Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство и принцип работы дизельного двигателя камаз

ТНВД Камаз

КамАЗ является бесспорным лидером российской автопромышленности и заметным участником мирового рынка производителей грузовых автомобилей. За годы работы предприятием выпущено более 2,24 машин. Различные модели КамАЗов занимают почти половину отечественного рынка грузовиков, а в мировом рейтинге изготовителей грузовой техники компания находится на 16-м месте.

Основу модельной линейки КамАЗов представляют собой грузовые автомобили, оснащенные дизельным двигателем с турбонаддувом. Выпускаемые сегодня машины оборудованы самой прогрессивной системой впрыска горючего Common Rail. Обязательным элементом дизельных силовых агрегатов выступает топливный насос высокого давления или, как его часто сокращенно называют, ТНВД. Целью настоящей статьи является описание особенностей ТНВД КамАЗа, принципа его действия и функционального назначения, а также устройства и правил обслуживания и диагностики.

Назначение

Функциональное назначение ТНВД КамАЗов не отличается от стандартных топливных насосов высокого давления, используемых в дизельных двигателях. Оно состоит в решении нескольких ключевых задач:

· перемещение горючего к форсункам, соединенным с камерами сжигания;

· нагнетание давления топлива до уровня, необходимого для его самовоспламенения;

· дозировка дизельного топлива, обеспечивающая эффективность работы двигателя и максимально полное сжигание горючего;

· определение оптимального времени впрыска горючего в камеры сгорания;

· очистка горючего в процессе его транспортировки.

ТНВД любого дизельного двигателя имеет крайне важную роль для работы всего силового агрегата. Именно изобретение и постепенное совершенствование топливных насосов высокого давления привело к тому, что дизельные установки на дизельном топливе сначала успешно конкурировали, а затем и попросту стали превосходить двигатели, рассчитанные на использование бензина.

Важно отметить особенность, характерную именно для грузовых автомобилей, к классу которых относятся все модели КамАЗа. Речь идет о необходимости развивать серьезную мощность, совмещая ее с экономичностью и экологичностью в работе. Использование ТНВД и современной системы впрыска топлива Common Rail позволяет успешно решить поставленную задачу, что, наряду с доступной стоимостью, является важным конкурентным преимуществом продукции Камского автомобильного завода.

Устройство

На различных моделях КамАЗов применяются разные модификации ТНВД. В большинстве выпускаемых заводом грузовых автомобилей используются двухрядные V-образные ТНВД, состоящие из 8 секций, расположенных по четыре в ряд. Они относятся к топливным насосам непосредственного действия, принцип работы которых предполагает механическое взаимодействие непосредственно с коленчатым валом.

Устройство ТНВД КамАЗа предусматривает наличие следующих частей, деталей и узлов:

· корпус топливного насоса, внутри которого располагаются остальные элементы механизма;

· основной рабочий узел ТНВД в виде плунжерной пары, расположенной в каждой секции;

· пружины, обеспечивающие перемещение поршня внутри цилиндра и передающие энергию кулачкового механизма на толкатели плунжера;

· сами толкатели плунжера;

· штуцеры впрыска и слива топлива;

· клапан электромагнитного типа, предназначенный для перекрытия впрыска топлива;

· электронные датчики и приборы управления и контроля над работой ТНВД.

Именно разнообразная электроника обеспечивает высокий КПД системы впрыска топлива Common Rail и оснащенного ею дизельного двигателя в целом. Благодаря действию автоматики обеспечивается экономичный режим работы топливной системы, уменьшается расход горючего и достигается его максимально полное сжигание, сокращающее вредные выбросы в атмосферу. Сказанное в полной мере касается ТНВД КамАЗов, которые устанавливаются на грузовые автомобили выпускаемых в настоящее время моделей.

Принцип работы

ТНВД КамАЗа предусматривает стандартную схему работы. Она включает в себя следующие стадии:

1. Механическая передача энергии коленчатого вала к кулачковому.

2. Вращение последнего, которое запускает движение толкателей, перемещающих плунжер при помощи пружин и собственного движения из исходного положения в нижней части гильзы в ее верхнюю часть.

3. Перекрытие поршнем впускного клапана и нагнетание давления в пространстве над плунжером.

4. Срабатывание клапана форсунки и распыление топлива внутри камеры сгорания под давлением, достаточным для самовоспламенения.

5. Слив излишков горючего и перемещение плунжера в исходное положение, в результате чего происходит открытие впускного клапана и запускается новый рабочий цикл.

Как показывает приведенное выше описание, принцип работы ТНВД КамАЗа является стандартным для любого топливного насоса высокого давления дизельного двигателя. Это вполне логично, так как главные требования к подобному механизму заключаются в надежности и долговечности. Именно для обеспечения данных параметров при изготовлении отдельных деталей ТНВД и, прежде всего, плунжерной пары, используются высокопрочные легированные стали, а сами детали – поршень и втулка — тщательно обрабатываются и притираются друг к другу, благодаря чему достигается требуемый уровень герметичности всего узла.

Основные причины неисправностей

Отечественная техника не относится к числу наиболее надежных и долговечных. Данное утверждение меньше всего относится к КамАЗам, давно доказавшим на практике возможность изготовления качественных грузовых автомобилей в России. В значительной степени успех продукции Камского автомобильного завода объясняется отменными эксплуатационными и техническими свойствами дизельных двигателей и установленных на них топливных насосов.

Однако, даже самая надежная и проверенная техника периодически приходит в негодность. Основными причинами выхода из строя топливного насоса являются:

· вода или воздух в системе подачи топлива. Такая ситуация возникает при использовании некачественного дизельного топлива, при серьезном уровне износа топливного фильтра, после замены отдельных узлов и деталей ТНВД, а также при недостаточной герметичности системы, результатом которой становится образование внутреннего конденсата на трубопроводах;

· наличие твердых примесей в дизельном топливе. В данном случае неисправность также происходит из-за плохо работающего топливного фильтра, которые требует очистки или замены;

· низкая смазывающая способность дизтоплива. В этой ситуации речь идет, прежде всего, об использовании несертифицированных или некачественных присадок, что может привести к выходу из строя ТНВД и необходимости дорогостоящей замены этой важной части дизельного двигателя;

· отсутствие герметичности системы подачи топлива. Наиболее негативные последствия неисправности такого вида – попадание воздуха в плунжерную пару и повышенный износ поршня и цилиндра, что неминуемо оборачивается дорогостоящим ремонтом и необходимостью замены пришедших в негодность деталей.

Основания для проведения диагностики, обслуживания или ремонта

Самый простой и эффективный способ обеспечить длительную и беспроблемную работу ТНВД КамАЗа – это регулярно проходить диагностику и техническое обслуживание, а при необходимости – и ремонт, посещая для этого специализированные сервисные центры. Дело в том, что самостоятельное регулирование и любые другие виды работ производить не рекомендуется, так как современный топливный насос представляет собой высокотехнологичный механизм, оснащенный точной и сложной электронной автоматикой.

Кроме того, не следует забывать, что все настройки ТНВД КамАЗа взаимосвязаны, что делает их регулировку, не говоря об обслуживании и ремонте, чрезвычайно сложным мероприятием, требующим наличия как высокоточного оборудования, так и специалистов, способных его эффективно использовать. Основанием для срочного обращения в специализированный центр по сервисному и техническому обслуживанию и ремонту системы подачи топлива КамАЗа выступают такие нередко встречающиеся проблемы в работе дизельных двигателей:

· перепады в показателях мощности. Специалисты рекомендуют в подобной ситуации срочно произвести регулировку цикловой подачи и УОНП ТНВД автомобиля;

· трудности с запуском агрегата. Причины неисправности в этом случае могут быть самыми разнообразными. Для их выявления и последующего устранения необходимости тестирование ТНВД и дизельного двигателя в целом на специальных стендах;

· увеличение расхода топлива. Крайне неприятный момент, заметно снижающий уровень экономичности при эксплуатации агрегата на дизельном топливе. Причина проблемы обычно заключается в износе деталей и узлов ТНВД, поэтому для устранения неисправности требуется их замена;

· посторонний или слишком громкий шум при эксплуатации силовой установки. Еще одно основание для срочного проведения диагностики, регулировки или технического обслуживания ТНВД КамАЗа с применением современного оборудования. Это объясняется тем, что существует множество потенциально возможных причин данной проблемы, достоверно выявить которые удается только в ходе тестирования на специальных стендах.

Правила эксплуатации

Для того, чтобы свести к минимуму риск неисправности в работе ТНВД КамАЗа, необходимо аккуратно выполнять несколько достаточно простых рекомендаций. В их число входят такие правила эксплуатации грузового транспортного средства:

1. Использование исключительно качественного дизельного топлива. Для этого следует заправляться на проверенных АЗС.

2. Регулярная очистка и, при необходимости, замена фильтров, установленных в системе подачи топлива.

Читать еще:  Большой расход масла в двигателе фольксваген поло седан

3. Регулярная очистка и промывка отдельных узлов и деталей системы подачи топлива.

4. Применение только сертифицированных добавок и присадок к топливу после консультации со специалистом.

5. Обращение в специализированный сервисный центр при возникновении любых проблем в работе ТНВД и дизельного двигателя КамАЗа.

6. Регулярное сервисное и техническое обслуживание как системы подачи топлива, так и силового агрегата в целом.

7. Постоянный контроль над герметичностью топливной системы грузового автомобиля и оперативное устранение обнаруженных протечек.

8. Постоянная проверка надежности крепления ТНВД к дизельному двигателю. При необходимости – подтягивание ослабших болтовых соединений.

Вывод

ТНВД КамАЗа – это важный элемент дизельного двигателя грузовых автомобилей, выпускаемых Камским автомобильным заводом. Эксплуатационные и технические характеристики топливного насоса высокого давления в значительной степени определяют КПД и эффективность работы всего дизельного двигателя. Поэтому нет ничего удивительного, что разработке и совершенствованию ТНВД уделяется на заводе самое пристальное внимание.

Обязательным условием для длительной и беспроблемной эксплуатации топливного насоса выступает регулярное техническое обслуживание настолько важного для работы двигателя и всего грузового автомобиля узла. Лучше всего проводить диагностику, работы по обслуживанию и ремонту в специализированных сервисных центрах, обладающих как необходимым оборудованием в виде стендов для тестирования, так и штатом профессиональных и квалифицированных специалистов.

Устройство и принцип работы дизельного двигателя камаз

На автомобилях Камаз устанавливают восьмицилиндровые, V-образные, четырехтактные двигатели (дизель) Камаз-740 с жидкостным охлаждением. Устройство двигателя Камаз-740 представлено на рисунке.

Дизельный двигатель Камаз-740

1 — маховик; 2 — масляный поддон картера; 3—выпускной коллектор; 4—блок цилиндров; 5—гильза цилиндра; 6 — поршень; 7 — коленчатый вал; 8— поршневой палец; 9 — шатун; 10—крышка первой опоры коленчатого вала; 11—масляный насос; 12 — передний выносной противовес коленчатого вала; 13 — валик привода гидромуфты; 14 — шкив гидромуфты привода генератора; 15 — гидромуфта; 16 — ремень привода генератора и водяного насоса; 17- распределительный вал; 18 — толкатель; 19— включатель гидромуфты; 20 — штанга толкателя; 21 — фильтр центробежной очистки масла; 22 — впускной клапан; 23 — генератор; 24 — коромысло клапана; 25 — правый впускной коллектор; 26 — топливный насос высокого давления; 27—ручной топливоподкачивающий насос; 28— свеча электрофакельного пускового устройства; 29— компрессор; 30 — крышка головки цилиндра; 31— головка цилиндра; 32— патрубок впускных коллекторов; 33 — насос гидроусилителя; 34 — шестерня привода топливного насоса высокого давления; 36 — шестерня распределительного вала; 36 — блок промежуточных шестерен; 37 — ведущая шестерня коленчатого вала

Конструктивные особенности и характеристика двигателя Камаз-740

Конструкция дизельного двигателя Камаз-740 по сравнению с существующими дизельными двигателями обладает рядом преимуществ. Дизель Камаз-740 имеет относительно небольшие габаритные размеры и меньшую массу по сравнению с двигателем ЯМЗ-238, у него более высокая частота вращения коленчатого вала.

Цилиндры двигателя Камаз-740 расположены в два ряда с углом развала между ними 90°.

Это позволило сократить габариты двигателя. В передней части блока цилиндров соосно с коленчатым валом установлена гидромуфта привода вентилятора. С правой стороны блока крепятся фильтр центробежной очистки масла, два масляных фильтра тонкой очистки. Здесь же расположены маслозаливная горловина и щуп для контроля уровня масла в поддоне картера двигателя.

Двигатель Камаз-740 имеет с левой стороны в нижней части блока цилиндров установленный электростартер.

С наружной стороны боковых поверхностей головок цилиндров дизеля Камаз-740 крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней — впускные трубопроводы и водоотводящие трубы. Сверху к впускным трубам крепятся два фильтра тонкой очистки топлива. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлаждения двигателя.

Общий вид двигателя КамАЗ-740 в сборе со сцеплением и коробкой передач (силовой агрегат) показан на рисунке.

Двигатель Камаз-740 состоит из шатунно-кривошипного механизма и механизма газораспределения, систем смазки, охлаждения, подогрева, питания топливом, воздухом и выпуска отработавших газов.

У дизеля камаз-740 есть пространство в развале между цилиндрами, которое используется для размещения распределительного вала, привода к клапанам, топливного насоса высокого давления, насоса гидроусилителя рулевого управления, компрессора для подачи сжатого воздуха в тормозные системы автомобиля.

В выпускных трубах дизеля Камаз-740 установлены подвижные заслонки, позволяющие перекрывать выход воздуха из цилиндров при автоматическом отключении подачи топлива.

Такая конструкция вспомогательного тормоза позволяет использовать компрессию двигателя для торможения автомобиля на спусках. Вспомогательная тормозная система значительно снижает нагрузку на тормозные механизмы автомобиля и увеличивает срок их службы.

Техническое обслуживание двигателя Камаз-740 в процессе его эксплуатации облегчено благодаря применению закрытой системы охлаждения.

Высокие пусковые качества двигателя Камаз-740 при низких температурах воздуха обеспечиваются применением мощного стартера, аккумуляторных батарей повышенной емкости, маловязкого моторного масла и пускового подогревателя.

Техническая характеристика двигателя КамАЗ-740

Модель – дизель Камаз-740

Тип — четырехтактный с воспламенением от сжатия

Число цилиндров — 8

Расположение цилиндров — V-образное, угол развала 90 °

Порядок работы цилиндров — 1—5— 4—2—6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала — правое

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм — 120×120

Рабочий объем, л — 10,85

Степень сжатия — 17

Гарантируемая мощность, кВт (л. с.) — 154,4(210)

Максимальный крутящий момент, Н/ м (кгс/м) — 650 (65)

Частота вращения коленчатого вала, мин:

— при гарантируемой мощности – 2600
— при максимальном крутящем моменте, мин — 1600. 1800
— на холостом ходу, не более:
— минимальная — 600
— максимальная — 2930

Удельный расход топлива, г/л. с./ч (по скоростной характеристике):

— Минимальный — 165
— Максимальный — 178

открытие впускного клапана — 13°
закрытие впускного клапана — 49°
открытие выпускного клапана — 66°
закрытие выпускного клапана — 10°

Число клапанов на цилиндре — один впускной и один выпускной

Давление масла в прогретом двигателе, МПа (кгс/см2), при частоте вращения коленчатого вала:

— Номинальной — 0,40. 0,55 (4,0. 5,5)
— минимальной холостого хода, не менее — 0,1 (1)

Масса силового агрегата, кг — 1120

Масса не заправленного двигателя, кг – 730

Высокая литровая мощность и низкий удельный расход топлива достигнуты форсированием двигателя Камаз-740 по частоте вращения, применением совершенного смесеобразования, высокой степени сжатий и использованием тороидальной камеры сгорания.

Трудоемкость технического обслуживания дизеля Камаз-740 в процессе эксплуатации значительно снижена благодаря применению закрытой системы охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью» высококачественных моторных масел, двухступенчатого воздухоочистителя сухого типа, эффективных топливных и масляных фильтров.

Высокие пусковые качества двигателя Камаз-740 при низких температурах обеспечены применением аккумуляторных батарей повышенной емкости, мощного стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового разогрева двигателя.

Привод агрегатов двигателя Камаз-740 осуществляется шестернями, имеющими прямые зубья, служит для передачи крутящего момента на валы механизма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.

Механизм газораспределения (ГРМ) Камаз-740 приводится в действие от ведущей шестерни, установленной на коленчатый вал, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на сдвоенном коническом роликовом подшипнике, расположенном на оси, закрепленной на заднем торце блока цилиндров.

Шестерня напрессована на конец распределительного вала, причем угловое расположение относительно кулачков вала определяется шпонкой.

Шестерня привода ТНВД установлена на вал привода TНВД увеличенной размерности. Поэтому вал привода ТНВД двигателей 740.10 и 7403.10 не взаимозаменяем с валом привода двигателей Камаз 740.11; 740.13 и 740.14.

Шестерни устанавливаются на двигатель Камаз-740 в строго определенном положении по меткам «Е», «0» и рискам, выбитым на шестернях.

Двигатель Камаз-740 также имеет привод ТНВД, который существляется от шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала.

Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни. С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода пневмокомпрессора и насоса гидроусилителя руля.

Привод агрегатов дизеля Камаз-740 закрыт картером маховика, закрепленным на заднем торце блока цилиндров. Справа на картере размещен фиксатор маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме
газораспределения.

Читать еще:  Kia ceed 2008 какое масло лить в двигатель

Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении. В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком.

В верхней части картера маховика Камаз-740 есть расточки, в которые устанавливаются
пневмокомпрессор и насос гидроусилителя руля.

Cоответствие двигателей КАМАЗ требованиям специального технического регламента

Борисенков Е.Р., главный специалист по сертификации двигателей ОАО «КАМАЗ»

В условиях глобальной конкуренции удовлетворение запросов потребителей в современных двигателях и автомобильной технике является стратегической целью ОАО «КАМАЗ». Расширение и увеличение объёмов выпуска двигателей и автомобилей в соответствии с экологической классификацией специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», базирующегося на Правилах Женевского соглашения 1958 г. (Правилах ЕЭК ООН) — одно из основных направлений развития КАМАЗа на период до 2015 г.

Рисунок 1. Динамика снижения нормируемых удельных выбросов дизельных двигателей КАМАЗ.

На рис. 1 представлена динамика снижения удельных выбросов нормируемых вредных веществ серийных двигателей КАМАЗ за период с 1976 года по 2008 год. Системный подход к созданию двигателей КАМАЗ уровней ЕВРО-3,4 реализован в развитии их конструкции, модернизации исследовательских и испытательных стендов, совершенствовании сервисных технологий в региональных центрах «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ».

Развитие конструкци дизельных двигателей КАМАЗ с целью выполнения нормативов ЕВРО-3,4

Новое семейство двигателей V-8 создано на базе размерности DхS = 120х130. Модельный ряд сертифицированных двигателей КАМАЗ уровня ЕВРО-3 представлен в таблице 1. Следует отметить, что согласно Правил № 49-04А ЕЭК ООН (ЕВРО-3) тип топливной аппаратуры, наряду с другими конструктивными особенностями дизеля, определяет сертифицируемое семейство. ОАО «КАМАЗ» подготовило и провело сертификацию на соответствие ЕВРО-3 трёх семейств двигателей:

• с V-образной топливной аппаратурой производства ОАО «ЯЗДА» типа 337-23 (рис.2), диапазон полезной мощности двигателей 360-240 л.с.;

Рисунок 2. Модуль системы топливоподачи на базе ТНВД ОАО «ЯЗДА» с электронным регулятором (ЕВРО-3).

• с рядной топливной аппаратурой производства ф. «БОШ» (рис.3), диапазон полезной мощности двигателей 400-240 л.с.;

Рисунок 3. Модуль системы топливоподачи на базе ТНВД ф. «BOSCH» с электронным регулятором (ЕВРО-3).

• с аккумуляторной системой топливоподачи типа «Common Rail» ф. «БОШ» (рис.4), диапазон полезной мощности двигателей 420-240 л.с.

Рисунок 4. Система топливопитания аккумуляторного типа «Common Rail».

Параллельно с работами по модернизации двигателей V-8 в НТЦ ОАО «КАМАЗ» велась разработка двигателей V-6, которые также прошли сертификацию на соответствие ЕВРО-3 с двумя вариантами систем топливоподачи:

• V-образной топливной аппаратурой производства ОАО «ЯЗДА» типа 327-23 с электронным регулятором, диапазон полезной мощности двигателей 300-210 л.с.;

• с аккумуляторной системой топливоподачи типа «Common Rail» ф. «БОШ», диапазон полезной мощности двигателей 320-210 л.с.

На рис. 5 и 6 приведены общие виды двигателей КАМАЗ V-8 и V-6 уровней ЕВРО-3, на которые получены сертификаты официального утверждения.

Рисунок 5. Общий вид двигателя КАМАЗ V-6 уровня ЕВРО-3 с топливной аппаратурой аккумуляторного типа «Common Rail».

Рисунок 6. Общий вид двигателя КАМАЗ V-8 уровня ЕВРО-3 с топливной аппаратурой аккумуляторного типа «Common Rail».

Известно, что ресурс двигателей ЕВРО-3 повышен до 800 тысяч км пробега против 500 тысяч для двигателей ЕВРО-2. Кроме снижения номинальной частоты вращения коленчатого вала, применения электронной системы управления необходимо отметить изменения в конструкции цилиндро-поршневой группы двигателей ЕВРО-3, обеспечивающих указанный выше ресурс. Это в первую очередь:

— гильза цилиндров из специального серого чугуна легированного бором и молибденом;

— верхнее компрессионное кольцо с хромокерамическим покрытием рабочей поверхности повышенной износостойкости, имеет в сечении двухстороннюю трапецию 6°, форма рабочей поверхности — смещённая к нижнему торцу бочка:

— второе компрессионное кольцо — минутное, из серого специального чугуна, упрочнённое азотированием, без износостойкого покрытия, это позволяет сформировать между рабочей поверхностью и нижним торцом острую кромку, которая положительно сказывается на уменьшении расхода масла на угар;

— маслосъёмное кольцо высотой 4 мм улучшенной приспосабливаемости к гильзе цилиндров за счёт уменьшения радиальной толщины.

Применение указанного комплекта поршневых колец с гильзами цилиндров, конструкция которых отработанна на двигателях уровня ЕВРО-2 позволяет обеспечить расход масла на угар не более 0,1% от расхода топлива, что способствует выполнению норматива на выброс твёрдых частиц с отработавшими газами.

Модернизация технологии исследовани й и испытаний двигателей КАМАЗ

На современном этапе разработка двигателей с высоким эффективным КПД и низким уровнем выбросов токсичных компонентов невозможна без применения высокоэффективных стендовых технологий исследований и испытаний двигателей. Последовательное ужесточение Правилами №49 ЕЭК ООН нормативов на выбросы вредных веществ одновременно сопровождается введением более сложных методик и процедур сертификационных испытаний, увеличением их объемов. Уже на этапе ЕВРО-4 дизельные двигатели с системой обработки отработавших газов испытываются по трем циклам:

• ESC — европейский стационарный тринадцати ступенчатый цикл;

• ELR — европейская нагрузочная характеристика;

• ETC — европейский динамический цикл.

Дополнительными испытаниями предприятие — изготовитель подтверждает заявленные характеристики бортовой диагностики, долговечности и эксплуатационного соответствия двигателей. Так же предприятие — изготовитель обязано вести контроль производства и подтверждать результатами стендовых испытаний двигателей с системами обработки отработавших газов соответствие экологических характеристик выпускаемой продукции требованиям технических условий.

Таким образом, модернизация технологии исследований и испытаний двигателей в ОАО «КАМАЗ» являлась необходимым условием разработки и освоения серийного производства двигателей КАМАЗ уровня ЕВРО-3, -4.

В результате проведенного тендера генеральным поставщиком стендового оборудования для испытаний двигателей КАМАЗ стали фирмы «Хориба» (Япония) и её германский партнер фирма «Шенк».

Основным элементом испытательного стенда является тормозное устройство на базе асинхронной электрической машины «Dynas HD» с диапазоном мощности 460–576 кВт фирмы «Хориба». Общий вид тормоза представлен на рис.7. Имеющаяся в комплекте стенда система вспомогательных рам — паллет позволяет существенно экономить время на подготовке и установке двигателя на стенд.

Рисунок 7. Общий вид тормозного устройства фирмы «Хориба» (Япония).

Постоянство условий испытаний двигателей является важным элементом обеспечения высокой надежности и воспроизводимости их результатов, позволяет повысить эффективность использования моторного стенда. Система кондиционирования воздуха на входе в двигатель, наддувочного воздуха, охлаждающей жидкости, топлива и масла рис.8 — отдельный модуль испытательного стенда, позволяющий управлять условиями испытаний.

Рисунок 8. Система кондиционирования.

В комплект испытательного стенда входят приборы для измерения расходов топлива, воздуха, картерных газов, масла на угар, а также давлений, температур и влажности воздуха. На стенде применяются расходомеры непрерывного принципа действия:

• для измерения расхода дизельного топлива — гравиометрический прибор модели КМА-4000;

• для измерения расхода газового топлива (CH4) — кариолисового типа прибор модели RHM03;

• для измерения расхода воздуха — анемометрического типа прибор модели «Sensyflow» (DN 200).

Стенд для исследования рабочего процесса двигателей КАМАЗ укомплектован двумя газоанализаторами фирмы «Хориба» модели «MEXA-7400DEGR» с обогреваемыми пробоотборными линиями (рис. 9). Концентрации газообразных вредных веществ измеряются до и после устройства обработки отработавших газов. С целью проведения испытаний газовых двигателей КАМАЗ, питаемых природным газом — метаном, в составе газоанализаторов «Хориба» предусмотрены блоки для измерения концентрации метана в отработавших газах.

Рисунок 9. Газоанализатор ф. «Хориба» модели «MEXA-7400DEGR» (Япония).

Выбросы твердых частиц в отработавших газах определяются установкой фирмы «NOVA» (Германия) модели MICROTROL-5. Оптическая плотность (дымность) отработавших газов измеряется установкой фирмы «AVL» (Австрия) модели 439 (рис. 10).

Рисунок 10. Установка для измерения дымности отработавших газов фирмы «AVL» (Австрия).

В составе исследовательского оборудования имеется восьмиканальная система индицирования давлений модели «COMBI-USB», позволяющая в реальном времени вести исследование рабочих процессов в системе топливоподачи и цилиндрах испытуемых двигателей.

Всем комплексом испытательного оборудования стенда с помощью управляющего компьютера и программных пакетов управляет автоматизированная система «STARS».

Рисунок 11. Стенд для исследований систем топливоподачи MEP2000 фирмы «Moehwald GmbH» (Bosch Group), Германия.

На рис.11 представлен общий вид стенда для исследования систем топливоподач «БОШ» уровней ЕВРО-3,4. Стенд позволяет проводить испытания топливной аппаратуры двигателей КАМАЗ в соответствии со стандартом ISO, что обеспечивает получение сопоставимых результатов испытаний с фирмой BOSCH и позволяет сократить сроки разработки и согласования технических требований к системам топливоподачи перспективных двигателей. Стенд оснащен датчиками и приборами для регистрации давлений в линии высокого давления и характеристик впрыскивания. Испытания проводятся в автоматизированном режиме по заданной программе.

Читать еще:  Что такое низкое давление масла в двигателе тойота

Техническое перевооружение сервисных центров ОАО «КАМАЗ»

Сервисная сеть КАМАЗа сегодня — это 147 аттестованных сервисных центров по всем регионам России и 29 в странах СНГ. С целью реализации политики в области сервиса, создания условий для успешного продвижения на рынках автомобильной техники третьего экологического класса ОАО «КАМАЗ» осуществляет техническое перевооружение сервисных центров по следующим направлениям:

• через инвестиционный проект «Техническое оснащение сервисных центров ОАО «КАМАЗ» оборудованием фирмы БОШ». В 2008 году в 25 автоцентров КАМАЗ поступает комплект оборудования в составе: стенд для испытаний ТНВД мод. ЕРS815, системный тестер типа КТS для выездной и стационарной диагностики, комплект инструмента для ремонта ТНВД.

Оборудование позволяет проводить диагностику электронной системы управления автомобилей КАМАЗ, а также испытания, регулировку и ремонт ТНВД «БОШ» с электронным регулятором;

• закупка сервисными центрами отечественных стендов и оборудования для обеспечения в послегарантийный период ремонта ТНВД «БОШ» с электронным управлением. В основном это оборудование ОАО «МОПАЗ» в составе: стенд для испытаний ТНВД мод. ДД-10-05, дизель-тестеры мод. ДД 38-10 и универсальный инструмент для ремонта ТНВД;

• ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» организовало в регионах РФ взаимодействие сервисных центров КАМАЗ и самостоятельных предприятий «БОШ-ДИЗЕЛЬ-СЕРВИС» в части восстановления зарекламированной топливной аппаратуры, обеспечения запасными частями, сторонами согласовано взаимодействие в послегарантийный период;

• организовано и ведётся обучение специалистов сервисных центров КАМАЗ по теме «Устройство, принцип действия, диагностика и наладка электронных систем управления силовых агрегатов автомобилей КАМАЗ».

Следует отметить активное участие ООО «Роберт Бош» в процессе дооснащения региональных центров «БОШ-ДИЗЕЛЬ-СЕРВИС» оборудованием для сервиса топливных аппаратур уровня ЕВРО-3, устанавливаемых на автомобили КАМАЗ.

Таким образом, в ОАО «КАМАЗ» приняты все необходимые меры для освоения серийного производства двигателей и автомобильной техники третьего экологического класса, успешного продвижения продукции в регионы Российской Федерации.

18 февраля 2008 года с главного конвейера сошёл 2 500 000 двигатель с начала освоения серийного производства.

Продолжается непрерывная работа по совершенствованию продукции ОАО «КАМАЗ». Опытный образец, укомплектованный системой топливоподачи типа «Common Rail» и системой обработки отработавших газов на базе компонентов фирмы «БОШ» с добавкой мочевины на вход в нейтрализатор, по результатам испытаний подтвердил соответствие нормативам ЕВРО-4. Сертификационные испытания этих двигателей КАМАЗ планирует завершить в 2008 г.

В заключение хотелось бы напомнить, что конечной целью ужесточения международных требований к выбросу вредных веществ транспортными средствами, (хотелось бы думать, и упомянутого Специального технического регламента) является улучшение экологической обстановки в городах, регионах, в целом на планете, наконец. И ОАО «КАМАЗ», как автопроизводитель, делает всё от него зависящее для решения этой проблемы, однако следует иметь в виду, что экологический эффект при этом не будет достигнут в связи с отсутствием в настоящее время в Российской Федерации необходимых условий для эксплуатации автомобильной техники 4-го экологического класса, а именно: низкое качество рыночного дизельного топлива; отсутствие производства мочевины, системы её распределения и т. д. Следует отметить, что весь спектр проблем, связанных с введением в действие с 01.01.2010 г. специальным техническим регламентом требований ЕВРО-4 рассмотрен участниками 61-й научно-технической конференции «Требования ЕВРО-4: применение в Российской Федерации и технологии обеспечения соответствия». Отмечено, что только немедленными и согласованными действиями законодатели, производители и потребители могут создать условия для успешного продвижения в РФ автомобильной техники 4-го экологического класса.

Двигатель КамАЗ 740: технические характеристики

ДВС КамАЗ-740 называют лучшим двигателем для грузовиков. С момента своего создания этот мотор претерпел десятки модификаций и доработок. Однако основные технические характеристики двигателя КамАЗ-740 были заложены родоначальником модельного ряда, созданным в далеком 1974-м году.

Классификация

Сегодня специалисты различают следующие модификации ДВС КамАЗ 740.

  1. 740.210 и 740.260 (Евро-0);
  2. 740.31-240 и 740.30-260 (Евро-2);
  3. 740.51-320 и 740.50-360 (Евро-3);
  4. 740.70 и выше (Евро-4).

Эксплуатационные характеристики КамАЗ-740

Первый мотор, получивший имя КамАЗ 740, характеризовался объёмом в 10 852 «кубиков», демонстрируя мощность около 210-ти «лошадок». В ходе модернизаций и всевозможных улучшений эти параметры изменялись.

В итоге силовые установки данного семейства демонстрировали показатели мощности в диапазоне 180-360 л. с. Для грузового автотранспорта использование дизельного топлива всегда оставалось нормой. Подобное решение оправдано увеличенной мощностью силового агрегата и меньшим расходом горючего.

Принцип работы дизеля

Главной деталью, которая во многом определяет характеристики двигателя КамАЗ 740, выступает блок цилиндров. Данный конструктивный элемент является единым моноблоком, на который монтируется большинство основных деталей двигателя.

Каждый цилиндр оснащен впускным и выпускным клапаном. Коленвал размещен в центре, однако значительно сдвинут вниз к картеру, который расположен под ним. Сам картер способен вместить от 26 до 28 литров масла. В остальном, работа данного двигателя ничем не отличается от функционирования современных дизельных моторов.

Обслуживание

Сервис и ТО двигателя КамАЗ-740 не вызывают никаких трудностей. Техобслуживание предельно простое и не требует особых навыков или умений. Смену масла, согласно регламенту ТО и руководству по ремонту, следует осуществлять через каждые 15 тысяч километров пробега.

Несмотря на предписания производителей, со временем стало понятно, что каждая конкретна модификация силового агрегата подразумевает индивидуальные межсервисные интервалы. Если для классического дизеля техническое обслуживание необходимо проводить каждые 15 000 километров, то для турбированного силового агрегата (начиная с Евро-2) пробег между ТО можно смело увеличить до 20 000 км.

В обоих случаях во время проведения планового ТО обязательна замена смазки и фильтрующих элементов. Помимо этого, настоятельно рекомендуется проводить регулировку клапанов и выполнять диагностику топливной системы.

Подобный подход дает возможность увеличить ресурс ДВС на сотню тысяч километров, предотвратив преждевременный износ его конструктивных элементов, что очень выгодно, как в финансовом отношении, так и в плане проведения капремонта двигателя.

Повреждения и неисправности

Поломки свойственны даже самым совершенным и простым механизмам. Силовой агрегат КамАЗ-740 не является исключением. Чаще всего мотор ломается в тяжелых эксплуатационных условиях. В случае с двигателем КамАЗ-740 из строя выходит один из двух основных элементов конструкции.

  • топливный насос высокого давления, который отвечает за подачу горючего;
  • водяной насос.

Помимо этого, достаточно часты случаи поломки системы впрыска топлива, причиной чему является загрязнение форсунок.

Ремонт агрегата КамАЗ-740

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта ТНВД или водяного насоса, владельцы автомобилей КамАЗ очень щепетильно относятся к уходу за ДВС и бортовыми системами транспортного средства. Специалисты с опытом обслуживания данных грузовиков рекомендуют чистить форсунки не реже, чем через каждые 20 000 километров пробега. Такая высокая частотность профилактических мероприятий обусловлена низким качеством дизтоплива.

Силовые установки КамАЗ-740 давно и прочно зарекомендовали себя с хорошей стороны. Их технические характеристики и возможности известны во всем мире. К примеру, в 80-е годы минувшего тысячелетия моторами Камского автозавода агрегатировались грузовые транспортные средства знаменитого немецкого бренда «ДАФ». В конечном итоге немцы разработали и начали производить собственные дизельные двигатели, которые больше соответствовали крупнотоннажным грузовикам.

Моторы семейства КамАЗ-740 изготавливаются по сей день. Отечественный автогигант выпускает их в достаточно большом количестве, постоянно модифицируя и модернизируя двигатель. Так, руководство компании планирует в ближайшем будущем представить новую силовую установку с маркировкой 740.80-300.

Новинка представляет собой двигатель пятого поколения с экологическими нормами Евро-5. Из фундаментальных доработок можно выделить новую систему впрыска топлива, которая, по мнению конструкторов и инженеров, способна в корне изменить представление о турбодизелях для грузовиков. Ожидается, что мощность агрегата КамАЗ-740.80-300 будет варьироваться в диапазоне 500-800 л. с.

Выводы

Даже последние модификации ДВС КамАЗ-740 не требуют специализированного и сложного обслуживания и/или ремонта. Это выгодно отличает российские силовые установки от западных аналогов.

Наши моторы, в силу простых конструктивных решений, более ремонтопригодны и неприхотливы. А отсутствие сложной электроники упрощает их обслуживание, сервис и восстановление.

Видео-разбор работы двигателя КамАЗ 740

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector