Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем различие двигателей уаз и волга

В чем различие двигателей уаз и волга

Казалось бы, если мотор разработан более полувека назад, то в наше время он — древность и годится разве что в музейные экспонаты. Однако история техники знает примеры, когда удачная конструкция «жила» и дольше. Если говорить про двигатель «Волги», то, как ни странно, он живёт и здравствует по сей день, хотя уже и начинает чувствовать некоторый дискомфорт. Но в своё время, в 1950-е, это был весьма прогрессивный двигатель. К его несомненным преимуществам можно отнести простоту конструкции и высокую ремонтопригодность. Если не считать случаев разрыва блока замёрзшей водой или разрушения картера от длительной эксплуатации на воде (бывало и такое!), он практически вечен.

Не считая собственно оригинальных двигателей ГАЗ-21, в наше время можно встретить и его многочисленных отпрысков. В первую очередь это ЗМЗ-402, который выпускается до сих пор, и многие Волги, Газели и УАЗы оснащаются им. Кстати, родные моторы УАЗов гораздо ближе к ГАЗ-21, чем ЗМЗ-402 — в отличие от этого мотора, они по сути почти не отличаются от прародителя.

Хотя разрабатывался и выпускался двигатель на ГАЗе, но практически с самого начала производства Волги (где-то в 1958-1960 гг.) его производство было передано на ЗМЗ. Там впоследствии на его базе разработали ЗМЗ-24 и прочие «волговские» моторы. А сам 21-й двигатель передали на УМЗ, где на его основе разрабатывали моторы для УАЗов. Таким образом, наметились две независимые ветви со своими особенностями. Откровенно говоря, ветвь ЗМЗ-402 отличается от исходника значительно, и не всегда в лучшую сторону, если честно — то зачастую в худшую, и является иллюстрацией поговорки «лучшее — враг хорошего». В то же время ветвь УМЗ представляет собой хороший пример другой поговорки, а именно «от добра добра не ищут», и отличается от предка лишь некоторыми деталями. Ну а трёхлитровый инжекторный мотор УМЗ-4213, который является кульминацией развития ЗМЗ-21 — на сегодняшний день весьма достойная вещь.

Итак, начнём с описания основателя рода.

ГАЗ-21

  • коленвал и распредвал ГАЗ-21 — коренные вкладыши и втулки разной длины, крышки коренных подшипников алюминиевые, набивка. Ранние двигатели имели заднюю шейку коленвала шире, чем остальные
  • степень сжатия 6.6/6.73 (под 70/72 бензин). Экспортные варианты со степенью сжатия 7.15-7.3 и 7.4-7.65 (по разным данным) под А-76 и А-80 (не АИ-80. )
  • камера сгорания плоскоовальная
  • бумажный неполнопоточный масляный фильтр
  • привод трамблёра «отвёртка»
  • помпа на головке
  • клапана: впуск 44, выпуск 36 мм
  • коллектор с прямоугольными каналами и изгибами под прямыми углами
  • сталебаббитовые вкладыши
  • однокамерный карбюратор
  • шпильки ГБЦ 11 мм
  • мощность 70-72 л.с., потом (после повышения степени сжатия и замены распредвала) — 75 л.с. Экспортные варианты под А-76 и А-80 — 80 и 85 л.с. соответственно (ГАЗ-21АЕ)
  • под гильзами резиновые кольца
  • масса маховика 12.5 кг

УМЗ-451

  • коленвал и распредвал ГАЗ-21, набивка, крышки коренных подшипников алюминиевые, задняя крышка отлита заодно с корпусом заднего сальника
  • распредвал ЗМЗ-21
  • полнопоточный («жигулевский») масляный фильтр. Крепился справа в передней части двигателя строго горизонтально к специальной алюминиевой детали, называемой «гитара». При этом схема смазки имела особенность — на масляный радиатор масло шло мимо фильтра. На первые выпуски УМЗ-451 ставилась двухступенчатая система, как и на ЗМЗ-21
  • помпа на головке
  • клапана: впуск 44, выпуск 36 мм
  • однокамерный карбюратор (К-129)

УМЗ-451М

  • Коленвал и распредвал в него нужны от 24 волги, т.е. все коренные вкладыши полностью одинаковые

УМЗ-451МИ

Для военных УАЗов. В чём отличия — неизвестно. УМЗ-451МИЭ — с экранированной системой зажигания.

УМЗ-414 (УАЗ-469)

  • коленвал и распредвал ГАЗ-24, набивка; предположительно чугунные крышки коренных а также отдельный от последней крышки коренного подшипника держатель набивки (позволяет заменить все коренные вкладыши не снимая коленвала и не прикасаясь к набивке)
  • распредвал ЗМЗ-24
  • степень сжатия 6.7
  • камера сгорания грушевидная
  • «жигулевский» фильтр
  • поменялась и схема смазки — теперь масло в масляный радиатор также поступает через фильтр, непосредственно из канала смазки коренных подшипников.
  • помпа на головке
  • клапана: впуск 44, выпуск 36 мм
  • коллектор с каналами круглого сечения и плавными изгибами
  • однокамерный карбюратор (К-129В, К-131)
  • воздушный фильтр инерционно-масляный
  • блок с ребрами жесткости

УМЗ-417 (УАЗ-3151)

  • коленвал ГАЗ-24, набивка
  • степень сжатия 7.0
  • распредвал УМЗ-417 чугунный (является результатом большой испытательской работы, лучше 402)
  • жигулевский фильтр крепится прямо на блок без «гитары» с небольшим наклоном вверх
  • помпа на головке
  • клапана: впуск 47, выпуск 36 мм
  • коллектор под двухкамерный карбюратор
  • воздушный фильтр сухой бумажный

УМЗ-417-2000

  • коленвал УМЗ-421, сальник ВАЗ-2108 вместо набивки. Соответственно, прощание с коленвалом ГАЗ-24. Коленвал в такой блок также нужен под сальник, а не под набивку. Ну и маховик к этому коленвалу специальный должен быть
  • степень сжатия 7.0
  • жигулевский фильтр
  • клапана: впуск 47, выпуск 36 мм
  • без водораспределительной трубы (если помпа стоит на голове, водораспределительная труба — обязательно. Но с 2000 г. на 417 помпа тоже переехала на блок. Поэтому применяется на всех моторах ГБЦ УМЗ-421. А в ней нет водораспределительной трубы)

УМЗ-421

ЗМЗ-24 (ГАЗ-24)

  • коленвал невзаимозаменяем с ГАЗ-21, набивка, крышки коренных подшипников чугунные, втулки и вкладыши одинаковой длины
  • вкладыши сталеалюминиевые; заднего коренного не имеют второй канавки и отверстия для сброса масла
  • маховик меньше в диаметре
  • распредвал ЗМЗ-24 стальной
  • степень сжатия 6.7 (под 76 бензин) либо 8.2 (под 93) для ЗМЗ-24-01 и ЗМЗ-24Д соответственно
  • бумажный полнопоточный фильтр со сменным элементом в стакане с правой стороны двигателя
  • масляный радиатор
  • шестигранник в приводе маслонасоса и трамблёра (менее надёжен, чем «лопатка»)
  • двухкамерный карбюратор (К-126)
  • помпа на головке
  • двойной ремень помпы
  • клапана: впуск 47, выпуск 36 мм
  • коллектор с каналами круглого сечения и плавными изгибами
  • шпильки ГБЦ 12 мм
  • гильзы отличаются от 21 и при этом в верхней части блока нет перекрытия — то есть при вставленных гильзах видно рубашку охлаждения, они просто «стоят» в блоке, и фиксируются ГБЦ
  • под гильзами медные кольца
  • на блоке — рёбра жёсткости; сам блок — кокильный, литой под давлением; более тонкий и менее жёсткий, чем у 21А и его УАЗовских отпрысков
  • бензонасос невзаимозаменяем с ГАЗ-21
  • мощность: двигатель ЗМЗ-24-01 в отличие от двигателя ГАЗ-21А имеет мощность 85 л.с только из-за применения ГБЦ имеющей круглое сечение каналов и увеличенных впускных клапанов, т.к. все остальное у него почти такое же как и у 21-го. Двигатель ЗМЗ-24Д за счет повышения степени сжатия развивает уже 95 л.с.

ЗМЗ-402 (ГАЗ-24-10)

  • коленвал ГАЗ-24, набивка
  • распредвал 24 стальной
  • степень сжатия 8.2 (под 93 бензин; мотор с Е=6.7 обозначен как 4021)
  • бумажный полнопоточный фильтр
  • привод трамблёра «вилка»
  • двухкамерный карбюратор (К-151)
  • помпа на блоке (более надежная, т.к. в ней используется вазовский сальник, а не фибра)
  • клапана впуск 47 выпуск 39 мм
  • настроенный выпуск («штаны», резонатор-глушитель-резонатор)
  • бензонасос невзаимозаменяем с ГАЗ-21
  • мощность 100 л.с. за счёт увеличенных выпускных клапанов и настроенного выпуска, момент — 18.6 кгс·м (у 4021 — 90 л.с. и 17.6 кгс·м)

ЗМЗ-410

  • ЗМЗ-402 с диаметром цилиндра 100 мм и соответств. рабочим объёмом 2.89 л. Всё, кроме гильз, поршней и ещё чего-то совпадает с ЗМЗ-402. Снят с производства из-за недостаточной жёсткости конструкции
  • мощность при степени сжатия 6.7 — 100 л.с., а крутящий момент — 22 кгс·м.

Примечания

Все двигатели выше имеют ход поршня 92 и диаметр цилиндра 92 мм (кроме 421 и 410), мокрые гильзы (кроме 421). Блоки цилиндров у всех двигателей алюминиевые. Головки на двигателях с ГАЗ-21 по УМЗ-417 взаимозаменяемы, кроме ЗМЗ-402, на ГАЗ-21 правый ряд шпилек короче. Распредвал, поршни, кольца, толкатели и штанги одинаковые (для моделей под одну степень сжатия; есть три стандарта штанг, в наше время встречаются короткие 283 мм под АИ-93 и длинные 287 мм под А-76); шатуны не одинаковы, но взаимозаменяемы. Различие между УМЗ и ЗМЗ в гильзах (только форма под посадку в блок; кстати, ЦПГ УМЗ полностью идентична ГАЗ-21А), в маховике (у ЗМЗ-402 он меньше диаметром, и соответственно колокол тоже меньше и сцеплении — у ЗМЗ площадь накладок меньше (это хуже)). Установка набивки: у ЗМЗ она закладывается в канавку в блоке и крышке коленвала, а у ГАЗ-21А и УМЗ привинчивается и обжимается штампованными стальными пластинками, которые сами по себе не очень надёжно держат набивку. В установке набивки ЗМЗ лучше. У ЗМЗ помпа подает охлаждающую жидкость в блок а забирается из головки, у УМЗ помпа подает жидкость в головку и забирает из головки. Первый вариант лучше, так собственно говоря на ГАЗе добились равномерного охлаждения всех цилиндров. (Что касается постоянного перегрева этих моторов на Газелях и Волгах, то это только из-за глупости инженеров ГАЗа — ставить одно- и двухрядные радиаторы — это смерти подобно).

Хочется обратить внимание волговодов, что для установки на ГАЗ-21 УМЗ подходит значительно лучше (причины см. в начале статьи). А установка моторов серии ЗМЗ-24/402 в ГАЗ-21 сопряжена со значительными трудностями. К тому же УАЗовские моторы надёжнее, и от них подходит больше деталей, так что есть смысл при выборе нового мотора остановиться на УМЗ. С другой стороны, качество ЗМЗ и УМЗ различается далеко не в пользу последних.

В чем различие двигателей уаз и волга

Мотор ЗМЗ-402 (или незначительно отличающийся от него ЗМЗ-24), который является прямым потомком мотора ГАЗ-21 и «последним из могикан» (на нём эволюция двадцать первого мотора остановилась, и далее пошли совершенно другие моторы — ЗМЗ-406, 409, 405), очень популярен. В самом деле, куда его только ни ставили. Начиная с ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029, и на ГАЗели, и даже УАЗы. Неудивительно, что периодически попадаются ГАЗ-21 с этим мотором. Однако смысла в его установке взамен «родного» мотора мало. Единственным оправданным вариантом является случай, когда вам необходимо срочно поставить машину на ход, и у вас имеется только этот мотор. Однако если вы не ограничены в выборе между ЗМЗ-402, ЗМЗ-21, УМЗ-417 и другими подобными моторами, то вам следует понимать, что сделав выбор в пользу ЗМЗ-402 против родного или УАЗовского мотора, вы столкнётесь с определёнными трудностями:

  1. Необходимость переварки поддона картера, так как балка мешает вставить мотор как есть;
  2. Необходимость переноса радиатора вперёд (проще всего использовать радиатор от 24-ки же), ибо 24 мотор находится сильно близко к нему и будет рубить его крыльчаткой на каждой кочке.
  3. Возможно, придётся химичить с подушками двигателя;
  4. Трудности с приёмной трубой выпускного коллектора;
  5. Коробку придётся либо также брать ГАЗ-24, соответственно делая кочергу в полу и лишаясь возможности быстро раскладывать сиденья (ручка мешает), либо придётся искать диск сцепления от Победы;
  6. Если КП будет 24, то впридачу придётся менять главную пару в заднем мосту, так как КП 24 рассчитана на другое передаточное число и нормально работать не будет — первая будет слишком короткая, придётся в основном трогаться со второй, то есть получите ту же трёхступку, но не такую удобную. Разве что с синхронизаторами на первой…
  7. Опять-таки, спидометр будет работать неверно без замены главной пары. То есть начать с двигателя — а закончить на заднем мосту — по сути, поменять полмашины.

На этом фоне моторы от УМЗ, которые устанавливаются в ГАЗ-21 как родные, а по своим характеристикам не уступают волговским двигателям (если говорить об УМЗ-417) выглядят гораздо привлекательнее… Особенно последние версии УМЗ-421 и 249, которые по мощности и крутящему моменту приближаются к ЗМЗ-406…

Кстати, если говорить про мощность, то основным преимуществом ЗМЗ-402 перед ГАЗ-21 является более высокая степень сжатия, рассчитанная на бензин с октановым числом 92-93. Однако мотор ГАЗ-21 переводится на этот бензин очень легко: достаточно сточить с нижней плоскости головки блока цилиндров 3.6 мм, и он прибавит в мощности 10 л.с. Если же использовать распредвал от ЗМЗ-402, то это добавит ещё примерно 5 л.с. А при установке бесконтактного зажигания и двухкамерного карбюратора у ЗМЗ-402 останется преимущество клапанов большего диаметра, плавной формы коллектора с круглыми окнами в головке и настроенного выпуска, но это — разница порядка 5 л.с., которой можно пренебречь. В крайнем же случае, если вам сильно хочется иметь ЗМЗ-402 под капотом, вы можете просто поставить головку от него на родной двигатель, а также распредвал от него же. Для этого придётся заменить шпильки ГБЦ на более длинные с правой стороны и вставить в головку водораспределительную трубу, чтобы на неё можно было установить помпу (на ЗМЗ-402 водяная помпа ставится не на ГБЦ, а на блок цилиндров).

Несколько слов про сам мотор ЗМЗ-402. Он сделан на базе мотора ГАЗ-21 и отличается от него незначительно. Большинство отличий непринципиальны. Некоторые удачные, но большинство — регресс. В их числе:

  1. менее жёсткий и прочный блок цилиндров, отливающийся под давлением — трещит и ведёт при перегреве;
  2. отсутствие в верхней части блока привалочной плоскости под ГБЦ — гильзы фиксируются только снизу, сверху их прижимает головка, прокладка висит в воздухе… точнее, в воде;
  3. привод маслонасоса — шестигранник, срезается на раз.

Из преимуществ ЗМЗ-402 можно всерьёз отметить лишь ГБЦ: более крупные клапана (47 мм впускные и 39 выпускные против соответственно 44 и 36 у ГАЗ-21) и скруглённый коллектор, изначально рассчитанный на двухкамерный карбюратор. Это даёт прибавку в мощности около 5 л.с. при прочих равных. Также удачным решением является опущенная плоскость разъёма картера с поддоном — постели коленвала «утоплены». Установка поддона и герметизация легче.

УМЗ-417

Характеристики двигателя УМЗ-417

Неисправности и ремонт двигателя 469 / Буханки УМЗ-417

Двигатель УМЗ-417 очередной шаг в эволюции мотора ГАЗ-21, заменил мотор УМЗ-414, от которого отличается увеличенной степенью сжатия с 6.7 до 7, иным распредвалом, увеличенными впускными клапанами до 47мм (было 44мм), выпускные старые 36мм, установлен двухкамерный карбюратор, другой воздушный фильтр. В поздних модификациях использовался коленвал от УМЗ-421 без набивки.
Сравнивая наш мотор с двигателем 402 от ЗМЗ, становится ясно, что это абсолютно одинаковые моторы и их отличия весьма косметические: на первых 417-тых блоках нет ребер жесткости, гильзы не так жестко сидят, маховик больше чем на 402-м, принцип работы системы охлаждения поставлен с ног на голову. Отличия в мощности вызваны другим выпускным коллектором и выпускными клапанами меньшего диаметра (36мм, против 39 мм), в последней редакции мотора, клапаны используются 39мм. На этом, более менее важные различия заканчиваются.

Модификации двигателя УМЗ 417

1. УМЗ 417.10 — основной мотор, степень сжатия 7 под 76 бензин. Мощность 92 л.с. Соответствие экологическим требования Евро-1. Предназначен для автомобилей УАЗ.
2. УМЗ 4175.10 — аналог УМЗ 417.10. Степень сжатия 8.2 под 92 бензин. Мощность 98 л.с. Используется на автомобилях Газель.
3. УМЗ 4178.10 — аналог УМЗ 417.10, коллектор под двухкамерный карбюратор. Используется на автомобилях УАЗ.
4. УМЗ 4178.10-10 — аналог УМЗ 4178.10, ГБЦ от УМЗ-421 с увеличенными выпускными клапанами до 39мм. Используется сальник вместо набивки. Помпа на блоке. Мотор применяется на автомобилях УАЗ.

Неисправности двигателей УМЗ 417

По части проблем и неисправностей, мотор на 100% аналогичен ЗМЗ-402. Вибрации, дергания, перегрев, стуки, регулировка клапанов каждые 10.000 км и много других прелестей никуда не делись и ждут не дождутся вас. Детально о проблемах мотора читаем ТУТ.
Подводя итог, УМЗ-417 такой же старый по конструкции, как и все остальные родственники мотора 21-й Волги, включая сменщика 417-го — УМЗ-421.

Тюнинг двигателя 469 / Буханки УМЗ-417

Атмосферный УМЗ 417

Вариантов как увеличить мощность двигателя УМЗ-417 карбюратороного не так много, но кое что сделать можно. Для начала нужно отбалансировать ЦПГ и коленвал с маховиком, ставим головку от 421-го мотора, либо на стандартной повышаем степень сжатия до 8.2 под 92 бензин, отфрезеровав ГБЦ до высоты 95мм. Распредвал ОКБ Двигатель или подобные, для верхового мотора нужен вал с фазой пошире (слишком широкий вал брать бессмысленно т.к. ШПГ слишком тяжелая для высоких оборотов), нужны низы, соответственно, ставим узкофазный. Точим выпускные каналы до 39мм и ставим клапаны от УМЗ-421. Устанавливаем выпускной коллектор от 421 двигателя, выпускную трубу диаметром 51мм. В разультате всех преобразований получим чуть более 100 л.с. Чтоб повысить отдачу до 110 и более л.с., нужно делать портинг ГБЦ, шлифовать камеры сгорания, точить каналы, облегчать тяжелую тракторную поршневую, коленвал, балансировать, фрезеровать головку до высоты 94мм под 95 бензин. Дальше повышать некуда, турбонаддув без переделки на впрыск не встанет, переделка стоит неадекватно дорого и дешевле ставить изначально инжекторный УМЗ-421. Турбировать УМЗ-417 с мокрыми гильзами небезопасно, мотор слишком хлипкий и не переживет давление. Для наддува, как минимум, нужен 421-й движок с запрессоваными гильзами.

О двигателях для грузового УАЗ 3303-«Буханка»

Грузовая модель 3303 от Ульяновского автозавода является одной из серии полноприводных грузопассажирских авто, в которую также вошли фургон, микроавтобус, медицинское авто и модель вагонного типа (Фермер).

Прозванная в народе «Буханкой» модель уже более полувека колесит по российским просторам, а под капотом у нее эволюционировавшие двигатели ГАЗ-21. Некоторые модификации силовых агрегатов ставятся сейчас на УАЗ Хантер и Патриот.

Двигатель УМЗ 417 / 4175 / 4178 2.45 л

Очередным шагом в совершенствовании мотора ГАЗ-21 стал двигатель УМЗ 417 с увеличенной до 7 степенью сжатия, измененным распредвалом, новыми 47-миллиметровыми клапанами впуска, при старых выпускных. Также УМЗ 417 получил карбюратор на две камеры и новый воздушный фильтр. Позже в этих двигателях стали применять коленвал без набивки.

Если сравнивать УМЗ 417 с ЗМЗ 402, то отличия их будут косметическими: на 417-х отсутствуют ребра жесткости, более мягко посажены гильзы, а маховик имеет больший размер, при этом принцип функционирования охладительной системы перевернут.

Иной впускной коллектор и меньшие выпускные клапаны отражаются на мощности мотора.

Неисправности двигателя полностью аналогичны минусам ЗМЗ 402, то есть присутствуют посторонние шумы и стуки, необходимость регулировать клапаны каждые 10 тысяч километров, перегрев и прочее.

Вибрации и дергания возникают из-за кривой конструкции, в результате чего топливо подается неравномерно.

Эксперты считают двигатель УМЗ 417 устаревшим, как и остальные агрегаты из семейства ГАЗ-21 и под капотом современных авто им не место. 1

Двигатель УМЗ 421 / 4213 / 4215 / 4216 / 4218 2.9 л

Силовой агрегат УМЗ 421 стал самой современной модификацией двигателя ГАЗ-21 и логическим развитием модели УМЗ-217, но с большим объемом, увеличенными до 39 мм клапанами выпуска. В самых новых версиях УМЗ 421 уже установлена инжекторная система подачи горючего.

Двигатель УМЗ 421 отличается от ЗМЗ 402 тонкими сухими гильзами, что повысило прочность блока, цилиндрами на 100 мм в диаметре, а в поршнях на 7 мм смещены пальцы. Вместо анахроничной набивки применяется резиновая манжета и прочие мелкие запчасти.

При этом в глобальных масштабах двигатель не изменился и по сути это тот же агрегат середины 50-х годов, но в усовершенствованном виде.

Из-за отсутствия гидрокомпенсаторов каждые 10 тысяч километров придется корректировать зазоры.

К недостаткам УМЗ 421 относят кривую конструкцию, которая влияет на возникновение дерганий, вибраций и прочего.

Стук в двигателе возникает из-за неотрегулированных клапанов, шатунных вкладышей или распредвала.

Перегрев мотора возникает из-за дефекта термостата, помпы или воздушной пробки в охладительной системе.

К плюсам УМЗ 421 можно отнести тяговитость, доступность запчастей и полная ремонтопригодность. Если за двигателем ухаживать и не перегружать его, то ресурс составит не менее 200 тысяч километров.

Двигатель ЗМЗ 409.10 / 4091.10 / 4092.10 / 4094.10 2.7

Базой для большеобъемного двигателя ЗМЗ-409 послужил ЗМЗ-405, в котором использован коленвал с увеличенным до 94 мм ходом, прежние шатуны, измененные поршни, смещенные на 4 мм. А в остальном это все тот же 405-й с одинаковой высотой блока цилиндров, более тонкими межцилиндровыми перемычками, прорезями для охлаждения. Крутящий момент увеличился за счет выросшей на 7 «лошадок» производительности, а последние модификации двигателя соответствуют эко-нормам Евро-3.

К неисправностям причисляют заклинивание гидронатяжителя цепи ГРМ, но при этом не гнутся клапана.

В перегреве двигателя виновен термостата или замусоренный радиатор.

Проваливания тяги это «дело рук» катушек зажигания, которые нужно обязательно заменить иначе двигатель сломается.

Стуки возникают из-за гидрокомпенсатора, который требует замены.

На троение двигателя влияют свечи, шатунные вкладыши и компрессия.

Читать еще:  Как установить защиту двигателя на тойоту короллу
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector