Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель 236 как установить сцепление на т 150

Лабораторная работа: «Сцепление трактора Т-150К»

Сцепление на тракторах Т-150 и Т-150К отвечает за плавное трогание с места. Важную роль в этом играет исправность модуля и его правильная регулировка. Как устроено сцепление на колесном и гусеничном Т-150, из каких деталей состоит, как произвести замену запчастей и регулировку — на эти и другие вопросы дадим ответ в этой статье.

  • Особенности конструкции сцепления на разных модификациях Т-150/Т-150К
  • Виды сцепления и детали с каталожными номерами для Т-150/Т-150К с двигателями СМД-60, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Дойц, МАЗ
  • Техническое обслуживание сцепления трактора
      Проверка работы сцепления
  • Как отрегулировать сцепление на Т-150/Т-150К

    Вам будет интересно:

    John Deere обновили пять компактных погрузчиков серии G
    Новые дизельные двигатели Cummins с нулевым выбросом уже в серийном производстве
    Новый экскаватор-лесозаготовитель 959ML для работы на крутых склонах
    Бульдозер гусеничный: как выбрать надежную технику
    Какие бывают трактора: фото, классификация и виды

    Муфта сцепления Т-150

    Муфта сцепления (сцепление) передает крутящий момент дизеля и позволяет кратковременно отъединять дизель от трансмиссии и вновь их плавно соединять.

    Принцип работы и схема муфты сцепления

    Муфта сцепления тракторов Т-150 и Т-150К — механическая, фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая. При резком увеличении нагрузки фрикционные диски сцепления пробуксовывают, предохраняя детали трансмиссии от поломок, в момент включения не возникает ударных нагрузок на детали коробки передач. Ниже приведем схему и объясним её принцип.

    Сцепление тракторов Т-150 и Т-150К

    а — схема сцепления; 6 — пневматический усилитель (Т-150К); 1 — пневматическая камера; 2 — диафрагма; 3 — шайба; 4, 12, 16, 17, 23, 34, 40 и 41 — пружины; 5 — шток; 6 — шкив тормозка; 7- кронштейн механизма выключения (отводки); 8, 15 и 27 — левый, отжимной и правый рычаги; 9 — отводка; 10 и 38 — регулировочные гайки; 11 — стопорная пружина; 13 — вилка отжимного рычага; 14 — упорное кольцо; 18 — маховик; 19 — шарикоподшипник; 20 — ведомые диски; 21 и 22 — промежуточный и нажимной ведущие диски; 24 — кожух; 25 — вилка выключения; 26 — валик вилки; 28 — плунжер; 29 и 32 — шланги; 30 — корпус; 31 — клапан; 33 — тяга; 35 — педаль; 36 — вал; 37— трубка; 39 — колодка; 42 — сетчатый фильтр; 43—уплотнение; А. Б, В и Я—полости; Г и Е— каналы; Ж — отверстие.

    Сцепления тракторов Т-150 и Т-150К устроены одинаково, отличие только в деталях механизма привода. Ведущая часть сцепления состоит из деталей 18, 21, 22 и 24 (а). Промежуточный 21 и нажимной 22 чугунные диски вставлены своими прямоугольными шипами в четыре паза маховика 18, а стальной штампованный кожух 24 привинчен к нему болтами.

    Ведомая часть включает в себя детали 20 и 36. Стальные диски 20 с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний (как в сцеплении МТЗ-82) надеты своими ступицами на шлицы вала 36, который опирается спереди на шариковый подшипник 19, а сзади с помощью зубчатого соединения опирается и центрируется на первичном валу коробки передач.

    У трактора Т-150 корпус сцепления соединен с корпусом коробки передач, а у Т-150К между ними установлен проставочный корпус. В связи с этим вал 36 сцепления удлинен. Этот вал — трубчатый, на нем находится шкив 6 тормозка, а внутри пропущен вал привода ВОМ.

    Ведущие и ведомые диски сцепления сжимаются усилием двадцати пружин 23, удерживая сцепление во включенном положении. Выключается оно отводкой 9, имеющей упор и выжимной шариковый подшипник; упор через кольцо 14 нажимает на четыре отжимных рычага 15, которые надеты на пальцы вилок 13. В выключенном положении четыре пары отжимных пружин 17 устанавливают промежуточный диск 21 в среднее положение между маховиком и нажимным диском 22.

    Отводка 9 перемещается вилкой 25, закрепленной вместе с рычагами 8 и 21 на валике 26, установленном шарнирно в корпусе сцепления. Рычаг 8 соединен со штоком 5, а рычаг 27 тягой 33 связан с педалью 35.

    Чтобы облегчить выключение сцепления, в приводе его управления имеется усилитель. Он состоит из пневматической камеры и следящего устройства, расположенного в корпусе 30. В нем находятся плунжер 28 с пружиной 41 и клапан 31 с пружиной 40.

    Когда нажимают на педаль 35, тяга 33 через корпус 30 и рычаг 27 поворачивает валик 26, а его вилка 25 перемещает отводку 9 вперед до соприкосновения ее упора с кольцом 14. При дальнейшем нажиме на педаль корпус 30 начинает перемещаться на плунжере 28. Пружина 41 сжимается, торец плунжера, упираясь в клапан 31, отводит его от седла. Сжатый воздух, подведенный по шлангу 32 в полость В, поступает через открывшийся клапан в полость Д и по шлангу 29 нагнетается в полость А пневматической камеры. Под давлением воздуха диафрагма 2 камеры прогибается и через шток 5, рычаг 8 и вилку 25 перемещает отводку 9 с таким усилием, которого достаточно для выключения сцепления.

    При включении сцепления педаль оттяжной пружиной 34 отводится в исходное положение.

    В это время пружина 41 отжимает плунжер, а пружина 40 закрывает клапан и поступление сжатого воздуха в пневматическую камеру прекращается. Имеющийся в полости А воздух под действием пружины 4 и диафрагмы вытесняется через зазор, образующийся между клапаном и торцом плунжера. Далее по каналам Г, Е и отверстию Ж воздух выходит в атмосферу. Вслед за выключением сцепления фрикционная накладка тормозной колодки 39 прижимается к шкиву 6 и затормаживает вал сцепления. Перед включением сцепления вал растормаживается.

    READ Как правильно установить водомерный счетчик на холодную воду

    В механизме привода сцепления трактора Т-150, не имеющего пневматической системы, усилитель — механический, пружинный. Когда нажимают на педаль, пружина усилителя сначала растягивается, а затем, сжимаясь, помогает выключению. При отпускании педали, после перехода через мертвую точку изогнутой серьги, пружина удерживает педаль в заднем положении.

    Сцепление и дизель сбалансированы в сборе, поэтому, собирая сцепление, следует совместить метки «1» и «2» на кожухе сцепления и маховике.

    Детали и регулировка сцепления трактора Т-150

    Муфта сцепления трактора Т-150 (рис. 28) — фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая, предназначена для передачи крутящего момента от дизеля на трансмиссию, а также служит для кратковременного разъединения дизеля с трансмиссией при работающем дизеле, для обеспечения безударного переключения передач и плавного трогания с места.

    Муфта сцепления установлена на маховике дизельного двигателя и закрыта чугунным корпусом. Ведомые диски муфты сцепления имеют гасители крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа.

    Упругим элементом гасителя являются восемь витых цилиндрических пружин, равномерно расположенных по окружности фланца ступицы.

    Рис. 28. Муфта сцепления Т-150К и привод ее управления

    1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан, 4 — корпус выжимного подшипника, 5— масленка, 6 — вилка; 7—регулировочная гайка, 8 —болт; 9 —стопорная пластина, 10—выжимной подшипник; 11 —упор выжимного подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 —отжимкой рычаг; 14 —кожух, 15—маховик; 16—промежуточный диск, 17—нажимной диск (корзина), 18—рычаг; 19 — валик выключения; 20—пневмосервемеханизм; 21—двойная вилка; 22—пружина тормозка; 23 — колодка тормозка; 24 — гайка корпуса следящего устройства, 25 — тяга сервомеханизма; 26 — контргайка; 27 — вилка тяги; 28 — рычаг педали.

    Читать еще:  Что будет если на инжекторном двигателе кончится бензин

    Механизм выключения муфты сцепления Т-150К состоит из четырех отжимных рычагов 13 корзины сцепления с упорным кольцом 12, четырех вилок 6, корпуса 4 с установленными в нем выжимным подшипником 10, упором 11 выжимного подшипника, двойной вилки 21 и валика 19.

    Отжимные рычаги пальцами соединяются с нажимным диском (корзиной) сцепления Т-150 и вилкой 6.

    READ Как установить помпу на лодку видео

    Первоначальная установка отжимных рычагов 13 в одной плоскости, а также восстановление их положения при износе фрикционных накладок ведомых дисков, осуществляется регулировочными гайками 7.

    Для сокращения времени и обеспечения безударного введения в зацепление шестерен II и III диапазонов в раздаточной коробке, а также шестерен I диапазона и заднего хода коробки передач, в корпусе муфты сцепления установлен колодочный тормозок.

    Рис. 29. Следящее устройство пневмосервомеханизма трактора Т-150

    1 — клапан; 2 — манжета; 3—сальник; 4—регулировочная гайка; 5— вилка; 6—корпус; 7—плунжер; 8—пружина плунжера, 9—пружина клапана; 10 — гайка переходная.

    Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления, в ее привод установлен пневматический усилитель.

    Выключение муфты сцепления производится педалью 1 через рычаг 28, тягу 25, пневмосервомеханизм 20, рычаг 18 валика вилки отвода, корпус 4, выжимной подшипник 10.

    При нажатии на педаль муфты сцепления Т-150 плунжер 7 (рис. 29) пневмо сервомеханизма открывает клапан 1, и сжатый воздух из пневматической системы поступает в пневматическую камеру привода управления муфтой сцепления.

    Шток пневматической камеры, перемещаясь, поворачивает рычаг валика вилки выключения и выключает муфту сцепления.

    При отпускании педали муфты сцепления клапан закрывается, и сжатый воздух из пневматической камеры через пневмосервомеханизм выходит в атмосферу, и муфта сцепления включается.

    Регулировка муфты сцепления и тормозка трактора Т-150К

    Правильно отрегулированная муфта сцепления во включенном состоянии не должна пробуксовывать и при нажатии на педаль должна полностью выключаться.

    Для нормальной работы муфты сцепления между упором 11 (рис. 28) выжимного подшипника и кольцом 12 отжимных рычагов при включенной муфте должен быть зазор в пределах 3,5—4,0 мм.

    По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления Т-150 зазор уменьшается или совсем исчезает, в результате чего муфта пробуксовывает.

    При этом происходит интенсивный износ фрикционных накладок ведомых дисков и упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя выжимного подшипника, в результате чего возможен полный отказ в работе муфты сцепления.

    При слишком большом зазоре (более 5 мм) муфта сцепления выключается не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомых дисков и накладки колодки тормозка, что затрудняет переключение передач, в особенности при трогании трактора с места.

    Регулировка зазора между упором выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов корзиной сцепления Т-150К выполняется в следующем порядке:

    — отпустите контргайки тяги 25 и ввертывайте ее, увеличивая зазор, или вывертывайте, уменьшая зазор;

    — затяните контргайки тяги;

    — проверьте зазор щупом.

    Если невозможно восстановить указанный выше зазор изменением длины тяги 25, в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника упирается в торец стакана 3, необходимо регулировать первоначальное положение отжимных рычагов 13.

    Для регулировки положения отжимных рычагов корзины сцепления Т-150:

    — снимите крышку люка корпуса муфты сцепления;

    — проворачивая коленчатый вал дизеля, поочередно отпустите болты крепления пластин 9, сдвиньте их от гайки и отверните каждую регулировочную гайку 7 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1 мм);

    — увеличивая длину тяги 25, отрегулируйте зазор между упором выжимного подшипника с кольцом отжимных рычагов корзины сцепления Т-150 в пределах 3,5—4,0 мм;

    — проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимных рычагов кольца 12 при выключении муфты сцепления;

    — после установки требуемого зазора застопорите регулировочные гайки 7 стопорными пластинами 9 и затяните болты 8;

    Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который должен быть в пределах 21—22 мм при ходе педали 150—160 мм. Одновременно с регулировкой муфты сцепления проверьте и при необходимости отрегулируйте тормозок.

    Рис. 30. Регулировка тормозка Т-150

    1 — ключ; 2 — гайка; 3 — тормозная колодка.

    Для проверки и регулировки зазора (рис. 30) между шкивом вала муфты сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка Т-150 полностью выключите муфту, а затем гайкой 2 серьга тормозка отрегулируйте зазор в пределах 3,0—8,5 мм между торцом бонки тормозной колодки 3 и торцом гайки.

    Для получения необходимого зазора отверните гайку 2 до полного выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните ее на один-два щелчка.

    При необходимости регулировки зазора между клапаном 1 (рис. 53) и плунжером 7 пневмосервомеханизма 20 (рис. 28), отвинтите гайку 10 (рис. 29) ивыньте клапан 1 с пружиной 9.

    READ Как установить ручку защелку palladium видео

    Затем, отвинчивая или завинчивая регулировочную гайку 4, отрегулируйте расстояние от торца плунжера до посадочного торца под клапан в корпусе.

    Зазор должен быть в пределах 1,8 мм. После установки необходимого зазора законтрите контргайкой регулировочную гайку, установите на место клапан с пружиной и соберите привод управления муфтой сцепления Т-150К.

    Работу привода управления муфтой сцепления проверяйте при давлении воздуха в пневматической системе не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2).

    Во время работы дизеля не держите ногу на педали муфты сцепления, так как это приводит к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и выходу из строя выжимного подшипника и кольца отжимных рычагов корзины сцепления Т-150К.

    Муфта сцепления и дизель сбалансированы в сборе. Поэтому для сохранения первоначальной балансировки после разборки установите нажимной диск (корзину) с кожухом относительно маховика в положение, в котором они находились до разборки.

    Маховик ЯМЗ под диафрагменное сцепление 236-1005115-Н4

    Мало
    Нет

    Маховик под диафрагменное сцепление 236-1005115-Н4

    Где купить маховик ЯМЗ 236?

    Торговый дом «Мотордеталь» предлагает своим покупателям большой выбор автозапчастей от ведущих отечественных производителей. Наш каталог насчитывает сотни наименований товаров, среди которых вы найдете то, что нужно для вашего автомобиля, в том числе и маховик ЯМЗ на двигатель 236.

    Каждому автовладельцу известно, что все детали в его транспортном средстве важны, так как многие отвечают за его ходовую часть, в том числе и маховик. Данная деталь крепиться между трансмиссией и двигателем.

    Маховик нужен в каждой машине, так как обеспечивает работу двигателя, являясь его незаменимой частью. Данная запчасть позволяет уменьшить колебания коленвала в то время, пока работает мотор. При этом маховик нужен и для сцепления машины. Кроме этого, маховик обеспечивает работу автомобиля со стартера.

    Читать еще:  Фольксваген поло седан где датчик температуры двигателя

    Маховик представляет собой диск с заостренными зубцами. Деталь присоединяется к коленвалу при помощи венца, который, в свою очередь, крепится болтами. Зубчатые края маховика позволяют надежно сцепиться с валом стартера, вместе они перенаправляют движение коленвалу двигателя.

    При длительной эксплуатации автомобиля, ее владелец может заметить, что маховик износился. Такая проблема может возникнуть не только с этой деталью, но и с любой другой запчастью. В случае, если маховик повредился, об этом могут говорить посторонние звуки во время того, когда вы заводите автомобиль, вибрации или транспортное средство и вовсе не заводится. Эти и многие другие проблемы могут свидетельствовать о том, что маховик деформировался, стерлись зубцы, появились трещины и т.д. В таком случае требуется незамедлительная замена детали.

    Наша компания предлагает вам маховик для мотора ЯМЗ 236 по доступным ценам. Также в нашем каталоге вы найдете и другие товары для этого двигателя.

    В производстве маховика ЯМЗ 236 применялся чугун, который способен выдерживать большие нагрузки. Деталь имеет центральное отверстие размером в 75 мм, 132 зубца, модуль изделия 3,75, запчасть предназначена для диафрагменного сцепления. Предназначается для установки на машинах со следующими двигателями: ЯМЗ-236м, а, б, не, бе, не2, 7601, нд.

    В нашем каталоге представлены только качественные запчасти от отечественных производителей, имеющие все необходимые сертификаты. За время своей работы наша компания сформировала базу проверенные производителей и поставщиков, которые используют в своей работе только прочные материалы, с которыми увеличивается срок эксплуатации запчастей.

    При покупке оптом торговый дом «Мотордеталь» предоставляет клиентам большую скидку.

    Если у вас возникли какие-либо вопросы, то можете обратиться к нашим консультантам, они помогут вам сделать правильный выбор.

    Покупайте маховик для двигателя ЯМЗ 236 в торговом доме «Мотордеталь», воспользовавшись интернет-магазином, или в наших торговых точках.

    Т-150 Установка двигателя. управление и з/ч

    • Гидроцилиндры
    • Муфты. наконечники соединительные
    • Насосы дозаторы
    • Насосы НМШ
    • Насосы НШ. ГМШ
    • Распределители Р-80.Р-160
    • Баки радиаторов
    • Радиаторы водяные
    • Радиаторы масляные
    • Сердцевины
    • Ремкомплекты Т-150
    • 46.Механизм задней навески
    • Двигатель DEUTZ BF6M 1013E
    • Двигатель СМД60-62. з/ч
    • Двигатель ЯМЗ-236.238.240. з/ч
    • Т-150 Кабина и облицовка. разное
    • Т-150 Колесо направляющее. ролик поддерживающий
    • Т-150 КПП з/ч
    • Т-150 Мост передний.задний.Редуктор колесный
    • Т-150 Муфта главного сцепления
    • Т-150 Навесное и прицепное оборудование
    • Т-150 Передача карданная
    • Т-150 Пневмосистема и гидросистема
    • Т-150 Подвеска. Каретка
    • Т-150 Рама
    • Т-150 Рулевое управление.ВОМ
    • Т-150 Тормоз стояночный
    • Т-150 Тормозная система
    • Т-150 Установка двигателя. управление и з/ч
    • 1.Глушитель.воздухоочиститель
    • 2.Сцепление. Управление двигателем и муфтой сцепл.
    • 3.Моторно-трансмиссионный блок
    • 4.Управление рулевое
    • 5.Кабина. Облицовка
    • 6.Устройство навесное. прицепное
    • 7.Привод тормозов прицепа
    • 8.Мост передний.полурама.противовес
    • Фильтра воздушные
    • Фильтра масляные
    • Фильтра топливные

    • 1
    • 2
    • 3
    • >
    • >|

    Тракторы связанных моделей Т-150 и Т-150К созданы на предприятии ХТЗ. Они пришли на смену предыдущей разработки этого же завода – Т125. Производство указанной модели завершилось в 1967 году.

    Проектирование Т-150 осуществлялось в течение несколько лет, а полноценное производство стартовало в 1971 году. Первоначально трактор поставлялся исключительно с колесами, имея маркировку Т-150К. Версия с гусеничным ходом появилась в 1974 году.

    При создании указанных тракторов инженеры тракторного завода делали упор на унификацию. Обе модели обладают максимально идентичной конструкцией, как это позволяют используемые базы. Это особенность поспособствовала тому, что значительная часть узлов, агрегатов и комплектующих от Т-150 подходят Т-150К и наоборот.

    Силовые агрегаты Т-150

    Тракторы данной серии предполагают переднюю ориентацию силовых агрегатов. КПП и система сцепления соединяются с двигателем путем муфты.

    Обе модели комплектовались на заводе тремя разновидностями силовых установок:

    • ЯМЗ-236;
    • СМД-60 и 62.

    Мотор типа СМД-60

    Первые версии трактора Т-150 поставлялись именно с этим силовым агрегатом. Мотор на момент выпуска существенно отличался в конструктивном плане от двигателей, используемых на специализированной технике. Он считается коротко ходовым и 4-тактным, имеет 6 цилиндров с рядной компоновкой. СМД-60 принадлежит к турбированным силовым агрегатам с жидкостным охлаждением.

    Отличительным свойством двигателя считается расположение цилиндров с 3,6-сантиметровым смещением. Подобное решение реализовано для монтажа на один коленчатый вал шатунов от цилиндров с противоположной ориентацией.

    СМД-60 оснащен 2 топливными фильтрующими элементами – один для механической очистки, второй – предварительной. Цилиндры агрегата скомпонованы в V формате, что позволило уменьшить размеры и массу.

    Коллекторы выпускного типа и турбированный нагнетатель инженеры поместили в развал цилиндров, а насос для подачи топлива – сзади. Система очистки поступающего воздуха осуществляет автоматическую чистку пылесборника. Вместо стандартного воздушного фильтра здесь применяется циклонная установка.

    Двигатель типа СМД-62

    Эта модификация силовой установки базируется на СМД-60, обладает похожей структурой. СМД-62 на Т-150 начал применяться практически одновременно с СМД-60. Основное отличие новой версии мотора – монтаж на пневматическую систему компрессора. Указанная установка также обладает повышенной мощностью (165 лошадиных сил) и более высоким количеством оборотов.

    Особенности установки двигателя ЯМЗ 236 на Т-150

    Несмотря на то, что двигатель ЯМЗ-236М2-59 до сих пор используется при производстве спецтехники, трактор Т-150 оснащен его более современной модификацией — мотором ЯМЗ 236.

    Поскольку мощности его предшественников — СМД-60 и СМД-62 было недостаточно, возникла необходимость модификации мотора и замены на более сильный. На эту роль был выбран мотор, произведенный на Ярославском моторном заводе. Он разрабатывался еще с пятидесятых годов. Тестовые образцы отлично себя показали. В 1961 году началось его массовое производство.

    До сих пор этот двигатель остается актуальным и часто используется для установки в современных моделях тракторов.

    Установка нового двигателя на Т-150

    Большую популярность трактор Т150 и его последующие модификации получили из-за простоты обслуживания. Его очень легко ремонтировать, установить новые запчасти и оборудование большей мощности.

    Часто на подобных моделях тракторов осуществляется замена двигателя. Поскольку моторы СМД-60 и СМД-62 имеют одинаковые размерные характеристики и особенности установки, их без труда можно заменить один на другой.

    Определенные сложности могут возникнуть при установке мотора ЯМЗ-236 или его более нового аналога ЯМЗ-238 без помощи специалистов.

    Для решения этой задачи можно использовать специальный комплект, предназначенный для переоборудования спецтехники. Его стоимость составляет порядка пятидесяти тысяч рублей.

    В состав комплекта входят различные переходники, необходимые при монтаже мотора. Это необходимо в том случае, если речь идет о замене ЯМЗ-236 на СМД-60. При установке более новой версии идентичного мотора сложностей не должно возникнуть.

    Часто трактор переоборудуют при помощи установки двигателя с МАЗа. Это сделать достаточно сложно, поскольку необходима адаптация крепежных механизмов, рамы и других элементов конструкции.

    Преимущества нашей компании

    Преимуществами нашей компании являются следующие:

    • осуществление переоборудования техники в течение одного дня;
    • предоставление гарантийного обслуживания за счет компании;
    • осуществление послегарантийного сопровождения;
    • срочный выезд сотрудников на место;
    • транспортировка мотора непосредственно на территорию хозяйства;
    • разные способы оплаты.
    Читать еще:  Что добавить в моторное масло чтобы испортить двигатель

    Наш интернет-магазин предлагает большой выбор оригинальных запчастей для двигателей Т-150. Производителями запчастей являются Харьковский тракторный завод, а также другие надежные производители.

    Муфта сцепления трактора Т-150: схема и регулировка

    В сегодняшней статье рассмотрим механизм сцепления трактора «Владимирца» Т-150, укажем на его сильные и слабые стороны, приведем схему и объясним принцип работы. В конце статьи дадим несколько советов по регулировке муфты сцепления трактора Т-150.

    Муфта сцепления Т-150

    Муфта сцепления (сцепление) передает крутящий момент дизеля и позволяет кратковременно отъединять дизель от трансмиссии и вновь их плавно соединять.

    Принцип работы и схема муфты сцепления

    Муфта сцепления тракторов Т-150 и Т-150К — механическая, фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая. При резком увеличении нагрузки фрикционные диски сцепления пробуксовывают, предохраняя детали трансмиссии от поломок, в момент включения не возникает ударных нагрузок на детали коробки передач. Ниже приведем схему и объясним её принцип.

    Сцепление тракторов Т-150 и Т-150К

    а — схема сцепления; 6 — пневматический усилитель (Т-150К); 1 — пневматическая камера; 2 — диафрагма; 3 — шайба; 4, 12, 16, 17, 23, 34, 40 и 41 — пружины; 5 — шток; 6 — шкив тормозка; 7- кронштейн механизма выключения (отводки); 8, 15 и 27 — левый, отжимной и правый рычаги; 9 — отводка; 10 и 38 — регулировочные гайки; 11 — стопорная пружина; 13 — вилка отжимного рычага; 14 — упорное кольцо; 18 — маховик; 19 — шарикоподшипник; 20 — ведомые диски; 21 и 22 — промежуточный и нажимной ведущие диски; 24 — кожух; 25 — вилка выключения; 26 — валик вилки; 28 — плунжер; 29 и 32 — шланги; 30 — корпус; 31 — клапан; 33 — тяга; 35 — педаль; 36 — вал; 37— трубка; 39 — колодка; 42 — сетчатый фильтр; 43—уплотнение; А. Б, В и Я—полости; Г и Е— каналы; Ж — отверстие.

    Сцепления тракторов Т-150 и Т-150К устроены одинаково, отличие только в деталях механизма привода. Ведущая часть сцепления состоит из деталей 18, 21, 22 и 24 (а). Промежуточный 21 и нажимной 22 чугунные диски вставлены своими прямоугольными шипами в четыре паза маховика 18, а стальной штампованный кожух 24 привинчен к нему болтами.

    Ведомая часть включает в себя детали 20 и 36. Стальные диски 20 с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний (как в сцеплении МТЗ-82) надеты своими ступицами на шлицы вала 36, который опирается спереди на шариковый подшипник 19, а сзади с помощью зубчатого соединения опирается и центрируется на первичном валу коробки передач.

    У трактора Т-150 корпус сцепления соединен с корпусом коробки передач, а у Т-150К между ними установлен проставочный корпус. В связи с этим вал 36 сцепления удлинен. Этот вал — трубчатый, на нем находится шкив 6 тормозка, а внутри пропущен вал привода ВОМ.

    Ведущие и ведомые диски сцепления сжимаются усилием двадцати пружин 23, удерживая сцепление во включенном положении. Выключается оно отводкой 9, имеющей упор и выжимной шариковый подшипник; упор через кольцо 14 нажимает на четыре отжимных рычага 15, которые надеты на пальцы вилок 13. В выключенном положении четыре пары отжимных пружин 17 устанавливают промежуточный диск 21 в среднее положение между маховиком и нажимным диском 22.

    Отводка 9 перемещается вилкой 25, закрепленной вместе с рычагами 8 и 21 на валике 26, установленном шарнирно в корпусе сцепления. Рычаг 8 соединен со штоком 5, а рычаг 27 тягой 33 связан с педалью 35.

    Чтобы облегчить выключение сцепления, в приводе его управления имеется усилитель. Он состоит из пневматической камеры и следящего устройства, расположенного в корпусе 30. В нем находятся плунжер 28 с пружиной 41 и клапан 31 с пружиной 40.

    Когда нажимают на педаль 35, тяга 33 через корпус 30 и рычаг 27 поворачивает валик 26, а его вилка 25 перемещает отводку 9 вперед до соприкосновения ее упора с кольцом 14. При дальнейшем нажиме на педаль корпус 30 начинает перемещаться на плунжере 28. Пружина 41 сжимается, торец плунжера, упираясь в клапан 31, отводит его от седла. Сжатый воздух, подведенный по шлангу 32 в полость В, поступает через открывшийся клапан в полость Д и по шлангу 29 нагнетается в полость А пневматической камеры. Под давлением воздуха диафрагма 2 камеры прогибается и через шток 5, рычаг 8 и вилку 25 перемещает отводку 9 с таким усилием, которого достаточно для выключения сцепления.

    При включении сцепления педаль оттяжной пружиной 34 отводится в исходное положение.

    В это время пружина 41 отжимает плунжер, а пружина 40 закрывает клапан и поступление сжатого воздуха в пневматическую камеру прекращается. Имеющийся в полости А воздух под действием пружины 4 и диафрагмы вытесняется через зазор, образующийся между клапаном и торцом плунжера. Далее по каналам Г, Е и отверстию Ж воздух выходит в атмосферу. Вслед за выключением сцепления фрикционная накладка тормозной колодки 39 прижимается к шкиву 6 и затормаживает вал сцепления. Перед включением сцепления вал растормаживается.

    В механизме привода сцепления трактора Т-150, не имеющего пневматической системы, усилитель — механический, пружинный. Когда нажимают на педаль, пружина усилителя сначала растягивается, а затем, сжимаясь, помогает выключению. При отпускании педали, после перехода через мертвую точку изогнутой серьги, пружина удерживает педаль в заднем положении.

    Сцепление и дизель сбалансированы в сборе, поэтому, собирая сцепление, следует совместить метки «1» и «2» на кожухе сцепления и маховике.

    Проверка и регулировка сцепления гракторов Т-150 и Т-150К

    При техническом обслуживание трактора необходимо проверить работоспособность сцепления: определить чистоту выключения и плавность включения сцепления, пробуксовывание его дисков и замасливание их. Проверяют и регулируют зазор между кольцом отжимных рычагов и обоймой отжимного подшипника, а также ход нажимного диска.

    Зазор между упором выжимного подшипника и кольцом 14 должен быть 3,5…4 мм. Ему соответствует свободный ход педали сцепления 30…40 мм. Регулируют этот зазор изменением длины тяги 33. Если запас регулировки тягой исчерпан (отводка 9 уперлась в бурт кронштейна 7), то нужно через люк корпуса сцепления отвинтить каждую регулировочную гайку 10 на полтора оборота. После этого, изменяя длину тяги 33, регулируют зазор.

    Затем проверяют касание торцевой поверхности кольца 14 к торцу упора нажимного подшипника. Перекос кольца устраняют поворотом гаек 10 на необходимое число граней.

    Зазор между торцами бонки тормозной колодки и гайки 38 регулируют этой гайкой тоже на 3…3,5 мм при полностью выключенном сцеплении. При таком регулировании достигается своевременное включение и выключение тормозка сцепления.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector