Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Движок ест масло что делать

roadboy › Блог › Почему двигатель ест масло?

Проблема большого расхода масла в двигателе довольно распространена, и зачастую она сопровождается другим дополнительными симптомами. Наиболее характерные из таких симптомов — это лужи под машиной, неестественного цвета и в ненормальном количестве дым из выхлопной трубы, неоднородная консистенция охлаждающей жидкости, её вспенивание и так далее. Конечно, не все эти симптомы проявляются сразу вместе с повышенным расходом масла.

Кроме того, сам характер того, как двигатель ест масло, может быть разной по интенсивности и стабильности:

— Двигатель ест масло достаточно незначительно (возникают даже споры о норме такого расхода).
— Двигатель прямо «жрёт» масло — бывает, до литра на очень небольшие диапазоны пробегов.
— Машина ест масло постоянно — Вы точно знаете, исходя из периодичности проверки его уровня, что вот Вы сейчас откроете капот, вытащите щуп, и там будет не хватать ровно энное количество масла.
— Машина ест масло нестабильно, «наскоками» — Вы можете проехать тысячи километров с нормальным расходом, но затем расход масла может значительно увеличиться.

Во всех этих случаях Вам крайне желательно определиться с характером и интенсивностью, с которыми Ваш автомобиль ест масло, а затем сопоставить результат с дополнительными симптомами. Видите, всё очень просто, если подходить к данной проблеме с математической логикой.

Итак, почему машина ест масло? Ваш двигатель может просто сжигать часть масла вместе с топливом, благодаря изношенным поршневым кольцам. Ваш двигатель также может испытывать утечку масла из-за какой-либо прохудившейся прокладки или трещины в ней. Либо Вы можете терять масло через прокладку головки, давая ему проникать в систему охлаждения. Это может быть дорогой ремонт. Проверьте следующие симптомы, чтобы понять причины, из-за чего двигатель «жрёт» масло.

Симптом:
в выхлопных газах нет дыма; автомобиль ест больше масла, чем обычно, но Вы не видите и не ощущаете никаких следов необычного дыма из выхлопной трубы. Тем не менее, уровень масла заметно ниже, чем он должен быть между запланированными заменами масла. Вы никогда не замечали этого прежде, и это не похоже на то, что масло сжигается в двигателе, ведь ни следа масла нет в выхлопах.

Что проверить:
1. Возможно, есть утечка где-то в системе смазки. В этом случае наиболее вероятно, что под машиной и/или под капотом машины будет собираться пятно вытекшего масла. Кстати, проблема иногда бывает гораздо проще, чем Вы могли бы подумать! Открутившийся масляный фильтр — одна из наиболее распространённых и легко и, главное, дёшево устранимых причин такого повышенного расхода масла.
2. PCV-система — система вентиляции газов в картере — не работает должным образом. В этом случае Вам будет необходимо заменить клапан вентиляции картера.
3. Двигатель может иметь механические проблемы. Опять же, проверьте наличие пятен и утечек масла под капотом и под машиной, когда она долго простоит. Кроме того, проверьте компрессию мотора, чтобы определить его состояние в целом и косвенно определить, почему он ест больше масла.
4. Уплотнители клапанов двигателя могут быть изношенными. Замените их в этом случае (как проверка, так и замена это не самостоятельная работа).
5. Прокладки и уплотнения других частей двигателя могут быть повреждены. Это также не самостоятельная работа и поиск неисправности в этом случае либо элементарен: пятна масла на двигателе, либо должен проводиться специалистами (при очень небольшом пожирании масла двигателем).

Симптом:
нет дыма в выхлопных газах, а охлаждающая жидкость мотора (тёмно-) коричневая и вспенилась. Ваша машина, кажется, ест масло не очень много, и Вы не замечаете никаких очевидных мест утечек. Кроме того, нет никакого постороннего дыма в выхлопных газах. Вы проверяете ​уровень охлаждающей жидкости и удивляетесь, обнаружив, что она вспенилась и стала коричневого или тёмно-коричневого цвета.

Возможные причины:
1. Сгорела прокладка головки какого-либо цилиндра. Вам необходимо будет заменить эту прокладку.
2. Головка блока цилиндров дала трещину. Снимите и отремонтируйте головку блока цилиндров или замените её на новую.
3. Утечка масла иным образом в магистраль охлаждающей жидкости. Некоторые системы охлаждения устроены так, что в кулерах масла оно циркулирует внутри камеры, которая заполнена охлаждающей жидкостью. Это позволяет обменивать теплом этим двум системам. Иногда утечка в масляной магистрали внутри этой камеры может привести к тому, что масло начинает попадать в систему охлаждения. В этом случае Вам необходимо будет отремонтировать (не самостоятельно) или заменить масляный радиатор.

Симптом:
двигатель ест намного больше масла (правильнее здесь будет использовать глагол «жрёт»), чем обычно, и Вы видите много синего (синеватого) дыма из выхлопной трубы. Уровень масла падает очень быстро, и Вам необходимо очень часто доливать его. Похоже, что масло сжигается в двигателе — это даёт понять дым в выхлопных газах. Кроме того, Вы можете (или не можете) заметить, что у машины упала мощность.

В этом случае рекомендуется проверить состав выхлопа специальным анализатором для того, чтобы точно определить наличие масла в выхлопе.

1. Система PCV не работает должным образом. Засорение системы PCV может вызвать серьёзный затвор масла, что означает, что масло на самом деле всасывается обратно в двигатель через воздухозаборник. Замените в этом случае PCV-клапан.
2. Двигатель может иметь механические проблемы. Проверьте компрессию, чтобы определить состояние двигателя. Вообще, плохая компрессия двигателя тоже ни о чём не говорит нам прямо — это, может быть, можно легко исправить, но это также может означать серьёзные утечки в поршневых кольцах, прокладке головки или в других местах. В любом случае плохая компрессия, скорее всего, означает, что масло попадает в камеру сгорания и под воздействием высоких температур и прямого огня просто сгорает вместе с топливом.
Кстати, если у Вас дизель, то Вы можете посмотреть один из видеороликов ниже о том, чем чревата данная проблема в худшем случае.
3. Если у Вас до этого были проблемы с разрушенным каталитическим нейтрализатором, то причина потребления масла может быть и в последствиях такого разрушения. Дело в том, что до того, как Вы удалите ошмётки рассыпавшегося катализатора, есть риск попадания его пыли или даже мелких частиц в камеру сгорания двигателя, что приведёт к механическим повреждениям цилиндров и поршней и, как следствие, двигатель начнёт «кушать» масло.
4. Кроме того, механические проблемы с двигателем могут также быть связаны не только с изношенными кольцами, но и в худшем случае двигатель может есть много масла из-за рифлёных и изношенных стенок цилиндра. В этом случае ремонт может быть капитальным и потому дорогостоящим.
5. Уплотнители клапанов двигателя могут износиться. Как и изношенные поршневые кольца, изношенные уплотнения клапанов позволяют маслу просочиться через в двигатель.

Из-за чего двигатель ест моторное масло?

Если двигатель начал «употреблять» моторное масло в повышенных количествах, значит что-то пошло не так. Смешно, но правда. Зачастую процесс сопровождается дополнительными симптомами и последствиями. Наиболее распространенные из них – радужные лужи под автомобилем, ненормальный цвет выхлопа и его интенсивность, неоднородный состав охладителя радиатора, его вспенивание и не только.

Характер расхода масла

Да, не все симптомы проявляются сразу. Но даже один из вышеперечисленных уже говорит о том, что с мотором не все в порядке. Что делать в этой ситуации? Для начала стоит определиться с характером и интенсивностью потребления моторного масла:

  • двигатель начал расходовать моторное масло немногим выше нормы (до сих пор среди автовладельцев нет определенного ответа о той самой норме);
  • мотор «жрет» масло в огромных количествах (почти литр при относительно невысоком пробеге транспортного средства);
  • процесс происходит систематически. Владелец точно знает его уровень и периодическая проверка щупом указывает на то, что энное количество компонента постоянно исчезает в независимости от пройденного расстояния;
  • нестабильное потребление масла. Можно проехать длительную дистанцию при нормальном потреблении, но периодически двигатель начинает использовать его в повышенном количестве.

После этого сопоставляете результат с дополнительными симптомами, о которых пойдет речь ниже. Так будет легче понять, из-за чего начался повышенный расход. И поверьте, такими вещами «грешит» как отечественный, так и заграничный автопром, если неправильно эксплуатировать автомобиль.

Симптомы и причины

Итак, почему двигатель ест масло? Существует несколько моментов в эксплуатации, которые позволят это определить:

  • часть сжигается вместе с топливом из-за изношенных поршневых колец;
  • истончилась прокладка клапанной крышки, или же в ней появилась трещина (про ее замену читайте здесь);
  • утеря из-за прокладки головки, что позволяет маслу протекать в систему охлаждения.

Вариант №1: дым в выхлопе отсутствует

Если двигатель потребляет масло в увеличенных количествах, но никаких следов завышенной задымленности от выхлопа не наблюдается, будем рассматривать такие варианты развития событий:

  • проверьте систему смазки на наличие утечек. Основным «звонком» послужит радужное пятно под днищем автомобиля. Либо же посмотрите масляный фильтр, который может элементарно открутиться;
  • система вентиляции газов в картере (PCV) не работает надлежащим образом. В этом случае требуется заменить вентиляционный клапан;
  • механические повреждения двигателя. Проверяются пятна от утечки масла под капотом и машиной в целом, если она долго стоит в гараже. Дополнительно определяется компрессия мотора, чтобы узнать его состояние в целом и примерно представить причину повышенного расхода;
  • изношены уплотнители клапанов. Заменить их самостоятельно довольно сложно, как и проверить. Доверьте эту процедуру сервисному центру;
  • повреждение прокладок и уплотнительных колец, о чем свидетельствуют масляные пятна на двигателе.

Вариант №2: отсутствует посторонний дым, но охлаждающая жидкость приобрела темно-коричневый цвет и вспенилась

Казалось бы, все в порядке, и автомобиль потребляет моторное масло в тех же количествах, или немногим больше нормы. Никакой утечки визуально не наблюдается и посторонний дым из выхлопной системы не идет. Но при проверке уровня антифриза владелец вдруг замечает, что его цвет варьируется от коричневого к темно-коричневому, и состав при этом неоднородный. Дополнительно образуется пена, свидетельствующая о сильном перегреве радиатора. Здесь стоит проверить следующие моменты:

  • могла сгореть прокладка головки цилиндра, которую необходимо в срочном порядке заменить;
  • головка блока дала трещину и нуждается в ремонте. Хотя лучшим вариантом будет полная ее замена;
  • прочие причины, связанные с внутренним устройством мотора. Некоторые охладительные системы устроены особым образом: масло может циркулировать внутри камеры, заполненной антифризом, что позволяет обмениваться теплом между системами. Возможна трещина в трубках, о чем свидетельствует попадание моторной жидкости в радиатор.

Вариант №3: дым в выхлопе и двигатель ест масло в огромных количествах

Здесь скорее подойдет термин «жрет», который более точно отражает суть вещей. Во-первых, вы начинаете замечать синеватый или насыщенный синий окрас дыма из выхлопной трубы, при этом расход увеличивается в несколько раз, о чем свидетельствуют регулярные проверки уровня жидкости. Наверняка масло сжигается в двигателе, при этом у мотора существенно снизилась мощность.

Читать еще:  Назначение, устройство и замена шкива коленвала ВАЗ 2110

Для начала стоит проверить состав выхлопа специальным анализатором для выявления причины. В остальном предвестники могут быть следующими:

  • PCV не работает нормально. Засорение этой системы вызывает серьезный масляной затвор, что говорит о следующим: масло всасывается через воздухозаборник и всасывается обратно в двигатель. Настоятельно рекомендуем заменить клапан;
  • механические повреждения мотора. Проверьте компрессию для определения состояния двигателя. В целом, плохая компрессия ни о чем конкретном не скажет, но процедура определенно нужная. Но наверняка масло попадает в камеру сгорания и сгорает из-за высокой температуры;
  • проблемы с катализатором ранее. Если в прошлом нейтрализатор был разрушен, то в камеру двигателя может попасть пыль и мелкие частицы, что приводит к сильному повреждению поршней и цилиндров. В результате мотор становится охотным к маслу и потребляет его в больших количествах;
  • изношенность стенок цилиндров. Вторая проблема после колец, только носит более глобальный характер и требует серьезного вмешательства со стороны сервисных центров. Наверняка придется разориться на капительный ремонт;
  • уплотнительные клапаны пришли в негодность, что позволяет маслу практически беспрепятственно попадать в камеру сгорания двигателя.

Качество моторного масла

Не стоит забывать и о превентивных мерах. Низкокачественное сырье способно в рекордные сроки «убить» любой, даже самый неприхотливый двигатель. Специалисты рекомендуют использовать полусинтетику и синтетику. В первом случае удается получить 2-3% экономии топлива, во втором – до 5% соответственно. Также помните, что каждый мотор обладает собственными паспортными данными, в которых указана маркировка требуемого состава.

Если закрыть глаза на рекомендации, можно обзавестись рядом «сюрпризов»:

  • течь сальников и прокладок;
  • ускоренной выработкой механизмов;
  • повышение температуры трущихся деталей.

Ключевые компоненты, нуждающиеся в действительно качественных ГСМ:

  • редуктор;
  • раздаточная коробка;
  • КПП.

Уровень масла и маркировка

Систематически следите за количеством масла в резервуаре, чтобы избежать поломки сальников и прокладок. Требуется соблюдать четкий уровень, не допуская его повышение или критическое снижение. В первом и втором случае ничего хорошего не произойдет: излишки будут выливаться на важные компоненты двигателя, недостаток приведет к ускоренной стираемости ключевых узлов и агрегатов.

Также внимательно следите за временем смены ГСМ. Оптимальный момент – до наступления зимы (октябрь — ноябрь), или после (апрель), но не позднее предусмотренных заводом-изготовителем рамок. Здесь показатели могут варьироваться от 7000 до 15000 км соответственно, определенного стандарта не предусмотрено.

Если транспортное средство эксплуатируется в суровых или экстремальных условиях, меняйте масло в 1,5-2 раза чаще, нежели это предусмотрено производителем. Подобный процесс значительно увеличит срок службы мотора и надолго сохранит его первоначальное состояние.

Помните, что на морозе масла нередко меняют структуру, теряя при этом часть смазочных свойств. Дополнительно внимательно изучайте дату производства. Если масло хранится на складе более 2 лет (а если быть точным, то пережило 2 зимы), отбросьте этот вариант. Наверняка оно хранилось на холодном складе.

Почему двигатель ест много масла и как устранить расход своими руками?

Узлы и детали двигателя любой конструкции, работающего на бензиновом либо дизельном топливе, нуждаются в постоянной смазке. От этого зависит работоспособность и срок службы силового агрегата. Но что делать, когда в процессе эксплуатации уровень моторного масла снижается до минимальной отметки и его приходится пополнять чуть ли не каждый день? Существует несколько причин, почему двигатель ест масло, причём большинство из них устраняется своими силами.

О нормах потребления моторного масла

Прежде чем разобраться в причинах повышенного расхода жидкой моторной смазки, нужно понять, что считается нормой и в какой момент это явление становится проблемой. Ведь «поедание» масла свойственно всем двигателям, вопрос состоит в размерах «аппетита».

Когда масла уходит много, доливать его приходится постоянно

Во время работы агрегата, находящегося в исправном состоянии, количество смазки уменьшается за счёт следующих технологических потерь:

  • отложения в виде нагара при попадании в зону вспышки или высокой температуры;
  • отложения в виде грязи, задерживающиеся фильтром и сеткой масляного насоса;
  • испарение и отвод масляных паров через систему вентиляции картера;
  • грязевые отложения в различных труднодоступных местах.

Так выглядят сажевые отложения в дизеле

Перечисленные потери называются расходом моторного масла на угар. В идеальном случае величина угара зависит от рабочего объёма агрегата. Чем мощнее мотор, тем большее количество смазки ему необходимо для работы, а значит, возрастают потери. В реальности факторов, влияющих на потребление смазывающих материалов, гораздо больше.

Норма технологических потерь на угар рассчитывается как доля 0,2—0,3% от расхода горючего на 100 км пробега. Если взять в качестве примера потребление топлива 6 л на 100 км, то угар должен находиться в пределах 12—18 мл. То есть, доливка 1,2 л масла в течение пробега 10 тыс. км для такого двигателя считается нормой.

Наросты из отложений с тыльной части тарелки клапана

Если мотор потребляет больше указанной нормы, то появляется повод для беспокойства. Необходимо проанализировать причины явления и устранить их, чтобы в один «прекрасный» момент не столкнуться с ремонтом силового агрегата. Ведь в силу забывчивости либо нехватки времени вы можете не пополнить уровень масла вовремя, что чревато падением давления, перегревом поршневой группы, либо выходом из строя подшипников скольжения (вкладышей) коленчатого вала.

Причины, почему двигатель ест масло

Как показывает практика, двигатель начинает усиленно «поедать» масло вследствие таких причин:

  • эксплуатационный износ цилиндро-поршневой группы и сальников клапанов;
  • в результате перегрева мотора из-за неисправности системы охлаждения или некорректных действий водителя;
  • использование некачественного топлива и смазывающих материалов;
  • протечки через прокладки и сальники;
  • неправильная эксплуатация автомобиля.

Перечисленные причины одинаково актуальны как для бензиновых моторов, так и для дизелей различного рабочего объёма и мощности. Каждый случай отличается по симптомам, поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Износ деталей

Расход масла, связанный с этой причиной, заметен невооружённым глазом и может достигать 500 мл на 1 тыс. км пробега автомобиля. Сопровождается сизым дымом из выхлопной трубы на всех режимах работы двигателя. Когда кольца и поршни существенно стёрлись, а в гильзах цилиндров появилась эллипсовидная выработка, то камера сгорания перестаёт быть герметичной. В результате масло сгорает в цилиндрах вместе с горючим следующим образом:

  1. Из-за негерметичности стыка поршень — кольцо — стенка гильзы постоянно происходит прорыв раскалённых газов из камеры сгорания в картер.
  2. Под давлением картерные газы вместе с масляными парами выталкиваются через систему вентиляции картера в воздушный тракт.
  3. Смешиваясь с очередной порцией топлива, пары масла снова подаются в камеру, где успешно сгорают и образуют нагар на всех поверхностях.
  4. Когда маслосъёмные кольца не выполняют своих функций, то часть смазки попадает в камеру снизу.

Такой дым — верный признак горения масла в цилиндрах

Неисправность обнаруживается при снятии патрубка вентиляции картера (сапуна) на холостом ходу. При изношенной поршневой группе оттуда сразу повалит сизый дым.

Жидкая смазка попадает в камеры сжигания и другим путём — сквозь трещины в старых маслоотражающих колпачках клапанов. Тогда дым из сапуна не идёт, а только из выхлопной трубы. Для подтверждения диагноза стоит выкрутить свечи и проверить компрессию — она будет выше нормы. Да и на электродах свечей появится слой нагара. Наглядно неисправность показана на видео.

Почему движок жрёт масло: видео от профи

Перегрев — главный враг двигателя

От нагрева металлам свойственно расширяться. Так и происходит во время перегрева — поршни увеличиваются в объёме и начинают царапать стенки цилиндров. Кольца, прошедшие термообработку, от перегрева отпускаются и превращаются в мягкую проволоку. Герметичность в цилиндре теряется полностью, компрессия падает до нуля. Соответственно, ничто не препятствует попаданию смазки в камеру сгорания.

Симптомы неисправности выражены чётко:

  • мотор прямо-таки «пожирает» масло в объёме до 1 л на 1 тыс. км пробега;
  • мощность двигателя падает на четверть (при отказе одного цилиндра), на столько же возрастает расход топлива;
  • непременный спутник сгорания масла — дым синего цвета из трубы.

К перегреву зачастую приводят неполадки в системе охлаждения — выход из строя датчика температуры либо водяного насоса (помпы), несвоевременное включение вентилятора. Создать подобные условия может и водитель, насилуя мотор в экстремальных условиях, например, по бездорожью с буксованием. Особенно страдают последние цилиндры двигателей заднеприводных и полноприводных авто, расположенные далеко от вентилятора охлаждения.

Некачественные горюче-смазочные материалы

Как правило, подделанные моторные масла не содержат необходимого пакета присадок, противостоящих образованию нагара и способствующих промывке каналов и деталей силового агрегата. Вдобавок они не соответствуют заявленному классу вязкости, отчего разжижаются спустя 1—2 тыс. км. В результате такая смазка проникает через уплотнения вполне исправного мотора и сгорает вместе с топливом.

Потребление в этом случае не столь вопиющее, как при износе деталей, но всё равно очень заметное. К такому же результату может привести езда на низкооктановом бензине, вызывающем детонацию. Это удары по поршням от микровзрывов в камерах сгорания, отчего раскалённые газы прорываются в картер. Признак детонации — звонкий стук поршневых пальцев при нажатии на педаль газа.

Закоксованные нагаром маслосъемные кольца

Отдельный вопрос — качество используемой солярки. Некоторые автолюбители покупают «левое» горючее, предназначенное для тракторов и тепловозов с повышенным содержанием парафина и серы. Эти элементы постепенно закоксовывают все зазоры, в том числе и в маслосъемных кольцах. Результат очевиден — мотор начинает «есть» масло.

Протечки и нарушения эксплуатационных режимов скажутся на уровне смазки в моторе

На долю протечек приходится небольшой расход моторной смазки, но само явление довольно неприятное. Мало того, что нужно постоянно отслеживать уровень масла, так ещё и под машиной образуются тёмные пятна, а под капотом наблюдается сплошная грязь от смешивания ГСМ с пылью. Потеки обнаруживаются в таких местах:

  • из-под клапанной крышки;
  • под прокладкой головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • из сальников коленчатого либо распределительного вала;
  • из-под прокладок цепного механизма ГРМ и поддона картера.

Весь поддон в масле — не держит прокладка

Наиболее опасны утечки масла сквозь прокладку ГБЦ, отчего оно попадает в охлаждающую жидкость и наоборот. Неисправность требует немедленного устранения, поскольку ведёт к перегреву и снижению давления смазки.

Бензиновые и дизельные агрегаты небольшой мощности (рабочий объем до 1,6 л) могут расходовать масло из-за неправильной манеры езды. Причина — ранний переход на высшую передачу, когда мотор ещё не набрал нужное количество оборотов и не достиг оптимального крутящего момента. Тогда в цилиндрах происходят процессы, препятствующие нормальной работе маслосъемных колец.

Куда пропадает моторное масло: видео

Рекомендации по устранению неполадок

Проще всего избавиться от повышенного расхода смазки вследствие неправильной эксплуатации и применения компонентов ГСМ низкого качества. В первом случае необходимо внимательно изучить техническую документацию автомобиля и соблюдать инструкции по своевременному переключению передач, а также не перегружать мотор в экстремальных условиях езды. Во втором случае необходимо заменить масло на качественное, сделав промывку агрегата.

Читать еще:  Замена маятникового рычага

Прочие неполадки устраняются разными способами:

  1. Подтекающие сальники и прокладки подлежат замене. Не стоит испытывать на своём автомобиле различные «чудодейственные» средства, якобы решающие проблему без разборки узлов.
  2. Если обнаружилась негерметичность маслоотражающих колпачков, их тоже следует поменять. При желании процедуру можно выполнить своими руками без снятия головки блока цилиндров.
  3. В большинстве случаев изношенную поршневую группу меняют на станции техобслуживания. Исключение — автомобили ВАЗ, ГАЗ и прочие марки, выпускаемые на постсоветском пространстве. Их тоже можно отремонтировать самостоятельно при наличии навыков и инструментов.

Чтобы устранить утечку смазки, её нужно сначала найти. Протекающие прокладки обнаруживаются без труда путём визуального осмотра силового агрегата со всех сторон, в том числе и снизу. Негерметичность сальников коленчатого вала выявить сложнее, придётся внимательно изучить состояние двигателя из смотровой канавы. Потеки масла укажут, в каком направлении нужно искать.

Расположение потёков указывает на сальник коленвала

Для замены сальников клапанов нужно снять клапанную крышку, распределительный вал и рычаги с пружинами. На дизельных моторах, да и современных бензиновых, придётся снимать гидрокомпенсаторы. Затем, поочерёдно снимая старые колпачки и протирая посадочные места, надо поставить новые сальники. Подробно диагностика и замена показана на видео.

Причины проблемы и устранение на классике: видео

Освобождая клапаны, нужно принять меры, чтобы они не провалились внутрь цилиндра. Это достигается установкой поршней в положение ВМТ.

Ремонт «подгулявшей» поршневой группы можно отсрочить на некоторое время при условии, что компрессия в цилиндрах примерно одинакова. Нужно приобрести и залить специальное масло повышенной вязкости для машин с большим пробегом, имеющее пакет восстанавливающих присадок. Такое производят все известные бренды, главное, — покупать его у официальных дилеров, чтобы не нарваться на подделку и окончательно не добить свой мотор.

Отложить проведение ремонта иногда помогает процедура освобождения залёгших маслосъемных колец — раскоксовка. Она проводится без разборки двигателя и совмещается с промывкой и заменой смазывающего материала. Необходимо купить специальную жидкость — раскоксовыватель и действовать в таком порядке:

  1. Выкрутить свечи и поворотом коленчатого вала установить все поршни на один уровень. Проверяется с помощью длинной деревянной палочки.
  2. Шприцем залить в цилиндры количество жидкости, указанное в инструкции. Вкрутить свечи на место от руки и оставить на 4–6 часов.
  3. Вывернуть свечи и продуть цилиндры, включив стартер на несколько секунд. Отверстия лучше прикрыть тряпкой.
  4. Слить старое масло, залить промывку и запустить мотор. Новый фильтр не ставить.
  5. После промывки опорожнить картер в течение 1—2 часов, чтобы вытекла вся грязь.
  6. Поменять фильтр и залить новую смазку.

Ремонт двигателя стоит немалых денег, поэтому автомобилисты стараются отложить этот момент как можно дальше во времени. Это допустимо при подтекающих прокладках (кроме ГБЦ), когда расход масла не превышает 300 мл на 1 тыс. км. Если мотор «ест» больше, то рекомендуется приступить к поиску причины и способов устранения неисправности.

Как установить причину масложора за 5 минут: 3 простых теста

При увеличенном расходе моторного масла желательно незамедлительно начать искать причину. Если силовой агрегат «ест» смазку с большим аппетитом, то это свидетельствует о надвигающихся проблемах. Важно своевременно опередить их первоисточник и устранить его. Провести диагностику можно всего лишь за несколько минут. При этом для такой процедуры не требуется специальных навыков, умений.

Тест на пригодность сальников клапанов

Такую диагностику желательно проводить вдвоем:

  1. Для этого теста нужно запустить двигатель автомобиля, прогреть его до рабочей температуры и дать поработать 4-5 минут на холостых оборотах.
  2. Затем попросить напарника с помощью педали газа увеличить обороты мотора до 3000-4000 в минуту.
  3. В это время нужно наблюдать за выхлопом.
  4. Если сразу за нажатием педали акселератора из трубы повалил, а после этого исчез густой сизый дым, то это говорит о проблемах с сальниками клапанов.
  5. Об этом же свидетельствует и маслянистый налет на кончике трубы.
  6. При отсутствии неисправностей силового агрегата даже при резком изменении оборотов из выхлопной трубы не будет появляться дым.

Тест на состояние ЦПГ

Такую процедуру нужно проводить также вдвоем. Один человек должен контролировать педаль акселератора, а другой следить за чистотой выхлопных газов.

Для проверки состояния поршневой группы нужно также прогреть мотор, дать поработать ему на холостом ходу около пяти минут. Затем резко нажать на газ до 3500-4000 оборотов за минуту. В случаях неисправностей поршневой группы густой выхлоп будет валить из трубы постоянно. Изменение оборотов никак не будет влиять на выхлоп. Такое явление точно указывает на «убитую» поршневую группу автомобиля.

По капле масла

Для проведения данного теста понадобится чистый лист бумаги формата A4 или фильтровальная бумага. Во втором случае масло будет высыхать быстрее, а пробы здесь выглядят более свежими. Сама процедура является достаточно простой.

Нужно запустить мотор автомобиля, прогреть его до рабочей температуры. После этого с помощью щупа взять образец моторного масла, каплю которого нужно просто капнуть на бумагу. Далее нужно просушить материал в течение двух суток. По истечении этого времени потребуется всего несколько минут для анализа пятна.

Подготовленный таким образом материал уже можно анализировать. Здесь нужно проанализировать следующие моменты:

  • зоны масляной капли, их диаметры;
  • цвет и рисунок пятна;
  • равномерность растекания смазки.

Всего можно выделить четыре элемента масляной пробы:

  1. Центральная часть, соответствующая изначальной концентрации масляной капли до начала ее растекания по бумаге. Именно здесь сосредотачивается осадок нерастворимых тяжелых примесей механического происхождения.
  2. Зона, расположенная вокруг центрального ядра. Она может отсутствовать в чистом моторном масле после его недавней замены. Также при сильном загрязнении смазки различить краевую зону практически невозможно из-за насыщенной центральной части.
  3. Диффузная область, которая представляет собой широкое серое кольцо, охватывающее ядро, краевую зону.
  4. Наиболее светлой окраской характеризуется окружность, занимающая самое внешнее положение.

По этим составляющим масляного пятна можно достаточно точно определить состояние моторного масла. На основании таких данных гораздо проще объяснить причину его повышенного расхода.

Если моторное масло сохраняет свою чистоту, то об этом свидетельствует большое светлое пятно, которое полностью исчезает уже через нескольких часов. При обводнении моторной смазки третий, четвертый элементы отличаются рваной конфигурацией на фоне отсутствия выраженных форм. Когда в зоне диффузии появляются желтые, светло-коричневые оттенки, это свидетельствует об окислении масла из-за критического перегрева силового агрегата.

Светлый равномерный цвет диффузной области, ядра говорит о нормальной работе двигателя. Если моторная смазка накапливает механические примеси, то это проявляется потемнением ядра и зоны диффузии. На этом фоне внешнее более светлое кольцо все больше расширяется.

Густое черное маслянистое пятно по центру капли, которое содержит части металлической стружки, свидетельствует о потере качественных свойств моторного масла. При таких обстоятельствах требуется его немедленная замена.

Таким образом, этот простой способ контроля позволяет производить своевременную замену смазочных материалов. Кроме того, описанные выше варианты диагностики дают возможность принимать неотложные меры для устранения проблем. Своевременное определение первоисточника утечек масла, исправление проблем предотвращает серьезные технические последствия.

Почему двигатель ест масло

  • Какой расход масла считать нормальным
  • Причины
  • Причина в цилиндро-поршневой группе
  • Износ поршневых колец
  • Проблема в клапанах
  • Износ манжет и прокладок сальников
  • Масло не соответствует вязкости
  • Иные причины повышенного расхода масла
  • Что делать, если двигатель ест масло

Смазочные материалы призваны оберегать мотор, образуя защитную пленку на поверхности трущихся элементов. Она препятствует образованию шлака, коррозии и износу. Отсутствие такой защиты равносильно катастрофе – мотор, в котором нет масла, обязательно переклинит, и тогда нужен будет капитальный ремонт. Почему двигатель ест масло? Этому есть разные причины, установить которые можно с помощью диагностики. Повышенный расход масла – следствие многих неисправностей мотора.

Какой расход масла считать нормальным

Расход масла в двигателе не может быть нулевым, на каждый ДВС есть своя норма. Однако со временем мы замечаем, что норму долива приходится каждый раз увеличивать.

Прописываемые автопроизводителями нормы расхода указываются для идеальных условий эксплуатации авто, что невозможно в реальности. Даже если вы катаетесь по европейским дорогам и заливаете рабочую жидкость от лучших производителей, все равно расход превысит установленные показатели.

Масляная субстанция образует пленку на стенках металлических элементов мотора, откуда затем испаряется. Этому способствуют и высокие температуры, возникающие в блоке цилиндров. Есть 2 вида расчета расхода масла:

  1. Основанный на пробеге. Автомобиль с большим пробегом начинает больше потреблять смазку.
  2. Процент от истраченного горючего.

Для всех типов моторов приняты свои стандарты. Новый бензиновый двигатель съедает 0,005-0,025% смазки от использованного топлива. Такое снижение практически незаметно на глаз, не определишь его и уровнем. Но это только сначала, а после значительного пробега (несколько тыс. км) обнаружить его будет вполне возможно. Когда же двигатель достигнет некоторой степени изношенности, он начнет жрать масла 0,1% от залитого топлива – примерно 100 гр на 1 000 км. И это еще не берутся в расчет возможные протекания из-за изношенности сальников или микротрещин в маслопроводе.

Мотор сильно ест масло в автомобилях с турбированными двигателями. Крыльчатка турбины погружена в масляную ванну. Здесь выхлоп перенаправляется в цилиндры для полного выжигания остатков горючего. Это приводит к повышению мощности и, как следствие, к более активному расходу смазки. Для нового мотора будет нормой расход в 0,03-0,08% от залитого горючего. То есть, после каждого залива бензина на 100 л выгорает приблизительно 80 мл смазки. Однако после пробега в 10 000 км доливать уже придется 800 мл. Старые турбинированные двигатели съедают уже 0,2-0-3% на 10 000 км пробега. Здесь приходится доливать уже 1,5-2 литра. Если расход превышает это значение, значит, в турбине неполадки.

На дизельных моторах тоже установлены турбины, и здесь приняты такие же нормы, как и для бензинового турбированного ДВС – от 300 до 800 мл для нового и в районе 2л – для изношенного. Превышение этих показателей говорит о неисправности.

Причины

Если автомобиль начал съедать слишком много масла, необходимо искать причины повышенного потребления жидкости. На снижение уровня могут влиять различные факторы, в том числе и банальное использование масла низкого качества. Если проблема появилась в первый раз, можно просто попробовать заменить жидкость. В других случаях придется делать диагностику.

Причина в цилиндро-поршневой группе

Стенки цилиндров изнашиваются. То же касается и поршневых колец, и других составляющих ДВС. Из-за постоянного трения зазор между поршнями и цилиндрами все время увеличивается. Это ведет к утолщению масляной пленки на стенках цилиндров, так как рабочая жидкость перестает сгоняться кольцом в полном объеме. Из-за постоянного давления и температурных нагрузок цилиндры со временем приобретают бочкообразную форму, что ведет к быстрому изнашиванию колец.

Читать еще:  Замена сцепления приора своими руками видео

Все это становится причиной уменьшения разжимной силы. После этого поршневые кольца теряют способность выполнять возложенные на них задачи. Они закоксовываются и в конце концов выходят из строя. Масляная субстанция попадает в камеру сгорания, и автомобиль начинает коптить. Если в двигателе присутствует алюминиевый блок, то из-за постоянного перегрева БЦ начнет коробить. Это также спровоцирует увеличение расхода смазки.

Износ поршневых колец

При изнашивании маслосъемных поршневых колец происходит снижение их очищающей способности. Смазка остается на стенках цилиндров, отсюда и ее повышенный расход. Начинать самостоятельную диагностику такой неисправности не стоит – работа эта сложная и под силу только квалифицированному специалисту. Здесь придется производить полное вскрытие ДВС.

Проблема в клапанах

Смазка может попадать в камеру сгорания через направляющие клапанных втулок. Хоть выпускаемые сейчас бронзовые и металлокерамические втулки не нуждаются в большом количестве смазки, все же она нужна. Маслосъемники ограничивают количество масла, остающегося на стебле клапана. Постепенно они изнашиваются, и на клапанах остается больше смазки, которая воздухом переносится в камеру сгорания со впускного клапана. Кроме того, увеличивается люфт в посадке клапана, после чего клапан начинает стучать по сальниковому уплотнению, разбивая его.

Явный признак износа клапанов или маслосъемников — увеличение количества дыма во время перегазовки. Это происходит из-за того, что заслонка дросселя прикрывается, когда обороты повышаются. При этом разряжение внутри впускного коллектора максимально. Это приводит к высасыванию масла через направляющий цилиндр. При игнорировании данной проблемы неизбежно возникнет поперечный люфт клапана. Направляющие тоже очень быстро придут в негодность.

Износ манжет и прокладок сальников

Наиболее распространена проблема подтекания сальника коленвала. Об этом можно говорить, если после стоянки под автомобилем обнаруживаются масляные подтеки. В этом случае сальник нужно срочно менять. Если же много сальных следов обнаруживается под капотом, скорее всего, это следствие износа кромок сальника. Причина здесь – в эксплуатационном факторе, со временем резина сальника ссыхается и образуется течь.

Прокладка БЦ начинает течь или из-за перегрева мотора, или того, что силовые болты не были закручены должным образом. Прокладку в этом случае тоже нужно поменять, иначе может произойти гидравлический удар. Деформация прокладки масляного фильтра происходит или из-за некорректной установки последнего или вследствие установки некачественного изделия. Но особенно часто смазка более активно расходуется из-за неисправностей маслоотражающих колпачков. Они расположены в зоне повышенной температуры, иногда достигающей критического предела.

Масло не соответствует вязкости

От вязкости масла напрямую зависит прочность пленки на стенках деталей. Тонкие поршневые кольца не способны в полной мере очищать стенки от смазки. Именно это и является основной причиной повышенного расхода. Современные ДВС приспособлены к использованию синтетики, поэтому минеральная смазка приводит к появлению задиров или попаданию масла в КС.

Иные причины повышенного расхода масла

К остальным причинам можно отнести использование некачественной рабочей жидкости и стиль вождения. На высоких оборотах маслосъемники не успевают удалять остатки жидкости, и они выгорают. Также скоростная езда способствует повышению нагрузок на ДВС, а значит – и на масло. Это ведет к снижению его вязкости и, как следствие, к более активному выгоранию. Кроме того, увеличение расхода могут спровоцировать неисправности турбины, трамблера и заглушки распредвала.

Что делать, если двигатель ест масло

Прежде всего, нужно точно знать источник проблемы. Без скрупулезной диагностики лезть в моторный отсек не имеет смысла. С идентификацией проблемного участка помогут специалисты СТО – они смогут быстро выявить причину повышенного жора авто.

Смазка не только выгорает вместе с горючим, оказываясь в камере сгорания – она может понемногу вытекать из-за нарушения герметичности. Для определения места подтекания надо проверить все прокладки, и если есть течь, заменить их. С этой же целью можно осмотреть и клапанную крышку – из-за высокой температуры она вполне могла деформироваться, и в этом случае единственный вариант – замена элемента. Нужно также осмотреть сальники валов и масляный фильтр и при необходимости подтянуть крепежные элементы.

Если же после всего вышесказанного вопрос останется нерешенным, значит, проблема где-то внутри, и без серьезного ремонта здесь не обойтись.

С решением проблемы повышенного потребления масла не стоит затягивать, поскольку сильный расход рабочей жидкости может спровоцировать появление многих серьезных неполадок. Для их решения может потребоваться замена некоторых важных узлов.

Масложор и раскоксовка: экспертиза «За рулем»

Причины масложора

Самая частая причина — угар масла из-за его старения. Как только масляные присадки утрачивают свои характеристики, масло начинает активно испаряться и через систему вентиляции улетучивается во впускной трубопровод, затем попадает в цилиндры, где сгорает вместе с рабочей смесью.

Но деградировавшее масло вдобавок может и разлагаться с образованием тяжелых фракций, которые будут скапливаться на маслосъемных кольцах и препятствовать их подвижности. В итоге маслосъемные кольца перестанут плотно прижиматься к стенкам цилиндров и начнут пропускать масло, которое сгорает в цилиндрах. В запущенной ситуации дело доходит до закоксовки и перекрытия сливных отверстий в поршне — тогда расход масла на угар становится сравним с расходом топлива.

Повышенный масляный аппетит может спровоцировать и форсировка двигателя. Увеличиваем мощность и крутящий момент, а значит повышаем температуру масла. При этом летучие фракции начинают сгорать, что ведет не только к повышенному масляному аппетиту, но и к закоксовке масло­съемных колец. Кстати, масложор может вызвать даже неплотно закрученная свеча. «Недокрут» приводит к калильному зажиганию, как следствие к детонации двигателя и существенному росту температуры в камере сгорания. А значит, масло начинает больше угорать.

Определяем без разборки

Точно определить причину повышенного расхода масла без грамотной диагностики трудно. Самый распространенный способ — замер компрессии — тут не поможет. Он эффективен, когда есть существенный износ цилиндропоршневой группы. А если компрессионные кольца в полном порядке, а маслосъемные залегли из-за закоксовки, показания компрессии останутся высокими, но двигатель будет литрами потреблять масло.

Один из действенных способов проверки — вакуумный. Для этого используют анализатор пневмоплотности цилиндров, состоящий из двух вакуумметров либо одного комбоустройства. Для проверки выкручивают свечи зажигания и в каждый цилиндр по очереди устанавливают вакуумметры. Сначала при ходе поршня определяют максимальное разрежение в цилиндре — его называют полным или полезным. Опираясь на этот параметр, диагност делает вывод об износе гильзы цилиндра.

При помощи второго вакуумметра определяют остаточный (паразитный) вакуум. При хорошем состоянии гильзы цилиндра и клапанов его величина характеризует состояние поршневых колец, а точнее их степень износа, залегание, поломку перемычек на поршне. Если оба параметра в норме, а расход масла повышенный, то маслосъемные кольца в порядке, а вероятная причина масложора — износ маслосъемных колпачков.

Другое эффективное средство диагностики — эндоскопия. Эндоскопы позволяют заглянуть почти в любой уголок двигателя. У диагноста нет на руках данных замеров компрессии и вакуума. Он оценивает состояния двигателя лишь визуально. Но опытного глаза часто достаточно для точного вердикта.

Итак, диагностика подтвердила, что причина масложора — в закоксовавшихся маслосъемных кольцах. В этом случае можно не разбирать мотор, а очистить его детали от смолисто-коксовых и нагаровых отложений, используя химические средства. Но какое выбрать? Препаратов много и принцип их работы разный.

Как раскоксовать?

Жидкие составы заливают в каждый цилиндр прогретого двигателя через свечное отверстие. Задача препарата — размягчить нагар, чтобы он потом сгорел без образования твердых частиц, которые могут повредить нежные керамические соты нейтрализатора. Жидкость попадает на днище поршня, проходит через зазоры компрессионных колец, поступает в их канавки в поршне. Далее — на масло­съемные кольца и в поддон двигателя. При этом лучше всего отмывается днище поршня. Из-за трудного доступа очистка канавок под компрессионные кольца слабая, маслосъемные моются еще хуже. Иногда приходится повторять обработку через небольшой пробег.

С учетом этих недостатков были разработаны пенные составы. Способ ­применения тот же — через свечное отверстие в головке блока. Но в отличие от жидкого пенный очиститель заполняет весь цилиндр и воздействует не только на днище поршня, но и на камеру сгорания. А если двигатель с непосредственным впрыском, то помоется и распылитель топливной форсунки. По эффективности пена лучше жидкости, так как дольше удерживает активное вещество во взвешенном состоянии.

Но и пена не шибко хорошо очищает маслосъемные кольца, так как доступ моющего состава ограничен конструктивными особенностями. А еще пенные препараты немного дороже жидких. Правда, у них есть одно весомое преимущество: пена хорошо очищает впускной трубопровод от нагара, который часто скапливается в двигателях с непосредственным ­впрыском топлива.

Чтобы расшевелить маслосъемные кольца, разработали жидкие составы, которые заливаются непосредственно в масляную систему двигателя. Только не путайте с популярными пятиминутными промывками на основе керосина, задача которых — разбавить старое загустевшее масло, чтобы оно лучше вытекало из двигателя. А средства, о которых мы ведем речь, рассчитаны именно на раскоксовку маслосъемных колец. Вперемешку с маслом активный состав циркулирует в системе под давлением и попадает во все труднодоступные для статичного состава места. Его заливают не на пять, а на двадцать минут. И гоняют мотор не на минимальных оборотах коленвала, а на средних оборотах, чтобы поднять давление в масляной системе и тем самым повысить эффективность состава.

Для раскоксовки используют и народные средства. Самое известное — димексид. Это антибактериальный медицинский препарат, продается в аптеках без рецепта, недорог и действует довольно эффективно. Правда, это средство слишком агрессивно и имеет побочные эффекты. Оно смывает графитовое покрытие с поверхности поршня, приводит к потере формы пластиковых и эластичности резиновых деталей. Вспучивает краску на стальном поддоне, которая отслаивается крупными фрагментами и потом прилипает к сетке масло­приемника. Последствия от его применения часто бывают плачевными.

Что купить?

Универсального препарата, который эффективно очищает всё и сразу, нет. Подходить к решению проблемы угара масла и очистки двигателя надо комплексно.

Если нагара и лака на деталях немного, используем жидкий или пенный составы. Они помогут размочить кольца и почистят другие детали двигателя от отложений. Если кольца залегли, заливаем моющий состав в масло, а непосредственно в цилиндры — пенную раскоксовку для устранения последствий угара масла. Таким образом и масложор победим, и сэкономим.

Благодарим компании «ВМПАВТО» и «Планета Железяка» за помощь в подготовке материала.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector