В каких тормозных режимах может работать асинхронный двигатель
Тормозные режимы асинхронных двигателей
Полная механическая характеристика асинхронного двигателя во всех квадрантах поля Мs, представлена на рис.3.14.
Асинхронный двигатель может работать в трех тормозных режимах: рекуперативного торможения, динамического торможения и торможения противовключением; специфическим тормозным режимом является также конденсаторное торможение.
Рис.3.14. Полная механическая характеристика асинхронного двигателя
Рекуперативное генераторное торможение возможно, когда скорость ротора выше скорости вращения электромагнитного поля статора, чему соответствует отрицательное значение скольжения ω > ω; s I1нначинает сказываться насыщение магнитной цепи двигателя.
Рис.3.17. Механические характеристики асинхронного двигателя в режиме динамического торможения
Для асинхронных двигателей с фазным ротором регулирование тормозного момента может производиться также введением дополнительного сопротивления в цепь ротора. Эффект от введения добавочного сопротивления аналогичен тому, которое имеет место при пуске асинхронного двигателя: благодаря улучшению cosφ2 повышается критическое скольжение двигателя и увеличивается тормозной момент при больших скоростях вращения
Работу асинхронного двигателя в режиме динамического торможения можно рассматривать как работу трехфазного асинхронного двигателя при питании его постоянным током, т.е. током при частоте f1|=0. Второе отличие заключается в том, что обмотки статора питаются не от источника напряжения, а от источника тока. Следует также иметь в виду, что в схеме динамического торможения ток протекает (при соединении обмоток в звезду) не по трем, а по двум фазным обмоткам.
Энергетически в режиме динамического торможения асинхронный двигатель работает как синхронный генератор, нагруженный на сопротивление роторной цепи двигателя. Вся механическая мощность, поступающая на вал двигателя, при торможении преобразуется в электрическую и идет на нагрев сопротивлений роторной цепи.
Возбуждение асинхронной машины в режиме динамического торможения может осуществляться не только подачей постоянного тока в обмотки статора машины, но также в режиме самовозбуждения путем подключения конденсаторов к цепям статора асинхронной машины, как это показано на рис. 3.19. Такой способ торможения называют конденсаторным торможением асинхронных двигателей. По энергетической сущности этот вид торможения идентичен динамическому торможению, т.к. энергия, поступающая с вала, преобразуется в электрическую и выделяется в виде потерь в роторе двигателя.
Рис.3.19. Схема включения асинхронного двигателя в режиме динамического торможения с самовозбуждением от конденсаторов
Процесс самовозбуждения асинхронного двигателя происходит следующим образом. Под действием остаточного потока ротора в обмотках статора наводится э.д.с,, под действием которой возникает намагничивающий ток, протекающий через конденсаторы. При этом увеличивается поток машины, следовательно, наводимая э.д.с. и ток намагничивания. Верхняя и нижняя границы режима самовозбуждения и величина тормозного момента зависят от величины емкости конденсаторов. Данный способ торможения применяется для приводов малой мощности (до 5кВт), т.к. требует установки конденсаторов значительного объема.
Торможение противовключением может быть в двух случаях:
в первом, когда при работе двигателя необходимо его экстренно остановить, и с этой целью меняют порядок чередования фаз питания обмоток статора двигателя;
во втором, когда электромеханическая система движется в отрицательном направлении под действием спускаемого груза, а двигатель включается в направлении подъема, чтобы ограничить скорость спуска (режим протягивающего груза).
В обоих случаях электромагнитное поле статора и ротор двигателя вращаются в разные стороны. Скольжение двигателя в режиме противовключения всегда больше 1
> 1
В первом случае (см.рис.3.20) двигатель, работавший в т.1, после изменения порядка чередования фаз двигателя переходит в тормозной режим в т. 1, и скорость привода быстро снижается под действием тормозного момента Мт и статического моментаМс. При замедлении до скорости, близкой к нулю, двигатель необходимо отключить, иначе он будет разгоняться в противоположном направлении вращения.
Во втором случае после снятия механического тормоза двигатель, включенный в направлении вверх, под действием силы тяжести спускаемого груза будет вращаться в противоположном направлении со скоростью, соответствующей точке 2. Работа в режиме противовключения под действием протягивающего груза возможна при использовании двигателей с фазным ротором. При этом в цепь ротора вводится значительное добавочное сопротивление, которому соответствует характеристика 2 на рис.3.20.
Рис.3.20. Режим противовключения асинхронного двигателя 1, Г — естественные механические характеристики при включении «вперед» и «назад» 2 — механическая характеристика двигателя с фазным ротором со включенным добавочным сопротивлением в цепь ротора.
Энергетически режим противовключения крайне неблагоприятен. Ток в этом режиме для асинхронных короткозамкнутых двигателей превосходит пусковой, достигая 10-кратного значения. Потери в роторной цепи двигателя складываются из потерькороткого замыкания двигателя и мощности, которая передается на вал двигателя при торможении
ΔРsnв = Мтω + Мт ω
Для короткозамкнутых двигателей режим противовключения возможен только в течение нескольких секунд. При использовании двигателей с фазным ротором в режиме противовключения обязательно включение в цепь ротора добавочного сопротивления. В этом случае потери энергии остаются такими же значительными, но они выносятся из объема двигателя в роторные сопротивления.
В каких тормозных режимах может работать асинхронный двигатель, как эти режимы могут быть получены и каковы механические характеристики двигателя в этих режимах?
Торможение АД можно осуществить при питании его от сети переменного тока путем подключения цепи статора к источнику постоянного тока (динамическое торможение), а также при его самовозбуждении.
Торможение противовключениемосуществляется двумя путями. Один из них связан с изменением чередования на статоре двух фаз питающего АД напряжения. Допустим, например, что АД работает по механической характеристике 1 в точке а (рис. 5.36, а) при чередовании на статоре фаз напряжения сети ABC. Тогда при переключении двух фаз (например, В и С) АД переходит на работу по характеристике 3 в точке d, участок db которой соответствует торможению противовключением. Отметим, что при реализации торможения для ограничения тока и момента АД производится включение добавочных резисторов в цепь ротора или статора.
Другой путь перевода АД в режим торможения противовключением может быть использован при активном характере момента нагрузки Мк. Допустим, что требуется осуществить спуск груза, обеспечивая его торможение с помощью АД (так называемый тормозной спуск груза). Для этого АД включается на подъем с большим добавочным сопротивлением R2Д в цепи ротора (кривая 2). Вследствие превышения моментом нагрузки МС пускового момента двигателя МП и его активного характера груз начнет опускаться с установившейся скоростью. АД при этом будет работать в режиме торможения противовключением.
Рекуперативное торможение осуществляется в том случае, когда скорость АД превышает синхронную ωо и он работает в генераторном режиме параллельно с сетью. Такой режим возникает, например, при переходе двухскоростного АД с высокий скорости на низкую, как это показано на рис. 5.36, б. Предположим, что в исходном положении АД работал по характеристике 1 в точке а, вращаясь со скоростью ωУСТ1.При увеличении числа пар полюсов АД переходит на работу по характеристике 2 в точке b, участок bc которой соответствует торможению с рекуперацией (отдачей) энергии в сеть.
Этот же вид торможения может быть реализован в системе «преобразователь частоты — двигатель» при останове АД или его переходе с характеристики на характеристику. Для этого осуществляется уменьшение частоты выходного напряжения ПЧ, а значит, и синхронной скорости. В силу механической инерции текущая скорость АД со будет изменяться медленнее, чем скорость вращения магнитного поля, т. е. будет постоянно ее превышать. За счет этого и возникает режим торможения с отдачей энергии в сеть. Отметим, что ПЧ должен быть способен при этом передать энергию от двигателя в сеть.
Рекуперативное торможение также может быть реализовано в ЭП грузоподъемных механизмов при спуске грузов. Для этого АД включается в направлении спуска груза (характеристика 3 на рис. 5.36, а). После окончания разбега он будет работать в точке с со скоростью -ωуст2. При этом осуществляется процесс спуска груза с отдачей энергии в сеть.
Рекуперативное торможение является наиболее экономичным видом торможения АД.
Для динамического торможения обмотку статора АД отключают от сети переменного тока и подключают к источнику постоянного тока, как это показано на рис. 5.37. Обмотка ротора АД 1 при этом может быть закорочена или в ее цепь включаются добавочные резисторы 3 с сопротивлением R2Д.
Постоянный ток /п, значение которого может регулироваться резистором 2, протекает по обмоткам статора и создает неподвижное в пространстве магнитное поле (возбуждает АД). При вращении ротора в нем наводится ЭДС, под действием которой в обмотке протекает ток, создающий магнитный поток, также неподвижный в пространстве. Взаимодействие тока ротора с результирующим магнитным полем АД создает тормозной момент, за счет которого достигается эффект торможения. Двигатель в этом случае работает в режиме генератора независимо от сети переменного тока, преобразовывая кинетическую энергию движущихся частей ЭП и рабочей машины в электрическую, которая рассеивается в виде тепла в цепи ротора.
Электромеханическую I2‘(s) (кривая 7) и механические M(s) кривые 4. 6 характеристики АД.
Характеристика I’R(s) расположена на рисунке в первом квадранте, где s = ω/ω — скольжение АД в режиме динамического торможения. Механические характеристики АД расположены во втором квадранте.
Различные искусственные механические характеристики АД в режиме динамического торможения можно получить, изменяя сопротивление R2Д добавочных резисторов 3 в цепи ротора или постоянный ток /п, подаваемый в обмотки статора. На рисунке показаны механические характеристики АД для различных сочетаний /п и R2д. Характеристика 6 соответствует току /п1 и сопротивлению резистора R2Д1 максимальный момент на ней равен Мм1, а скольжение, ему соответствующее, — sМ1. Увеличение сопротивления резисторов 3 R2Д2 > R2Д1 при /п = const не приводит к изменению максимального момента, в то время как максимальное скольжение sm при этом пропорционально возрастает, что видно из характеристики 4.
Торможение при самовозбуждении основано на том, что после отключения АД от сети его электромагнитное поле затухает (исчезает не мгновенно) в течение некоторого, пусть и небольшого интервала времени. За счет энергии этого затухающего поля и использования специальных схем включения АД можно обеспечить его самовозбуждение и реализовать тормозной режим. На практике применение нашли так называемые конденсаторное и магнитное торможение АД.
При конденсаторном торможении, схема которого приведена на рис. 5.38, а, возбуждение АД 1 осуществляется с помощью конденсаторов 2, подключаемых к статору. Определяющим фактором, от которого зависят вид и расположение характеристик АД 1 . 3 (см. рис. 5.38, б), а значит, интенсивность торможения, является емкость конденсаторов С (кривые 1. 3 соответствуют значениям С1
Практические возможности торможения АД существенно расширило использование тиристорных регуляторов напряжения, которые позволяют осуществлять как пуск двигателя, так и его торможение. Для обеспечения интенсивного торможения двигателя часто используется комбинированный способ, например динамическое торможение в сочетании с торможением коротким замыканием. Этот способ может быть реализован тиристорным устройством.
Приборы контроля электрических параметров и место установки их на подстанциях.
Вцелях обеспечения надежной и экономичной работы электрические станции и подстанции оборудуют электрическими измерительными приборами, приборами для измерения температуры и т. д.
Измерительные приборы располагают на главных и местных щитах управления и в некоторых случаях в пределах закрытых распределительных устройств.
Для удешевления установки и облегчения работы обслуживающего персонала число измерительных приборов в отдельных цепях должно быть минимально возможным, но достаточным для правильного ведения эксплуатации.
Амперметры служат для контроля нагрузки электрических цепей с целью предупреждения опасных, ненормальных режимов их работы. В связи с этим амперметры, как правило, устанавливают во всех основных электрических цепях, а именно: в цепях генераторов, силовых трансформаторов, электродвигателей, линий ит. д.
Ваттметры и вольтамперметры реактивные служат для измерения активной и реактивной мощности. По показаниям ваттметра, амперметра и вольтметра определяют коэффициент мощности,с которым в данный момент работает генератор, трансформатор или линия.
Счетчики служат для учета выработанной, потребленной и потерянной в сети электроэнергии. В связи с этим счетчики устанавливают как на электростанциях, так и на сетевых подстанциях и у электропотребителей.
Применяемые счетчики подразделяют на расчетные и контрольные. Расчетными называют счетчики, используемые для денежного расчета за электроэнергию, а контрольными — используемые для контроля расхода электроэнергии, например внутри электростанций, подстанций, промышленных предприятий и т. п.
Для учета активной энергии используют счетчики ватт-часов.
Для учета реактивной энергии используют счетчики вольтамперметр-часов реактивных.
Значение cosопределяют, пользуясь показаниями счетчиков активной и реактивной энергии. Для этого сначала определяют значение средневзвешенного tg φСР:
где АР — количество энергии, отсчитанное счетчиком реактивной энергии за данный отрезок времени;
Аа — количество энергии, отсчитанное счетчиком активной энергии за тот же отрезок временя.
После этого на основании полученного значения tg по тригонометрическим таблицам находят значение cos.
Вольтметры служат для измерения напряжения. Они необходимы для поддержания заданных значений напряжения на электростанциях, на шинах узловых подстанций энергосистемы, а также для осуществления контроля за качеством отпускаемой электроэнергии (величина напряжения). Вольтметры, кроме того, применяют для контроля состояния изоляции по отношению к земле в сетях постоянного и переменного тока.
Частотометры cлужат для измерения частоты переменного тока. Они необходимы для осуществления контроля за качеством электроэнергии.
Принцип работы и устройство вакуумных выключателей высокого напряжения.
Процесс отключения в вакуумном выключателе протекает следующим образом. В момент расхождения контактов площадь их соприкосновения уменьшается, плотность тока резко возрастает и металл контактов плавится и испаряется в вакууме. При этом между контактами образуется проводящий мостик, состоящий из паров металла электродов. Загорается так называемая вакуумная дуга, которая гаснет при первом же переходе тока через нуль. Электрическая прочность вакуума восстанавливается очень быстро, так как малая плотность газа в колбе выключателя обусловливает исключительно высокую скорость диффузии электрических зарядов из ствола дуги. Уже через 10 мкс после перехода тока через нуль электрическая прочность вакуума достигает своего полного значения 100 МВ/м. Если к этому времени раствор контактов окажется достаточным для того, чтобы электрическая прочность межконтактного промежутка стала больше восстанавливающегося напряжения, дуга погаснет окончательно. В противном случае произойдет повторный пробой промежутка и повторное зажигание дуги.
При отключении вакуумным выключателем малых токов (несколько ампер или десятков ампер) может произойти преждевременное снижение тока до нуля до естественного перехода тока через нуль (срез тока), что объясняется очень быстрой деионизацией межконтактного промежутка. Срез тока сопровождается, как и в других выключателях, перенапряжениями.
Для надежности работы вакуумного выключателя и увеличения срока его службы весьма существенной является износостойкость контактов, которые распыливаются во время горения дуги. При очень сильном распылении металла контактов может образоваться такое количество паров металла, что гашение дуги окажется невозможным. Опыт показал, что наиболее сильное распыление наблюдается у контактов из латуни и меди. Тугоплавкие металлы, такие, как вольфрам или молибден, распыливаются сравнительно мало. С увеличением отключаемого тока распыливание металла контактов растет, причем быстрее, чем увеличивается ток.
Таким образом, для повышения отключающей способности вакуумного выключателя необходимо применять наиболее тугоплавкие материалы для контактов.
С другой стороны, повышение тугоплавкости контактов увеличивает ток среза, что неблагоприятно сказывается на отключениях, вызывая опасные перенапряжения. Наибольший ток среза возникает при контактах из вольфрама, и он в 2,5 раза меньше при контактах из меди.
Следовательно, для надежной работы вакуумных выключателей необходимы специальные материалы, обеспечивающие отключения больших токов и имеющие малый ток среза. К сожалению, металлов, удовлетворяющих одновременно обоим требованиям, нет, и поэтому широкое распространение получили вольфрам и молибден, которые допускают отключение токов свыше 4 — 5 кА, хотя при этом и возникают большие токи среза.
Современные вакуумные выключатели рассчитаны на отключение токов в пределах от 1,0 до 8,0 кА при напряжениях 3 — 20 кВ. Дуго-гасительная камера вакуумного выключателя представляет собою герметический вакуумный сосуд из металла и стекла, в котором поддерживается вакуум 10 -4 Па. Корпус камеры может быть изготовлен не только из стекла, но и из других изоляционных материалов, которые вакуумно-плотно свариваются с металлом.
Внутри корпуса находятся два контакта — подвижный, соединенный с корпусом при помощи сильфона, и неподвижный. Ход контактов составляет всего 10 — 15 мм. Срок службы камеры (ресурс) очень велик – 100 — 250 тыс. операций. Для некоторых типов камер ресурс составляет до 2 млн. операций включения и отключения.
Дата добавления: 2015-03-19 ; просмотров: 2382 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ