Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электрическая схема переключения двигатель со звезды на треугольник

Подключение электродвигателя по схеме звезда и треугольник

Схема питания электродвигателя («звезда» или «треугольник») чаще всего определяется непосредственно условиями его эксплуатации. Соединение обмоток «звездой» даст более плавную работу, однако в некоторых условиях приведет к небольшим потерям мощности. Соединение «треугольником», в тех же условиях питающего напряжения, даст большую механическую мощность.

Порой трехфазный двигатель необходимо подключить к однофазной сети, тогда прибегают к различным схемам, опять же в зависимости от поставленных задач. Так или иначе, давайте разберемся, в чем различие соединений обмоток «звездой» или «треугольником», и для чего та и другая схемы включения электродвигателя нужны.

Прежде всего отметим, что в данной статье речь пойдет об асинхронных трехфазных электродвигателях, поскольку именно эти машины переменного тока просты, надежны, эффективны и доступны более других, к тому же они способны выдерживать механические и электрические перегрузки, сохраняя свою работоспособность. При этом переключение обмоток статора со «звезды» на «треугольник» и обратно осуществить очень просто: достаточно открыть крышку, под которой расположены выводы обмоток, и изменить положение перемычек.

Треугольник

Соединение обмоток трехфазного двигателя по схеме «треугольник» подразумевает соединение концов трех обмоток как бы в вершинах «треугольника», то есть получается три точки, в которых соединяются последовательно три обмотки статора, по две точки связи для каждой из трех обмоток. Никакого среднего вывода здесь не получится. Трехфазное напряжение необходимо будет подводить к вершинам треугольника.

«Треугольник» — трехпроводное соединение. Оно главным образом применяется с целью получения от двигателя максимального крутящего момента и максимальной мощности при неизменных оборотах. Или если двигатель рассчитан на трехфазное напряжение 380 вольт, и его обмотки соединены для этого «звездой», а его нужно включить в сеть с напряжением 220 вольт, то обмотки переключают со «звезды» на «треугольник». В этом случае мощность двигателя и его крутящий момент остаются такими же, как если бы он питался от сети 380 вольт.

Звезда

Соединение все тех же трех обмоток «звездой» предполагает объединение трех обмоток статора в одной общей точке, причем три свободных вывода этих трех обмоток остаются свободными для подачи на них трехфазного напряжения. Так получается «звезда» из обмоток, имеющая теперь общую точку схождения обмоток в центре, и растопыренные (подобно лучам трехконечной звезды) обмотки со свободными выводами.

Центральная общая точка может использоваться здесь для присоединения к нейтральному проводу четырехпроводной трехфазной сети. «Звезда» с нейтральным проводом — соединение четырёхпроводное, в котором нейтральный провод обеспечивает независимость работы каждой из фаз потребителя от другой. Соединение «звезда» рассчитано на трехфазное напряжение 380 вольт.

Переключение со «звезды» на «треугольник» в момент пуска

Для плавного пуска асинхронного трехфазного двигателя, рассчитанного на работу в соединении «треугольник», полезно применять пуск в соединении «звезда», а когда двигатель разгонится — перевести его обмотки на «треугольник». Суть в том, что при подаче на обмотки соединенные «звездой», и предназначенные для работы под напряжением 380 вольт, напряжения 220 вольт в момент старта, происходит уменьшение линейного тока в 3 раза.

Данный подход пригодится для старта асинхронного двигателя под малой нагрузкой или на холостом ходу. Однако тут есть нюансы: необходимо рассчитать время переключения, чтобы успела погаснуть дуга и не возникло бы короткого замыкания в момент переключения, а так же чтобы двигатель не потерял скорость из-за слишком долгого переключения, и не возникло бы броска тока. Можно процесс старта автоматизировать при помощи пускателей, но есть вариант получше.

Читать еще:  Влияние режима работы двигателя на загрязнение окружающей среды

Чтобы автоматизировать процесс плавного пуска асинхронного двигателя с уменьшением пускового тока, применяют специальные пусковые реле, которые выдерживают установленное время задержки, затем переключают обмотки, не допуская дуг и коротких замыканий. Уставка регулируется пользователем в соответствии с его индивидуальными потребностями, с особенностями работы оборудования.

Схема переключения звезда треугольник

Паспортные данные, приведенные на шильдике трехфазного асинхронного электродвигателя (АД) содержат все важные эксплуатационные технические данные машины, среди которых обязательно указывается и номинальный рабочий ток.

Два его значения, указанные через дробь означают потребляемый ток двигателя при схемах соединения его статорных обмоток: треугольником (имеет большее значение) и звездой.

Включение и пуск АД с обмотками, включенными по схеме треугольник сопровождается очень высокими пусковыми токами, которые могут быть причинами падения напряжения электросети, что, в свою очередь может вызвать различные неисправности электрооборудования, питаемого этой-же электросетью.

Для минимизации нагрузочных стартовых токов АД и во избежание подобных последствий представляется рациональным используемая для двигателей большой мощности практика пуска АД с соединением обмоток в звезду с последующим переключением на схему треугольник.

Схема звезда — треугольник

Данная схема реализована на релейно-контактной логике, в ее состав входят два магнитных пускателя К2, К3 и реле времени, совмещенное с контактором К1. Пуск АД производится при помощи магнитного пускателя К3, коммутирующего его обмотки в звезду.

Далее, по окончанию определенного промежутка времени, достаточного для выхода двигателя на номинальную частоту вращения и снижения пускового тока до номинального значения происходит срабатывание реле К1.

Как видно из схемы, сработка реле отключит разомкнет питающую цепь контактора К3 и замкнет цепь питания К2, коммутирующего обмотки АД в треугольник, вызвав его сработку. Таким образом, обмотки работающего двигателя окажутся включенными по схеме треугольник.

По сути, снижение пускового тока двигателя предложенным здесь способом реализуется включением его статорных обмоток при пуске на пониженное напряжение 220 В — звездой, с последующим переключением обмоток на рабочее напряжение 380 В — треугольником.

Обратите внимание, что данный способ снижения пусковых токов может быть использован для электродвигателей с вариантом рабочего напряжения 380/660 В (указывается на шильдике). Подключении обмоток АД, на табличке которого указано рабочее напряжение 220/380 В в треугольник вызовет его выход из строя.

Двигатель попросту сгорит, так как при подключении обмоток в треугольник окажется запитанным повышенным напряжением: его рабочее фазное фазное напряжение составляет 220 В, а линейное 380 В.

Переключение схемы обмоток может быть осуществлено не только управляющим сигналом реле времени. В качестве контролируемой величины может быть потребляемый ток; тогда вместо реле времени в схеме должно использоваться токовое реле.

  • Главная
  • Электросхемы
  • Схема переключения звезда треугольник

Перейти на форум

Данный сайт создан исключительно в ознакомительных целях. Материалы ресурса носят справочный характер.

При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на l220.ru обязательна.

Документ, определяющий правила устройства, регламентирующий принципы построения и требования как к отдельным системам, так и к их элементам, узлам и коммуникациям ЭУ, условиям размещения и монтажа.

ПТЭЭП

Требования и обязанности потребителей, ответственность за выполнение, требования к персоналу, осуществляющему эксплуатацию ЭУ, управление, ремонт, модернизацию, ввод в эксплуатацию ЭУ, подготовке персонала.

ПОТЭУ

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок — документ, созданный на основе недействующих в настоящее время Межотраслевых правил по охране труда (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150).

Читать еще:  Двигатель 2sz fe схема масляных каналов в двигателе

Подключение электродвигателя по схеме звезда и треугольник

Схемы подключения электродвигателя. Звезда, треугольник, звезда — треугольник.

Асинхронные двигатели, имея ряд таких неоспоримых достоинств, как надежность в эксплуатации, высокая производительность, способность выдерживать большие механические перегрузки, неприхотливость и невысокая стоимость обслуживания и ремонта, обусловленные простотой конструкции, имеют, конечно и свои определенные недостатки.

На практике применяются основные способы подключения к сети трёхфазных электродвигателей: «подключение звездой» и «подключение треугольником».

При соединении трёхфазного электродвигателя звездой, концы его статорных обмоток соединяются вместе, соединение происходят в одной точке, а на начала обмоток подаётся трехфазное напряжение (рис 1).

При соединении трёхфазного электродвигателя по схеме подключения «треугольником» обмотки статора электродвигателя соединяются последовательно таким образом что конец одной обмотки соединяется началом следующей и так далее (рис 2).

Не вдаваясь в технические и теоретические основы электротехники известно, что электродвигатели у которого обмотки, соединенные звездой работают плавнее и мягче, чем электродвигатели с соединенными обмотками треугольником, необходимо отметить, что при соединении обмоток звездой электродвигатель не может развить полную мощность. При соединении обмоток по схеме треугольник электродвигатель работает на полную паспортную мощность (что составляет в 1,5 раз больше по мощности, чем при соединении звездой), но при этом имеет очень большие значения пусковых токов.

В связи с этим для снижения пусковых токов целесообразно (особенно для электродвигателей с большей мощностью) подключение по схеме звезда — треугольник; первоначально запуск осуществляется по схеме «звезда», после этого (когда электродвигатель «набрал обороты»), происходит автоматическое переключение по схеме «треугольник».

Еще вариант схемы управления двигателем

Подключение напряжения питания через контакт NC (нормально закрытый) реле времени К1 и контакт NC К2, в цепи катушки пускателя К3.

После включения пускателя К3, своими нормально-замкнутыми контактами размыкает цепи катушки пускателя К2 контактами К3 (блокировка случайного включения) и замыкает контакт К3, в цепи питания катушки магнитного пускателя К1, который совмещен с контактами реле времени.

При включении пускателя К1 происходит замыкание контактов К1 в цепи катушки магнитного пускателя К1 и одновременно включается реле времени, размыкается контакт реле времени К1 в цепи катушки пускателя К3, замыкает контакт реле времени К1 в цепи катушки пускателя К2.

Отключение обмотки пускателя К3, замыкается контакт К3 в цепи катушки магнитного пускателя К2. После включение пускателя К2, размыкает своими контактами К2 в цепи катушки питания пускателя К3.

( Начало обмоток статора: U1; V1; W1. Концы обмоток: U2; V2; W2. На клеммной доске шпильки начала и концов обмоток расположены в строгой последовательности: W2; U2; V2; под ними расположены: U1; V1; W1. При подключении двигателя в «треугольник» шпильки соединяются перемычками: W2-U1; U2-V1; V2-W1.)

На начала обмоток U1, V1 и W1 через силовые контакты магнитного пускателя К1 подаётся трехфазное напряжение. При срабатывании магнитного пускателя К3 с помощью его контактов К3, происходит замыкание, соединяя концы обмоток U2, V2 и W2 между собой обмотки двигателя соединены звездой.

Через некоторое время срабатывает реле времени, совмещённое с пускателем К1, отключая пускатель К3 и одновременно включая К2, замыкаются силовые контакты К2 и происходит подача напряжение на концы обмоток электродвигателя U2, V2 и W2. Таким образом электродвигатель включается по схеме треугольник.

Для запуска двигателей по схеме звезда-треугольник разными производителями выпускаются так называемые пусковые реле, название они могут иметь разные «Пусковые реле времени» , реле «старт-дельта» и др., но назначение у них одно и тоже:

Читать еще:  В чем разница между двигателем f6ja и f6jb

РВП-3, ВЛ-32М1, D6DS (Австрия) , ВЛ-163 (Украина), CRM-2T (Чехия), TRS2D (Чехия), 1SVR630210R3300 (ABB), 80 series (Finder) и другие.

Типовая схема с пусковым реле времени (реле «звезда/треугольник») для управления запуском трехфазного асинхронного двигателя:

Вывод : Для снижения пусковых токов запускать двигатель необходимо в следующей последовательности: сначала включенным по схеме «звезда» на пониженных оборотах, далее переключаться на «треугольник».
Запуск сначала треугольником создает максимальный момент, а уже переключение на звезду (пусковой момент в 2 раза меньше) с дальнейшей работой в номинальном режиме, когда электродвигатель «набрал обороты», происходит автоматическое переключение на схему треугольник, стоит учитывать какая нагрузка на валу перед запуском, ведь вращающий момент при звезде ослаблен, поэтому такой способ запуска вряд ли подойдет для очень загруженных двигателей, может выйти из строя.

Подключение электродвигателя на 380В. Схема пуска звезда-треугольник

Асинхронные двигатели, имея ряд таких неоспоримых достоинств, как надежность в эксплуатации, высокая производительность, способность выдерживать большие механические перегрузки, неприхотливость и невысокая стоимость обслуживания и ремонта, обусловленные простотой конструкции, имеют, конечно и свои определенные недостатки.

Довольно серьезным недостатком асинхронных двигателей является их “тяжелый” запуск, сопровождающийся возникновением больших пусковых токов. В предложенной ниже схеме снижение пусковых токов достигается запуском двигателя, статорные обмотки которого соединены «звездой» с дальнейшим их переключением (по достижении «разгона» электродвигателя) в «треугольник».

Меньшие «стартовые» токи при соединенных «звездой» обмотках, обусловлены питающим напряжением — 220 В, в то время, как статорные обмотки, скоммутированные «треугольником» будут «запитаны» напряжением 380 В.

Схема может быть использована для снижения пусковых токов электродвигателей большой мощности с параметрами питающего напряжения 660/380 В (см. шильдик). Для удобства чтения, она разделена на две схемы: управления и силовой части.

При подаче управляющего напряжения срабатывает магнитный пускатель K3 — цепь питания его катушки замыкается нормально замкнутыми контактами реле времени K1 и контактора K2. В свою очередь, в цепь питания катушки пускателя K2 включен нормально замкнутый контакт магнитного пускателя K3, что гарантированно исключает одновременное срабатывание K2 и K3.

Из силовой части схемы видно, что срабатывание контактора K1 соединяет концы статорных обмоток v2 u2 w2. Таким образом, обмотки оказываются соединенными в “звезду”. При срабатывании K3, его нормально разомкнутый блок-контакт, находящийся в цепи цепи питания катушки пускателя K1, замыкаясь, вызывает срабатывание K1 и включение питания (L1, L2, L3) — двигатель запускается с соединенными “звездой” обмотками.

Срабатывание K1 вызывает замыкание, находящегося в питающей цепи его катушки нормально разомкнутого блок-контакта и включение реле времени. Последнее, при истечении заданного промежутка времени, необходимого для “разгона” двигателя, “разрывает” цепь питания K3 своим нормально замкнутым контактом в цепи его питания, одновременно замыкая нормально разомкнутым цепь питания K2.

Одновременное включение замыкание контактов K2 и возврат в отключенное положение K1 переключает обмотки электродвигателя в “треугольник”. Из силовой схемы видно их получившееся последовательное соединение. Двигатель начинает работать на естественной характеристике, с максимальной мощностью.

Непрерывность подачи электропитания двигателя при переключении обеспечивается замкнутыми силовыми контактами K1, цепь питания катушки которого постоянно замкнута его нормально разомкнутым блок-контактом.

Реле времени, совмещенное с пускателем (K1) в этой схеме, работает в цепи управления с небольшими токами, поэтому, может быть заменено обычным реле времени с тремя парами блок-контактов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector