Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
79 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Альбом пр электрич схем фонарей

Рубрика: «Электронные самоделки»

В качестве образца возьмём аккумуляторный фонарик фирмы «ДиК», «Люкс» или «Космос» (см. на фото). Этот карманный фонарик, малогабаритный, удобный в руке и с достаточно большим рефлектором — 55,8 мм в диаметре, светодиодная матрица которого имеет 5 белых светодиодов, что обеспечивает хорошее и большое пятно освещения.

Кроме того форма фонарика всем знакома, а многим ещё с детства, одним словом — бренд. Зарядное устройство находится внутри самого фонарика, стоит только снять сзади крышку и воткнуть его в розетку. Но, ни что не стоит на месте и эта конструкция фонарика тоже претерпела изменений, особенно его внутренняя начинка. Последняя модель на данный момент — ДИК АН 0-005 (или ДиК-5 ЕВРО).

Более ранние версии — это ДИК АН 0-002 и ДИК АН 0-003 отличаются тем, что в них стояли дисковые аккумуляторы (3 шт), Ni-Cd серии Д-025 и Д-026, ёмкостью 250 мА/часов, или в модели АН 0-003 — сборка уже более новых аккумуляторов Д-026Д с большей емкостью, 320 мА/ч и лампочки накаливания на 3,5 или 2,5 В, с током потребления 150 и 260 мА соответственно. Светодиод, для сравнения, потребляет около 10 мА и даже матрица из 5 штук — это 50 мА.

Конечно, при таких характеристиках фонарик не мог долго светить, его максимум хватало на 1 час, особенно первые модели.

Что же такого есть в последней модели фонарика ДИК АН 0-005?

Ну во-первых — светодиодная матрица из 5 светодиодов, в отличие от 3-х или лампочки накаливания, что даёт значительно больше света при меньшем токе потребления, а второе — в фонарике стоит всего лишь 1 пальчиковый современный Ni-MH аккумулятор на 1,2-1,5 В и ёмкостью от 1000 до 2700 мА/ч.

Некоторые спросят, а как же пальчиковый аккумулятор на 1,2 В может «зажечь» светодиоды, ведь чтобы они ярко светили надо примерно 3,5 В? По этой причине в более ранних моделях ставили последовательно 3 аккумулятора и получали 3,6 В.

Но, тут уже не знаю кто первый придумал, китайцы или кто-то другой, сделать преобразователь (умножитель) напряжения с 1,2 В до 3,5 В. Схема простая, в китайских фонариках это всего лишь 2 детали — резистор и радиодеталь похожая на транзистор с маркировкой — 8122 или 8116, или SS510, или SK5B. SS510 — это диод Шоттки.

Светит такой фонарик хорошо, ярко, и что не маловажно — долго, а циклов заряд-разряд не 150, как в предыдущих моделях, а на много больше, что увеличивает срок службы в разы. Но!! Чтобы светодиодный фонарик служил долго, надо вставлять его в розетку с 220 В в выключенном состоянии! Если этого правила не придерживаться то при зарядке можно легко сжечь диод Шоттки (SS510), а часто заодно и светодиоды.

Мне однажды пришлось ремонтировать фонарик ДИК АН 0-005. Не знаю точно, что послужило причиной выхода его из строя, но предполагаю, что воткнули его в розетку и забыли на несколько суток, хотя по паспорту заряжать надо не более 20 часов. Короче — вышел из строя аккумулятор, потёк, и сгорело 3 светодиода из 5, плюс преобразователь (диод) тоже перестал работать.

Аккумулятор пальчиковый на 2700 мА/ч у меня был, остался от старого фотоаппарата, светодиоды тоже, а вот найти деталь — SS510 (диод Шоттки), оказалось проблематично. Этот светодиодный фонарик скорее всего китайского происхождения и такую деталь наверное можно купить только там. И тогда решил слепить преобразователь напряжения из тех деталей что есть, т.е. из отечественных: транзистора КТ315 или КТ815, в/ч трансформатора и других (см. схему).

Схема не нова, она давно уже существует, я её только использовал в этом фонарике. Правда, вместо 2 радиодеталей, как у китайцев, у меня получилось 3, зато дармовые.

Электрическая схема, как видите, элементарная, самая сложная вещь — это намотать ВЧ-трансформатор на ферритовом кольце. Кольцо можно использовать со старого импульсного блока питания, от компьютера, или от энергосберегающей нерабочей лампочки (см. фото).

Внешний диаметр ферритового кольца 10-15 мм, толщина примерно 3-4 мм. Надо намотать 2 обмотки по 30 витков проводом 0,2-0,3 мм, т. е. мотаем сначала 30 витков, затем делаем отвод от середины и ещё 30. Если ферритовое кольцо берёте с платы люминесцентной лампочки — лучше использовать 2 штуки, сложить их вместе. На одном кольце тоже схема будет работать, но свечение будет слабее.

Сравнивал 2 фонарика на свечение, оригинальный (китайский) и переделанный по выше указанной схеме — различий в яркости почти не увидел. Преобразователь, кстати, можно вставить не только в аккумуляторный фонарик, а и в обычный, который работает от батареек, тогда можно будет запитывать его всего от 1 батарейки 1,5 В.

Схема зарядного устройства фонарика изменений почти не претерпела, за исключением номиналов некоторых деталей. Ток зарядки примерно 25 мА. При зарядке, фонарь надо отключать! И не клацать выключателем во время зарядки, поскольку напряжение зарядки более чем в 2 раза выше напряжения аккумулятора, и если оно пойдёт на преобразователь и усилится — светодиоды частично или полностью придётся менять.

В принципе, по выше указанной схеме, светодиодный фонарик легко можно сделать и своими руками, вмонтировав его, например, в корпус какого-нибудь старого, даже самого древнего фонарика, а можно сделать корпус и самому.

А чтобы не менять структуру выключателя старого фонарика, где использовалась маленькая лампочка накаливания на 2,5-3,5 В нужно разбить уже сгоревшую лампочку и к цоколю, вместо стеклянной колбы, припаять 3-4 белых светодиода.

А также, для зарядки, вмонтировать разъём под сетевой шнур, от старого принтера или приёмника. Но, хочу заострить ваше внимание, если корпус фонарика металлический — зарядное устройство туда не монтируйте, а сделайте его выносным, т.е. отдельно. Совсем не сложно вынуть пальчиковый аккумулятор из фонарика и вставить его в ЗУ. И не забывайте всё хорошо изолировать! Особенно в тех местах, где присутствует напряжение 220 В.

Думаю, после переделки старый фонарик прослужит вам ещё не один год.

Принципиальная Электрическая Схема Фонаря

Зарядный ток в амперах обычно выбирают в десять раз меньше численного значения емкости аккумулятора в ампер-часах. Далее нужно параллельно цепочке HL1-R2 подключить резистор Rd, проходя через который ток зарядки аккумулятора будет создавать необходимое падение напряжения для обеспечения свечения светодиода HL1.


Если использовать светиков больше 6 штук — начинает сильно греться транзистор, яркость свечения падает. Виктор Донской.

Однако на практике это не совсем так, т. В данном случаи, теоретически, если не обращать внимание на габариты, то чем больше индуктивность, тем лучше по всем показателем.
Ремонт налобного фонаря

Если все сделано правильно преобразователь начинает работать .

Простейший расчет показывает, что такой фонарик на светодиодах будет значительно экономичней.

Источником питания является одна минипальчиковая батарейка с напряжением 1,5 Вольт. На корпусе фонарика информации о производителе и технических характеристиках не нашел, но судя по почерку изготовления и причине поломки, производитель тот же, китайский Lentel.

Каждый из нас выбирает тип фонарика по своему усмотрению: налобный фонарик;.

Когда светодиодный фонарик стоит на зарядке в сети В, категорический нельзя включать и отключать светодиоды кнопкой отключения, так как в момент переключения возникают скачки напряжения, что приведет к перегоранию светодиодов.

Ремонт обычного фонарика

Схема светодиодного фонарика

Величину резистора легко узнать по цветовой маркировке с помощью онлайн калькулятора. Так вот у меня есть специальная коробка для мобильных остатков шнурки, старые батареи, карточки и т. А располагать светодиоды удобнее в линейку, на расстоянии около 5 мм друг от друга, например, как это показано в конструкции на рисунке ниже. Следовательно конденсатор С будет оставаться в заряженном состоянии.

Если светодиод не светит, необходимо поменять местами крайние выводы первичной или вторичной обмотки трансформатора. Если блокинг генератор не запустился — вы перепутали концы обмоток трансформатора.

Парафин для заливания всего преобразователя.

Во время зарядки фонарик был включен, ток через светодиоды и резисторы превысил предельный, что и привело к выходу их из строя.

По заявлению производителя световой поток фонаря достигает метров, корпус выполнен из ударопрочного ABS-пластика, в комплекте имеется отдельное зарядное устройство и ремень для переноса на плече. Как получают переменный ток — преобразование механической энергии в электрическую энергию при помощи генератора.

Я измерял выходное напряжение, и оно составило В. Разумеется, возможно, применение и других светодиодов с напряжением питания 2, В.

Устройство заряда аккумуляторов для фонаря Для подзаряда аккумуляторов от бортовой сети автомобиля можно воспользоваться схемой, показанной на рисунке ниже.
Садовый фонарь на солнечной батарее. Как он …

Проекты по теме:

К сожалению аккумулятор был изношен и его хватало для работы фонаря в течение 2 часов.

Ремонт зарядного устройства Измерение величины напряжения мультиметром на контактах выходного разъема зарядного устройства показало его отсутствие. После 15 мин.

Недостатком схемы является высокое 1,25V напряжение на входе FB вывод 8. Проволока 0,1 мм — витков с отводом от середины, намотанные на тороидальное колечко. Переделка схемы индикации режима зарядки аккумулятора Фонарь отремонтирован, и можно приступать к внесению изменений в схему индикации зарядки аккумулятора.

Светодиод был подключен через ограничительный резистор 6,2 Ом, ток потребления светодиода составил мА. Спасибо за статью. Вот такая простая защита. Минус крепим к плечевой части, с помощью завинчивающей крышки просто зажав провод крышкой.

Короткие импульсы повышенного потенциала отпирают p-n переход. При повторном нажатии на кнопку S1, транзистор закрывается и фонарь выключается. Только если сделать отдельную схемку для мигания на NE Ирина Спасибо, что ответили!


По этой причине от перегрева и сгорела первичная обмотка трансформатора. При подключении зарядного устройства напряжение на клеммах аккумулятора не изменялось, стало очевидным, что зарядное устройство не работает. Однако на практике это не совсем так, т. Но, хочу заострить ваше внимание, если корпус фонарика металлический — зарядное устройство туда не монтируйте, а сделайте его выносным, то есть отдельно. Назначение кружка — двойное.

Состоит из двух ячеек по 2 вольта, соединённых последовательно. Типовыми неисправностями фонариков с аккумулятором являются: Выход из строя элементов сетевого выпрямителя диодов, электролитического конденсатора, резистора в цепи индикации ; Неисправность кнопки-выключателя легко чинится любой подходящей кнопкой с фиксацией или же рокерным выключателем ; Деградация старение аккумулятора;.

При положении движка переключателя в крайнем левом положении общий вывод подключается к левому выводу переключателя. Этот фонарик за доллара. Все три светодиода от аккумуляторов при номинальном напряжении 3,6 В потребляют ток не более 75…80 мА по мере разряда элементов ток будет снижаться, но все равно свечение будет достаточно ярким для подсветки. Введение транзисторов выровняло яркость, однако они имеют сопротивление и на них падает напряжение, что вынуждает преобразователь повышать уровень выходного до 4В, для снижения падения напряжения на транзисторах можно предложить схему на рис. Как оказалось в ручке небыло радиоэлектронных элементов.
✅ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ СВОИМИ РУКАМИ

Как разобрать светодиодный аккумуляторный фонарь Lentel GL01

При этом аккумуляторы не придется вынимать из отсека фонарика, если на его корпусе установить соединительный разъем Х2. В авторском варианте в качестве трансформаторного блока применен стандартный блок, предназначенный для питания модемов.

Алюминиевая плечевая часть тюбика от зубной пасты , крема и т.

Для простоты и наглядного примера рассмотрим простейший генератор, состоящий из двух полюсного магнита и одной обмотки. Настройка электрической схемы фонаря сводится к регулировке тока заряда аккумулятора. Он настолько слаб, что полежав неделю, уже не горит.

Брать делитель еще меньше, чтобы понизить напряжение в точке V2, нельзя т. Лампа гореть при таком напряжении, конечно, еще будет, но вряд ли можно говорить о ней как о реальном источнике света. В схеме для получения высокого КПД желательно использовать чип-компоненты.

На этот раз речь пойдёт о фонарике с аккумулятором. Его можно сделать из железной проволоки 0.

Если не сложно сбросьте параметры катушки. Диод Шоттки. Трансформатор я делал на небольшом ферритовом кольце — выпаянном из нерабочей материнки. Master

Читать еще:  Двигатель от Subaru поставили на Fiat 1957 года

Ремонт бытовой техники своими руками

Можно ли собрать схему на более простых компонентах транзисторах? Так как LP это микромощный стабилизатор, ток до mA , то пришлось поэкспериментировать. Обязательно попробую скорее всего на выходных , надеюсь на успех!

Операционный усилитель U2B — усиливает напряжение, снимаемое с датчика тока. Доработка Фонарика vlad — Затем переменное напряжение после гасящего конденсатора выпрямляется диодным мостом на диодах VD1 — VD4 1N С увеличением номинала резистора допустимое напряжение разряда увеличивается, и наоборот.
ДЕЛАЕМ ПРОСТОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКБ с авто выключением при полном заряде

Альбом пр электрич схем фонарей

Альбом пр электрич схем фонарей

Альбом отсканирован. Ссылки с превьюшек ведут на открывающиеся в новом окне сканы страниц Альбома.

Лист 3. Содержание.

Схема электрических соединений жгута проводов панели приборов в сборе автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131

Перечень элементов схемы электрических соединений жгута проводов панели приборов в сборе автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131)5

Схема электрических соединений жгута проводов системы зажигания в сборе автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131)

Схема электрических соединений жгута проводов переднего в сборе автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131)

Схема электрических соединений жгута проводов заднего в сборе автомобилей семейства LADA 4X4 (21214)

Схема электрических соединений жгута проводов заднего в сборе автомобилей семейства LADA 4X4 (2131)

Схема электрическая принципиальная комбинации приборов автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131)

Назначение контактов колодок комбинации приборов автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131). Таблица 1

Элементы комбинации приборов автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131). Таблица 2

Лист 4. Схема электрических соединений жгута проводов панели приборов в сборе автомобиля семейства 4х4 (21214, 2131)

Лист 5. Перечень элементов схемы электрических соединений жгута проводов панели приборов в сборе автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131)

1 — реле дополнительное;
2 — реле-прерыватель указателей поворота;
3 — реле стеклоочистителя;
4 — выключатель зажигания;
5 — выключатель аварийной сигнализации;
6 — реостат;
7 — переключатель света фар указателей поворота;
8 — переключатель очистителя и омывателя ветрового стекли;
9 — блок предохранителей основной;
10 — блок предохранителей дополнительный;
11 — комбинации приборов;
12 — выключатель наружного освещения;
13 — выключатель очистителя заднего стекла;
14 — выключатель обогрева заднего стекла;
15 — выключатель заднего противотуманного огня;
16 — переключатель электродвигателя отопителя;
17 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
18 — электродвигатель отопителя;
19 — реле дальнего света фар;
20 — реле ближнего гнета фар:
21 — реле обогрева заднего стекла;
22 — реле заднего противотуманного огня:
23 — прикуриватель;
24 — датчик включения дифференциала;
25 — выключатель сигнала торможения;
26 — выключатель лампы света заднего хода;
27 — выключатель контрольной лампы ручного тормоза;
28 — осветитель;
29 — осветитель;
30 — колодка жгута панели приборов к жгуту переднему:
31 — колодка жгута панели приборов к жгуту переднему;
32 — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
33 — колодка жгута панели приборов к жгуту заднему:
34 — колодка жгута панели приборов к жгуту заднему.

А1, А2 — точки заземления жгута проводов панели приборов.
A3 — точка заземления электродвигателя отопителя.
Жгут проводов панели приборов в сборе — 21214-3724030-60.
Провод соединения добавочного резистора и электродвигатели отопителя к сборе — 2105-3724040.

Лист 6. Схема электрических соединений жгута проводов системы зажигания в сборе автомобилей семейства LADA 4×4 (21214, 2131)

Лист 7. Перечень элементов схемы электрических соединений жгута проводов системы зажигания в сборе автомобилей семейства LADA 4×4 (21214, 2131)

1 — контроллер;
2 — электровентилятор системы охлаждения двигателя правый;
3 — электровентилятор системы охлаждения двигателя левый;
4 — колодка жгута системы нажигания к жгуту проводов заднему (LADA4x4 (21214)); колодки жгута системы зажигания к жгуту проводов датчика уровня топлива (LADA 4×4 (2131));
5 — датчик кислорода управляющий;
6 — датчик кислорода диагностический;
7 — индикатор состояния системы;
8 — блок управления АПС-4;
9 — датчик фаз;
10 — датчик детонации;
11 — датчик неровной дороги;
12 — колодка диагностики;
13 — датчик скорости;
14 — регулятор холостого хода;
15 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
16 — датчик положения колончатого вала;
17 — электромагнитный клапан продувки адсорбера;
18 — датчик массового расхода воздуха;
19 — датчик положения дроссельной заслонки;
20 — колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
21 — колодки жгута системы зажигания к жгуту проводов заднему и выключателю плафона освещения салона в стойке двери водителя;
22 — реле зажигания;
23 — реле электробензонасоса;
24 — реле электровентилятора левого;
25 — реле электровентилятора правого;
26 — катушка зажигания;
27 — свечи зажигания;
28 — форсунки;
29 — блок предохранителей ЭСУД;
30 — предохранитель цепи питания контроллера;
31 — клемма жгута системы зажигания к дополнительному реле стартера;.
32 — колодки жгута системы зажигания и жгута форсунок.

Al, A2 — к клемме «плюс» аккумуляторной батареи.
Bl, B2, ВЗ — точки заземления жгута системы зажигания.
Жгут проводов системы зажигания в сборе — 21214-3724026-97.
Жгут проводов форсунок в сборе — 21214-3724036.

Лист 8. Схема электрических соединений жгута проводов переднего в сборе автомобилей семейства 4х4 (21214, 2131)

Лист 9. Перечень элементов схемы электрических соединений жгута проводов переднего в сборе автомобилей семейства LADA 4×4 (21214, 2131)

1 — фара правая;
2 — дополнительное реле стартера;
3 — колодка жгута переднего к жгуту панели приборов;
4 — колодка жгута переднего к жгуту панели приборов;
5 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 — датчик контрольной лампы давления масла;
7 — сигнал звуковой;
8 — датчик уровня тормозной жидкости;
9 — фара левая;
10 — колодки жгута переднего и жгута подфарника и бокового указателя поворота правого
11 — колодки жгута переднего и электродвигателя стеклоочистители;
12 — электродвигатель стеклоочистителя;
13 — колодки жгута переднего брызговика и провода соединительного стартера;
14 — стартер;
15 — батарея аккумуляторная;
16 — генератор;
17
18 — электродвигатель омывателей;
19 — колодки жгута переднего и жгута подфарника и бокового указателя поворота левого;
20 — боковой указатель поворота правый;
21 — подфарник правый;
22 — подфарник левый;
23 — боковой указатель поворота левый.

A1, A2 — точки заземлении жгута проводов переднего.
A3 — точка заземления провода массы капота.
А4, А5 — точки заземления и провода соединительного двигатели с аккумуляторной батареей и корпусом.
Жгут проводов передний в сборе — 21214-3724010-71.
Жгут проводов подфарника и бокового указателя поворота правый в сборе — 21213-3724020.
Жгут проводов подфарника и бокового указателя поворота левый в сборе — 21213-3724021.
Жгут проводов соединительный аккумуляторной батареи и стартера в сборе — 21213-3724070-11.
Провод соединительный генератора и переднего жгута в сборе — 21214-3724068.
Провод соединительный стартера и переднего жгута в сборе — 2101-3724060.
Провод соединительный двигателя с аккумуляторной батареей и корпусом в сборе 21214-3724080-21.
Провод массы капота в сборе 21213-3724091.

Лист 10. Схема электрических соединений жгута проводов заднего в сборе автомобилей семейства 4х4 (21214)

1 — колодки жгута заднего к жгуту панели приборов;
2 — колодки жгута заднего к жгуту панели приборов;
3 — колодка жгута заднего к жгуту системы зажигания;
4 — включатель плафона освещения салона в стойке двери водителя;
5 — включатель плафона освещения салона в стойке двери пассажира;
6 — плафон освещения салона левый;
7 — плафон освещения салона правый;
8 — электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива;
9 — элемент от обогрева заднего стекла;
10 — дополнительный сигнал торможения;
11 — фонарь правый;
12 — фонарь левый;
13 — фонарь освещения номерного знака;
14 — фонарь освещения номерного знака;
15 — электродвигатель очистителя заднего стекла;
16 — электродвигатель омывателя заднего стекла.

А1 — точка заземления провода массы обогрева заднего стекла.
А2 — точка заземления фонаря правого.
A3 — точка заземлении фонаря левого.
А4 — точка заземлении жгуга проводов корпуса фонарей освещения
номерного знака.
А5-А8 — точки заземлении жгута проводов заднего в сборе.
Жгут проводов задний в сборе — 2I214-3724210-10.
Жгут проводов корпуса фонарей освещения номерного знака в сборе — 21214-3724214.
Провод массы обогрева заднего стекла 21214-3724094.

Лист 11. Схема электрических соединений жгута проводов заднего в сборе автомобилей семейства 4х4 (2131)

1 — колодка жгута заднего к жгуту панели приборов;
2 — колодка жгута заднего к жгуту панели приборов;
3 — включатель плафона освещения салона в стойке двери водителя;
4 — включатель плафона освещения салона в стойке правой передней двери;
5 — включатель плафона освещения салона в стойке правой задней двери;
6 — включатель плафона освещения салона в стойке левой задней двери;
7 — плафон освещения салона;
8 — колодки жгута заднего и жгута датчика уровня топлива;
9 — элемент обогрева заднего стекла;
10 — дополнительный сигнал торможения;
11 — фонарь правый;
12 — фонарь левый;
13 — электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива;
14 — колодка жгута заднего к жгуту системы зажигания;
15 — фонарь освещения номерного знака;
16 — фонарь освещения номерного знака;
17 — электродвигатель очистителя заднего стекла;
18 — электродвигатель омывателя заднего стекла.

А1 — точка заземления плафона освещения салона.
А2 — точка заземления провода массы обогрева заднего стекла.
A3 — точка заземления фонаря правого.
А4 — точка заземления фонаря левого.
А5 — точка заземления жгута проводов датчика уровня топлива в сборе.
А6 — точка заземления жгута проводов корпуса фонарей освещения номерного знака.
А7 — точка заземления жгута проводов заднего в сборе. Жгут проводов корпуса фонарей освещения номерного знака в сборе -21214-3724214.
Жгут проводов датчика уровня топлива в сборе — 2131-3724037 Жгут проводов задний в сборе — 2131-3724210-20. Провод массы обогрева заднего стекла 21214-3724094.

Лист 12. Приложение А. Схема электрическая принципиальная комбинации приборов автомобилей семейства Лада 4х4 (21214, 2131)

Лист 13. Продолжение Приложения А. Назначение контактов колодок комбинации приборов автомобилей семейства LADA 4X4 (21214, 2131)

Техническая документация

разработка техдокументации на заказ

  • Разработка техдокументации
  • Документы
  • Примеры документов
  • Документирование
  • Статьи
  • Разделы
  • Контакты

Альбом электрических схем [из подр. 7.9 ГОСТ 18675-2012]

АЭ содержит комплект схем электрооборудования и дополнительные данные к ним (монтажные схемы для всех электрических и электронных схем, схемы соединений, при необходимости — перечни и диаграммы).

При разработке АЭ должны учитываться индивидуальные особенности каждого экземпляра ВС. По согласованию с заказчиком, в зависимости от степени отличия, или к каждому экземпляру ВС прилагают персональный экземпляр АЭ, или в АЭ, общем для определенных заводских серий или модификаций ВС, приводят все необходимые сведения по индивидуальным особенностям каждого экземпляра ВС [из п. 7.9.1 ГОСТ 18675-2012]

АЭ следует формировать из следующих разделов:

  • «Введение»;
  • «Лист регистрации изменений»;
  • «Общие сведения»;
  • «Монтажные схемы»;
  • «Индексация схем»;
  • «Прокладка жгутов»;
  • «Размещение оборудования и панелей»;
  • «Перечень оборудования»;
  • «Таблицы монтажных соединений»;
  • «Принципиальные схемы».

Оформление АЭ должно соответствовать требованиям раздела 6. В случае выполнения (при необходимости) схем на листах увеличенного формата при комплектовании АЭ в бумажной форме листы должны быть сложены до формата А4 по ГОСТ 5773 [из п. 7.9.2 ГОСТ 18675-2012]

Нумерация разделов и подразделов АЭ — в соответствии с приложением А или Б, с учетом требований 6.4.

Примечание — Уровень разукрупнения систем ВС и их СЧ устанавливает разработчик [из п. 7.9.3 ГОСТ 18675-2012]

Выполнение схем должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.701 и ГОСТ 2.702. Условные графические обозначения элементов на схемах выполняют в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД [из п. 7.9.4 ГОСТ 18675-2012]

Приводимые в АЭ схемы располагают так, чтобы левое поле или нижняя часть страницы соответствовала передней части ВС [из п. 7.9.5 ГОСТ 18675-2012]

Элементы, показанные на принципиальной схеме системы, не требуют повторения на соответствующих монтажных схемах. Достаточно сделать перекрестные ссылки на принципиальную схему системы, на которой показаны функции [из п. 7.9.6 ГОСТ 18675-2012]

Читать еще:  DomINIK95 › Блог › Подключение магнитолы в машине — инструкция для чайников

Информация, приводимая в АЭ, должна описывать электрические цепи с уровнем подробности, позволяющим квалифицированному персоналу применять их при выполнении ТО электрических систем и осуществлять поиск отказов и повреждений [из п. 7.9.7 ГОСТ 18675-2012]

Введение

Раздел «Введение» — согласно 7.3.7.1. При необходимости приводят перечень заводских серий или заводских номеров конкретных экземпляров ВС, имеющих индивидуальные особенности, с указанием номера и года выпуска ВС, общей характеристики особенностей и схем (МД) АЭ, относящихся к существу этих особенностей [из п. 7.9.8 ГОСТ 18675-2012]

Лист регистрации изменений

Раздел «Лист регистрации изменений» — согласно 7.3.7.2 [из п. 7.9.9 ГОСТ 18675-2012]

В разделе «Общие сведения» целесообразно выделять два подраздела:

  • «Описание компонентов»;
  • «Стандартные технологии».

[из п. 7.9.10 ГОСТ 18675-2012]

Описание компонентов

В подразделе «Описание компонентов» раскрывают систему идентификации компонентов, используемую в электрических схемах ВС. Как правило, в это описание также включают перечень электрических и электронных/радиоэлектронных систем ВС с соответствующими кодами систем и подсистем [из п. 7.9.10.1 ГОСТ 18675-2012]

Стандартные технологии

В подразделе «Стандартные технологии» приводят описание стандартных (типовых) технологий ТО и ремонта электрических сетей (например, разделки концов проводов, установки соединителей и стыков, подготовки мест подключения для экранирования).

Должны быть описаны все типовые приемы работы, необходимые для установки и ТО электрических и электронных кабелей, разъединителей и мест подключения [из п. 7.9.10.2 ГОСТ 18675-2012]

Монтажные схемы

В разделе «Монтажные схемы» помещают комплект монтажных схем оборудования ВС, на которых показывают все места подключения, идентификационные коды проводов, указатели оборудования, распределительные коробки, щитки, внешние перемычки, заземления.

Каждое место подключения должно быть идентифицировано. В точке соединения проводов должен быть указан номер каждого провода. Должны быть полностью изображены провода, соединяющие входы и разъемные соединения, а также электрические компоненты. Должны быть представлены монтажные схемы распределения электроэнергии для всех главных и вспомогательных шин, включая главные и вспомогательные шины, которые идут к выключателям [из п. 7.9.11 ГОСТ 18675-2012]

Индексация схем

В разделе «Индексация схем» для каждой системы приводят перечень всех схем с указанием их цифровых (при необходимости — буквенных) индексов. В индексе схемы должна присутствовать следующая информация:

  • наименование рисунка (схемы);
  • код МД, содержащего рисунок или номер раздела (подраздела);
  • номер рисунка;
  • указания о применяемости (при необходимости). Применяемость определяют указанием серийного/регистрационного номера. Для АЭ в электронной форме фильтр применяемости устанавливают по запросу.

[из п. 7.9.12 ГОСТ 18675-2012]

Прокладка жгутов

В разделе «Прокладка жгутов» помещают описание всех типов проводов и жгутов, установленных на ВС, таких, как одиночные провода, многожильные провода, экранированные провода, скрученные (свитые) многожильные провода и т.д. [из п. 7.9.13 ГОСТ 18675-2012]

Описание должно также включать в себя, при необходимости, иллюстрации и таблицы, содержащие размеры, классификацию проводов, типы кабелей и проводов и т.д. [из п. 7.9.14 ГОСТ 18675-2012]

Размещение оборудования и панелей

В разделе «Размещение оборудования и панелей» приводят описание всех панелей, при необходимости включающее иллюстрации. Описание должно также включать в себя, при необходимости, иллюстрации, поясняющие размещение оборудования [из п. 7.9.15 ГОСТ 18675-2012]

Перечень оборудования

В разделе «Перечень оборудования» приводят перечень всего оборудования, обозначения которого указаны на схемах [из п. 7.9.16 ГОСТ 18675-2012]

Таблицы монтажных соединений

В разделе «Таблицы монтажных соединений» дают описание всех видов соединительных устройств, используемых на ВС, таких как: разъемы, соединительные щитки, стыки, перемычки, муфты сращивания и т.д. Описание должно содержать, при необходимости, иллюстрации [из п. 7.9.17 ГОСТ 18675-2012]

Принципиальные схемы

В разделе «Принципиальные схемы» приводят комплект электрических схем систем ВС. Схемы, помещаемые в АЭ, должны описывать все системы ВС, имеющие электрооборудование. Объем информации, приводимый в АЭ, должен обеспечить техническому персоналу возможность понять работу системы и, при необходимости, локализовать неисправность [из п. 7.9.18 ГОСТ 18675-2012]

На принципиальных схемах показывают направление протекания тока через систему и взаимосвязи компонентов системы. При представлении информации следует показывать передачу сигнала или энергии слева направо и (или) сверху вниз. Принципиальные схемы электромеханических систем, таких как гидравлическая, пневматическая, топливная и т.п. системы, должны показывать интегрированные механические и электрические связи [из п. 7.9.19 ГОСТ 18675-2012]

Изображаемые узлы и компоненты системы описывают в общих чертах и идентифицируют по обозначению и (или) идентификатору и расположению компонента [из п. 7.9.20 ГОСТ 18675-2012]

Для описания сложных подсистем и (или) функций и их взаимосвязей следует использовать схемы нескольких уровней:

  • принципиальные блок-схемы (описывают большие области, но наименее подробны). Раскрытие функциональных блоков на принципиальных блок-схемах должно быть сведено к минимуму;
  • упрощенные принципиальные схемы (содержат схематические символы, но не показывают отдельные провода);
  • подробные принципиальные схемы (показывают компоненты и функциональные интерфейсы и достаточно подробны для использования при ТО ВС).

[из п. 7.9.21 ГОСТ 18675-2012]

Принципиальные блок-схемы содержат только один рисунок изображаемой системы, подсистемы или субподсистемы.

Основное назначение блок-схемы электрических соединений — показать главные заменяемые СЧ и их взаимосвязи. Информация о подаче сигнала должна быть ограничена только основными функциями и не включать управление, блокировку и т.д.

СЧ (функциональный блок) изображают в виде прямоугольника. Использовать символы, изображения общего вида или условные графические обозначения не допускается.

Принципиальные блок-схемы должны быть разработаны для каждой системы, кроме тех, в которых одна или две подсистемы выполняют конкретную функцию целиком [из п. 7.9.22 ГОСТ 18675-2012]

Упрощенные принципиальные схемы могут содержать более одного рисунка. Главное назначение упрощенных принципиальных схем — дополнить набор подробных принципиальных схем для улучшения понимания выполняемой функции или функций.

Упрощенные принципиальные схемы подготавливают для сложных систем, подсистем или субподсистем, когда подробных принципиальных схем недостаточно для описания работы системы [из п. 7.9.23 ГОСТ 18675-2012]

Подробные принципиальные схемы могут содержать более одного рисунка. Главное назначение подробных принципиальных схем — предоставление достаточного объема информации для выполнения ТО подсистемы (субподсистемы).

Подробные принципиальные схемы подготавливаются для описания сложных систем, подсистем, субподсистем и (или) функций [из п. 7.9.24 ГОСТ 18675-2012]

В зависимости от сложности изделия и объема излагаемых сведений допускается помещать информацию о принципиальных схемах непосредственно в РЭ (как правило, если достаточно только принципиальной блок-схемы). В этом случае каждую из принципиальных схем приводят в соответствующем рассматриваемой системе (подсистеме, субподсистеме) структурном элементе технического описания [из п. 7.9.25 ГОСТ 18675-2012]

Как устроен фонарик

Ручной фонарик – необходимый в быту и на производстве инструмент. Там, где освещения недостаточно, он поможет выполнить работу, найти неисправность, отыскать упавший или закатившийся предмет. Чтобы отремонтировать вышедший из строя светильник или модернизировать его, необходимо знать его электрическую схему.

Как устроен ручной фонарик

Устройство фонарика несложное. Он состоит из батарейного отсека и отсека с излучателем и рефлектором, а также выключателя питания.

Такое наполнение не изменилось со дня изобретения карманного электрического светильника, хотя элементная база поменялась кардинально.

Схема простейшего фонарика

Электрическая принципиальная схема простого карманного фонарика состоит всего из трех элементов:

  • батарейки (или нескольких);
  • выключателя питания;
  • лампочки накаливания.

Схема фонарика на светодиодах

В современных условиях лампы накаливания интенсивно вытесняются светодиодами. Они не выдержали конкуренции из-за более низкого КПД и меньшего срока службы. В переносных ручных светильниках полупроводниковые светоизлучающие элементы также получили широкое распространение. Но просто взять и заменить лампочку светодиодом (или матрицей из светодиодов) не получится. Нужно устройство, которое ограничило бы ток через полупроводниковые элементы. Оно называется драйвером и представляет собой электронный стабилизатор тока.

Недостатком такой схемы является невысокая ремонтопригодность такого фонаря – для восстановления электронной схемы потребуется квалифицированный мастер и соответствующее лабораторное оборудование.

Драйвером может служить обычный резистор, который ограничит ток и погасит излишки напряжения. Но на сопротивлении будет бесполезно теряться достаточно большая мощность. Для фонаря с питанием от сети этот факт не важен, а для светильника с батарейным или аккумуляторным питанием такой недостаток может оказаться критическим.

Важно! В конструкцию светодиодного фонаря добавляется еще один элемент – теплоотводящий радиатор. Хотя излучение светодиодов принципиально не связано с нагревом, но закон Джоуля-Ленца не обойти. При прохождении тока через излучающие элементы выделяется тепло. Если не принять мер, то перегрев LED заметно снизит срок их службы.

Схема налобного фонаря

Популярная конструкция светодиодного фонаря – налобная. Такой светильник позволяет полностью освободить руки и направлять луч света в нужное место поворотом головы: вслед за взглядом. Это удобно при ремонте автомобиля, при прогулках по затемненным территориям и т.д.

Схема такого светильника строится по принципу:

  • управляющая схема (отвечает за переключение режимов);
  • буферный усилитель;
  • транзисторный ключ для включения светодиода.

Один из вариантов такого устройства – когда блок управления выполнен на стандартном микроконтроллере (например, ATtiny85), в который зашита программа управления режимом излучателя, промежуточным усилителем служит операционный усилитель OPA335, а в качестве ключа используется полевой транзистор IRLR2905.

Такая схема недорога, надежна, но имеет технологический недостаток: перед установкой надо программировать контроллер. Поэтому при массовом производстве в качестве блока управления используется специализированная микросхема FM2819 (на корпус может быть нанесено сокращенное обозначение 819L). Этот чип может включать и выключать светоизлучающий элемент, и запрограммирован на четыре режима:

  • максимальная яркость;
  • средняя яркость;
  • минимальная яркость;
  • стробоскоп (мигающий свет).

Режимы переключаются циклически коротким нажатием на кнопку. Длительное нажатие переводит фонарь в режим SOS. Изменить программу нельзя (по крайней мере, в даташите не говорится о такой возможности). Микросхема не требует промежуточного усилителя, но очень мощные светодиоды подключать напрямую к выходу нельзя – есть ограничение по нагрузке (и есть защита от ее превышения).

Поэтому мощные элементы подключаются через ключ. В большинстве случаев им служит полевой транзистор, допускающий длительную работу с большим током в цепи стока, например FDS9435A производства Fairchild или других аналогичных, которые можно выбрать по параметрам из таблицы характеристик FDS9435A.

СтруктураМаксимальное напряжение затвор-исток, ВСопротивление канала в открытом состоянииМаксимальная рассеиваемая мощность, ВтНаибольшй ток стока в постоянном режиме, А
Р-канал250,05 Ом при 5,3 А, 10 В2,55,3

Схема фонарика сводится всего к двум активным элементам и обвязке из нескольких конденсаторов и резисторов (плюс аккумуляторные элементы и матрица из светодиодов, само собой).

Схема аккумуляторного фонарика с зарядкой от сети 220

Удобнее и экономнее питать фонарь не от батареек, а от аккумуляторов, которые можно заряжать. Еще удобнее иметь такой светильник, возобновлять заряд элементов которого можно не извлекая их из корпуса. Достаточно просто подключить фонарик к однофазной сети 220 В.

Здесь к обычной схеме добавлены элементы:

  • двухполупериодный выпрямитель на диодах VD1, VD2 (также может быть собран по мостовой схеме);
  • балластный конденсатор для гашения излишнего напряжения С1 с разрядным сопротивлением R1;
  • резистор R2 для ограничения тока заряда аккумулятора;
  • цепочка R4VD5 для индикации подключения к питающей сети.

Важно! У таких бестрансформаторных схем есть существенный недостаток. При случайном прикосновении к любой точке цепи есть риск оказаться под напряжением. Применение же сетевого понижающего трансформатора приведет к значительному увеличении массогабаритных характеристик.

Поэтому такая схема встречается все реже. Для зарядки аккумуляторов без их извлечения используются внешние источники питания с низким выходным напряжением (включая зарядку от устройства, совместимого со стандартом USB).

Модернизация фонарей

При внимательном рассмотрении схемы фонаря из предыдущего раздела становится очевидным, что светодиод VD5 горит всегда при подключении к сети 220 В. Его свечение не зависит от заряда и даже наличия аккумуляторов. Чтобы устранить этот недостаток, индицирующую цепочку надо включить в цепь заряда батареи. Для этого надо установить резистор R5 мощностью 0,5 Вт с таким расчетом, чтобы при токе в 100 мА на нем падало около 3 В (около 30 Ом). Индицирующую цепочку надо подключить параллельно с соблюдением полярности.

Все изменения и дополнения показаны синей линией. После переделок светодиод будет гореть только при наличии тока заряда (при выключенном питании излучающей матрицы!)

Проверка работоспособности

Если китайский фонарик вышел из строя, можно попытаться найти неисправный элемент и заменить его либо отремонтировать. Алгоритм поиска показан на примере светильника с зарядкой от сети.

Читать еще:  Тюнинг ГАЗ М-20 «Победа»

  1. Если фонарь не светит, при включении в сеть индикатор не горит, надо проверить, приходит ли 220 В на схему. Для этого надо измерить переменное напряжение в точке 1. Если напряжения нет, надо проверить сетевой шнур и разъем.
  2. Если все в порядке, светодиод должен гореть. Если нет – проверить его цепь, а также диод VD2 на предмет короткого замыкания.
  3. Далее надо извлечь аккумуляторы и проверить постоянное напряжение в точке 2 – оно должно быть примерно равно напряжению аккумуляторов. Если нет – проверить исправность диодов VD1, VD2.
  4. Если все в порядке, вероятно, неисправны аккумуляторы. Надо проверить напряжение на них.
  5. Если дело не в этом, надо проверить исправность выключателя, прозвонив его тестером в режиме звуковой проверки (при выключенном из сети устройстве и извлеченных аккумуляторах!).
  6. Если и тут все нормально, неисправность надо искать в драйвере или в светодиодной матрице.

При наличии небольших знаний в электротехнике модернизировать или починить ручной фонарик несложно. Главное, разобраться в его устройстве.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (схемы)

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование автомобилей состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов; системы ото­пления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.

Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображе­нием элементов электрооборудования приведены но­мера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б – белый; Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; КЧ — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ф — фиолето­вый; Ч — черный.

Система электроснабжения (рис. 323) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккуму­ляторные батареи 6, соединенные последовательно, генераторная установка 2, подключенная параллель­но аккумуляторным батареям. Отрицательный вы­вод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля через выключатель 7 массы с дистанци­онным управлением.

Схема оборудована реле 1, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выклю­чателя 13 приборов и стартера ток не подается к кнопке 8 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумулятор­ных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования уста­новкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

Система световой сигнализации (рис. 324) пред­назначена для оповещения водителей других тран­спортных средств о совершении поворота (разво­рота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля, влияю­щих на безопасность движения.

К системе световой сигнализации относятся: ава­рийная световая сигнализация, сигнализация тор­можения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и при­цепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмоприво­да тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие пере­ключатели, выключатели и реле.

Выключатель 8 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указа­телей поворота в прерывистом режиме. При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не све­тить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Кон­тактно-транзисторный реле-прерыватель 3 обеспе­чивает прерывистый режим работы указателей пово­рота автомобиля и прицепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке 26 контрольных ламп.

Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля. При этом замыкаются контакты пневмоэлектричес-кого датчика 13 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле 15 сигнала тормо­жения и светят лампы сигнала торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера.

Сигнал торможения включается также при вклю­чении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика 20, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормоз­ной системы установлен реле-прерыватель 21, вслед­ствие чего лампа горит прерывистым светом. Одно­временно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Система наружного и внутреннего освещения (рис. 325) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны осве­щения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.

Соединение всех потребителей с источником пи­тания выполнено по однопроводной схеме за ис­ключением плафона 4 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.

Цепи фар ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохра­нителями ПР310, установленными на панели пре­дохранителей. Цепь фар дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепь габаритных огней и ламп освещения приборов за­щищена автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722. Система контрольно-измерительных приборов (рис. 326) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомоби­ля, а также определения скорости движения. Конт­рольно-измерительные приборы состоят из указате­
лей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположенына агрегатах шасси и двигателя.

Электрическое соединение приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является щиток приборов, соединенный с общей массой автомобиля; приборы соединены между со­бой параллельно через выключатель приборов и стартера.

Рис. 323 . Электрическая схема системы электроснабжения: 1 — реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2 — генератор; 3 — блок предохранителей; 4 — реле стартера; 5 — стартер; 6 — батареи аккумуляторные; 7 — выключатель массы; 8 — кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 9 — реле электродвигателей отопителя; 10 — амперметр; 11 -предохранители 13.3722 (7.5 А); 12 — предохранитель ПР310 (10 А); 13 — выключатель приборов и стартера; I — к термореле ЭФУ

Рис. 324. Электрическая схема системы световой сигнализации: 1, 2 — фонари передние левый и правый; 3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 4 — предохранитель плавкий ПР 119 (6 А); 5 — переключатель света комбинированный; 6 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 7 — предохранитель ПР 310 (10 А); 8 — выключатель аварийной световой сигнализации; 9, 10 — указатели поворота правый и левый; 11, 12 — фонари задние левый и правый; 13 -выключатель сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15 — реле сигналов торможения; 16 — сигнал звуковой (зуммер); 17, 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов; 20 — выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 21 — реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 22 — выключатель света заднего хода; 23 — фонарь заднего хода; 24 — розетка прицепа 24 В; 25 — выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала; 26, 28 -блоки сигнализаторов; 27 — выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра; I — к выключателю приборов и стартера; II — к указателю температуры охлаждающей жидкости; III — к указателю тахометра; IV — к указателю спидометра

Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 — фары противотуманные правая и левая; 3, 11 — фары головного света правая и левая; 4 — плафон вещевого ящика; 5 — выключатель плафонов; 6 — фонари автопоезда; 7 — выключатель фонарей автопоезда; 8 — реле электродвигателей отопителя; 9, 10 — плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 — реле сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 — фонари задние правый и левый; 17, 18 — фонари передние правый и левый; 19 — переключатель света комбинированный; 20 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 — предохранитель ПР 310 (10 А); 22 — выключатель освещения приборов; 23 — лампа подкапотная; 24 — выключатель аварийной световой сигнализации; 25 — розетка переносной лампы; 26 — розетка семиконтактная; 27 — указатель давления масла; 28 — указатель уровня топлива; 29 — спидометр; 30 — тахометр; 31 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 — амперметр; 33 — манометр; I — к выключателю приборов и стартера

Рис. 326. Электрическая схема системы контрольно-измерительных приборов: 1 — указатель уровня топлива; 2 — датчик указателя уровня топлива; 3 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 4 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 — датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — указатель давления масла; 9, 11 — блоки контрольных ламп; 10 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 -генератор; 13 — тахометр; 14 — спидометр; 15 — датчик спидометра; I — к выключателю приборов и стартера

Система отопления предназначена для поддер­жания оптимального температурного режима в ка­бине при снижении температуры окружающего воз­духа. Электродвигатели 1 (рис. 327) нагнетают воз­дух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внима­ние на направление вращения их валов. В системе применяется реверсивный электро­двигатель МЭ 250. При подсоединении положитель­ного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вра­щение, а отрицательного полюса — левое вращение. Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью кла­вишного переключателя, расположенного в кабине. Система звуковой сигнализации включает пневмо-и электрозвуковые сигналы 12 (см. рис. 327), пред­назначенные для обеспечения безопасности движе­ния, и звуковой сигнал 11 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмо­привода тормозных механизмов автомобиля, для внутренней сигнализации в кабине.

Звуковой пневмосигнал включается нажатием кноп­ки справа на комбинированном переключателе света.

При давлении воздуха и в пневмосистеме 392,3. 686,5 кПa (4. 7 кгс/см 2 ) звук должен быть чистым.

Электрозвуковые сигналы 12 расположены под кабиной на передней поперечине рамы и включа­ются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов 12 осуще­ствляется через промежуточное

реле 13, установ­ленное на нижней панели приборов.

Сигнал 11 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок кон­трольных ламп и датчики падения давления воздуха; звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.

Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 100.

Схемы электрооборудования автомобилей моделей 5320 и 55102 различаются наличием дополнительного электрооборудования механизма подъема платфор­мы на автомобиле мод. 55102:

— двух электромагнитных клапанов подъема и опускания платформы;

— электромагнитного клапана распределителя гидросистемы;

— электромагнитного клапана коробки отбора мощности;

— выключателя коробки отбора мощности;

— переключателя распределителя гидросистемы;

— переключателя механизма подъема платформы.
В отличие от автомобиля мод. 55102 на авто­мобиле мод. 55111 отсутствуют:

— опознавательные фонари автопоезда и их вы­ключатель;

— электромагнитный клапан пневматического звукового сигнала;

— электромагнитный клапан распределителя гид­росистемы и его переключатель.

На автомобиле-тягаче мод. 53212 в отличие от автомобиля мод. 5320 устанавливаются:

— плафон освещения спального места (допол­нительно);

— выключатель приборов и стартера с противо­угонным устройством.

На седельном тягаче мод. 5410 по сравнению с автомобилем мод. 5320 установлены дополнительно плафон освещения спального места и фара осве­щения седельно-сцепного устройства.

Седельный тягач мод. 54112 в отличие от авто­мобиля мод. 5410 имеет выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Рис. 327. Электрическая схема систем отопления, звуковой сигнализации и стеклоочистки: 1 — электродвигатель отопителя; 2 — переключатель электродвигателей отопителя; 3 — стеклоочиститель; 4 — реле электродвигателей отопителя; 5 -предохранитель 13.3722 (7,5 А); 6 — предохранитель ПР 310 (10 А); 7 — переключатель стеклоомывателя; 8 — стеклоомыватель, 9 — переключатель стеклоочистителя; 10 — переключатель света комбинированный; 11 — сигнал звуковой (зуммер); 12 -сигналы тональные; 13 — реле звуковых сигналов; I — к выводу AM выключателя приборов и стартера; II — к выводу КЗ выключателя приборов и стартера; III — к реле сигналов торможения; IV — к блоку сигнализаторов

СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

На всех схемах единый перечень элементов, зоны расположения элементов в полумонтажных схемах могут незначительно отличаться (рис. 328-337).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×