Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что на щетках эл двигателя фаза и ноль

Что на щетках эл двигателя фаза и ноль

Рейтинг 2.4/5 (51 голосов)

Трехфазные коллекторные машины перемениого тока являются разновидностью асинхронных машин, у которых можно получить более широкий диапазон регулирования частоты вращения. Развитие их началось в начале ХХ в., когда были выявлены невысокие регулировочные возможности бесколлекторных асинхронных двигателей. В это время было предложено большое количество различных типов машин, но вследствие высокой стоимости, сложности их обслуживания, а также невысокой надежности широкого применения они не нашли. Из известных трехфазных коллекторных двигателей в настоящее время иногда находит применение трехфазный параллельный коллекторный двигатель с питанием со стороны ротора. Этот двигатель был предложен в 1910г. почти одновременно немецкими электротехниками Х. Шраге и Р. Рихтером. Поэтому этот двигатель чаще называется двигателем Шраге-Рихтера.

В настоящее время двигатели Шраге-Рихтера иногда применяются в полиграфической, текстильной и некоторых других отраслях промышленности. В этих двигателях используется принцип регулирования частоты вращения путем введения в цепь каждой фазы ротора асинхронного двигателя добавочной ЭДС частоты скольжения. Одновременно с этим имеется возможность регулировать и cos φ.

Если в машинах двойного питания добавочная ЭДС получалась от преобразователя частоты, то в двигателе Шраге—Рихтера для этой цели используется коллектор. В трехфазных двигателях коллектор является преобразователем ЭДС частоты сети в ЭДС частоты скольжения.

На рисунке. показана схема двигателя Шраге-Рихтера. По сравнению с обычным асинхронным двигателем он имеет обращенную конструкцию. Его трехфазная первичная обмотка 1 располагается на роторе и питается от сети через контактные кольца. Вторичная обмотка 2 располагается на статоре. Каждая обмотка этой фазы соединена со щетками, передвигающимися по коллектору, расположенному на роторе. К коллектору подсоединяется обмотка 3, которая размещается в тех же пазах, что и обмотка 1 ротора. В обмотке 3 наводится ЭДС за счет трансформаторной связи ее с обмоткой 1. Щетки каждой фазы статора могут сдвигаться или раздвигаться, что осуществляется при помощи подвижных траверс.

Применяя правила правой и левой руки, можно установить, что вследствие обращенной конструкции машины электромагнитный момент, приложенный к ротору, будет направлен в сторону, противоположную вращению поля, т. е. ротор и поле будет вращаться в разные стороны. Частота вращения ротора n в общем случае не будет равна частоте вращения поля n1. Скольжение ротора относительно поля определяется известным выражением s = (n1 — n) / n1.

В пространстве относительно неподвижных щеток магнитное поле машины будет перемещаться с частотой вращения n1s. Вследствие этого ЭДС на щетках будет иметь частоту скольжения f1s, а ее значение и фаза будут зависеть от размера и направления сдвига щеток относительно друг друга. Эта ЭДС будет иметь ту же частоту, что и ЭДС в обмотке 2. На рисунке показаны три наиболее характерных положения щеток на коллекторе. В первом случае (а) обе щетки каждой фазы стоят на одной коллекторной пластине. В этом случае в цепь обмотки 2 никакой добавочной ЭДС не вводится и машина работает как обычный асинхронный двигатель. Так как линии вращающегося магнитного поля пересекают проводники обмоток статора и ротора в одном и том же направлении, то в любой момент времени ЭДС статора E2s и ЭДС на щетках ЕД при положении их на коллекторе во втором случае (б), будут направлены встречно. Поэтому при таком положении щеток частота вращения будет ниже основной. При положении щеток в третьем положении (в) ЭДС будут суммироваться, частота вращения будет выше основной.

У этого двигателя, сдвигая и раздвигая щетки, можно менять частоту вращения. Обычно диапазон регулирования частоты вращения у таких двигателей не превышает 1 : 3. Если щетки перемещать несимметрично относительно осей обмоток фаз 2, то одновременно с частотой вращения можно у двигателя регулировать cos φ..

При любом положении щеток механические характеристики двигателя имеют вид, аналогичный механическим характеристикам асинхронного двигателя. Условия коммутации у двигателя Шраге-Рихтера получаются значительно хуже, чем у двигателей постоянного тока. Двигатель Шраге-Рихтера не имеет дополнительных полюсов, а кроме того, в коммутируемых секциях помимо реактивной ЭДС индуктируется трансформаторная ЭДС еТ.

Трансформаторная ЭДС индуктируется вращающимся магнитным полем. Электродвижущая сила еТ не зависит от нагрузки машины, существует при неподвижном роторе и сдвинута по фазе относительно реактивной ЭДС. Значением трансформаторной ЭДС ограничивается предельная мощность двигателей Шраге-Рихтера. Поэтому эти двигатели не строятся на мощности свыше 200-250 кВт.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Содержание

  1. Подготовка
  2. Этапы работы
  3. Проверка коллекторного электродвигателя

Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Читать еще:  Что делать если в блоке двигателя сломалась шпилька

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно. Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны. Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Электродвигатель – основная составляющая любой современной бытовой электротехники, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, использующийся в домашнем хозяйстве. В случае выхода какого-либо прибора из строя в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, в исправном ли состоянии находится мотор, его необходимо проверить. Нести аппарат в мастерскую для этого необязательно, достаточно располагать обычным тестером. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Существуют разные модификации электрических двигателей, и перечень их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство неполадок можно диагностировать, воспользовавшись обычным мультиметром, даже если вы не специалист в этой области.

Современные электродвигатели разделяются на несколько видов, которые перечислены ниже:

  • Асинхронный, на три фазы, с короткозамкнутым ротором. Этот тип электрических силовых агрегатов является самым популярным благодаря простому устройству, которое обеспечивает легкую диагностику.
  • Асинхронный конденсаторный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой силовой установкой обычно оснащается бытовая техника, запитывающаяся от обычной сети на 220В, наиболее распространенной в современных домах.
  • Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный стартовый момент, чем моторы с короткозамкнутым ротором, в связи с чем его используют как привод в крупных силовых устройствах (подъемники, краны, электростанки).
  • Коллекторный, постоянного тока. Такие двигатели широко используются в автомобилях, где они играют роль привода вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и дворников.
  • Коллекторный, переменного тока. Этими моторами оснащается ручной электроинструмент.

Первый этап любой диагностики – визуальный осмотр. Если даже невооруженным взглядом видны сгоревшие обмотки или отломанные части мотора, понятно, что дальнейшая проверка бессмысленна, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но зачастую осмотра недостаточно, чтобы выявить неполадки, и тогда необходима более тщательная проверка.

Читать еще:  Через сколько меняют масло в двигателе д 245

Ремонт асинхронных двигателей

Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.

Трехфазный мотор

Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.

В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:

  • Правильность намотки.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.

Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.

Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.

Двухфазный электрический двигатель

Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.

Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.

Проверка коллекторных электромоторов

Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.

Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:

  • Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
  • Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
  • Проверить статор на целостность обмотки.
  • Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.

Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.

Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
  • Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.
  • Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.
Читать еще:  Что такое двигатель при нагрузке дымит черным дымом

Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.

В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Искрение щеток и обгорание контактных колец асинхронного электродвигателя.

Причинами неисправности являются:
а) загрязнения контактных колец и щеток (попадание на контактные кольца смазки или масла из подшипника) ;
б) слабое нажатие щеток;
в) плохая пришлифовка щеток;
г) биение контактных колец;
д) отсутствие надежного контакта щеток с кольцами вследствие защемления щеток в щеткодержателях;
е) недостаточное количество щеток или слишком малое их сечение;
ж) неравномерное распределение тока между отдельными щетками;
з) несоответствующий сорт щеток.
При слабом нажатии щеток необходимо отрегулировать его в соответствии с данными завода-изготовителя. Удельное давление, выраженное числом граммов, прихо­дящихся на 1 см2 рабочей поверхности щетки, устанавли­вается в зависимости от марки щеток. Для асинхронных двигателей обычно рекомендуют щетки марок МГС, МГ4 и ЭГ4; удельное давление для этих щеток лежит соответственно в пределах 180—230, 200—250 и 150— 200 Г/см2. Проверка нажатия шеток производится дина­мометром (рис. 15), закрепляемым за рычаг щеткодержателя, прижимающим щетку к контактному кольцу. Величина нажатия может быть определена, если между щеткой и контактным кольцом проложить лист тонкой бумаги и производить постепенное натяжение динам­метра; показание динамометра, при котором бумага может быть легко вынута, определит нажатие щетки на контактное кольцо.
Пришлифовка щеток производится стеклянной бумагой (шкуркой). Для этого под щетки подкладывают стеклянную бумагу, обращенную рабочей стороной к щеткам, и производят передвижение бумаги взад и вперед при нормальном давлении пружин на щетки. Для правильной притирки щеток концы бумаги нужно отогнуть вниз (рис. 16,а), так как при отгибании их ввepx (рис. 16, б) края щеток будут опилены и уменьшится площадь контакта щеток с кольцом.
Биение контактных колец устраняется путем проточки и шлифовки.
Чтобы избежать зажатия щеток в щеткодержателе, следует применять щетки такого размера, который позволил бы им свободно передвигаться в щеткодержателях. Нормальные зазоры между щеткодержателем и щеткой 0,2 — 0,3 мм. В случае надобности щетки припиливаются и пришлифовываются для получения указанных зазоров.


Неравномерное распределение тока между щетками происходит вследствие плохого контакта в цепи щеткодержателей и токоподводов, неодинакового нажатия щеток на контактные кольца или применения щеток различных марок. Для устранения этих неисправнос­тей необходимо проверить все контакты траверсы, токоподводов, щеткодержателей и щеток, отрегулировать нажатие щеток в соответствии с применяемым сортом щеток. Следует применять щетки только одной марки. В случае невозможности применения одинаковых щеток для всей машины рекомендуется распределить щетки таким образом, чтобы на каждом кольце были установлены щетки только одной марки.

Перегрев контактных колец и щеток.
Причинами неисправности являются:
а) слишком сильное нажатие щеток на контактные
кольца;
б) слабая вентиляция контактных колец и щеток (у
двигателей с закрытыми контактными кольцами);
в) искрение щеток.

Перекрытие контактных колец электрической дугой.
Эта неисправность обычно проявляется при пуске двигателя в ход. У реверсивных двигателей (работающих при изменении направления вращения) и у двигателей с регулировкой скорости вращения перекрытие контактных колец иногда происходит и во время работы двигателя.
Причинами неисправности могут быть:
а) загрязнение щеточного аппарата и контактных колец смазкой или маслом (попадающим от подшипников), медноугольной пылью (от щеток);
б) влажный или насыщенный кислотными или щелочными парами воздух;
в) обрыв в соединениях между ротором и пусковым сопротивлением (реостатом).
Кроме указанных причин, возможно и перекрытие между кабельками или токоотводами щеток соседних фаз.
Следует указать, что при отсутствии названных причин в роторе в момент включения двигателя не могут появляться опасные перенапряжения, которые служили бы причиной перекрытия контактных колец электриче­ской дугой.
Чтобы не допустить загрязнения контактных колец и щеточного аппарата, необходим тщательный уход за ними. Мероприятия по устранению попадания масла — см. стр. 55, 56—58.
При большом напряжении на контактных кольцах ротора, при разомкнутой обмотке ротора и включенном статоре, особенно если воздух влажен и насыщен токо-проводящими парами, рекомендуется дополнительно изолировать все открытые токоведущие части щеточного аппарата и траверсы, например путем покрытия лаком.
Кроме этого, рекомендуется не включать двигатель при разомкнутом пусковом сопротивлении, а устанавли­вать щетки металлического реостата на первый контакт, соответствующий полному введенному сопротивлению, а в случае жидкостного пускового реостата следует немного погрузить электроды в жидкость.
В схемах автоматического пуска в ход асинхронных двигателей с фазным ротором предусматривается их включение в сеть при полностью введенном пусковом сопротивлении.
Необходимо проверить соединения между контактными кольцами и пусковым сопротивлением, а также убедиться в отсутствии обрыва в самом сопротивлении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector