Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свойства лакокрасочных покрытий автомобиля

Свойства лакокрасочных покрытий автомобиля

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье подроб­но рас­смот­рим свой­ства лако­кра­соч­ных покры­тий. Какие усло­вия нане­се­ния крас­ки долж­ны соблю­дать­ся? Как долж­на быть под­го­тов­ле­на поверх­ность? Что такое адге­зия ЛКП? Поче­му важ­на опре­де­лён­ная тол­щи­на плён­ки ЛКП? Что такое эла­стич­ность, проч­ность и абра­зи­во­стой­кость лако­кра­соч­но­го покры­тия? На все эти вопро­сы Вы най­дё­те отве­ты в этой ста­тье. Итак, приступим.

Адгезия лакокрасочного покрытия

Лако­кра­соч­ное покры­тие долж­но иметь хоро­шую адге­зию, что­бы быть эффек­тив­ным. Нет какой-то опре­де­лён­ной тео­рии, кото­рая опи­сы­ва­ет свой­ства адге­зии, но есть несколь­ко меха­низ­мов, кото­рые могут опре­де­лить её. Когда речь захо­дит о лако­кра­соч­ном покры­тии, адге­зия обес­пе­чи­ва­ет­ся, в основ­ном, тре­мя меха­низ­ма­ми: впи­ты­ва­е­мо­стью, хими­че­ской и меха­ни­че­ской сцепляемостью.

Дол­го­веч­ность и экс­плу­а­та­ци­он­ные каче­ства крас­ки зави­сят от свя­зан­но­сти её моле­кул и адге­зии к под­лож­ке. Сцеп­ка моле­кул крас­ки меж­ду собой при­да­ёт внут­рен­нюю силу плён­ки покры­тия. Для такой харак­те­ри­сти­ки суще­ству­ют тесты на рас­тя­жи­мость плён­ки. Для дол­го­веч­но­сти лако­кра­соч­но­го покры­тия име­ет зна­чи­мость и проч­ность моле­ку­ляр­ной свя­зи внут­ри плён­ки и его адге­зия к подложке.

Крас­ка при нане­се­нии долж­на быть доста­точ­но жид­кой, что­бы впи­ты­вать­ся в каж­дую рис­ку и неров­ность. Это создаст хоро­шую связь лако­кра­соч­но­го покры­тия с поверхностью.

Адге­зия лако­кра­соч­но­го покры­тия пред­став­ля­ет собой осу­ществ­ле­ние свя­зи меж­ду, соб­ствен­но, покры­ти­ем и поверх­но­стью, на кото­рое оно нано­сит­ся. Если гово­рить по-про­сто­му, то это при­ли­па­ние. Хоро­шая адге­зия лако­кра­соч­но­го покры­тия к поверх­но­сти зави­сит от несколь­ких условий.

Важ­но пра­виль­но под­го­то­вить поверх­ность. Это осу­ществ­ля­ет­ся меха­ни­че­ским или хими­че­ским путём. Перед покрас­кой авто­мо­би­ля поверх­ность мати­ру­ет­ся. Созда­ют­ся мел­кие рис­ки, за кото­рые крас­ка и будет держаться.

Структура и толщина лакокрасочного покрытия

На адге­зию вли­я­ет и тол­щи­на плён­ки лако­кра­соч­но­го покры­тия. Смысл такой, что чем плён­ка тонь­ше, тем она луч­ше дер­жит­ся за под­лож­ку. Таким обра­зом, тол­щи­на покры­тия не долж­на быть тол­ще опре­де­лён­ной нор­мы. Один тол­стый слой полу­ча­ет­ся менее проч­ным, чем несколь­ко тон­ких, фор­ми­ру­ю­щих ту же толщину.

Для под­го­тов­ки поверх­но­сти к окра­ши­ва­нию сна­ча­ла металл покры­ва­ет­ся грун­том. Далее нано­сит­ся базо­вый слой крас­ки, кото­рый при­да­ёт деко­ра­тив­ные свой­ства покры­тию. Послед­ним сло­ем нано­сит­ся про­зрач­ный лак, сме­шан­ный с отвер­ди­те­лем. Лак при­да­ёт все­му покры­тию защит­ные свой­ства. Если поверх­ность окра­ши­ва­ет­ся без лака, то сама крас­ка явля­ет­ся защит­ным сло­ем и име­ет более тол­стый слой, чем базо­вой покры­тие, закры­ва­е­мое лаком.

Лак, явля­ясь защит­ным покры­ти­ем, име­ет самую боль­шую тол­щи­ну. Его тол­щи­на у раз­ных про­из­во­ди­те­лей авто­мо­би­лей варьи­ру­ет­ся и дохо­дит до 100 мик­рон. 1 мик­рон = 1/1000 мм. Из дан­ных на иллю­стра­ции мож­но понять, что общая тол­щи­на лако­кра­соч­но­го покры­тия совсем не боль­шая. Для защи­ты лако­кра­соч­но­го покры­тия необ­хо­ди­мо пра­виль­но нано­сить воск и спе­ци­аль­ные защит­ные поли­ро­ли и син­те­ти­че­ские герметики.

Механические свойства лакокрасочного покрытия

Проч­ность плён­ки опре­де­ля­ет защит­ную функ­цию лако­кра­соч­но­го покры­тия. Это свой­ство зави­сит от моле­ку­ляр­ной струк­ту­ры плён­ки. Так­же, вли­я­ние ока­зы­ва­ет усло­вия, при кото­рых лако­кра­соч­ное покры­тие отвердевало.

Твёр­дость ЛКП

Твёр­дость покры­тия про­яв­ля­ет­ся в спо­соб­но­сти про­ти­во­сто­ять дефор­ма­ци­ям и раз­ру­ше­нию. Если срав­ни­вать твёр­дость лако­кра­соч­но­го покры­тия с твёр­до­стью дру­гих защит­ных покры­тий, к при­ме­ру, кера­ми­че­ско­го, то она зна­чи­тель­но усту­па­ет, но всё же явля­ет­ся доста­точ­ной для выпол­не­ния сво­их функ­ций. На твёр­дость плён­ки вли­я­ет то, в какой сте­пе­ни она затвер­де­ла. На затвер­де­ва­ние, кро­ме окру­жа­ю­щих усло­вий и отвер­ди­те­ля, могут вли­ять пиг­мен­ты крас­ки, их коли­че­ство и тип. Неко­то­рые типы пиг­мен­тов могут сни­жать ско­рость отвер­де­ва­ния и конеч­ную твёр­дость покрытия.

Со вре­ме­нем твёр­дость уве­ли­чи­ва­ет­ся, так как испа­ря­ют­ся остат­ки лету­чих веществ, а так­же про­те­ка­ют про­цес­сы ста­ре­ния внут­ри плёнки.

Нуж­но пони­мать, что твёр­дость плён­ки не явля­ет­ся един­ствен­ным пока­за­те­лем каче­ствен­но­го лако­кра­соч­но­го покры­тия. Слиш­ком твёр­дое покры­тие име­ет плохую эла­стич­ность и может раз­ру­шать­ся при незна­чи­тель­ных воз­дей­стви­ях на него.

Эла­стич­ность ЛКП

Эла­стич­ность покры­тия помо­га­ет сохра­нять целост­ность и не отсла­и­вать­ся при воз­дей­ствии на него. Это же свой­ство помо­га­ет не раз­ру­шать­ся лако­кра­соч­ной плён­ке при изги­бе и дефор­ма­ции под­лож­ки (к при­ме­ру, при несиль­ных уда­рах по пла­сти­ко­во­му бамперу).

Эла­сти­че­ские харак­те­ри­сти­ки вли­я­ют как на проч­ность, так и на адге­зию с под­лож­кой. Эла­стич­ная плён­ка будет при дефор­ма­ци­ях под­лож­ки повто­рять её про­филь и оста­вать­ся целой.

Абра­зи­во­стой­кость ЛКП

Абра­зи­во­стой­кость опре­де­ля­ет стой­кость лако­кра­соч­но­го покры­тия к исти­ра­нию. Покры­тия с высо­кой абра­зи­во­стой­ко­стью, как пра­ви­ло эла­стич­ные и проч­ные, но не слиш­ком твёр­дые. Они име­ют, как пра­ви­ло, име­ют хоро­шую адге­зию к поверхности.

Водо­не­про­ни­ца­е­мость ЛКП

Важ­ным свой­ством лако­кра­соч­но­го покры­тия явля­ет­ся низ­кая газо- и водо­про­ни­ца­е­мость. Во вре­мя экс­плу­а­та­ции авто­мо­би­ля вода посто­ян­но дей­ству­ет на кузов. Нуж­но знать, что не суще­ству­ет пол­но­стью водо­стой­ких лако­кра­соч­ных покры­тий. В плён­ке лако­кра­соч­но­го покры­тия есть мик­ро­ско­пи­че­ские поры. Это свя­за­но со струк­ту­рой самой плён­ки. Меж­ду отдель­ны­ми её эле­мен­та­ми и моле­ку­ла­ми есть про­ме­жут­ки. Так­же, на нали­чие пор вли­я­ют дефек­ты, воз­ни­ка­ю­щие при нане­се­нии, фор­ми­ро­ва­нии и суш­ке покры­тия. Крас­ка и лак долж­ны быть пра­виль­но раз­ве­де­ны перед нане­се­ни­ем. Рас­пы­лён­ные кап­ли долж­ны хоро­шо рас­те­кать­ся по поверх­но­сти и запол­нять все неров­но­сти под­го­тов­лен­ной поверх­но­сти. Это сни­зит веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния пор.

Свойства лакокрасочных покрытий автомобиля

Тема 18

Лакокрасочные материалы

Показатели качества ЛКМ

На автомобильном транспорте первостепенное значение имеет защита от коррозии кузовов легковых автомобилей и автобусов, кабин и оперения грузовых автомобилей. Эти дорогостоящие и ответственные элементы конструкции отказывают в работе, как правило, вследствие коррозии металла. Если учесть, что стоимость, например, кузова легкового автомобиля составляет 2/3 стоимости всего автомобиля, то отказ в работе кузова практически равнозначен отказу в работе всего автомобиля.

Основные показатели качества ЛКМ и их покрытий

Прочность при ударе (в Дж) определяется высотой падения груза массой в 1 кг, при которой боек прибора (рис. 1) не вызывает механического разрушения покрытия.

Прочность при изгибе характеризуется минимальным диаметром стержня (20, 15, 10, 3 и 1 мм), изгибание на котором окрашенной пластинки из черной жести не вызывает механического разрушения покрытия.

Прочность при растяжении измеряется в мм глубины прогиба металлической пластинки в момент разрушения нанесенной на нее пленки покрытия.

Адгезия — прочность прилипания пленки к поверхности, определяется в баллах по отслаиванию и шелушению лакокрасочной пленки после ее надреза лезвием безопасной бритвы в виде решетки надрезов на расстоянии 2 мм друг от друга.

Твердость измеряется числом, полученным от деления времени качания маятника маятникового прибора с шариковыми опорами, установленными на стеклянной пластинке с нанесенным испытываемым ЛКМ, на время его качания, когда шариковые опоры установлены на стекле (рис. 2). Чем тверже ЛКМ, тем число больше.

Укрывистость измеряется количеством ЛКМ (в г/м 2 ), необходимым для закрашивания пластинки из бесцветного стекла таким числом слоев, при котором не просматриваются черные и белые квадраты у подложенной под пластинку шахматной доски.

Рис.1. Прибор У-1 для определения прочности ЛКМ:

1 — станина; 2 — боек; 3 — направляющая труба со шкалой; 4 — пусковая кнопка; 5 — груз; 6 — испытуемая пластинка; 7 — наковальня

От укрывистости зависят расход ЛКМ и число слоев краски.

Рис. 2. Прибор М-3 для определения твердости ЛКМ:

1 — пусковое приспособление; 2 — основание; 3 — шкала маятника; 4 — маятник; 5 — штатив; 6 — плита; 7 — стальные шарики; 8 — испытуемая пластинка

Вязкость измеряется необходимым временем для вытекания 100 мл J1KM из вискозиметра ВЗ-4 (рис.3) через отверстие диаметром 4 мм при температуре 18—20 °С, нормальное значение которого должно быть от 15 до 45 с. При повышенной вязкости увеличивается толщина пленки одного слоя и снижается ее прочность, при пониженной — толщина слоя уменьшается и увеличивается расход растворителя.

Рис. 3. Вискозиметр B3-4:

1 — стакан; 2 — сопло; 3 — емкость вместимостью 100 мл; 4 — штатив

Стойкость к перепадам температур определяется числом циклов попеременного нагрева до 60 °С с выдержкой 30 мин и охлаждения до —40 °С в течение часа окрашенной стальной пластины, при котором не наблюдается появление трещин лакокрасочного покрытия (ЛКП).

Водостойкость и стойкость к минеральным маслам и бензину определяется погружением окрашенных металлических пластин в соответствующую жидкость при температуре 20±2 °С, время определяется ГОСТом. После испытания ЛКП должно быть без изменений.

Потеря блеска при влажном облучении определяется облучением кварцевой лампой в течение определенного времени пластинки с ЛКП, которая погружена в дистиллированную, подогретую до 50 °С воду.

Время высыхания характеризует продолжительность высыхания ЛКП до заданной степени при определенной температуре. Установлено семь степеней высыхания. Чем выше степень высыхания, тем качественней произведена сушка.

Маркировка ЛКМ

Маркировка ЛКМ имеет пять групп буквенно-цифровых знаков.

Первая группа — наименование ЛКМ («эмаль», «грунтовка», «шпатлевка»).

Вторая группа — обозначается двумя буквами и указывает тип пленкообразователя по химическому составу:

НЦ — нитроцеллюлозный, MJI — меламинный, ПФ — пентафталевый, БТ — битумный, ФЛ — фенольный, АК — полиакриловый, ВЛ — поливинилацетатный, ГФ — глифталевый, ЭП — эпоксидный, ПЭ — полиэфирный, КО — кремнийорганический и т. д.

Для специфических ЛКМ между первой и второй группами знаков через дефис ставят индексы: В — водоразбавляемые, П — порошковые, Э — эмульсионные, Б — без активного растворителя.

Третья группа — отделяется от второй дефисом и определяет основное назначение ЛКМ, обозначается цифрами от 1 до 9 — в обозначении эмалей, 0 — в обозначении грунтовок и 00 — в обозначении шпатлевок.

1 — эмаль атмосферостойкая,

2 — ограниченно атмосферостойкая,

7 — химически стойкая,

Четвертая группа — определяет порядковый номер, присвоенный данному ЛКМ и обозначается одной, двумя или тремя цифрами, номер характеризует оттенок цвета эмали.

Иногда добавляют буквенные индексы для обозначения специфической особенности ЛКМ. Например, индекс ГС обозначает, что эмаль горячей сушки, ХС — холодной сушки, ПГ — пониженной горючести.

Пятая группа — обозначает цвет и пишется полным словом.

Пример. Эмаль В-ПЭ-1179 красная:

— ПЭ — полиэфирная ненасыщенная,

— 179 — порядковый номер,

Качество ЛКМ улучшится и увеличится долговечность, если перед грунтовкой поверхность обработать растворами солей фосфорной кислоты, так как в результате фосфатирования на поверхности металла образуется фосфатная пленка серого цвета толщиной 2—5 мкм, которая защищает металл от коррозии и улучшает сцепление ЛКМ с металлами.

Вспомогательные ЛКМ

Перед нанесением ЛКМ проводят очистку поверхности от загрязнений и старой эмали.

Загрязнения удаляются щелочными моющими препаратами, уайт-спиритом, скипидаром, бензином, ацетоном и другими органическими растворителями. Ржавчина небольшой толщины удаляется с помощью грунта-преобразователя или соответствующих паст на основе ортофосфорной кислоты.

Удаление старой эмали облегчается обработкой ее специальными смывками.

При подкраске отдельных мест для плавного перехода от окрашиваемой поверхности к неокрашиваемой этот участок обрабатывается водостойкой шлифовальной шкуркой с водой, которая также используется для обработки слоя шпатлевки, если та применялась.

Защитные материалы

Наружные поверхности автомобиля защищают от коррозии пластичными консервационными смазками, консервационными маслами, мастиками и пленкообразующими ингибированными составами.

Наружное покрытие легковых автомобилей периодически обрабатывают полиролями, которые не только улучшают внешний вид, но и увеличивают срок службы ЛКП. Их основной недостаток состоит в том, что они смываются после нескольких моек автомобиля.

Пластичные консервационные смазки и масла применяются для защиты деталей и автомобилей при хранении от 1 до 8 лет, иногда до 15 лет.

Для защиты днища кузова легкового автомобиля с внешней стороны, а также для защиты крыльев применяются противошумные и антикоррозионные мастики, представляющие собой смесь нефтяного битума с асбестом, минеральным маслом и различными наполнителями. В их состав также входят ингибиторы коррозии и поверхностно активные вещества. Эти составы легко проникают в дефекты сварочных швов, трещин, в рыхлую ржавчину.

Наряду с отечественными антикорами для защиты днищ широкое распространение получили голландские антикоры: Тектил 232, Тектил-бронза 230 фирмы «Вальволин», а также швейцарский Хардвакс фирмы «Ваксойл».

Читать еще:  Выбор краскопульта для покраски авто

Антикоррозионные средства наносятся через специальные распылители, предварительно разбавленные (бензином, керосином) или подогретые до разжижения. В отдельных случаях их наносят кистью.

Для защиты внутренних поверхностей автомобиля (скрытых полостей) применяются антикоррозионные препараты Мовиль, Финикор, Тектил 320ЦР, Тектил 668ЦР и др.

Принципиальное отличие антикоров для днищ от антикоров для скрытых полостей заключается в том, что первые не должны стекать при комнатной температуре, а вторые наоборот — должны затечь во все впадины и щели, пока не испарится растворитель. И те, и другие должны обладать теплостойкостью и морозостойкостью, не взаимодействовать с ЛКП.

Контрольные вопросы

1. Какие виды ЛКМ используются на автотранспорте?

2. Назовите способы нанесения ЛКМ.

3. Расскажите о классификации ЛКП.

4. Перечислите показатели качества ЛКМ и ЛКП.

5. Как маркируются ЛКМ?

6. Назовите известные Вам вспомогательные ЛКМ.

7. Назовите известные Вам защитные материалы.

ЛКП в автомобиле, что это

От состояния лакокрасочного покрытия (ЛКП)зависит внешний вид и срок службы кузова автомобиля. Поэтому владельцам следует контролировать его состояние и восстанавливать целостность в случае необходимости. Проблема особенно актуальна для б/у машин. Они могут быть перекрашены после аварии с отклонениями от установленной технологии. Это сказывается на их защитных свойствах и долговечности кузова.

ЛКП в автомобиле: что это такое

Лакокрасочное покрытие образуется после затвердевания (высыхания) полимерных материалов, нанесенных на кузовные детали. Для усиления защитного эффекта и увеличения прочности используется многослойные способы окраски металла. Они подразумевают нанесение четырех различных покрытий:

  1. Фосфатный, цинковый или другой слой, предотвращающий коррозию.
  2. Грунтовка, улучшающая сцепление (адгезию) материалов.
  3. Краска, служащая для защиты и украшения кузова. Наносится слоями: подложка, основное покрытие, тонкая пленка из более текучего разбавленного красителя, необходимого для выравнивания поверхности.
  4. Лак, который придает глубину и сияние кузову, одновременно защищая основную краску от повреждений.

Третий слой выполняется из различных типов материалов. В автомобильной промышленности применяется три их разновидности:

  • Акриловые — современные безопасные и экологически чистые материалы. Состоят из двух компонентов: отвердителя и краски, которые соединяются и смешиваются непосредственно перед нанесением на поверхность. Эти материалы хорошо противостоят температурным перепадам и защищают кузов от непогоды и механического воздействия. Современные авто на конвейере окрашиваются такими эмалями.
  • Алкидные. Дешевые быстросохнущие краски, которые применяются на заводах и в авторемонтных мастерских. Однако они не обеспечивают полноценной защиты от ржавчины и могут применяться только с качественной грунтовкой.
  • Нитроэмали. Популярные когда-то ЛКП, которые можно встретить на старых автомобилях.

Толщина лакокрасочного покрытия

Большинство автопроизводителей соблюдают одинаковый технический регламент. Слой ЛКП в машине составляет 80-160 микрон. Более качественную обработку можно встретить на старых японских авто, классических американских внедорожниках, мерседесах и лендроверах. На внутренние поверхности, менее подверженные воздействию окружающей среды (пороги, детали подкапотного пространства и багажника, стойки кузова), наносится 50-90 мкм краски. Технология разрешает перепады толщины до 40 микрон на деталях. На это влияет год выпуска, марки, количество моек, через которые прошла машина, страна-производитель. В этот норматив не укладываются результаты кузовного ремонта, которые будут сразу заметны при проверке толщины ЛКП. Окрашенный вручную и, тем более, зашпаклеванный участок кузова имеет значительно большее отклонение от нормативов.

На толщину слоя влияет полировка и нанесение защитных пленок, ЛКП может стать тоньше на 15 или «подрасти» на 20-50 микрон. Оклейка карбоном добавляет к лакокрасочному покрытию еще 100-200 мкм (0,2 миллиметра).

Производители наносят слой, толщина которого зависит от того, насколько деталь кузова подвержена физическим повреждениям. Поэтому на крыше краски немного меньше, а на капоте — больше. Аналогично обстоят дела с дверями кузова: покрытие на них немного плотнее снизу.

Для проверки качества ЛКП пригодится нормативная толщина краски на авто, таблица которой представлена ниже.

Как проверить ЛКП

Полимерное покрытие на автомобиле тестируется при помощи толщинометра. Этот прибор позволяет убедиться в отсутствии повреждений защитного слоя и следов кузовного ремонта.

В зависимости от конструкции и принципа работы различают такие виды толщиномеров:

  • Магнитные. Слой краски измеряется в зависимости от силы притяжения к стали. Чем тоньше ЛКП, тем ближе постоянный магнит к металлу и сильнее взаимодействие. Устройства работают без батареек, но не отличаются высокой точностью измерений.
  • Электромагнитные. Более точные и дорогие приборы, которые, как и предыдущие, могут тестировать толщину краски лишь на магнитных материалах.
  • Ультразвуковые. Универсальные приборы, измеряющие слой ЛКП за счет отражения высокочастотных звуков от железа. Применяются для проверки качества окраски металлических, пластиковых и других поверхностей. Единственный недостаток ультразвуковых устройств — высокая цена.
  • Вихретоковые. Более простые устройства, позволяющие измерить ЛКП на немагнитных материалах. Однако их точность несколько ниже.

Даже самый простой и дешевый прибор позволяет определить следы шпаклевки и восстановления краски на кузове. Большие отклонения толщины слоя означают наличие повреждений, которые были отремонтированы в ремонтной мастерской.

Виды дефектов ЛКП

Производители стараются, чтобы лакокрасочное покрытие соответствовало двум условиям:

  • Высокая твердость, позволяющая противостоять механическому воздействию.
  • Хорошая эластичность, необходимая для устойчивости к температурным перепадам.

Причины появления дефектов ЛКП делятся на две категории: механические и естественные. Если от первых можно уберечься, бережно эксплуатируя машину, вторые неизбежно будут разрушать защитный слой на кузове. Давайте рассмотрим их более подробно.

Механические

Причиной повреждения краски на авто служат не только мелкие ДТП или ошибки при парковке и погрузке на эвакуатор. Покрытие царапается сумками, зонтиками и другими посторонними предметами, которые люди кладут на капот или крышу. Еще одна распространенная ошибка — неправильная мойка. Последствия протирки кузова сухой тряпкой сразу проявляются в виде царапин и микротрещин. Не стоит злоупотреблять визитами на автоматические мойки, щетки которых гораздо жестче, чем требуется для безопасного удаления грязи.

От воздействия окружающей среды

На краску автомобиля оказывает влияние множество природных факторов:

  • Вода. Капли дождя, высыхая, оставляют на ЛКП светлые пятна. По их краю образуется микротрещина, которая удаляется лишь путем шлифовки.
  • Смола деревьев. Почки и бутоны прилипают к поверхности лака, разрушая его структуру. Особенно в этом плане опасны тополя, которые чаще всего портят ЛКП в городских условиях.
  • Мороз. Капли воды, оставшиеся на поверхности авто, от холода превращаются в лед, который при расширении разрушает краску.
  • Помет птиц. Если биологические загрязнения не удалить до высыхания, они оставят глубокие каверны, требующие визита в малярную мастерскую.
  • Насекомые. Крупные жуки способны отбить слой ЛКП, обнажив металл. Но и более мелкие мошки сильно вредят краске, разрушая их химически активными веществами. Поэтому следы насекомых нужно незамедлительно смывать с машины.

Устранение дефектов ЛКП

Мелкие повреждения удаляются при помощи полировки, которая бывает двух видов:

  • Восстановительная. Лакокрасочное покрытие обрабатывается абразивной пастой, которая снимает тонкий верхний слой лака. В результате образуется гладкая блестящая поверхность.
  • Защитная. Обработка кузова после восстановления покрытия для закупорки микропор в краске. Это предотвращает разрушение ЛКП и окисление кузова.

Сколы, глубокие царапины и прочие дефекты невозможно устранить с помощью полировки. Нужно обращаться к профессионалам. Они подберут цвет в соответствии с реальной окраской кузова. Для машин, бывших в употреблении, подбор составляет серьезную проблему. Пигмент выгорает на солнце, поэтому ЛКП, выбранное на основе расшифровки цветовой кодировки, будет отличаться. Это дело можно доверить лишь профессионалам.

Как сохранить ЛКП автомобиля

Существует несколько методик обработки кузова, позволяющих продлить жизнь лакокрасочному покрытию:

  • Воск. Дешевый способ закупорить поры, восстановить глянец и скрыть мелкие дефекты поверхности. Хорошо защищает от смолы, насекомых и коррозии.
  • Виниловая пленка. Применяется для декорирования авто и предотвращения повреждений ЛКП в результате воздействия мелких веток, насекомых или смолы. Однако она быстро изнашивается и может удалиться вместе с краской.
  • Полиуретановая пленка. Тонкая прозрачная оболочка незаметна на машине и обеспечивает хорошую защиту от химического и физического воздействия.
  • Жидкая резина. Тонкий упругий слой преображает внешний вид авто и неплохо защищает кузов. Достоинство покрытия состоит в том, что оно легко снимается, не оставляя следов.
  • Жидкое стекло и керамика. Слой на основе полимеров или кремния усиливает отражающие свойства кузова и предотвращает повреждения ЛКП. Его гидрофобность уменьшает загрязнение поверхности.

Заключение

Лакокрасочное покрытие определяет внешний облик и состояние кузова автомобиля. Следует беречь его от повреждений и оперативно устранять появившиеся дефекты. Если этого не сделать, стоимость покраски заметно вырастет и к ней придется прибавить оплату за шпаклевку.

Автотехническая экспертиза. Исследуем лакокрасочные поверхности. Часть 1

Опытные эксперты по автотехническим экспертизам считают, что значительную часть досудебных и судебных экспертиз составляют дела, связанные с претензиями к кузову автомобиля. Это и понятно: кузов как часть автомобиля всегда «открыт миру». Автовладелец видит его почти целиком каждый день и может по-своему оценивать состояние кузова или изменения в нем. А доказывать это продавцу транспортного средства или ремонтнику кузовной станции достаточно сложно, а иногда и недешево. Давайте по материалам «Заключения эксперта» проследим, как развивалась и чем закончилась история одного автомобиля.

Преамбула

Автомобиль был приобретен в апреле 2013 года. В гарантийный период эксплуатации были обнаружены локальные вспучивания лакокрасочного покрытия кузова. По этому поводу истец обратился в ремонтную организацию – ООО «Х», где было проведено окрашивание четырех деталей кузова: дверь задняя левая, дверь задняя правая, крыло заднее левое, крыло заднее правое.

После этого в марте 2016 года на ранее окрашенных в рамках проведенного ремонта деталях кузова в тех же местах вновь были обнаружены локальные вспучивания лакокрасочного покрытия. Считая данный недостаток существенным, истец обратился с требованием вернуть денежную сумму, уплаченную за автомобиль, а также возместить иные убытки. Ответчик иск не признал.

Вопросы экспертам

1. Определить, имеются ли в автомобиле Renault Duster 2013 года выпуска дефекты лакокрасочного покрытия задней левой двери, заднего левого крыла, задней правой двери, заднего правого крыла.

2. В случае выявления дефектов определить, какой характер они носят: производственный, эксплуатационный, в результате ранее проведенного некачественного ремонта или другой, являются ли дефекты повторными после их устранения или первичными.

В связи с данными обстоятельствами судом была назначена судебная автотехническая экспертиза.

Термины и определения

Дефект – каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям.

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции относится к конструктивным дефектам. Несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции относится к производственным дефектам.

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.

Лакокрасочное покрытие – сплошное покрытие, полученное в результате нанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.

Декоративные свойства лакокрасочного покрытия – способность лакокрасочного покрытия придавать окрашенной поверхности заданный цвет и блеск.

Защитные свойства лакокрасочного покрытия – способность лакокрасочного покрытия предотвращать или замедлять коррозию металлических или разрушение неметаллических поверхностей в условиях агрессивного воздействия внешних факторов.

Блеск лакокрасочного покрытия – оптическое свойство поверхности лакокрасочного покрытия, характеризующееся ее способностью зеркально отражать световые лучи.

Шагрень лакокрасочного покрытия – эффект, при котором поверхность лакокрасочного покрытия приобретает характерную текстуру кожуры апельсина.

Наплывы на лакокрасочном покрытии – локальные неоднородности толщины лакокрасочного покрытия, образующиеся в результате стекания вниз лакокрасочного материала во время сушки в вертикальном или наклонном положении.

Читать еще:  Покраска пластика автомобиля

«Потеки» – устаревший термин.

Адгезионная прочность лакокрасочного покрытия – совокупность сил, связывающих высохшее лакокрасочное покрытие с окрашиваемой поверхностью.

Твердость лакокрасочного покрытия – способность высохшего лакокрасочного покрытия сопротивляться проникновению или вдавливанию твердого тела.

Толщина лакокрасочного покрытия – расстояние между поверхностью покрытия и окрашиваемой поверхностью.

Меление лакокрасочного покрытия – разрушение пигментированных лакокрасочных покрытий, сопровождающееся образованием свободных частиц пигмента.

Меление лакокрасочного покрытия – появление на поверхности лакокрасочного покрытия тонкого легкоснимаемого порошка, вызванное деструкцией одного или нескольких его компонентов.

Отслаивание лакокрасочного покрытия – самопроизвольное отделение некоторых участков лакокрасочного покрытия от окрашиваемой поверхности вследствие потери адгезии.

Вздутие лакокрасочного покрытия – выпуклая деформация лакокрасочного покрытия, обусловленная локальным отделением одного или нескольких составляющих его слоев.

Термин «повреждение» будет использоваться в расширенном смысле, подразумевающем любое отклонение (ухудшение) свойства (параметра) от исходного либо заданного значения или состояния.

Вопрос 1

Определить, имеются ли в автомобиле Renault Duster 2013 года выпуска дефекты лакокрасочного покрытия задней левой двери, заднего левого крыла, задней правой двери, заднего правого крыла?

Вместе с экспертом начинаем искать ответы на эти вопросы.

На табличке изготовителя указан код лакокрасочного покрытия кузова «D69» (фото 1). В соответствии с данными программы цветоподбора PHOENIX в лакокрасочной системе SPIES HECKER установлен компонентный состав эмали, представленный в табл. 1. Количественные характеристики каждого компонента даны из расчета получения около 941 г готового продукта.

При осмотре лакокрасочного покрытия наружных поверхностей кузова установлено, что лакокрасочное покрытие относится к категории эффектных металлизированных покрытий. Это подтверждается компонентным составом эмали, приведенным в табл. 1, который включает большое количество металлизированных серебристых компонентов. Такое лакокрасочное покрытие является комплексным и, как правило, после нанесения на технологической линии производителя состоит из следующих слоев. Таблица 1. Компонентный состав эмали с кодом D69

1. Грунтовочный слой.

2. Выравнивающий слой.

4. Слой прозрачного бесцветного лака.

Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля по своему назначению относится к виду защитно-декоративных покрытий, предназначенных для защиты окрашиваемой поверхности от воздействия факторов внешней среды и придания изделию декоративного вида. Стандарты устанавливают требования к показателям, характеризующим защитные и декоративные свойства лакокрасочного покрытия.

Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля среднего класса, к которым относится автомобиль модели Renault Duster, должно соответствовать II классу.

ГОСТ 9.032–74 нормирует следующие свойства лакокрасочных покрытий II класса:

– потеки (в соответствии с ГОСТ 28246–2006 – наплывы);

ГОСТ 9.407–2015 устанавливает перечень свойств, характеризующих внешний вид и защитные свойства лакокрасочных покрытий. К свойствам, характеризующим внешний вид, ГОСТ 9.407–2015 относит:

К повреждениям, нарушающим защитные свойства лакокрасочного покрытия, ГОСТ 9.407–2015 относит:

Кроме приведенных выше, могут быть другие дефекты и повреждения, влияющие на декоративные и защитные свойства лакокрасочных покрытий и не указанные в ГОСТ 28246–2006.

Исследование лакокрасочного покрытия задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла кузова автомобиля Renault Duster проводилось с целью установления наличия или отсутствия дефектов, указанных в ГОСТах, а также повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, которые в ГОСТах не приводятся, но описаны в специальной, справочной и методической литературе.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 длительность эксплуатации транспортного средства исчисляется от даты его первой регистрации. В соответствии с записями в Паспорте ТС (л. д. 27) и Свидетельстве о регистрации ТС автомобиль Renault Duster был поставлен на регистрационный учет в мае 2013 года. На момент проведения экспертизы автомобиль имел длительность эксплуатации 3,6 года.

В процессе эксплуатации автомобиля свойства лакокрасочного покрытия неизбежно меняются. В соответствии с материалами дела в процессе эксплуатации автомобиля в ноябре 2015 года проводилось ремонтное окрашивание четырех панелей кузова: двери задней левой, двери задней правой, крыла заднего левого и крыла заднего правого. Срок эксплуатации лакокрасочного покрытия, нанесенного в ноябре 2015 года, составляет один год.

Лакокрасочное покрытие наружных панелей кузова автомобиля Renault Duster гладкое, глянцевое, с незначительной шагренью, характерной для покрытий кузовов автомобилей массового и крупносерийного производства, сформированных на производственной линии окрашивания кузовов при их производстве, а также при нанесении ремонтного лакокрасочного покрытия в соответствии с предписанной производителем технологией.

В соответствии с ГОСТ 9.407–2015 и ГОСТ 31975–2013 блеск металлизированного лакокрасочного покрытия приборными методами не оценивается. Блеск лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля визуально оценивается как хороший, обеспечивающий зеркальное отражение с незначительным искажением отражения за счет естественной шагрени. Некоторое незначительное снижение блеска вызвано множественными мелкими поверхностными царапинами эксплуатационного характера.

Инородные включения в лакокрасочное покрытие размером 0,5 мм и более (сорность) отсутствуют (ГОСТ 9.032–74). Требование по параметру «включения» для покрытия II класса выполняется.

Разнооттеночность лакокрасочного покрытия определялась визуально при естественном и искусственном освещении в максимальной степени приближенно к требованиям ГОСТ 29319–92. Полностью выполнить условия ГОСТ 29319–92 для кузова автомобиля не представляется возможным, так как ГОСТ предполагает работу не с крупногабаритными изделиями, имеющими криволинейные поверхности, а с образцами в виде плоских пластин с размерами от 120 × 50 мм до 150 × 100 мм. Разнооттеночность лакокрасочного покрытия внешних поверхностей кузова исследуемого автомобиля, в том числе задних дверей и задних крыльев, при осмотре при естественном и искусственном освещении не проявляется.

Меление лакокрасочного покрытия проверяется у пигментированных лакокрасочных покрытий. Внешним слоем лакокрасочной системы кузова исследуемого автомобиля является прозрачный непигментированный лак. Проверка меления в соответствии с ГОСТ 16976–71 с помощью хлопчатобумажной ткани черного и белого цветов показала, что частицы лака на ткани отсутствуют. Это означает, что разрушение материала лака с образованием мелких отделяющихся частиц отсутствует.

Для оценки грязеудержания лакокрасочного покрытия было проведено исследование кузова в состоянии поставки, т. е. в загрязненном состоянии, и после технологической мойки водным моющим раствором. Исследование показало, что эксплуатационные дорожные загрязнения моечным раствором были удалены. После мойки на кузове сохранились только мелкие выпуклые наслоения вещества черного цвета, схожего по внешним признакам с каплями дорожного битума, используемого при строительстве и ремонте дорог и не удаляемого водными моющими растворами. Эти наслоения удаляются очистителем битумных пятен DW5628. Лакокрасочное покрытие кузова исследуемого автомобиля не проявляет повышенное грязеудержание.

Штрихи от окраски кистью, риски от шлифовального инструмента, наплывы (потеки) на наружных панелях кузова, в том числе и на задних дверях и задних крыльях, отсутствуют. Волнистость покрытия в соответствии с ГОСТ 9.032–74 не может быть определена, так как этот параметр установлен для плоских окрашенных поверхностей размером не менее 500 мм, такие плоские поверхности у кузова автомобиля Renault Duster отсутствуют. Неоднородность рисунка не оценивается, так как лакокрасочное покрытие кузова не имеет рисунка.

Признаки термического повреждения лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля в виде изменения цвета, термической деструкции, термической деформации и т.п. отсутствуют.

Растрескивание и выветривание лакокрасочного покрытия кузова автомобиля отсутствуют. Растворение покрытия не проверялось, так как при внешнем осмотре отсутствуют какие-либо признаки растворения лакокрасочного покрытия. При осмотре покрытия также установлено отсутствие в нем пузырей.

Лакокрасочное покрытие деталей кузова автомобиля Renault Duster, указанных в определении суда, имеет следующие повреждения.

Дверь задняя левая. Множество мелких по глубине царапин в пределах слоя лака в углуб­лении под наружной ручкой. Наклонная царапина длиной 11 мм на передней стойке рамы окна двери (фото 2, 3). Мелкие по глубине царапины в средней по высоте части двери. Точечные наслоения вещества черного цвета, схожего по внешним признакам с дорожным битумом. Наслоения удаляются очистителем DW5628. В задней части двери имеются множественные сколы и срезы лакокрасочного покрытия.

Микроскопическое исследование показывает наличие следов внешнего механического воздействия и разрушения покрытия, следов резания на кромках покрытия и на поверхности металла (фото 4, 5, 6). В местах механического разрушения образовались очаги вздутия лакокрасочного покрытия и признаки коррозионного процесса в виде вещества бурого цвета, схожего по внешним признакам с продуктами коррозии железа (фото 7).

Очаги вздутия покрытия располагаются на локальном участке вогнутой формы в зоне сопряжения с задним левым крылом в задней части двери. Поверхность участка повреждения покрытия обращена в сторону движения автомобиля. Ширина этого участка составляет около 50 мм. На остальной поверхности двери очаги вздутия лакокрасочного покрытия отсутствуют.

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Свойства лакокрасочных материалов

Основные параметры, характеризующие лакокрасочные материалы и их качество содержатся в паспорте (сертификате) на поставляемую потребителю продукцию.

Основные и наиболее важные из них это:

Степень перетира

Определяется размером твердых частиц краски, и чем она ниже, тем выше качество материала.

Рис. 1. Измерительная плита и скребок для определения степени перетира ЛКМ

Метод определения степени перетира ЛКМ регламентируется ГОСТ Р 52753-2007 (ИСО 1524:2000). «Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира».

Испытание проводят проводят при температуре (23±2) °С. Прибор устанавливают на ровную горизонтальную поверхность. Образец испытуемого материала помещают в глубокий конец паза так, чтобы он несколько переливался через края паза, избегая при этом попадания в образец пузырьков воздуха. Берут скребок, и устанавливают лезвие перпендикулярно к поверхности прибора за самым глубоким концом паза, при этом длина скребка должна быть параллельна ширине прибора. С небольшим нажимом скребок перемещают под углом 90° по измерительной поверхности плиты от максимальной глубины паза за нуль с равномерной скоростью в течение 1-2 с, при этом паз должен быть полностью заполнен образцом для испытаний, а избыток удален. Поверхность слоя испытуемого материала сразу же (в течение 6 с) осматривают на свету при направлении взгляда перпендикулярно к длине паза, под углом зрения не более 30° и не менее 20°, и определяют положение частиц в пазе, где они стали видимыми.

Вязкость

Определяется временем истечения определенного объема краски через калиброванное отверстие, характеризует малярные свойства.

В зависимости от показателя вязкости краску наносят на поверхность кистью, валиком или краскопультом.

Рис. 2. Измерение вязкости краски вискозиметром ВЗ-246

Вязкость краски измеряется вискозиметром при нормальном давлении 0,1 МПа и температуре (23±2) °С. Вискозиметр может состоять из воронки определенного объема и сопла определенного диаметра. Вискозиметр ВЗ–246 измеряет условную (ньютоновскую) вязкость — время истечения заданного лакокрасочного материала через калиброванное отверстие сопла, когда на ЛКМ не воздействуют никакие усилия, кроме силы тяжести самой краски.

Укрывистость

Определяется как масса краски, необходимая для окраски 1 кв. м. поверхности, позволяет оценить расход материала, и чем она меньше, тем лучше.

За укрывистость краски, эмали или укрывистость лака принимают способность лакокрасочного материала при равномерном нанесении на одноцветную поверхность делать невидимым цвет последней или при нанесении на черно-белую подложку уменьшать контрастность между черной и белой поверхностями до исчезновения разницы между ними.

В испытании на укрывистость, как правило, используют визуальный метод определения укрывистости с применением черно-белой шахматной доски. Сущность метода заключается в нанесении слоев лакокрасочного материала на стеклянную пластинку до прекращения просвечивания черных и белых квадратов шахматной доски, подложенной под стеклянную пластинку. Обычно применяют пластинки стеклянные размером 90х120 мм, толщиной 1,2-1,8 мм. Допускаются иные методы определения укрывистости ЛКМ, регламентированные техническими условиями.

Время высыхания

Определяется как продолжительность периода отверждения покрытия, позволяет оценить время нанесения следующего слоя краски и готовности покрытия к постоянной эксплуатации. Степень высыхания характеризует состояние поверхности лакокрасочного материала, нанесенного на пластину, при определенных времени и температуре сушки.

Читать еще:  Как настроить краскопульт для покраски (фото и видео руководство)

Время высыхания краски — промежуток времени, в течение которого достигается определенная степень высыхания слоя краски при заданной толщине лакокрасочного слоя и при определенных условиях сушки.

В испытаниях на определение степени высыхания используют пластинки из стекла размером 9х12 см. Пластинки со слоем лакокрасочного материала естественной сушки выдерживают помещении, защищенном от пыли, сквозняка и прямого попадания солнечных лучей, при температуре (20±2) ºС и относительной влажности воздуха (65±5) %, в течение времени, указанного в нормативно-технической документации на испытуемый лакокрасочный материал, а затем проводят испытание на степень высыхания и определяют время высыхания. Испытание по определению времени и степени высыхания краски производят на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после сушки нанесенного слоя.

Адгезия

Характеризует прочность скрепления лакокрасочного покрытия с окрашенной поверхностью, чем она выше, тем лучше.

Рис. 3. Прибор для определения адгезии PA 1000-180 180 о «Peel Adhesion»

Метод определения адгезии ЛКМ регламентируется ГОСТ 15140-78 «Материалы лакокрасочные. Метод определения адгезии». Сущность метода заключается в определении адгезии отслаиванием гибкой пластинки от армированного стеклотканью покрытия и измерении необходимого для этого усилия.

Испытание проводят при температуре (20±2) °С и относительной влажности воздуха (65±5) % на двух образцах ЛКП и не менее, чем на трех участках поверхности каждого образца. На каждом испытуемом участке поверхности образца на расстоянии от края не менее 10 мм делают режущим инструментом по линейке или шаблону или с помощью устройства АД-3 не менее шести параллельных надрезов до металла длиной не менее 20 мм на расстоянии 1, 2 или 3 мм друг от друга. Режущий инструмент держат перпендикулярно поверхности образца. Скорость резания должна быть от 20 до 40 мм/с. Аналогичным образом делают надрезы в перпендикулярном направлении. В результате на покрытии образуется решетка из квадратов одинакового размера. Расстояние между соседними решетками должно быть не менее 20 мм. Контроль прорезания покрытия до металла осуществляется при помощи лупы. После нанесения надрезов для удаления отслоившихся кусочков покрытия проводят мягкой кистью по поверхности решетки в диагональном направлении по пять раз в прямом и обратном направлении. Адгезию оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ 15140-78.

Водостойкость

Способность лакокрасочного покрытия выдерживать без изменения воздействие пресной или морской воды.

Метод определения водостойкости ЛКП сводится к тому, что испытываемый лакокрасочный материал наносят на две металлические пластинки размером 70X150 мм по режиму, предусмотренному в стандарте или технических условиях на данное лакокрасочное покрытие. После высушивания подвешенные вертикально пластинки с покрытием погружают на 2/3 высоты в стеклянную ванночку с дистиллированной водой. Предварительно торцы по периметру пластинок покрывают менделеевской замазкой, чтобы вода не попадала через торец пластинки внутрь покрытия. После выдержки в воде при температуре (20±2) °С в течение времени, обусловленного техническими условиями, пластинки вынимают из воды, осушивают фильтровальной бумагой, выдерживают на воздухе 1-2 часа и оценивают внешний вид и цвет пленки. Не допускаются белые матовые пятна, отслаивание, сыпь, пузыри и другие разрушения. Аналогично проверяют щелочестойкость и кислотостойкость лакокрасочных покрытий, но в этом случае вместо дистиллированной воды используют соответствующие растворы щелочей или кислот.

Атмосферостойкость

Способность лакокрасочного покрытия сохранять в течении продолжительного срока свои защитные и декоративные свойства в атмосферных условиях.

Атмосферостойкость лакокрасочных покрытий определяют по ГОСТ 6992-68 на площадке, расположенной на открытом воздухе. Окрашенные образцы устанавливают на стендах под углом 45° к горизонту лицевой стороной на юг. Испытуемые образцы осматривают через промежутки времени, установленные стандартом. При этом определяют степень разрушения (потеря блеска, изменение цвета, бронзировка, белесоватость, грязеудержание, меление, выветривание, растрескивание, отслаивание, сыпь и пузыри, коррозия) в процентах от общей площади образца с покрытием. Атмосферостойкость лакокрасочных покрытий определяют по декоративному виду (по пятибалльной шкале) и защитным свойствам (по восьмибалльной шкале). Шкалы приведены в стандарте.
Ускоренным способом атмосферостойкость материалов определяют в лабораториях на приборе, называемом визирометром. В этом приборе окрашенные пластинки подвергаются попеременному воздействию тепла и холода, влаги и сухого воздуха, ультрафиолетовых лучей. Продолжительность испытаний 150-200 часов.

Разновидности лакокрасочных покрытий для автомобилей

Важным этапом в процессе кузовного ремонта является подбор материалов для окрашивания. Завершающий слой — это «лицо» вашего автомобиля. На сегодняшний день ассортимент эмалей и лаков весьма обширен, что позволяет подобрать вариант под индивидуальные потребности.

Состав автоэмалей

Все автоэмали имеют схожий состав:

  • Пигмент, который отвечает за цветовой тон автоэмали и формирует защитный слой.
  • Связующее вещество, которое обеспечивает краску отличной адгезией к поверхности и надежно закрепляет на кузове пигмент.
  • Растворитель придает краске такое свойство как текучесть для равномерного распределения по кузовной поверхности. С течением времени растворитель полностью испаряется.

Основные функции лакокрасочного покрытия

  • Защитная. Предохраняет поверхность автомобиля от внешних воздействий, таких как повышенная влажность, ультрафиолетовые лучи, высокие температуры, химикаты, растворители и др.
  • Эстетическая. Обеспечивает привлекательный вид автомобилю.
  • Мягкость либо жесткость определяет защитные свойства лакокрасочной продукции. Твердая эмаль лучше сдерживает появление дефектов. Но высокая твердость порождает высокую плотность и имеет сниженные характеристики эластичности. Излишне твердый слой может провоцировать возникновение трещин в областях с повышенной вибрацией. Мягкий слой более эластичен, но подвержен повреждениям со стороны внешней среды, особенно это касается царапин. Оптимальным решением будет материал с умеренными показателями мягкости и твердости, который обеспечит надежную защиту поверхности автомобиля и продлит срок службы всех окрашенных элементов.

Разновидности лакокрасочных покрытий по химическим свойствам

По химическим свойствам лакокрасочные покрытия разделяют на однокомпонентные и двухкомпонентные.

Двухкомпонентные становятся твердыми в результате реакции, возникающей в процессе слияния между основным элементом и отвердителем. Временные затраты на отверждение могут зависеть от разных факторов, таких как температура окружающей среды и самого материала.

Однокомпонентные эмали отверждаются благодаря влаге, содержащейся в воздухе. Временные рамки отверждения зависят от уровня влажности.

Основные виды лакокрасочных материалов

Акриловая эмаль

Акриловые эмали являются достаточно популярной разновидностью автоэмалей. Содержат в своем составе синтетические смолы, производящиеся из нефтепродуктов. Состоит из двух компонентов: отвердителя и окрашивающего пигмента. Отверждение эмали происходит в результате вступления в химическую реакцию обоих компонентов. Благодаря отвердителю данная эмаль быстро сохнет без применения высокой температуры. В процессе сушки возможна коррекция дефектов на слое. Распространенная причина спроса на акриловую эмаль среди потребителей заключается в том, что после полного высыхания она не нуждается в последующей полировке и обретает равномерный блеск. Данная эмаль ложится тонкими пластами и поэтому ее необходимо наносить в несколько слоев.
Не требует покрытия лаком, поскольку имеет отличные светоотражающие свойства. В исключительных ситуациях допустимо нанесение с использованием лака, что позволит получить более насыщенный цвет. Прежде чем наносить лак на поверхность необходимо хорошенько высушить акриловую эмаль и обработать ее мелкозернистой абразивной бумагой.

Алкидная эмаль

Алкидные эмали также весьма популярны. Несмотря на более низкую цену, чем у акриловых красок, они являются достаточно надежными. Данная эмаль производится из алкидной смолы, имеющей маслянистую консистенцию. Обладает однокомпонентным составом. Отличительной характеристикой этой разновидности является сочность цветов и склонность к скорой полимеризации без вспомогательных манипуляций.
Легка в нанесении, ложится аккуратным ровным слоем. После полного высыхания слой становится глянцевым и прочным. Иногда данную эмаль разбавляют растворителями для получения вязкой консистенции. Во избежание порчи материала необходимо подобрать качественный растворитель, желательно от той же торговой марки, что и эмаль. Алкидная эмаль сохнет достаточно долго при обычной температуре. Для ускорения данного процесса необходимы особые производственные условия с высокой температурой.

Базовая эмаль

Данная эмаль имеет однокомпонентный состав. Иногда ее смешивают с разбавителем для базы или металлика. Применяется в формате двухслойной технологии — для нее необходим дополнительный слой акрилового прозрачного лака. Лак обеспечивает покрытию защиту и стойкость.

Для доведения продукта до рабочего состояния необходимо соединить эмаль и разбавитель в пропорциях 2:1. В качестве инструмента для нанесения идеально подойдет пневматический распылитель. Накладывать слой можно только на предварительно подготовленную поверхность. Оптимально наносить в 2-3 слоя. Время сушки между слоями от 10 до 20 минут. В качестве финального слоя наносят акриловый бесцветный лак.

Акриловый бесцветный лак

Акриловый прозрачный лак является жидким материалом для окраски. В своем составе не содержит пигментирующих веществ. Накладывается тонким слоем, образуя прозрачную пленку.

По защитному аспекту акриловые лаки подразделяют на два вида:

  • те, что образуют мягкий слойMS;
  • те, что образуют твердый слойHS.

Лак MS обладает мягкими свойствами, пониженной вязкостью, отлично растекается. Содержит умеренное содержание твердых элементов в составе. Оптимально наносить пару слоев. Хорошо поддается полировке и обработке.
Лак HS обладает твердыми свойствами, благодаря наличию в составе жестких элементов. Стойкий к внешним воздействиям, имеет малую усадку при окрашивании. Является весьма экономичным. Рекомендованное количество слоев от 1,5 до 2. Первый слой наносится легким распылением, второй – плотным покрытием. Поддается обработке сложнее чем лак MS. Ориентирован на обширные поверхности.

Целлюлозная краска

Давно вошли в обиход, одни из первых красок для автомобилей. В составе данной краски содержится нитро растворитель, который способствует быстрому высыханию краски при обычной температуре, что понижает шансы загрязнения краски пылью во время сушки.
Существенными минусами данной разновидности краски являются скорое выцветание, огнеопасность, образует тонкий слой, требующий повторного покрытия. Целлюлозной краске необходима полировка, чтобы добиться эффекта блестящей поверхности.
Сегодня краски из целлюлозы применяются достаточно редко.

Глифталевая эмаль

Применяются в автомобильной промышленности достаточно давно. Основным компонентом данного продукта являются синтетические смолы. По функциональным возможностям данный вид эмали несколько лучше, чем целлюлозная краска. При нанесении глифталевая эмаль формирует более плотную пленку и блестящую поверхность, которую не нужно обрабатывать.
Недостатком этого продукта выступает долгая сушка при температуре 20-25°C. Для полного и окончательного отвердения краски понадобиться от 15 суток и более. В течение месяца после окрашивания эмаль может повредиться при механических воздействиях. Ускорить данный процесс можно с помощью высокой температуры, свыше 70°C, либо благодаря вспомогательным веществам таким как различные отвердители и активаторы сушки. Данный лак весьма уязвим к перепадам температуры и может менять свои свойства. Это нужно учесть, когда будете разводить краску. Пропорции разведения составляют примерно от 15 до 30 %.

Меламиноалкидная эмаль

Состоит из суспензии меламино-алкидного лака с пигментными частицами. Имеет повышенную прочность. Разнообразие цветовых палитр дает возможность смешивать цвета, а также добавлять эффект металлика, матовых и перламутровых основ. Эту разновидность эмалей применяют только в особых условиях, т.к. для ее сушки необходима высокая температура – 110-120 °C.

Порошковая краска

Порошковая краска — это мелкодисперсный порошок. В ее состав входят полимерные гранулы, пигментирующая основа, отвердитель, различные наполнители и добавки.

Данные краски наносятся с использованием специального оборудования. Частички краски намагничивают, затем распыляют на кузовную поверхность. Далее их плавят под воздействием высокой температуры и в результате образуется надежное покрытие.

Порошковые краски применяются не только на металлических поверхностях — их можно наносить на пластиковые и стеклянные элементы. Недостатком данной разновидности является отсутствие возможности использовать без специального оборудования.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×