Что влияет на работу турбины в дизельном двигателе
Потеря мощности дизельной турбины – причины, виды неисправностей
Опубликовано Master в 11 марта, 2019
Выброс черного или белого дыма, шум и чрезмерное потребление топлива являются основными признаками, которые указывают на возможные сбои в системе турбины дизельного двигателя. Потеря мощности дизельной турбины может быть спровоцирована и другими факторами. Обнаружив первый сигнал неисправности, нужно сразу проверить пригодности механизма, и по возможности, быстрее устранить проблему в мастерской.
Содержание
Особенности турбин для дизельных двигателей
В дизельных двигателях зачастую применяются турбины с изменяемой геометрией (аббр. ТИГ или VIG). В таком механизме на место перепускного клапана приходят специальные направляющие лопасти, контролирующие поток выхлопных газов, которые поступают в турбокомпрессор. У направляющих лопастей тот же принцип работы, что и у обычных перепускных клапанов турбин, и управляются они системой вакуума. Дизельная турбина перестает работать, когда лопатки в дизельном моторе закрыты, а выхлопные газы направляются мимо турбокомпрессора. Минус таких турбин – чувствительность к высоким температурам. Турбина с изменяемой геометрией позволяет снизить температуру выхлопных газов.
Турбина с изменяемой геометрией – схема
В мире есть только две модели авто, на которых используются турбины VIG на бензиновых, а не дизельных моторах – это Porsche 911 Turbo и Porsche 718 Boxter.
Турбина не изнашивается и не ломается сама по себе, если техническое обслуживание двигателя – замена масла и фильтров, использование качественного топлива, строго выполняется в соответствии с руководством производителя. Сбои в работе турбины могут спровоцировать загрязнения на фильтрах, избыток масла, попадание частиц инородных тел из выпускного коллектора. Перечислим с подробным описанием наиболее распространенные причины, по которым происходит потеря мощности дизельной турбины:
- Скудное смазывание турбины. Это следствие некачественного топлива, засорения масленой системы авто, забитых масленых каналов в двигателе, закупоренного масленого фильтра;
- «Горячая парковка» автомобиля. После длительной езды транспортное средство паркуют и сразу глушат двигатель – так элементы турбокомпрессора быстро изнашиваются;
- Появление углерода в масле двигателя. Углерод накапливается в турбокомпрессоре как отложения, которые также могут стать причиной дисбаланса в работе системы;
- Выход и строя системы выпуска выхлопных газов (дизельные турбины здесь очень чувствительны, т.к. со встроенным сажевым фильтром). При закупорке сажевого фильтра, увеличивается давление выхлопных газов, которые поступают в турбину. Вал в турбокомпрессоре не справляется со сверхнагрузкой, и механизм издает характерный свист;
- Попадание инородных частиц в турбину через воздухозаборник авто. Агрегат выходит из строя, когда инородные частицы повреждают лопасти, нарушается баланс вращения, а вал и подшипники сильно повреждаются.
Долговечность турбины в дизельном двигателе
Как долго работает турбина на дизельном двигателе? Если двигатель и автомобиль хорошо обслуживаются, турбина начинает страдать от износа только на 200 000 километров пробега. В случае плохого обращения с машиной, турбина может сломаться даже через 50-80 000 километров. Поэтому нельзя сказать, что для каждой турбины существует точная дата, когда она обязательно должна сломаться. Единственная мера предосторожности, чтобы сохранить этот компонент в максимальной степени – всегда заботиться о машине, проверять её и регулярно обслуживать.
Неисправность турбины – исключения
Свист турбины дизельного двигателя не всегда свидетельствует о её поломке или неисправности. Некоторые дизельные двигатели, особенно на более старых моделях авто, имеют этот недостаток (слышен небольшой свист при замедлении и ускорении). Так что при покупке подержанной машины, свист может быть характерным признаком. Ситуация меняется, когда свист становится оглушительным и неестественным, и отсутствовал во время тест-драйва автомобиля.
Сильный и стойкий свист также может появиться из-за изношенных подшипников, а не от самой турбины. Если неприятный звук слышен, даже когда машина находится в нейтральном положении, можно исключить, что проблема вызвана с турбиной. В любом случае, если владелец транспортного средства уже слышит странный шум и оглушительный свист, лучше не совершать дальние поездки и как можно быстрее доставить машину в мастерскую.
Возможно, ли пользоваться автомобилем с неисправной турбиной
Эксплуатация неисправной авто турбины — последствия
Турбины устанавливаются практически на все модели транспортных средств последних годов. Основной плюс лопаточного оборудования заключается в том, что небольшой объем силового модуля гарантированно увеличивает мощность авто. С другой стороны, водитель может спокойно ездить и без турбины, это не влияет на комфорт в поездке. В таком случае возникает важный вопрос: влияет ли неисправный агрегат на транспортное средство? Сломанный механизм может привести к заглохнувшему мотору или вынужденной остановке в самый ненужный момент.
Опытные водители рекомендуют изучить все вероятные причины причины лопаточного оборудования во избежание внезапных проблем.
Последствия поездки на авто с неисправной турбиной
Игнорирование неисправности и активное применение автомобиля приводят к негативным результатам:
- употребляется больше горючего;
- неисправный турбокомпрессор провоцирует неполное сгорание топлива. В автомобилях на бензине появляются трудности с катализатором и пригорелыми клапанами. Это может испортить сажевый фильтр в дизельном двигателе. Чревато попаданием в выхлопную трубу масла, смешанного с горючим;
- поврежденные вал и втулки вызывают употребление механизмом гораздо большего количества масла. Для своевременного определения изъянов работы нужно внимательно следить за его уровнем;
- плохая турбина является причиной быстрого износа форсунки мотора.
Когда известен характер повреждений, следующим шагом определяют источник. Это поможет разобраться со способами сохранения турбины от поломки.
Факторы выхода из строя устройства
1. Трещины
При наличии пробоин часть необходимого воздуха, передаваемого турбокомпрессором в цилиндры, теряется. Сильно перегружается турбонагнеталель, нарушается процесс форсирования, возникают сопутствующие неполадки.
2. Возраст и износ
У каждой автомобильной запчасти есть определенный срок работы. Обычно турбокомпрессор работает на протяжении пробега около 100 000 км. Опять же, каждый случай индивидуален и очень многое зависит от манеры езды владельца турбированного авто.
3. Углеродные месторождения
При прохождении ТО, необходимо производить обязательную замену моторного масла. Без этого внутри могут накопиться отложения углерода.
Методы, сохраняющие турбину исправной
Турбокомпрессор расходуется по мере частоты и активности его эксплуатации. Если придерживаться нескольких правил, это значительно продлит время использования турбоагрегата и поможет избежать многих несвоевременных проблем. Регулярно требуется:
- охлаждение турбины;
- при продолжительном давлении на газ, владельцу авто нужно несколько минут постоять на холостом ходу;
- после длительной стоянки, например, в пробке, нельзя резко ускоряться. Это перегреет турбонагнетатель, интеркулер и двигатель;
- проверка температуры масла и антифриза. Следует следить за необходимостью замены грязного масла на новое;
- обслуживать двигатель вовремя;
- следить, чтобы детали мотора были чистыми.
При обнаружении любой из вышеперечисленных неполадок необходимо обратиться в специализированную точку обслуживания к мастеру. Поездка с механизмом в аварийном состоянии может привести к полной нефункциональности автомобиля. Квалифицированные специалисты сервисного центра помогут выявить место поломки. С помощью специальных датчиков они проанализируют всю конструкцию и исправят найденные недочеты. При необходимости заменят нерабочие составляющие. Лучше раз перестраховаться и проверить систему машины. Из-за самонадеянности можно оказаться без машины на неопределенный период или заплатить за ремонт турбины большую сумму.
Признаки неисправности турбины дизельного двигателя
Если вы только собираетесь приобрести или уже являетесь владельцем турбированного авто, то вы должны знать все признаки неисправности турбины дизельного двигателя, ведь исправность турбокомпрессора влияет на работу контрактного мотора и его составляющих. Чем раньше вы обнаружите неполадки и примите меры, тем меньше финансовых и временных затрат потребуется на их устранение и восстановление стабильной работы автомобиля.
Если вы обнаружили даже косвенный признак того, что турбина двигателя на дизельном топливе неисправна – как можно скорее посетите автосервис.
На что стоит обратить внимание?
Наиболее явные признаки сбоя в работе турбокомпрессора следующие:
- Дымит выхлопная труба, приобретает от белого до черного и темно-синего оттенка.
- Повышается уровень шума при работе мотора, который можно воспринять на слух;
- Пульсация давления на выходе турбины или так называемый «помпаж», которая проявляет себя четкими громкими хлопками;
- Падение тяги, ухудшение показателей динамики, требуется больше времени, чтобы набрать обороты. На холостых – движок работает также нестабильно;
- Резкий запах горелого масла и увеличение его потребления автомобилем;
- Глухой звук, свист, щелчки или другой звук под капотом авто.
Но при постановке диагноза машине о неисправности турбины не следует опираться только на вышеперечисленные признаки, лучше обследовать автомобиль у профессионалов, которые определят истинную причину появления неполадок.
Что проверить самостоятельно?
До посещения станции технического обслуживания в некоторых случаях можно своими руками провести базовую диагностику автомобиля.
Если вы обнаружили задымление, то вне зависимости от его цвета, нужно проверить воздушный фильтр и соединения патрубков. Если произошло нарушение герметичности, то ее нужно устранить и заменить фильтр;
Насколько изношена турбина можно узнать легкой прокруткой ротора: люфт маленький – все в порядке, а, если во время поворота ротор даже слегка касается корпуса, то турбину вероятнее всего нужно отдать в ремонт;
Исследовать турбонадув. Открыть капот, запустить движок и пережать патрубок, который ведет от турбокомпрессора к впускному коллектору. Другой человек должен газовать несколько секунд и, если патрубок надувается от давления, то все в норме, если он вял – турбина требует ремонта;
Осмотреть саму турбину. На ее поверхности не должно быть масляных или иных следов. Если отсоединить патрубок, который пережимали в предыдущем пункте и появились следы масла –скорее всего, нужна замена турбины.
Как предотвратить поломку турбокомпрессора?
Во избежание непредвиденного ремонта, замены запчастей и автомобиль служил вам как можно долгий срок, отношение к авто должно быть крайне бережным и оказываться ему должное внимание. Используйте масла и топливо высокого качества, откажитесь от «пятиминутных» промывок, которые могут за один раз уничтожить турбину и исключить возможность ее восстановления, используйте турботаймер, масло должно всегда находиться на нужном уровне, прогревайте движок перед началом движения и регулярно проходите технический осмотр автомобиля. Это и другие моменты являются гарантом того, что турбокомпрессор не потребует серьезного ремонта продолжительное время.
Симптомы умирающей турбины: как определить скорую необходимость замены детали
Турбина, как и любая другая запчасть автомобиля, со временем требует диагностики, ремонта или полной замены, но в отличие от проколотого колеса или барахлящего двигателя, она не сразу дает знать о поломке или износе. Симптомы умирающей турбины распознать нелегко, поэтому важно стараться принимать комплекс мер по увеличению срока жизни детали. К таковым действиям относится: замена качественных синтетических масел (раз в 10000км, своевременная замена воздушного фильтра (оригинал или качественный аналог), использование турботаймера, а также отслеживание уровня масла в двигателе с помощью щупа.
Как понять, что турбина умирает?
Гибель турбины в некоторых случаях происходит молниеносно – причиной тому может быть масленное голодание, попадание посторонних твёрдых частиц в колесо компрессора с воздуховода, поподание посторонних твёрдых частиц по колесу турбины (ротор) с ДВС, а так же ДТП. Но чаще всего турбокомпрессор выходит из строя постепенно. Водителю важно своевременно обратиться в специализированный тех центр и определить потенциальную неисправность и принять меры по ее ликвидации. Выделяют такие распространенные признаки умирающей турбины:
- Присутствие лишних шумов из турбины в процессе работы двигателя (гул или свист)
- Дым сизого цвета из выхлопной трубы;
- Увеличение расхода масла;
- Снижение уровня давления наддува.
Чтобы определить поломку на ранних стадиях, надо прислушиваться к своему автомобилю, если вашему автомобилю не хватает мощности, он стал менее резвый чем раньше, это значит что турбина не выдаёт должного давления. Иногда причиной снижения этой величины является увеличенное противодавление, что происходит из-за загрязненного катализатора, так же не исправность электро-магнитного клапана (управление вакуумом турбины) тоже способствует снижению мощности, если же эти две детали в норме, нужно проверить перепускную заслонку или изменяемую геометрию! Чаще всего в процессе агрессивной езды потоки выхлопных газов идут в обход клапана, или поврежденная изменяемая геометрия, цепляет корпус турбокомпрессора и не направляет потоки воздуха на колесо турбины! В таких случаях турбина не в состоянии показать должный КПД.
Если проблема не выявлена, придется снять турбокомпрессор с силового агрегата! Часто задаваемый вопрос: как перебрать турбину своими руками. За частую, отремонтировать турбину своими силами не получится! Так как, картридж турбины требует высокоточной балансировки после переборки! Для этого придется обратиться в компанию по ремонту турбин! После балансировки турбины, надо настроить Вакуумный актуатор по отношению заслонки или геометрии! Настраивать необходимо по заводским параметрам! Если параметры будут отличаться от заводских, турбокомпрессор будет или не до дувать, или передувать, что приведёт к его скорому разрушению!
Как обстоит ситуация с дизельным силовым агрегатом?
Ситуация с бензиновым автомобилем практически не отличается от того, как умирает турбина на дизеле. В данном случае выхлопной дым приобретает синий или белый цвет в процессе разгона авто. Также можно легко выяснить неисправность по черному дыму, который появится при утечках воздуха в нагнетающих путях или не исправной топливной системой. Белый дым и запах масла с выхлопной системы, будет сигнализировать о утечке масла в выхлопную систему, это происходит, когда в турбине появляется повышенный осевой люфт, стопорный кольца не держит давления масла! Если турбина гонит масло в выхлоп, на горячем колесе турбины появляется нагар масла, который приводит к дисбалансу турбины и дальнейшему разрушению корпуса подшипников!
Если вы разобрались, как понять, что турбина умирает, нужно также запомнить несколько основных нюансов проверки. Визуальная проверка нечасто позволит определить неисправность, ведь основу поломки сможет определить только профессионал.