Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем отличие автомата защиты двигателя от обычного

Защита электродвигателя. Виды устройств

Особенностью защиты электродвигателя от перегрузок и короткого замыкания является повышенный пусковой ток, который может в семь раз превышать номинальное значение. Самые сильные перегрузки на старте свойственны асинхронным двигателям с короткозамкнутым ротором, которые наиболее используемые в быту и на производстве, поэтому правильная их защита, а также предохранение электропроводки цепей питания электродвигателей являются особенно актуальными.

В бытовой электротехнике проблема с большими стартовыми токами электродвигателей решена при помощи автоматических выключателей, у которых отключение (отсечка) происходит не сразу после превышения номинального тока, а спустя некоторое время.

Данного отрезка времени, который зависит от время-токовой характеристики автомата защиты, должно хватить, чтобы вал электродвигателя раскрутился до рабочих оборотов, и потребление тока снизилось до номинального уровня. Но автоматические выключатели не обладают гибкостью точной настройки, поэтому для защиты электрических двигателей применяются специальные устройства защиты.

Функции и виды устройств защиты электродвигателей

Современные защитные устройства, или другими словами, автоматы защиты электродвигателя, (мотор автоматы), часто совмещаются в одном корпусе с коммутационными аппаратами запуска (пускателями) и выполняют такие функции:

  • Защита от тока короткого замыкания в цепи питания или внутри электродвигателя;
  • Защита от длительных перегрузок, связанных с превышением механической нагрузки на валу двигателя;
  • Предохранение от асимметрии (дисбаланса) фаз, или обрыва фазного провода;
  • Тепловая защита от перегрева двигателя, осуществляемая при помощи дополнительных термодатчиков, установленных на кожухе или внутри электродвигателя;
  • Предохранение от некачественного напряжения;
  • Обеспечение выдержки времени для охлаждения электродвигателя после его аварийной остановки после перегрева;
  • Индикация режимов работы и аварийных состояний;
  • Опционально – отключение при исчезновении нагрузки на валу (например, для водяных насосов);
  • Совместимость с автоматическими системами контроля и управления.

Ранее и до недавнего времени наиболее используемой схемой защиты электродвигателей было подключение в корпусе пускателя теплового реле, последовательно с контактором. Биметаллическая пластина теплового реле при длительной перегрузке нагревается и прерывает цепь самоподхвата контактора. Кратковременное превышение номинальной нагрузки при запуске мотора является недостаточным для нагрева и срабатывания биметаллической пластины. Более подробно о тепловом реле и его подключении можно прочитать в соответствующем разделе данного ресурса.

Выбор автоматического выключателя

Поскольку первые две функции могут осуществляться обычными автоматическими выключателями, многие пользователи применяют их для защиты своих электродвигателей. Основным недостатком такого способа является отсутствие защиты от дисбаланса, обрыва фаз и скачков напряжения. Выбор автомата защиты осуществляется по его время токовой характеристике и по максимальному пусковому току электродвигателя.

Чтобы правильно подобрать автоматический выключатель по категории и номинальному току, нужно изучить его время токовую характеристику, о которой подробно рассказывается на одной из страниц данного сайта. Категории автоматов (А, B, C, D) определяются соотношением тока отсечки электромагнитного расцепителя к номинальному значению. Нужно иметь в виду, что время токовая характеристика категории не зависит от номинала автоматического выключателя.

Для предотвращения ложного срабатывания автоматического выключателя при запуске электродвигателя необходимо, чтобы кратковременный пусковой ток (Iпуск) не превышал значение отсечки (мгновенного срабатывания, Iмгн.ср) автомата. Отношение пускового (Iпуск) и номинального тока (In) можно узнать из бирки или паспорта электродвигателя, максимальное значение Iпуск/ In=7.

Если известна только мощность электродвигателя, то рассчитать номинальный ток можно по формуле In= Рn/(Un*√3*η*cosφ), где Рn – мощность, Un – напряжение, η – КПД, cosφ – коэффициент реактивной мощности двигателя.

Практический расчет защиты электродвигателей

На практике применяют поправочный коэффициент надежности Kн, который для автоматов с In 100A принимают Kн=1,25. Поэтому должно соблюдаться условие Iмгн.ср ≥ Kн * Iпуск. Вначале автомат выбирают, исходя из наиболее близкого значения номинального тока автоматического выключателя IAB (указывается на корпусе) к рабочему току двигателя (In). Необходимое условие: IAB > Inт, где Кт = 0,85 – температурный коэффициент, если автомат устанавливается в шкафу или щитке, иначе Кт=1.

Например, имеется двигатель мощностью 5,5 кВт, η = 85%=0,85; cosφ = 0,8; Iпуск/ In = 7. Вначале нужно рассчитать I = Рn/(Un*√3*η*cosφ) = 5500/(380*√3*0,85*0,8) = 12,28 (А). Допустим, автомат устанавливается в шкаф, Кт = 0,85, значит Inт = 12,28/0,85 = 14,44 (А). Наиболее близким является автоматический выключатель на 16А, категории С, (ток мгновенного срабатывания в десять раз превышает номинальное значение).

Теперь нужно проверить условие Iмгн.ср ≥ Kн * Iпуск. Мгновенное срабатывание защитного автомата наступает при Iмгн.ср = 16*10 = 160 (A), пусковой ток Iпуск= In*7 = 12,28*7 = 85,96 (А). Умножаем на Kн (1,4) — 85,96*1,4 = 120,3 (А). Проверяем условие 160 ≥ 120,3 — это значит, что автомат выбран верно. Для упрощенных расчетов, можно принимать номинальный ток двигателя, равным удвоению его мощности, выраженной в киловаттах.

Универсальный блок защиты электродвигателей

На рынке электротехнического оборудования все большую популярность набирает защита электродвигателя при помощи универсальных устройств защиты, так называемых мотор автоматов, которые выполняют все приведенные выше функции защиты. Данные устройства имеют модульную конструкцию и устанавливаются на DIN рейку и управляют работой силовых контакторов. Кроме приведенных функций, некоторые мотор автоматы позволяют точно регулировать различные параметры защитного отключения.

Существует много разновидностей современных мотор автоматов, которые различаются коммутируемой мощностью, набором функций, способом управления, схемой подключения и внешним видом. Чтобы выбрать подходящий аппарат защиты для конкретного электродвигателя, необходимо знать его параметры номинального и пускового тока, а также нужно определиться с требуемым набором защитных функций и опций.

Стоимость мотор автоматов прямо пропорциональна мощности электродвигателя и функциональным возможностям защиты. Мировыми лидерами по производству защитных мотор автоматов являются такие известные бренды: Schneider Electric, ABB, IEK, Novatek electro, и другие.

Приведенный на рисунке ниже автомат защиты двигателя (универсальный блок) позволяет настраивать номинальный и пусковой ток электродвигателя, допустимые пороги напряжения, может отслеживать механическую нагрузку на валу электродвигателя. Также осуществляется контроль за качеством изоляции обмоток электродвигателя с возможностью установки запрета на включение.

Постоянный мониторинг множества параметров работы позволяет продлить срок эксплуатации двигателя и приводимого в действие оборудования. Специальный дополнительный блок обмена информацией позволяет подключить устройство к автоматическим системам контроля.

Защита электромоторов на производстве

Очень часто, в момент включения мощных потребителей электроэнергии (P>100кВт) на мощных производствах во всей электросети, подключенной к трансформаторной подстанции, напряжение опускается ниже установленного минимума.

При данном кратковременном падении напряжения рабочие электромоторы не отключаются, но теряют обороты. При возобновлении нормального напряжения двигатель снова начинает набирать обороты, то есть работать в режиме запуска (перегрузки). Данное явление называют самозапуском.

Если биметаллическая пластина автоматического выключателя или термореле была достаточно прогрета из-за продолжительной нормальной работы электродвигателя, то в режиме самозапуска тепловой расцепитель может сработать, вызвав ложное срабатывание.

Для мощных электродвигателей на предприятиях для поддержания нормального режима работы, в том числе и после самозапуска, применяют релейную защиту с трансформаторами тока, включенными в цепь питания.

Отклонения от нормы в силовых проводах электродвигателя с подключенными последовательно первичными обмотками токовых трансформаторов используются для срабатывания реле защиты, которые подключатся к вторичным обмоткам токовых трансформаторов по специальным схемам. Сложные расчеты данных мощных систем защиты осуществляются штатными сотрудниками, заведующими энергоснабжением предприятия, поэтому теория производственной электротехники не входит в тему данной статьи.

Автоматический выключатель для защиты электродвигателя — как правильно подобрать?

При подборе автоматических выключателей, способных защитить электрические моторы от повреждения в результате КЗ или чрезмерно высоких нагрузок, необходимо учитывать большую величину пускового тока, нередко превышающую номинал в 5-7 раз. Наиболее мощным стартовым перегрузкам подвержены асинхронные силовые агрегаты, обладающие короткозамкнутым ротором. Поскольку это оборудование широко применяется для работы в производственных и бытовых условиях, то вопрос защиты как самого устройства, так и питающего кабеля очень актуален. В этой статье речь пойдет о том, как правильно рассчитать и выбрать автомат защиты электродвигателя.

Задачи устройств для защиты электродвигателей

Бытовую электротехнику от пусковых токов большой величины в сетях обычно защищают с помощью трехфазных автоматических выключателей, срабатывающих через некоторое время после того, как величина тока превысит номинальную. Таким образом, вал мотора успевает раскрутиться до нужной скорости вращения, после чего сила потока электронов снижается. Но защитные устройства, используемые в быту, не имеют точной настройки. Поэтому выбор автоматического выключателя, позволяющего защитить асинхронный двигатель от перегрузок и сверхтоков короткого замыкания, более сложен.

Читать еще:  Хлопок в воздушный фильтр при запуске двигателя

Современные автоматы для защиты двигателя нередко устанавливаются в общем корпусе с пускателями (так называются коммутационные устройства запуска мотора). Они предназначены для выполнения следующих задач:

  • Защита устройства от сверхтока, возникшего внутри мотора или в цепи подачи электропитания.
  • Предохранение силового агрегата от обрыва фазного проводника, а также дисбаланса фаз.
  • Обеспечение временной выдержки, которая необходима для того, чтобы мотор, вынужденно остановившийся в результате перегрева, успел охладиться.

Управляющая и защитная автоматика для двигателя на видео:

  • Отключение установки, если нагрузка перестала подаваться на вал.
  • Защита силового агрегата от долгих перегрузок.
  • Защита электромотора от перегрева (для выполнения этой функции внутри установки или на ее корпусе монтируются дополнительные температурные датчики).
  • Индикация рабочих режимов, а также оповещение об аварийных состояниях.

Необходимо также учитывать, что автомат для защиты электродвигателя должен быть совместим с контрольными и управляющими механизмами.

Расчет автомата для электродвигателя

Еще недавно для защиты электрических моторов использовалась следующая схема: внутри пускателя устанавливался тепловой регулятор, подключенный последовательно с контактором. Этот механизм работал таким образом. Когда через реле в течение длительного времени проходил ток большой величины, происходил нагрев установленной в нем биметаллической пластины, которая, изгибаясь, прерывала контакторную цепь. Если превышение установленной нагрузки было кратковременным (как бывает при запуске двигателя), пластинка не успевала нагреться и вызвать срабатывание автомата.

Внутреннее устройство автомата защиты двигателя на видео:

Главным минусом такой схемы было то, что она не спасала агрегат от скачков напряжения, а также дисбаланса фаз. Сейчас защита электрических силовых установок обеспечивается более точными и современными устройствами, о которых мы поговорим чуть позже. А теперь перейдем к вопросу о том, как производится расчет автомата, который нужно установить в цепь электромотора.

Чтобы подобрать защитный автоматический выключатель для электроустановки, необходимо знать его времятоковую характеристику, а также категорию. Времятоковая характеристика от номинального тока, на который рассчитан АВ, не зависит.

Чтобы автоматический выключатель не срабатывал каждый раз при запуске мотора, величина пускового тока не должна быть больше той, которая вызывает моментальное срабатывание аппарата (отсечка). Соотношение тока запуска и номинала прописывается в паспорте оборудования, максимально допустимое – 7/1.

Производя расчет автомата практически, следует использовать коэффициент надежности, обозначаемый символом Kн. Если номинальный ток устройства не превышает 100А, то величина Kн составляет 1,4; для больших значений она равна 1,25. Исходя из этого, значение тока отсечки определяется по формуле Iотс ≥ Kн х Iпуск. Автоматический выключатель выбираем в соответствии с рассчитанными параметрами.

Еще одна величина, которую необходимо учитывать при подборе, когда автомат монтируется в электрощитке или специальном шкафу – температурный коэффициент (Кт). Это значение составляет 0,85, и номинальный ток защитного устройства при подборе следует умножать на него (Inт).

Современные устройства электрозащиты силовых агрегатов

Большой популярностью пользуются модульные мотор-автоматы, представляющие собой универсальные устройства, которые успешно справляются со всеми функциями, описанными выше.

Кроме этого, с их помощью можно производить регулировку параметров отключения с высокой точностью.

Современные мотор-автоматы представлены множеством разновидностей, отличающихся друг от друга по внешнему виду, характеристикам и способу управления. Как и при подборе обычного аппарата, нужно знать величину пускового, а также номинального тока. Кроме этого, надо определиться, какие функции должно выполнять защитное устройство. Произведя нужные расчеты, можно покупать мотор-автомат. Цена этих устройств напрямую зависит от их возможностей и мощности электрического мотора.

Особенности защиты электрических двигателей в производственных условиях

Нередко при включении устройств, мощность которых превышает 100 кВт, напряжение в общей сети падает ниже минимального. При этом отключения рабочих силовых агрегатов не происходит, но количество их оборотов снижается. Когда напряжение восстанавливается до нормального уровня, мотор начинает заново набирать обороты. При этом его работа происходит в режиме перегрузки. Это называется самозапуском.

Самозапуск иногда становится причиной ложного срабатывания АВ. Это может произойти, когда до временного падения напряжения установка в течение длительного времени работала в обычном режиме, и биметаллическая пластина успела прогреться. В этом случае тепловой расцепитель иногда срабатывает раньше, чем напряжение нормализуется. Пример падения напряжения в электросети автомобиля на следующем видео:

Чтобы предотвратить отключение мощных заводских электромоторов при самозапуске, используется релейная защита, при которой в общую сеть включаются токовые трансформаторы. К их вторичным обмоткам подключаются защитные реле. Эти системы подбираются методом сложных расчетов. Приводить здесь мы их не будем, поскольку на производстве эту задачу выполняют штатные энергетики.

Заключение

В этом материале мы подробно осветили тему защитных устройств для электрических двигателей, и разобрались с тем, как подобрать автомат для электромотора и какие параметры при этом должны быть учтены. Наши читатели могли убедиться, что расчеты, которые производятся при этом, совсем несложны, а значит, подобрать аппарат для сети, в которую включен не слишком мощный силовой агрегат, вполне можно самостоятельно.

Первые ласточки. Новые пикапы Great Wall

Хорошо знакомый российским автомобилистам бренд Great Wall Motor (GWM) вернулся на отечественный рынок с двумя пикапами сразу. Роскошный Poer претендует на вакантное место Volkswagen Amarok, а работяга Wingle 7 планирует усложнить жизнь УАЗу Пикап. Получится ли у них осуществить задуманное?

Пикапов в нашей стране продаётся катастрофически мало, а сводки статистики напоминают игру в перетягивание каната между Toyota Hilux и Mitsubishi L200. По итогам каждого месяца с незначительным отрывом побеждает то один, то другой, а иногда оба уступают первенство УАЗовскому пикапу, который соревнуется не с японцами, а с самим собой. После ухода VW Amarok только Isuzu D-Max составляет конкуренцию тройке лидеров. Правда есть ещё китайский JAC, пытающийся занять нишу ушедшего в 2015-м Great Wall Wingle 5, но несмотря на неплохие продажи в регионах, ему это пока не удалось. Да и сама ниша как-то незаметно свернулась. Казалось бы, несмотря на то, что по дорогам всё ещё колесят реликтовые олени Great Wall Deer, завезённые в начале двухтысячных, и старые «Винглы», встречающиеся сплошь и рядом, на грузовиках из Поднебесной, не имеющих долгой позитивной истории, можно ставить крест. Но нет, нам привезли совсем свежие модели: GWM Wingle 7 представили в Китае в 2018 году, а GWM Poer вышел на родине под именем Pao в 2019-м. Это флагман линейки бренда Great Wall, который отныне будет выпускать исключительно пикапы.

GWM Wingle 7 в продаже с ноября прошлого года, и он действительно новый почти во всех отношениях. Только рама (доработанный вариант прошлого поколения) и передняя независимая торсионная подвеска с задним мостом на рессорах, остались от Wingle 5. У «семёрки» свежий дизайн, просторная кабина, современный салон и очень вместительный кузов. Особенно в удлинённой версии с колёсной базой 3 350 мм, которая на 300 мм больше базовой. Длина грузового отделения – 1 680 мм. Даже у Toyota Hilux она короче (1 596 мм), не говоря уже про УАЗ Пикап, который отстаёт на целых 305 мм (1 375 мм), что не удивительно, ведь его кузов самый короткий и проигрывает всем конкурентам, оставшимся на нашем рынке.

По сложившейся китайской традиции, Wingle 7 напоминает Toyota Hilux в непривычном обвесе. При этом в его облике гораздо меньше азиатских мотивов, чем у Mitsubishi L200 или Isuzu D-Max, а в профиль он и вовсе похож на длиннобазные американские траки, только без их фантастической мощи и богатства опций. Двухлитровый турбодизель 4D20D с топливной аппаратурой Bosch, знакомый нам по «Ховерам», выдаёт довольно скромные 143 л. с. и 315 Нм момента (не будем забывать, что мы говорим о рабочем пикапе, с расходом топлива около 10 л в смешанном цикле). С такими характеристиками уютно чувствуешь себя в потоке, но об ураганных ускорениях речи не идёт.

Зато разгон ровный, практически без турбоямы, а хорошо подобранные передаточные отношения шестиступенчатой механики Zhejiang Zomax позволяют не слишком часто работать рычагом и, как любят дизелисты, переключать передачи через одну: с первой на третью, с третьей на пятую, а то и сразу на шестую. Незагруженный пикап по ровной дороге спокойно идёт на высшей передаче чуть ли не с 70 км/ч.

Читать еще:  Большие обороты двигателя и не реагирует педаль газа

Правда без груза, а по документам Wingle 7 везёт до 975 кг, он заметно козлит задней осью, да и мелкие выбоины отдаются по кузову протяжным эхом. Это свойственно большинству так называемых «коммерческих пикапов». Тут можно вспомнить и Mitsubishi L200 предыдущего поколения и нынешний Foton, кузовом которого, при проезде лежачих полицейских, можно выводить на орбиту небольшие спутники. Управляемость при этом вполне достойная: руль не отвязан от шасси, реакции в поворотах спокойные, система динамической стабилизации не спешит вмешиваться по мелочам, а курсовая устойчивость хороша даже на грунтовке. И что характерно, руль на колдобинах не пляшет, будто его забыли прикрутить.

Посадка, несмотря на отсутствие настройки руля по вылету, вполне комфортная. Чтобы достать до педалей и рычага КП, не приходится придвигаться к нему вплотную, а профиль спинки кресла, обшитого износостойкой тканью, удобен. В целом, у Wingle 7 неплохая эргономика: панель приборов хорошо читается, не нужно отыскивать в подвале центральной консоли кнопки управления функциями, а потом до них дотягиваться. Вот только функций этих по современным меркам маловато. В Китае «семёрка» оснащена значительно богаче, а у нас, вместо глазка видеокамеры, характерное пустое место возле рукоятки заднего борта. Впрочем, парктроник, круиз-контроль, две подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений, магнитола с Bluetooth и элементарный электропакет (стеклоподъёмники, управление боковыми зеркалами, подогрев зеркал и зоны стеклоочистителей) есть, а причины экономии, в общем, понятны. «Семёрку», как и GW Poer, везут к нам из Поднебесной, и чтобы Wingle мог хоть как-то конкурировать с УАЗом, пришлось немного ужаться. В результате, УАЗ Пикап в топовой версии «Люкс Премиум» с механикой, стоит сейчас 1 475 000 рублей, а Great Wall Wingle 7, в единственной пока комплектации Comfort, от 1 799 000. Разница в 300 тысяч не кажется такой уж существенной, особенно если взглянуть на японские ценники: простейший и самый дешёвый Mitsubishi L200 (МКП 6, 2.4-литровый турбодизель 154 л. с.) стоит от 2 499 000 рублей. К тому же, выглядит и едет китаец куда лучше отечественного грузовичка, а под капотом у него экономичный дизельный мотор, а не прожорливый бензиновый агрегат.

С кондовыми мостами и короткой колёсной базой, УАЗ Пикап может конкурировать с GW Wingle 7 только на рельефном бездорожье. Клиренс у «Вингла» неплохой – 212 мм под защитой картера, ходы подвески огромные, но рессоры закреплены снизу заднего моста, а днище неровное: выдаётся поперечина рамы, торчит незащищённая раздатка, корпус фильтра, да и пластиковый бак требует защиты. В принципе, все эти элементы можно прикрыть, но огромная колёсная база всё равно не позволит скакать по буеракам с УАЗовским напором, а вот обычного дачно-деревенского офф-роуда Wingle не боится. Понижайка, с передаточным отношением 2,48, включается быстрым и чётким электроприводом, тяги в нижнем диапазоне оборотов хватает, а в заднем мосту есть самоблок. Правда противобуксовка работает только на верхнем ряду трансмиссии, но чтобы вывесить «семёрку» в диагональ нужно как следует постараться, а на покрышках с грунтозацепами «Вингл» выползает из большинства щекотливых ситуаций.

Впрочем, для развлечений в деревне, да и в городе тоже, у Great Wall есть кое-что поинтереснее – флагманский пикап Poer, внешне похожий на Toyota Tundra. Грузоподъёмность «Поэра» искусственно снизили до 375 кг, соответственно уменьшив полную массу до 2 495 кг. Хороший ход. Можно заехать в самый центр Москвы, не заботясь об ограничениях условно-обязательного для большинства пикапов грузового каркаса. Да и наматывать километры загородных трасс – не труд, а удовольствие. На асфальте Poer ведёт себя как хороший внедорожник: отличная курсовая устойчивость, сглаживающая крупные неровности подвеска, мягкая даже с пустым кузовом, не слишком большие крены на виражах.

Китайцы всерьёз рассчитывают, что Poer поможет им покорить огромный и невероятно конкурентный американский рынок. Отличная шумоизоляция даже на разгоне не пропускает в салон звук мотора, центральный тоннель украшает знакомый по Haval H9 селектор восьмиступенчатого автомата ZF и шайба управления режимами движения. Интерьер тоже напоминает о флагмане «хавейловской» внедорожной линейки и в этом нет ничего удивительного, ведь Poer построен на унифицированной с H9 платформе P71 и общее у них практически всё, хотя, разумеется, не без нюансов. Например, двухлитровый турбодизель 4GD20 (да, тот же, что и у Wingle 7, только с индексом “М”, другой топливной аппаратурой и настройками), развивает 150 л. с. и выдаёт 400 Нм тяги в диапазоне от 1500 до 2500 об/мин. И для него это не предел! В Китае мощность дизельного Pao (так там называют Poer) около 170 л. с., а под капотом тульского Haval H9 аналогичный 4GD20, но с индексом «T», выдаёт все 190.

Трансмиссия «Поэр» – копия Haval H9: полный привод «по требованию», двухступенчатая раздатка и подключение передней оси через многодисковую муфту BorgWarner. Автоматическая блокировка заднего моста Eaton, с принудительным режимом, есть только в максимальной комплектации, а блокировка переднего межколёсного дифференциала и вовсе недоступна. Все тормоза дисковые, двухрычажная передняя подвеска – пружинная, однако задний мост подвешен на рессорах. Причём, в отличие от «Вингла», здесь они сверху, да и клиренс «Поэра» побольше – 232 мм. То есть там, где GW Wingle 7 скребёт колею, Poer проезжает с запасом, а посадить его можно лишь плотно прилипнув к грунту мостом и мотором.

Мы без проблем справлялись с препятствиями старого внедорожного парка Land Rover под Яхромой, попеременно вывешивая то передние, то задние колёса. Электронные имитации блокировок хоть и грубовато, но вполне успешно справились со всеми заданиями – принудительно включать задний блок не пришлось. Жаль, что отличные внедорожные способности оказались слегка подпорчены мелкими производственными косяками. Подняв пикап на подъёмнике, мы обнаружили реле прикрученное прямо к раме, а рядом – цилиндрическую пластиковую коробку, с торчащим из неё проводком.

Пересаживаясь из «Вингла» в «Поэр», тебя охватывает восторг, но присмотревшись повнимательнее замечаешь, что на регулировке руля по вылету сэкономили, шикарный двухцветный кожзам кресел не дышит в жару, а пластик торпедо мягче на вид, чем на ощупь. Хотя сидеть за рулём всё равно удобно, салон выглядит аккуратно и стильно, а список опций топовой версии Premium впечатляет разнообразием: круговой обзор с четырёх камер, девятидюймовый экран мультимедиа с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, парктроник, круиз- и климат-контроль, подогрев сидений, руля, боковых зеркал и зоны покоя стеклоочистителей, электроприводы передних кресел, электроручник с автоудержанием, ассистент спуска, шесть подушек безопасности. Даже задний борт не падает, а плавно опускается на газовых упорах.

А какой простор?! GW Poer шире всех своих конкурентов – 1 934 мм, а по длине (5 403 мм) уступает только «Винглу». Места не меньше, чем в ушедшем от нас Volkswagen Amarok – сам за собой сидишь с запасом. При этом и кузов немаленький – по 1 520 мм в длину и ширину. С открытым бортом, выдерживающим 150 кг, без проблем встаёт квадроцикл.

Ну а что по цене? Мотор у Great Wall Poer пока один (двухлитровый турбодизель 150 л. с., 400 Нм). Даже в базовой комплектации Comfort, с салоном из ткани, есть автомат, выбор режимов вождения (Sport, Standart, Eco и 4L), полный электропакет с кондиционером, круиз-контроль, задняя видеокамера и светодиодные фары. Всё это за 2 399 000 рублей. За топовый Premium просят от 2 549 000 рублей, что немного дешевле базовой Toyota Hilux (2 661 000 рублей) с 2.7-литровым 166-сильным бензиновым атмосферником и пятиступенчатой механикой. Ну а дизельный 150-сильный «Хайлакс» с механической коробкой, стартует с 2 715 000 рублей. Автоматическая коробка передач в Mitsubishi L200 – минимум 2 958 000 рублей. У Toyota Hilux и Isuzu D-Max автомат вообще стоит больше трёх миллионов. Правда Great Wall пока не может похвастать объёмными дизелями, мощностью под двести лошадей, но это вопрос времени. Так что по большому счёту у Poer, как и у Wingle 7, только один недостаток – происхождение, которое всё ещё может кого-то смущать. Хотя с сегодняшним уровнем качества это уже не повод для сомнений, а шанс купить неплохой пикап за относительно небольшие деньги.

Читать еще:  Что лучше синтетика или полусинтетика для двигателя калины

Краткие технические характеристик

Great Wall Wingle 7 Great Wall Poer

Габариты: 5 395 / 1 800 / 1 740 мм 5 403 / 1 934 / 1 886 мм

Колёсная база: 3 350 мм 3 230 мм

Дорожный просвет: 212 мм 232 мм

Угол въезда/съезда: 29 / 23 град 29 / 25 град

Двигатель: дизельный, с турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом

Объём: 1 996 1 996

Мощность: 142.8 л. с. 150 л. с.

Крутящий момент: 315 Нм 400 Нм

Коробка передач: МКП 6 АКП 8

Тип привода: подключаемый полный полный, с подключением передней оси многодисковой муфтой

Максимальная скорость: 155 км/ч 155 км/ч

Разгон до 100 км/ч: менее 20 сек менее 16 сек

Расход топлива (смеш. режим) 10 л 9.5 л

Запас топлива: 70 л 78 л

Габариты грузового отделения: 1680 1460 480 мм 1520 1520 538 мм

Стоимость базовой комплектации 1 799 000 рублей 2 399 000 рублей

Автоматы защиты двигателей

2021-02-13 Промышленное 10 комментариев

Автоматы защиты двигателей, или по другому мотор-автоматы, предназначены в первую очередь для защиты электродвигателей от перегрева и последствий короткого замыкания, а также могут использоваться в качестве основного или аварийного выключателя. То есть по сути они совмещают в одном корпусе два устройства — автоматический выключатель и тепловое реле.

Ранее, до того как стали повсеместно применяться мотор-автоматы, для защиты двигателей использовались тепловые реле в паре с контактором.

По такой схеме тепловое реле, при превышении двигателем потребляемого тока нагрузки, размыкает цепь катушки контактора, отключая его силовые контакты и таким образом защищая двигатель. Схема рабочая, проверенная, но не лишенная недостатков. В первую очередь к ним стоит отнести неспособность тепловых реле защитить от КЗ, поэтому необходимо дополнительно использовать автоматические выключатели. Да и габариты такой конструкции из контактора и теплового реле получаются достаточно большими.

Поэтому с появлением автоматов защиты двигателей, тепловые реле стали отходить на второй план и на данный момент, их применение довольно ограничено.

Стоит сразу сказать, что по своим характеристикам, автоматы защиты двигателей несколько отличаются от обычных автоматических выключателей. В первую очередь тем, что:

  1. Учитываются время-токовые характеристики. При запуске двигателя пусковой ток может значительно превышать номинальный ток двигателя. Если точнее, то пусковой ток можно рассчитать, зная номинальный ток двигателя и величину кратности пускового тока Кп ( коэффициент кратности пускового тока к номинальному значению — Iпуск/Iном). Данная характеристика указывается в технических характеристиках, на шильде двигателя она отсутствует. I пуск = Iн х Кп. Например, при номинальном токе двигателя 20 А и кратности пускового тока 6, пусковой ток будет составлять 120 А. При таком токе обычный автоматический выключатель с время-токовой характеристикой B (ток отключения электромагнитной защиты от 3·In до 5·In, где In — номинальный ток) или С (от 5·In до 10·In) может отключится по электромагнитной защите. Автоматы защиты двигателей имеют уставку срабатывания электромагнитного расцепителя в зависимости от номинала, составляющую от 7,5 до 17,5 In.
  2. Все мотор-автоматы имеют температурную компенсацию (примерно от -25 до +60 °C) для того, чтобы исключить влияние внешней температуры на работу автомата, так как при изменении окружающей температуры может изменятся уставка теплового расцепителя, что может в свою очередь привести к ложным срабатываниям.
  3. Предельная отключающая способность (максимальный ток КЗ, при котором аппарат способен отключить нагрузку) автоматов защиты двигателя значительно выше (25-100кА), чем у стандартных автоматических выключателей — 4,5 — 6кА.
  4. Регулируемая настройка теплового расцепителя, в зависимости от номинала двигателя.

Принцип работы автомата защиты двигателей

Электромагнитный расцепитель выполнен в виде катушки соленоида, внутри которой расположен стальной сердечник с возвратной пружиной. Под действием электрического тока короткого замыкания сердечник втягивается в катушку, преодолевая сопротивление пружины и воздействует на механизм расцепления, в следствии чего контакты размыкаются.

Принцип работы тепловых расцепителей автомата такой же, как у тепловых реле. Имеется биметаллическая пластина, состоящая из двух пластин, которые сделаны из материалов с разными коэффициентами теплового расширения. Под воздействием высокой температуры, возникающей в следствии прохождения тока, превышающего номинальный, пластина начинает изгибаться, давить на механизм расцепителя и под действием пружины происходит размыкание контактов, тем самым обесточивается цепь.

Сразу после срабатывания защиты, вновь включить автомат не получится, таким образом обеспечивается выдержка времени для охлаждения двигателя после его аварийного останова.

Уставка срабатывания задается при помощи поворотного регулятора на лицевой части.

Необходимый ток уставки выставляется вращением регулятора до совмещения нужного значения тока на шкале с риской на корпусе.

Схема подключения автомата защиты двигателей

Автоматический выключатель следует устанавливать перед другими аппаратами в цепи. Это позволяет защитить не только сам двигатель, но и например, контактор от повреждения в случае перегрузки или короткого замыкания. Также, как и в случае автоматических выключателей, автомат защиты двигателей можно дополнительно оснастить вспомогательными контактами (контакты состояния, аварийный контакт), которые можно задействовать, например, для индикации состояния.

В случае подключения трехфазной нагрузки схема подключения стандартная и не вызывает вопросов, а вот в случае однофазной нагрузки (стоит отметить, что все мотор автоматы выпускаются только в трехполюсном исполнении), иногда встречаюсь с подключением, когда просто задействуют один силовой контакт автомата защиты. Но такое подключение неправильное, необходимо, как на рисунке ниже слева, задействовать все три контакта.

Кстати, обратите внимание, что автомат защиты двигателя имеет свое условно-графическое обозначение в схемах, отличающееся от обозначения обычных автоматических выключателей. А вот буквенное обозначение у них идентично.

Основные функции защиты

  • Защита от токов короткого замыкания в цепи питания или внутри электродвигателя;
  • Защита от длительных перегрузок, связанных с превышением механической нагрузки на валу двигателя;
  • Защита от асимметрии фаз и обрыва фазного провода;
  • Тепловая защита от перегрева двигателя;
  • Обеспечение выдержки времени для охлаждения двигателя после его аварийной остановки после перегрева;
  • Индикация режимов работы и аварийных состояний;

Выбор автомата защиты

В случае прямого запуска, когда двигатель включается в работу с помощью мотор-автомата и контактора, необходимо в первую очередь знать его мощность. Эту информацию можно найти либо в технических характеристиках на двигатель, либо в паспортных данных, которые указаны на шильде.

Следующим шагом подбираем автомат, исходя из номинальной мощности двигателя. У различных фирм-производителей можно найти таблицы характеристик, где указаны номинальный рабочий ток и диапазон регулировки автоматов защиты в зависимости от мощности двигателя. В частности, на рисунке ниже приведена таблица соответствия автоматов защиты двигателей компании Allen Bradley.

И последним этапом выставляем необходимый ток отключения при помощи регулятора диапазона. Обычно указывается, что он должен быть больше или равен номинальному току электродвигателя. Но желательно, чтобы ток срабатывания защиты превышал на 10-20% номинальный ток двигателя.

То есть в случае, если номинальный ток двигателя составляет например 10 А, умножаем это значение на 1,1. Получаем 11 А. Это значение тока и выставляем регулятором.

И еще хотел сказать пару слов о конструктивном исполнении мотор автоматов. В первую очередь следует отметить, что по способу управления существует два типа автоматов — кнопочные и с поворотным выключателем. Также клеммы могут быть либо винтовые, либо с пружинным контактом ( применяются для двигателей, мощностью до 2 кВт). Можно еще отметить наличие кнопки Тест на лицевой стороне корпуса, позволяющей имитировать срабатывание защиты автомата для проверки его работоспособности.

И в заключении хотел отметить, что эксплуатация двигателей без защитных устройств часто приводит к их выходу из строя, в следствии перегрузки, обрыва фазы, скачков напряжения и т.д. А это в свою очередь приводит к финансовым затратам, простою оборудования. Поэтому автоматы защиты двигателей являются необходимым элементом и не стоит на них экономить, тем более, что цены на них на данный момент вполне приемлемые.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector