Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Техническая эксплуатация летательных аппаратов (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Техническая

эксплуатация летательных аппаратов

заслуженного деятеля науки

и техники РСФСР профессора Н. Н. СМИРНОВА

Управлением учебных заведений МГА

в качестве учебника

для вузов гражданской авиации

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1990

Техническая эксплуатация летательных аппаратов: Учеб. для ву­зов / , , и др.; Под ред.’ Н. Н. Смирнова.-М.: Транспорт» 1990.-423 с.

^ Изложены принципы построения и содержание системы инжелер-но-авиационного обеспечения полетов, конструктивно-эксплуатацион­ные свойства летательных аппаратов, программы, стратегии и техно­логические процессы технического обслуживания и ремонта, методы и средства опрееныеления технического состояния авиационной тех-

системы технической эксплуатации.

Для студентов высших учебных заведений гражданской авиа­ции. Может быть использован инженерно-техническим составом экс­плуатационных предприятий.

Ил. 129, табл 28, библиогр. 32 назв.

Книгу написали: Н. Н. Смирнов — введение, гл. 3, 7, 8, 10, 11, 12, 37; — гл. 1, 6, 15, 17, 31; — гл. 2, 5, 20, 27, 28, 38; — гл. 14, 16, 23, 29, 32, 34, 35, -гл. 21, 22, 24, 25, 26, 30; — гл. 4 9, 13, 18, 19, 36.

Рецензенты: кафедра инженерно-авиационной службы ОЛАГА; канд. техн. наук .

Заведующий редакцией Л. В. Васильева

т 3206030000-172

049 (01)-90 /1ЬУ0

ISBN 5-277-00990-6

© Коллектив авторов, 1990

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дальнейшее развитие гражданской авиации (ГА) нашей страны тес­но связано с переходом отрасли на новые условия хозяйствования и ускорением научно-технического прогресса. Объем и характер задач, выдвигаемых ныне перед ГА, требуют не частичных улучшений, а круп­ных комплексных мер, которые бы определяли дальнейший качествен­ный скачок в ее развитии. Успех в проходящей перестройке возможен лишь на основе внедрения современной авиационной техники, про­грессивных технологий ее использования и технической эксплуатации.

Техническая эксплуатация авиационной техники по своей природе является составной частью более широкого понятия — эксплуатация. Она включает в себя такие слагаемые, как подготовку летательных аппаратов (ЛА) к полетам, их техническое обслуживание, ремонт, хра­нение и транспортирование. Основным предназначением технической эксплуатации является обеспечение надежности, исправности и свое­временной готовности ЛА к полетам, а также экономичности при про­ведении работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР).

В настоящее время развернут комплекс работ по созданию и осна­щению Аэрофлота новыми самолетами и вертолетами, которые по сво­им летно-техническим и эксплуатационным характеристикам должны обеспечивать более высокий в сравнении с существующим уровень безо­пасности, регулярности и интенсивности полетов, экономию авиатопли­ва, снижение расходов на ТОиР и себестоимости авиационных перево­зок. В данном комплексе работ особое место занимает проблема повы­шения эффективности технической эксплуатации ЛА. На современ­ном этапе развития ГА эта проблема требует поиска новых решений, эффективных направлений и форм организации практической деятель­ности.

Сложные условия и характер задач технической эксплуатации, вы­сокая ответственность за обеспечение безопасности и регулярности по­летов диктуют особые требования к инженерно-техническому персона­лу, занятому в сфере технической эксплуатации ЛА.

В вопросах разработки современных систем ТОиР летательных ап­паратов и авиационных двигателей, методов контроля их технического состояния, распознавания и поиска причин отказов и повреждений эле­ментов функциональных групп ЛА инженер должен быть специалистом

высокой квалификации. Вместе с тем в учебной литературе вопросы тех­нической эксплуатации ЛА и авиационных двигателей представлены практически лишь одним учебником под ред. проф. , вышедшим в 1977 г.

При подготовке настоящей книги в основу были положены много­летний опыт работы инженерно-авиационной службы (ИАС) эксплуата­ционных предприятий по обеспечению работоспособности, исправно — ! сти и готовности к полетам ЛА, литературные источники, изданные в последние годы по рассматриваемой проблеме и содержащие ряд но­вых положений по теории и практике технической эксплуатации. При этом учтены изменения терминологии, закрепленные в действующих ГОСТах, а также требования новых руководящих документов по тех­нической эксплуатации и безопасности полетов ЛА, таких как Настав — ление по производству полетов ЛА(НППГА), Наставление по техни­ческой эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ ГА), Нормы летной годности гражданских самолетов (НЛГС).

В книгу включены новые материалы по процессам технической экс­
плуатации ЛА, стратегиям и программам ТОиР, конструктивно-экс — i
плуатационным свойствам, поиску причин отказов и повреждений 1 элементов функциональных групп ЛА. I

Авторы использовали материалы лекций, читаемых ими на меха — 1 нических факультетах КНИГА, МИИГА и РКИИГА. При написании Ж книги ставилась задача дать системное представление о широком У круге вопросов, составляющих предмет технической эксплуатации I

ЛА, чтобы ориентировать читателя в этой комплексной и много — I сторонней проблеме и показать основные пути, методы и средства ее 1 решения. При этом имелось в виду, что курс технической эксплуата — I ции ЛА, излагаемый в данной книге, является специальной научной 1 дисциплиной широкого профиля, завершающей формирование буду — 1 щих инженеров. Он базируется на знании обучающимися предшествую — Г|

щих общеинженерных и специальных дисциплин, таких, как конструк­ция и прочность ЛА и авиационных двигателей, аэромеханика и дина­мика полета, теория авиадвигателей, теория надежности, техническая диагностика и др. Авторы стремились избавить читателя от подробного изложения теоретического материала, алгоритмов и машинных про­грамм, при этом старались проиллюстрировать ход решения рассмат­риваемых задач результатами обработки статистических данных и проанализировать результаты графически.

Авторы выражают благодарность за предоставленные материалы, которые были использованы в книге: (гл. 21), (гл. 22, 26), (гл. 24), -новскому (гл. 25).

Авторами с благодарностью будут приняты все критические заме­чания, которые можно направить в адрес издательства «Транспорт».

Гражданская авиация нашей страны вступила в очередной этап своего развития. Расширяется сеть внутренних и международных воздушных линий, увеличиваются объемы транспортной работы. На эксплуатацию поступают летательные аппараты нового поколения с улучшенными показателями топливной эффективности и конструктив­но-эксплуатационных свойств.

В жизненном цикле ЛА, как и всякой машины, начиная от его по­стройки и до списания после отработки назначенного ресурса, значи­тельная доля времени приходится на стадию эксплуатации Только на ней ЛА выполняет функции, для которых предназначен, проявляет за­ложенные в нем при создании потенциальные возможности, а также конструктивно-эксплуатационные свойства. Только в процессе эксплу­атации ЛА возмещаются все те затраты, которые связаны с его созда­нием. В показателях эффективности эксплуатации ЛА отражается труд многих коллективов ученых, конструкторов, технологов, про­изводственников разных ведомств. Чем лучше эти показатели, тем выше оценивается совместный труд коллективов, создающих и эксплуатиру­ющих технику.

Эксплуатация ЛА представляет собой сложный динамический про­цесс, включающий в себя-ряд взаимосвязанных функциональных про­цессов. К их числу можно отнести процессы летной, технической, ком­мерческой, аэродромной эксплуатации, управления воздушным движе­нием идр.

Читать еще:  Что нужно делать для капремонта двигателя на ваз

Техническая эксплуатация, являясь составной частью эксплуата­ции, призвана обеспечивать работоспособность и исправность авиаци­онной техники, своевременную готовность ее к использованию по наз­начению при наименьших трудовых и материальных затратах. Она включает в себя такие стадии как техническое обслуживание, ремонт, хранение и транспортирование.

Под влиянием научно-технического прогресса происходит непре­рывное совершенствование и усложнение конструкций ЛА. Это ска­зывается на стоимости их разработки и изготовления, а также затратах на проведение технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Возника­ет необходимость постоянного совершенствования процесса технической

эксплуатации ЛА для повышения эффективности их использования и снижения затрат на ТОиР.

Эффективность процесса технической эксплуатации ЛА в общем случае определяется большим числом факторов, действующих на раз­личных этапах их создания, испытаний и эксплуатации. Это прежде всего глубина проработки и полнота обеспечения требований по надеж­ности, эксплуатационной технологичности, программам ТОиР, пол­нота и качество проведения ресурсных испытаний на надежность, со­вершенство предложенной программы ТОиР, уровень производствен­но-технической базы эксплуатационных и ремонтных предприятий.

Коллективы организаций и предприятий разных ведомств вносят свой конкретный вклад в решение проблемы повышения эффективности эксплуатации ЛА. В результате этого обеспечивается соответствующий уровень конструктивно-эксплуатационных свойств ЛА и разрабатыва­ется программа его ТОиР на длительный период эксплуатации. Раз­работка программ ТОиР на стадиях создания новых типов ЛА осу­ществляется во взаимодействии с’программами обеспечения надежно­сти, эксплуатационной технологичности и контролепригодности. Орга­низация такого взаимодействия позволяет выпрлнять одновременно и согласованно весь комплекс работ по обеспечению приспособленности конструкции ЛА к наиболее эффективным стратегиям ТОиР, разработ­ку этих старатегий и подготовку эксплуатационных и ремонтных пред­приятий к их применению.

Что значит техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского

Наш адрес

ул. Авиагородок, 27

Телефон: (3812) 55-66-34 (директор)

(3812) 55-21-20 (учебный отдел)

Факс: (3812) 51-21-10

Приемная комиссия:

Телефон: (3812) 55-21-06,

Результаты приема 2020

План набора, количество поданных заявлений

наименование

специальности

план набора

подано заявлений

Летная эксплуатация летательных аппаратов (очная форма обучения, базовая подготовка)

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (очная форма обучения, базовая подготовка)

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (очная форма обучения, углубленная подготовка)

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (заочная форма обучения, базовая подготовка)

Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов (очная форма обучения, базовая подготовка)

25 — 11 кл.

25 — 9 кл.

178 – 11 кл.

Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) (очная форма обучения, базовая подготовка)

30 – 11 кл.

25 — 9 кл.

166 – 11 кл.

216 – 9 кл.

Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) (очная форма обучения, базовая подготовка)

25 — 9 кл.

25 — 9 кл.

Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) (заочная форма обучения, базовая подготовка)

Проходной балл, средний балл аттестата в 2020 году

наименование

специальности

проходной балл

(по 5 предм./по аттестату)

средний балл аттестата

Летная эксплуатация летательных аппаратов (очная форма обучения, базовая подготовка)

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (очная форма обучения, базовая подготовка)

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (очная форма обучения, углубленная подготовка)

Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов (очная форма обучения, базовая подготовка)

4,25/4,37

Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) (очная форма обучения, базовая подготовка)

Уровень, формы и сроки обучения

Обучение в филиале ведется по следующим направлениям подготовки

Нормативный срок освоения при очной форме обучения

Образовательная база приема

Наименование квалификации подготовки

11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)

2 года 10 месяцев

среднее общее образование

3 года 10 месяцев

основное общее образование

25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (углубленная подготовка)

3 года 10 месяцев

среднее общее образование

25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (базовая подготовка)

2 года 10 месяцев

среднее общее образование

25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов

2 года 10 месяцев

среднее общее образование

3 года 10 месяцев

основное общее образование

25.02.04 Лётная эксплуатация летательных аппаратов

2 года 10 месяцев

среднее общее образование

Информация о госаккредитации образовательных программ

Свидетельство о государственной аккредитации

Образовательные программы

Образовательная программа по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (углубленная подготовка) 2017 год

Учебные планы

Очная форма обучения

Учебный план по специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (на базе основного общего образования) 2016 года

Заочная форма обучения

Аннотации рабочих программ учебных дисциплин

Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей

11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (базовая подготовка, 2 года 10 мес)

25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов (базовая подготовка, 2 года 10 мес)

Календарные учебные графики

Методическое обеспечение ППССЗ

Методическое обеспечение специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (базовая подготовка)

Методическое обеспечение специальности 25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов

Методические документы

В соответствии с требованиями руководящих документов в филиале имеется собственная нормативная и организационно-распорядительная документация, регламентирующая деятельность филиала: приказы и распоряжения директора филиала, локальные нормативные акты. Разработанная нормативная и организационно-распорядительная документация не противоречит требованиям действующего федерального законодательства, регламентирующего деятельность в сфере образования и обеспечивает ведение образовательной, финансово-хозяйственной, воспитательной деятельности филиала.

Основными локальными актами, регламентирующими организацию образовательной деятельности филиала, являются:

Положение об основаниях возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений в филиале

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования в филиале

Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации курсантов филиала

Порядок организации контроля посещаемости учебных занятий курсантами филиала

Что значит техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Прием 2020/2021 учебного года

Прием 2019/2020 учебного года

Прием 2018/2019 учебного года

Прием 2017/2018 учебного года

Прием 2016/2017 учебного года

Прием 2015/2016 учебного года

  • Бакалавриат и специалитет
  • Основная информация

​​​​Направление подготовки бакалавров

25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей​​​»​

Выпускающая кафедра: кафедра авиационных двигателей (факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта).

Срок обучения: 4 года 6 месяцев.

Чему Вас учат?

• Эксплуатировать современную авиационную технику, летательные аппараты, авиационные двигатели и энергетические установки;

Кем Вы можете работать?

Где Вы можете работать?

Техникум: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 61, кабинет 113

ПН-ПТ с 9:00 до 17:00

  • uat@ugatu.su

    Бакалавриат/специалитет и магистратура: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, корпус 8, ауд 109

    ПН-ЧТ с 9:00 до 18:00
    ПТ с 9:00 до 17:00
    (перерыв с 13:00 до 14:00)

  • abit@ugatu.su

    Аспирантура: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, корпус 1, комн. 1-245

    Читать еще:  Что такое вечный двигатель почему он не существует

    ПН-ПТ с 10:00 до 17:00
    (перерыв с 13:00 до 14:00)

  • asp.ugatu@ugatu.su
  • Телефоны доверия для сообщений о фактах коррупции в работе Приемной комиссии УГАТУ

    • +7 (937) 333-95-14
    • +7 (908) 350-50-11

    Крупный авиационный образовательно-научный комплекс

    К 50-летию МГТУ ГА

    В 2021 г. исполняется 50 лет одному из ведущих российских вузов авиационного профиля — Московскому государственному техническому университету гражданской авиации (МГТУ ГА). С 2007 г. вуз возглавляет ректор Борис Петрович Елисеев, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, член коллегии Росавиации.

    Б.П. Елисеев окончил юридический факультет Дальневосточного государственного университета и аспирантуру Российской академии управления. Занимался преподавательской работой в вузах, специализировался на административном, финансовом и воздушном праве. Сфера научных интересов — управление крупными социально-экономическими системами в условиях внешней дезорганизации.

    Работал начальником отдела в Администрации Президента РФ, в 1999-2007 гг. — заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот» по правовым вопросам. Награжден Орденом Почета и Орденом Дружбы, имеет государственные награды ряда зарубежных стран.

    «АС»: Борис Петрович, расскажите, пожалуйста, кратко об истории организации вуза, его первых руководителях.

    Б.Е.: Конец 1960-х гг. — начало 1970-х гг. были для гражданской авиации СССР периодом интенсивного и успешного развития. Именно в это время воздушный транспорт стал массовым, им пользовался каждый третий житель страны. Суммарная протяженность авиалиний СССР приближалась к 1 млн км. Самолеты Аэрофлота совершали регулярные рейсы почти в 90 стран мира. Реконструировались существующие и строились новые аэродромы и аэропорты, авиаремонтные заводы.

    Столь бурное развитие отрасли потребовало притока высококвалифицированных авиационных специалистов. В этих условиях руководством Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР) было принято решение о создании в Москве института инженеров гражданской авиации (МИИГА).

    Еще в 1948 г. в столице был открыт учебно-консультационный пункт (УКП) Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА) для студентов-заочников Московского авиаузла. В 1951 г. УКП был преобразован в Московское заочное отделение КИИГА, находившееся на территории бывшего аэровокзала по Ленинградскому проспекту. Его возглавил участник Великой Отечественной войны, опытный организатор М.А. Рыжевский. В сентябре 1961 г. Отделение было преобразовано в Московский филиал КИИГА по заочному обучению.

    16 апреля 1971 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации Московского института инженеров гражданской авиации». На его основании 17 мая 1971 г. издан приказ министра гражданской авиации Б.П. Бугаева с аналогичным названием, где предписывалось организовать с 1 июня 1971 г. на базе Московского филиала КИИГА Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) для подготовки инженерных кадров по дневной и заочной формам обучения.

    Важным событием стало установление вузу в 1993 г. статуса «технического университета», он получил новое наименование «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА).

    Первым ректором МИИГА был доктор технических наук, профессор Иван Семенович Голубев (1929-2017 гг.), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный работник высшего образования РСФСР.

    В 1983 г. его на посту ректора сменил доктор технических наук, профессор Владимир Георгиевич Воробьев, также удостоенный высокого звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

    «АС»: Давайте поговорим о сегодняшнем дне возглавляемого Вами Университета: инфраструктура, основные направления подготовки специалистов, филиалы, международное сотрудничество.

    Б.Е.: Сегодня МГТУ ГА — это крупный учебно-научный и культурно-спортивный комплекс, оснащенный современными тренажерами, компьютерным оборудованием, просторными аудиториями, лабораториями, спортивной базой, клубом, современной библиотекой, а также учебным авиационно-техническим центром с самолетами гражданской авиации, на которых студенты проходят различные виды производственных практик.

    В МГТУ ГА обучаются около 12 тыс. студентов и курсантов, здесь трудятся высококвалифицированные преподаватели, в том числе 60 докторов и 145 кандидатов наук. В состав университетского комплекса входят шесть филиалов, включая четыре авиационно-технических колледжа.

    МГТУ ГА и его филиалы обладают современными тренажерами Boeing и Airbus, в учебном авиационно-техническом центре стоят самолеты с работающей авионикой, а в аудиториях вуза расположены многочисленные двигатели, агрегаты, механизмы, необходимые для практического, а не только теоретического изучения. Оборудованы лаборатории, компьютерные классы с уникальным программным обеспечением. В Университете имеются спортивные залы для занятий разными видами спорта, а также современный актовый зал: университетская жизнь включает и творческую активность, и физическую.

    В наши дни мировая авиационная отрасль — одна из наиболее технологичных и быстроразвивающихся. Воздушные суда и аэронавигационные системы очень динамично модернизируются и совершенствуются, а экономика давно установила определенные правила: пассажирский самолет должен как можно меньше находиться на перроне аэропорта между рейсами, при этом инженерный состав должен оперативно выполнять все необходимые технические процедуры, обеспечивая безопасность полетов.

    Это задает определенные условия для подготовки кадров. Авиационный инженер обязан лучше пилота знать работу систем самолета, уметь оперативно решать сложные задачи по техническому обслуживанию и ремонту. Само собой, Университет должен выпускать специалистов, знакомых с современной техникой, программы и учебники требуют ежегодного обновления, а то и чаще.

    Университет, за счет своего динамичного развития и постоянного обновления, оперативно отвечает на запросы рынка кадров. Так, недавно были открыты направления «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте», «Обеспечение полетов воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями», «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Актуальной стало создание магистратуры по направлению «Технология транспортных процессов», и в связи с этим в предстоящем учебном году МГТУ ГА станет первым транспортным вузом, который начнет прием магистров по этой специальности!

    Мы оперативно реагируем на запросы отрасли и на уровне субъекта Федерации. Так, в 2017 г., недалеко от Ростова-на-Дону был открыт новый аэропорт «Платов», ставший главным хабом юга России. Возрос спрос на высококвалифицированных инженеров, и сразу в Ростовском филиале МГТУ ГА был открыт первый набор на очное обучение (заочников обучали и ранее) по программе «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».

    В МГТУ ГА развито международное сотрудничество. Это естественно: деятельность гражданской авиации охватывает практически весь мир, а не только территорию одного государства. Коммерческий рынок авиаперевозок во многом обеспечивают самолеты Boeing и Airbus, которые собираются сетью предприятий из разных стран. В нашей стране выпускается «Суперджет 100», готовится к выходу и на российскую, и международную арены новейший МС-21; мировая сеть авиаперевозок работает в соответствии с нормами ИКАО.

    В этой отрасли просто невозможно обучать инженеров и работать по своим нормам, даже внутри одного государства. Поэтому только тесная международная кооперация может обеспечить качественную подготовку кадров для авиации. МГТУ ГА входит в разные международные ассоциации, тесно взаимодействует со многими аэрокосмическими, техническими университетами мира. Мне неоднократно приходилось встречаться с Генеральным секретарем ИКАО доктором Фан Лю, под ее руководством реализуется новая международная программа «Новое поколение авиаторов». МГТУ ГА внесен в реестр ИКАО, что делает его диплом «конвертируемым» в большинстве стран мира. Сегодня в Университете обучается более 500 иностранных граждан из почти 40 стран мира, а всего прошли обучение граждане 75 стран!

    Читать еще:  Асинхронный двигатель в качестве генератор его работа

    Ничего удивительного, что при таких показателях МГТУ ГА входит в международный рейтинг университетов Ranking Web of Universities с штаб-квартирой в Мадриде.

    Таких высот удалось достичь благодаря высокопрофессиональной и слаженной работе командно-руководящего, профессорско-преподавательского состава и всего вспомогательного персонала. В «одном строю» студентов обучают заслуженные ветераны авиации и молодые преподаватели, что позволяет эффективно передавать знания и сразу интегрировать их в текущие реалии отрасли.

    «АС»: Каковы основные направления научной деятельности в Университете?

    Б.Е.: На последней студенческой научно-технической конференции в середине апреля этого года на 26 тематических секциях было представлено около 500 докладов от студентов Университета. Они регулярно становятся победителями различных научных конкурсов и грантов. Из крупнейших конкурсов последних лет, например, несколько наших студентов и аспирантов стали призерами Всероссийского инженерного конкурса. Еще один студент стал лауреатом всероссийского конкурса молодежных проектов «Моя страна — моя Россия». В первом этапе номинации «Транспорт. Пути сообщения моей страны» приняли участие более двух тысяч человек, из них в финал прошли всего четыре.

    В 2015 г. МГТУ ГА получил бессрочную лицензию Министерства промышленности и торговли РФ на осуществление всего цикла работ по проектированию и разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, в том числе двойного назначения. Университет регулярно ведет разработки по заказу от разных авиапредприятий. Большое внимание уделено беспилотной авиации. Уже несколько лет в МГТУ ГА успешно функционирует лаборатория БЛА, где ведутся разработки в области беспилотной авиации и проходят обучение операторы беспилотников.

    «АС»: Как организована в Университете система дополнительного образования?

    Б.Е.: В МГТУ ГА успешно функционирует Институт повышения квалификации и аттестации кадров (ИПКиАК), имеющий сертификат авиационного учебного центра. Перечень реализуемых программ переподготовки очень обширный и продолжает увеличиваться в зависимости от запросов рынка авиационных кадров. Дополнительное образование осуществляется как в стенах МГТУ ГА, так и «на местах», когда преподаватели по запросу проводят обучение работников авиапредприятий в любом уголке России.

    Кстати, осенью 2020 г. ИПКиАК выпустил первую группу инструкторов по эксплуатации беспилотных воздушных судов массой до 30 кг. Курс подготовки инструкторов для обучения специалистов беспилотных авиационных систем был разработан специалистами института самостоятельно и утвержден ректором Университета. Первый выпуск составили сотрудники МГТУ ГА — головного вуза и Егорьевского филиала. На его аэродроме проходила летная практика обучающихся. Сегодня на основании опыта МГТУ ГА ведется совместная с Росавиацией разработка типовой обучающей программы для операторов БЛА.

    К дополнительному образованию можно отнести и довузовскую подготовку школьников. МГТУ ГА на протяжении многих лет участвует в общегородских проектах «Инженерный класс в московской школе», «Университетские субботы» и др., задача которых — познакомить учеников старших классов столичных школ с обучением в Университете. Они получают базовые знания в области аэродинамики, физики, программирования и по другим авиационным дисциплинам. Опыт Университета подсказывает, что такая довузовская подготовка существенно повышает уровень обучающихся после их полноценного поступления в Университет.

    «АС»: Борис Петрович, Вы возглавляете вуз уже в течение 14 лет. Что удалось сделать в развитии МГТУ ГА за этот период?

    Б.Е.: Прежде всего хотел бы отметить такое важное событие, как преобразование Университета в вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс, оснащенный всем необходимым для подготовки кадров для наземного обслуживания летательных аппаратов, обеспечения гражданской авиации инженерами, техниками.

    В 2013 г. была завершена работа по присоединению филиалов Университета в городах Егорьевск (Московская область), Иркутск, Рыльск (Курская область), Кирсанов (Тамбовская область) и Троицк (Челябинская область) — филиалов среднего профессионального образования, число обучающихся выросло до 12 тыс. человек. Все наши филиалы успешно функционируют и сегодня, обеспечивая гражданскую авиацию всех регионов России инженерами и специалистами авиационного профиля.

    Как я уже отмечал, в 2015 г. Университет получил лицензию Министерства промышленности и торговли РФ на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники. Это дало право на производство разработанных в студенческом конструкторском бюро сверхлегких самолетов SKY RANGER и многоцелевых дельталетов «Поиск — 06», в полетах на них принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин.

    Динамично развивалось международное сотрудничество. Помимо обучения иностранных граждан в Университете, МГТУ ГА заключил договоры о сотрудничестве с десятками университетов и авиапредприятий Европы, Азии и стран СНГ. Эта работа не остановилась и в пандемию: встречи с представителями образовательных учреждений из разных стран и международных организаций продолжились в формате видеоконференций.

    Была организована работа по оснащению вуза современной тренажерной техникой. Установлены деловые и взаимовыгодные контакты вуза с работодателями. Кроме того, нам удалось значительного улучшить уровень благосостояния членов коллектива. К слову, заработная плата в МГТУ ГА — одна из самых высоких в вузах Москвы!

    «АС»: Каковы перспективы развития МГТУ ГА?

    Б.Е.: МГТУ ГА успешно функционирует как крупный авиационный образовательно-научный комплекс. Университет постоянно модернизируется и реагирует на запросы отрасли. Имеются мощности и для полноценной подготовки пилотов, если такой запрос поступит от рынка авиационных кадров нашей страны. Авиационная отрасль динамично развивается, даже несмотря на удары пандемии. Продолжается строительство и модернизация аэропортов, разрабатываются и строятся новые самолеты, в том числе современные МС-21, Ил-114, продолжается многолетнее беспрерывное производство SSJ 100. Пока отрасль живет и развивается, ей требуются высококвалифицированные работники, и МГТУ ГА их готовит, открывая новые направления подготовки. Университет обучает инженеров, авиадиспетчеров, программистов, операторов беспилотников и готов их учить по любой программе, которая потребуется авиации.

    Подготовка работников для авиации требует соблюдения как российских, так и международных норм и правил. Несмотря на активное взаимодействие с другими областями транспортной отрасли, авиационное образование должно оставаться обособленным и в некоторой степени автономным. Сложности возникают тогда, когда необходимо следовать трендам всего транспортного блока, который стремится к некоторой унификации и интеграции программ подготовки специалистов для разных видов транспорта, и, при этом, сохранить необходимые условия для подготовки инженеров для авиации, которые обучаются по обособленным, узкоспециализированным программам подготовки, применимым только в авиации и нигде больше.

    У авиаторов есть полная уверенность, что славная история МИИГА — МГТУГА будет продолжена успешным трудом дружного коллектива нашего Университета!

    «АС»: Борис Петрович, благодарю Вас за интересное и информативное интервью.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector