Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка заземления при работе на эл двигателях

Заземление электродвигателя по ПУЭ

Важное правило

Согласно ПУЭ заземление двигателя делается отдельным проводником. При этом запрещается последовательное соединение электродвигателей с контуром, как показано на схеме снизу:

При повреждении контура, электродвигатели, подключенные после обрыва, становятся потенциально опасными из-за отсутствия заземления. Возникает опасность выхода оборудования из строя. А некорректная работа защиты подвергает персонал опасности. Поэтому такое соединение недопустимо.

Какие системы заземления существуют

Существующие системы, позволяют эффективно защитить электродвигатели, другое оборудование и обслуживающий персонал в аварийной ситуации. Они различаются количеством проводников и схемой соединения. Регламентирующим документом является ПУЭ гл. 1.7. правил устройства электроустановок. Системы заземления отличаются схемой соединения и количеством проводников.

По ПУЭ они обозначаются латинскими буквами:

  • Т — заземление;
  • N — подключение к нейтрали;
  • I — изолирование;
  • С — объединение функционального и защитного проводов;
  • S — разделение по всей сети функционального и защитного проводников.

Согласно ГОСТ Р50571.2-94 нулевым проводам присвоены латинские буквы. Они имеют значения:

  • N — функциональный ноль;
  • PE — защитный ноль;
  • PEN — объединение защитного и функционального ноля.

Выделяют основные системы заземления. Это TN-C, TN-C-S, TN-S, TT и IT:

  • В трехфазных четырехпроводных и однофазных двухпроводных линиях используется TN-C. Характеризуется объединенным нулевым проводником с заземляющим. Т.е. от трансформатора до потребителя они идут одним проводником. Это является существенным недостатком. Применялась в старых постройках. В новостройках не применяется.
  • TN-C-S система отличается тем, что защитный и нейтральный проводники идут одним совмещенным проводом от трансформатора до распределительного щита, где происходит их разделение. Согласно ПУЭ, монтируется дополнительное устройство заземления.
  • В схеме TN-S защитные и нулевые проводники от трансформатора до потребителя идут раздельными проводами.
  • ТТ отличается тем, что трансформатор подстанции и потребитель имеют собственную систему заземления, которые не связаны друг с другом. Применяют для подключения мобильных электроустановок.
  • IT — особенностью данной системы является изолирование нейтрали от земли или ее соединение через элементы с высоким сопротивлением. Позволяет существенно уменьшить токи утечки на корпус. Применяется в электроустановках, работающих в условиях повышенной опасности. Например, во взрывоопасной зоне.

На принципиальной схеме снизу показаны описанные заземляющие системы.

ПУЭ (глава 1.7 часть 1 общие требования пункт 1.7.33) обязывает заземлять оборудование, питающиеся от сети переменного тока напряжением 42 В и выше, а также электродвигатели постоянного тока напряжением 110 В и выше, в обязательном порядке.

Обслуживающий персонал должен знать, как осуществляется заземление корпусов электродвигателей и для чего оно выполняется.

На рисунке снизу показан двигатель и место подключения заземления:

Отсутствие или неправильно смонтированная система заземления приводит к поражению электрическим током обслуживающий персонал или выход оборудования из строя. Это иллюстрирует рисунок снизу:

Рисунок показывает, как протекает ток через тело человека при наличии заземлителя и при его отсутствии.

В случае пробоя обмотки двигателя (рисунок справа), происходит короткое замыкание, в результате чего на корпусе появляется напряжение, которое не превышает допустимого. Срабатывает схема защиты, и оборудование обесточивается.

При отсутствии заземлителя, на корпусе появляется опасное напряжение, что приводит к летальному исходу обслуживающего персонала (рисунок слева).

Электрикам следует знать, как правильно заземлить электродвигатель. Для этого проводник подключают к заземлителю. Только после этого его соединяют с оборудованием. Нарушать эту последовательность запрещено.

Место установки заземления при работе на электродвигателе

Не менее важно монтировать переносные заземлители на электродвигатель при выполнении ремонтных или профилактических работ. Они монтируются на стационарном и передвижном оборудовании.

При этом обслуживающий персонал обязан:

  1. Монтировать заземлители, если работы выполняются на электроприводе или оборудовании, приводимом им в движение, на котором возможно появление напряжения. Обслуживающий персонал обязан отключить его от питающей сети. Обеспечить защиту от повторного или ошибочного включения, соблюдая правила технических мероприятий. А у двухскоростных двигателей отключают и разбирают обе цепи обмоток.
  2. При отключении питания допускается установка переносного заземлителя в любом месте, подводящего кабеля от РУ, щита управления, сборкой. Это должно быть видимое заземление.
  3. Перед началом работ на оборудовании, способном вращаться за счет подсоединенных механизмов (вентиляторов, дымососов, насосов и т.д.), запорной арматуры (задвижек, шиберов и т.п.), механизмы запираются на замок. Или принимаются меры по их механической фиксации, а также затормаживаются роторы электродвигателей или рассоединяются сцепные муфты, например, конвейеров.
  4. Вывешиваются соответствующие таблички, а персонал обязан использовать индивидуальные меры защиты.

На фото снизу показано переносные заземлители:

При отсутствии стандартного устройства, допускается использовать провода в качестве переносного заземлителя, сечение которых не должно быть меньше питающего кабеля.

Организации производящие ремонтные работы имеют подробные инструкции по технике безопасности, в которых детально изложены этапы подготовки рабочего места и методы проведения ремонта, учитывающих специфику оборудования и производства.

Заключение

Заземление электродвигателя должно находиться в видимой зоне, т.е. оно должно быть видимым. Это необходимо для периодического визуального осмотра. В сухих помещениях шина заземления монтируется по полу.

В помещениях с повышенной влажностью шина устанавливается на изоляторы (держатели) на расстоянии 10 мм от основания.

К монтажу электродвигателей и контура заземления допускаются квалифицированные специалисты. Они должны знать, как осуществляется монтаж оборудования. И как сделать квалифицированно систему заземления. Кроме этого у них должен иметься опыт и допуск на проведение аналогичных работ.

Теперь вы знаете, как выполняется заземление электродвигателя и что об этом указано в ПУЭ. Если возникли вопросы, задавайте их в комментариях под статьей!

Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей — Установка заземлений

Содержание материала

  • Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей
  • Сокращения, термины, определения
  • Требования к работникам
  • Оперативное обслуживание
  • Выполнение работ
  • Организационные мероприятия
  • Технические мероприятия
  • Установка заземлений
  • Работы на ВЛ
  • Разные работы
  • Работы на кабелях
  • Работы на коммутационных аппаратах и КРУ
  • Работы с приборами, инструментом, обслуживанию электродвигателей, АБ
  • Сварочные работы
  • Книга 3, Раздел 6, Статья 8
  • Работы в электроустановках специального назначения
  • Испытания, измерения
  • Освидетельствование безопасного состояния электроустановок

Книга 3, Раздел 4, Статья 5
Установка заземлений. Общие требования

4.5.1. Устанавливать заземления на токоведущие части необходимо непосредственно после проверки отсутствия напряжения.
4.5.2. Переносные заземления сначала нужно присоединить к заземляющему устройству, а затем, после проверки отсутствия напряжения,
установить на токоведущие части. снимать переносное заземление необходимо в обратной последовательности: сначала снять его с токоведущих частей, а затем от заземляющего устройства.
4.5.3. Установка и снятие переносных заземлений должны выполняться в диэлектрических перчатках с применением в электроустановках выше 1000 В изолирующей штанги. Закреплять зажимы переносных заземлений следует этой же штангой или непосредственно руками в диэлектрических перчатках.
4.5.4. Запрещается пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели, а также присоединять заземления посредством скрутки.

Книга 3, Раздел 4, Статья 6
Установка заземлений в электроустановках подстанций и в распределительных устройствах

4.6.1. В электроустановках выше 1000 В заземляться должны токоведущие части всех фаз (полюсов) отключенного для работ участка со всех сторон, откуда может быть подано напряжение, за исключением отключенных для работ сборных шин, на которые достаточно установить одно заземление. при работах на отключенном линейном разъединителе на провода спусков со стороны ВЛ независимо от наличия заземляющих ножей должно быть установлено дополнительное заземление, не нарушаемое при выполнении операций с разъединителем.
4.6.2. Заземленные токоведущие части должны быть отделены от токоведущих частей, находящихся под напряжением, видимым разрывом (выключенными выключателями, разъединителями, отделителями или выключателями нагрузки, снятыми предохранителями, демонтированными шинами или проводами). непосредственно на рабочем месте заземление дополнительно устанавливается в тех случаях, когда эти части могут оказаться под наведенным напряжением (потенциалом), могущим вызвать поражение током, или на них может быть подано напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока от постороннего источника.
4.6.3. В ЗРУ переносные заземления устанавливаются на токоведущие части в предназначенных для этого местах. Эти места очищаются от краски и окаймляются черными полосами.
В ЗРУ и ОРУ места присоединения переносных заземлений к магистралям заземлений или к заземленным конструкциям должны быть очищены от краски и приспособлены для закрепления.
4.6.4. В электроустановках, конструкция которых такова, что установка заземления опасна (например, в некоторых распределительных ящиках, КРУ отдельных типов, сборках с вертикальным расположением фаз), при подготовке рабочего места должны быть приняты дополнительные меры безопасности, препятствующие ошибочной подаче напряжения к месту работы: приводы и отключенные аппараты запираются на замок; на ножи или верхние контакты разъединителей рубильников, автоматов и т.п. устанавливаются резиновые колпаки или специальные накладки из изоляционного материала; предохранители, включенные последовательно с коммутационными аппаратами, снимаются. Эти технические мероприятия должны быть указаны в местной инструкции по эксплуатации. При невозможности принятия указанных дополнительных мер должны быть отсоединены концы питающей линии в РУ, на щите, сборке или непосредственно на месте работы. список таких электроустановок определяется и утверждается лицом, ответственным за электрохозяйство.
4.6.5. Установка заземлений не требуется при работе на электрооборудовании, если от него со всех сторон отсоединены шины, провода и кабели, по которым может быть подано напряжение; если на него не может быть подано напряжение путем обратной трансформации или от постороннего источника и при условии, что на этом оборудовании не наводится напряжение. Концы отсоединенных кабелей при этом должны быть замкнуты накоротко и заземлены.
4.6.6. При работах в РУ устанавливать заземление на противоположных концах линий, питающих данное РУ, не требуется, кроме случаев, когда при производстве работ необходимо снимать заземление с вводов
линий.
4.6.7. В электроустановках до 1000 В при работах на сборных шинах РУ, щитов, сборок напряжение с шин должно быть снято и шины (за исключением шин, выполненных изолированным проводом) должны быть заземлены. Необходимость и возможность установления заземления на присоединения этих РУ, щитов, сборок и подключенного к ним оборудования определяет работник, выдающий наряд (распоряжение).
4.6.8. В электроустановках напряжением до 1000 В все операции по
установке и снятию заземлений разрешается выполнять одному работнику с группой III из оперативных или оперативно-ремонтных работников.
Установка переносных заземлений в этом случае производится с земли при условии применения специальной изолирующей штанги, которой можно не только устанавливать, но и закреплять эти заземления.
4.6.9. В электроустановках напряжением выше 1000 В: включать заземляющие ножи разрешается одному лицу с группой IV из оперативных или оперативно-ремонтных работников;
устанавливать и снимать переносные заземления должны два работника из оперативных или оперативно-ремонтных работников с группами IV и III. Второй работник с группой III может быть из числа ремонтных работников, при этом он должен пройти инструктаж и быть ознакомлен со схемой электроустановки; отключать заземляющие ножи может работник с группой III из оперативных или оперативно-ремонтных работников.
4.6.10. Допускается временное снятие заземлений, установленных при подготовке рабочего места, если это требуется по характеру выполняемых работ.
Временное снятие и повторная установка заземлений производятся оперативным работником или (под его наблюдением) членом бригады с группой III.
Разрешение на временное снятие заземлений, а также на выполнение этих операций руководителем работ должно быть оговорено в строке наряда «Отдельные указания» с записью о том, где и для какой цели должны быть сняты заземления.

Читать еще:  Фольксваген гольф 5 что такое fsi двигатель

Книга 3, Раздел 4, Статья 7
Заземление воздушных линий электропередач

4.7.1. ВЛ напряжением выше 1000 В заземляются во всех РУ и у секционирующих коммутационных аппаратов, где отключена линия.
Допускается:
ВЛ напряжением 35 кВ и выше с отпайками не заземлять на отпаечных подстанциях при условии, что линия заземлена с двух концов, а на этих подстанциях заземления установлены за отключенными линейными разъединителями (со стороны подстанции);
ВЛ напряжением от 6 до 20 кВ заземлять только в одном РУ или у одного секционирующего аппарата, либо на ближайшей к РУ или этому секционирующему аппарату опоре. В остальных РУ этого напряжения и у секционирующих коммутационных аппаратов, где ВЛ отключена, допускается ее не заземлять при условии, что на ВЛ будут наложены заземления между рабочим местом и этим РУ или секционирующими коммутационными
аппаратами. На ВЛ указанные заземления следует устанавливать на опорах, имеющих заземляющие устройства; на ВЛ напряжением до 1000 В достаточно установить заземление только на рабочем месте.
4.7.2. При пофазном ремонте ВЛ заземлять в РУ провод отключенной
фазы запрещается.
4.7.3. Дополнительно к заземлениям, указанным в пункте 4.7.1 настоящих Правил, на рабочем месте каждой бригады заземляются провода всех фаз, а при необходимости и тросы.
4.7.4. На одноцепных ВЛ заземление на рабочем месте необходимо
устанавливать на опоре, на которой производится работа, или на соседней. Допускается установка заземлений с двух сторон участка ВЛ, на котором работает бригада, при условии, что расстояние между заземлениями не превышает 2 км.
4.7.5. При выполнении работы на проводах ВЛ в пролете пересечения с другой ВЛ, находящейся под напряжением, заземление необходимо
устанавливать на опоре, где производится работа.
Если в этом пролете подвешиваются или заменяются провода либо тросы, то с обеих сторон от места пересечения заземляются как подвешиваемый, так и заменяемый провод (трос).
4.7.6. При работе на изолированном от опоры молниезащитном тросе или на конструкциях опоры, когда требуется приближение к этому тросу на расстояние менее 1,0 м, трос заземляется.
Заземление нужно устанавливать в сторону пролета, где трос изолирован, или в этом пролете.
Если на этом тросе предусмотрена плавка гололеда, перед началом работы трос должен быть отключен и заземлен с тех сторон, откуда на него может быть подано напряжение.
4.7.7. Перед разрывом электрической цепи на рабочем месте (рассоединение проводов, тросов, отключение секционирующего разъединителя) заземление устанавливается по обе стороны разрыва.
4.7.8. Переносные заземления следует присоединять: на металлических опорах к их элементам, на железобетонных и деревянных опорах с заземляющими спусками к этим спускам после проверки их целости. на железобетонных опорах допускается присоединять переносное заземление к арматуре или к металлическим элементам опоры, имеющим металлическую связь с арматурой.
В электросетях напряжением до 1000 В с заземленной нейтралью при наличии повторного заземления нулевого провода допускается присоединять переносные заземления к нулевому проводу. места присоединения переносных заземлений к заземляющим проводникам или к конструкциям должны быть очищены. на деревянных опорах, не имеющих заземляющих устройств, переносное заземление на рабочем месте можно присоединить к специальному заземлителю, погруженному в грунт на глубину не менее 0,5 м, или в зависимости от местных условий к заземлителям других типов.
4.7.9. На ВЛ напряжением до 1000 В при работах, выполняемых с опор либо с телескопической вышки без изолирующего звена, заземление
устанавливается как на провода ремонтируемой линии, так и на все подвешенные на этих опорах неизолированные провода, в том числе на провода связи, радиотрансляции и телемеханики.
4.7.10. На ВЛ при подвеске проводов на разных уровнях заземление
устанавливается снизу вверх, начиная с нижнего провода, а при горизонтальной подвеске начиная с ближайшего провода.
4.7.11. При выполняемых с опор работах на проводах (тросах) ВЛ, проходящей в зоне наведенного напряжения, или на отключенной цепи многоцепной ВЛ, остальные цепи которой находятся под напряжением, заземление устанавливается на каждой опоре, где производится работа.
4.7.12. В зоне наведенного напряжения при работе на проводах
(тросах), выполняемой с не имеющих изолирующей секции телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, их рабочие площадки соединяются посредством переносного заземления с проводом
(тросом), а сама вышка или механизм заземляются. Провод (трос) при этом должен быть заземлен на ближайшей опоре.
4.7.13. На ВЛ устанавливать переносные заземления и включать заземляющие ножи должны два оперативных работника (оперативно-ремонтные), один из которых руководитель работ с группой IV на ВЛ напряжением выше 1000 В и с группой III на ВЛ напряжением до 1000 В, а второй работник член бригады, имеющий группу III. Снимать переносные заземления допускается двум работникам, имеющим группу III. при установке и снятии заземлений один из двух работников, выполняющих эти операции, должен оставаться на земле и вести наблюдение за другим.
Отключать заземляющие ножи разрешается одному лицу с группой III из состава оперативных или оперативно-ремонтных работников.

Читать еще:  Что будет если тормозная жидкость попадет в двигатель

Книга 3, Раздел 4, Статья 8
Хранение и учет заземлений

4.8.1. Комплекты переносных заземлений должны быть пронумерованы и храниться в отведенных для этого местах. Специальные места для развески или укладки переносных заземлений должны быть обозначены в соответствии с номерами, имеющимися на этих комплектах.
4.8.2. Установка переносных заземлений, включение заземляющих ножей должно отражаться на оперативной или мнемонической схеме, в оперативном журнале и в наряде.
4.8.3. Все переносные заземления должны учитываться по номерам с указанием мест их нахождения

Книга 3, Раздел 5 ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВАРИЙ И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ. КРАТКОВРЕМЕННЫЕ РАБОТЫ

5.1.1. В исключительных случаях кратковременные, не терпящие отлагательства работы по устранению неисправностей оборудования, которые могут привести к аварии, разрешается производить без наряда по распоряжению с записью в оперативный журнал: оперативным работникам (в электроустановках напряжением выше 1000 В не менее чем двум); ремонтным работникам под наблюдением дежурного, если выписка и оформление наряда вызовут задержку ликвидации последствий аварии; ремонтным работникам под наблюдением административно-технического работника с группой V (в электроустановках напряжением до 1000 В с группой IV) в случае занятости оперативных работников, а также при отсутствии местных дежурных.
5.1.2. При отсутствии административно-технических работников, имеющих право выдачи наряда или распоряжения, право выдачи наряда или распоряжения на работу по предотвращению аварий и ликвидации ее последствий предоставляется оперативному работнику с группой IV.
5.1.3. Во всех случаях при работах должны выполняться все организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
5.1.4. Участие оперативных работников в ликвидации аварий и их последствий (непосредственное, путем наблюдения за работающими при работах без наряда) разрешается с ведома старшего в смене оперативного работника. При отсутствии связи со старшим в смене оперативным работником такое разрешение не требуется.
5.1.5. При производстве в электроустановках предприятий аварийных работ дежурными бригадами электроснабжающих организаций, необходимы выдача наряда и оформление допуска к работам в соответствии с требованиями настоящих Правил. В этих случаях в целях быстрейшей ликвидации аварии при отсутствии в данный момент на предприятии работников, имеющих право выдачи наряда, выдавать его имеет право дежурный или оперативно-ремонтный работник предприятия по указанию лица, ответственного за электрохозяйство.

4.4. Электродвигатели

Вопрос 268. На каких участках электросети допускается установка заземления при работе на электродвигателе?

Ответ. Допускается на любом участке КЛ, соединяющей электродвигатель с секцией РУ, щитом, сборкой. Если работы рассчитаны на длительный срок, не выполняются или прерваны на несколько дней, то отсоединенная от электродвигателя КЛ должна быть заземлена также со стороны электродвигателя.

Вопрос 269. Чем можно заземлять КЛ у электродвигателей до 1000 В в тех случаях, когда сечение жил кабеля не позволяет применять переносные заземления?

Ответ. Допускается заземлять медным проводником сечением не менее сечения жилы кабеля либо соединять между собой жилы кабеля и изолировать их. Такое заземление или соединение жил кабеля должно учитываться в оперативной документации наравне с переносным заземлением.

Вопрос 270. Какие плакаты должны быть вывешены на штурвалах задвижек, шиберов, вентилей?

Ответ. Должны быть вывешены плакаты «Не открывать! Работают люди», а на ключах и кнопках управления электроприводами запорной арматуры – «Не включать! Работают люди».

Вопрос 271. Какие плакаты должны быть вывешены на однотипных или близких по габариту электродвигателях, установленных рядом с двигателем, на котором предстоит выполнить работу?

Ответ. Должны быть вывешены плакаты «Стой! Напряжение» независимо от того, находятся они в работе или остановлены.

Вопрос 272. Какая последовательность включения электродвигателя для опробования?

Ответ. Должна быть следующей:

производитель работ удаляет бригаду с места работы, оформляет окончание работы и сдает наряд оперативному персоналу;

оперативный персонал снимает установленные заземления, плакаты, выполняет сборку схемы.

Вопрос 273. Какой порядок допуска к работе после опробования при необходимости ее продолжения?

Ответ. Оперативный персонал вновь подготавливает рабочее место, и бригада по наряду повторно допускается к работе на электродвигателе.

Вопрос 274. При каких условиях работники допускаются к обслуживанию щеточного аппарата на работающем электродвигателе?

Ответ. Допускаются по распоряжению обученные для этой цели работники, имеющие группу III, при соблюдении следующих мер предосторожности:

работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя;

пользоваться диэлектрическими галошами, коврами; не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.

Вопрос 275. Как допускается шлифовать кольца ротора на вращающемся электродвигателе?

Ответ. Допускается шлифовать лишь с помощью колодок из изоляционного материала.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4.4. Электродвигатели

4.4. Электродвигатели 4.4.1. Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением к токоведущим и вращающимся частям, электродвигатель должен быть отключен с выполнением предусмотренных настоящими Правилами технических

Порядок установки переносного заземления

Переносное заземление относится к устройствам, которые обеспечивают безопасность при проведении работ в электроустановках и распределительных сетях электрического тока. Задача заземления состоит в предотвращении опасных последствий при случайной подаче напряжения в ремонтируемое устройство и для защиты от наведенного напряжения (актуально при работе на протяженных линиях). Расскажем в статье, что такое установка переносного заземления, зачем она нужна и как используется.

  1. Устройство переносного заземления
  2. Для чего и где применяется переносное заземление
  3. Требования к переносному заземлению
  4. Расчет сечения кабеля при установке
  5. Методика и сроки проверки заземления
  6. Последовательность наложения и снятия
  7. Вопросы и ответы для новичков

Устройство переносного заземления

При появлении напряжения на заземленном участке ток начинает проходить через заземления, вызывая тем самым срабатывание защиты источника напряжения или снижая потенциал заземленного участка. В основе конструкции переносного заземления лежит гибкий медный кабель большого сечения, оборудованный специальными зажимами для крепления к заземлителю и к заземляемой цепи.

Для трехфазных цепей применяется кабель с тремя концами, которые затем конструктивно объединяются в общий кабель. Зажимы для крепления к защищаемой цепи имеют изолированные рукоятки, объединенные с винтами затяжки струбцин крепления. Кроме струбцин могут использоваться пружинные клеммы, но такое заземление используется только на проводных линиях и не пригодно для заземления большинства частей электроустановок.

Струбцины могут иметь разнообразное исполнение. Главное условие – обеспечение надежного контакта с заземляемым устройством, стойкость к коррозии и удобство крепления. В местах подсоединения заземляющего троса к зажимам должны применяться меры по предотвращению переламывания жил.

На рисунке хорошо видны спиральные пружины, которые предохраняют жилы кабеля от переламывания в местах ввода в струбцины.

Диэлектрические штанги должны обладать хорошими изолирующими свойствами, быть механически прочными, не поглощать влагу. В качестве материала для изготовления применяется пропитанная водоотталкивающим составом древесина, стеклопластик, текстолит. Металлические изделия могут применяться только в качестве соединительных элементов и рабочих участков.

Для работ на воздушных линиях связи или электропередач переносные заземления комплектуются временными заземлителями, которые представляют собой стержень из черного металла диаметром 15 мм и длиной до 2-х метров. Для забивания в грунт и последующего извлечения на стержне предусмотрено крепление специального зажима и молот в виде массивной втулки, которая может передвигаться по стержню.

Разнообразные конфигурации струбцин рабочих частей переносного заземления.

Совет #1. Струбцины должны иметь затяжные винты, снабженные специальными ушками для возможности закручивания изолирующими штангами.

Для чего и где применяется переносное заземление

Переносное заземление применяется во время проведения ремонтных, профилактических или иных работах на действующих электроустановках для заземления металлических частей, которые могут оказаться под напряжением, в том числе и под наведенным. Кроме электроустановок заземлению подлежат также линии электросвязи, которые проходят вблизи линий электропередач, поскольку кроме вероятности непосредственного касания проводов, на линиях связи может возникать значительный потенциал наведенного напряжения. Читайте также статью: → «Защитное заземление».

Читать еще:  Starline a91 контроль работы двигателя по генератору

Переносное заземлений бывает трех разновидностей:

  • Без изолирующих штанг;
  • С изолирующими штангами;
  • С изолирующими штангами с металлическими звеньями.

По области применения переносные заземления могут предназначаться для электроустановок и для воздушных линий. Основным отличием является наличие длинных штанг для удобства крепления на проводах заземлений, предназначенных для работ на воздушных линиях.

Переносное заземление с изолирующими штангами. На штангах видны предохранительные кольца черного цвета.

Также заземления различаются по количеству фаз. Могут быть одно- и трехфазными. Для работ на воздушных линиях напряжением более 200 кВ применяются только однофазные заземления, поскольку большие расстояния между проводами приводят к значительному увеличению массы конструкции. Поэтому на таких линиях для защиты каждой фазы применяется отдельное однофазное заземление.

Требования к переносному заземлению

Для изготовления заземлений используется гибкий медный кабель. Медь выбирается из условия минимального сопротивления, достаточной механической и термической прочности. Стандартами допускается применение алюминиевых переносных заземлений, но на практике они практически не встречаются, так как не обладают большой надежностью, а из-за низкой температуры плавления алюминия сечение кабеля становится неоправданно большим. Так, при одном и том же времени воздействия, допустимый ток через одинаковый кабель для алюминия в полтора раза меньше.

Трос заземления должен выполняться из голого неизолированного кабеля. В крайнем случае может использоваться кабель в прозрачной термостойкой изоляции. Такое требование вызвано тем, что под слоем изоляции невозможно определить целостность кабеля. При протекании больших токов, провода заземления сильно нагреваются, что может вызвать плавление и возгорание изоляции. Читайте также статью: → «Контур заземления: монтаж».

Металл кабеля должен выдерживать максимальные токи короткого замыкания, определяемые током и временем срабатывания защиты заземляемых устройств и линий. Места соединений должны иметь минимальное переходное сопротивление. Длина провода заземления между фазными зажимами составляет от 0.4 до 9 м, а длина спуска заземления от 2 до 15 м в зависимости от области применения заземления.

Совет #2. Все соединения жил с крепежными элементами и между собой должны производиться только механическим способом – болтовым соединением, опрессовкой или сваркой.

Пайка различными припоями строго воспрещена, поскольку припой имеет низкую температуру плавления и при прохождении больших током может расплавиться и вытечь из зоны пайки.

Крепление кабеля к струбцине при помощи метода обжима.

Изолирующие рукоятки и штанги должны иметь необходимую механическую прочность и высокие диэлектрические характеристики. На рукоятках и штангах должен присутствовать бортик или предохранительное кольцо для предотвращения соскальзывания руки в направлении зажима или струбцины.

Каждое устройство переносного заземления должно иметь прочную бирку, на которой штамповкой обозначены сечение заземления, номинальное напряжение и инвентарный номер номер. Маркировка может быть нанесена на одну из струбцин (как правило на ту, которая крепится к заземлителю).

Расчет сечения кабеля при установке

Сечение кабеля переносного заземления выбирается из расчета максимально возможного тока срабатывания защиты электроустановки или воздушной линии с учетом времени срабатывания защиты.

На практике принято использовать для защиты электроустановок с напряжение до 1000 В кабель сечением не менее 16 мм2, а свыше 1000 В — 25 мм2. Максимальное сечение троса заземления составляет 95 мм2. В случае необходимости применения заземления с большим сечением или при отсутствии нужного, то можно использовать несколько заземляющих устройств меньшего сечения, устанавливаемых параллельно. Суммарная площадь нескольких заземлителей должна быть равна или превышать требуемую.

Для определения сечения троса необходимо определить сечение элементарной жилы по ее диаметру и умножить на общее количество жил. Определять сечение кабеля непосредственным измерение его диаметра нельзя, так как из-за неплотного прилегания отдельных жил полученное значение будет сильно завышенным и не соответствовать реальному.

Методика и сроки проверки заземления

Проверку электрических и механических параметров переносных заземлений проводят только в процессе производства и во время приемо-сдаточных испытаний. Основной проверкой является измерение переходного сопротивления между кабелем и крепежными элементами, а также изолирующие и механические свойства диэлектрических материалов. Во время рабочей эксплуатации проверяются только электрические характеристики гибких изолирующих элементов бесштанговых заземлений и изолирующие штанги заземлений с металлическими звеньями. Периодичность проверки составляет 24 месяца.

Перед каждым применение производится визуальный осмотр на предмет отсутствия сплавленных, спекшихся или оборванных жил. В том случае, если оборвано более 5 % жил или на кабеле есть иные повреждения, то такое переносное заземление нельзя допускать к эксплуатации.

Совет #3. На изолирующих элементах не должно быть трещин и обгоревших участков. Слой лака на деревянных рукоятках должен быть сплошным без отслоений.

Последовательность наложения и снятия

Правила работы с переносным заземление строго регламентированы и должны строго соблюдаться всеми работниками. Правила таковы:

  • Электроустановка отключается;
  • Вывешиваются предупреждающие плакаты и принимаются остальные мероприятия по недопущению включения;
  • Переносное заземление устанавливается только после полной и тщательной проверки отсутствия напряжения на заземляемых токоведущих частях;
  • В первую очередь заземление подключается к заземляющему устройству;
  • Проверяется отсутствие напряжения;
  • Заземление подключается к токоведущим частям.

Порядок отключения переносного заземления обратный – сначала зажимы заземления снимаются с токоведущих частей и только после этого, с заземлителя. Все действия по установке и снятию заземления нужно производить в диэлектрических перчатках с использованием изолирующих штанг.

При работе на воздушных линиях заземление накладывается с обеих сторон участка, на котором производятся работы. Вне зависимости от того, на скольких проводах должны выполняться работы, заземлению подлежат все фазы ремонтируемой линии. В электроустановках заземлению подлежат все участки, к которым возможно касание или они находятся в непосредственной близости от места проведения работ. Читайте также статью: → «Для чего выполняется заземление крыши дома».

В закрытых распределительных устройствах на токоведущих шинах предусмотрены места для подключения заземления. В этих местах краска на шинах отсутствует и имеется окантовка черной краской.

Установка переносного заземления на шины питания

В некоторых случаях на шинах может быть предусмотрено наличие креплений для соединения с заземлением, оборудованных болтами или гайками с барашком для удобства работы в изолирующих перчатках.

Заземление установок производится с пола, земли или стремянок. Подниматься по конструкции заземляемого устройства до наложения заземления нельзя! В крайнем случае, на оборудовании должны быть отключены все вводы питания и проверено отсутствие напряжения.

Вопросы и ответы для новичков

Вопрос №1. Почему для переносных заземлений нельзя использовать изолированный провод?

При работе с заземлением возможны изгибы зеземляющего троса. С течением времени отдельные жилы могут переломиться, особенно в местах креплений к зажимам. Наличие изоляции не позволяет оценить состояние кабеля. При появлении напряжения на заземленной электроустановке, через заземление возможно протекание больших токов, кабель будет нагреваться и изоляция расплавится. Также возможно возгорание и задымление изоляции.

Вопрос №2. Почему определен именно такой порядок установки и снятия переносного заземления?

Если струбцина троса подключена к заземлителю, то при подключении фазных клемм заземления к элуктроустановке, даже если там есть напряжение, удара током не произойдет, так как ток будет идти по пути наименьшего сопротивления. В противном случае, если сначала подключить заземление к токоведущим частям, то на нем может присутствовать напряжение, опасное для жизни. При снятии заземления происходит то же самое. Когда клеммы снимаются с электроустановки, то, даже если там появится напряжение, то контакта с работающим уже не будет.

Вопрос №3. Как поступить, если отсутствует трехфазное переносное заземление?

Можно воспользоваться тремя однофазными заземлениями. Площадь поперечного сечения каждого из них должно быть не меньше чем у необходимого трехфазного.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector