Что лучше звездочки или башмаки на 406 двигатель
Башмак натяжителя: надежная работа цепи привода ГРМ
В поршневых двигателях с цепным приводом газораспределительного механизма обязательно присутствуют такие детали, как натяжитель цепи и башмак натяжителя. О том, что такое башмак натяжителя, зачем он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене башмаков — читайте в статье.
Что такое башмак натяжителя
Башмак натяжителя — компонент натяжного устройства цепи газораспределительного механизма поршневых двигателей внутреннего сгорания; металлическая или пластиковая деталь, передающая и распределяющая нагрузку от натяжного устройства на цепь ГРМ с целью обеспечения необходимой степени ее натяжения.
В двигателях внутреннего сгорания привод газораспределительного механизма (ГРМ) реализуется с помощью ременной или цепной передачи от коленчатого вала. Для нормальной работы привода ГРМ необходимо, чтобы ремень или цепь имели определенную степень натяжения, в противном случае возможно самопроизвольное изменение фаз газораспределения. В цепных приводах ГРМ эта задача решается натяжным устройством (или просто натяжителем), усилие от которого на цепь передается через специальную деталь — башмак.
На башмак натяжителя возлагается три основных функции:
- Передача усилий от толкателя натяжного устройства на ветвь приводной цепи;
- Равномерное распределение усилия от толкателя натяжителя по ветви цепи (что обеспечивает снижение интенсивности ее износа);
- Предотвращение вибраций ветви цепи (башмак выступает в роли успокоителя).
Башмак натяжителя является критически важной деталью для работы всего привода ГРМ, поэтому при любых поломках и выработке ресурса он должен подвергаться замене. Но прежде чем покупать новую деталь, следует разобраться в существующих типах башмаков, их конструкциях и особенностях работы.
Типы, конструкция и особенности башмаков натяжителей
Используемые сегодня в цепных приводах ГРМ башмаки натяжных устройств делятся на две больших группы:
- Скользящие;
- Шестеренчатые.
Скользящие башмаки наиболее просты по конструкции — это цельная или составная деталь в виде дуги с большим радиусом кривизны, на внешней (выпуклой) поверхности которого выполнена площадка для скольжения ветви цепи. На одном конце башмака располагается проушина или петля под крепежный болт, с помощью которого деталь шарнирно монтируется непосредственно на блок двигателя или специальный кронштейн. У противоположного края башмака, с внутренней стороны (вогнутой) предусмотрен подпятник для упора толкателя натяжного устройства.
Скользящие башмаки бывают нескольких конструктивных типов:
- Металлические с антифрикционной накладкой;
- Пластиковые цельнолитые;
- Пластиковые составные.
Металлический башмак натяжителя с резиновой накладкой
Пластиковый башмак натяжителя
Пластиковые башмаки натяжителя с металлическими подпятниками
Классическими являются металлические башмаки натяжителей, которые сегодня можно встретить на автомобилях ВАЗ «Классика» и многих других. Такой башмак состоит из стальной штампованной дуги, с одной стороны которой выполнена петля для шарнирного крепления, а в качестве подпятника используется приклепанный или приваренный уголок. Для повышения жесткости конструкции с вогнутой стороны башмака отогнуты два невысоких борта (ребра жесткости). На выпуклой стороне детали нанесено антифрикционное покрытие — слой резины или пластика толщиной несколько миллиметров.
Более современные металлические башмаки изготавливаются методом объемной штамповки или литья из различных стальных сплавов, а также из алюминиевых сплавов. Для повышения жесткости в детали предусмотрены ребра жесткости, в отверстии под крепежный болт устанавливается стальная втулка, а подпятник может выполняться в виде износостойкой полимерной накладки.
Пластиковые цельнолитые башмаки, как можно понять по названию, изготавливаются из пластмасс с высокой устойчивостью к износу методом литья под давлением. Конструктивно это та же дуга с большим радиусом кривизны и гладкой рабочей (выпуклой) поверхностью и проушиной для крепежного болта. В теле детали могут формироваться ребра жесткости. Чаще всего в качестве материала для изготовления таких башмаков используются полиамиды различных типов (PA6, PA66, они же нейлон и капрон). В некоторых пластиковых башмаках используются стальные подпятники и вставные втулки под крепежный болт.
Пластиковые составные (композитные) башмаки натяжителей в целом повторяют описанную выше конструкцию, однако их основание изготавливается из обычных видов пластика, а выпуклая поверхность покрывается слоем износостойкой пластмассы. Также в детали может устанавливаться втулка под крепежный болт и металлический подпятник для штока натяжного устройства.
Шестеренчатые башмаки имеют более сложную конструкцию. Основу узла составляет металлический кронштейн, с одной стороны которого выполнено отверстие под крепежный болт, а с другой располагается шестерня (звездочка) на своем шариковом или роликовом подшипнике. Шестерня может быть одно- и двухрядной в соответствии с используемой в приводе ГРМ цепью. Такие башмаки обладают значительным ресурсом и могут годами служить без износа, однако для них характерен повышенный уровень шума и более интенсивный износ цепи из-за концентрации нагрузки от натяжителя в одной точке (в месте контакта шестерни с цепью). Шестеренчатые башмаки сегодня можно встретить на отечественных моторах ЗМЗ-405, 406, 409, 512 и некоторых других.
Расположение и количество башмаков натяжителей в двигателях
Башмаки всех типов располагаются у одной ветви цепи привода ГРМ (обычно у левой, при взгляде на переднюю часть двигателя). Деталь шарнирно монтируется на переднюю стенку блока двигателя или специальный кронштейн. Выпуклая сторона башмака или шестерня упирается в ветвь цепи, а в подпятник упирается толкатель натяжного устройства — так обеспечивается передача и распределение усилия от натяжителя на цепь. На высоких оборотах коленчатого вала и на переходных режимах башмак, плотно прилегая к участку цепи, гасит ее вибрации, выступая в роли успокоителя.
В двигателях может использоваться различное количество башмаков натяжителей:
- Один башмак, работающий от одного натяжного устройства;
- Два башмака на одной ветви цепи, работающие от одного натяжного устройства;
- Два башмака на цепях привода ГРМ с промежуточным валом, работающие от отдельных натяжителей;
- Три и более башмака, работающих от двух и большего числа натяжных устройств.
Наиболее часто используется схема с одним натяжным устройством и одним башмаком, который обеспечивает натяжение единственной приводной цепи. В некоторых двигателях с цепью большой длины или двумя цепями используется два башмака — верхний и нижний, которые работают от одного натяжного устройства с двумя штоками. Также широкое распространение получили и двигатели, в которых привод ГРМ реализован с помощью двух цепей и промежуточного вала — в таких агрегатах у каждой цепи имеются собственные натяжители и, соответственно, башмаки (которые тоже называются верхним и нижним). В более сложных конструкциях могут использоваться три и более башмаков, однако к такому решению прибегают редко.
Вопросы подбора и замены башмаков натяжителей
Башмаки натяжных устройств работают в сложных условиях, подвергаясь износу, воздействию высоких температур, вибраций, агрессивных сред и других негативных факторов. Со временем детали изнашиваются и не могут нормально выполнять свои функции — в этом случае требуется их замена. О необходимости замены башмака свидетельствует повышенный шум со стороны привода ГРМ: изношенный или поврежденный башмак имеет меньшую толщину, поэтому даже при полном выдвижении штока натяжного устройства цепь все равно ослаблена, отчего возникают вибрации и характерный шум.
На замену следует брать только те детали, которые рекомендованы производителем силового агрегата. В двигателях новых автомобилей необходимо использовать башмаки только определенных каталожных номеров, установка деталей других типов может привести к потере гарантии. На возрастных двигателях допускается применение башмаков различных типов и моделей, главное, чтобы они имели определенные размеры и геометрию. Например, на двигатели ВАЗ «Классика» можно устанавливать стальные башмаки старого образца или пластиковые башмаки нового образца. А на некоторых силовых агрегатах различных марок автомобилей применяется одна-две модели башмаков, которые являются полностью взаимозаменяемыми.
Замена башмака натяжного устройства цепи требует значительных затрат времени, так как для доступа к приводу ГРМ в большинстве двигателей приходится демонтировать детали привода агрегатов и вентилятор, а затем снимать переднюю крышку. Сама замена башмака требует только выкручивания одного болта, демонтажа старого башмака и установки новой детали. Обычно после замены башмака каких-либо регулировок выполнять не требуется. Данные операции следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства, а при неуверенности в своих силах — доверять работу специалистам.
При верном выборе и правильной замене башмака натяжителя цепи привод ГРМ будет функционировать надежно и эффективно на всех режимах работы двигателя.
Каталог запчастей
Все товары
Башмак натяжителя цепи «ЭМБРИ» (к-т) для ЗМЗ 405/409 Евро 0-3 из серии «ВЕЧНЫЕ» под цепи 72/92 звеньев с роликом 5,05 и 6,35
Башмак натяжителя цепи «ЭМБРИ» (к-т) для ЗМЗ 406 из серии «ВЕЧНЫЕ» под цепи 70/90 звеньев с роликом 5,05 и 6,35
Рычаг натяжителя цепи ДВС-405/514 Евро 0-3 с роликом «Па6ло» (1шт) под цепи 72/92
Рычаг натяжителя цепи ДВС-405 «РЕТРО» под-к скольжения (втулка)/1шт/
Рычаг натяжителя цепи ГРМ»ЭГОИСТ» с системой «Heel foot» для ЗМЗ-405/409/514 ЕВРО-2 (1шт)
Комплект башмаков натяжения цепи “БОН-трейд” для двигателей ЗМЗ 405, 406, 409 с повышенными прочностными характеристиками. Применение немецкого антифрикционного материала с добавлением дисульфида молибдена позволило значительно увеличить ресурс работы башмаков. А за счёт специально измененной геометрии обеспечена комфортная работа цепей и снижена шумность работы двигателя.
Установка — плюсы и минусы
Перед началом работ необходимо снять воздушный фильтр — без его демонтажа добраться до башмака натяжителя невозможно. Работы выполняются в следующем порядке.
- Торцовой головкой откручиваются пять болтов крепления воздушного фильтра. Фильтр снимается.
- Без снятия воздушного фильтра добраться до натяжительного башмака невозможно
- Откручиваются шесть болтов крепления крышки блока цилиндров.
- Рожковым ключом откручиваются две гайки крепления натяжительного штуцера, приводящего в движение башмак. Штуцер извлекается из своего посадочного места.
- Длинной отвёрткой с плоским лезвием натяжительный башмак отодвигается в сторону.
- Отодвинуть натяжительный башмак можно с помощью длинной отвёртки
- Из стальной проволоки делается крючок длиной около 20 см, с помощью которого башмак натяжителя цепляется за проушину.
- Ослабляются два болта крепления успокоителя цепи ГРМ.
- С помощью крючка из проволоки башмак натяжителя аккуратно вынимается из своей ниши.
- Изношенный башмак натяжителя заменяется новым.
- Сборка производится в обратном порядке.
Плюсы установки башмака змз:
- «мягкая» работа двигателя
- почти нет износа цепей и шестерен ГРМ при том же пробеге, что и на звездах.
- микро пыль, образующаяся от износа башмака натяжителя оказывает благоприятное антифрикционное действие на трущееся детали двигателя в целом. Пример тому: рабочие поверхности коренных и шатунных вкладышей на двигателе с пробегом около 400 тыс. км имеют вид только что установленных.
- после пробега 140-160 тыс. км. можно обойтись только заменой башмаков натяжителей.
Минусы установки башмака змз:
- вероятность «перепрыгивания» меток ГРМ.
- вероятность не качественной пластмассы.
Преимущества работы с нами
Мы работаем в рынке автомобильных запасных частей уже немало лет. С нами сотрудничают более 1 000 фирм в разных регионах страны.
Своим покупателям мы гарантируем:
Мы — активно формирующаяся, приспособленная к условиям рынка компания, готовая обучаться и обмениваться опытом. Мы ориентируемся на длительное и честное сотрудничество, помогая нашим покупателям.
башмаки или звезды?
После статьи о «ленинградском» комплекте грм, пришло громадное количество вопросов. Почему вы работаете с башмаками натяжителей на трении, а не используете башмаки на звездах и подшипниках? Попробую пояснить, чтобы не рассказывать каждый раз по отдельности. Итак, тема – змз 406 башмаки или звезды?
Теория
Начну издалека. Когда мы работаем и настраиваем карбюраторный двигатель, мы действуем фактически на «интуиции и опыте». Как обычно настраивают зажигание. Разогнались до 4 передачи, и резко дросселируем. Если двигатель захлебывается и стучит, останавливаемся, откатываем трамблер в плюс, едем дальше и так далее. На инжекторном двигателе картина иная. Двигатель обвешан датчиками, как детская новогодняя елка. За зажигание отвечает ДД, то есть датчик детонации. Он следит за детонацией в цилиндрах. Теперь, как говорил Сусанин, почти дошли. Все детали вращения в двигателе являются подшипниками скольжения (вкладыши коленвала, распредвалы, итд). И тут вдруг у нас появляется два подшипника качения.
Змз 406 башмаки или звезды, практика
Несмотря на большое количество оборудования, я пользуюсь инструментами старой школы. В частности, я как сын врача, имею в своем арсенале скальпели, зажимы сосудов, ножницы и конечно медицинский стетоскоп. Даже с помощью уха и этого несложного прибора, можно сравнить уровень шума от башмака скольжения и от звездочки на подшипнике. Они отличаются очень сильно и не в пользу «звездочки». Данные можно также посмотреть по программе на входе в АЦП. Этот «шум» датчик детонации воспринимает как детонацию в цилиндрах и откатывает зажигание «в плюс» (позднее). Таким образом, сколько бы вы не работали с двигателем, тяги и опережения зажигания, вы не получите.
Если вы хотите поработать с двигателем, и попробовать снять с него приемлемые характеристики, работайте с грм, в котором стоят башмаки скольжения. Если хотите надежности, можете использовать «длинные цепи» со звездами на подшипниках, но не требуйте от данного двигателя, чего-то «гениального» по характеристикам.
Обращу внимание, что пока подшипники находятся в рабочем состоянии, общая картина еще не такая грустная. Но как только появляется люфт и «перекаты», вот тут говорить о характеристиках двигателя уже не приходится в принципе.
Про датчик детонации
По нашим двигателям есть одна большая проблема. Касается это и ВАЗа и ЗМЗ. Это датчики. Вернее, полный швах в характеристиках работы. Иногда видится шикарная картина. Приезжает машина, двигатель чуть ли не выпрыгивает из-под капота. Заменяется два-три датчика и работу двигателя уже не узнать. Как правило, это датчик детонации, датчик положения дросселя и регулятор холостого хода. Несколько моих экспериментов по двигателям ЗМЗ показали, что датчики детонации «маде ин Россия» и «made in Germany», это две большие разницы. Чувствительность у них совершенно разная. Как следствие, разная работа двигателя, особенно на переходных режимах.
Абзац для тех, кто считает, что на заводе «не дураки сидят». Напоминаю, что датчик носит название – датчик ДЕТОНАЦИИ. И происходит детонация в КАМЕРЕ СГОРАНИЯ. На известных мне, качественных двигателях, ДД располагаются недалеко от камер сгорания. Как правило, на шпильках впускных коллекторов. Посмотрите, где расположен датчик на двигателях змз и грустно усмехнитесь. На данном месте он замеряет что угодно, кроме детонации в камерах сгорания. Как правило, пока не загорается ошибка по ДД, многие и не знают, где он находится. Напоминаю его расположение, в районе стартера, задняя, левая часть, если стоять лицом к капоту.
Что лучше звездочки или башмаки на 406 двигатель
Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Чт май 16, 2013 20:43 pm
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Чт май 16, 2013 21:40 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Чт май 16, 2013 22:12 pm
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Чт май 16, 2013 22:14 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Пт май 17, 2013 21:09 pm
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Вс май 19, 2013 20:52 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение TANKER » Пн май 20, 2013 9:45 am
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение George » Пн май 20, 2013 9:54 am
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Пн май 20, 2013 11:26 am
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение George » Пн май 20, 2013 11:29 am
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Пн май 20, 2013 11:38 am
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение novator55 » Пн май 20, 2013 11:42 am
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Пн май 20, 2013 11:44 am
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение novator55 » Пн май 20, 2013 11:47 am
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Пн май 20, 2013 14:09 pm
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение PinCheR » Пн май 20, 2013 18:21 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение novator55 » Пн май 20, 2013 20:30 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение TANKER » Вт май 21, 2013 9:58 am
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Вт май 21, 2013 20:09 pm
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение TANKER » Пн май 27, 2013 15:46 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Пн май 27, 2013 21:30 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Ср май 29, 2013 7:14 am
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Ср май 29, 2013 19:15 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение magirus » Ср май 29, 2013 19:17 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Ср май 29, 2013 19:31 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Чт май 30, 2013 7:34 am
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Чт май 30, 2013 17:17 pm
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Пт май 31, 2013 22:01 pm
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение 1cepera » Сб июн 01, 2013 8:03 am
Re: Импортные или улучшенные аналоги деталей для 406-го
Сообщение михаил с » Сб июн 01, 2013 19:59 pm
_________________
ГАЗ 24 1981 г. Белая, ЗМЗ-406, кпп, мосты, тормоза (ВУТ и ГЦТ Бош) и сиденья 3110, гур, переделанная проводка.
TOYOTA-УПРАВЛЯЙ МЕЧТОЙ
ВОЛГА-РУЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ