Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужен мотор тестер

Для чего нужен мотор тестер

Определяющую роль в современном автомобильном двигателе играют электронные системы управления и регулирования. Постепенно, шаг за шагом они вытеснили механические системы, так как лишь электроника делает возможным соблюдение все более строгих предписаний законодательства по выбросам вредных веществ с отработавшими газами.


На рисунке схематически изображен двигатель с простейшей системой впрыска топлива, которая состоит из следующих исполнительных механизмов:
1. топливная форсунка;
2. свеча и катушка зажигания;
а также из датчиков, которые определяют режим работы двигателя:
1. датчик массового расхода воздуха;
2. датчик положения дроссельной заслонки;
3. датчик абсолютного давления во впускном коллекторе;
4. датчик положения коленчатого вала;
5. датчик температуры;
6. лямбда-зонд.

Каждый датчик формирует определенный сигнал, который соответствует контролируемой им физической величине. Например, датчик расхода воздуха преобразует текущий расход воздуха через двигатель в определенный уровень напряжения, датчик положения дроссельной заслонки контролирует текущий угол открытия заслонки и выдает соответствующее напряжение. Лямбда-зонд выдает сигнал, который несет информацию о содержании кислорода в отработавших газах. Датчик положения коленвала генерирует сигнал, по которому можно определить текущее положение коленчатого вала и скорость его вращения.

Все эти сигналы поступают в электронный блок управления двигателем, на основании чего рассчитывается масса топлива, соответствующая необходимому наполнению цилиндров воздухом, и по этим данным определяется требуемая продолжительность и момент впрыска топлива. Также на основании описанных параметров система определяет угол поворота коленчатого вала, при котором должно происходить воспламенение рабочей смеси.

Если уровень сигнала от какого-либо датчика выходит за допустимый диапазон, система сохраняет соответствующий код неисправности и формирует сигнал водителю – включает лампу “Check Engine” на приборном щитке.

Как правило, диагностика автомобиля с такой системой управления начинается с подключения специализированного авто сканера. Сканер подключается к шине обмена данными электронного блока управления через диагностический разъем автомобиля и позволяет считать ошибки, которые были зарегистрированы электронным блоком управления в процессе работы двигателя. А также позволяет посмотреть информацию, поступающую от датчиков в том виде, в котором их видит блок управления.

Во многих случаях по показаниям сканера однозначно определить причину неисправности практически невозможно, поэтому самой оптимальной методикой поиска будет непосредственный анализ сигналов, поступающих в электронный блок управления и управляющих сигналов от блока управления, и сравнение их с эталонами. Для этих целей используют мотор-тестер.

Мотор-тестер – это специальный многоканальный цифровой осциллограф, предназначенный для диагностики различных систем автомобиля, в том числе и двигателя. Как уже было сказано, диагностика заключается в исследовании амплитудных и временных параметров сигналов, поступающих в блок управления, а также измерение параметров, которые не контролируются датчиками системы впрыска при помощи датчиков из комплекта мотор-тестера.

Например, при помощи дополнительного датчика давления можно получить график изменения давление в цилиндре, по которому можно судить об исправности цилиндропоршневой группы, а также газораспределительного механизма; давление во впускном коллекторе, по которому можно сразу сравнить наполнение всех цилиндров топливовоздушной смесью; давление в выпускном коллекторе. А также напряжения и токи в различных электрических цепях автомобиля.

Все эти сигналы можно непосредственно анализировать при помощи автомобильного осциллографа мотор-тестера независимо от того, возможно ли их просмотреть при помощи сканера вообще.

Итак, обобщив все ранее сказанное, можно сделать вывод, что сканер подключается к электронному блоку управления через диагностическую шину и позволяет просмотреть данные, с которыми оперирует электронный блок при управлении работой двигателя.

Также можно посмотреть параметры рассчитанные блоком управления, например, время впрыска топлива или угол опережения зажигания, на основании которых блок управления генерирует сигналы управления исполнительными механизмами, соответственно, форсункой и катушкой зажигания.

При выходе какого-либо параметра за пределы диапазона, блок управления фиксирует ошибку, однако достоверно определить неисправность предполагаемого узла можно лишь непосредственно перепроверив мотор-тестером уровни сигнала на входе электронного блока либо на выходе датчиков. Или еще и проанализировав сигналы исполнительных механизмов. При необходимости, также можно подключить дополнительные датчики из комплекта мотор-тестера и получить осциллограммы необходимых параметров.

Как правило, мотор-тестер выполнен в виде приставки к персональному компьютеру, что позволяет использовать вычислительные ресурсы компьютера для анализа сигналов, а также выводить результаты анализа на монитор компьютера в удобной форме в виде графиков и диаграмм, и сохранять эталонные сигналы.

Следует отметить, что даже в случае измерения некоторых параметров сканером, непосредственное измерение этих же параметров мотор-тестером, позволяет получить дополнительную информацию. Причиной малой информативности сигнала полученного со сканера является, невысокая скорость обновления данных, как правило сканер позволяет делать замер параметра несколько раз в секунду, чего недостаточно для анализа быстроизменяющихся параметров. Мотор-тестер позволяет производить от ста тысяч измерений в секунду.

Приведем в качестве примера анализ напряжения бортовой сети при запуске двигателя и работе его на ХХ. Измерять напряжение буду одновременно при помощи мультимарочного сканера AutoCom и мотор-тестера MT Pro. В окне сканера в качестве отображаемых параметров выбираю Напряжение батареи и Скорость вращения двигателя.

Окно настройки подсказывает, что чем больше параметров будет выбрано для одновременного отображения, тем меньше будет скорость обновления каждого. Поэтому если необходимо отслеживать параметры, которые изменяются быстрее, чем обновляются показания на сканере, то для измерения этих параметров необходимо воспользоваться мотор-тестером.

Двигатель заглушен. Запускаем запись осциллограммы, Уровень напряжения – составляет почти 12,8 В, что соответствует нормально заряженному аккумулятору.

Теперь включаем запись в окне сканера. Выбираем режим отображения в виде графиков.

Первое, что бросается в глаза – отличия в показаниях постоянного напряжения. Причиной этого может быть то, что измерение напряжения осуществляется в разных точках: щуп мотор-тестера подключен непосредственно к клеммам аккумулятора, а электронный блок показывает напряжение, которое приходит на его вход. Так как разница в показаниях небольшая и никаких симптомов неисправности в работе автомобиля не проявляется, то можно не обращать на это внимания. Как уже отмечалось ранее, двигатель заглушен, тем не менее сканер показывает скорость вращения 25 об/мин. Возможно, эта особенность работы сканера на данном автомобиле. Также не будем обращать на это внимания.

По графику оборотов видно небольшой участок стартерной прокрутки, запуск двигателя и стабилизацию холостого хода. На графике выше видно просаживание бортового напряжения до уровня примерно 10,5 В, затем плавное нарастание напряжения до нормального напряжения работы генератора 14,2…14,3 В.

Остановим запись и перейдем к окну мотор-тестера. Находим участок запуска двигателя.

Наблюдается явное сходство сигналов, но первое, что бросается в глаза – наличие ступенек на графике, полученном сканером. Размер этих ступенек как раз и определяется временем обновления параметра. Например, четко видно, что пик падения напряжения в момент включения стартера пропущен и на самом деле напряжение снижалось до 9 В. В определенных случаях по этому сигналу можно определить неисправность аккумуляторной батареи или стартера, а если анализировать сигнал при работающей системе зарядки аккумулятора, по пульсациям напряжения можно определить неисправность в генераторе.

Основным преимуществом сканера является простой доступ практически ко всем параметрам двигателя посредством подсоединения всего одного провода сканера к диагностическому разъему, в случае же с мотор-тестером, необходимо вручную подключать щуп в определенную точку проводки для просмотра требуемого параметра. С другой стороны, мотор-тестер позволяет проводить непосредственное измерение и обеспечивает верные показания не зависимо от исправности бортовой сети или электронного блока управления. А также позволяет проводить анализ параметров, которые сканером просто невозможно проконтролировать.

Мотор-тестер и сканер – два незаменимых прибора в диагностике современного двигателя, которые не заменяют друг друга, а дополняют возможности каждого.

Поэтому Для эффективной работы, необходимо рационально сочетать возможности этих двух приборов. И понимать в каких случаях, какой прибор необходимо использовать.

Осциллограф мотор-тестер что это такое и для чего он нужен?

Ведущее место в двигателе современного авто отведено электронным системам управления, а также регулирования. Понемногу они пришли на смену механическим системам и полностью заменили их, потому что только с электроникой можно соблюдать все более строгие указания законодательства относительно выбросов вредных веществ вместе с отработанными газами.

Самая простая система впрыска горючего мотора состоит из:

  1. топливной форсунки;
  2. свечи и катушки зажигания;

а также из определяющих режимы работы мотора датчиков:

  1. датчика массового расхода воздуха;
  2. датчика положения дроссельной заслонки;
  3. датчика абсолютного давления во впускном коллекторе;
  4. датчика положения коленчатого вала;
  5. датчика температуры;
  6. и лямбда-зонда.

Каждым датчиком выполняется формирование конкретного сигнала, он соответствует той физической величине, которая контролируется датчиком. К примеру, датчик по расходу воздуха выполняет преобразование расхода воздуха на данный момент через мотор в некоторый уровень напряжения, датчик, отвечающий за положение дроссельной заслонки, «следит» за текущим на данный момент углом открытия заслонки и подает необходимое напряжение. Лямбда-зондом генерируется сигнал с информацией о том, сколько кислорода содержится в отработанных газах. Датчиком, отслеживающим положение коленвала, генерируется сигнал, он показывает, в каком положении находится коленвал и с какой скоростью он вращается.

Далее все эти сигналы идут к электронному блоку управления мотором, на них основывается расчет массы горючего, которая нужна для наполнения цилиндров воздухом, и, уже исходя из этих данных, выполняется определение необходимой длительностью и момента впрыска горючего. Также, опираясь на описанные параметры, системой определяется, какой должен быть угол поворота коленвала, чтобы воспламенились рабочие смеси.

В случае выхода сигнала какого-то из датчиков за допустимые рамки, система выполняет сохранение соответствующего кода неполадки и сигнализирует об этом водителю – через включение лампы «Check Engine», расположенной на приборном щитке.

Обычно диагностирование авто, имеющего такую систему управления, начинают с того, что выполняется подключение специализированного автомобильного сканера. Прибор подключают к шине обмена данными электронного блока управления с помощью диагностического разъема машины и считывают ошибки, зафиксированные электронным блоком управления в процессе работы мотора. Также можно увидеть данные от датчиков в таком виде, какими их видит блок управления.

В большинстве случаев одних показаний автосканера недостаточно для выявления причины поломки, и самым эффективным будет выявление поломок путем прямого анализа сигналов, которые поступают в электронный блок управления, а также управляющих сигналов от блока управления, и их последующее сравнение с эталонами. Именно для этих задач и нужен мотор-тестер.

Прибор мотор-тестер является специальным многоканальным цифровым осциллографом, задача которого – диагностирование разных систем машины, и мотора в том числе. Ранее уже было отмечено, что суть диагностирования – это анализ временных и амплитудных параметров сигналов, которые получает блок управления, а также фиксирование параметров, не контролируемых датчиками системы впрыска с помощью датчиков, которые включены в комплектацию мотор-тестера.

Так, доп. датчик давления позволяет создать график с изменениями давления в цилиндре, глядя на который, можно понять, исправна ли цилиндропоршневая группа, а также газораспределительный механизм; можно узнать, какое давление во впускном коллекторе, и тут же провести сравнение наполненности всех цилиндров топливовоздушной смесью; проанализировать, какое давление в выпускном коллекторе. Также можно получить данные о напряжении и токе в разных электроцепях авто.

Вы можете проводить анализ всех этих сигналов, используя автомобильный осциллограф мотор-тестера, и совершенно не важно, доступен ли их просмотр при помощи автосканера вообще.

Так, если обобщить все выше сказанное, приходим к выводу, что подключение автосканера к электронному блоку управления осуществляется посредством диагностической шины, это нужно для просмотра данных, с которыми работает электронный блок при управлении работой мотора.

Также доступен просмотр параметров, которые рассчитываются блоком управления, например, это относится ко времени впрыска горючего, к углу опережения зажигания. Основываясь на этих показаниях, блок управления создает сигналы по управлению исполнительными механизмами, то есть форсункой, а также катушкой зажигания.

Когда какой-то параметр выходит за допустимые рамки, блоком управления фиксируется ошибка, но точно выявить поломку можно только если перепроверить с помощью мотор-тестера уровни сигнала на входе в электронный блок или же на выходе из датчиков. Либо дополнительно проведя анализ сигналов исполнительных механизмов. В случае необходимости также возможно подключение доп. датчиков из комплекта мотор-тестера с целью получения осциллограмм нужных параметров.

Зачастую мотор-тестер выглядит, как приставка к ПК, поэтому возможно использование вычислительных ресурсов компьютера, чтобы анализировать сигналы. Также это позволяет делать вывод результатов анализа на экран компьютера в форме, которая наиболее удобна пользователю – как график либо диаграмма, и выполнять сохранение эталонных сигналов.

Отметить также, что даже если некоторые параметры были считаны автосканером, дополнительные измерения этих же параметров с помощью мотор-тестера дает более полную картину. Почему сигнал от сканера недостаточно информативен? Причина в невысокой скорости обновления данных, потому что обычно сканером замеряются параметры пару раз в секунду, и этого не хватает, чтобы проанализировать параметры, которые изменяются стремительно. А мотор-тестером можно выполнять от ста тысяч измерений в течение секунды, преимущество очевидно.

Посмотрим пример анализа напряжения бортовой сети в процессе запуска мотора и его работе на ХХ. Измерение напряжения одновременно будет проводиться мультимарочным автосканером AutoCom и мотор-тестером MT Pro. В окошке автосканера для отображения параметров выбрано Напряжение батареи и Скорость вращения двигателя.

Окошко настройки дает подсказку: что чем больше мы выбираем параметров, которые будут одновременно отображаться, тем дольше будет выполняться обновление каждого из них. И если вам нужно следить за параметрами, изменение которых проходит быстрее, чем обновление показаний на автосканере, изменяются скорее, чем обновляются показания на сканере, это лучше делать при помощи мотор-тестера.

Глушим мотор. Начинаем записывать осциллограммы, при уровне напряжения почти 12,8. Это так же, как и у нормально заряженного аккумулятора.

Далее включаем запись в окошке автосканера. И выбираем графический тип отображения.

Первое, что очевидно заметно – это то, как отличаются показания постоянного напряжения. Так может быть потому, что напряжение измеряется в различных точках: так, мотор-тестер может быть подключен своим щупом прямо к аккумуляторным клеммам, а электронный блок выдает то напряжение, которое поступает к нему на вход. Исходя их того, что показания различаются незначительно, и нет каких-либо проявлений неполадок в работе машины, можно не акцентировать на этом свое внимание. Как говорили ранее, мотор заглушили, но сканером фиксируется вращение со скоростью 25 об/мин. Может быть, это является особенностью работы автосканера на данной машине. Так что на это также можно не обращать внимания.

Теперь выполняем запуск двигателя.

На графике оборотов можно заметить небольшой участок прокрутки стартера, запуск мотора, а также стабилизацию холостого хода. Мы можем видеть на графике, что бортовое напряжение просело примерно до отметки 10,5 В, потом понемногу оно нарастает и уже показывает нормальное напряжение для работы генератора 14,2. 14,3 В.

Останавливаем запись и переходим к окну мотор-тестера. Теперь обратим внимание на участок запуска мотора.

Наблюдаем очевидное сходство в сигналах, однако, первое, что можем заметить – это ступеньки на графике, который получил автосканер. Размер этих ступенек соотносится со временем обновления параметра. К примеру, мы видим, что момент пика падения напряжения в момент, когда включался стартер, пропущен, и действительно напряжение падало до отметки 9 В. Порой, ориентируясь на этот сигнал, можно выявить поломку стартера либо аккумуляторной батареи, а путем анализа сигнала, когда работает система зарядки аккумулятора, ориентируясь на пульсации напряжения, можем выявить неполадки в работе генератора.

Основной плюс в работе автосканера – это простота доступа почти ко всем параметрам мотора через подключение лишь одного провода автосканера к разъему для диагностики.

С мотор-тестером иная ситуация – нужно ручное подключение щупа к конкретной точке проводки, чтобы просмотреть нужный параметр. В то же время с помощью мотор-тестера можно выполнять непосредственное измерение, с ним гарантировано получение правильных показаний вне зависимости от того, исправна ли бортовая сеть либо ЭБУ. Также можно анализировать параметры, контроль которых автосканером просто невозможен.

Таким образом, мотор-тестер и автосканер – два отдельных незаменимых устройства, применяемые в диагностировании современного мотора. Они не могут заменить друг друга, а только дополнить возможности друг друга.

Итак, чтобы работа была максимально эффективной, нужно рациональное сочетание возможностей двух этих устройств. А также понимание того, в какой ситуации какое устройство нужно задействовать.

Мотор-тестеры и их функции

Мотор-тестер используется для получения данных о работе электрооборудования двигателя, а также имеет в своем распоряжении функции осциллографа. Основной отличительной чертой от автомобильного сканера является способ получения информации. Прибор оснащен собственными датчиками, что позволяет ему обходить ЭБУ и получать данные напрямую.

Осциллографприбор считывающий данные с датчиков, который способен выводить ее в графическом или числовом виде, а затем анализировать. Для сравнения используются стандартные показатели, имеющиеся для каждой модели. Иногда осциллограф используют отдельно от мотор-тестера.

Функции мотор-тестера:

1. Режим тестера

· диагностика систем двигателя и сравнительный анализ с номинальными значениями (например, тестирование по пусковому току).

· анализ работы датчиков ЭБУ;

· считывание параметров управляющих сигналов, которые идут от электронного блока управления к различным исполнительным устройствам;

· сбор и проверка данных о работе цепей системы зажигания;

· диагностика параметров не связанных с электроникой (к примеру, получение данных о давлении масла и топлива).

Приборы для диагностики отдельных систем автомобиля

Для получения данных о работе отдельных систем часто используются специальные устройства. Для того чтобы изменить показания спидометров можно воспользоваться корректором одометров. В ряде случаев этот прибор может использоваться как программатор. Его часто применяют для того, чтобы избежать погрешности спидометра после изменения размера покрышек.

Функционал некоторых корректоров расширен, что позволяет им частично заменять тестеры и программаторы. К примеру, они могут использоваться для диагностики ЭБУ подушек безопасности.

Специальные приборы предусмотрены для профилактического обследования иммобилайзеров. Считывая данные, они анализируют устройство на наличие ошибок. В случае их обнаружения можно воспользоваться специальным модулем для их устранения или перепрограммирования.

Перечисленные виды устройств выпускаются не только для конкретных марок, но и могут быть универсальными для диагностики всех автомобилей.

Для чего нужен мотор тестер

  • ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  • ДОСТАВКА
  • НОВОСТИ
  • СТАТЬИ
  • РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ
  • РАСПРОДАЖА
  • ЦЕНЫ
  • КОНТАКТЫ

С чего начинается диагностика (О мотор-тестерах)

Любой механик, если, конечно, он не гений или смельчак, начнет свою профессиональную диагностическую деятельность с «Жигуля», а не «Мерседеса». Так вот, любимый многими работниками автосервисов сканер может работать только с десятым семейством «Жигулей»: у предыдущих просто нет электронного управления и некуда прибор подключать. Мотор-тестер же можно подключить даже к автомобилю начала 20 века. Здесь мы имеем дело с физическими процессами, обладающими определенными поддающимися измерению параметрами. С помощью мотор-тестера можно обнаружить неисправность даже в самой сложной электронной системе управления. Трудоемко, требует больших знаний, опыта и незаменимо. Если же вы обладаете каким-то набором знаний и опытом, но у вас в наличии только сканер, выражаю соболезнования. Возможности сканера ограничены заложенными в него функциями. В случае же использования мотор-тестера даже простейшей комплектации, ограничения накладываете вы сами. Вы измерили какую-то величину, причем можно измерить их очень много, набрали статистику за определенное время. Потом вы, анализируя, сопоставляете данные и делаете какой-то вывод.
Давайте отложим мои претензии к сканерам и их обладателям до следующего номера. Сейчас «звездой балета» будет мотор-тестер. И вы получите о нем максимально возможное количество информации, ограниченное только объемом отведенного для материала места.

Известно, что наука начинается с измерений. Диагностика двигателя уже претендует на звание самостоятельной науки. Кстати, возникла она, как только появились измерительные приборы. А первые приборы для измерения электрических параметров двигателя появились тогда, когда автомобили начали активно оснащать электрическими системами. Получается, что приборы вошли в жизнь автомобилей примерно одновременно с появлением бортовой сети с ее характерными компонентами: аккумуляторной батареей, стартером и генератором, системой искрового зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем. Приборы умели измерять частоту вращения коленчатого вала (обороты двигателя), угол замкнутого состояния контактов прерывателя, напряжение в разных точках (в том числе на прерывателе), переменную составляющую пульсаций генератора и другие. По сути, это были немного видоизмененные амперметры, вольтметры и тахометры. Позже в составе автомобильного измерительного комплекса появился осциллоскоп (или осциллограф) и стало возможным наблюдать или регистрировать форму быстротекущих процессов: изменение напряжения в первичной цепи системы зажигания, кривую высоковольтного разряда и так далее. Однако наличие этого мощного измерительного средства не превратило измерительный комплекс в мотор-тестер.

Углубляться в историю — пылью обрастать, поэтому предлагаю на этом этапе остановиться и вернуться в наши дни. Сегодня у нас есть мотор-тестер. Правда, может случиться, что вам подсунут за 50 у.е. «коробочку» с жидкокристаллическим дисплеем, сказав, что это, де, настоящий мотор-тестер. Чтобы вывести на «чистую воду» продавца, спросите его, какие функции выполняет чудо-ящик. И вы убедитесь, что это в лучшем случае обычный мультиметр.
Сначала поговорим о терминах и сразу перейдем к функциям: тогда ни один продавец не сможет вас обмануть, предлагая псевдо мотор-тестер.
Специализированные автодиагностические сайты оперируют минимум пятью терминами. Мотор-тестер, тестер-сканер, анализатор работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания), микротестер, осциллограф автомобиля и осциллоскоп. Если рассмотреть назначение этих приборов, то оно зачастую бывает разным, хотя само понятие «тестер» звучит почти везде. При этом прибор, который называется тестер-сканер — это тоже мотор-тестер, но по своей сути этот прибор является программным сканером. В то же время мотор-тестер и анализатор работы ДВС — по сути один и тот же прибор, а именно мотор-тестер. Называть прибор осциллоскопом неграмотно с технической точки зрения, так как осциллоскоп — это осциллограф с определенными функциями. Осциллоскоп малоприменим в работе с электрическими цепями или электрическими сигналами автомобиля, то есть это прибор, который предназначен для фиксации одного отдельного импульса и в практике диагностики осциллоскоп не применяется. Просто откуда-то название пришло и появилось в рекламных материалах.
Мотор-тестер позволяет одновременно измерять большое количество электрических сигналов в любых электроцепях, включая высоковольтные. Также он вполне в состоянии отображать форму и характер изменения этих сигналов во времени в режиме осциллоскопа или осциллографа. И еще мотор-тестер способен оказывать на двигатель испытательные воздействия и на основании анализа его реакции можно сделать вывод о состоянии двигательной механики.
Мотор-тестер — прибор универсальный, его можно продуктивно использовать для исследования бензиновых двигателей всех типов как карбюраторных, так и инжекторных, оборудованных различными системами зажигания, имеющих систему самодиагностики и без таковой. Это и дает полное основание специалистам относить мотор-тестеры к «фундаментальным» средствам диагностики.
Перечислю, какие функции должен нести в себе мотор-тестер в идеале.Мотор-тестер как диагностический инструмент должен выполнять функцию осциллографа. Осциллограф — прибор, который позволяет увидеть форму импульсного напряжения или тока и измерить его параметры. Вторая группа функций, которая отличает мотор-тестер от обычного осциллографа, это расчетные функции. С их помощью производят расчеты на основании снятых с двигателя параметров. Примером такого расчета может быть баланс мощности, эффективность по цилиндрам…Третья функция — это измерение неэлектрических сигналов, к которым следует отнести в первую очередь давление. Если этот же прибор умеет измерять неэлектрические физические величины, такие как давление, а в конкретном случае компрессия и умеет их комплексировать с электрическими сигналами, только тогда прибор может называться мотор-тестером. В противном случае это может быть просто осциллограф широкого применения, то есть можно взять осциллограф, никак не связанный с автомобилем и использовать его для анализа электрических сигналов в машине, но это не будет мотор-тестер. Можно в любом компьютере прописать небольшую программку, которая будет высчитывать баланс мощности по заданным параметрам, это опять будет просто программка, но не мотор-тестер. Есть приборы, которые измеряют компрессию. Объединенные аппаратно (то есть проводами), программно в единый комплекс — они образуют мотор-тестер.

Теперь о классификации мотор-тестеров. Существуют мотор-тестеры, различные по своей конструкции, по возможностям и по цене. При делении мотор-тестеров на группы, нужно обозначить критерии деления. Делить мотор-тестеры можно, по конструкции, функциональности и по стране-производителю.
По конструкции мотор-тестеры бывают стационарные, или консольные и мобильные, или «ручные».
Мобильные представляют собой наиболее простой вариант, зачастую они не обладают необходимым для серьезных диагностических работ набором функций.
Консольные же мотор-тестеры — это серьезные стационарные приборы, оформленные в виде «кабинета» — стойки на колесиках. Свое название они получили из-за непременного наличия характерной поворотной, консольно расположенной штанги, используемой для приближения измерительных кабелей к различным точкам двигателя.

Консольные мотортестеры характеризуются высокой степенью оснащенности с аппаратной точки зрения. Они максимально оборудованы датчиками, адаптерами, дополнительными измерительными приборами. В их комплектации, например, можно обнаружить различные бесконтактные датчики тока, датчики температуры, датчики давления (разрежения), комплекты кабелей для работы с индивидуальными катушками зажигания различной конфигурации. Как правило, в состав консольных мотор-тестеров входит качественный четырехкомпонентный газоанализатор, предусмотрено устройство вывода информации на печать. К качеству программного продукта претензий быть не может. А это значит, что гарантированы скорость и точность обработки диагностических параметров, способность сохранять результаты в памяти, обширная база данных практически по всем маркам автомобилей. Помимо этого, программное обеспечение таких мотор-тестеров содержит так называемую экспертную систему.
Экспертная система — это совокупность базы эталонных значений параметров и допусков различных двигателей и алгоритма поиска неисправностей. Работа экспертной системы состоит из двух этапов. На первом она сравнивает результаты измерений ряда параметров с их эталонными значениями для данного типа двигателя, хранящимися в базе. На втором — анализирует имеющиеся отклонения и либо сразу указывает на неисправность, либо рекомендует оператору выполнить определенную последовательность действий. Они подразумевают проведение дополнительных проверок двигателя или его системы для вынесения окончательного диагноза.
Высокая стоимость — один из главных недостатков стационарных мотор-тестеров. Также «минусом» является то, что невозможно тестировать мотор под нагрузкой, в движении, когда наиболее ярко проявляются некоторые неисправности. В остальном — это самые совершенные приборы.
Перейдем к главному вопросу — функциональности приборов. Осциллограф представлен практически в любых модификациях мотор-тестера. Даже самого низкого уровня мотор-тестер содержит в себе осциллограф. Функции, связанные с измерением баланса мощности, эффективности по цилиндрам. Также есть всякие расчетные программы. Перечисленные функции есть не у всех мотор-тестеров. Есть мотор-тестеры, которые в принципе ограничиваются большими техническими добавками и осциллографом. И совсем редко встречается функция измерения неэлектрических величин. Есть у немногих, и только стационарных мотор-тестеров. Ни у одного мобильного этой функции нет.
По производству приборы делятся на импортные (большой перечень) и отечественные (небольшой перечень). На первом месте стоят мотор-тестеры, которые производятся такими известными фирмами, как «Sun Electric», выпускающая мотортестер SMP 4000 и «Robert Bosch», модель FSA 560. Обе модели предлагаются на российском рынке. Известные до недавнего времени американские производители — фирмы «Bear» и «Alien» прекратили выпуск такого оборудования. Спрос на дорогую технику невелик даже в богатой Америке.
Это зарубежные приборы. Они очень дорогие (от 20 тысяч у.е.), очень функциональные и их рекомендуют применять в качестве дилерских приборов производители автомобилей. Но пригодны ли они для применения в неавторизованном сервисе — это уже вопрос серьезный по причине высокой цены и проблематичности окупаемости.
Вторая группа — отечественные. Менее известны, даже в кругу специалистов. Если рассматривать по конструкции, среди импортных много и стационарных и мобильных мотор-тестеров. Среди отечественных большинство консольных. И если отнести прибор белорусского производства к отечественным, то есть один мобильный мотор-тестер на нашем рынке.
В Новгороде, в Санкт-Петербурге есть производители консольных мотор-тестеров. Отечественные мотор-тестеры в зависимости от комплектации и фирмы-производителя стоят от двух до десяти тысяч у.е. Все они консольные, сделаны на базе ПК, с мультиплексором — устройство согласования автомобиля с компьютером и, самое главное, с комплектом датчиков, которые подключаются к автомобилю. Чем отличаются друг от друга российские мотор-тестеры? Некоторые не могут быть установлены на любой компьютер, должен быть компьютер, который переделал тот же производитель. Потому и цена вырастает. И базовый комплект у них не включает датчики. Такой стоит 6 тысяч у.е. Другой мотор-тестер может не требовать специального компьютера, но в комплект входят датчики и мультиплексор.
Еще есть приборы, которые называются мотор-тестерами, причем мобильные отечественного производства. Отличаются тем, что, фактически, ограничены функциями осциллографа. Они недорогие, зато и не функциональные. Профессиональные диагносты предпочитают заплатить больше, чтобы получить функциональность.
Недорого стоят мобильные импортные мотор-тестеры, производимые в Юго-Восточной Азии. Эти мотор-тестеры зачастую конструктивно объединены со сканерами. Примером могут служить китайские, корейские приборы. Это маленькие приборчики, которые объединяют в себе определенные вычислительные функции. Они сравнительно недорогие. В комплексе со сканером стоят порядка 5 тысяч у.е., без сканера — 2,5 тысячи у.е. Такие приборы на рынке присутствуют несколько лет и ими уже успели обзавестись многие даже не навороченные сервисы.
Давайте поговорим о проблемах. По некоторым оценкам, автосервисов в Москве 14 тысяч. Сегодня во многих автосервисах стоят мотор-тестеры. По экспертным оценкам, минимум 25% сервисов имеют в своем распоряжении хоть какие-то мотор-тестеры. Дилерские центры оснащаются дорогими мотор-тестерами. Простые автосервисы, случается, используют для диагностики осциллографы из школьной лаборатории.
Поскольку мотор-тестер по сути своей измерительный прибор, то есть инструмент, то очень большое значение при его использовании имеет интерпретация полученных измерений. Мотор-тестер ничего не подсказывает, может только измерять физические величины, может их как-то пересчитать и изобразить графически, но не более. Дорогие мотор-тестеры импортного производства (Bosh, Sun, Herman) включают в себя компьютерную экспертную систему. Это сложная программа, содержащая огромное количество информации. Остальные мотор-тестеры, даже некоторые из европейских стран, например, Италии и Чехи, не содержат такой программы. И экспертную систему должен заменить специалист, который работает с мотор-тестером. Тут начинаются проблемы. Специалистов в данной области фактически никто не готовит. Даже при желании заняться самообразованием придется приложить усилия по поиску пособий, ведь существует масса методик, между собой никак не связанных. Зачастую люди вырывают куски из экспертных систем, ломая их. Потом переводят со словарем, ведь программы англоязычные. В тесном кругу информация циркулирует, люди друг у друга учатся. По экспертным оценкам, настоящих диагностов, владеющих методиками, не более 25% от служащих 25% сервисов, которые располагают мотор-тестерами. Несколько компаний в Москве, занимающихся мотор-тестерами, проводят курсы занятий по подготовке автодиагностов. Существует также Московский учебный центр. При некоторых институтах устраивают курсы по ликбезу в области автодиагностики. На курсах предлагают практические занятия на действующем оборудовании. Кстати, мотор-тестер — самое сложное оборудование в смысле подготовки специалистов.
На прощание могу посоветовать поскорее приобщиться к тем, кто умеет обращаться с мотор-тестерами. Если же вы уже все умеете, могу только за вас порадоваться.

Стендовые диагностические системы. Мотортестеры

Стендовые диагностические системы не подключаются к бортовым электронным блокам управления и, таким образом, не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля.

Они обычно диагностируют отдельные механизмы двигателя и системы зажигания, поэтому их часто называют мотортестерами.

Основными элементами мотортестера являются датчики, а также блок обработки и индикации результатов измерений воспринимаемых сигналов. Датчики и регистрирующие приборы соединены с кабелями с помощью штекеров и зажимов. Мотортестеры выполняются на базе компьютеров, имеют клавиатуру, дисплей, дисководы, привод CDROM. В комплект обычно входит набор соединительных проводов и кабелей, стробоскоп, а в отдельных случаях — и газоанализатор отработавших газов. Информация вводится в компьютер с помощью соответствующего анализатора, в котором размещены аналоговоцифровые преобразователи, компараторы, усилители и другие устройства предварительной обработки сигналов. Анализатор подключается к необходимым элементам на автомобиле с помощью комплекта кабелей, который представляет собой набор проводов, подключаемых к отрицательной, положительной клеммам аккумулятора и катушке зажигания, провода высокого напряжения к катушке зажигания и к свече первого цилиндра, а кроме того, бесконтактный датчик тока на шине зарядки аккумулятора, датчик температуры масла в двигателе (вставляется вместо щупа), датчик разрежения во впускном коллекторе и т.п.

Основная часть мотортестера — осциллограф, на экране которого появляются различные осциллограммы, отражающие режим работы и техническое состояние проверяемых деталей и приборов системы зажигания. Оценка сигнала, появляющегося на экране осциллографа, основывается на анализе изменений (при наличии неисправностей) характера электрических процессов, протекающих в цепях низкого и высокого напряжения. По отдельным частям изображения можно судить также о работе некоторых элементов систем питания и зажигания, а характер изменения позволяет выявлять причины неисправностей. Компьютер мотортестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее или в виде распечатки на принтере.

Основные функции мотортестера:

  1. Снятие и отображение осциллограмм. Этот режим используется, в частности, для проверки сигналов от датчиков электронных систем управления и проверки управляющих сигналов от электронных блоков управления к исполнительным устройствам.
  2. Осциллограф зажигания — снятие и отображение осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания. Функциональность этого режима у конкретного прибора полностью зависит от того, какие системы зажигания он поддерживает. Поддержка той или иной системы заключается в поддержке со стороны программного обеспечения прибора и наличии датчиков, необходимых для снятия осциллограмм первичной и вторичный систем зажигания.
  3. Специальные мотортестерные режимы. В частности это тесты — тест «Баланс мощности», тест «Эффективность цилиндров» («Неравномерность вращения»), тест «Относительная компрессия» и др.
  4. Измеритель и осциллограф неэлектрических величин — температура (масла, охлаждающей жидкости), давление (давление в цилиндре, давление масла, давление топлива, давление наддува в турбированных системах, давление выхлопных газов и пр.), разрежение (во впускном коллекторе), детонация и пр. — могут измеряться при помощи специальных датчиков, преобразующих соответствующую физическую величину в напряжение.
  5. Мультиметр — измерение различных электрических величин — напряжения, тока, сопротивления, частоты, скважности и пр.
  6. Имитатор сигналов.

Функции по графическому представлению осциллограмм системы зажигания заключаются, прежде всего, в поддержке различных режимов вывода осциллограммы сигналов первичной и вторичной цепи:

  • Режим «Один цилиндр» – отображается осциллограмма первичного и/или вторичного напряжения по одному выбранному цилиндру. Осциллограмму выбранного цилиндра можно изучить досконально. При выводе осциллограмм как первичной, так и вторичной цепи можно сделать вывод о локализации неисправности.
  • Режим «Парад» – отображаются осциллограммы первичного или вторичного напряжения всех цилиндров с расположением в ряд, друг за другом (рис.). При этом, прежде всего, удобно сравнение амплитудных параметров (величин напряжения) по цилиндрам – напряжения пробоя, напряжения горения и пр.
  • Режим «Растр» – отображаются осциллограммы первичного или вторичного напряжения всех цилиндров с расположением в столбец, друг над другом. При этом удобно сравнивать временные величины по цилиндрам (время накопления энергии, время горения и пр.), а также формы осциллограмм.
  • Режим «Наложение» – отображаются осциллограммы первичного или вторичного напряжения всех цилиндров с расположением друг на друге. При этом сразу видно, осциллограмма какого из цилиндров существенно отличается от других.

Рис. Характерные осциллограммы системы зажигания

Данные по работе системы зажигания могут выводиться и на экран в виде цифровых значений.

Рис. Цифровые значения параметров системы зажигания

Мотортестеры позволяют по каждому параметру отследить минимальные, максимальные и средние значения, а также сравнить различные параметры между цилиндрами представив их в максимально удобной форме – например, в виде гистограмм (столбиковых диаграмм).

Специальные мотортестерные режимы – это главное, что, как уже говорилось выше, отличает мотор-тестер от автомобильного осциллографа. В частности это тесты:

  • Тест «Баланс мощности по цилиндрам» проверяется при установившемся режиме работы двигателя при частоте вращения коленчатого вала равной 0,5 от номинальной частоты. На режимах проверки данного теста происходит поочередное отключение цилиндров и по процентам падения частоты вращения коленчатого вала определяют работоспособность того или иного цилиндра. Измеренные значения для четырехцилиндрового двигателя должны быть в пределах для каждого цилиндра 82…88%, для шестицилиндрового двигателя – 86….92%, для восьмицилиндрового двигателя – 90…95%.
  • Тест «Относительная компрессия» при установившемся режиме работы проверяется в процентах относительная компрессия по цилиндрам. Относительная компрессия измеряется по пульсациям напряжения аккумуляторной батареи во время прокрутки двигателя стартером. Для предотвращения пуска двигателя система зажигания автоматически блокируется мотор-тестером;
  • Тест «Эффективность цилиндров» («Неравномерность вращения») — при установившейся работе двигателя прибор анализирует изменение временного промежутка между сигналами зажигания, которое зависит от вклада каждого цилиндра во вращение коленчатого вала;
  • Тест «Давление в цилиндре» – в какой-либо из цилиндров вместо свечи вкручивается датчик давления. По снятой осциллограмме пульсаций давления в цилиндре, при наложении на нее сетки нормативных фаз открытия и закрытия клапанов определяется правильность работы газораспределительного механизма;
  • Тест «Прокрутка» – коленчатый вал двигателя прокручивается стартером, запуск двигателя блокирован. Во время прокрутки определяются частота вращения, минимальное и среднее напряжение бортовой сети, стартерный ток;
  • Тест «Запуск» – производиться запуск двигателя. Во время запуска определяются частота вращения, минимальное и среднее напряжение бортовой сети, стартерный ток, время запуска;
  • Тест «Разгон» – определяется время набора двигателем частоты вращения коленчатого вала с одного значения до другого;
  • Тест «Баланс индикаторной мощности» (иногда его называют «Разгон-Выбег») подразделяется на два теста — тест «Составляющая механических потерь баланса индикаторной мощности» и тест «Эффективная составляющая баланса индикаторной мощности». Индикаторная мощность — это мощность, полученная от сгорания топлива в цилиндрах. К сожалению, использовать ее полностью невозможно так как часть мощности расходуется на преодоление сил трения и пр. Эти потери мощности составляют «механические потери», а то, что осталось, составляет «эффективную мощность». Составляющая механических потерь определяется как отношение мощности механических потерь к индикаторной мощности. Эффективная составляющая определяется как отношение эффективной мощности к индикаторной мощности (фактически это механический КПД (коэффициент полезного действия) двигателя) – для современных автомобильных двигателей, как правило, не превышает 0,70…0,85. При диагностировании мотортестером (без применения мощностного стенда и глубоких ходовых испытаний) эти параметры определяются условно и приближенно через обсчет времени ускорений и замедлений (в микроциклах разгона-выбега) коленчатого вала в районе определенных заданных оборотов;
  • Тест «Разрежение во впускном коллекторе». Для получения данных разрежения (давления) во впускном коллекторе к мотортестеру подключается специальный датчик давления-разрежения. Первый вариант теста дает возможность просмотреть значение разрежения во впускном коллекторе при работающем двигателе и по его колебаниям сделать вывод о работе клапанов.
  • Тест «Давление в выпускной системе». Тест проводиться с использованием таких же датчиков, как и предыдущий. Тест помогает выявиться неработающий или плохо работающий цилиндр. Тест также проводиться как при заведенном двигателе, так и при прокрутке двигателя стартером;
  • Тест «Давление картерных газов». Тест проводится с использованием таких же датчиков, как и предыдущие. В процессе выполнения теста отслеживаются пульсации давления картерных газов в привязке к работе (тактам сжатия и рабочего хода) отдельных цилиндров. Чем больше увеличивается давление при работе цилиндра — тем больше газов прорывается из надпоршневого пространства — следовательно, у данного цилиндра хуже состояние поршневых колец и/или стенок поршня;
  • Тест «Опережение зажигания» — позволяет построить график зависимости угла опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Тест позволяет оценить работу центробежного и вакуумного регуляторов в классической системе зажигания.

Мотортестеры способны диагностировать большинство автомобильных систем, в том числе системы пуска, электроснабжения, зажигания, оценивать компрессию в цилиндрах, измерять параметры системы питания.

По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, поскольку необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д. Универсальность компьютерных мотортестеров определяется их программным обеспечением. Многие из них работают в привычной большинству пользователей операционной системе Windows. К недостаткам мотортестеров следует отнести то, что с их помощью трудно обнаружить непостоянные неисправности в сложных электронных системах, когда неисправность в одной системе проявляется в виде симптомов в других системах, функционально связанных с первой.

Мотор-тестеры

Мотор-тестер — прибор, в котором не используется кодовая информация о неисправностях, поступающая от блока управления, а задействованы аналоговые сигналы от внешних датчиков, установленных в автомобиле.

По идеологии использования мотор-тестер прежде всего необходим для определения параметров системы зажигания (в высоковольтной и низковольтной частях), параметров пуска электроснабжения, анализа выхлопных газов — если встроен газоанализатор, угла опережения зажигания. Кроме электрических, мотор-тестер измеряет параметры гидравлических и механических систем: давление топлива и компрессию, разряжение на впуске и давление турбины компрессора, противодавление катализатора и температуру двигателя.

Мотор-тестеры можно применять для измерения совокупности каких-либо сигналов с любой точки системы управления, т. е. в качестве тестера или осциллографа. Измерения мотор-тестер производит при помощи набора специализированных датчиков. Именно от их конструкции и разнообразия зависит возможность проведения измерений. Особенно большим многообразием отличаются датчики для исследования системы зажигания. Мотор-тестер в обязательном порядке должен выполнять тест относительной или абсолютной компрессии, тест системы газораспределения, мощностного баланса, баланса производительности форсунок. Результаты этих тестов представляются как в цифровом, так и в графическом виде, что позволяет оценить не только численное значение параметров, но и обнаружить такие сложные дефекты, как неправильную установку фаз газораспределения или причину пониженной компрессии.

Огромную роль в мотор-тестере играет осциллографический режим. Современные мотор-тестеры объединяют осциллограф (с возможностью получения осциллограммы высоковольтной системы зажигания) и анализатор двигателя, который с помощью разнообразных тестов оценивает состояние цилиндропоршневой группы и электрооборудования автомобиля. В зависимости от класса (а значит, и цены) мотор-тестер может иметь различные характеристики и возможности. Например, осциллограф может быть как одноканальным, так и многоканальным, осциллограмма зажигания может быть доступна только на автомашинах с классической системой (с распределителем) или на современных системах 018 и СОР (прямое зажигание и система катушек на свечах), и возможности анализатора двигателя тоже бывают различными, хотя большинство этих тестов доступно только для старых классических систем зажигания.

Мотор-тестер можно использовать для исследования двигателей всех типов, как карбюраторных, так и со впрыском, работающих на бензине или газе. Наиболее широкими возможностями обладают стационарные мотор-тестеры со встроенными газоанализаторами.

Современный мотор-тестер оснащается справочными базами данных. Эти базы, как правило, содержат информацию о регулировочных параметрах, расположении контрольных меток и регулировочных винтов, данные о параметрах элементов электрооборудования и характеристики датчиков. Наиболее хорошо оснащенные мотор-тестеры содержат базу эталонных сигналов.

В последнее время на рынке мотор-тестеров появились портативные модели, которые не имеют экспертной системы и базы данных, но вполне могут заменить консольные системы среднего уровня. Эти приборы позволяют делать практически все, что делают стационарные, и даже обладают некоторыми преимуществами перед ними по стабильности, удобству управления, четкости алгоритма пользования базовым меню.

Портативные мотор-тестеры имеют модульную конструкцию, т. е. существует основной системный блок с экраном и клавиатурой, а также смежные модули обработки сигналов. Например, модуль четырехканального осциллографа, модуль сигналов системы зажигания, модуль сканера, и в перспективе даже может быть установлен модуль газоанализатора.

Важное преимущество портативного прибора по сравнению с консольной конструкцией — возможность тестирования двигателя на ходу.

Поскольку прибор выполнен на одной плате, надежность его очень высока. Универсальность портативного мотор-тестера определяется прежде всего квалификацией персонала. Набор дополнительных адаптеров и переходников для подключения в базовой комплектации охватывает большой спектр моделей автомобилей и позволяет диагностировать практически любой двигатель.

Читать еще:  Кальциевые аккумуляторы – плюсы, минусы и особенности эксплуатации
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×