Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефектация коленчатого вала двигателя

ДЕФЕКТОВКА КОЛЕНЧАТЫХ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Дефектовка коленчатых валов

Перед замерами коленчатого вала его поверхности (особенно коренные и шатунные шейки) тщательно протирают и наружным осмотром устанавливают наличие трещин, задиров, забоин, глубоких рисок и т. п. Характер и место расположения обнаруженных дефектов записывают в журнал (тетрадь) работ. Для выполнения дальнейших операций коленчатый вал устанавливают и закрепляют в центрах приспособления. При этом его вращение должно быть легким, но без заметного люфта. Если коленчатый вал не имеет центровых отверстий, его укладывают крайними коренными шейками на призмы, установленные на поверочной плите. Затем проверяют установку микрометра на «Нуль». После этого приступают к измерению диаметров коренных и шатунных шеек.

Измерение каждой шейки производят в двух поясах, расположенных на 1/4 длины шейки от щек (рис. 17). Счет поясов ведут от переднего конца коленчатого вала. В каждом поясе измерения производят: для коренных шеек — в плоскости кривошипа первой коренной шейки и перпендикулярно к ней; для шатунных шеек — в плоскости кривошипа измеряемой шейки и перпендикулярно к ней. Ориентировка замера коренных шеек по первому кривошипу необходима для того, чтобы оценить особенно опасную в отношении нарушения соосности (смещения осей симметрии) разносторонность износа этих шеек. Замер шатунных шеек в плоскости кривошипа и перпендикулярно к ней производится потому, что в этих плоскостях в результате износа диаметры шеек будут иметь между собой наибольшие отклонения.

дефектация цилиндр вал двигатель

Рис. 17. Схема измерений диаметров шеек и прогиба коленчатого вала

I — I и II II пояса измерений; АА и ББ —плоскости измерений.

На основании полученных измерений находят конусность, овальность и наибольший износ шеек вала. Конусность шейки определяется как разность ее диаметров, измеренных в разных поясах, но в одной плоскости, а овальность — как разность диаметров, измеренных в одном и том же поясе, но в разных плоскостях. Наибольший износ шатунной или коренной шейки устанавливается как разность диаметра предыдущего ремонтного размера шейки и наименьшего диаметра, полученного при ее измерении. Далее определяют биение коренных шеек вала и радиусы кривошипов. Наибольший прогиб вала находится по биению средних коренных шеек.

Для определения биения и прогиба вала индикатор со стойкой устанавливают так, чтобы наконечник измерительного стержня упирался в середину средней коренной шейки вала. Медленно поворачивая коленчатый вал, наблюдают за отклонениями большой стрелки индикатора и при наибольшем отклонении устанавливают стрелку на «Нуль». При дальнейшем вращении коленчатого вала записывают максимальные отклонения стрелки индикатора. При такой настройке индикатора его показания непосредственно дают величину биения ускоренной шейки. Прогиб вала численно равен половине величины биения С. Место наибольшего отклонения стрелки индикатора, а следовательно и наибольшего прогиба, отмечается мелом и краской. Однако в данном случае необходимо учитывать, что замечаемое по индикатору биение включает не только прогиб, но и овальность шейки.

Для определения радиуса кривошипа (рис. 18) шатунную шейку коленчатого вала ставят в верхнее положение 1 и замеряют штангенрейсмусом расстояние Н от плиты до шейки. Затем поворачивают коленчатый вал так, чтобы эта шейка встала в нижнее положение 3, и измеряют расстояние hот плиты до шейки.

Рис. 18. Измерение радиуса кривошипа коленчатого вала штангенрейсмусом

1— шатунная шейка в верхнем положении; 2— ось коренных шеек; 3— шатунная шейка в нижнем положении.

Измерения делают для каждой шатунной шейки в средней ее части. На основании измерений определяют величины радиусов кривошипов Rпо формуле

Дефектация коленчатого вала — Тринарный урок

Дефектация коленчатого вала — Тринарный урок

Просмотр содержимого документа
«Дефектация коленчатого вала — Тринарный урок»

Дефектация коленчатого вала двигателя

  • Определить: элементы коленчатого вала, величины характеризующие техническое состояние коленчатого вала, измерительные инструменты;

2. Подготовить исходные данные для дефектовки коленчатого вала;

3. Определить техническое состояние коленчатого вал;

4. Оформить отчет о результатах работы.

flywheel mounting flange

main bearing journal

crank nose for pulley

mount for camshaft drive sprocket

Величины характеризующие состояние коленчатого вала

Индикатор часового типа

Dial test indicator

Измерение радиуса кривошипа

Схема измерения и вычисления радиуса кривошипа

Определение радиального биения коленчатого вала

Схема определения радиального биения

Измерение шеек коленчатого вала

Схема измерения шеек коленчатого вала:

а — коренных; б — шатунных

Расчет величины общего износа и нецилиндричности

Рассчитать величину общего износа (Иобщ) для всех шеек, мм:

И общ = d н — d изм ,

где d н — диаметр шейки до начала эксплуатации;

d изм — измеренный минимальный диаметр шейки.

Рассчитать нецилиндричность (овальность и конусность), мм:

Δ ов = d AA — d ББ ;

Δ кон = d AAmax — d ББmin .

Worksheet 1. Measuring results of crankshaft juniors, out-of-roundness, taper and wear

ДЕФЕКТАЦИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

2.1 Цель работы: закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации деталей, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний коленчатого вала.

Конструктивно-технологическая характеристика детали.Основные конструктивные элементы коленчатого вала — коренные и шатунные шейки, носок вала (посадочные поверхности под шкив и шестерню), шпоночная канавка, резьба под храповик, фланец вала (отверстия под болты крепления маховика и под подшипник ведущего вала коробки передач). Требования к точности размеров: в пределах квалитетов 4—5 (для шеек валов) и квалитетов 6—7 для остальных конструктивных элементов, отклонения форм и расположения не должны выходить за пределы поля допуска 5-го квалитета. Отклонения радиуса кривошипа не должны превышать значения ±0,05 мм. Шероховатость поверхности шеек не грубее Rа = 0,32 мкм). Коленчатые валы должны быть динамически отбалансированы. Установочной базой служат фаски в отверстиях под храповик и под подшипник ведущего вала коробки передач.

Вид и характер дефектов. Способы их устранения.В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения, вибрация, знакопеременные нагрузки, среда и др. Это вызывает появление износов (Δизн до 0,1 мм, Δнецил до 0.08 мм), нарушение качества поверхности шеек коленчатого вала (задиры, риски, коррозия), механические повреждения (трещины, дефекты резьб), отклонения расположения. Скрытые дефекты определяются при помощи люминесцентных (ЛДА-3, ЛД-2), магнитных (МДВ, 77МД-1, МЭД-2) и ультразвуковых (УЗД-7Н) дефектоскопов. Возникающие дефекты устраняются обработкой под ремонтные размеры (РР), слесарно-механической обработкой, наплавкой под слоем легирующего флюса. Биение устраняется пластическим деформированием (правкой).

Читать еще:  Затяжка гайки хвостовика редуктора ваз 2107 и Нива

2.2 Оборудование и инструменты: лабораторный стол, прибор для установки деталей в центрах и проверки биения ПБМ-500, лупа 4-кратного увеличения, микрометр рычажный МР-75 (ГОСТ 4381-80), штатив Ш-П-Н (ГОСТ 10197-70), стойка микрометра С-1V, микрометрический глубиномер 0-100 (ГОСТ 4381-80), штангельциркуль ШЦ-1-160-0,1 (ГОСТ 166-80), штангенрейсмус ПР-250-0,05 (ГОСТ 164-80), штангенглубиномер (ГОСТ 162-80), индикатор часового типа (ГОСТ 577-68), микрометры МК 50-75, 75-100, 100-125. Дефектные коленвалы «Катерпиллер», «КамАЗ», «ЗМЗ»

3.3 Порядок выполнения работы:

1.Установить наличие выбраковочных признаков, а при их отсутствии — места расположения и характер отколов, рисок, задиров, выработки и других видимых дефектов.

2. Измерить диаметры шеекмикрометром. Измерения каждой

шейки провести в поясах 1—1, II— II (рис. 2.1) и двух взаимно перпендикулярных плоскостях А—А и Б—Б (А—А для всех коренных шеек берется в плоскости кривошипа первой шатунной шейки). Пояса находятся у концов шейки на расстоянии, равном 1/4 от ее общей длины; первый пояс ближе

к носку вала. Результаты замеров записать в табл.. 2.1 отчета.

3. Выполнить расчеты износов и сделать заключение о годности детали в бланке лабораторной работы.

4. Выполнить организационно-техническое обслуживание рабочего места.

5. Предъявить преподавателю заполненный бланк отчета

Форма отчета по 2 лабораторной работе.

Объект измеренийПояс измеренийПлоскость измеренийНомера шеек
Коренные шейки1 — 1А-А Б-Б Овальность
11 — 11А-А Б-Б Овальность
КонусообразностьА-А Б-Б
Шатунные шейки1 — 1А-А Б-Б Овальность
11 — 11А-А Б-Б Овальность
КонусообразностьА-А Б-Б

Таблица 2.1 Результаты измерений шеек коленчатого вала.

Рис.2.1 Схема замеров диаметров шеек коленчатого вала;

а — коренных; б — шатунных.

Определить величину общего износа для всех шеек;

где, dн — диаметр шейки до начала эксплуатации;

dи — минимальный диаметр шейки.

Определить величину одностороннего неравномерного износа:

где, b =0,6 — коэффициент неравномерности износа

Определить нецилиндричность (овальность) и конусность:

Дефектовка коленчатого вала

Если блок цилиндров является «базой» автомобильного двигателя, то коленчатый вал Состоящий из одного или нескольких колен и нескольких соосных коренных шеек, опирающихся на подшипники. Каждое колено К. в. имеет две щеки и одну шейку для присоединения шатуна. Оси шатунных шеек смещены относительно оси вращения К. в.. выполняет другую важнейшую функцию — именно с него снимается полезная мощность на трансмиссию и навесные агрегаты. То есть собственно то, ради чего и нужен мотор. Если коленвал выйдет из строя, то неизбежна полная разборка двигателя для ремонта. Причём, в исключительных случаях, поломка коленвала приводит к тяжелейшим последствиям — вплоть до разрушения блока. Грамотная дефектовка коленчатого вала поможет не только определить причины поломок, но и сбережёт немало времени и сил при ремонте.

Дефект 1. Сильный износ и задиры на поверхностях коренных и шатунных шеек коленчатого вала.

  • Недостаточное давление в системе смазки.
  • Недостаточный уровень масла в картере.
  • Некачественное масло.
  • Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.
  • Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива), приводящее к разжижению масла.
  • Засорённый масляный фильтр.
  • Работа двигателя на грязном масле.
  • Капитальный ремонт двигателя. Шлифовка шеек коленвала в ремонтный размер и установка утолщённых (ремонтного размера) вкладышей. В некоторых случаях — замена вала. Проверьте посадочные места под вкладыши коленчатого вала в блоке цилиндров и нижних головок шатунов, системы смазки и масляного насоса и при необходимости отремонтируйте или замените масляный насос. Прочистите, промойте и продуйте масляные каналы блока цилиндров и колен чатого вала. Проверьте системы охлаждения, при необходимости отремонтируйте её. Проверьте, при необходимости отремонтируйте системы питания.

Дефект 2. Сильный износ торцевых поверхностей под упорные полукольца коленчатого вала.

  • Неисправность привода выключения сцепления.
  • Стоянка на месте с работающим двигателем и с выжатым сцеплением.
  • Движение с неполностью отпущенной педалью сцепления.
  • При наличии подобных повреждений коленчатый вал, как правило, ремонтируется обработкой упорных фланцев в ремонтный размер с дальнейшей установкой утолщённых (ремонтного размера) полуколец. В некоторых случаях требуется замена коленчатого вала. Проверьте при вод выключения сцепления и в случае неисправности отремонтируйте его. Не держите без необходимости ногу на педали сцепления.

Выполнение работы. «Дефектация коленчатого вала двигателя Ваз 2108»

Лабораторная работа №2

«Дефектация коленчатого вала двигателя Ваз 2108»

Цель работы: закрепить теоретические знания по дефектации автомобильных деталей, приобрести умения и навыки по дефектации коленчатых валов автомобильных двигателей.

Оборудование: лабораторный стол, коленчатый вал двигателя ВАЗ-2108, штангенинструмент, гладкий микрометр, стойка с индикатором часового типа, приспособление с центрами.

Порядок выполнения работы.

1. В учебнике Ремонт автомобилей авт. Карагодин и Митрохин прочитать соответствующий раздел «Дефектация автомобильных деталей».

2. Разработать карту технических требований на дефектацию автомобильной детали. (Пример карты найти в учебнике по ремонту автомобилей).

3.Провести дефектацию автомобильной детали.

4. По результатам дефектации сделать техническое заключение.

5. Составить отчет по выполненной работе.

Карта технических требований

Коленчатый вал двигателя ВАЗ- 2108
Заводской номер 2108 3005015
Материал: Высокопрочный чугун
Твердость: HB220-230
№ ПозицииНаименование дефектаСпособы обнаружения дефектовРазмерыЗаключение
По рабочему чертежуДопустимый без ремонта
Следы коррозии,Органолептический метод
трещины,Органолептический метод
сколыОрганолептический метод
микротрещинымагнитоскопия
Износ шпоночной канавки.Штангенинструмент
Износ посадочного места под подшипники первичного вала КПП.
Изгиб валаИндикатор часового типа0,20,1
Износ резьбовых соедененийрезьбомер
Забитость грязеуловителейСкребок для чистки
Износ поверхности носка валМикрометр
Износ коренных шеекМикрометр50,56950,549
Износ шатунных шеекМикрометр47,6047,58
Читать еще:  Эволюция поворотников: почему отказались от белых поворотников в пользу желтых и оранжевых

Дефектация автомобильной детали и техническое заключение по результатам дефектации:

Дефект №1 следы коррозии обнаружено на шейки 1-го цилиндра

Дефект №2 трещины не обнаружено

Дефект №3 сколы не обнаружено

Дефект №4 микротрещины не обнаружено

Дефект №5 изгиб вала обнаружено изгиб 0,2мм, при допустимом 0,1мм

Дефект №6 износ резьбы не обнаружено

Дефект №7 забитость грязеуловителей не обнаружено

Дефект №8 износ поверхности носка вала не обнаружено

Дефект №9 износ коренных шеек не обнаружено

Дефект №10 износ шатунных шеек не обнаружено

Результаты измерений таб.2

Объект измеренийРезультаты измерений
Диаметр носка вала40мм
Шпоночная канавка5мм
Коренная шейка50,54950,54950,54950,54950,549
50,54550,54250,54150,54350,545
Шатунная шейка47,5847,5847,5847,58
47,5547,5347,5647,57
Посадочное место под подшипник48мм
Изгиб вала0,1

По результатам измерений

— диаметр носка вала годен (негоден);

— шпоночная канавка годна (негодна)

— коренные шейки: 1 ая негодная

— шатунные шейки 1 ая негодная

— посадочное место под подшипник

По дефекту №1следы коррозии деталь технически неисправна

По дефекту №2 трещины деталь технически исправна

По дефекту №3сколы деталь технически исправна

По дефекту №4 микротрещины деталь технически исправна

По дефекту №5 изгиб вала деталь технически неисправна

По дефекту №6 износ резьбы деталь технически исправна

По дефекту №7 забитость грязеуловителей деталь технически исправна

По дефекту №8 износ поверхности носка вала деталь технически исправна

По дефекту №9 износ коренных шеек деталь технически исправна

По дефекту №10 износ шатунных шеек деталь технически исправна

Общее техническое заключение: деталь технически неисправна

капитальный ремонт двигателя автомобиля

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФЕКТОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Износы деталей изучались на двигателях поступивших в капитальный ремонт на один из Харьковских авторемонтных заводов. Изучению подлежали износы основных деталей, лимитирующих срок службы двигателя, а именно: коренные и шатунные шейки коленчатого вала. Износы коленчатого вала определялись по износу коренных и шатунных шеек. Измерения проводились микрометром в двух поясах и двух перпендикулярных плоскостях. Результаты измерений и схема замеров по каждому коленчатому валу приведены в микрометражных картах.

Чтобы определить неравномерность износа шейки коленчатого вала необходимо получить разницу диаметров в поперечном сечении или продольном сечении. Предельные значения отклонений по овальности и конусности составляют 0,01 мм.

Данные микрометражных карт коленчатого вала позволяют установить следующие показатели:

1. Максимальный и минимальный износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала.

2. Максимальную овальность и конусность шатунных шеек. Результаты обработки микрометражных карт по износу шеек коленчатых валов сведены в таблицу 1

Износы и способы восстановления коленчатых валов

При достижении таких износов эксплуатация двигателей становится невозможной или не экономичной и тогда двигатель направляется в капитальный ремонт. Существует несколько видов ремонта коленчатого вала из которых можно выделить основные способы восстановления коленчатого вала.

Полученные нами результаты изучения износа двигателей поступивших в капитальный ремонт показали, что у подавляющего большинства этих двигателей износы коленчатых валов (коренных и шатунных шеек) не достигли своих предельных значений. Только один двигатель из шести КамАЗ-740 имеет износ близко к предельно-допустимому. Износ этого двигателя в плоскости проходящей через ось коленчатого вала составляет 0,38 мм. У всех других двигателей износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала составляет 0,08-0,10 мм. Это в два и более раз меньше предельного значения этих деталей.

Полученные результаты лишний раз подтверждает, что большинство двигателей поступают в капитальный ремонт не по причине естественного износа двигателя, а по причине преждевременного появления трещин, задирав и.т.д. Немаловажной задачей исследования является еще изучение одного из главных факторов качества поверхности–шероховатости. Увеличение шероховатости трущихся поверхностей подвижных сопряжений ведет к удлинению периода обработки и повышенным износам. На основании замеров шероховатости шеек коленчатого вала установлено, что шероховатость коренных шеек составляет Нск=0,80 0,85 мк, а шероховатость шатунных шеек составляет Нск=0,7 -0,8 мк. Таким образом, шероховатость коренных шеек соответствует 7 классу, а шатунных 8 классу чистоты поверхности по ГОСТ 2789-51. Различие шероховатости коренных и шатунных шеек объясняется тем, что шлифовка их производится на различных станках и один из них обеспечивает большую по сравнению с другим шероховатость.

Ухудшение частоты поверхности шеек коленчатого вала, как показывают исследования к.т.н. И.Б.Гурвича приводит к разрушению приработки рабочих поверхностей вкладышей подшипников. Он указывает, что на вкладышах, работающих в паре с шатунными шейками, исходная частота которых достигала Нск=0,56 мк (8 класс) были отмечены следы местного потемнения и выкрашивания баббитового слоя. Кроме этого следует заметить, что продолжительность приработки при ухудшении частоты поверхности будет увеличиваться а следовательно двигатель после ремонта будет получать 100 % нагрузку, что подвергнет повышенному износу коренные и шатунные шейки коленчатого вала.

Также проводились исследования по износу составных частей коленчатого вала и количественная оценка ресурсов двигателей. Целью данного исследование было узнать, какие дефекты возникают при эксплуатации двигателя. Исследование показали, что при эксплуатации коленчатого вала были обнаружены следующие дефекты: износ шатунных шеек 96 % и коренных шеек 94 %, следом идет износ шпоночного поза 50%, износ отверстия под направляющий штифт 17 %, изгиб вала 10 %, и трещины 7 %. Что касается исследований количественной оценки ресурсных отказов двигателей.

Исследования показали, что при эксплуатации двигателя больше всего изнашиваются шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников скольжения, также возникают обрывы шатуна с его болтами, обрывы болтов крепления маховика, обрыв поршня.

Читать еще:  Почему появляется шум в коробке передач на Лада Калина; выжимая сцепление шум исчезает

После выше перечисленных исследований, мы провели испытания материалов на прочность. Вследствие сложности и многообразия процессов трения и изнашивания, как по характеру протекающих физико-химических процессов, так и по взаимосвязи различных факторов их исследования во многих случаях целесообразно проводить на специальных моделирующих установках.

Наличие в настоящее время большого количества всевозможных методов и установок для испытания материалов на трение и изнашивание объясняется многообразием существующих условий трения и изнашивания, которые приходится моделировать.

Эксперимент в условиях эксплуатации, как правило, обходится значительно дороже, является более трудоемким и не всегда позволяет понять внутренние связи сложного процесса.

Для удешевления испытаний на контактную прочность и износостойкость пар трения, работающих в условиях трения качения с проскальзыванием, в качестве модели обычно используют роликовую пару, в которой вкладыш- шейка коленчатого вала имитируют двумя роликами. Такая пара трения позволяет создать роликовую аналогию натурного узла вкладыш- шейка коленчатого вала. В основе роликовой аналогии лежит представлении об общности физико-механических процессов, происходящих в зоне контакта вкладыша с шейками коленчатого вала. При взаимном обкатывании роликов с некоторым проскальзыванием в зоне их контакта возникает условие работы материала, соответствующие как-либо одной точке линии контакта.

В лабораторных условиях роликовую модель реализуют на специальных роликовых машинах (МИ-1М, СМЦ-2, СМТ-1) которые отличаются простотой конструкции, малыми габаритами, высокой производительностью.

При проведении лабораторных испытаний возникает необходимость оценки адекватности получаемой информации той, которая может быть получена в условиях эксплуатационных испытаний.

При проведении исследований пары вкладыш-шейка коленчатого вала на роликовых моделях в общем случае явными критериями является следующее:

1) материалы вкладыш- шейка коленчатого вала (физико-химические свойства);

2) максимальное контактное давление (удельная нагрузка);

3) степень проскальзывания;

4) скорость качения;

5) коэффициент нагрузки;

6) скорость приложения динамической составляющей;

7) температура в контакте и объемная температура

Выбор материалов образцов при проведении лабораторных испытаний занимает важное место среди всех решаемых вопросов при моделировании реального узла трения. Обусловлено это прежде всего, некоторым не совпадением процессов, происходящих в контакте роликов на модели и в натурном узле, из-за влияния масштабного фактора. Разница в размерах образцов и реальных тел является причиной температурного различия в контакте и в объеме материалов пары. Поэтому в инженерной практике не зависимо от масштабного фактора и физических параметров материалов при моделировании процесса внешнего трения и изнашивания применяют те же материалы, что и в натурных узлах трения.

При проведении лабораторных испытаний как известно стремятся максимально воссоздать условия работы натурного узла. При испытании на трение и изнашивание конечный результат представляет собой износ, который, однако, может быть следствием различных видов изнашивания. Поэтому вопрос о критериях соответствия видов изнашивания, наблюдаемого в условиях эксплуатации, и при испытаниях того же материала в лабораторных условиях является существенным.

Б.И.Костецкий, например, критерий соответствия вида изнашивания образца на лабораторной машине и детали в условиях службы сводит к сопоставлению результатов металловедческого исследования; виды внешних поверхностей, микро и макроструктуры и механические свойства поверхностей слоев при одинаковых материалах должны быть одинаковыми.

При моделировании пары вкладыш-шейка коленчатого вала использовалась роликовая аналогия натурного узла. Испытания проводились в условиях качения с проскальзыванием при отсутствии в контакте смазочного материала или иных веществ. Схема испытаний представлена на (рис 1).

Рисунок 1 — Схема испытаний роликов

Испытания по изнашиванию начинались с приработки роликов. Продолжительность приработки для каждой пары роликов определялось двумя условиями. Прилегание образцов к контр образцам по линии соприкосновения должно происходить на длине не менее 95 % от длины линии контакта. Выполнение второго условия определялось на основании строившихся точечных диаграмм. Продолжительность приработки для пары роликов составляла 2-3 часа. К концу периода приработки интенсивность изнашивания стабилизировалась, что свидетельствовало о завершении процессов формирования вторичной шероховатости поверхностей роликов, и структуры поверхностных слоев роликов соответствующих условиям трения.

Установка пары роликов на машину трения для проведения каждого эксперимента осуществлялась одними и теми же торцами к базовым торцевым поверхностям валов машины.

Оба ролика пары устанавливались на шпонках во избежание произвольного проскальзывания. Необходимость такого дополнительного крепления роликов была установлена предварительными опытами.

При проведении экспериментальных исследований на трение и изнашивание выбор испытательной нагрузки является одним из ответственных моментов. Случаи, когда моделируемая пара трения в натурном узле работает при постоянной величине нагрузки крайне редко. Как правило, нагрузка либо изменяется или вообще не подчиняется никакой закономерности. В таких случаях величину испытательной нагрузки приходится принимать в определенной степени произвольно, руководствуясь при этом априорной информацией об условиях и особенностях работы узла трения

При моделировании всегда стремятся как можно полнее воссоздать условия взаимодействия реальных деталей. Учесть все факторы не представляется возможным. Важно не упустить наиболее существенные моменты, которые могут влиять на достоверность получаемых результатов.

Сточки зрения повреждаемой поверхности трения и скорости протекания естественного процесса изнашивания наиболее неблагоприятным будет вариант, когда нагрузка будет максимальна. На рисунке 2 представлена схема динамического ряда износостойкости металла.

Рисунок 2 — Динамический ряд износостойкости металла

P-нагрузка; q-давление; V-скорость; T-температура; H-твердость

Также проводилась исследования по динамике износа коренных и шатунных шеек коленчатых валов транспортной техники рисунок 2 Фактически наработка нового двигателя до отправки в капитальный ремонт, например двигателя КамАЗ-740 составляет 110-160 тыс. км, а между ремонтом 50-70 тыс.км. Хотя согласно ГОСТ 23965-79 ресурс двигателей после капитального ремонта по сравнением с ресурсом нового двигателя должен быть не ниже 80 %. ГОСТ 23965-79 определяет установленные ресурсы до капитального ремонта не менее 350 тыс. км для двигателей с рабочим объемом 11 л и 200 тыс. км- для дизелей автомобилей сельскохозяйственного назначения того же объема.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector