исполнительные механизмы, и они мгновенно натягивают ленту, исключая даже малейшее смещение тела вперед. Преднатяжители бывают двух типов – пиропатронные и электроприводные.

Как все работает?

Напоследок рассмотрим полный принцип работы ремней безопасности в современных авто. За пример возьмем механизмы трехточечного типа, поскольку они – самые распространенные.

Итак, водитель садится в авто и плавно вытягивает ленту, пока длины его не будет достаточно, чтобы установить и зафиксировать язычок в замке. После этого инерционная катушка выберет излишки, но не полностью, чтобы не сковывать движения водителя. Если устройство безопасности оснащено преднатяжителем, то на этом функция катушки завершена.

В момент столкновения датчики регистрируют удар и задействуют преднатяжители, из-за чего лямка натягивается. По мере возрастания усилия в работу вступает торсион, постепенно повышая длину лямки, чтобы погасить усилие. Дополнительно вытягивается и сам ремень.

Если преднатяжителей нет, то функцию удержания тела выполняет катушка. Резкое ускорение тела приводит к блокированию катушки и лямки «ловят» тело. Далее уже задействуется торсион.

Новые наработки

Разработки для улучшения этого средства безопасности ведутся постоянно. Последним новшеством, массово задействованным на авто, стали преднатяжители. Но они — не последняя технология.

Уже разрабатываются ленты, которые действуют еще и как подушки. Суть сводится к тому, что при ударе она наполняется газом, благодаря чему площадь контакта тела с лямкой увеличивается, что способствует лучшему распределению нагрузки и снижению травмирования.

Также развивают электронную самоадаптирующуюся систему преднатяжителя, в зависимости от пользования и вытягивания лямки она определяет, по заданным алгоритмам, вес пассажира и соответственно необходимое усилие для его удержания в момент аварии.

Всё о ремнях безопасности

Все современные авто укомплектованы различными системами безопасности, среди которых есть как активные – срабатывающие во время возникновения аварий, так и пассивные – снижающие вероятность получения травм во время ДТП. А начиналось всё с обычных ремней.

Немного истории.

Они впервые появились в 1885 году. Первоначально они активно применялись на заре эры авиации. Известно, что французский пилот Пегу в 1913 году первым совершил «мёртвую петлю», надёжно пристегнувшись специальным страховочным механизмом. Это был пояс с карабинами, который напоминал те, чем пользуются монтажники-высотники.

В начале пятидесятых годов прошлого столетия эти страховочные устройства спустились с неба на землю и перекочевали на автомобили. Патент на изобретение достался братьям Лигонам из США. Их средство имело две точки крепления и обеспечивало фиксацию в районе пояса.

Немного позже это нововведение заинтересовало Генри Форда и по миру стали «бегать» легендарные автомобили Ford с инновационной опцией, которая отличала их от других. Тогда применялись два вида двухточечных ремней: поясной и грудной. Поясной перехватывал поясничную зону и проходил параллельно сидению, а грудной крепился одной стороной внизу, а другой – на специальном тоннеле, установленном между сидениями.

Уже в 1955 году в США использование этого вида страховки стало обязательным, превратив её из опции в штатное оборудование. Через два такое же решение принял шведский риксдаг, а позже и другие европейские страны. К нам инновация добралась лишь в 1975 году.

Устройство и принцип трёхточечного ремня

Современный трёхточечный ремень увидел свет благодаря талантливому изобретателю Нильсу Болину, который работал в концерне Volvo. После многочисленных исследований он сделал вывод о том, что высшую степень безопасности можно достигнуть при использовании сразу двух лямок. Первая, наискось пересекая тело, фиксирует его, а вторая используется для фиксации в поясе. Так свет увидела V-образная конструкция с тремя точками, которая стала настоящей революцией. Сам изобретатель говорил, что нашёл лучший компромисс между эффективной защитой и комфортом. По версии германского патентного ведомства, трёхточечная конструкция вошла в восьмёрку самых полезных и ценных для человечества изобретений двадцатого века.

Как видно, у этого вида страховки большая история. Причём далеко не всегда она была радужной. Несмотря на многочисленные доказательства об их пользе, статистические данные и рекомендации специалистов сами водители пользовались ими с неохотой. Говорили, что чувствуют себя связанными. Их также не приветствовали производители автомобилей, утверждая, что они это лишние мучения и повышенные затраты. Однако факт остаётся фактом. Это признанное средство, которое является обязательным, и пренебрежение им ведёт как минимум к штрафу за ремни безопасности, не говоря уже о рисках для жизни и здоровья.

Современная конструкция – это лента из прочного полиэстера, способного выдерживать большие нагрузки на разрыв. Она изготовлена в виде лямки с регулируемыми и нерегулируемыми точками крепления.

Каждая конструкция имеет катушку с инерционным механизмом, преднатяжитель и ограничитель. Отдельное внимание заслуживает замок ремня безопасности, конструкция которого как всё талантливое очень проста. Он позволяет быстро застёгивать, надёжно удерживать и так же быстро освобождать крепление. Втягивающее устройство представляет собой храповый механизм, а аварийную блокировку обеспечивает специальный чувствительный элемент, основой которого, как правило, является обычный шарик из металла. Когда он начинает перемещаться, катушка фиксируется специальной системой рычагов. Основная нагрузка при этом приходится на болты крепления. Поэтому их изготавливают из особо твёрдого сплава и крепят непосредственно к каркасу авто.

Читать еще:  Что лучше доливать в АКБ: воду или электролит

Интересна система, отвечающая за натяжение лямки. Работу её обеспечивает маховик, который закреплен на оси катушки. Фактически механизм представляет собой диск, обеспечивающий плавность хода. Однако если вдруг случается рывок, то диск начинает преодолевать силу трения, и одновременно возникает большая нагрузка на винтовую поверхность. В итоге диск смещается и храповик блокируется. Другими словами, при фронтальном ударе или резком торможении передние ремни безопасности исключают удары водителя и пассажира о лобовое стекло и переднюю панель. Часто можно слышать вопрос о том, какой ремень безопасности самый эффективный на больших скоростях. Надо понимать, что любое устройство имеет предел эффективности. Многочисленные опыты и проверки на специальных стендах дают специалистам право утверждать, что на скоростях более 200 км/ч от любого штатного ремня, даже самого прочного, толку будет ноль. Если, конечно, он не является специальной конструкцией, которая используется в гоночных болидах.

Эксперты утверждают, что применение таких конструкцийснижает риск получения травм при лобовом столкновении более чем в 2 раза, при боковом ударе – в 1.8 раз, а при переворачивании авто в целых 5 раз. В пользу спокойной, не экстремальной езды говорят также следующие выкладки. При лобовом столкновении находящиеся в салоне получают такие же травмы, как при падении с высоты на твёрдую поверхность. Причём чем выше скорость встречи с препятствием, тем степень травм больше. Например, при скорости 40 км/ч – высота составляет более 6 метров, при 60 км/ч – она уже составит 14 метров, а при 80 км/ч – вырастет до 25 метров. По данным исследований штатные ремни безопасности снижают вероятность смерти при ДТП на 50% и уменьшают риск травмирования на 65%.

Зачем нужны задние ремни безопасности?

Есть много мифов, касающихся этой темы. Некоторые считают, что пассажирам, сидящим сзади, вообще можно не пристёгиваться. Другие полагают, что если наименее безопасное место в авто за водителем, то задние ремни безопасности можно не использовать. Действительно, эксперты утверждают, что места сзади на 16% безопаснее, но это не означает, что отсутствует вероятность вылета через лобовое стекло при сильном фронтальном ударе в случае непристёгнутого ремня.

4-х, 5-ти и 6-ти точечные.

Существуют ещё четырёхточечные конструкции. Они крепятся верхней парой точек к спинке сиденья, а нижней – непосредственно к самому креслу. Для обычных водителей их конструкция неудобна, но они нашли широкое применение в спортивных автомобилях.

Пятиточечные. Ими тоже комплектуются спорткары.

Такой вид знаком также многим родителям, которым приходится ездить с детьми. Ведь именно пятиточечные конструкции применяются в детских автокреслах, где ребёнка надёжно фиксируют сразу три лямки. Две располагаются вертикально, а третья – снизу, пропускается между ногами и вставляется в крепление, соединяющее все лямки.

Вообще, что касается перевозки детей до 12 лет и использования штатного оборудования, то Правила дорожного движения чётко регулируют этот вопрос, определяя единственными разрешёнными устройствами только детские автокресла и бустеры. Что же касается специальных детских ремней безопасности и различных адаптеров, то о них в правилах ничего не сказано, поэтому применение их может привести к штрафу. А вот в комплексе с разрешёнными устройствами применять их можно и даже нужно, потому что безопасности для ребёнка никогда много не бывает.

Шеститочечные. Их не увидеть на обычных автомобилях. Такими конструкциями комплектуются гоночные машины, где даже водитель именуется пилотом, а сама езда называется пилотированием.

Они имеют жёсткую фиксацию и обеспечивают буквально приковывание водителя к пилотажному креслу.

Безопасность будущего

Следует отметить, что процесс улучшения систем не останавливается. Сегодня ведутся разработки инновационных лент, которые при ударах наполняются газом, превращаясь в своеобразные подушки. Есть новейшие разработки, связанные с внедрением электронных адаптирующихся систем преднатяжителя. Они по специальным алгоритмам способны определять вес водителя или пассажира и автоматически устанавливать удерживающее усилие в случае аварии.

Эксперты прогнозируют выход новинок в ближайшем будущем, а вот станут ли они столь же популярными как изобретение Нильса Болина, покажет время.

Ремень безопасности: устройство и крепление

Современные автомобили отличаются огромным числом систем безопасности. Так, электроника позволяет не терять контроль над машиной в случае аварийной ситуации (занос, экстренное торможение и так далее). Но не все ситуации можно избежать. Поэтому на тот случай, если произойдет столкновение, в автомобиле реализованы элементы пассивной безопасности. Одним из таких является ремень. Что это такое и каких типов бывает? Рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

Ремни являются самым распространенным элементом пассивной безопасности. Основная их задача заключается в предотвращении перемещения человека в случае ДТП. Использование ремня безопасности позволяет снизить риск травм при столкновении, причем значительно, исключает возможность ударов о жесткие части кузова и стекла.

Мало кто знает, но ремни появились на машинах еще в начале 20-го века. Эта система «перекочевала» в машины из авиации. Однако тогда она была доступна только в качестве опции. Наибольшее распространение ремень безопасности получил после 50-х годов. А в СССР такие системы стали появляться лишь с появлением «Жигулей». Установка ремней безопасности выполняется самим заводом, на этапе сборки автомобиля. Также владельцы занимаются монтажом так называемых спортивных ремней. Но об этом немного позже.

О конструкции

Основным элементом ремня безопасности является лента. Она изготовлена из плотных волокон полиэстера. Такой материал способен выдерживать значительные нагрузки и при этом не рвется. Лента формирует некую лямку, которая удерживает водителя и пассажиров в заданном положении и предотвращает риск смещения в случае аварии. Есть масса примеров того, как непристегнутые люди ударялись о стекло и попросту вылетали из салона. Использование ремня позволяет надежно зафиксировать тело и предотвратить несчастные случаи.

Также в конструкцию входят:

  • Замок.
  • Ограничители.
  • Точки крепления ремня. Они могут регулироваться или быть нерегулируемыми.
  • Инерционные катушки.
  • Преднатяжитель ремня безопасности.

Отличаются данные элементы только по числу точек крепления. Однако именно от этого фактора зависит травмобезопасность. Ниже мы рассмотрим, каких типов бывают ремни безопасности.

Двухточечные

Это самые первые системы, которые появились в автомобилях. Однако их можно встретить и сегодня. Как правило, такие ремни используют для среднего пассажира на заднем ряду. Минус данной системы в том, что длина ленты не регулируется. Из-за этого приходится использовать удлинитель ремня безопасности. Продается он отдельно и стоит порядка 25 долларов.

Данный тип ремней проходит в поясной зоне пассажира, поперечно сиденью. С точки зрения безопасности такая система малоэффективная. Ведь она удерживает тело только в поясничной зоне. При фронтальном ударе, часть тела будет не закреплена и сдвинется вперед. Чем сильнее столкновение, тем выше риск повреждения позвоночника.

Трехточечные

Это уже более современный вид, который используется как на водительских, так и на пассажирских сиденьях. Система предусматривает три точки фиксации, среди которых одна (та, что ближе к верхней части стойки) имеет возможность регулировки по высоте.

Нижняя часть оснащается катушкой для сматывания ленты. Такая схема обеспечивает надежную фиксацию тела. Фиксация производится по грудной клетке и в поясничной зоне. При этом ремень не ограничивает движений и очень удобен в использовании. Достаточно уложить его и зафиксировать в одной точке на защелке.

Ремень безопасности с четырьмя точками

Это уже спортивные варианты, о которых мы говорили ранее. Конструкция используется на автомобилях, что участвуют в ралли и кольцевых гонках. С точки зрения безопасности являются наилучшим вариантом. Но почему ремень безопасности с четырьмя точками получил столь малое распространение? Все из-за особенностей использования. Чтобы закрепить все механизмы, приходится тратить много времени. В повседневной эксплуатации это не нужно, да и трехточечные вполне справляются со своей задачей.

Отметим, что варианты фиксации могут быть разными. Но самый популярный – две лямки с неразъемным креплением и одна в поясничной зоне. Плюс такой схемы в том, что вертикальные ленты крепятся непосредственно к сиденью, а не к кузову.

Чтобы использовать такой ремень, нужно сначала накинуть вертикальные элементы на плечи (аналогично надеванию рюкзака), а затем протянуть поясничный и зафиксировать его на защелке.

Есть также схемы, где вертикальные ленты могут отсоединяться. Для этого на концах есть дополнительный замок и язычки.

Крепление ремня безопасности

Оно может быть разным. Если брать во внимание большинство автомобилей, крепеж выполняется на элементах кузова. Такая схема используется с целью того, чтобы при ударе (когда на механизмы возлагается максимальная нагрузка) лента не слетела с точек крепления. Если крепеж был бы на штатном сиденье, его могло бы просто вырвать. Но почему такая схема практикуется на спортивных креслах? Дело в том, что само сиденье имеет гораздо большую жесткость и все точки крепления заранее просчитываются на деформации и растяжение.

Также отметим, что на грузовых автомобилях используется особая схема установки ленты. Здесь ремень вытягивается из спинки сиденья.

Сделано это для того, чтобы лента не ходила вверх-вниз на неровностях, так как кресло имеет отдельную пневмоподвеску. Зачастую такая конструкция используется на крупных автобусах и магистральных тягачах. Однако не стоит полагать, что она ненадежная. На заводе инженеры тщательно просчитывают данные точки крепления, поэтому можно с уверенностью сказать, что такие ремни очень надежные и безопасные.

Как это работает?

За основу возьмем трехточечные системы, поскольку они наиболее распространенные. Итак, после посадки в автомобиль водитель вытягивает ленту и фиксирует в замке язычок. Далее инерционная катушка автоматически убирает излишки. При столкновении датчики приведут в действие преднатяжитель. В результате натянется лямка. Если удар будет усиливаться, в работу вступит торсион. Он постепенно увеличивает длину ремня, дабы снизить давящее усилие на тело. Также отметим, что при ударе вытягивается и сам материал ремня. Несмотря на плотность, полиэстер может удлиниться на сотые доли сантиметра. Это позволит смягчить инерцию.

На старых ремнях (без преднатяжителей) функцию удержания человека выполняет катушка. При резком ускорении тела она блокируется. А далее уже в действие приводится торсион.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет ремень безопасности и каких типов он бывает. Напоследок отметим, что после существенного удара повторному использованию ремни не подлежат. Ведь материал вытягивается и уже не способен выдержать такую нагрузку.

Ремень безопасности. Устройство, принцип работы, виды ремней безопасности

Сегодня большой процент автомобилистов относится к ремню безопасности довольно спокойно и, даже, скептически. Это связано с тем, что в современном мире слишком много всего, в том числе и средств защиты – человек невольно начинает недооценивать то, что давно ему известно и стало уже чем-то обыденным.

Читать еще:  Как изменились условия гарантии на автомобили LADA за 3 года

На самом деле, ремень безопасности является отличным средством защиты, именно поэтому уступает прочим разработкам и уже около двух столетий служит людям.

Ремень безопасности – это средство пассивной защиты водителя, пассажиров и транспортного средства. Его основной функцией является удерживание пассажира в максимально статичном положении при совершении экстренного торможения (по причине ДТП или просто резкого торможения).

Из-за довольно пассивного отношения к ремням люди забывают о том, как правильно пристегивать ремень и иногда, даже, в принципе это делать. О нюансах «взаимодействия» с ремнем безопасности, о его предназначении и устройстве расскажем в этой статье.

Принцип работы ремня безопасности

Ремень безопасности должен фиксировать тело пассажира в постоянном месте в стабильном положении. Тело во время езды передвигается, а неудачный маневр водителя или какой-либо занос могут спровоцировать аварию, которая благодаря ремню не должна отразиться на пассажирах или отразиться в меньшей степени. Поэтому ремень нужно уметь правильно фиксировать и иметь, собственно, тот ремень, который является более надежным и подходящим именно вам.

Ремни безопасности изготавливаются из растягивающего волокна, которое способно поглощать возникшую дополнительно (во время маневрирования) кинетику за счет противодействия двух тел. При рассматривании системы ремней безопасности нельзя забывать также и о энергопоглощающем устройстве, которое представлено в виде амортизаторов и удлинителей.

Устройство ремня безопасности

Многие производители включают в устройство подобных приспособлений различные условности, лишние и смежные элементы, которые по своей сути не несут никакого смысла и никаких функций не выполняют. В действительности сам по себе ремень безопасности имеет довольно простую конструкцию, в которую входят:

  • Лямка;
  • Защелка (замок);
  • Болты крепления;
  • Втягивающее устройство.

Лямки, как правило, изготавливают из синтетического материала. Главным требованием к ним является то, чтобы материал был высокого уровня прочности.

Работу втягивающего устройства ремня безопасности осуществляет храповый механизм. Функциональность аварийной блокировки осуществляет чувствительный элемент. В его основе лежит обычный металлический шарик. При его смещении катушка фиксируется системой рычажков. Некоторые устройства вместо шарика оснащены маятником.

Система натяжения ленты работает благодаря маховику, который зафиксирован на оси катушки. Он представляет собой маленький диск, обеспечивающий плавность процесса. В момент аварии этому диску приходится преодолевать силу трения. При этом параллельно образуется давление на винтовую поверхность.

По итогу всех вышеперечисленных действий диск смещается, и храповик блокируется.

Функция болтов – надежное крепление всего устройства во время движения. Они состоят из твердого сплава, который способен выдерживать крупные нагрузки. Для максимальной надежности их прикрепляют к каркасу машины.

Виды ремней безопасности

Прототип устройства ремня безопасности существует давно. Ему прошлось пройти свою эволюцию, которая привела к тому, что на сегодняшний день мы имеем несколько разновидностей ремней безопасности, имеющих одинаковую основу, но отличных в мелочах и некоторых функциях.

Перечислим виды ремней безопасности:

  • Двухточечные ремни безопасности (поясные) — наиболее устаревший из всех существующих на сегодняшний день вид. Однако встречается он и на старых машинах, и на современных моделях. В основном этот вид приспосабливают для оборудования задних кресел авто. Располагается он на талии, закрепляется обычно справа налево. В использовании поясной ремень не очень удобен, имеет свои недостатки, также не дает полной гарантии того, что пассажир полностью защищен от неблагоприятных воздействий;
  • Трехточечные ремни безопасности (диагонально-поясные). Это устройство очень популярно среди автомобильных производителей. Его основными характеристиками являются: оригинальное расположение в форме буквы V, засчет чего нагрузка распределяется равномерно по всему ободу. Трехточечный ремень является универсальным, поскольку подходит ко всем видам сидений, как на переднем ряду, так и на заднем;
  • Четырехточечные ремни безопасности. Серийные автомобили используют данное устройство довольно редко. Этот вид ремней применяется в основном на специальном транспорте, спортивных машинах и внедорожниках. О принципе работы четырехточечного ремня говорит его название – к сиденью ремень прикрепляется в четырех точках, удерживающих тело пассажира от всевозможных встрясок и опрокидываний;
  • Пятиточечные ремни безопасности. Тип является узкоспециализированным средством пассивной безопасности. Оборудуют им, как правило, дорогостоящие сиденья в суперкарах или детские сиденья. В состав пятиточечного ремня входят: два поясных перпендикулярных ремня, которые «начинаются» от плеча человека, а также один дополнительный – он располагается между ногами.

Видео спасает ли ремень безопасности

Автомобильные ремни безопасности: защита, проверенная десятилетиями

Несмотря на высокую скорость развития современных технологий, главным средством пассивной защиты водителя и пассажиров в автомобиле остаются ремни безопасности. Фиксируя положение тела во время сильных ударов, это проверенное десятилетиями устройство помогает избежать тяжелых травм, которые очень часто бывают несовместимы с жизнью. Согласно статистике, в 70% случаев людям удается выжить в серьезных авариях именно благодаря ремням безопасности.

  1. Факты из истории и современности
  2. Устройство и принцип работы
  3. Виды современных ремней безопасности
  4. Правила эксплуатации

Факты из истории и современности

Считается, что первый ремень безопасности изобрел и запатентовал в 1885 году американец Эдвард Клэгхорн. Первоначально устройство применялось для пассажиров, путешествующих в открытых каретах. Позже ремнем стали пользоваться и кучеры. Однако в автомобилестроении ремни безопасности стали появляться гораздо позже. В начале ХХ века их пытались внедрить в качестве дополнительной опции, но задумка так и не прижилась.

Сегодня ремни безопасности являются неотъемлемой частью любого автомобиля

Массово укомплектовывать свои автомобили ремнями безопасности первой начала компания Форд: в 1948 году сразу в нескольких моделях данной марки были установлены новые устройства.

В своем современном виде ремни безопасности появились в машинах только в 1959 году, когда их начал устанавливать шведский концерн Volvo.

В современных транспортных средствах ремни безопасности являются неотъемлемой частью. Во время движения пристегиваться ими необходимо не только водителю, но и каждому из пассажиров, находящемуся в салоне автомобиля. При нарушении этого правила водителя ждет штраф в размере 1 000 рублей (на основании п.12.6 КоАП РФ).

Однако вовсе не денежные взыскания, а забота о собственной безопасности обязывает водителей и пассажиров пользоваться проверенным годами средством пассивной безопасности. В случае лобового столкновения ремни исключают возможность:

  • вылета через лобовое стекло;
  • удара об руль, приборную панель или сиденья, находящиеся впереди.

При сильном боковом ударе машина может перевернуться. Известны случаи, когда непристегнутые люди вылетали через боковые окна, а затем были придавлены кузовом автомобиля. Если ремни безопасности использованы по назначению, то такой ситуации не произойдет.

Любой незафиксированный предмет в салоне автомобиля представляет опасность при столкновении для других пассажиров. Исключением не являются люди и домашние животные.

Устройство и принцип работы

На первый взгляд, конструкция ремня безопасности может показаться предельно простой. Тем не менее устройство современных ремней включает в себя довольно большой перечень элементов, в число которых входят:

  • натяжная лента (изготавливается из высокопрочных волокон полиэстера, способного выдерживать большие нагрузки);
  • крепеж (чаще всего устанавливается на элементах кузова для более надежной фиксации, за исключением автомобилей с четырех- и пятиточечными ремнями, которые крепятся к сиденью);
  • замок ремня (обеспечивает разъемную точку крепежа, благодаря которой возможна удобная укладка лямок);
  • инерционные катушки (отвечают за правильное натяжение ленты ремня и ее сматывание при отстегивании);
  • ограничители (позволяют плавно увеличить длину ремня, чтобы погасить энергию и повысить безопасность в момент аварии);
  • преднатяжители (срабатывают в момент удара, мгновенно натягивая ленту и предотвращая ускорение тела).

Полный перечень элементов зависит от механизма работы ремня. В общей сложности выделяют три принципа действия устройств:

  1. Статический механизм. Данный вид конструкции является устаревшим и не применяется на современных автомобилях. Лента имеет определенную длину, которую можно отрегулировать вручную. Из-за несоответствия конструкции нормам безопасности, ремни данного типа вышли из эксплуатации.
  2. Динамический механизм. Такие ремни могут равномерно удлиняться и сматываться при движениях человека. Однако при резком торможении срабатывает фиксатор, благодаря которому ремень плотно прижимает тело к сиденью автомобиля, удерживая водителя или пассажира в неподвижном положении.
  3. Опережающий механизм. Наиболее надежный и современный вариант, связанный с другими системами безопасности автомобиля. Если специальные датчики в машине определяют возможность возникновения опасной ситуации, электроника заранее потуже затягивает ремни. Когда опасность миновала, лента возвращается в обычное положение.

Виды современных ремней безопасности

По мере того как ремни безопасности начали внедрять в автомобилестроение, производители стали предлагать разные виды данных устройств. В итоге в современных автомобилях можно встретить несколько категорий ремней:

  1. Двухточечные ремни являются устаревшим вариантом. Такие устройства наиболее распространены в пассажирских рейсовых автобусах и в самолетах. Иногда двухточечные ремни устанавливаются на задние сиденья автомобилей для пассажира, сидящего посередине.
  2. Трехточечный ремень – вариант, привычный для большинства автовладельцев. Также его называют диагонально-поясным. Отличается надежной фиксацией и является универсальным (подходит как для переднего, так и для заднего ряда сидений в любом автомобиле).
  3. Четырехточечные ремни не являются широко распространенным видом. Чаще всего они применяются на спортивных автомобилях, спецтехнике, иногда на внедорожниках. Ремень крепится к сиденью в четырех точках, удерживая человека от опрокидывания или сильного удара.
  4. Пятиточечные ремни применяются только в дорогостоящих суперкарах, а также в конструкции детских удерживающих устройств. В дополнение к плечевым и поясным креплениям устанавливается еще один ремень, располагающийся между ног пассажира.

Четырехточечные ремни можно встретить в гоночных автомобилях и спорткарах

Правила эксплуатации

Использование ремня безопасности является максимально простым и удобным для водителя и пассажиров. Однако даже у этого незамысловатого устройства есть свои правила и нюансы эксплуатации.

  1. Чтобы проверить, достаточно ли натянут ремень безопасности, просуньте руку между лентой ремня и телом. Если на кисти присутствует ощутимое сжатие, значит, он натянут в нужной мере.
  2. Не допускайте перекручивания ленты. Кроме очевидного неудобства, такая эксплуатация ремня не обеспечит ему должного натяжения в аварийной ситуации.
  3. Если автомобиль был направлен в ремонт после серьезного ДТП, попросите специалистов в сервисе обратить внимание на ремни безопасности. В результате сильного и резкого натяжения ленты могли потерять свою прочность. Не исключено, что их нужно заменить, а также проверить надежность крепления всех элементов устройства.
  4. Замену ремней безопасности рекомендуется проводить и при безаварийной езде с периодичностью в 5-10 лет по причине естественного износа.

Многие автомобилисты стараются ослабить ремень, чтобы он не сковывал движения. Однако неоправданно слабое натяжение значительно снижает тормозящее действие устройства, из-за чего его эффективность значительно снижается.

Данные статистики гласят: если человек проигнорирует необходимость использования ремня безопасности в автомобиле, то в случае аварии риск серьезных травм возрастет:

  • в 2,5 раза – при лобовом столкновении;
  • в 1,8 раза – при боковом ударе;
  • в 5 раз – при опрокидывании автомобиля.

Дорога бывает совершенно непредсказуемой, поэтому в любой момент ремни безопасности могут спасти вашу жизнь.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector