Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить уровень электролита в акб

Проверяем уровень электролита в аккумуляторе

Аккумуляторная батарея — сравнительно недолговечное изделие, подлежащее замене после определенного пробега. Продлить срок службы помогает контроль уровня электролита, его плотности, уровня заряда.

Без применения особых инструментов можно контролировать только уровень электролита, чтобы проверить остальное, лучше обратиться к специалистам или обращать внимание на косвенные показатели работы электрооборудования.

Как должно быть в норме?

Свинцовый аккумулятор — перезаряжаемый источник электрического тока. Он производится уже более 100 лет, так как имеет простую конструкцию, популярен и легко производится современной промышленностью. За сотню лет он претерпел множество изменений, но даже сейчас появляются новые технологичные решения.

В основе работы аккумулятора чаще всего лежат окислительно-восстановительные реакции, происходящие между свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты. При разрядке электроны серной кислоты связываются с атомами пористого свинца, при зарядке свинец высвобождается обратно, количество ионов в растворе кислоты повышается и плотность электролита увеличивается.

Соотношение дистилированной воды и серной кислоты в автомобильном АКБ подбирается для наиболее оптимального прохождения процессов заряда — разряда. Наилучшая плотность должна составлять 1.27 г/см 3 . У разряженного аккумулятора плотность значительно ниже — зимой батарея даже может замерзнуть, если будет сильно разряжена. Но в целом плотность колеблется вокруг значения в 1,27 г/см 3 .

При работе внутри АКБ плотность и уровень электролита оказываются взаимосвязаны. Меньше объём электролита — выше плотность, и наоборот. Если регулярно не проверять уровень электролита, то он может стать ниже уровня свинцовых пластин.

Важно! Эксплуатация батареи с оголенными свинцовыми пластинами приведет к необратимой поломке.

Какой уровень должен быть в норме? — Нормальный уровень электролита — 10-15 мм над свинцовыми пластинами. Его достаточно, чтобы при движении автомобиля пластины были полностью погружены в электролит. При изменении уровня электролита баланс реакций нарушается, что приводит как минимум к быстрому износу АКБ. Низкий уровень электролита почти всегда является признаком повышения плотности электролита.

Причины изменения объёма жидкости

Из-за особенностей работы аккумулятора со временем уровень и плотность электролита снижается. Это происходит практически всегда, даже в необслуживаемых батареях. В большинстве случаев со временем плотность повышается, ведь серная кислота не подвержена испарению или гидролизу, в отличие от воды. По сути, изменяется уровень воды в электролите.

Происходит это по следующим причинам:

  1. Вытекание через трещины в корпусе. Диагностика проста — если место, где стояла батарея, залито электролитом или есть подтеки, значит корпус поврежден. В таком случае плотность обычно не меняется, если запаять или заклеить трещину, то возможно дальше использовать АКБ. Но чаще предпочитают заменить батарею.
  2. Вытекание при переворачивании. В крышке батареи есть отверстия для выхода паров воды и газов и пробки для проверки уровня и плотности электролита. Через них может пролиться некоторое количество электролита. Такое происходит при демонтаже АКБ или при поездках по жёсткому бездорожью. Плотность при этом не должна изменяться.
  3. Естественное испарение воды. Интенсивное испарение происходит, если эксплуатировать батарею при высоких температурах — в жару летом или если аккумулятор находится близко от нагревающихся частей двигателя. Из электролита испаряется только вода и плотность в такой ситуации неизбежно повышается.
  4. Гидролиз воды. Если заряжать батарею сильными токами, или при перезаряде часть энергии расходуется на гидролиз воды. Это разложение на газообразные водород и кислород — в банках аккумулятора наблюдается «бульканье» или даже кипение. Плотность буде повышаться, так как гидролиз разлагает воду а кислота останется нетронутой.

Важно! Измерять плотность и уровень нужно только после полной зарядки.

Низкий уровень отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках батареи — концентрированная кислота легко разъедает свинец и его соли оседают на пластинах и дне, сульфатируя АКБ и замыкая банки. Чтобы продлить срок службы батареи, нужно периодически контролировать плотность и уровень электролита.

Как проверить?

Правильно обслужить аккумулятор своими руками не сложно, для этого не требуется дорогостоящих приспособлений. Проверка уровня электролита — простая и незамысловатая процедура, но и тут есть свои нюансы.

Следуйте рекомендациям по проверке:

  • Снимаем батарею с автомобиля. Лучше, если это произойдет через 2-3 часа после длительной поездки — аккумулятор должен быть заряжен.
  • Пытаемся посмотреть уровень на просвет — это хорошо видно на светлых корпусах, либо по прозрачной вставке в пластиковом корпусе батареи.
  • Откручиваем пробки банок. Они иногда спрятаны под защитной пластинкой или наклейкой. Потребуется широкая плоская отвертка, использовать подручные средства нельзя — сорвутся грани, дальнейший доступ будет затруднен.
  • Электролит виден визуально — светим внутрь отверстия фонариком, видим жидкость, на некоторых батареях, под пробками находятся специальные «язычки», которые должны быть погружены в электролит, и показывают его необходимый уровень. Если электролит не видно — используем инструментальные методы.
  • Для проверки потребуется стеклянная или пластиковая трубочка (идеально подходит прозрачный корпус шариковой ручки). Вставляем ее в отверстие и упираем в пластины. Закрываем пальцем верхний конец трубочки, поднимаем. Воздушный колокол не даст электролиту вылиться из трубки — уровень виден сразу. После измерения обязательно выливаем электролит обратно в банку, трубочку промываем в проточной воде.

Внимание! Брызги кислоты могут повредить кожу, слизистые, поверхность глаза! Используйте защитные очки, респиратор, резиновые перчатки. При поражении органов или разбрызгивании электролита его можно нейтрализовать слабым раствором пищевой соды. Если под рукой соды нет — любой содовой газировкой.

При обращении с аккумуляторами нельзя допускать резких движений, бросков, толчков. Следует производить все работы осторожно и правильно подобранным инструментом.

Видео о проверке уровня электролита

Как определить в необслуживаемом АКБ?

Статус необслуживаемых батарей носят несколько типов — гелевые, стекловолоконные и с крышкой-лабиринтом. Обслужить можно только последний, просверлив в крышке отверстия для доступа в банку. Если на наклейке есть буквы GEL или AGM, вмешательство в работу батареи может привести к ее выходу из строя.

Зачастую для проверки уровня электролита предусмотрены специальные «глазки», и подробно разъясняется как ими пользоваться.

После вмешательства работа крышки-лабиринта будет нарушена, и аккумулятор становится обычным. После проверки уровня отверстия затыкаются подходящими по размеру пластиковыми пробками. При сверлении отверстий нельзя допускать попадания стружки внутрь банки. О том как сделать это правильно можно прочесть

Проводить обслуживание высокотехнологичных батарей без видимой причины нельзя — только если есть нарекания в работе и все равно придется покупать новую — только в этом случае можно вскрывать герметичные банки.

Что делать если уровень низкий

Если уровень оказался незначительно ниже, можно просто долить дистилированной воды до уровня и поставить батарею на дозарядку. Не стоит доливать питьевую или минеральную воду — это значительно снизит долговечность аккумулятора.

Но при сильном падении уровня обязательно измерьте плотность электролита. Делается это специальным прибором — ареометром, и о том как определить уровень плотности, отдельная статья.

В зависимости от показаний ареометра, нужно добавить дистиллированную воду, обычный аккумуляторный электролит или концентрированный электролит, доводя плотность до 1.27 мг/см 3 .

Плотность и уровень во всех банках должна быть одинаковая, этот показатель крайне важен для работы АКБ.

Заключение

Как видно уровень электролита влияет на эффективную работу батареи. «Перелитый» или «пустой» аккумулятор значительно слабее крутят стартер, плохо воспринимают зарядку, самостоятельно разряжаются во время стоянок.

Его контроль помогает понять состояние батареи, продлить её срок службы и избежать внезапных поломок.

Методы проверки уровня электролита в аккумуляторных батареях разного типа

Считается, что современные аккумуляторные батареи не требуют особого контроля и полноценно выполняют свои функции без какого-либо обслуживания. Отчасти это так – если эксплуатация происходит в нормальных условиях, делать ничего не нужно. Однако при экстремальной езде, частых циклах зарядки/разрядки количество жидкости в отсеках постепенно снижается, что приводит к уменьшению емкости батареи. В статье расскажем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, не прибегая к помощи автомастера.

Способы определения уровня в необслуживаемом источнике питания

Условно АКБ можно разделить на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. В последнем случае конструкцией не предусмотрен доступ к отсекам и производители не рекомендуют самостоятельно вскрывать корпус. В противном случае вы нарушите герметичность, а качественно запаять пластмассовый корпус вряд ли сможете. Подобная манипуляция приведет к тому, что АКБ придется выбросить. В необслуживаемой батарее определить количество электролитической смеси можно двумя способами.

По контрольным меткам

На корпусе таких аккумуляторов есть метки «min» и «max», нанесенные на овальный глазок из прозрачного материала. Уровень электролита должен быть между этими отметками. Если он ниже – значит, часть дистиллированной воды испарилась или вытекла через предохранительные клапаны. Обычно это происходит при неправильной зарядке либо по истечению срока эксплуатации.

По индикаторам

Современные модели импортных и отечественных АКБ могут быть оснащены индикаторами. В народе их называют «магическим глазом». Индикатор меняет цвет в зависимости от величины заряда и плотности электролитической смеси. Чтобы проверить уровень раствора в автомобильном аккумуляторе, выполните следующие действия:

  1. с помощью чистой тряпки тщательно вытрите грязь и пыль возле индикатора;
  2. слегка постучите пальцем по индикатору — так вы удалите пузырьки кислорода и сможете лучше его рассмотреть;
  3. посмотрите, какой цвет появился на индикаторе.

Зеленый указывает на то, что уровень в норме, заряд максимальный. Белый – необходимо подключить ЗУ. Красный – повышенная кислотность раствора, то есть количество воды снизилось.

Осмотр корпуса аккумуляторной батареи.

Способы проверки уровня в обслуживаемом источнике питания

Обслуживаемая батарея сконструирована так, чтобы все работы владелец смог выполнить самостоятельно. Определить уровень жидкости в банках АКБ такого типа можно с большей точностью и, при необходимости, долить дистиллированную воду. Существует два способа, которые позволяют контролировать количество электролитической смеси в отсеках. Рассмотрим каждый из них.

С помощью мерной трубки

Вы можете проверить, сколько электролита осталось в аккумуляторе с помощью нехитрого приспособления, представляющего собой прозрачную трубку, диаметр которой меньше диаметра пробки. В исключительных случаях можно использовать часть прозрачной шариковой ручки, предварительно открутив от нее колпачки. Замер выполняется в следующей последовательности:

  1. уберите грязь и пыль вкруг пробок;
  2. поставьте батарею на ровную поверхность;
  3. осторожно опустите трубку в отсек, не наклоняя ее;
  4. зажмите верхнее отверстие пальцем;
  5. выньте трубку, не убирая пальца, замерьте количество жидкости в ней.

В норме раствор должен покрывать электроды на 1 — 1,5 см. Если у вас в трубке столько жидкости – беспокоиться не о чем. Если больше – значит, в прошлый раз вы залили больше чем нужно, откачайте излишки.

Отчетливо видно, сколько электролита в банках.

Визуальное определение

Этот метод можно использовать, если конструкцией корпуса предусмотрены специальные выемки внизу горловины. Верхний слой жидкости, касаясь выемок, изгибается, образуется так называемый «мениск» или «глаз». По его расположению можно понять, какой уровень электролита в данный момент. «Глаз» отчетливо видно – уровень в норме, если не видно – количество раствора снизилось.

Часто автолюбители спрашивают, какой должен быть уровень кислоты в аккумуляторе. Формулировка этого вопроса не правильная. В банки заливается электролит, состоящий из дистиллированной воды и кислоты. Поэтому вышеописанные методы позволяют установить, сколько всего осталось электролитической смеси, а не ее составляющих.

Читать еще:  Как открыть багажник на классике

Количество электролита в аккумуляторах разной емкости

В некоторых случаях необходимо полностью заменить раствор. Попытка узнать, сколько требуется жидкости по уровню в банках, не даст никакого результата. К сожалению, производители не указывают объем отсеков, поэтому приходится высчитывать его по емкости батареи.

Для этих случаев мы подготовили таблицу соответствия количества раствора к заявленным производителем параметрам, вам нужно лишь найти эти значения на наклейках или в инструкции.

Тип АКБ

Номинальная емкость (А-ч)

Количество электролита (литры)

Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.

Способы проверки аккумулятора

Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Существует несколько способов проверки состояния АКБ:

  1. с помощью индикатора;
  2. с использованием мультиметра;
  3. нагрузочной вилкой;
  4. зарядным устройством.

Проверка по индикатору

Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:

  • зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
  • белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
  • черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.

На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.

Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра

Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:

  1. Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
  2. Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
  3. Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
  4. Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
  5. Зафиксировать показания прибора.
Показания вольтметра (без нагрузки), ВУровень заряженности АКБ, %
12.6 Вольт и больше100%
12.5 — 12.3 Вольт75% — 50%
12,1-11.7 Вольт и меньше25% — 0%

Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.

Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора

Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:

  1. Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
  2. Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), ВУровень заряженности АКБ, %
10,2 Вольт и больше100%
9.6 — 9.0 Вольт75% — 50%
8,4-7,8 Вольт25 — 0%

При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.

Применение зарядного устройства при проверке АКБ

Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.

Проверка электролита в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.

Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.

Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.

Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?

Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.

Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!

Проверка уровня электролита в АКБ автомобиля

  • 1 Сколько электролита должно быть в АКБ
  • 2 Как проверить уровень электролита
    • 2.1 Высокий уровень электролита
    • 2.2 Низкий уровень электролита
  • 3 Особенности необслуживаемых аккумуляторов
  • 4 Процедура замены электролита

Любой автомобиль нуждается в обслуживании. Пусть он только сошёл с конвейера или редко используется. В обслуживании, например, нуждается аккумулятор. С ним могут возникать различные неприятности, к примеру, снижаться или повышаться уровень электролита. Это вещество состоит из особой кислоты и воды. Последний компонент может испаряться, что будет вызывать снижение уровня электролита. А это чревато возникновением серьёзных проблем с АКБ.

Методика проверки уровня электролита в аккумуляторе.

Сколько электролита должно быть в АКБ

Не только уровень электролита в автомобильном аккумуляторе играет значение, но и его плотность. Изменение плотности осуществляется за счёт посторонних примесей, которые различным образом могут попадать внутрь батареи. Сейчас нас больше интересует количество электролита в аккумуляторе. Этот показатель напрямую зависит от ёмкости батареи. В зависимости от производителя количество электролита может отличаться. Эти разбежки несущественные, но всё же они присутствуют и их нужно учитывать. Мы рассмотрим вместимость аккумуляторов на 55, 60, 62, 65, 75, 90 и 190 Ампер в час. В качестве средних показателей можем привести следующие данные:

  • на ёмкость 55 А/ч приходится 2,5 литра, разбежка может составлять 100 граммов в большую или меньшую сторону;
  • для аккумулятора ёмкостью 60 А/ч необходимо от 2,7 до 3 литров электролита;
  • 62 А/ч требует электролита в пределах 3 л.;
  • на 65 А/ч требуется примерно 3,5 литра;
  • аккумулятор на 75 А/ч вмещает в себя от 3,7 до 4 л.;
  • на АКБ 90 А/ч приходится от 4,4 до 4,8 л. электролита;
  • батареи с ёмкостью 190 А/ч вмещают в себя около 10 литров.

Теперь самое время научиться определять уровень электролита в аккумуляторе. Эта процедура должна проводиться периодически, чтобы состояние батареи не запускалось, а её эксплуатационные характеристики не снижались.

Как проверить уровень электролита

Сделать это будет несложно. Даже неопытный водитель справится с этой задачей. Этот процесс отличается в зависимости от типа аккумулятора, который установлен в вашем авто. Возможны следующие варианты для проверки уровня электролита в аккумуляторе:

  1. В батареях со шкалой, на которую нанесены отметки «минимум» и «максимум», проще всего определить уровень жидкости. В этом случае доливка осуществляется до среднего уровня между этими двумя отметками.
  2. При отсутствии шкалы стоит поискать в отверстиях специальные «язычки». Заливка электролита осуществляется до тех пор, пока уровень жидкости не покроет их на 5 мм.
  3. При отсутствии шкалы и «язычков» необходимо в батарею опустить стеклянную трубку с диаметром не более 5 мм. Она упрётся в щиток и дальше опускаться не будет. Верхнее отверстие закрывается пальцем, и трубка вынимается. Внутри неё будет находиться жидкость с аккумулятора. В норме она должна достигать 10-15 мм. Это будет оптимальный уровень.

Высокий уровень электролита

Не стоит думать, что чем больше электролита будет находиться внутри батареи, тем лучше. Это одна из распространённых ошибок многих автомобилистов. Во время работы автомобиля электролит может расширяться, что приведёт к увеличению его объёма. В этом случае жидкость выльется за пределы батареи, а содержащаяся кислота может повредить корпус. Изменить такую ситуацию легко. Потребуется всего лишь при помощи шприца убрать лишнее количество жидкости и довести его до нормального уровня. По-другому обстоит дело с низким уровнем жидкости.

Низкий уровень электролита

Не менее опасным является недостаточный уровень жидкости внутри АКБ, потому каждый водитель должен знать, как долить электролит в аккумулятор и уметь применять эти знания на практике. Такая ситуация может возникать из-за выкипания жидкости или испарения воды. Потому крайне важно постоянно проверять электролит и знать, как залить электролит в аккумулятор автомобиля. Эксплуатация батареи в таком состоянии грозит наступлением следующих негативных последствий:

  • при высокой концентрации серной кислоты, которая возникает в результате испарения воды, сульфатацияпластин будет происходить гораздо быстрее;
  • оголённые пластины во время зарядки батареи будут сильно нагреваться, что может привести к их разрушению и осыпанию;
  • при недостаточном количестве электролита ёмкость аккумулятора также будет низкой.
Читать еще:  Отворачивание штуцера или трубки тормозной системы

Любая из этих ситуаций является неприятной, спасти может своевременная доливка электролита в аккумулятор или дистиллированной воды.

Особенности необслуживаемых аккумуляторов

На автомобильном рынке существует такое понятие, как необслуживаемые аккумуляторы. Пусть их название не вводит вас в обман — в обслуживании они всё же нуждаются. Эти устройства обладают следующим набором отрицательных особенностей, которые делают покупку необслуживаемых АКБ уже не такой удачной:

  • процесс замера количества жидкости затруднён, в некоторых случаях даже является невозможным;
  • плотность жидкости измерить не представляется возможности, даже гидрометр не помогает;
  • стабильная и длительная работа батареи возможна лишь при наличии безупречной электрической сети и стабильного уровня всех выдаваемых характеристик.

В таких батареях очень низкий расход воды, потому её добавление требуется крайне редко. Если же всё-таки ситуация возникла, то придётся изрядно попотеть, чтобы добиться положительного результата и не испортить устройство. Действовать необходимо следующим образом:

  • снимаем наклейку с корпуса, крышку не демонтируем, поскольку установка её на прежнее место является практически невыполнимой задачей;
  • при помощи шила делаем в корпусе отверстие для каждой банки на месте расположения следов от штамповки, предварительно очистив их от загрязнений, чтобы они не попали внутрь;
  • при помощи шприца заливаем внутрь воду, обязательно дистилированную, в небольших количествах;
  • после доливки воды нужно вернуть корпусу прежнюю герметичность, для этого можно воспользоваться герметиком, паяльником, специальными заглушками или пробками.

Процедура замены электролита

При небольшом отклонении от нормы в меньшую сторону нужно добавить в батарею дистиллированную воду. Только специальная вода используется для этих целей. Доливка водопроводной воды или даже очищенной бутилированной приведёт устройство в негодность. Такие ситуации возникают по причине испарения дистиллята, что приводит к увеличению концентрированности кислоты. Просто добавляем воду, заряжаем АКБ и ситуация возвращается в норму. Совсем другое дело, если отклонение от нормы существенное. В этом случае потребуется измерять плотность жидкости. В зависимости от полученных результатов будет понятно, что делать дальше: разводить электролит для аккумулятора водой, использовать обычную жидкость или концентрированную. Для измерения плотности можно воспользоваться ареометром — специальным прибором, который предназначен для этих целей.

Нормальная плотность находится в пределах 1,27 мг/см3, она должна быть одинаковой во всех банках. Потому провести измерения лишь в одной из них будет недостаточно. Сравниваем полученный результат с нормальным показателем, в зависимости от разницы между этими двумя показателями определяемся с дальнейшими действиями. Если разница будет очень существенной, то требуется выполнить замену электролита в аккумуляторе в домашних условиях. Эта работа несложная, хотя и хлопотная. Если придерживаться описанного ниже принципа работ, то результат будет положительный. Прежде чем мы расскажем, как поменять электролит в аккумуляторе, необходимо подготовить следующие инструменты и расходные материалы:

  • новый электролит, плотность которого будет составлять 1,29 гр/см3, о количестве этой жидкости для разных АКБ мы уже писали;
  • ёмкость, в которую будет сливаться старый раствор с батареи;
  • груша из резины;
  • ареометр.

Когда всё подготовлено, можно переходить к сути и рассказывать, как правильно залить электролит в аккумулятор. Действовать нужно осторожно и не отклоняться от плана работ. В противном случае можно испортить устройство и восстановлению оно уже не будет подлежать.

  1. Батарею нельзя переворачивать. В результате таких действий будут испорчены пластины и может даже возникнуть их замыкание.
  2. Слить электролит нужно при помощи груши. С каждой банки таким образом извлекается старая жидкость.
  3. Когда вся жидкость скачана, можно заливать новую. Обязательно следим за уровнем.
  4. При работе с электролитом надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Серная кислота – это едкое вещество, которое при попадании на кожу и слизистые оболочки вызывает ожог.

В конце нужно разобраться с ещё одним немаловажным вопросом: нужно ли заряжать аккумулятор после заливки электролита? Процедура зарядки необходима в таких случаях:

  • неиспользование аккумулятора на протяжении 24 часов после проведения замены жидкости;
  • предполагаются тяжёлые условия эксплуатации (частый запуск, холодная погода, неравномерная скорость с частым ускорением);
  • хранение батареи длилось более года с момента её производства.

Важно знать не только как правильно слить и залить электролит в аккумулятор, но и сделать это безопасно. Кислота, которая входит в состав аккумуляторной жидкости, является едким и опасным веществом. При контакте с кожей она вызывает химические ожоги. Для предотвращения таких последствий необходимо пользоваться резиновыми перчатками и очками. Относитесь к своему автомобилю уважительно, не пропускайте периодичность профилактических действий, и он ответит вам безотказной работой. Обслуживание АКБ требует осторожности и соблюдения правил безопасности.

Проверка уровня электролита, плотности и заряда автомобильного аккумулятора

В одном из предыдущих материалов о зарядке автомобильных аккумуляторов мы уже писали о том, что определенным достоинством обслуживаемых АКБ является возможность контроля состояния и уровня электролита, что позволяет продлить ресурс аккумулятора и даже реанимировать его после длительного простоя без заряда. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее – хотя все больше автовладельцев выбирают необслуживаемые батареи, спрос на аккумуляторы классической конструкции сохраняется. Проверка же электрических параметров АКБ актуальна для всех их типов.

В чем смысл диагностики?

Основные параметры, важные для владельца – это то, как аккумулятор ведет себя под реальной нагрузкой (просадки напряжения, максимальный ток) и его реальная емкость. Даже полностью заряженный аккумулятор (по вольтметру или грубо – по встроенному «глазку») не гарантирует уверенного запуска – при значительных отклонениях уровня и плотности электролита, «рассыпавшихся» пластинах он будет неспособен поддержать нормальные обороты стартера, медленно набирать заряд. Диагностика же поможет точно определить, в чем причина проблем – в аккумуляторе, плохом контакте массового провода или в самом стартере.

Уже опираясь на знание о некорректной работе аккумулятора, можно (если он, конечно, обслуживаемый) узнать, исправима ли неисправность – потратив некоторое время, возможно, удастся сэкономить ощутимую сумму. В проверке плотности электролита есть особый смысл зимой – так, полностью заряженный (то есть имеющий нормальную плотность электролита) аккумулятор замерзнет при температуре около -54 градусов, а при снижении плотности всего на 0,15 г/см 3 – уже при -8.

Видео: Как сделать обслуживание аккумулятора

Как проверить уровень электролита

Состав и качество электролита во многом определяют и эффективность работы аккумулятора, и его ресурс. Сам по себе электролит – это разбавленная серная кислота, которая участвует в химических реакциях на поверхности пластин: при разряде она расходуется (образуется сульфат свинца), при зарядке – восстанавливается.

При работе аккумулятора уровень электролита неизбежно падает: неизбежный электролиз воды, происходящий при каждом цикле заряда, снижает уровень и повышает плотность. При длительном разряде же часть кислоты остается израсходованной в виде крупных кристаллов сульфата свинца, которые не будут восстановлены при последующей зарядке – плотность упадет.

Видео: Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

Не менее важен уровень электролита в каждой банке – электролит должен с запасом закрывать пластины, чтобы полностью использовать их полезную площадь даже при колебаниях (крены, резкие ускорения или торможения). Проверить его проще всего – в аккумуляторах с полупрозрачными стенками обычно даже наносятся метки, по которым можно увидеть минимальный и максимальный уровень. В непрозрачных аккумуляторах можно воспользоваться любой прозрачной трубкой, вывернув пробку и отпустив трубку в отверстие до упора в пластины: зажав пальцем верхний край трубки и вытащив ее, можно увидеть, насколько электролит выше пластин. В норме это превышение должно составлять 10-15 миллиметров.

Уровень оказался ниже? Что ж, его стоит восполнить. В теории достаточно долить дистиллированной воды, так как расходуется в первую очередь она. Но на практике, особенно если аккумулятор уже проработал долго, такая доливка может привести к падению плотности – как мы уже писали выше, часть кислоты будет израсходована на нерастворенный сульфат свинца. Следовательно, нужно точно удостовериться в том, какова плотность электролита в текущий момент.

Как узнать плотность электролита?

Для контроля плотности электролита используется простой прибор – ареометр. Это-прозрачная трубка с грушей для отбора электролита, в которой плавает грузик-указатель заранее заданной плотности. Напротив этого грузика проградуирована шкала – соответственно, в зависимости от соотношения плотностей грузика и проверяемого электролита он будет указывать на разные деления шкалы, что нам и нужно. Примерно так же, но гораздо более грубо работают встроенные «глазки» — всплывающий в плотном электролите зеленый шарик становится виден в световоде индикатора, если же он тонет (плотность упала) – в глазке чернота.

Поскольку плотность электролита ощутимо зависит от его температуры, лучше всего измерять ее на теплом аккумуляторе. Если же такой возможности нет, принимаются следующие поправки:

ТемператураПоправка к плотности
-55…-41-0,05
-40…-26-0,04
-25…-11-0,03
-10…4-0,02
5…19-0,01
20…30
31…45+0,01

К измерению плотности приступают, когда батарея полностью заряжена. Носик ареометра опускается в банку, затем грушей в него забирается электролит. По указателю определяется текущая плотность. Если уровень в пределах нормы, то и плотность должна соответствовать нормальной.

Видео: Как проверить плотность электролита

При значительном снижении уровня электролита состав доливки определяется плотностью: если она выше нормы, то доливается дистиллированная вода, если же ниже – то придется доливать и кислоту. Однако, как определить ее нужное количество, не зная, какой объем электролита в банке остался? Самый оптимальный и надежный метод – это полностью слить электролит из банки и заменить его готовым с нормированной плотностью.

Безопаснее всего сливать электролит в широкий пластиковый таз, заполненный несколькими литрами воды – в этом случае разбрызгиваться будет вода, а не кислота, а итоговая концентрация кислоты будет достаточно низка для безопасной утилизации. Слив электролита позволит одновременно и проверить наличие осадка в банке: он будет явно указывать на разрушение пластин. Обнаружив в одной из банок осадок, нужно слить электролит из всех, затем промыть все банки, два-три раза заполнив их дистиллированной водой, и только после этого заправить свежим электролитом.

Контроль степени заряда аккумулятора

Контроль плотности удобен тем, что позволяет оценить состояние каждой банки аккумуляторной батареи. Но ареометр есть не у всех, да и в необслуживаемых аккумуляторах этот метод неприменим. Зная характеристики свинцово-кислотного аккумулятора, можно грубо оценить его заряженность и вольтметром – без нагрузки его показания должны быть в пределах 12,8-13,2 В, поскольку в 12-вольтовом аккумуляторе 6 последовательно соединенных банок, а при полном заряде каждая имеет напряжение на выводах в 2,2-2,4 В. Разряженным же аккумулятор считается, если напряжение на банке падает ниже 2,03 В (то есть 12,18 В в сумме).

Читать еще:  Бортовой компьютер для ВАЗ-2170-2172 (Lada Priora)
Видео: Проверка заряда аккумулятора нагрузочной вилкой

Грубость же этого способа оценки состоит в том, что суммируется напряжение на всех банках независимо от их состояния. Например, если пять из шести банок полностью исправны и заряжены, а в шестой произошло замыкание, то на вольтметре мы увидим 10,75В – казалось бы, аккумулятор находится в глубоком разряде, но попытки зарядить его приведут лишь к «выкипанию» электролита в исправных банках.

Но даже если напряжение на выводах в норме – не факт, что аккумулятор окажется способным отдавать нужный ток. Для контроля токоотдачи применяются нагрузочные приборы – в простейшем случае это обычная нагрузочная вилка, состоящая из мощного резистора низкого сопротивления и вольтметра, наиболее сложные приборы (применяемые, в частности, в дилерских автотехцентрах) имеют встроенные электронные схемы, по падению напряжения на менее мощной нагрузке исходя из заранее введенной номинальной емкости определяющие состояние аккумулятора. Поскольку цена таких приборов делает их покупку для рядового автомобилиста неоправданной (в частности, АКБ-тестер Micro 568 стоит около 16 тысяч рублей), остановимся на нагрузочных вилках традиционной конструкции.

Подключив клеммы вилки к аккумулятору, можно увидеть напряжение на нем – опираясь на указанные выше значения, можно грубо определить его степень заряженности, на многих приборах для удобства нанесены цветовые обозначения (зеленый/желтый/красный диапазон). Нажав на тумблер или кнопку на корпусе, мы подключаем к аккумулятору нагрузку, сопротивление которой составляет десятые доли ома – тем самым она имитирует включение стартера с мощностью около киловатта. В этот момент напряжение на клеммах резко упадет и начнет снижаться еще сильнее. Исправным аккумулятор можно считать, если включение нагрузки не вызывает падения напряжения более чем на 2 вольта (для обычно используемых АКБ на 55-65 А*ч, чем больше емкость – тем меньше должна быть просадка), а дальнейшее снижение напряжения происходит медленно и плавно. Резкое падение напряжения – явный указатель на то, что батарея уже не в силах отдать высокий ток, а его быстрое снижение в течении нескольких секунд означает значительное падение емкости аккумулятора.

Какими должны быть плотность и уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Практически все владельцы автомобиля имеют представление о том, что такое аккумулятор. Однако немногие знают, что он требует периодического обслуживания и ухода. В лучшем случае владелец авто просто заряжает АКБ от случая к случаю. Но этого недостаточно. Нужно периодически проверять уровень электролита в банках аккумулятора и контролировать его плотность. Причём, если плотность не соответствует норме, её нужно корректировать. Что касается плотности, то её рекомендуется измерять после зарядки батареи. А уровень электролита нужно проверять чаще, чтобы он сильно не понижался. Особенно за уровнем нужно следить в летнее время года, когда под капотом держится высокая температура. В этом материале мы подробно поговорим об уровне и плотности электролита в автомобильном аккумуляторе.

Что заливают в аккумулятор автомобиля?

В свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах группы WET в качестве электролита используется водный раствор серной кислоты (H2SO4). Есть ещё AGM аккумуляторы, в которых электролитом пропитано стекловолокно. И ещё одна разновидность свинцово-кислотных АКБ ─ это GEL. В них электролит переведён в гелеобразное состояние с помощью добавки оксида кремния. Уровень электролита требует контроля в автомобильных аккумуляторах WET. Всё сказанное ниже справедливо в отношении этих АКБ.

Уровень электролита в АКБ

Электролит представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде с содержанием 30─35% (вес.). Обычная вода из-под крана не подходит. Для приготовления электролита используется именно дистиллированная вода, которая очищена от примесей. Если примеси (соли, оксиды металлов) попадут в раствор, это приведёт к возникновению паразитных реакций, коррозии пластин и сокращению срока эксплуатации АКБ.

Электролит для свинцово-кислотных аккумуляторов

Электролит для аккумулятора автомобиля продаётся в автомагазинах уже в разбавленном виде (плотность 1,29 гр/см 3 ). В производстве серная кислота имеет более высокую концентрацию. Она получается в 2 стадии. Сначала концентрация доводится до 70%, а затем 98%. В таком виде она хранится до использования в различных целях. Автомобильные аккумуляторные батареи – это лишь небольшое направление, где используется серная кислота. Она применяется в различных сферах народного хозяйства. Поэтому выпускаются различные сорта серной кислоты. Они приведены ниже (в скобках указана концентрация и плотность):

  • Башенная или нитрозная (75%, 1,67 гр/см 3 );
  • Контактная (92,5─98%, 1,837 гр/см 3 );
  • Олеум (104,5%, 1,897 гр/см 3 );
  • Высокопроцентный олеум (114,6%, 2,002 гр/см 3 );
  • Аккумуляторная (92─94%, 1,835 гр/см 3 ).

Советуем дополнительно прочитать статью о том, как самостоятельно провести обслуживание автомобильных аккумуляторов.

Роль кислоты в аккумуляторной батарее автомобиля

В предыдущем разделе было описано, из чего состоит электролит автомобильного аккумулятора. Теперь поговорим о том, какую роль играет серная кислота в работе АКБ. Аккумулятор автомобиля состоит из пластикового корпуса, свинцовых пластин разной полярности и электролита, в который они погружены. Конструкция пластин предусматривает наличие токоотводящих свинцовых решёток. В зависимости от типа батареи в материале решёток могут присутствовать различные легирующие добавки. Электролит в корпусе залит до определённого уровня, о котором подробнее будет сказано ниже.

Конструкция автомобильного аккумулятора

На аноде (положительный электрод) протекает обратимая реакция:

На катоде (отрицательный электрод):

В прямом направлении идёт разряд, в обратном ─ заряд аккумулятора.

Степень заряженности батареи можно определить по величине плотности электролита. В полностью заряженной АКБ плотность по банкам колеблется от 1,127 до 1,300 гр/см 3 . Когда вышеописанные реакции идут в прямом направлении, кислота в аккумуляторе автомобиля расходуется, и плотность электролита уменьшается. Этот процесс идёт до того момента, пока через батарею проходит разрядный ток. Напряжение на выводах АКБ поддерживается за счёт процесса диффузии серной кислоты к электродам из раствора.

В реальных условиях эксплуатации разряд продолжается до снижения плотности до 1,15 гр/см 3 . На этом этапе выделяющийся сульфат свинца полностью забивает поверхность активной массы пластин, и процесс диффузии уменьшается. В этот момент резко падает напряжение аккумулятора автомобиля.

Плотность электролита может меняться и по другой причине. В жаркую погоду температура под капотом может подниматься выше 100 градусов по Цельсию. В результате нагрева уровень электролита в аккумуляторе падает.

Объём уменьшается в основном за счёт испарения дистиллированной воды. В результате меняется плотность и, что ещё хуже, оголяются пластины. Поэтому требуется контролировать уровень и доливать воду.

Плотность и уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Контроль уровня электролита

От автомобилиста требуется проводить периодический контроль уровня электролита в АКБ. Как это делается? Вообще, на корпусе автомобильных аккумуляторов наносятся метки min и max, которые показывают минимальный и максимальный уровень, соответственно.

Метки min и max

Одна крышка на все пробки

Отдельные пробки на каждую банку

Измерение уровня электролита

В трубочке должно остаться 10─12 мм электролита. Это нормальный уровень. Если меньше, нужно долить электролит или дистиллированную воду. Если уровень больше, то откачать излишки. Слишком высокий уровень не так критичен, как низкий, но также нежелателен. В крайних банках, которые ближе к выводам, уровень опускается быстрее. В случае низкого уровня вам нужно понять, что доливать, электролит или дистиллированную воду. Чтобы это узнать, нужно измерить плотность. Об этом речь пойдёт ниже.

Стоит также сказать пару слов об измерении уровня электролита в необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. В них нет доступа к банкам. Поэтому контроль уровня в них выполняется с помощью меток на корпусе или индикатора заряда АКБ. Его ещё называют гидрометр или «глазок».
Вернуться к содержанию

Контроль плотности электролита

В таблице ниже можно посмотреть зависимость степени заряженности АКБ и плотности электролита, а также температуры его замерзания.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,1111,78,4-7
1,1211,768,546-8
1,1311,828,6812,56-9
1,1411,888,8419-11
1,1511,94925-13
1,16129,1431-14
1,1712,069,337,5-16
1,1812,129,4644-18
1,1912,189,650-24
1,212,249,7456-27
1,2112,39,962,5-32
1,2212,3610,0669-37
1,2312,4210,275-42
1,2412,4810,3481-46
1,2512,5410,587,5-50
1,2612,610,6694-55
1,2712,6610,8100-60
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия

Как и уровень, плотность нужно периодически контролировать. Лучше всего это делать после полной зарядки АКБ. На полностью заряженной аккумуляторной батарее плотность должна быть 1,29 гр/см 3 . В регионах, где зимой низкие температуры, рекомендуется поддерживать плотность около 1,3 гр/см 3 . Для измерения плотности нужен прибор, который называется ареометр. В магазинах он продаётся по цене 150─200 рублей.

Если уровень низкий и плотность выше нормы, то просто добавляете дистиллированной воды. Она также продаётся в автомобильных магазинах и стоит недорого. Если уровень в норме, а плотность высокая, то отбираете часть электролита из банок и заливаете воду. Эту операцию нужно делать для каждого аккумуляторного элемента, поскольку банки не сообщаются между собой.

Если плотность электролита на заряженной АКБ ниже 1,29 гр/см 3 , то привести её в норму будет сложнее. Нужно отбирать раствор из банок с помощью «груши» или ареометра. Вместо него заливайте свежий электролит требуемой плотности. Может потребоваться полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля.

Как заменить электролит в автомобильной АКБ?

Замена электролита в автомобильном аккумуляторе может потребоваться, если его плотность значительно ниже нормы. Процедура достаточно трудоёмкая. Для её выполнения потребуются:

  • Свежий электролит с плотностью 1,29 гр/см 3 ;
  • Ёмкость для слива старого раствора;
  • Резиновая «груша»;
  • Ареометр.

Внимание! Не переворачивайте аккумуляторную батарею для слива старого электролита. В результате вы можете повредить пластины и спровоцировать их замыкание, а это верный выход из строя АКБ.

При замене электролита нужно сначала откачать его из банок, используя «грушу». После этого заливаете свежий. Как залить электролит в аккумулятор автомобиля, я думаю, разберётся каждый из вас.

Внимание! При работе с электролитом надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Серная кислота – это едкое вещество, которое при попадании на кожу и слизистые оболочки вызывает ожог.

Напоследок стоит сказать, что в случае изменения цвета, замена электролита в автомобильном аккумуляторе не поможет решить проблему. Этот дефект говорит о разрушении обмазки пластин. В этом случае поможет только замена аккумулятора для автомобиля.

Опрос

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение об измерении плотности электролита, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе И оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×