Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что происходит в самолете при неисправности в двигателе

Летаем с неисправностями: почему самолеты с поломками возят пассажиров

Уже ваш следующий перелет может пройти на самолете, который имеет какую-то неисправность. И такие полеты абсолютно легальны. Почему так происходит, насколько это безопасно? avianews.com разобрался в ситуации с помощью авиационного инженера.

Почему стали летать с неисправностями?

Самолет — штука дорогая, сложная и требует максимального использования, чтобы это имело коммерческий смысл. За десятилетия развития авиации количество систем и агрегатов в авиалайнерах увеличилось настолько, что иметь полностью исправный самолет стало практически невозможно и нерентабельно.

Все пришло к тому, что летчики могли не сообщать о дефектах. Они оценивали ситуацию на свое усмотрение и записывали что-то в технический журнал только если все очень плохо, или в конце летного дня. Поэтому, если кто-то скажет, что советские самолеты летали всегда исправные, он будет, мягко говоря, не прав.

Такая ситуация никого не устраивала: ни авиакомпании, которым нужны были самолеты всегда в строю, ни производителей, которым не хотелось разбираться в новых инцидентах, ни летчиков, которым приходилось заниматься такой неконтролируемой практикой, ни технические службы — они не знали, что ожидать от самолетов на этот раз.

В итоге с появлением все более сложных авиалайнеров с многократным дублированием оборудования, системами самодиагностики в вопрос полетов с отложенными неисправностями пришлось вносить порядок. Так появился документ MEL: Minimum Equipment List.

Что такое MEL

MEL: Minimum Equipment List — документ на базе рекомендаций производителя самолета, требований авиавластей и самой авиакомпании, в котором описываются допустимые отказы, время на их устранение и необходимые действия в связи с этим — деактивация систем, процедура технического обслуживания, ограничения на эксплуатацию.

Там, как правило, описаны отказы самолетных систем, с которыми экипаж может столкнуться в полете. Такие дефекты представляют из себя либо очевидно неработающую систему, например, связи или освещения, или имеют кабинный эффект – то есть индикацию об отказе на панелях приборов.

Каждая авиакомпания составляет свой MEL. Она адаптирует его под свои потребности с учетом национальных требований, но только в сторону ужесточения, и утверждает в авиационных властях. Т.е. если власти не разрешают полеты с каким-то отказом, то авиакомпания не может в своем документе разрешить рейсы с такой неисправностью.

Дополнительные неисправности

MEL охватывает работу крупных систем. Помимо него есть другие документы, разрешающие эксплуатацию самолета с неисправностями:

  • CDL — Configuration Deviation List — список отсутствующих элементов планера, например, обтекателей или лючков.
  • AMM — Aircraft Maintenance Manual — допуски на течи, износ компонентов и т.д.
  • SRM — Structure Repair Manual — описывает, при каких вмятинах или повреждениях структуры можно летать.
  • NEF — Non-Essential Furnishing — разрешает полеты при проблемах с интерьером самолета. Например, если сломалось кресло или отключился экран развлекательной системы.

При каких дефектах могут летать самолеты?

В современных самолетах практически все системы дублированы и имеют альтернативный контроль. В MEL указано, сколько определенных систем или агрегатов на самолете есть, и сколько из них могут быть неисправными. Например, есть две или три VHF-радиостанции. Поэтому без одной или даже двух можно летать. Но всегда должна работать радиостанция командира, т.к. она снабжается от аккумулятора, и при потере питания остается единственной рабочей и обеспечивает самолет авиационной связью.

В некоторых случаях полеты с какой-то неработающей системой накладывают эксплуатационные ограничения. Если в самолете из двух систем инструментальной системы посадки ILS одна не работает, то снижается метеоминимум, и экипажу нужна большая видимость для захода на посадку.

Без системы предотвращения столкновения TCAS можно летать 10 дней, но не над Германией, где работа этой системы обязательна. Система опасного сближения с землей EGPWS может не работать также до 10 дней, но полеты без нее в горах запрещены.

Поломка метеорадара разрешает рейсы в хорошую погоду. А вот отказ одной из двух систем инерциальной навигации позволяет только перелет до базы в светлое время суток.

Как долго могут летать самолеты с неисправностями?

В MEL есть четыре категории дефектов по времени устранения:

  • A: специфические требования, указанные в самом пункте MEL (как правило, самые жесткие требования — их необходимо устранить в течение нескольких полетов);
  • B: 3 дня, начиная со следующего после записи дефекта;
  • С: 10 дней (самая частая);
  • D: 120 дней.

Дефекты, отложенные по MEL, заносятся в бортовой журнал и контролируются отделом летной годности авиакомпании. Экипаж перед полетом также обязан ознакомится со всеми отложенными дефектами.

Один раз срок устранения неисправности можно продлить с разрешения отдела качества авиакомпании и еще раз с разрешения авиационных властей.

Как готовят самолеты к полетам с неисправностями

MEL – не просто перечень неисправностей. Он также определяет технические и операционные процедуры.

Если возникла какая-то неисправность, то для применения пункта MEL необходимо точно определить отказавшую систему или агрегат. Иногда необходимы также дополнительные технические процедуры. Например, техники могут деактивировать систему с помощью выдергивания автоматов защиты или физически заблокировать отказавший агрегат в указанном положении. Часто деактивация подразумевает тесты, чтобы убедиться, что смежные системы исправны.

При полетах с неисправностью могут быть дополнительные процедуры проверок, например, ежедневно перед первым вылетом, или перед каждым вылетом. Еще MEL определяет операционные процедуры, которые выполняет экипаж.

Решение о допуске самолета к полету с неисправностью по MEL принимает лицензированный инженер. Он вносит необходимые данные в бортжурнал. Информацию видит пилот, который может не согласиться с какой-то неисправностью и отказаться от полета, если посчитает это небезопасным.

При каких неисправностях самолет не полетит?

Есть дефекты, с которыми MEL и другие документы не позволяют летать. Такие дефекты называются No-Go (не летим), а сама ситуация, когда самолет не может летать из-за технической неисправности – AOG – Aircraft On the Ground (Самолет на земле).

Читать еще:  Уроки по устройству и принципу работы двигателя

В таком случае самолет остается на земле до устранения неисправности. Например, это касается поломки двигателя или аварийных систем. Также, в случае дублированных систем, недопустим отказ того канала, который питается от аварийных источников.

Некоторые допустимые неисправности могут накладывать ограничения, неприемлемые для деятельности авиакомпании или выполнения конкретных рейсов. Например, если отказала система опасного сближения с землей EGPWS, то в рейс над горами этот самолет не отправится.

Следите за тем, что происходит с авиацией в эти непростые времена в Telegram и Instagram. Подписывайтесь сейчас!

Причиной авиакатастрофы в Перми могла быть неисправность двигателя

Основной версией крушения самолета Boeing 737-500, разбившегося 14 сентября в районе Перми, считается неисправность двигателя, повлекшая его возгорание и взрыв. Вероятность теракта следствие исключает.

Обломки потерпевшего катастрофу самолета Boeing 737-500

Одной из наиболее вероятных причин катастрофы самолета Boeing 737-500, разбившегося 14 сентября в Перми, могла быть неисправность правого двигателя. Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на председателя следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александра Бастрыкина.

«По предварительным данным, именно неисправность правого двигателя повлекла его возгорание и, как следствие, взрыв и разрушение авиалайнера», — заявил глава СКП журналистам. По словам Бастрыкина, окончательное заключение о причинах случившегося может быть сделано лишь после того, как все фрагменты авиалайнера будут подвергнуты нескольким экспертизам. Это расследование, по его словам, может занять от двух до шести месяцев.

Версия теракта не подтвердилась

Между тем, как передает «Интерфакс», управление ФСБ России по Пермскому краю заявило, что не обнаружило подтверждений того, что причиной крушения самолета мог быть террористический акт.

Напомним, пассажирский самолет Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший авиарейс Москва-Пермь, разбился утром 14 сентября при заходе на посадку в районе Перми. Никто из 88 находившихся на борту людей не выжил. В понедельник, 15 сентября, в Пермском крае в связи с крушением самолета объявлен траур. (юс)

хроника

Росавиация: Потерпевший катастрофу в Перми Boeing был исправен

По данным Росавиации, разбившийся утром 14 сентября пассажирский самолет, выполнявший рейс 821 Москва — Пермь, прошел сертификацию в мае 2008 года. Идет работа над расшифровкой «черных ящиков». (14.09.2008)

архив

Какое место в самолете самое безопасное?

После авиакатастрофы в Мадриде 20 августа в живых осталось 17 человек. Среди них — стюардесса, которая во время полета заняла не обычное для нее место. По мнению экспертов, своей жизнью она обязана не месту, а случаю. (31.08.2008)

Диспетчерские службы в Европе: давление рынка усиливается

Главной причиной авиакатастрофы над Боденским озером в 2002 году стала перегруженность диспетчера. Объемы авиаперевозок продолжают расти из года в год. Способны ли диспетчерские службы обеспечивать безопасность полетов? (04.09.2007)

Ссылки в интернете

Список погибших пассажиров и членов экипажа

Официальный сайт МЧС России

  • Дата 15.09.2008
  • ТемыТерроризм, Авария под Северодвинском
  • Ключевые словапричиной, авиакатастрофы, неисправность, двигателя, взрыв, возгорание, Boeing 737-500
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/FIIY
Также по теме

Почему взорвались двигатели на самолетах Boeing? 23.02.2021

Два похожих инцидента, произошедшие в один день показывают, какая опасность таится под крыльями самолета. Под вопросом оказалось целое семейство популярных авиадвигателей.

В Тегеране назвали причиной крушения украинского Boeing возгорание двигателя 08.01.2020

В результате крушения самолета близ Тегерана погибли 176 человек. Самолет направлялся из Тегерана в Киев. Большинство жертв — граждане Ирана.

Дефект двигателя или все же ракета? Почему упал украинский самолет 08.01.2020

Что стало причиной авиакатастрофы в Тегеране, был ли украинский лайнер сбит по ошибке и безопасны ли полеты на «Боингах»? DW поговорила об этом с экспертами в области авиабезопасности.

Ил-112В: что не так с самолетом, который разбился прямо перед презентацией?

Автор фото, Marina Lystseva/TASS

Проект легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, опытный экземпляр которого разбился во вторник в Подмосковье, далек от завершения и страдает от серьезных конструктивных недостатков, но самолет, тем не менее, был отправлен на авиашоу, где должен был состояться его первый показ широкой публике. Что случилось с самолетом и можно ли было предотвратить катастрофу?

Как и несколько других самолетов, полностью созданных после распада СССР, Ил-112В считается гордостью российской авиационной промышленности — его первый полет 30 марта 2019 года освещали ведущие СМИ.

В конце августа самолет должен был стать одним из главных участников крупнейшей российской военной выставки «Армия-2021».

Это не только крупное событие на рынке вооружений, но и важное пропагандистское мероприятие.

Весной Ил-112В перелетел с заводского аэродрома в Воронеже на летное поле испытательного центра в Жуковском. Однако перед выставкой он перебазировался на аэродром в Кубинке, откуда и должен был вылетать для показательных полетов на «Армии». Возле этого аэродрома он и разбился.

Что случилось с самолетом?

О причинах катастрофы говорить пока рано — их установит государственная комиссия по расследованию ее причин.

Тем не менее совокупность двух факторов — возгорания в районе мотора на правом крыле и проблемы с двигателями, о которых говорилось в прошлые годы — привели к тому, что в прессе «пожар правого двигателя» стали называть «предварительной версией причины катастрофы». Об этом, в частности, рассказал источник РИА Новости в ОАК.

  • Под Москвой разбился Ил-112В. Это третий небоевой самолет, созданный в современной России

На любительской видеозаписи катастрофы видно, что самолет летел на небольшой высоте и с невысокой скоростью, заходя на посадку, когда в районе двигателя на правом крыле возникло возгорание.

Читать еще:  Bmw какой лучше двигатель дизельный или бензиновый двигатель

Довольно быстро он стал заваливаться на правое крыло и в конце концов перевернулся в воздухе и врезался в землю.

Автор фото, Dmitry Ovchinnikov/TASS

Пожар действительно начался на правом крыле в том месте, где расположен мотор, однако со стопроцентной уверенностью говорить о том, что это был пожар двигателя, нельзя, считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Были ли это агрегаты самого двигателя, винта, топливной или масляной системы, по кадрам видеосъемки этого невозможно сказать. А топливная или масляная системы относятся к силовой установке в целом, но это не конкретно двигатель», — сказал эксперт.

По словам Пантелеева, показания датчиков системы пожаротушения помогут выяснить, где именно начался пожар: «Изучение характера повреждений, обломков, изучение записей бортового самописца должно дать ответ на вопрос, были ли в этом полете проблемы, связанные с работой электронной системой управления [. ], были ли срабатывания аварийной сигнализации по вибрации, по температурам, по оборотам».

Слабые моторы

Проблемы с моторами были одной из известных особенностей проекта Ил-112В.

На Ил-112В установлены двигатели ТВ7-117СТ разработки компании «Климов». Это один из моторов целого семейства ТВ7-117, среди которых — вертолетный ТВ7-117В, который выпускается серийно. ТВ7-117СТ01 с небольшими отличиями устанавливается на самолет Ил-114, который планируется в будущем выпускать в гражданской и, возможно, военной версиях.

Этот мотор, по словам военного эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Ильи Крамника, изначально был не совсем подходящим для Ил-112В — его мощности в 3000 лошадиных сил явно не хватает для самолета с такими размерами. Эксперт привел в пример итальянский самолет Alenia C-27 Spartan, который при таких же габаритах вооружен моторами Rolls-Royce мощностью в 4700 лошадиных сил каждый.

  • Украинский «Ан-132» станет саудовским, хотя нужен России

Крамник рассказал, что и эта мощность была получена путем форсирования базовой модели мотора: «Можно так делать, делают форсированные двигатели. Но за все надо платить, и о том, что это не самые подходящие моторы, уже не раз говорилось».

Эти моторы планируется ставить на региональные пассажирские самолеты Ил-114-300. Как отмечает Олег Пантелеев, мощность этих моторов может быть достаточной для гражданского авиалайнера, но она все равно рано или поздно не устроит военных.

Как минимум, такие моторы не позволят ни увеличить Ил-112, ни создать патрульную версию Ил-114 (такие планы есть в министерстве обороны).

Отказы и поломки

С двигателями ТВ7-117СТ было связано несколько инцидентов уже в ходе испытаний Ил-112В. Это признавали сами разработчики.

«В процессе первых полетов фиксировался перегрев масла в системе теплообменника новой конструкции. Для работоспособности двигателя это критичный момент. Случалось, в ходе испытаний пилотам даже приходилось отключать силовую установку», — цитирует Aviation Explorer слова генерального конструктора ОДК-«Климов» Всеволода Елисеева. По его словам, эту неисправность потом устранили.

О другом случае в интервью, опубликованном весной 2019 года, рассказал зампредседателя научно-технического совета, а в прошлом — главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов.

По его словам, 12 декабря 2018 года во время наземного запуска моторов один из них отказал из-за неисправности работы автоматики. В тот раз у мотора также разрушилась втулка винта.

30 марта 2019 года во время первого полета произошел отказ другой системы, из-за которой мотор двигатель неожиданно переключился с автоматической системы управления на гидромеханическую. Это не привело к его остановке, экипаж благополучно посадил самолет.

Уже после катастрофы Таликов дал эмоциональное интервью изданию News.ru: «Я ожидал. Я несколько лет ору, что двигатели — дерьмо. Что они подведут в конечном итоге. Никто внимания на нашей славной фирме не обращает. Седьмой начальник у нас за последние пять-шесть лет, никто внимания не обращает. Вот и дождались».

«Самолёт только начал летать. Где-то десятый полёт сделал. 13 числа прилетел из Воронежа, проблемы с двигателем были», — сказал он.

В Подмосковье разбился военно-транспортный самолет. Видео

Перевес

Второй известной проблемой Ил-112В стал его вес. Уже к первому полету 30 марта 2019 года стало понятно, что он примерно на 2,5 тонны тяжелее показателя, установленного в техническом задании.

  • Зачем России самолеты 1950-х годов

Таликов объяснял это тем, что на заводе сменились поколения конструкторов. «Новое руководство гнало план, лишь бы побыстрее выпустить документацию. Задачи по весовому проектированию ушли на второй план. В итоге в документации то и дело обнаруживались ошибки и белые пятна», — рассказывал он.

Как объясняет Илья Крамник, в этом случае проявились системные проблемы российского авиапрома, корни которых уходят еще во времена СССР.

«Центром компетенции по грузовым самолетам, по любым, в Советском Союзе было КБ Антонова. И даже у Ил-76 в некоторых грузовых вещах, включая рампу, частично грузовой отсек тоже антоновцы участвовали. И такая разработка, которую мы начали делать сами, это была исходно довольно трудная задача», — рассказал он.

В 2012 году ВВС России планировали закупить до конца 2020 года около 10 украинских самолетов Ан-140 в военно-транспортной версии, а потом — еще дополнительно 15 единиц. Сборкой самолетов занимался российский завод «Авиакор». В ВВС в результате попало всего пять Ан-140.

Автор фото, Yuri Smityuk/TASS

Россия собиралась купить новые украинские Ан-140, но до 2014 удалось получить только несколько единиц

ВВС России решили возобновить программу Ил-112В еще до событий в Украине в 2014 году, в ходе которых Россия аннексировала Крымский полуостров и отношения двух стран резко ухудшились. В любом случае о поставках военных самолетов из Украины после 2014 речи быть не могло.

  • Ту-134 совершил последний рейс. Почему эту машину называют легендарной?
  • «Все остальное — пыль!» Как летчики вспоминают Ту-154
Читать еще:  Что такое инверторный двигатель и как он работает

В марте 2021 года, когда в Воронеже возобновились испытательные полеты самолета, производители заявили, что смогли снизить его вес.

«Были доработаны все системы самолета и проведена работа по снижению веса воздушного судна, что позволило передать самолет на этап предварительных испытаний, проводимых совместно с министерством обороны», — заявил тогда управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой.

Младенец в торговом центре

Первый испытательный экземпляр самолета должен был стать одним из главных экспонатов на военном форуме «Армия-2021». Именно поэтому его перебазировали с аэродрома ЛИИ им. Громова в Жуковском на Кубинку.

Автор фото, YELENA RUZANOVA/TASS

Испытания Ил-112В — опытные машины тестируют больше на земле, чем в воздухе

По словам Ильи Крамника, испытательный образец самолета не предназначен для демонстрационных полетов, и отправлять его на авиационное шоу было нельзя.

«Его перегнали в Жуковский для продолжения испытаний. Это аэродром летно-исследовательского института. Он должен был туда прилететь и сидеть, готовиться к испытательным полетам. Подготовка к испытательным полетам — это такая длинная, сложная процедура с многочисленными дополнительными проверками, в том числе и двигателя. И если там действительно была неисправность двигателя, то, может быть, они бы ее во время очередной наземной гонки выявили», — сказал он.

«Можно ли в принципе ставить [на демонстрационные полеты] опытную машину, которая на самой ранней стадии своего создания находится? Давайте мы еще новорожденного ребенка куда-нибудь на вокзал или в торговый центр вытащим, а потом будем удивляться, чего это ему плохо», — добавил он.

По словам Олега Пантелеева, показ Ил-112В на выставке — это «серьезное изъятие самолета из программы испытаний».

«Ну и плюс — расходование ресурсов, ведь, [на этом этапе испытаний] у многих агрегатов довольно строгие ресурсные ограничения», — отмечает эксперт.

Выяснилась опасная неисправность самолета Колтового

Возможно, у Piper лопнул маслопровод

Нам стали известны новые подробности крушения самолета Piper в Подмосковье в минувшую субботу — в катастрофе погибли телеведущий Александр Колтовой и его спутница Наталья Штабнова. Факты, которые удалось установить, заставят более тщательно проверить обслуживание самолета. В частности, выяснилось, что перед стартом у воздушного судна были проблемы, которые пилот пытался решить самостоятельно.

Фото: АГН «Москва»

Итак, по нашим данным, Колтовой не сразу смог запустить двигатель Piper. Нашлись очевидцы на аэродроме «Мячково», которые видели, как журналист копался в двигателе. Не этим ли объясняются дальнейшие проблемы с самолетом? Ведь в момент падения винт самолета находился в нерабочем состоянии. А когда обломки изучили на земле, выяснилось, что масляной бачок пуст. При этом пробоин на нем не замечено.

Как трактовать эти факты? Для «МК» их прокомментировал генерал-майор, экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны РФ, Заслуженный военный летчик России Владимир Попов.

— Когда упавший самолет изучали на месте, то было отмечено что там совсем не обнаружено следов масла. Что это может означать?

— Скорее всего это означает, что масло где-то вытекало. Мог трубопровод лопнуть. Или, допустим, кольца в маслонасосе. Судя по тому видео, которое я наблюдал, за самолетом в воздухе тянулся беловато-серый след. Это как раз характерно для того, когда распыляется масло, а не горит самолет сам по себе. Масло, попадая в горячие детали цилиндра и другие части двигателя, конечно, может вызвать небольшое воспламенение. Но я бы сказал, что в основном шел такой дым, по которому можно судить о распылении масла.

— По предварительным результатам, в самый последний момент, когда самолет уже падал, у него не крутился винт. О чем это говорит?

— Вполне возможно, что заклинило двигатель, потому в момент падения он не работал. Возможно, что это как раз связано с отсутствием масла – смазки уже не было. Двигатель работает в обязательном порядке со смазкой. Особенно его коленвал, как раз то передаточное звено, где на винт передается крутящий момент. А он мог заклинить.

Температурный режим работы двигателя очень высокий. Когда нет масла, он какое-то время еще может работать – несколько минут. Но дальше трение деталей увеличивается, происходит расширение самого металла на коленвале и на всех переходных деталях, после чего двигатель, как правило, клинит. То есть это могло произойти именно из-за того, что масло из коллектора вытекло.

— На аэродроме Мячково, откуда самолет вылетал, рассказали, что перед вылетом пилот запускал двигатель, копался в нем и взлетел, якобы, не сразу. Как вы думаете, мог он знать, что с движком не все в порядке, но все равно полететь?

— Вряд ли. Пилоты – не самоубийцы. Колтовой все сделал правильно. Перед вылетом в обязательном порядке – особенно после длительной стоянки самолета — пилот должен запустить двигатель и опробовать его на земле. Прогазовать, как мы говорим. Тем более сейчас, когда ночи уже холодные. Причем опробовать на земле его надо в различных режимах. Обычно включают тормоза, ставят колодки и гоняют двигатель, прогревают его. После этого открывают капот, смотрят, нет ли каких подтеков, масляных пятен, все ли трубочки и контакты соединены правильно. Только после этого спокойно запускают уже прогазованный двигатель и улетают.

Так что ничего удивительного, что перед полетом Колтовой осмотрел движок. Сколько самолет стоял перед тем полетом, мы ведь этого не знаем. Да если он даже сутки простоял, это надо было обязательно сделать. Тем более он собирался лететь довольно далеко, в Рыбинск. А это все-таки длительный полет для такого самолета.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector