Что по мнению а смита было двигателем прогресса
Влияние культуры на экономику
Культура рассматривается как дополнительный ресурс для повышения производительности труда и эффективности государственных институтов
В молодых государствах среди местных элит бытовало мнение, что стоит им скопировать модель развитых стран – их государственные институты, статьи конституции, законодательство и другое, внедрить и провести в своих странах сверху соответствующие реформы, как тут же начнется бурное развитие передового общества и эффективной экономики, обеспечивающей всеобщее благосостояние. Следует отметить, что такое мнение активно насаждалось и извне.
При этом зачастую упускалось из виду, что копируемая модель не возникла одномоментно по директивам, спущенным сверху, следуя рекомендациям ученых – составителей программ, но сформировалась в процессе длительной эволюции, где обычаи и воззрения «низов» населения играли существенную роль. Отсюда несбывшиеся ожидания и растерянность новых элит.
Более того, выясняется, что даже в такой развитой стране, как Италия, где на протяжении последних 150 лет действовали одни и те же государственные институты, законодательство и прочие атрибуты развитого общества, выявляется отчетливое различие в плане эффективности, в том числе экономической, между ее северными и южными областями.
Межрегиональные различия
Проводящий исследования по этому вопросу Гвидо Табеллини, профессор факультета экономики Бокконского университета, расположенного на промышленно развитом севере Италии, недалеко от Милана, приходит к выводу, что помимо спущенных сверху установок огромную роль здесь играют внутренние, присущие проживающим в данных областях сообществам межличностные отношения, которые он обозначил как показатель культуры.
Так, к примеру, судебная система работает совершенно по-разному на севере и на юге Италии, где у судей уходит гораздо больше времени, чтобы завершить разбирательства и вынести постановления по гражданским делам. И это притом что законодательство и профессиональный путь судей одинаковы на протяжении 150 лет, а имеющиеся людские ресурсы также не слишком отличаются.
Такие же различия между регионами отмечаются в работе больниц, школ или органов управления на государственном и местном уровне, а также по части рисков нарушения этических норм в крупных частных корпорациях с филиалами в различных регионах.
Чтобы выяснить, существует ли подобная взаимозависимость в других странах, профессор провел сравнительный анализ показателей производства продукции на душу населения в 69 регионах восьми европейских стран (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Голландии, Бельгии, Испании и Португалии) и сопоставил с данными, полученными в ходе социологического исследования-опроса «Ценности в мире» (World Values Survey). В данном опросе оценивались степень доверия респондентов к окружающим, их уверенность в том, что можно самому определять свою судьбу, и степень их уважения к другим (все упомянутые факторы способствуют развитию экономики), а также готовность респондентов подчиняться и мириться с существующими реалиями (что затрудняет экономическое развитие).
Авторы опроса исходили из того, что взаимодействие между доверяющими друг другу личностями с большей вероятностью приведет к действенным результатам, тогда как недостаток доверия затрудняет преодоление малопроизводительного равновесия. По этой причине доверие упрощает расширение анонимного рыночного обмена и уменьшает потребность во внешнем принуждении к соблюдению контрактных договоров. Недостаточное доверие обусловлено подозрением и боязнью надувательства. Это повышает стоимость транзакций за пределами местной общины и таким образом сокращает выгоды от разделения труда и прибыли от торговли.
Что касается роли взаимоуважения, то считалось, если у индивидуумов нет уважения к другим членам своей общины и к «республике», то распределение общественных благ обязательно будет неадекватным, а публичная администрация, вероятно, ударится в протекцию родне и неприкрытую коррупцию. Это также действует как тормоз на экономическое развитие через функционирование государственных учреждений и других организаций.
И, наконец, особенность культуры (которую часто называют двигателем экономического развития) в части убежденности в том, что усилия личности, скорее всего, окупятся. Если люди сильно мотивированы на достижение экономических успехов и считают, что к их достижению приведет выбранный ими самими путь, они с большей вероятностью будут напряженно работать, чтобы инвестировать в будущее, совершать перемены и предпринимать новые экономические инициативы. И наоборот, если личности рассматривают успех как результат везения, в том числе от независящих от них внешних обстоятельств, они, скорее всего, займут пассивную, покорную и ленивую позицию в отношении экономической деятельности.
Как выяснил Табеллини в ходе сравнения показателей, производительность на душу населения оказалась самой высокой в густонаселенных урбанизированных центрах (районы вокруг Парижа, Брюсселя, городские области в северной Германии и северной Италии) и наименьшей в южной Испании, Португалии и южной Италии. Сопоставив эти показатели с данными опроса, профессор Табеллини пришел к выводу, что «объем ВВП и темпы экономического роста выше в тех регионах, где процветают взаимное доверие, вера в индивидуальную инициативу человека и уважение к закону».
Таким образом, результаты анализа свидетельствуют, что официальные институты не играют преобладающей роли в отношении культуры. Напротив, между таковыми, вероятно, идет взаимодействие, определяющее реальное функционирование институтов, воздействующее на побудительные мотивы и поведение экономических и политических субъектов.
«Есть основания полагать, что культурные различия столь важны, поскольку из-за них одни и те же официальные институты в одних местах более эффективны, чем в других, и что культура занимает центральное место в механизме, через который институты прошлого оказывают влияние на функционирование нынешних институтов. Неофициальные институты играют огромную, не до конца осознанную роль», – заключает профессор.
Проведенный анализ показал, что такие межрегиональные различия (обычно между северными и южными областями) отмечены в большинстве обследованных стран, но Италия выделяется как страна с наиболее выраженным неравенством в производстве от региона к региону.
По мнению эксперта по международным делам Фабрицио Виельмини (уроженца Милана), различия, вероятно, связаны с тем, что предгорные области севера Италии бедны природными ресурсами, в том числе сельскохозяйственными, что вынуждало местных жителей проявлять инициативу, совместно развивать производства и соответственно выстраивать культуру взаимоотношений, в то время как у жителей богатого сельхозресурсами юга такой необходимости не возникало.
Впрочем, различия итальянского юга и севера были отмечены еще до Табеллини, в 1958 году в трудах известного американского ученого, специалиста в области государственного управления Эдварда Бэнфилда, который продемонстрировал, что более низкий уровень экономики на юге Италии по сравнению с индустриально развитым севером страны может быть объяснен местными культурными традициями. Им было доказано, что низкие темпы развития тех или иных экономик можно объяснить системами культуры, сформировавшимися в тех или иных странах. Так что главная заслуга Табеллини – в выявлении и оценке аналогичной закономерности в 69 областях восьми европейских стран.
Исследование Бэнфилда стало одним из первых экономических трудов, где культура рассматривалась как независимый фактор.
Религиозный фактор
Хотя роли культуры в экономике уделяли большое внимание еще со времен Адама Смита и с тех пор выходили отдельные труды на эту тему, именно в конце 1950-х интерес к этому вопросу возродился вновь, когда обратились к поискам дополнительных ресурсов для повышения производительности труда и эффективности государственных институтов. Чтобы осознать масштабы заново возникшего интереса, достаточно взглянуть на заглавия таких книг, как «Богатство и бедность народов», «Культура имеет значение», «Главная истина либерализма», «Развивающиеся культуры: исследование культурных перемен», «Культура и действия государства: диалог на стыке дисциплин о политике развития», «Какое значение имеет культура», «Экономика и культура», «Культура и экономическое развитие: от модернизации к глобализации», «Бремя белого человека», что является лишь малой частью работ, посвященных этому вопросу.
При этом одни исследователи просто изучали сложившееся положение в воздействии культур на экономическое развитие. Приняв во внимание то, что религии играли главную роль в формировании культурных традиций, передающихся от поколения к поколению у разных народов, одна из групп исследователей рассмотрела 117 стран с точки зрения преобладающих в них конфессий и проанализировала их достижения исходя из 10 показателей, или «индексов прогресса», где наряду с такими факторами, как объем ВВП на душу населения, учитывались также уровень доверия к институтам, уровень коррупции и характер распределения доходов.
Проведенный анализ религиозного фактора позволил им сделать вывод, что протестантские, иудаистские и конфуцианские общества добиваются больших успехов, чем католические, мусульманские и православные, поскольку для первых в целом свойственны одни и те же способствующие прогрессу ценности, а последние тяготеют к «сопротивляющимся» прогрессу ценностям.
Дэвид Лэндес, автор книги «Богатство и бедность народов», на конференции, организованной Всемирным банком в 2000 году, сказал: «Существуют культуры, которые я называю «токсичным»… Они калечат тех, кто за них держится». Этим объясняется тот факт, что в мультикультурных обществах, где для всех имеются одинаковые экономические возможности и побудительные мотивы, определенные этнические и религиозные меньшинства добиваются гораздо большего, чем основное население, например китайцы и в Индонезии, в Таиланде и на Филиппинах, да и в целом во всех странах, где имеется китайская диаспора, в том числе и в США. То же можно сказать и о японцах. Экономист Иосихара Кунио отмечает: «Одна из причин успешного развития Японии связана с тем, что этому способствовала ее культура. Японцы придавали большое значение материальным соображениям, трудолюбию, накоплениям на будущее, образованию и коллективизму».
Однако, как подчеркивает автор книги «Католическая этика и дух капитализма» Майкл Новак, культура вовсе не заложена в человеческих генах, хотя культурные перемены – сложный процесс, они непрерывно происходят по всему земному шару, и нет оснований утверждать, что «всеобщие ценности прогресса» могут оказаться неподходящими для какого-либо из существующих обществ.
Поэтому одновременно проводились изыскания возможностей передачи более подходящих для экономического развития культур народам – носителям культур, тормозящих их развитие. В круг вопросов, касающихся институтов и инструментов «передачи» культуры, входят методы воспитания детей, ряд особенностей системы образования, деятельность СМИ, политического руководства и программы развития.
Интересны в связи с этим наблюдения и выводы эксперта Лоуренса Харрисона, который сетовал: «За 50 лет мы стали свидетелями успеха всего лишь нескольких программ помощи в рамках Вашингтонского консенсуса – по большей части в странах Южной и Восточной Азии. Но главным итогом этих лет стало чувство разочарования, крушения надежд – «усталость от теорий развития», вызванная неспособностью подавляющего большинства стран Африки, Латинской Америки и исламского мира достичь «качественного скачка» в плане экономического роста. Ни на одном из этапов этой одиссеи вопрос о культурных ценностях и стереотипах не удостоился внимания теоретиков».
Стоит отметить, что с 2002 по 2005 год Лоуренс Харрисон возглавлял исследовательский проект «Культура имеет значение» в Институте им. Флетчера при Университете Тафтс, в котором приняли участие 65 специалистов из 25 стран. Целью проекта была выработка ориентиров для прогрессивных культурных перемен. В ходе проекта выяснилось, что для шести добившихся экономических успехов стран – Китая, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Индии и Чили, а также пяти североевропейских – Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии и Исландии этому способствовала уже сложившаяся там культура, тогда как в Ирландии, Испании и Квебеке прогресс явился главным образом результатом политических шагов, содействовавших переменам в культуре.
Так, всем странам, испытавшим сильное влияние китайской культуры, включающей помимо конфуцианства также даосизм, буддизм и культ предков, присущи приверженность принципам «всеобщей культуры прогресса»: в восточноазиатских обществах высоко ценятся образование, успех, трудовая этика, личные заслуги и склонность к накоплению. В то же время в странах Северной Европы, признанных чемпионах в области прогресса, реальной движущей силой послужили протестантские ценности – образование, стремление многого добиться в жизни, трудовая этика, личные заслуги, бережливость, честность (то есть элементы «всеобщей культуры прогресса»).
В то же время в Ирландии и Испании «экономическое чудо», по данным исследователей, произошло вследствие отхода от прежних культурных укладов, связанных с католицизмом, и перехода к более передовым в результате проводимой сверху либерализации «интровертной» экономической политики. Как в Ирландии, так и в Испании влияние католической церкви ослабло до такой степени, что теперь их часто называют «посткатолическими» странами. При этом обе страны сделали упор на образование, так что Ирландия, чей уровень образованности населения далеко отставал от большинства европейских стран, спустя 40 лет заняла здесь одно из первых мест.
Сходный процесс выдвинул вперед и прежде отсталый Квебек, где благодаря проводимой сверху политике произошла «деклерикализация», приведшая к резкому ослаблению влияния церкви, особенно в сфере образования, куда государство начало вкладывать огромные средства.
Низкие темпы развития тех или иных экономик можно объяснить системой культуры
Наряду с этим надо учесть, что в мире происходит непрерывный процесс трансформации культур, как целенаправленно – через пропаганду американских, европейских или иных ценностей, так и спонтанно – через переносчиков-мигрантов, чьи потоки небывало возросли благодаря глобализации и отсутствию масштабных войн. Все это привело к тому, что широко распространилось мнение, будто «местным» культурам грозит разрушение и необходимо принять действенные меры, чтобы этого не допустить.
Авария ракеты с пилотируемым кораблем «Союз М-10» особенно чувствительна
Аварийный запуск корабля «Союз МС-10» ракетой-носителем «Союз ФГ» завершился в четверг успешным спасением экипажа в составе россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга. Сам запуск наблюдали директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и директор НАСА Джим Брайденстайн, они же встретили на Байконуре Овчинина и Хейга, доставленных на космодром после успешной поисково-спасательной операции. Хотя экипажу пришлось пережить значительные перегрузки в 6–7 g, аварийные процедуры произошли штатным образом. Состояние Овчинина и Хейга оценивается медиками как удовлетворительное, сообщил «Роскосмос».
Авария произошла в момент отделения боковых блоков первой ступени от второй ступени – центрального блока ракеты, говорит человек в «Роскосмосе». После этого автоматика выключила заработавшие нештатно двигатели второй ступени – и началось выполнение процедур по аварийному спасению капсулы с космонавтами. По словам собеседника, ведется сбор обломков ракеты, проверяется документация самарского РКЦ «Прогресс», где была собрана ракета, и смежных предприятий. Вице-премьер Юрий Борисов пообещал, что информация о расследовании будет предоставлена НАСА в полном объеме.
Овчинин и Хейг должны были заменить уже вернувшихся с орбиты 4 октября трех членов экипажа МКС – Эндрю Джея Фойстела, Ричарда Арнольда (оба – НАСА) и Олега Артемьева («Роскосмос») – и составить новый экипаж станции вместе с находящимися на орбите Сергеем Прокопьевым («Роскосмос»), астронавтом НАСА Сериной Ауньон-Ченселлор и астронавтом Европейского космического агентства Александром Герстом. По плану экспедиции Овчинин и Артемьев должны были совершить выход в открытый космос для установления причин появления отверстия в пристыкованном к МКС корабле «Союз». Теперь работа по расследованию этой ситуации затянется. По словам человека в «Роскосмосе», у оставшихся на орбите трех членов экипажа хватит запасов примерно на полгода. Хотя возможна задержка с отправкой российского грузового корабля «Прогресс» (он запускается той же ракетой), намеченной на конец октября, на станцию отправляются грузовые корабли других стран – участниц МКС и критических ситуаций возникнуть не должно, говорит собеседник. По его словам, решение о том, запускать ли «Прогресс», будет принято после расследования причин аварии «Союза МС». Вице-премьер Борисов в четверг заявил, что пилотируемые запуски будут приостановлены до выявления причин аварии. До окончания расследования под угрозой находятся запуски и других модификаций ракеты «Союз», добавляет собеседник в «Роскосмосе».
Это первая серьезная авария при запуске пилотируемого космического корабля ракетой «Союз» с 1983 г. Используемая в настоящее время для запуска пилотируемых кораблей модификация этой ракеты – «Союз ФГ» – выдержала с момента начала ее использования в 2001 г. 64 успешных запуска, последний из которых произошел 8 июня этого года. Однако полоса неудач, которая преследует в 2010-е гг. отечественную космонавтику, не обошла и пилотируемую программу, отмечает инженер предприятия космической промышленности. Так, 7 апреля 2015 г. из-за нерасчетного разделения третьей ступени ракеты «Союз-2» не вышел на расчетную орбиту и был потерян грузовой космический корабль «Прогресс М-27М» с грузом для МКС. А 1 декабря 2016 г. был потерян еще один «грузовик» «Прогресс МС-04» – из-за потери герметичности бака с окислителем третьей ступени после возгорания насоса.
Крупнейшие аварии пилотируемых космических кораблей
27 января 1967 г. во время испытаний на мысе Канаверал американского космического корабля «Апполон-1» (старт был намечен на 21 февраля) произошел пожар, в результате чего погибли астронавты Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи.
24 апреля 1967 г. при возвращении из полета на космическом корабле «Союз-1» погиб советский космонавт Владимир Комаров. При посадке не сработала парашютная система.
30 июня 1971 г. произошла разгерметизация спускаемого аппарата корабля «Союз-11», которая привела к гибели советских космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.
5 апреля 1975 г. после старта с космодрома Байконур корабля «Союз-18-1» произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя «Союз». Система аварийного спасения (САС) сработала штатно, капсула корабля с экипажем поднялась на высоту около 192 км и совершила спуск по баллистической траектории, приземлившись на Алтае. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров при приземлении испытали значительные перегрузки.
26 сентября 1983 г. на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя «Союз-У» с пилотируемым кораблем «Союз Т-10-1». САС сработала штатно, уведя из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым.
28 января 1986 г. при запуске американского космического челнока «Челенджер» с мыса Канаверал из-за дефекта твердотопливного ускорителя произошла катастрофа, в результате которой погибло семь членов экипажа – Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Роналд МакНейр, Грегори Джарвис и Шэрон Маколифф.
1 февраля 2003 г. при приземлении американского космического челнока «Челенджер» произошла катастрофа, вызванная разрушением термоизоляционного покрытия еще при старте корабля. Погибло семь членов экипажа – Ричард Хасбанд, Уильям Маккул, Калпана Чавла, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Дэвид Макдайэлл Браун и Илан Рамон.
Источник: «ТАСС-досье»
В первом случае, по словам собеседника «Ведомостей», речь шла о недостатках в программном обеспечении, во втором – о производственном дефекте. При этом аварийный запуск «Прогресса» в декабре 2016 г. был последней неудачей, вызванной дефектами именно ракеты-носителя. Невывод на расчетную орбиту спутника «Метеор М» 28 ноября 2017 г. ракетой «Союз 2.1б» с космодрома Восточный был вызван неправильными расчетами, а потеря ангольского спутника «Ангосат», выведенного 26 декабря того же года с Байконура ракетой «Зенит», – дефектами в работе самого спутника, собранного РКК «Энергия». Таким образом, в 2016 г. из 19 запусков неудачным был один, в 2017 г. при 19 запусках все собственно пуски ракет тоже были удачными (хотя в двух случаях космические аппараты были потеряны по другим причинам), а в 2018 г. удачными были все девять российских запусков, предшествовавших нынешнему аварийному старту.
Эти показатели лучше, чем в первой половине 2010-х гг., когда бывало и по 2–3 полностью неудачных запуска в год, признает инженер предприятия космической промышленности. Но этого, по его мнению, все равно недостаточно для реабилитации имиджа космической отрасли, а неудача с запуском пилотируемого корабля перечеркивает и это некоторое снижение аварийности.
Аварии, связанные с пилотируемой космонавтикой, особенно чувствительны для общественного мнения, согласен эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Поэтому руководству «Роскосмоса» предстоит особенно убедительно расследовать причины аварии и принять меры по их предотвращению, полагает эксперт.-
Исторический портрет Адама Смита
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:11, доклад
Описание работы
Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.
Работа содержит 1 файл
Адам Смит.docx
Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.
В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Адама Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.
Жизнь и научная деятельность
Адам Смит родился в семье таможенного чиновника. Несколько лет учился в школе, затем поступил в университет Глазго (1737) на факультет моральной философии. В 1748-50 Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. С 1751 профессор логики в университете Глазго, с 1752 — профессор моральной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале «Эдинбургское обозрение». В1759 Адам Смит выпустил в свет философский труд по этике «Теория нравственных чувств», принесший ему международную известность. В 1762 Смит получил ученую степень доктора юридических наук.
В 1764 А. Смит оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. Но в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народов», первое издание которого вышло в 1776.
С 1778 Адам Смит занимал должность таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей жизни.
Философские и экономические взгляды
Экономическая теория, которую Смит изложил в «Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.
Одно из ключевых положений теории Адама Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.
Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Адам Смит ( в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, Карла Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.
Благосостояние общества Адам Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.
Согласно теории Адама Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.
Вместе с тем А.Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.
В 1759 году Адам Смит опубликовал свое первое сочинение, принесшее ему широкую известность, — «Теорию нравственных чувств», где стремился доказать, что человеку присуще чувство симпатии к окружающим, которая и побуждает его следовать нравственным принципам. Сразу же после выхода работы Юм написал другу со свойственной ему иронией: «В самом деле, ничто не может сильнее намекать на ошибочность, чем одобрение большинства. Я перехожу к изложению грустной новости о том, что ваша книга очень несчастлива, ибо заслужила чрезмерное восхищение публики». .
Основной идеей теоретической части «Богатства народов» можно считать положение, что главным источником и фактором богатства является труд человека — иначе говоря, сам человек. С этой идеей читатель встречается на первых же страницах трактата Смита, в знаменитой главе «О разделении труда». Разделение труда, по мнению Смита — важнейший двигатель экономического прогресса. Как на условие, полагающее предел возможному разделению труда, Смит указывает на обширность рынка, и этим возводит все учение из простого эмпирического обобщения, высказывавшегося еще греческими философами, на степень научного закона. В учении о ценности Смит также выдвигает на первый план человеческий труд, признавая труд всеобщим мерилом меновой ценности
Оригинальность Адама Смита заключалась не в частностях, а в целом его система явилась наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи — эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Индивидуализм, космополитизм и рационализм Смита вполне гармонируют с философским мировоззрением 18-го столетия. Его горячая вера в свободу напоминает революционную эпоху конца XVIII века. Тем же духом проникнуто и отношение Смита к рабочим и низшим классам общества. Вообще Адам Смит совершенно чужд той сознательной защиты интересов высших классов, буржуазии или землевладельцев, которая характеризовала общественную позицию его учеников позднейшего времени. Наоборот, во всех случаях, когда интересы рабочих и капиталистов вступают в конфликт, он энергично становится на сторону рабочих. И тем не менее идеи Смита сослужили пользу именно буржуазии. В этой иронии истории сказался переходный характер эпохи.
Адам Смит скончался в Эдинбурге в 1790 году
Чего уже добилась Уиллоу Смит — и как продолжает искать себя
Родилась в Хэллоуин
Не это ли знак примечательной судьбы? Уиллоу Смит появилась на свет 31 октября 2000 года, что, разумеется, избавило ее родителей — актеров Уилла Смита и Джаду Пинкетт-Смит — от необходимости каждый год ломать голову над темой праздника в честь дня рождения дочери. Большая их часть устраивалась в тематике Хэллоуина — с детства Уиллоу наряжалась в очаровательных вампиров и ведьм. Самое пышное торжество Смиты устроили на 19-летие юной певицы — в 2019 году. Главным инициатором и двигателем прогресса выступила Джада — потому что очень хотела, чтобы дочери запомнился финальный год ее тинейджерства. Режиссировала праздник команда лос-анджелесского иммерсивного театра Creep LA, которая специализируется на создании сюжетов в жанре хоррор. Эффектным сюрпризом стал именинный торт, украшенный мухоморами разного цвета и размера. Весь праздник получил ласковое семейное прозвище Willoween — чтобы обозначить, кому принадлежит весь этот день.
Бунтовала на сцене
Как и младший брат Джейден, Уиллоу снимается в кино и занимается музыкой. Первый сингл — Whip My Hair — Смит записала в девять лет и вскоре после объявила о планах выпустить целый альбом. Для этого в помощь был привлечен лейбл Джей-Зи Roc Nation, однако выдержать столь резко набранный темп юная звезда не смогла. В итоге дебютный диск певицы попал на полки магазинов только в 2015-м. Самый свежий альбом Уиллоу (и уже четвертый по счету) Lately I Feel Everything увидел свет в 2021 году. В чарте Billboard Hot 100 он занимал семьдесят шестое место.
Сингл Whip My Hair вообще имеет большое значение для Уиллоу. С него началась ее музыкальная карьера, он же подарил ей раннюю популярность. В июле 2021-го, представляя новую панковскую версию этого трека, девушка неожиданно для своих фанатов побрилась налысо прямо на сцене. Стоит отметить, что подобные кардинальные бьюти-трансформации случаются в жизни Уиллоу не впервые. Налысо она бреется уже в третий раз за свои двадцать лет — и каждый раз со смыслом. «Я делаю это в знаковые периоды, когда все меняется», — прокомментировала поступок Смит. Что именно важного сейчас с ней происходит, пока не ясно. Впервые Уиллоу избавилась от волос во время тура 2012 года, тоже исполняя Whip My Hair. «Это было проявлением бунтарства для тех людей, кто считал, что я совсем другая», — объяснила потом певица.
Объявила себя полиаморной персоной
Во вполне уже сознательном возрасте — в двадцать лет. В качестве трибуны для рассуждения о собственной сексуальности Уиллоу выбрала интернет-шоу Red Table Talk, которое она ведет вместе с мамой и бабушкой Адриенной Бэнфилд Норрис. В одном из выпусков девушка поделилась, что не видит смысла соблюдать моногамные отношения, широко одобряемые обществом, если одному из партнеров они некомфортны. «Например, тебе не требуется секс все время, а твоему партнеру — наоборот. Получается, если у одного нет этих потребностей, их не должно быть и у другого?» — поделилась соображениями Уиллоу, добавив, что полиамория отнюдь не ведет к беспорядочной половой жизни. «В нашей компании я единственная полиаморная персона, и у меня меньше секса в жизни, чем у остальных», — рассказала певица. По ее мнению, такой формат отношений исключает измены — главный недостаток моногамии, — а также помогает партнерам быть честными друг с другом.
В 2019-м Уиллоу призналась, что ее одинаково влечет и к женщинам, и к мужчинам. В будущем, по ее словам, она представляет себя в отношениях одновременно с двумя людьми. Официально известно только об одном романе Смит — с актером и музыкантом Тайлером Коулом, который помогал ей записывать и продюсировать новую музыку.
Провела сутки в стеклянном боксе
В самый разгар пандемии, когда средний уровень тревожности по миру бил все рекорды, Уиллоу и ее возлюбленный Тайлер Коул устроили перформанс в выставочном пространстве Geffen Contemporary в Лос-Анджелесе, чтобы повысить всеобщую осведомленность. Они провели двадцать четыре часа в стеклянном боксе, выражая разные эмоции, связанные с отчаянием, — от паранойи, гнева и уныния до эйфории и принятия. Действо пары было доступно для публичного просмотра: одновременно в пространстве могли находиться только пятнадцать человек. Всего же число желающих увидеть творчество Уиллоу и Тайлера исчислялось по меньшей мере сотней поклонников современного искусства. В течение суток участники перформанса не сдерживали чувств, наносили на стены надписи краской, Смит также побрилась налысо (тот самый третий раз). Отвлечься от происходящего Смит и Коул позволяли себе только на несколько минут — ради гигиенических нужд.
Ирония заключалась в том, что в это же самое время тысячи людей по всему миру соблюдали вынужденную самоизоляцию, пытаясь остановить распространение нового вируса. Сама Уиллоу перед перформансом тоже проводила много времени дома — из одного замкнутого пространства она фактически переместилась в еще одно, аналогичное. «Сумасшедшая параллель», — смеялась потом Смит.
Наносила себе порезы, пытаясь справиться с ранней популярностью
Примерно в 2012 году — в самый разгар изнуряющей промо-кампании своих дебютных треков — Уиллоу испытывала сильнейший стресс от давления со стороны продюсеров, тяжелого для подростка графика и растущей популярности. Более того — Смит казалось, что все это бесконечно далеко от ее личных представлений, какой должна быть успешная жизнь. «После тура и всего остального они хотели, чтобы я закончила альбом. А я думала: «Нет, я не буду этого делать». Наступило затишье, я слушала много депрессивной музыки. Все казалось настолько безумным, что меня засосало в черную дыру. Я начала себя резать», — рассказала Уиллоу в эпизоде Red Table Talk. По словам артистки, она наносила себе едва заметные увечья на запястье, чтобы «высвободить боль, которая копилась в сердце и душе». Продолжалось это недолго — Уиллоу смогла совладать с эмоциями и убедить себя, что подобные действия ей скорее вредят, чем помогают.