Как установить двигатель с водометом на лодку
Почему стоит купить водометный катер
Катера, оснащённые подвесным двигателем, либо двигателем с поворотно-откидной колонкой, имеют выступающие за пределы корпуса, открытые гребные винты, что значительно ограничивает их использование на мелководье, ввиду большой вероятности повреждения винта. Алюминиевые водометные катера имеют ряд эксплуатационных преимуществ на мелководье, и тем самым вызывают интерес у различных специализированных служб и обычных судоводителей.
Российское производство катеров для мелководья
В связи со стремительным развитием внутреннего туризма, и освоением новых маршрутов, в том числе и на многочисленных водных объектах нашей страны, катера с подвесным двигателем не всегда могут удовлетворить требованием судоводителя, а именно: недостаточная проходимость по мелководью, необходимая тяга, «живучесть» гребных винтов, и т.д. Водомётный движитель для производства водометных катеров все эти недостатки с лёгкостью компенсирует.
Что такое водометный движитель
Напомним о том, что такое водометный движитель (Водомет). Это устройство, состоящее из валовода, рабочего колеса, системы спрямляющих и направляющих аппаратов, реверсивно-рулевого устройства, привода управления и т.д. Всасывание воды происходит через водозаборник трубы, а выброс через сопло. Выбрасываемая из сопла струя воды является силой, движущей катер. Сопло водомета может поворачиваться в горизонтальной плоскости, благодаря чему осуществляется поворот судна, а перекрывающий сопло «ковш» поворачивает струю воды обратно, тем самым катер идет задним ходом.
Особенности конструкции
Стоит отметить, основные моменты в конструкции водомета:
- Свободный доступ к гребному винту (импеллеру) для его очистки через специально предусмотренный инспекционный люк;
- Защищенность насосной части от попадания посторонних предметов, осуществляется за счёт специальной решетки водозаборника;
- Технология изготовления водомётных движителей обеспечивает максимальную надёжность и прочность конструкции его корпуса;
- Отсутствие под днищем катера выступающих частей;
В настоящее время производители водометов обеспечивают их полную защиту от коррозии и дополнительного износа, это позволяет значительно сэкономить время и снизить расходы на его техническое обслуживание.
Скоростные легкие водометные катера российского производства — маневренные
С экономической точки зрения использование водометного движителя с дизельным двигателем обходиться в разы дешевле бензинового подвесного мотора.
Разворот на месте
Многоместный катер, оборудованный водометным движителем может совершить разворот практически на месте и даже двигаться бортом вперёд и осуществлять торможение с полного хода, что очень важно в экстренных ситуациях.
Малая осадка
Одним из основных преимуществ катера с водометом является его малая осадка даже при полной загрузке, так как водометный движитель находится в корпусе судна, и соответственно на днище отсутствуют выступающие части. Все это позволяет использовать водометный катер в сложных навигационных условиях мелководья малых рек, с их частыми сужениями, резкими поворотами и перекатами. Еще одно важное преимущество водометных катеров— возможность посадки и высадки людей даже с не оборудованного участка берега.
Испытания при погрузке и транспортировки
Первый российский водометный катер Костромской судомеханический завод выпустил в 1954 году. Его разработкой занимался инженер-конструктор, доктор технических наук, профессор Кужма Александр Поликарпович. Он был отправлен на наш завод со специальным заданием – создать водометный катер для мелководья, для работы в условиях молевого сплава. И уже всего через 2 месяца на испытаниях катер шел по молевой древесине, таким образом своими характеристиками на тот момент являясь единственном возможным судном для эксплуатации в условиях молевого сплава. Это был катер ВБК-30. С 1961 года началось серийное производства данной модели. Судно имело двигатель мощностью 90 л.с. и развивало скорость 16,5 км./ч.
В 1954 году, в один год с созданием в СССР водометного движителя, в Новой Зеландии Уильмом Гамильтоном также был создан свой водометный движитель. Многое из того, что применяются в технологии Гамильтона и профессора Кужмы, применяется до сих пор и другими производителями.
Речной внедорожник
Взяв в качестве установки водометный движитель собственного производства, наш завод производит по сути «речные внедорожники», способные преодолевать минимальные глубины. Приобретение водометного катера производства АО «КСМЗ» даст вам возможность получить надежное, безопасное и простое в управлении судно, которое станет вашим надежным спутником на любой реке.
«Казанка» с водометом.
Установка автомобильного двигателя на лодку
Хочу поделиться опытом установки на лодке двигателя от автомобиля «Запорожец» и рассказать о трудностях, с которыми мне пришлось встретиться в процессе двухлетней эксплуатации его на «Казанке» с водометом. Конечно, нужно учитывать, что все нижеизложенное — результаты испытаний только на одной лодке.
Общий вид «Казанки» с водометом
Конвертируя двигатель, я оставил воздушное охлаждение и дополнительно ввел водяное охлаждение масла в картере двигателя. В картер уложил змеевик из медной трубки с внутренним диаметром 10 мм. Трубка имеет тепловой контакт с внутренними ребрами картера для лучшего охлаждения масла. Масляный радиатор снял, вместо него установил перепускную трубку, а образовавшийся проем закрыл заглушкой. Теперь воздух, который раньше проходил через радиатор, используется для более интенсивного охлаждения цилиндров двигателя. Вода подается в змеевик, затем через тройник попадает в водяные рубашки глушителей и, охлаждая выхлопные трубы, выбрасывается за борт. Больше никаких переделок я не делал, кроме самых мелких: установка реле-регулятора и т. д.
Двигатель установлен вентилятором в корму и без капота, так что встречный поток воздуха складывается с потоком вентилятора. Крутящий момент от двигателя к валу водомета передается с помощью цепной передачи в масляной ванне. Коробка передачи жестко соединена с двигателем. Вся силовая установка размещена между транцем и предпоследним шпангоутом, занимая в длину примерно 600 мм от транца.
Схема водометной установки на базе автомобильного двигателя
Над бортами лодки выступают вентилятор и частично головки цилиндров. Несмотря на такое «двухэтажное» расположение силовой установки, центр тяжести ее размещен достаточно низко, примерно по линии коленчатого вала двигателя, что значительно ниже, чем при установке на «Казанке» двух моторов «Москва». Двигатель закреплен с наклоном до 5° на трех стандартных резиновых амортизаторах. Между выходным валом коробки передач и валом водомета установлен карданный валик, для которого использована полуось мотоколяски вместе с двумя шарнирами.
Установка имеет дистанционное управление и щиток контрольных приборов от автомобиля «Победа». Бензобак от автомобиля «Москвич 401» расположен под задним сиденьем.
Силовая установка должна обязательно иметь разобщительную муфту. Дело в том, что двигатель нельзя глушить после работы под нагрузкой. При выключении зажигания он дает длительное время вспышки, сопровождающиеся сильными стуками поршневой группы. Двигатель должен некоторое время поработать на холостых оборотах. При этом головки цилиндров быстро охлаждаются, и после выключения зажигания двигатель сразу останавливается. При работе двигателя на малом газу с постоянной нагрузкой быстрого охлаждения не происходит — слишком мало число оборотов, что затрудняет быструю остановку двигателя, например, при подходе к берегу.
Температура масла и головок цилиндров оказалась даже ниже, чем на автомобиле при работе в летних условиях. При переходах длительностью 3—4 часа температура масла не поднималась выше 70—75°, в то время как на автомобиле она достигает 100°. При прохождении заросших водоемов весьма желательна разобщительная муфта. Мгновенное разобщение — и подсоса в заборник нет, лодка свободно проходит заросли.
Несомненными преимуществами установки автомобильного двигателя на лодке являются наличие электростартера, малый расход бензина и масла. Легкость запуска двигателя вполне окупает некоторое увеличение веса (электростартер, аккумулятор).
Общий расход бензина за 1967 г. на «Казанке» с водометом оказался примерно наполовину меньше, чем с двумя моторами «Москва» с такой же нагрузкой и за тот же период. Следует помнить, что бензин должен быть с октановым числом не ниже 72. За период отпуска смена масла не производилась.
Применение цепной передачи позволяет расположить двигатель над водозаборником и экономно использовать объем лодки. Кроме того в этом случае вал, соединяющий коробку передач с валом турбины, работает при минимальных углах в шарнирах. Поэтому кпд передачи в целом получается достаточно высоким. Нагрев коробки передач не превышает допустимого (не более 70°), так что дополнительного охлаждения не требуется. Это тоже свидетельствует о высоком кпд цепной передачи. Я испробовал три варианта передачи с передаточным числом i = 1 и устройством натяжки цепи за счет эксцентричности опор.
Вариант I. Втулочно-роликовая цепь мотоколяски имеет шаг 15,88, ширину 9 мм, звездочки с числом зубьев 19. По расчету может работать до 1900—2000 об/мин, но практически легко и бесшумно работает до 2800 об/мин. При увеличении числа оборотов до 4000 увеличивается нагрев коробки и через 8—10 часов происходит раскалывание роликов. Результат проверен на трех цепях.
Вариант II. Зубчатая цепь с шагом 12,7, шириной 20 мм, числом зубьев в звездочках 21. По расчету может работать до 3300 об/мин, практически во всем диапазоне до 4000 об/мин работает очень хорошо. Требуется периодическая подтяжка, что, возможно, объясняется плохим качеством примененной цепи.
Вариант III. Двухрядная втулочная цепь от мотоцикла ИЖ, шаг 9,525 мм, число зубьев 24, работает до 5000 об/мин. Результатов длительной эксплуатации пока нет, но мне эта цепь кажется наиболее подходящей.
Во всех передачах при проверочных расчетах удельное давление на зуб превышает допустимое, указанное в таблицах. Поэтому для смазки цепи применялось гипоидное масло (ГОСТ 4003—51), позволяющее работать при повышенных удельных давлениях. При осмотре цепей и звездочек заметного износа не обнаружено.
При использовании автомобильного двигателя «Запорожец» на лодках в длительном эксплуатационном режиме до 3000 об/мин (что соответствует 20 л. с.) можно получить отличные результаты по надежности, долговечности и экономичности. Конвертирование двигателя не представляет особых трудностей. При установке двигателя под капотом надо подумать о дополнительном охлаждении. Может быть, достаточно иметь на каждой головке ребро, поджатое под верхние наружные гайки и охлаждаемое водой. Установка двигателя вентилятором вперед удобнее для отбора мощности, но при этом и требуются громоздкие воздухоотводы.
Использование цепей для передачи крутящего момента позволяет создать компактную установку, обладающую высоким кпд и достаточной долговечностью. Надо только помнить, что при вертикальном расположении цепи в ней могут возникать колебания, приводящие к ее разрушению, поэтому необходимо своевременно подтягивать цепь или устанавливать специальные гасители из резины, пластмассы и т. п. на пути цепи, препятствующие возникновению колебаний большой амплитуды.
Необходимо использовать цепи с возможно меньшим шагом и обязательно производить расчет передачи перед установкой на лодку.
Двигатель с коробкой передач
Несколько слов о водомете. Его данные: диаметр водовода — 190 мм; диаметр сопла — 120 мм; шаг ротора — 130 мм; число лопастей — 4; зазор между ротором и корпусом — 0,25 мм; число лопастей спрямляющего аппарата — 10.
Задней опорой гребного вала служит самоустанавливающийся подшипник 1204, для уплотнения которого использованы четыре сальника 25х42х7 (по два с каждой стороны). В качестве передней опоры применены два конических роликовых подшипника 7204.
Для увеличения кпд движителя в дальнейшем я решил уменьшить число оборотов ротора — рабочего колеса водомета — до 3000, соответственно изменив шаг или диаметр сопла до получения необходимого согласования. В новой цепной коробке с передаточным отношением 24/31 и двухрядной цепью с шагом 9,525 от мотоцикла «ИЖ» я хочу попробовать изготовить разобщительную муфту по типу «Селектрик» (см. сборник «Кия», вып. 6, стр. 71).
В. С. Коровин, «Катера и яхты», 1968 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Ударим водометом по мелководью!
Представьте, что вы перенеслись в огромный магазин с бесплатными товарами. Причем это именно «товары» – просто коробка, в которой удивительным образом появляется тот предмет, который вам нужен. И это даром! Но вам разрешают сделать только одну «покупку». Что вы захотите увидеть в своей коробке?
Моторную лодку? Она ваша! Хорошая, новая, бесплатная лодка нужной конструкции у вас теперь есть. Осталось приобрести к ней мотор. Даже для абстрактной бесплатной лодки хочется хороший двигатель. Какой выберете? С винтом, водомет?
Обычная проблема! Преимущество установки водомета на моторной лодке кажется очевидным. Среди поклонников двигателя с водометом немало тех, кто знает, сколько нынче стоят новые редукторы для подвесного лодочного мотора, и тех, кто часто меняет винты и слегка утомился от этой процедуры.
От винта!
Для моторной лодки с водометом не так страшны наши каменистые мелководные речушки с замусоренными фарватерами, с частными мелями и перекатами. Таких водоемов у нас много, и в каждом из них многие опытные капитаны рискуют остаться без винта. Самые лихие на порожистой реке оставляют вообще весь подвесник.
Никто не призывает покупателей водометов использовать двигатель исключительно в суровых условиях и скармливать водоводу кусочки придонных веточек и литры ила. Водомет – агрегат нежный, требовательный к условиям эксплуатации, довольно капризный. Но! При правильном подборе двигателя любитель сплавов и заядлый рыбак получит то, что требуется:
· достаточную мощность, которая позволит не считать килограммы при загрузке;
· приемлемую цену, разумную в отношении к качеству мотора;
· адекватную нагрузку на транец (кто хочет из-за тяжелого двигателя оказаться в воде?);
· водомет, конструкция корпуса и мощность которого повышает плавучесть лодки.
Кулибины разных регионов способны сами сконструировать и собрать водомет на лодку. >Но самодельные водометы на катер или лодку могут быть реализованы по-разному. Мы живем в большой стране, и на сотню спокойных неглубоких речушек и озер с мягким дном приходится сотня порожистых рек с неприятными валунами. Универсального «рецепта» двигателя нет. Для сборки мотора придется рассчитывать оптимальную форму сечения водовода, определяться с углом наклона оси водозаборника, искать вариант компенсации излишнего веса и габаритов самодельного агрегата – учесть еще сто технических моментов.
Пора купить водомет для лодки
Намного проще позвонить и получить профессиональную консультацию, а заодно оставить заявку в хорошем интернет-магазине по продаже лодок с водометом (в т.ч. б/у), навесным или стационарным.
В нашей стране еще много мест, в которые единственным способом попадания остается путь по воде. Или на вертолете. У нас не продаются вертолеты – здесь покупают лодки и водометы для резиновых, надувных и алюминиевых лодок (посмотреть видео испытаний). Зачем вам водомет – решать вам.
Все, кто установил водомет на лодку вместо винтового мотора, отмечают: лодка становится более послушной, маневренность повышается. На высоких скоростях можно не беспокоиться за устойчивость судна: чем выше обороты, тем ощутимее водомет «присасывает» к поверхности воды. Катер с водометом становится грациознее – его можно развернуть буквально на месте, что невозможно при винтовом двигателе.
В водомете все движущиеся части защищает корпус. К тому же у агрегата вообще отсутствуют выступающие части. Следовательно, покупая водометы, приобретают двигатели, которые конструктивно устойчивее к поломкам из-за плавучего мусора и веточек или из-за нечаянной встречи с подводным препятствием.
Водометы наши – выгода ваша!
Надежность и высокая проходимость моторных лодок с водометом оправдывают высокую стоимость мотора. Катер, оснащенный таким двигателем, спокойно продолжает движение даже при глубине, равной осадке судна!
При заказе лодки под водомет покупателям из первой сотни обратившихся предоставляется скидка 25 процентов от стоимости двигателя.
Мытищинский р-н, селькое поселение «Бородино» (два с половиной км от МКАД по Осташковскому шоссе в сторону области), д.Сгонники, владение 46
Сборка водометных лодок для мелководья
Сборка комплекта лодка+мотор – одна из профильных услуг нашей мастерской. Полный цикл ключает в себя широкий спектр разноплановых работ по модернизации судна и установке оборудования.
Подготовка любого комплекта начинается с постановки цели и выбора соответствующего корпуса и мотора.
Для того чтобы выбрать лодку и подходящий к ней подвесной мотор, необходимо иметь четкое представление о целях и задачах, которые вы для себя ставите при эксплуатации. Не имея определенного опыта сложно получить реальное представление о характеристиках готового комплекта. Отзывы о технических характеристиках той или иной модели всегда можно получить в интернете у реальных пользователей. Мы готовы поделиться с вами своим собственным опытом и рекомендациями.
Подготовка корпуса включает в себя диагностику на предмет герметичности, усиление уязвимых мест и защиту днища судна.
Абсолютно в любой серийной лодки есть перечень мест и деталей, которые рано или поздно потребуют вашего внимания или ремонта. Лучше избавить себя от последующих хлопот изначально. Работы, направленные на дополнительную защиту или устранение таковых, оправдывают себя впоследствии в полной мере, а так же, существенно продлевают срок службы лодки. В силу географических особенностей нашего региона, защита днища является крайне желательной процедурой и подбирается в соответствии с предпологаемыми условиями использования комплекта.
Установка и подключение подвесного мотора – ответственная процедура, требующая специальных навыков, опыта и знаний.
Есть определенные общепринятые каноны на которые опирается процесс установки подвесного мотора и его настройки. Большое влияние на последующие характеристики комплекта оказывает общий вес транцевых конструкций, вынос двигателя и кормовые обводы днища. Минимизация нежелательных факторов – одна из ключевых задач на данном этапе. Для установки в мягкий корпус моторов весом свыше 90 кг необходим разгрузочный транец или рама жесткости корпуса, а так же в случае, если мощность и вес мотора превышает показатели в паспорте судна.
Установка дополнительного и навесного оборудования.
Объективно необходимо оборудовать жизненное пространство лодки для его комфортного и эффективного использования под свои задачи, но правильное понимание того сколько и чего необходимо сделать приходит в процессе эксплуатации. Мы не рекомендуем сразу «наряжать» лодку всем подряд, если вы на 100% не уверены, что это вам надо. Достаточно необходимого минимума, т.к. доукомплектовать судно никогда не поздно. Отходив один сезон, вы точно поймете что именно из опций вам нужно и в какой части лодки всему этому место.
Некоторые принципы на которые мы опираемся при сборке комплектов:
- Подготовка хорошего, надежного, защищенного корпуса – это основа.
- Установка двигателя – самая ответственная процедура.
- Мелочей не бывает. Не только сантиметры, но и миллиметры имеют значение.
- Реализация только проверенных, испытанных и откатанных схем и конструкций.
- Использование материалов, собственно проверенных в реальных условиях.
- Соответствие принципу целесообразности при сборке.
- Максимально просто, максимально облегченно, максимально надежно.
- Планирование и полный контроль сборки на каждом этапе.
- В спешке хорошие дела не делаются. На достойную работу требуется время.
- Откатка и индивидуальная настройка на воде.
- Гарантия на все виды работ.