Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гибридный двигатель в тойота приус что это такое

Бензин с электричеством: разбираем все нюансы ремонта гибридных автомобилей

Изначально было понятно, что автомобили с гибридными двигателями, где обычному ДВС помогает электромотор с тяговой батареей, — это промежуточное звено: сегодня автоконцерны поголовно переходят на полноценные электромобили. Однако на вторичном рынке количество гибридных моделей достаточно велико. Причем даже в нашей стране их популяция такова, что в городах открываются профильные автосервисы, готовые выполнять ремонт почти любого уровня сложности. Корреспондент «Движка» провел день на СТО «Гибрид Сервис» в Санкт-Петербурге и поговорил с его руководителем Сергеем Щербаткиным.

Многие удивятся, но в нашей стране гибридные авто имеют неплохое распространение и спрос — как на вторичном, так и на первичном рынке. Другой вопрос, что большая часть новых автомобилей — это представители премиум-брендов, а если еще точнее — одной марки: Lexus. Рынок «бэушных» гибридов куда шире — тут огромное количество пригнанных как из Японии, так и из Европы и США всевозможных моделей разных классов, по разной цене и в разном состоянии. Лидером среди последних является хэтчбек Toyota Prius, который продолжительное время даже поставлялся к нам официально.

Очень интересна мотивация покупки гибридного автомобиля. Например, в компании Lexus открыто говорят о том, что хорошие продажи гибридных моделей — отнюдь не ответственность покупателей перед экологией или желание сэкономить на расходе топлива. Просто гибриды Lexus — это самые мощные и дорогие модификации, которые клиенты выбирают ради престижа и статуса, не всегда даже подозревая, что под капотом есть электродовесок.

Кстати, российские владельцы гибридных «Лексусов» с многолетним стажем также признаются, что за время владения подобной машиной никакой экономии топлива они не заметили: «жрет, как и все». Однако сами ощущения от динамики и комфорта бензоэлектрических машин им нравятся, так что менять их они не торопятся.

Toyota Prius в кузове XW20 — самая удачная и оттого популярная гибридная модель, сочетающая простоту, надежность и относительную доступность обслуживания. Машина еще два года оставалась на конвейере даже после выхода третьего поколения XW30

Причем тут все-таки есть некая доля самовнушения: дело в том, что, по официальным данным самой же компании Lexus, разница в динамике между одинаковыми моделями, но с разными силовыми агрегатами почти отсутствует. Например, тот же Lexus RX350 разгоняется до 100 км/ч за 8 секунд, а Lexus RX450h с электрическим довеском — за 7,7 секунды. А ситуация с кроссовером NX прямо противоположная: гибридная модификация уступает в динамике обычной бензиновой больше 2 секунд.

То же самое касается и вторичного рынка: большинство владельцев гибридных машин, как правило, принципиально поиском битопливной версии не занимались. Просто попалось хорошее предложение: свежая Toyota за недорого. Ну а дальше, если почитать отзывы, люди в большей степени открывают для себя не гибридные технологии, а просто новую модель, на которую они раньше не смотрели.

Очень часто можно встретить похвалу из разряда «пересел со старого 2,5-литрового „Форда“ на свежий 1,5-литровый „Приус“ и ощутил „гибридную“ экономичность!» — разница в объеме мотора почему-то опускается. Или еще один распространенный комплимент, когда люди открывают для себя кузов хэтчбек: «После своего старенького седана решился взять „Приус“ и удивился, что в багажник влезает стиральная машина, — отличный автомобиль, всем рекомендую».

Акцент именно на «гибридных» достоинствах делает лишь каждый третий-четвертый владелец: нет стартера — машина заводится в любой мороз, нет проблем с коробкой передач — ее роль выполняет редуктор. И так далее.

60% гибридных автомобилей в России — это машины с правым рулем, купленные на японских аукционах и обитающие главным образом в Зауралье. Косвенная причина того, что именно японские производители ударились в гибридные технологии, заключается в особенностях инженерной школы: японцам так и не удалось создать действительно удачную линейку экономичных дизельных двигателей, без которых невозможно было конкурировать в Европе. А одним из главных экспортных рынков для японцев всегда был американский, где дизели непопулярны, а экологические нормы строгие. Фактически у японских конструкторов не оставалось выбора, кроме как дорабатывать свои надежные, но старые бензиновые «атмосферники» до экостандартов с помощью электротехнологий, чтобы одновременно угодить всем

Само собой, в большинстве случаев владельцы опускают неприятные моменты поломок или ремонтов, а также специфические нюансы обслуживания гибридных автомобилей. Ведь гибрид — это как бы два агрегата: к классическому бензиновому ДВС со всеми его проблемами добавляются «фишки» электромотора, батареи и управляющей электроники, которая занимается синхронизацией работы битопливной системы.

О сервисной стороне обслуживания гибридных автомобилей нам согласился рассказать руководитель петербургского СТО «Гибрид Сервис» Сергей Щербаткин.

Гибрид гибриду рознь

При общей концепции слияния бензинового и электрического моторов техническая реализация подобных авто отличается порой от модели к модели, не говоря уже о разных марках. И, увы, пресловутое «настоящее японское качество» дает сбой из-за излишней навороченности систем и массы нюансов, которые вносят коррективы и в работу ДВС.

Главное, что нужно помнить: гибрид — это не электромобиль, без бензинового мотора система работать не будет. А потому на первом месте, разумеется, ДВС. Тут, в общем-то, все как обычно: регулярная и частая замена качественного масла, фильтров, профилактика системы ГРМ и — внимание! — обязательная чистка топливной системы.

Гибрид очень критичен к точной работе бензинового мотора: любые сбои, которые, как правило, происходят из-за топливной аппаратуры, приводят к резкому увеличению нагрузки на электрическую составляющую, а она старается компенсировать провалы в работе. Из-за этого система может выйти из строя гораздо раньше положенного срока.

Беда гибридных модификаций Lexus — трещина боковой крышки трансмиссии, появляющаяся в одном и том же месте. Это конструктивный просчет японских инженеров, который не был исправлен и на современных моделях. Отдельно деталь не продается — по гарантии меняют коробку в сборе. «Гибрид Сервис» разбирает трансмиссию и заваривает трещину аргоном, после чего узел продолжает работать в обычном режиме без каких-либо проблем

Еще одна особенность — работоспособность системы кондиционирования и охлаждения батареи. Для тягового аккумулятора предусмотрена отдельная система охлаждения с вентилятором, за функционированием которой также нужно следить.

Особенность гибридов Toyota — отдельная помпа системы охлаждения инвертора, жидкость для которой одновременно служит и смазкой. Менять ее нужно строго каждые 40–50 тыс. км, иначе помпа начинает подклинивать, что ведет к перегреву и выходу из строя очень дорого инвертора.

Что же касается коробки передач, то в «Тойотах», а позже и почти во всех остальных гибридных автомобилях начали использовать так называемый электровариатор, или e-CVT. Правда, чисто технически коробка к классическим вариаторам отношения не имеет: это некий симбиоз планетарной трансмиссии со специальными электромоторами, которые изменяют скорость вращения солнечной шестерни. В такой коробке нет ни передач, ни гидротрансформатора, да и в целом сломаться там могут только втулки, муфты, подшипники и в редких случаях дифференциал.

Рекомендации по таким коробкам стандартные: главное — это максимально частая замена масла (не позже 40 тыс. км пробега). Эксперты «Гибрид Сервис» рекомендуют использовать только оригинальные масла производителей, в частности по Toyota это трансмиссионное масло ATF WS.

Если же наблюдаются чисто механические повреждения, то обычно никто такую трансмиссию не перебирает — ее просто меняют на контрактную, благо стоит это не очень дорого: от 20 тыс. рублей.

Компания Toyota использует для своих гибридных моделей разные двигатели — от 1,5-литрового агрегата до V8 5.0. И, как показывает практика обслуживания, чем мощнее основной ДВС, тем больше проблем с гибридной системой, компоненты которой порой не справляются с огромным крутящим моментом. Специалисты СТО «Гибрид Сервис» фиксируют увеличение количества обращений владельцев Toyota Prius даже при переходе от мотора 1.5 к 1.8

Батарея и срок ее службы

Главный источник беспокойства в случае с гибридным автомобилем — это, конечно, тяговая батарея, состоящая из нескольких десятков отдельных сегментов. Как ни крути, а даже при идеальном содержании с возрастом ее емкость падает, ячейки разрушаются, контакты окисляются и бортовой компьютер выдает ошибку что-то вроде Check hybrid system. С вероятностью 90% это проблема именно батареи.

Сразу стоит обратить внимание, что батареи на разных гибридных автомобилях могут быть разными: где-то стоят элементы в виде парных цилиндров, прозванные в народе «бамбуком», где-то — более привычные катриджи-аккумуляторы. Количество и размер тоже разнятся, но в основном это все никель-металлгидридные элементы.

После диагностики батарея снимается — приходится частично разбирать заднюю часть салона, что требует дополнительного времени и денег. После этого батарея подключается к специальному стенду, нагружается и проверяется монитором — необходимо замерить ток в каждой ячейке батареи, чтобы определить «битые» элементы.

Производители диагностического оборудования почему-то не позаботились о мониторе, который может проверять все ячейки батареи одновременно, а потому техники СТО «Гибрид Сервис» сделали его сами: прибор получился не очень эстетичным внешне, зато весьма эффективным

Итак, нормальное состояние вольтажа каждой ячейки — 7,5 В. Отклонение не должно превышать 0,3 В. Все, что не вписывается в эти значения, — ошибка и неисправность ячейки. Если количество «битых» элементов более 50% — батарея идет на выброс. В зависимости от емкости и размера машины она обычно состоит из 28–40 элементов.

Главный недостаток в том, что «битые» ячейки портят окружающие исправные. Так что если проблему запустить, не очень дорогое обновление трех-пяти элементов грозит обернуться дорогостоящей заменой всей батареи.

К сожалению, оригинальные ячейки отдельно не продаются. Можно поискать неоригинальные китайского производства, однако на профильных сервисах доверия им нет. Специалисты рекомендуют выбирать контрактные. Для Toyota Prius одна ячейка стоит 3–4 тыс. рублей, для Lexus RX — 6–8 тыс. рублей, для Lexus LS — 8–10 тыс. рублей.

Эксперты СТО «Гибрид Сервис» называют Honda Civic Hybrid одним из самых неудачных гибридных автомобилей и не рекомендуют его к покупке. В машине используются цилиндровые ячейки, которые очень быстро выходят из строя даже после замены. Причем измененная конструкция гибридного привода на моделях Honda Insight и CRZ служит заметно дольше

Читать еще:  Горит значок двигателя на панели калины что это

Каков итог?

Если подводить итог, то в целом особых технических проблем гибридные автомобили своим владельцам не доставляют, однако и расслабляться тоже не дают. Тут закономерность простая: чем больше узлов в автомобиле может выйти из строя, тем больше вероятность того, что рано или поздно они потребуют к себе внимания.

При выборе гибридного автомобиля крайне желательно знать все нюансы примененной бензоэлектрической системы и работоспособность тяговой батареи — это основные риски при покупке. В остальном проблемы будут касаться поиска грамотных профильных специалистов и контрактных запчастей. Нужно ли это для того, чтобы сэкономить три капли топлива и похвастаться перед друзьями чудом техники, каждый решает сам.

Редакция журнала «Движок» выражает благодарность СТО «Гибрид Сервис» и его руководителю Сергею Щербаткину за помощь в подготовке материала

Гибридный автомобиль Toyota Prius

По всему миру Toyota продала уже более 1,2 миллиона Prius’ов. Теперь на рынок пришло третье поколение гибридного седана. Оно сулит увеличение мощности и еще большее сокращение расхода топлива.

Британский юмор порой насквозь пропитан сарказмом. Один эксперт-журналист с английских островов написал, что гибридные модели Toyota «будто созданы для тех, кто вообще терпеть не может машины». Может, тут есть доля правды? Является ли экономичность противоположностью удовольствию?

Беверли Хиллз ездит на Toyota Prius
Американцы считают иначе: Toyota Prius распространяется в стране больших SUV’ов и пикапов словно спам. Среди знатных жителей Беверли Хиллз, где автомобиль нужен не для получения удовольствия, а исключительно для поддержания собственного эго, с высочайшей самоуверенностью на Toyota Prius ездят те, кто желает создать себе имидж интеллигента, открытого миру и заботящегося об окружающей среде. На Роллсе тут играют роль принца. Так что все зависит от обстоятельств. Способ добраться из пункта А в пункт Б с минимальным расходом натуральных ресурсов, разумеется, очень заманчив. Toyota Prius доказывает это в поездке из Штутгарта через Шварцвальд в горы Кайзерштуль.

Toyota Prius сдает экзамен на экологичность
Немного автобана, множество извилистых проселочных дорог. Стиль вождения: вовсе не нацеленный на экологичность, совершение обгонов при появлении возможности. Через 208 километров остановка на заправке: смехотворные 10,7 литра отправляются в бак, средний расход составляет 5,1 литра на 100 километров. Обратно едем по автобану. Здесь можно дольше ехать на полном газу, что позволяет Prius’у после мучительно долгого разгона развить скорость в 190 км/час. Средний расход 8,4 литра на 100 километров. За весь тест в среднем Prius расходовал 5,9 литра, а такой показатель говорит в пользу автомобиля, способного быть семейным и с удобством размещать четырех человек. Так что сочетание электромотора с 1,8-литровым четырехцилиндровым двигателем нового поколения Prius с успехом проходит тест на экологичность.

На электроприводе Toyota Prius может проехать 1,5 километра
Поскольку мы тестировали машину жестче, нежели ее нагружают при повседневном использовании, то очень хочется верить, что перед запятой в расходе топлива может стоять четверка. Да и показания в кокпите, где отображается поток мощности и расход топлива, постоянно бросают вызов бороться за новые рекорды по экономии горючего. И если уж кто-то и нажимает педаль акселератора в пол, то делает он это автоматически и совесть его нечиста. Интересно также проверить режим EV, который включается при помощи кнопки. В этом режиме Toyota Prius едет только на электрическом приводе, двигатель внутреннего сгорания в это время отдыхает. При этом скорость будет не выше 45 км/час, поэтому такой режим больше подходит для движения по городу. И небольших дистанций. Если вам удастся проехать 1,5 километра, пока не лампочка батареи не пожалуется на недостаток заряда, вас можно поздравить. И все же этого достаточно, чтобы маневрировать без выхлопных газов на стоянке или избавить окружающих от шума вашего мотора при движении в пробке.

Ходовые качества нового Toyota Prius стали лучше
Теперь можно представить, какой потенциал скрывает в себе гибрид и на что он будет способен в дальнейшем, когда техника применения батарей будет еще больше усовершенствована. По сравнению с предыдущей моделью Prius сделал огромный шаг вперед в качестве двигательной установки. Да и по другим параметрам он однозначно стал лучше. Рулевое управление работает легко и точно, в нем даже появилась капля спортивности. В целом Prius стал проворнее — это современный переднеприводной автомобиль, который без проблем, а при желании даже быстро проходит повороты, уверенно ускоряется на автобане и отличается пусть и не лучшими, но достаточно хорошими тормозами. И что еще важнее: увеличилась плавность хода. Хотя Toyota Prius едет по дороге не идеально ровно, он научился так поглощать волны покрытия, что они больше не становятся темой для обсуждения среди его пассажиров.

Двигатель Prius’a работает по циклу Аткинсона
Но есть и другие темы для дискуссий. Например, усиливающееся завывание ветра на высокой скорости и необычайно громкий шум колес, которые превращаются на трассе в назойливую какофонию. Или возьмем еще мотор. Он работает по так называемому циклу Аткинсона. Он связан с фазами газораспределения впускных клапанов, улучшает КПД в верхнем диапазоне оборотов и снижает необходимость добавления масла в горючую смесь при полной нагрузке, что ведет к уменьшению выброса выхлопных газов и экономии топлива. Те, кого интересуют детали, могут почитать об этом принципе в Википедии. Но при управлении автомобилем эти тонкости практически незаметны. Принцип Аткинсона отрицательно сказывается на развитии крутящего момента в нижнем диапазоне, поэтому можно с уверенностью сказать, что вряд ли двигатель внутреннего сгорания пользовался бы такой популярностью на протяжении более 100 лет, если бы за основу производители брали цикл Аткинсона.

Toyota Prius не дотягивает до идеала
Однако в сочетании с электромотором, который за счет своей тяги может сгладить трогание с места, ситуация снова меняется. И все же общая картина, к которой следует добавить и такую характерную деталь Toyota Prius, как бесступенчатый вариатор, не слишком впечатляет. Отзывчивость педали газа с очень большим ходом становится особенно медленной при включении режима Eco. У Prius’a имеется и режим Power, в котором основная работа ложится на плечи бензинового двигателя, но тогда ощутимо растет расход топлива. В любом случае испытанию подвергается ваше терпение, пока автомобиль не начнет двигаться как следует.

Водитель должен научиться пассивному стилю вождения
За всеми этими настройками, требующими привыкания, скрывается стремление научить водителя ездить пассивно. Это пойдет на пользу аппетиту гибридного привода. При таком раскладе двигатель внутреннего сгорания воспринимается всерьез лишь постольку поскольку. Он спокойно гудит и не претендует на всеобщее внимание. Все меняется тогда, когда требуется мощность, которая в сумме возможностей поршневого и электрического двигателей составляет 136 лошадиных сил. Тут мотор начинает мучительно реветь и при ускорении остается в том диапазоне оборотов, который позволяет ему развивать лучшую тягу. Звучит все это как старая стиральная машинка в режиме отжима белья и постепенно начинает действовать на нервы. Зато экономить газ и бензин можно даже на автобане. Управлять Toyota Prius — значит учиться. И попрощаться со своей влюбленностью в звучание и обороты четырех цилиндров с турбонаддувом и удивительно точной работой привода.

Неприглядный пластик Toyota Prius
Кроме того, поездка определяется свободой, которую дает нам автомобиль: иметь возможность ехать туда, куда мы хотим. Ведь это тоже может приносить удовольствие. Казалось бы, порадовать должна приятная обстановка в салоне, но и тут у Toyota Prius есть недоработки. Плохой обзор его кузова при плотном движении может легко разозлить, а дешевый пластик салона разочаровывает ввиду цены, которую просят за этот «седан» Toyota. К тому же эргономичность кнопок управления и кучно расположенные цифровые табло никак

ПлюсыМинусы
Кузов— хорошая вместительность салона
— большой багажный отсек
— плохой обзор
— невпечатляющая отделка пластиком
Комфорт— удобные сиденья
— хорошее кондиционирование
— удовлетворительная амортизация
— к некоторым кнопкам управления нужно привыкать
— сильный шум колес
Привод— очень эффективный привод
— незаметная работа автоматики
— большой запас хода
— медленная отзывчивость педали газа
— посредственные характеристики движения
— ворчливое звучание мотора
Ходовые качества— уверенность в поворотах
— стабильное ускорение
— достаточная проворность
— точное рулевое управление
— сильные крены в экстремальных условиях
Безопасность— хорошая система безопасности
— эффективные тормоза
Экологичность— очень низкий расход топлива
— малый выброс выхлопных газов
— соответствие нормам Евро 5
Расходы— небольшие расходы на топливо
— трехлетняя гарантия (пять лет на гибридный привод)
— небольшой налог
— относительно высокая цена

Гибридный привод Toyota Prius демонстрирует высокую эффективность. Если не брать в расчет ворчание двигателя, придраться практически не к чему. Характеристики движения и уровень комфорта были усовершенствованы. Тем, кто стремится заботиться об экологии, Prius понравится.

Стоимость Prius

Вступление в зеленый рай Toyota Prius обходится недешево. Уже базовая модель стоит 24 950 евро, а комплектация Life, которая проходила наш тест, продается за 26 250 евро.
За эту разницу в цене покупатель получает вместо 15-дюймовых 17-дюймовые колеса с широкими шинами (215/45 R17 вместо 195/65 R15), а также круиз-контроль и кожаный руль.

Примечание: стоимость модели Prius в РФ начинается от от 1 177 000 рублей.

Toyota Prius оказывается выгодным в эксплуатации
Самая дорогая комплектация Executive за 28 250 евро включает еще и автоматическое регулирование ближнего света, светодиодные фары, аудиосистему с Bluetooth и CD-чейнджером, плюс систему открывания дверей и запуска автомобиля без ключа Smart-Key. Общим преимуществом для всех Toyota Prius является очень выгодный налоговый тариф благодаря низкому уровню выброса углекислого газа (до 89 гр/км в нормальном цикле с 15-дюймовыми колесами). На данный момент это наименьший выброс CO2 среди всех бензиновых автомобилей на рынке. Кроме того, Prius недорого обходится в страховании, обслуживании и ремонте. Расходы на ремонт и обслуживание для модели нового поколения, по словам производителя, удалось сократить отчасти за счет того, что здесь нет обычного стартера, генератора и ременных приводов для сопутствующих агрегатов. Главным критерием затрат выступает расход топлива. Впрочем, он, как обычно, напрямую зависит от стиля вождения. Однако достичь показаний ниже 5 литров на сто километров удается без особого труда.

Читать еще:  Установка стационарного двигателя на катер своими руками

Электронная начинка Prius’a
Электронное управление системы привода доказывает совершенство, которого достигла Toyota в производстве гибридов. И если бы не периодичное доминирование шума мотора, водитель бы совсем не замечал, как бензиновый и электрический двигатели подменяют друг друга в работе (смену типа привода можно увидеть на дисплее).

Экономный расход топлива в режиме Eco
И все же у водителя есть выбор. В режиме Eco предпочтение отдается работе электромотора. За счет этого можно получить минимальный расход топлива. Рядом расположена кнопка, включающая режим Power. Здесь двигатель внутреннего сгорания спонтаннее реагирует на нажатие педали акселератора, а раскрытие потенциала происходит с более выраженным темпераментом. Обратная сторона медали: растет расход топлива. В качестве третьего варианта можно выбрать режим EV, при активации которого Prius едет только на электрическом приводе, сколько это позволяет заряд батареи. При этом максимальная скорость составляет 45 км/час, а запас хода равен примерно 1,5 километра при оптимальных условиях — полностью заряженной батарее, отсутствии подъемов, плавном стиле вождения. Прочие детали электронной начинки Prius’a не представляют из себя ничего особенного. В системе помощи на парковке нет ничего нового, а навигатор хоть и удобен в эксплуатации, оснащен дисплеем с относительно грубой, не соответствующей техническим достижениям графикой. Prius на каждый день и в испытаниях
Совершенно неудовлетворительный обзор относится к самым значительным слабостям Prius’a. Несмотря на присутствие парктроника маневрировать в стесненном пространстве одно мучение. Не помогает тут и громкое пищание, которое раздается при включении задней передачи и напоминает звучание погрузчика. На дороге и автобане на Prius’e лучше ехать спокойно.

Комфорт не самая сильная сторона Toyota Prius
Если нужно быстро разогнаться, вызвать раздражение могут вялое реагирование бензинового двигателя и его чрезмерный шум на высоких оборотах. Заметная работа по улучшению Toyota Prius отмечается в тех областях классического устройства автомобиля, которые не имеют никакого отношения к гибридному приводу. Руль с электронным приводом стал весьма отзывчивым, управление хоть и не спортивное, но достойное для автомобиля, приоритет которого — экологичность. Тормоза демонстрируют надежность, подвеска работает как следует, но при этом особым комфортом Prius не отличается.

Тест-драйв Toyota Prius. Вся правда о гибридном автомобиле

Удивительно, но история этого высокотехнологичного автомобиля началась еще в прошлом тысячелетии – в 1993 году, когда японцы решили сделать машину, способную успешно продаваться по всему миру. Основной акцент сделан на экономичности – была поставлена цель добиться сокращения расхода топлива на 50% по сравнению с моделью Toyota Corolla. И это им удалось. Серийный автомобиль сошел с конвейера в 1997 году, спустя всего пять лет после начала проекта. Сейчас Toyota Prius – самый продаваемый гибрид. Каждый день реализуется более 2 тысяч таких автомобилей по всему миру.

Начало производства Toyota Prius – 1997 год

Какой реальный расход у Toyota Prius?

Давайте проверим некоторые теоретические данные на практике. Например, заявленный заводом-производителем расход топлива в городском режиме у Prius – 3,9 литра на 100 километров, что выглядит достаточно оптимистично. Только непонятно, в каких условиях были получены данные результаты. Поэтому проведем свой эксперимент по определению реального расхода топлива у гибридного автомобиля Toyota Prius.

Будем проверять средний расход бензина по циклу «дом-работа-дом» в течение двух дней. Маршрут в Москве: проспект Вернадского, Ломоносовский проспект, Нахимовский проспект, Коломенский проезд, проспект Андропова. Расстояние от дома до работы – 16 километров, время в пути на работу – 1 час, с работы – 1 час 30 минут (на работу все едут в разное время, а с работы – в одно). Температура утром -2 градуса.

Средний расход бензина по циклу «дом-работа-дом» составил 7,5 литров на «сотню»

Средний расход по московскому городскому циклу в режиме ECO составил 7,5 литров на 100 километров вместо заявленных 3,9 л. Казалось бы, потребление топлива большое, но только по сравнению с паспортными данными. Если сравнивать с другими автомобилями, которые я испытывал по этому же маршруту, то Prius действительно оказался экономичным. Судите сами: средний расход у Suzuki Swift 1,2 с «автоматом» составил 11,9 л, а у KIA Rio 1,6 л – 12,5. Притом что Toyota Prius более тяжелый и мощный автомобиль.

А какой максимальный расход топлива возможен у Toyota Prius? Для этого надо активировать режим PWD и вдавливать педаль газа в пол при каждом удобном случае: с любого светофора и при любом перестроении. Максимум, чего я смог добиться, – 9,8 л на «сотню», что для машины весом 1,5 тонны очень достойный результат. По итогам второй части эксперимента я понял, что Toyota Prius вовсе не «овощной» автомобиль – зажигать можно и на нем. Например, чтобы уйти со светофора первым, надо выжать одновременно педали газа и тормоза, а как только загорится зеленый – «бросить» тормоз. Гибридная машина, как бешеный троллейбус, устремится вперед, оставив в недоумении других участников движения.

Сколько Toyota Prius проедет исключительно на электротяге?

Хотя Prius не является «чистым» электромобилем, он может ехать только на электротяге – не зря же у него есть специальная функция EV. А сколько километров автомобиль сможет преодолеть только на электродвигателе – мало кто себе представляет. Экспресс-голосование по этому вопросу, которое я провел у себя в твиттере и в ЖЖ, показало отсутствие даже приблизительного представления о том, на что способен Prius. Большинство моих друзей называли цифры от 30 до 100 километров.

Сколько проедет Toyota Prius на одном электродвигателе?

Тест проводился на закрытой территории судостроительного завода в Москве. Маршрут – петляние между корпусами с небольшими замедлениями и ускорениями. Как только батарея показала полный заряд – я бесшумно двинулся в путь. Можно было предположить, что расстояние, пройденное на электротяге, будет меньше, чем писали «френды», но на самом деле. Двигатель внутреннего сгорания включился, когда на одометре была цифра 1 километр 800 метров, при этом заряд батареи был на уровне 1/3 от общего объема. Если двигаться по прямой, да еще и летом, с небольшой скоростью, вполне возможно достичь результата километра четыре, но никак не 30 и тем более 100.

На электромоторе пройдено 1800 метров

Разумеется, электродвигатель в Toyota Prius предназначен для помощи основному бензиновому мотору и для «дерганья» в пробках, где как раз и формируется большой средний расход топлива. Нельзя сказать, что Prius при малых скоростях всегда едет на электромоторе, – ДВС достаточно часто включается для подзарядки основной батареи. Ведь кроме того, чтобы просто осуществлять движение 1,5-тонного автомобиля, энергия тратится на «дневной свет», музыку, навигацию, работу вентилятора печки. Вопреки ожиданиям, ДВС запускается весьма акцентированно, а не бесшумно, как можно было предполагать. Так же отчетливо слышно и как он глушится.

Стоимость Toyota Prius в максимальной комплектации – 1 399 000 рублей

Субъективное впечатление

Toyota Prius ощущается тяжелым автомобилем, эдаким электрокатком. Достаточно быстрым катком. Ход – плавный, подвеска – в меру жесткая. В салоне, как и в багажнике, места предостаточно, несмотря на футуристический дизайн, который, по идее, должен был «съесть» часть свободного пространства внутри автомобиля. Интерьер же, несмотря на нестандартное расположение основных элементов, показался мне скучноватым – серая кожа и такой же безликий пластик. Вероятно, так подчеркивается экологичность автомобиля маркетологами Toyota.

Интерьер не отличается красочностью

С другой стороны, необычного тут действительно много: комбинации приборов как таковой нет – есть монохромный дисплей по центру передней панели; рычага КПП тоже нет – вместо него синий джойстик. Еще одна интересная особенность: при езде назад автомобиль издает резкие импульсные звуки «пи-пи-пи», как некоторые грузовики. С одной стороны, такая забота о водителе весьма похвальна, с другой – сильно раздражает.

Особенности и стоимость владения Toyota Prius

Одно дело – покататься на Toyota Prius несколько дней, а другое – владеть им. Об особенностях эксплуатации я спрошу у своего «френда» Александра Коченова.

– Александр, расскажи подробнее про эксплуатацию Prius. Дорогой он в обслуживании? Как быстро «уходят» колодки, на сколько хватает основной аккумуляторной батареи?

– У меня предыдущая модель – Toyota Prius 20, которых сейчас достаточно много на вторичном рынке. При покупке заменил масло в коробке и меняю его раз в 80 тыс. км. В моторе масло меняю раз в 10-13 тыс. км – лью «синтетику», меняю воздушный, салонный и, естественно, масляный фильтры. Цена вопроса: 1200 руб. – масло, и около 1000 руб. трачу на все фильтры (это все сам делаю, благо теплый гараж с ямой есть в наличии). На машину поставил защиту картера, с установкой вышло около 3000 руб.

Toyota Prius 20

На предыдущем моем Prius при пробеге около 100 тыс. км менял передние колодки – 1200 руб. за комплект и 300 руб. за замену. Мне это сделали по пути в Нижний Новгород, когда старые внезапно заскрипели. Примерно так. Еще могу про кузовщину «докинуть».

На предыдущем своем Prius 11 попал в небольшую аварию, пришлось менять капот. Взял его за 5 тыс. руб. на «разборке». Тогда, два года назад, эта запчасть была в одном экземпляре на всю Москву. Сейчас таких проблем уже нет. Совсем.

На новогодние праздники планирую поехать в Австрию, покататься на «доске». Предварительно заеду в сервис: кажется, рычаги в передней подвеске «помирают», ну и колодки пусть глянут, пробегу уже тысяч 150.

Колодки задние вечные, передние ходят очень долго. Про умирающую батарею – сказки, они у первых Prius своей смертью начали умирать только сейчас. Ремонт недорогой, всю менять не обязательно – меняются отдельные элементы, по 1,5-3 тыс. руб. Новая стоит 60 тыс. руб., если покупать самому.

Читать еще:  Через какое время надо менять масло в двигателе

– Александр, можно ли считать Toyota Prius автомобилем на каждый день?

– Конечно! Toyota Prius – вполне комфортный автомобиль, не доставляющий головной боли.

Прогревается на ходу за 10 минут. «Кушает» по городу («газ в пол» и пробки): летом – 6 литров, зимой – 8. По трассе – смотря как едешь: 140-150 км/ч – 6,5 л, в потоке на скорости 90-110 – меньше «пятерки». Бензин заливаю 92-95 по настроению, разницы нет. И главное, автомобиль не ломается.

Немножко теории

Так в чем же инновационность автомобиля Toyota Prius? Только ли в гибридной силовой установке? Не только. Основные агрегаты автомобиля – мотор и коробка передач – в Toyota Prius не совсем обычные: двигатель работает по циклу Аткинсона, а КПП имеет так называемую планетарную структуру.

Основное отличие двигателя, работающего по циклу Аткинсона, от ДВС, работающего по классическому циклу Отто, – другие фазы газораспределения: 3-й такт впуска значительно длиннее, клапан закрывается на половине пути поршня к верхней мертвой точке, то есть когда в цикле Отто уже происходит такт сжатия. Кроме того, двигатель Аткинсона получил специальный коленвал со смещенными точками крепления, что позволило снизить потери на трении и поднять степень сжатия мотора до 13:1. В целом цикл Аткинсона эффективнее цикла Отто более чем на 10%. Однако такой тип двигателя способен хорошо работать лишь на высоких оборотах, на малых мощностные показатели подают. Поэтому данный силовой агрегат отлично сочетается с электромотором, который компенсирует нехватку тяги на «низах».

Коробка передач в Toyota Prius – планетарная: механическая система, состоящая из нескольких планетарных зубчатых колес (шестерен), вращающихся вокруг центральной солнечной шестерни. Такой тип коробки передач более компактен и обеспечивает быстрое и плавное переключение скоростей без потери мощности, в отличие от обычной АКПП с гидротрансформатором. Планетарные передачи отличаются долговечностью, так как нагрузка передается сразу несколькими сателлитами, что снижает напряжение зубьев. По субъективным ощущениям, такой тип коробки передач похож на вариатор – автомобиль разгоняется плавно и без рывков.

Что касается гибридной схемы Toyota Prius, то она в автомобиле параллельная и состоит из двигателя внутреннего сгорания объемом 1,8 л и мощностью 99 л.с. (145 Н·м) и электромотора мощностью 81 л.с. (207 Н·м). Кроме двигателей гибридная схема включает в себя инвертор, аккумуляторную батарею и генератор, который также выполняет роль стартера для пуска бензинового двигателя. Батарея может заряжаться несколькими способами: при торможении (рекуперация энергии), от двигателя через генератор и используя кинетическую энергию автомобиля.

Автомобиль на тест-драйв был предоставлен компанией «Рольф».

Приус

Производитель :Toyota
Года пр-ва:1997 — настоящее время

Приус (от лат. «идущий впереди») — гибридный автомобиль фирмы «Тойота», производится на заводах в Японии и Китае.

Известен высокой экономичностью и низким уровнем загрязнения (лучше Euro-5). Характерная особенность — отсутствие холостого хода.

Производится серийно с 1997 года:

Содержание

Описание

Приус обладает бензиновым и двумя электрическим мотор-генераторами, а также аккумулятором высокой ёмкости (часто называемым высоковольтной батареей, ВВБ). Электромотор способен также работать как генератор, превращая кинетическую энергию в электричество и подзаряжая аккумулятор. При этом электроэнергия может генерироваться как за счёт работы бензинового двигателя, так и за счёт торможения автомобиля (система рекуперативного торможения). Моторы могут работать как порознь, так и вместе. Работой всех двигателей управляет бортовой компьютер. Бензиновый мотор является двигателем Аткинсона. Такие двигатели экономичны, но обладают относительно низкой мощностью. Приус легко узнать по его обтекаемой форме. Коэффициент аэродинамического сопротивления составляет всего 0,26. Кондиционер работает непосредственно от аккумулятора, независимо от двигателей. Кабина оборудована сенсорным дисплеем, показывающем работу двигателей, заполненность аккумулятора и другие параметры. Дисплей позволяет управлять аудиосистемой и кондиционером, но не автомобилем. Передачи (передняя, нейтральная, задняя, силовая передача) переключаются не коробкой передач, а находящимся около руля джойстиком и кнопкой рядом с ним (для стоянки). «Ручной тормоз» сделан в виде педали под левой ногой водителя. Скорость показывается зелёным цифровым индикатором. Автомобиль открывается электронным ключом зажигания; в случае его неисправности можно попасть в салон (но не ехать), используя механический ключ. Включается автомобиль вставкой ключа зажигания и нажатием кнопки Power при нажатом тормозе.

Приус высоко экономичен по нескольким причинам:

  • КПД любого бензинового мотора не является постоянной величиной, а зависит от мощности. Благодаря возможности как добавлять мощность за счёт электромотора, так и тратить часть мощности на зарядку аккумулятора, а также (на низких скоростях) вообще выключать бензиновый мотор и ехать только за счёт электричества, удаётся оптимизировать работу двигателя.
  • Во время остановок в пробках, перед светофорами и т. д. двигатель выключается. У других автомобилей он работает на холостом ходу, тратя бензин. В длительных пробках система жизнеобеспечения (фары, бортовой компьютер, аудиосистема, усилители тормозов и руля) «съедают» заряд батареи и двигатель запускается для подзаряда ВВБ, однако это все равно гораздо экономичнее, чем крутить двигатель объемом 2 литра (примерный эквивалент силовой установки Приуса).
  • Двигатель Аткинсона экономичен сам по себе. Его маломощность является терпимым недостатком, поскольку дополнительная мощность может обеспечиваться электромотором.
  • При торможении и притормаживании (например, на крутом спуске) энергия запасается в аккумуляторе, благодаря рекуперативному торможению.
  • Низкое аэродинамическое сопротивление снижает расход топлива, особенно на высоких скоростях или при сильном встречном ветре.
  • Некоторые модели оборудованы кнопкой EV, активизирующей режим электромобиля. В этом режиме автомобиль может плавно разгоняться (до 57 км/ч) и тормозить, и на свободных шоссе с малыми перепадами высот может показывать запредельную эффективность. Дополнительным плюсом является возможность въехать в плохо проветриваемый гараж и не бояться отравиться выхлопными газами. Однако в этом режиме в холодное время года возможности обогрева салона ограничены — все современные машины обогревают салон, отбирая тепло из системы охлаждения, которая при неработающем двигателе остывает за несколько десятков минут.

Преимущества

  • Высокая экономичность, как следствие — экономия расходов на бензин и необходимость реже заезжать на заправку
  • Низкий уровень загрязнения атмосферы. Частично это следствие экономичности (чем меньше сжигается топлива, тем меньше вредных выбросов), а частично — выключения двигателя на остановках, когда в атмосферу попадают особенно вредные для здоровья людей газы. Согласно сайту autolook.ru, «по сравнению с традиционным автомобилем Приус выбрасывает в атмосферу на 85% меньше несгоревших углеводородов СnНm и окислов азота NOx». [2]
  • Низкий уровень шума, по нескольким причинам:
    • Во время остановок двигатель выключается
    • Вместе с бензиновым двигателем, а иногда и вместо него, работает более тихий электродвигатель
  • Отличная динамика:
    • тяговый электродвигатель всегда выдает максимальный крутящий момент
    • отсутствие КПП как таковой (используется планетарная передача)
  • Высокий уровень безопасности для водителя и пассажиров, по нескольким причинам:
    • Две независимые системы торможения — рекуперативная и фрикционная
    • Машина тяжёлая (1240 кг)
    • Высокие результаты краш-тестов для водителя и пассажиров
  • Электронный ключ зажигания.

Недостатки

  • Более высокая цена, чем у автомобилей такого класса. Во многих странах, однако, высокая цена частично компенсируется налоговыми льготами. Кроме того, разницу в ценах частично или полностью компенсирует экономия бензина.
  • Низкие результаты краш-тестов для пешеходов.
  • По мнению некоторых, бесшумность машины может быть опасной для слепых пешеходов.
  • Автомобиль не рекомендуется оставлять без движения на срок более 3 месяцев из-за возможной разрядки аккумуляторов [3].

Критика

Некоторые считают, что в будущем возникнет проблема утилизации использованных аккумуляторов. Однако Тойота (и Хонда) взяли на себя обязательство утилизировать использованные аккумуляторы; более того, они не только принимают использованные аккумуляторы, но и платят за каждый по $200 [4].

Конструктивные особенности

  • При торможении автоматически подзаряжает аккумулятор (рекуперативное торможение)
  • При динамичном разгоне оба двигателя объединяют усилия — Hybrid Synergy Drive (произносится [ха́йбрид си́неджи драйв])
  • Бортовой компьютер (32-битный процессор) поддерживает оптимальный режим работы бензинового двигателя (Цикл Аткинсона) и оптимальный уровень заряда аккумулятора (
  • Старт-стоп бензинового двигателя полностью автоматизирован, переключение режимов «Движение», «Парковка» (drive, parking) — при помощи джойстика на приборной панели (

Версии

ОсобенностиКод модели
Prius-1 (NHW10)Prius-1.5 (NHW11)Prius-2 (NHW20)Prius-3 (ZVW30)
Начало продаж1997200020032009
Тип кузова (коэффициент аэродинамического сопротивления)Седан (Cx = 0.26)Седан (Cx = 0.26)Хэтчбэк (Cx = 0.25)
БатареяВремя полной зарядки от сети 220V
Ёмкость, А·ч66.56.56.5
Масса, кг57504545
Модулей (Сегментов в модуле)40 (6)38 (6)28 (6)28 (6)
Всего сегментов240228168168
Напряжение 1го сегмента, В1.21.21.21.2
Суммарное напряжение, В288273,6201,6201,6
Электро-двигательМощность, кВт30335060
Бензиновый

43 (1.5 л.)52 (1.5 л.)57 (1.5 л.)98 (1.8 л.) 2ZR-FXE
Макс. обороты, об/мин4000450050005200
Синергетический режимМощность, кВт (л.с.)58 (78.86)73 (99.25)82 (111.52)100 (136)
Разгон от 0 до 100 км/ч, сек13,5?10.99.9
Максимальная скорость (на электро-двигателе), км/ч160 (40)180 (60)180 (60)?
Вес, кг1240122012401310
Выхлоп CO2, г/км??10490

Расход топлива

Машина демонстрировала расход топлива 3,8 л на 100 км. Усредненный расход топлива на Toyota Prius, по данным EPA, составляет 5,1 л на 100 км.

Производство

В 2007 году Toyota произвела 280 тысяч автомобилей Prius. К началу 2009 года планируется увеличить производство до 450 тысяч штук в год. [1] [2]

Известные владельцы

  • Леонардо Дикаприо
  • Сандра Буллок
  • Сергей Брин
  • Стивен Возняк
  • Том Хэнкс
  • Харриссон Форд
  • Чарльз, принц Уэльский
  • Арнольд Шварценеггер
  • Камерон Диаз

Американский журнал Time включил Prius в ежегодный рейтинг самых влиятельных людей мира, «журнал не заботит, что Prius не человек».

Джон Маккейн купил дочери Prius, Барак Обама — себе гибридный Ford Escape (производится по HSD-лицензии Toyota). [3]

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector