Производство автомобилей в России
Производство автомобилей в России
Правительственная стратегия направлена на увеличение производственных мощностей. Так, только в 2018 году автомобильные заводы России получили 12,2 млн. рублей на поддержку и развитие производства (Распоряжение №548 от 30.03.018), что позволило увеличить объем продукции на 101% по сравнению с 2017 годом. Казалось бы, о затяжном кризисе 90-х, когда многие крупные заводы были обанкрочены, пора забыть. Что же происходит на самом деле?
Автомобильные заводы России
Автомобильное производство в России нельзя рассматривать в качестве гладкой эволюции. Она сегментирована по меньшей мере на три характерных этапа:
- До 1917 года. Производство было представлено небольшими частными мастерскими «Лесснер», «Дукс», «Россия», «Аксай», «Фризе и К». Контракты на постройку крупных заводов («Русский Рено», «Казенный завод военных самоходов») реализованы так и не были. Многие мастерские перепрофилировали деятельность («Русский Рено» – производство авиамоторов, «Руссо-Балт» – самолетостроение).
- Советский период. Строительство крупных заводов – КамАЗ, ВАЗ, УралЗИС (ныне «Урал», УльЗИС (ныне УАЗ), ЗиЛ, ЛАЗ, ПАЗ. Самым крупным (и одним из самых крупных в мировых масштабах) заводом являлся КамАЗ. Большой упор делался на производство грузовиков, которые до сих пор славятся во всем мире.
- Современный период ознаменовался двумя событиями: децентрализацией производства, потом кризисом 90-х и началом производства и сборки иномарок, что стало неотъемлемой частью отечественного автопрома.
На территории РФ находится множество автозаводов
Первый автомобильный завод в России – АМО (завод Автомобильного Московского Общества), построенный еще в 1916 году. Переживший революцию, он оказался ненужным современности — это всем известный Завод им. Лихачева, закрытый в 2013-м. С 1916 г. также работает Завод Лебедева, который с 1960-х занимается производством двигателей марки ЯМЗ (Ярославльский моторный завод). Производство легковых автомобилей в России значительно опережает производство грузовиков, которые начали выпускаться массово только в предвоенный период.
Отечественные марки
Помимо предприятий «с историей», известных с советских времен, на сегодняшний день существуют новые, развивающиеся бренды. Стоит упомянуть и те и другие:
- ГАЗ (г. Нижний Новгород). Один из старейших отечественных заводов, существует с 1932 года. Специализация: легковые авто, грузовики, микроавтобусы.
- ВАЗ – самое финансируемое и производящее (в том числе на экспорт) предприятие. По итогам прошлого года, Лада «Веста» (первое место) и Лада «Гранта» (второе место) – самые продаваемые авто России. Специализация: легковые авто.
- УАЗ. Изначально (с 1941 года) завод был филиалом АМО ЗИЛ. Специализация: внедорожники для гражданских нужд, а также нужд МВД и армии.
- УралАЗ – довоенный завод, перекочевавший при эвакуации в г. Миасс. Специализация: грузовые авто, самосвалы, шасси с повышенной проходимостью, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях.
- КамАЗ – лидер по продажам грузовиков, производящий за последние годы в среднем 400 тыс. единиц техники за год. Филиалы завода находятся во Вьетнаме, Пакистане, Китае, Эфиопии, Казахстане. Специализация: грузовые автомобили, бронированная военная техника (КамАЗ «Тайфун»).
- ПАЗ. Год основания – 1951. На сегодняшний день предприятие перепрофилировалось под производство низкопольных автобусов (для города). Изначально производил автобусы малого класса, рассчитанные на езду по дорогам, на которых отсутствует усовершенствованное покрытие.
- ГолАЗ (г. Голицын) относительно новое предприятие (создан в 1990-м). Именно автобусы ГолАЗ были задействованы для обслуживания зимних Олимпийских игр 14-го года в Сочи. Специализация: сельхозтехника, автобусы всех классов за исключением малого.
- БАЗ (г. Брянск). Специализация: тяжелые шасси, тягачи спецконструкции для нужд армии.
- НефАЗ изготовляет на шасси КамАЗа спецтехнику и автобусы.
- КАвЗ знаменит производством широкого спектра моделей капотных автобусов. Сегодня от капотной продукции пришлось отказаться и главной специализацией стало производство автобусов среднего класса (последняя линейка – «Аврора»).
- Marussia Motors – уникальный завод по производству спорткаров. Команда Marussia участвовала на Формуле-1 в 2009-2014 году. После «новинок» не выпускалось.
- Scania. Автозавод занят изготовлением автобусов и грузовых авто.
- Ирбитский мотоциклетный завод. По сегодняшний день на заводе производятся тяжелые мотоциклы известной марки «Урал». Примечательно, что продаются в России они значительно хуже, чем идут на экспорт. Так, «Урал-Патруль» был признан одним из самых продаваемых и качественных мотоциклов в США в 2010 году.
- Тролза. Специализация: производство троллейбусов. Существует с 2014 года.
- «Тонар». Специализация: выпуск прицепов к легковым авто, седельных тягачей.
- АЗ «Чайка-Сервис». Специализация: сложная автомобильная спецтехника.
На сегодняшний день закрыты: ТагАЗ (г. Таганрог), ЗиЛ, СеАЗ (г. Серпухов).
Иномарки
С 2000-х годов на отечественных просторах начали запускаться заводы, преимущественно по сборке, иномарок. На сегодняшний день существует 16 заводов, на которых совершается полный цикл изготовления:
- Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors (заводы располагаются в Санкт-Петербурге, General Motors пока не функционирует);
- Ford-Sollers (три завода на территории России – в г. Всеволжск, г. Елабуга и г. Набережные Челны);
- Sollers (г. Владивосток, изготовляются «Мазды» и Toyota Land Cruiser Prado);
- Renault (г. Москва).
- «Автотор» (г. Калининград, изготовляются различные модели Kia, Hyundai);
- Volksvagen, Peugeot (г. Калуга);
- Derways (г. Черкесск);
- Горьковский автозавод выпускает Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volksvagen Jetta;
- на АвтоВАЗ производят Nissan Almera, Renault Logan;
- на «ИжАвто» (г. Ижевск) выпускается Nissan Sentra.
Если задаться вопросом о том, где находятся наиболее крупные заводы России по производству авто, можно заметить, что основная их часть сконцентрирована в Поволжье, Центральном и Уральском экономических районах, небольшой ареал автомобилестроения расположен в Северо-Западных регионах. «Карта» заводов, в основном сложилась из-за эвакуации, проводимой во время Второй мировой войны. Изменить ее не смогло и внедрение «иномарочного» производства.
Автомобили собираются под строгим контролем специалистов
Почему иномарки собирают в России
Современный отечественный авторынок уже отошел от поляризации «наших авто» и «иномарок». Ведь даже некоторые автомобили российского производства уже не совсем российские (к примеру, УАЗ «Патриот» более чем наполовину комплектован иностранными деталями). Поэтому стратегия автопрома автоматически предопределяется уклоном современного автомобилестроения на производство «полукровок», которое устраивает всех. Но есть и несколько особенных причин:
- дешевизна рабочей силы;
- наличие готовой базы (ГАЗ, АвтоВАЗ);
- автомобили, собранные в «филиалах», сразу находят покупателя, не нужно искать и завоевывать рынок сбыта.
Преимущества российской сборки
Конечно, «оригинал» лучше, но у иномарок российской сборки есть свои плюсы:
- при условии ограничения импорта, иномарки российской сборки продолжают выпускаться;
- пригодность к отечественным климатическим условиям, а поскольку большая часть заводов собирает японские автомобили, то для российского рынка они специально делаются леворульными;
- более доступный каталог запчастей;
- никаких проблем с растаможкой, оформлением.
Российская сборка ориентирована на «отечественного» покупателя и условий, в которых он находится, поэтому, к примеру, «японец» не должен заглохнуть на морозе, а при поломке «Рено» не нужно будет искать и переплачивать за доставку комплектующих.
Сколько бы ни было вопросов к качеству российских автомобилей, ежегодно на развитие отрасли выделяются миллиарды рублей. И все же, есть достойные модели (чего стоит один автомобиль «Шаман»!), к тому же за два последних года было экспортировано более 120 тыс. автомобилей. Хотя бы поэтому состояние автопрома нельзя расценивать как упадок.
Автомобильные заводы
Здесь собраны российские производители автомобилей и другой техники в количестве 39 штук. Имеется возможность отобрать автомобильные заводы нужного региона, ознакомиться с продукцией, почитать отзывы.
УралАЗ производит грузовые автомобили.
Миасс (Челябинская область)
Челябинская область, Миасс, пр. Автозаводцев, 1
БАЗ производит колесные шасси и тягачи.
Брянск (Брянская область)
Брянская область, Брянск, ул. Сталелитейная, 1
АвтоВАЗ производит легковые автомобили.
Тольятти (Самарская область)
Самарская область, Тольятти, Южное шоссе, 36
КАвЗ производит автобусы малого и среднего классов.
Курган (Курганская область)
Курганская область, Курган, ул. Автозаводская, 5
Scania производит автобусы, грузовые автомобили.
Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
Санкт-Петербург, пос. Шушары, Московское шоссе, 177а
СП «KamazWeichai», созданное в 2019-ом году — отечественный производитель современных двигателей высокой мощности.
Тутаев (Ярославская область)
Россия, Ярославская область, г. Тутаев, ул.Строителей, 1
Корейская компания Hyundai WIA, основанная сорок четыре года назад, является одним из мировых лидеров станко- и автомобилестроения.
Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
197374, город Санкт-Петербург, Торфяная дорога, дом 7 литер ф, офис 808
Автозавод LADA Ижевск (входит в Группу «АВТОВАЗ») является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России.
Ижевск, ул.Автозаводская, д.5
«ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» объединяет на российском рынке работу семи марок концерна: Volkswagen — легковые автомобили, Audi, ŠKODA, Bentley, Lamborghini, Ducati и Volkswagen Коммерческие автомобили.
Калуга (Калужская область)
Калуга, ул. Автомобильная, д. 1
НефАЗ производит автобусы и спецтехника на шасси Камаз.
Республика Башкортостан, Нефтекамск, ул. Янаульская, 3
Производители автомобилей, автобусов, троллейбусов, автоприцепов и автокомпонентов
АО «Брянский автомобильный завод» (АО «БАЗ») — производитель колёсных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 тонн для военной и гражданской техники.
ООО «Фольксваген Груп Рус» – завод по производству легковых автомобилей. На данный момент на автомобильном заводе производятся модели Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и ?KODA RAPID, его максимальная производственная мощность составляет 225 тысяч автомобилей в год.
ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (Mercedes-Benz Manufacturing Rus) — компания-производитель легковых автомобилей премиального класса Mercedes-Benz в России. Входит в состав немецкого концерна «Daimler AG».
ООО «Ликинский автобусный завод» специализируется на производстве автобусов большого и особо большого класса. В период с 2005 по 2012 год завод выпускал также и троллейбусы.
ЗАО «Рено Россия» — российская автомобилестроительная компания, часть группы Renault. На 2016 год мощность завода в Москве составляет 180 тыс. автомобилей в год. На предприятии выпускаются (на 2019 год) легковые автомобили Renault Duster, Renault Kaptur, Renault Arkana и Nissan Terrano.
ООО Московский завод специализированных автомобилей (ООО «МЗСА») — многопрофильное предприятие, которое занимается разработкой и производством специализированных автомобилей, медицинских комплексов, оборудования противопожарной безопасности и является одним из ведущих производителей прицепной техники в России.
О «Транс-Альфа» (бывший «Вологодский механический завод») специализируется на производстве общественных транспортных средств. С 2006 года «Транс-Альфа» выпускает городские и пригородные автобусы на базе шасси КамАЗ под маркой «Олимп».
АО «Автотор» – один из крупнейших автопроизводителей России, первым в стране начавший выпуск автомобилей иностранных марок, ведёт свою историю с ноября 1994 года.
Завод ООО «Скания-Русь» является единственным предприятием на территории России по производству техники Scania и рассчитан на выпуск любых видов грузовых автомобилей. Модельный ряд завода составляют грузовые шасси и грузовые автомобили SCANIA серии P, R, G с колесными формулами 4×2, 4х4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×2, 8×4. Экологический класс: Евро 4.
ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» — дочернее предприятие компании Nissan, владеющее российским автосборочным заводом. Автомобильный завод «Ниссан» был торжественно открыт 2 июня 2009 года. Производственная мощность до 100 тыс. автомобилей в год.
Автомобилестроение в России: где и какие машины собирают
- История автопрома РФ
- Советское время
- Современный период
- Собственное производство
- Список заводов
- Флагманские модели
- Сбор иномарок в РФ
- БМВ
- Ауди
- Тойота
- Прочие марки
- Видео об автомобилестроении
История автопрома РФ
Зачинателем российской автомобильной промышленности считают Е. А. Яковлева, который успешно продемонстрировал свой четырехколесный легковой автомобиль на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Уже в 1900 году на Всемирной выставке появилась первая отечественная грузовая машина, которую изобрел Борис Луцкий. С того времени и началась богатая история российского автопрома.
После Первой мировой войны должна была решиться проблема, связанная с нехваткой автомобилей российской армии.
Начали появляться первые автомобильные заводы в городах России:
- в Москве — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объеме 1500 машин в год;
- Ярославле — Crossley 20/25HP в объеме 1500 машин в год;
- Рябинске — 1500 автомобилей в год марки Рено;
- Мытищах, где предполагался выпуск размером в 3000 автомобилей в год.
Революция 1918 года остановила производство, однако со временем все пришло в норму.
Советское время
Первый советский автомобиль АМО-Ф-15 выпустили в 1924 году заводом АМО. Именно с этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 годах предприятие было переименовано в ЗИС и стало выпускать машины американской фирмы Autocar.
Затем в Нижнем Новгороде появилось еще одно предприятие — НАЗ, которое выпускало легковые и грузовые авто. Они стали основой национального автомобилестроения и обеспечили СССР выход на первое место в Европе по выпуску грузовиков.
В 1950—1970 годах происходит экстенсивное развитие советского автопрома. Интересно, что приоритет в те годы отдавался именно грузовым автомобилям.
С о строительством Италией Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развертыванием массового выпуска на его мощностях машин марок «Жигули » и «Нива» началась м ассовая автомобилизация СССР. Практически с нуля появилось крупное производство — ИжАвто.
В 1980 году Советский Союз занял пятое место в мире по общему производству, третье место — по выпуску грузовых машин, первое — по изготовлению автобусов. Однако в то же время начались и кризисные явления — практически прекратился рост производства легковых машин, сохранялся дефицит автозапчастей.
Несмотря на проблемы в стране, появились потенциально новые марки:
- ВАЗ-2018 «Спутник»;
- Москвич-2141 «Алеко»;
- ВАЗ-1111 «Ока»;
- ЗАЗ-1102 «Таврия»
- грузовики ГАЗ-4301 и ЗИЛ-4331;
- автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛАЗ-4202 .
Буквально вся страна ездила на советских автомобилях.
Современный период
С распадом Советского Союза страна потеряла множество предприятий, расположенных в других странах. Из-за этого автомобилестроение перетерпело затяжной кризис.
К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса — в 10 раз, легковых автомобилей — на треть. В результате остановились заводы АЗЛК и ИЖ, которые выпускали более 150 тысяч востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
Тем не менее, в России все же появлялись новые модели:
- ВАЗ-2110;
- ГАЗ 3110 Волга;
- ГАЗ-3302/-2705/-3221;
- «Газель»;
- ЗИЛ-5301 «Бычок».
И хотя сейчас на российских дорогах все чаще встречаются иномарки, владельцы старых советских машин не желают менять свою «ласточку» на новое авто.
Начиная с 2002 года, в России налаживается выпуск иностранных марок. Так, д оля производства иностранных марок составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %, грузовиков — 7,9 %, автобусов — 9,8 %.
В 2000-е годы в стране были открыты десятки заводов, которые выпускали автомобили под марками известных производителей:
- Volkswagen;
- Skoda;
- BMW;
- Ford;
- Renault;
- Toyota;
- Chevrolet;
- Peugeot-Citroen;
- Mitsubishi;
- Nissan;
- Opel;
- Kia;
- Volvo Truck.
В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Согласно документу, компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа. В обмен на это государство обязано предоставить финансовую помощь.
Уже в 2016 году суммарный выпуск грузовых, легковых авто и автобусов в России достигает отметки в 1 299 926 автомобилей в год. Она занимает 16-е место в мире по общему выпуску, хотя в 2012 году страна занимала 7-е место.
Собственное производство
В Российской Федерации собирают большое количество различных машин. А география расположения заводов весьма обширная.
Список заводов
В России находится огромное количество заводов, которые изготавливают отечественные марки автомобилей.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
- АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых машин в Восточной Европе;
- КАМАЗ — занимает 11-е место в мире среди производителей тяжелых грузовиков;
- ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ);
- ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ);
- ОАО «Саранский завод автосамосвалов»;
- ОАО «Автодизель»;
- ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ);
- ООО «КАВЗ»;
- ОАО «Автомобильный завод Урал»;
- ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины»;
- ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»;
- ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»;
- ООО «Канашский автоагрегатный завод»;
- ЗИЛ;
- Брянский Автомобильный Завод (БАЗ).
АвтоВАЗ известен не только в России, но и в странах Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. Его популярность связана с хорошей адаптированностью автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом.
Флагманские модели
Флагманские модели авто — это лучшие в своей «линейке». Они отличаются более полной комплектацией и техническими характеристиками.
Какие автомобили собирают в России (список лучших моделей) :
- Автобусы Scania;
- Lada Kalina, Granta, Priora;
- ВАЗ Samara, 4×4, 2107;
- Газель, Соболь и пр;
- УАЗ: Patriot, Pickup, Hunter.
Ежегодно в стране выпускаются миллионы различных транспортных средств, однако самыми популярными для граждан остаются всего несколько марок авто.
Сбор иномарок в РФ
В России собирают машины не только отечественных, но и иностранных производителей. Это приносит немалый вклад в экономику страны.
BMW — одна из самых известных марок. Предприятия по их сборке находятся по всему миру. В России сборка осуществляется в городе Калининграде на заводах предприятия «Автотор». Именно он производит практически все модели БМВ.
В этот список входят:
- 3-Series;
- 5- Series;
- 7- Series;
- X3;
- X5;
- X1;
- X6.
Однако некоторые марки в России не собирают. Например, BMW 520d или BMW 520i находятся на рынке страны уже в укомплектованном виде.
Еще одна немецкая фирма Audi известна своей высокой степенью комфорта, надежностью и стильным внешним видом.
Ее филиалы разбросаны по всему миру, но, к сожалению, не в каждом из них грамотно осуществляется сборка автомобиля. Выпуск этих иномарок в России происходит в городе Калуга, где собирают модели A6, A7 и A8.
Модели Q7 и Q5 были сняты с производства в России в связи с плохим качеством сборки.
Тойота
Одной из самых распространенных фирм в России остается концерн японского производителя автомобилей Toyota.
В РФ налажено производство двух моделей бренда — Кемри и Ленд Крузер Прадо. Одни собирают в Санкт-Петербурге, другие — во Владивостоке. Цена на них не снизилась, несмотря на то что собирают машины в России.
Прочие марки
На территории России производятся и другие модели. Например, заводы фирмы Chevrolet находятся в Нижнем Новгороде, Калининграде, Тольятти и Санкт-Петербурге.
Список иностранных марок и география заводов:
- Brilliance: H530, V5 — Черкесск;
- Cadillac: CTS, Escalade, SRX — Калининград;
- Chevrolet: Aveo, Captiva, Cruze (универсал), Malibu, Niva, Orlando, Tahoe, Captiva, Trailblazer, Tahoe, Cruze;
- Citroen: С4 Калуга PCMA;
- Datsun: mi-DO, on-Do — Тольятти;
- Ford: Fiesta 1.6, EcoSport, Edge, Explorer, Focus, Galaxy, Kuga, Mondeo, S-Max — Набережные Челны и Всеволожск;
- GeelyЖ Emgrand, MK — Черкесск;
- Great Wall H3/H5 — Липецк;
- Hyundai: Eduus, i40, Solaris, Creta — Калининград и Санкт-Петербург;
- Kia: Rio C, Rio X-Line, Cee’d, Cerato, Mohave, Optima, Quoris, Sorento, Soul, Sportage, Venga — Калининград и Санкт-Петербург;
- Lifan: Smily, Solano, X60 — Черкесск;
- Luxgen 7 SUV — Черкесск;
- Mazda: 6, CX-5, CX-9 — Владивосток;
- Mitsubishi: Pajero Sport, Outlander — Калуга;
- Nissan: Almera, Murano, Quasqai, Teana, Terrano, X-Trail — Москва, Тольятти и Санкт-Петербург;
- Opel: Antara, Astra C, Astra, Astra Family, Insignia, Meriva, Mokka, Zafira, Zafira Tourer — Калининград;
- Peugeot: 408, Expert — Калуга;
- Renault: Duster, Fluence, Koleos, Latitude, Logan-1, Logan-2, Megane, Sandero-1, Sandero-2 — Москва и Тольятти;
- Skoda: Fabia, Octavia, Rapid, Yeti — Нижний Новгород, Калуга;
- SsangYong: Actyon, Actyon Sports, Kyron, Rexton — Владивосток;
- Volkswagen: Jetta, Multivan, Polo, Tiguan, Touareg — Калуга.
Сегодня происходит замена отечественных производителей иностранными. Все больше людей интересуется, какие зарубежные машины собирают в России.
Видео об автомобилестроении
Из видео можно узнать интересные факты из истории российского автопрома.
Узнать о нынешней ситуации автомобилестроения в России можно из следующего видеоролика.
Российский автопром – история развития, наши дни, перспективы
Для того, чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения.
- Перспективы развития отечественного автопрома
- История развития российского автопрома
- Современное состояние российского автомобилестроения
- Тенденции развития российского автомобильного производства
Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей.
По данным ВЦИОМ, автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан.
Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания.
Перспективы развития отечественного автопрома
В конце 2015 года Минпром РФ по материалам исследования Boston Consulting Group (международная консалтинговая компания) разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года». Программа предусматривает следующие шаги.
- Максимально полное насыщение отечественными машинами внутреннего рынка.
- Увеличение до максимума доли экспорта.
- Развитие популярных в РФ и за рубежом российских брендов.
- Производство ключевых комплектующих, локализация производства основной продукции и комплектации всех марок.
- Расширение патентной базы и НИОКР.
Разработчики «Стратегии» видят 4 возможных сценария развития автомобильной промышленности: текущий вектор, партнерство, закрытый рынок, крупный экспортер. Наиболее реальным представляется второй путь – «Партнерство». Именно этот сценарий взят за основу государственной политики, в рамках которой российский автопром должен получить около 600 млрд. руб. К сожалению, «тактических» мер эта стратегия не дает, однако ожидаемые результаты представляет.
- Доля импорта снизится с 60% до 20% в денежном выражении.
- Доля экспорта повысится до 12,5%.
- Производство отечественных транспортных средств составит 2,38% ВВП России.
- На каждую 1000 населения РФ российские легковые автомобили приобретут 363 человека.
- Количество ДТП снизится на 25-30%.
В документе приведены объемы инвестиций по годам в крупнейшие автозаводы: АвтоВАЗ, Газ, КАМАЗ, Sollers. С учетом низкой привлекательности российского автопрома для крупных инвесторов, сдвиги налицо. Соглашения о сотрудничестве подписаны у ВАЗа с Sollers и Renault, у КамАЗа с Daimler AG. В 2010 году открыт завод Peugeot- Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге, Volkswagen запустил производство Skoda Fabia.
История развития российского автопрома
Начало истории автомобилестроения в Российской Империи относят к концу XIX века. Техническая новинка не получила признания в среде дворянства. Отечественные разработки почти прекратились, возобновившись лишь в 1917 на заводе по производству вагонов в Риге. Здесь собирали продукцию сначала на базе импортных комплектующих, а позже – собственного производства.
С началом Первой мировой войны, правительство финансировало деньги на строительство автопредприятий в Ярославле и Москве (АМО). На период войны рижский автомобильный завод перешел на выпуск самолетов и ракет. Его специализация была использована в СССР в космической отрасли. Первый советский легковой автомобиль выпущен на АМО в 1924 году. Модель Ф15 была далека от мировых образцов. Завод реконструировал и освоил на нем выпуск грузовиков корпорации США Ford Motor. В период 1931-33 годов он стал называться ЗИС. Дальнейшее развитие ЗИС получил во время Отечественной войны. Его вывезли на Урал, где образовались УльЗиС и УралЗиС.
По лицензии компании Ford Motor грузовые и легковые автомобили начали выпускать в Горьком (ныне Нижний Новгород). Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии. Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР. Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв!
Последующие этапы развития автопрома СССР приходятся на середину прошлого века. Появились автомобильные заводы ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ. Из них сегодня на территории РФ работают предприятия на Волге (ВАЗ, КамАЗ, УАЗ), в Нижнем Новгороде (ГАЗ). Советские машины составляют две трети всех легковых автомобилей в стране. Это Волга, Ока, Нива, Москвич, Жигули, Запорожец. Грузовики марок КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ известны и пользуются заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России. Машины обладают неоспоримыми достоинствами:
- автомобили надежные и морозоустойчивые;
- техника обеспечена недорогим техническим обслуживанием и запчастями;
- высокая проходимость машин обусловлена условиями их эксплуатации на сложных дорогах России;
- низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобилей.
И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит, и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов. Отрасль нуждалась в государственной поддержке и инвестициях. Вместо этого случился непоправимый провал 1990-2000 годов.
Современное состояние российского автомобилестроения
Из старых крупных автозаводов в РФ работают АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ. За последние 10 лет открылись совместные предприятия с различными иностранными компаниями.
Отставание автопрома России в производстве легкового транспорта компенсируется выпуском тяжелых автобусов и спецтехники.
Активно развивается АвтоВАЗ, совершенствуя свою Ладу. В 2015 открыт автосалон Lada в Венгрии. Выпускает автобусы Липецкий автомобильный завод. Заслуженные «Пазики» превратились в современные низкопольные автобусы марки ПАЗ. На выпуске сельхозтехники и больших автобусов специализируется ГолАЗ. Тяжелые «Уралы» продолжают сходить с конвейеров УралАЗ. Первая в РФ частная компания АК «ДЕРВЕЙС» появилась в 2002 году на Северном Кавказе.
Вид автотранспортного средства | Состояние отечественного производства | Сравнение по итогам 2013 года (данные OICA) |
Тяжелые автобусы | Первенство в Европе. | 173 148 единицы – Китай; 23 107 единицы – Россия; 12 460 – Евросоюз |
Спецтехника, грузовые автомобили | Марка КамАЗ популярна в РФ и мире: грузовики, магистральные тягачи, военная техника. | Свои заводы размещены в Казахстане, Эфиопии, Пакистане, во Вьетнаме. Грузовик «КамАЗ» –неоднократный победитель «Дакара». |
Легковой сектор | В коммерческих и промышленных целях широко используются ГАЗель, Соболь, Садко, Волга. | |
Внедорожники | Полноприводные УАЗы активно трудятся в армии, подразделениях МЧС, МВД. |
Тенденции развития российского автомобильного производства
Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2010 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva. Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Примерами могут служить «Ford Motor Company», «Соллерс-Набережные Челны». Иностранные легковые транспортные средства марок BMW, Chevrolet, Hummer, Kia собирают на Автоторе в Калининградской области.
Наша продукция конкурентоспособна при низком курсе рубля. Экспорт ее стал возможен, и в этом направлении есть перспективы. Необходимо изучать и интенсивно занимать свободные крупные рынки. Поставки во Вьетнам, Иран, Алжир составят к 2020 году соответственно, 15, 30 и 22 тыс. единиц шасси и кузовов. Расширение экспорта может способствовать восстановлению и устойчивому развитию отечественного автопрома.
В рамках «Стратегии» планируется поднять занятость в отрасли с 0,8% до уровня передовых «автомобильных» стран. В ЕС она составляет в среднем 2%. Хорошие перспективы для автопрома видят специалисты в практике внедрения специальных инвестиционных контрактов. Шанс для развития отрасли в России дает также сокращение производства иномарок.
Производство новых авто в России за 2020 год
Производство машин
в 2020 году (январь — декабрь)
Производство машин
в 2019 году (январь — декабрь)
Всего произведено
Итоги производства автомобилей в России
Марка | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Итого | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Lada | 23 099 | 32 567 | 27 382 | 11 660 | — | — | — | — | — | — | — | — | 94 708 |
2 | Kia | 12 376 | 8 485 | 5 646 | 4 974 | — | — | — | — | — | — | — | — | 31 481 |
3 | Renault | 5 701 | 10 952 | 12 091 | 2 371 | — | — | — | — | — | — | — | — | 31 115 |
4 | Volkswagen | 8 237 | 9 283 | 8 551 | 1 262 | — | — | — | — | — | — | — | — | 27 333 |
5 | Toyota | 5 928 | 6 746 | 6 690 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 19 364 |
6 | Nissan | 4 296 | 5 781 | 5 860 | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | 15 938 |
7 | ГАЗ | 1 242 | 5 170 | 5 535 | 3 569 | — | — | — | — | — | — | — | — | 15 516 |
8 | Hyundai | 2 416 | 3 934 | 4 869 | 767 | — | — | — | — | — | — | — | — | 11 986 |
9 | КамАЗ | 883 | 2 385 | 3 736 | 3 437 | — | — | — | — | — | — | — | — | 10 441 |
10 | Mazda | 2 279 | 2 508 | 2 653 | 1 723 | — | — | — | — | — | — | — | — | 9 163 |
11 | Mitsubishi | 1 706 | 2 696 | 2 617 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 7 019 |
12 | УАЗ | 47 | 1 470 | 3 286 | 1 614 | — | — | — | — | — | — | — | — | 6 417 |
13 | Chevrolet | 1 416 | 2 109 | 2 015 | 561 | — | — | — | — | — | — | — | — | 6 101 |
14 | BMW | 974 | 1 789 | 1 737 | 1 087 | — | — | — | — | — | — | — | — | 5 587 |
15 | Datsun | 1 284 | 1 491 | 1 334 | 418 | — | — | — | — | — | — | — | — | 4 527 |
16 | Ford | 858 | 1 180 | 1 223 | 1 237 | — | — | — | — | — | — | — | — | 4 498 |
17 | Mercedes-Benz | 542 | 775 | 1 015 | 400 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 732 |
18 | Haval | 439 | 764 | 765 | 539 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 507 |
19 | Урал | 316 | 637 | 706 | 742 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 401 |
20 | ПАЗ | 126 | 754 | 826 | 517 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 223 |
21 | Volvo | 273 | 419 | 439 | 155 | — | — | — | — | — | — | — | — | 1 286 |
22 | ЛиАЗ | 127 | 313 | 7 | 425 | — | — | — | — | — | — | — | — | 872 |
23 | Isuzu | 34 | 105 | 316 | 290 | — | — | — | — | — | — | — | — | 745 |
24 | ВИС | 192 | 167 | 135 | 142 | — | — | — | — | — | — | — | — | 636 |
25 | Peugeot | 157 | 220 | 248 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 625 |
26 | Citroen | 128 | 167 | 158 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 453 |
27 | НефАЗ | 82 | 81 | 140 | 119 | — | — | — | — | — | — | — | — | 422 |
28 | Genesis | — | — | 252 | 65 | — | — | — | — | — | — | — | — | 317 |
29 | FAW | 82 | 125 | 29 | 24 | — | — | — | — | — | — | — | — | 260 |
30 | Opel | 35 | 88 | 52 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 175 |
31 | MAN | 40 | 56 | 13 | 52 | — | — | — | — | — | — | — | — | 161 |
32 | КаВЗ | 20 | 49 | 48 | 29 | — | — | — | — | — | — | — | — | 146 |
33 | Бецема | 15 | 1 | 60 | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | 85 |
34 | Volgabus | 9 | 13 | 9 | 8 | — | — | — | — | — | — | — | — | 39 |
35 | Caterpillar | 5 | 4 | 3 | 11 | — | — | — | — | — | — | — | — | 23 |
36 | Iveco | 1 | 3 | 4 | 2 | — | — | — | — | — | — | — | — | 10 |
37 | Komatsu | 1 | 1 | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 3 |
38 | Тонар | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 1 |
N/A | 23 442 | 27 761 | 27 001 | 4 263 | 62 052 | 117 419 | 126 505 | 96 813 | — | — | — | — | 485 256 | |
Общее производство | 98 809 | 131 049 | 127 452 | 42 473 | 62 052 | 117 419 | 126 505 | 96 813 | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 802 572 |
Здесь должен быть Ваш баннер
Производство: янв-окт, 2020
1. | Lada Granta | 30 883 | -69% |
2. | Lada Vesta | 28 532 | -73% |
3. | Lada Largus | 14 507 | -69% |
4. | Renault Logan | 8 751 | -72% |
5. | Renault Duster | 8 277 | -75% |
6. | Renault Sandero | 7 078 | -75% |
7. | Lada XRAY | 7 020 | -74% |
8. | Lada 2121 (4×4) | 6 686 | -74% |
9. | Kia Sorento | 6 158 | -63% |
10. | Kia Sportage | 6 146 | -78% |
11. | Chevrolet Niva | 6 101 | -64% |
12. | Mitsubishi Outlander | 6 031 | -74% |
13. | Renault Captur | 5 575 | -74% |
14. | Kia Seltos | 5 562 | — |
15. | Lada Kalina | 5 276 | -66% |
16. | Hyundai Tucson | 4 949 | -73% |
17. | Ford Transit | 4 144 | -62% |
18. | Kia Ceed | 3 812 | -72% |
19. | Datsun on-DO | 3 763 | -77% |
20. | Kia Optima | 3 566 | -86% |
21. | Kia Cerato | 2 959 | -80% |
22. | Hyundai Santa Fe | 2 926 | -73% |
23. | Hyundai Sonata | 2 785 | -58% |
24. | Haval F7 | 2 507 | -39% |
25. | Mercedes-Benz E-Class | 2 463 | 52% |
26. | Nissan Terrano | 2 445 | -78% |
27. | Kia Soul | 2 389 | -86% |
28. | Lada 2131 (4×4) | 1 804 | -73% |
29. | Урал 4320 | 1 747 | -63% |
30. | BMW X7 | 1 556 | 582% |
31. | Renault Arkana | 1 434 | -91% |
32. | BMW X5 | 1 273 | -28% |
33. | ПАЗ 3205 | 1 102 | -70% |
34. | Mitsubishi Pajero Sport | 988 | -85% |
35. | Hyundai Avante | 968 | -80% |
36. | BMW 5-Series | 962 | -70% |
37. | Kia Picanto | 838 | -74% |
38. | Datsun mi-DO | 764 | -69% |
39. | ГАЗ Vector Next | 659 | -62% |
40. | ВИС 2349 | 626 | -46% |
41. | BMW X1 | 558 | -30% |
42. | BMW X4 | 490 | -54% |
43. | BMW X3 | 433 | -89% |
44. | Peugeot Traveller | 418 | -61% |
45. | Hyundai Truck | 358 | -69% |
46. | Урал 5557 | 317 | -55% |
47. | Citroen SpaceTourer | 288 | -36% |
48. | Mercedes-Benz Sprinter | 269 | -48% |
49. | BMW 7-Series | 249 | -49% |
50. | Genesis G80 | 214 | -60% |
- О проекте
- Условия оказания услуг
- Политика конфиденциальности
- Вакансии
- Реклама
- Партнеры
- Контакты
При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.
Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте: auto@vercity.ru.
Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и добавлены посетителями сайта.
Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.
Все изображения размещены в ознакомительных целях.