Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать если залил бензина в дизельный двигатель

Что делать если залил бензина в дизельный двигатель

Принято считать, что попадание бензина в бак, где должна находиться солярка, происходит чаще, чем наоборот. Частенько диаметр дизельного пистолета превышает диаметр горловины у бензиновых машин, являясь естественной защитой от «противоправных» действий. Причины топливосмешения оказываются на поверхности – забывчивость автовладельца, недавно пересевшего на автомобиль с экономичным агрегатом и не искоренившего привычку заправляться «девяносто пятым» или «девяносто вторым», либо же невнимательность сотрудника АЗС, который осуществляет приемку нефтепродуктов от перевозчика и должен следить за правильностью слива нефтепродуктов. А это уже значительный удар по репутации бренда АЗС…

Выезжали и глохли
Два года назад на АЗС «Белоруснефть» в Гродно автомобилистам вместо 95-го бензина заливали дизельное топливо. Пострадали тогда около 30-ти водителей. Их автомобили выезжали с АЗС и глохли. Руководство ПО «Белоруснефть» отметило, что все виновные привлечены к ответственности. Всех пострадавших водителей сотрудники компании отправляли на определенную СТО, где автомобилисты должны были самостоятельно оплатить услуги по диагностике и прочистке топливной системы, а затем с чеками обратиться в головной офис «Белоруснефть» для получения компенсации. Все расходы, понесенные владельцами авто на станциях техобслуживания, были компенсированы предприятием.

«Сеть АЗС «Белоруснефть» приносит искренние извинения всем автомобилистам, пострадавшим в результате инцидента на АЗС № 68 в Гродно. Компанией предприняты меры по минимизации последствий произошедшего: по записям камер видеонаблюдения определены автомобили, в баки которых попал не тот вид топлива. При содействии ГАИ области с их владельцами оперативно налажена связь, предприятие «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» организовало и предложило квалифицированную помощь на двух СТО в Гродно», — отметили в компании.

Удар по репутации
На сегодняшний день конкуренция среди АЗС так высока, что приходится бороться за каждого клиента. Любая мелочь может повлиять на репутацию компании. Поэтому так важно учитывать все нюансы без исключения. К примеру, предотвратить возможное смешение топлива на АЗС, которое может произойти по нескольким причинам: ошибка автовладельца, залившего ДТ вместо бензина; оплошность сотрудника автозаправки, который осуществляет приемку нефтепродуктов от перевозчика и должен следить за правильностью слива нефтепродуктов. И если первый вариант может послужить поводом для шуток, то второй случай для репутации АЗС губителен.

Дизель + бензин = ?
Чем чревато смешение бензина с дизельным топливом?

Вариант 1
Как известно, в дизельном двигателе впрыскивается чистое топливо, без примеси воздуха. Там нет свеч зажигания, поэтому бензину просто не хватит искры для возгорания. И, если вместо дизеля залить полный бак бензина, автомобиль не поедет. Максимально допустимый процент такого смешения – 10%. Именно это число позволит автомобилю завестись и тронуться с места.

Еще одна особенность дизельного топ­лива заключается в том, что оно, при помощи специальных примесей, смазывает инжекторы и насос высокого давления. Стоит ли говорить, что в составе бензина подобных примесей нет, и даже краткосрочное воздействие бензина на указанные запчасти может привести к их поломке. А это почти 30% от общей стоимости транспортного средства.

Чтобы этого не произошло, следует слить смесь бензина и дизельного топлива, прочистить слив и проверить состояние насоса с инжекторами.

Вариант 2
Если топливосмешение произошло в автомобиле с бензиновым двигателем, то это менее губительно для состояния механизма, чем в предыдущем случае. Дизель имеет более вязкую структуру, худшую воспламеняемость и обладает меньшим октановым числом. Поэтому, если залить в бак менее 10% дизеля, то автомобиль сможет передвигаться, но, скорее всего, перестанет одолевать крутые подъемы и будет сильно дымить. Если количество дизеля по отношению к бензину выше, то это грозит поломкой насоса, инжекторов и цилиндров, а также полной остановкой двигателя. Поэтому водителю перед тем, как заняться откачкой дизеля из бака, придется вызывать эвакуатор.

Топливный «коктейль»
Сломается ли двигатель от «кормления» неподходящим топливом, и как скоро? Последствия для «здоровья» агрегата зависят от ряда факторов и, в первую очередь, от оперативности действий водителя. Кроме того, немаловажно и количество солярки, оставшейся в топливном резервуаре. Если в баке еще было немного солярки и образовался «коктейль», то насос продолжит некоторое время подавать «правильное» топливо со дна, поскольку его плотность выше, чем бензина. К тому моменту, когда двигатель с удивлением для себя и многочисленных систем начнет поглощать нечто новое, наверняка проявятся разные симптомы – неустойчивая работа агрегата, потеря мощности и тревожная надпись check engine на панели приборов.

Одной из первых жертв бензина падут элементы топливной системы – ТНВД (топ­ливный насос высокого давления), который особенно чувствителен к качеству горючего, и система впрыска common rail, зависящая от смазывающих свойств топлива. Но даже если автомобиль оснащен более простой системой питания, панику поднимут «мозги» – электроника увидит несоответствие параметров топ­ливно-воздушной смеси. Достанется и каталитическому нейтрализатору выхлопных газов из-за неправильного состава топ­ливно-воздушной смеси. Все закончится заглохшим и отказавшимся запускаться двигателем.

Цетановое число
Могут быть и более серьезные последствия. При попадании бензина в солярку, снизится цетановое число (характеризует быстроту воспламенения солярки). Смесь начнет гореть только тогда, когда поршень максимально сожмет ее. В итоге получается одномоментный взрыв в камере сгорания, создающий ударные нагрузки не только на цилиндропоршневую группу и кривошипно-шатунный механизм, но и на газораспределительный механизм. Следствием станет грубая работа мотора и снижение ресурса вплоть до разрушения поршней и трещин в стенках цилиндров.

Единственный и наиболее разумный вариант при заправке дизельного автомобиля бензином – поездка на эвакуаторе в сервис, где демонтируют и промоют топ­ливный бак, а также топливную систему (либо заменят ее компоненты) и установят новые фильтры. Мероприятие грозит потерей времени и денег, но здесь других вариантов нет.

Своего рода исключением можно считать ситуацию, когда в бак попало совсем уж мало бензина и его удалось разбавить большим количеством солярки. Так, некоторые эксперты утверждают, что мотор еще способен «переварить» соотношение примерно 1:10 при спокойном движении без высоких оборотов.

Перевозчик попутал
Три года назад в Мурманске на АЗС «Север», расположенной на проспекте Героев-Североморцев, 40, произошло смешение топлива по вине перевозчика, в результате чего в 95-й бензин попало дизельное топливо. За время продаж смешанного топлива на АЗС заправилось 4 клиента, которые на тот момент обратились с претензиями, – сообщила тогда СМИ руководитель отдела маркетинга и корпоративных коммуникаций Statoil Retail Operations Наталия Нефедова. По ее словам, точное количество клиентов, заправившихся смешанным топливом, уточнялось по системе видеонаблюдения. Она также добавила, что основанием для рассмотрения претензии, согласно закону о защите прав потребителей, является кассовый чек. Дополнительно факт заправки проверяется по системе видеонаблюдения.

Человеческий фактор чаще всего оказывается основной причиной при смешении топлива. И если ошибся сам автомобилист – это одно дело. А если в резервуар с бензином залил дизельное топливо водитель бензовоза, это в корне меняет ситуацию. Это значит, что проблема более масштабная, и от ее последствий может пострадать не одно транспортное средство. Чтобы этого не произошло, владельцы АЗС заново вызывают бензовоз, откачивают смешанное топливо, чистят резервуары и снова наполняют его. А это – время, деньги и потерянная репутация компании.

Особенности эксплуатации дизеля зимой

Почему дизель плохо заводится зимой?
Зимняя эксплуатация автомобилей с дизельными двигателями для их многих владельцев превращается в настоящее испытание. Проблема заключается не в технической особенности дизельного мотора, а в том, что дизтопливо обладает нехорошим свойством замерзать. Другими словами, из-за кристаллизации парафинов, содержащихся в топливе, оно становится мутным и с понижением температуры окружающей среды становится похожим на кисель. Именно кристаллы парафинов, образуя комочки, постепенно «забивают» поры топливного фильтра, оседают в топливном насосе, препятствуют поступлению топлива в цилиндры и, тем самым, парализуют работу двигателя.

Даже полностью исправный двигатель, в который залито хорошее моторное масло с низким коэффициентом низкотемпературной вязкости, новый стартер и аккумулятор, качественные свечи накаливания не могут гарантировать уверенный запуск двигателя, если в баке автомобиля залито не сезонное дизтопливо.

Виды дизельного топлива.

Существует три марки дизельного топлива: летнее, зимнее и арктическое.
В соответствии с ГОСТом 305-82 дизтопливо должно выдерживать следующие температурные значения: летнее топливо должно быть пригодным для езды при температуре до 0 °C и выше, зимнее рекомендуется для эксплуатации до -30 °C, а арктическое – до -50 °C.

Несмотря на колоссальную разницу в эксплуатационных характеристиках всех видов топлива, внешне друг от друга ни цветом, ни запахом они не отличаются. Главное отличие между ними – это содержание парафина, от которого зависит температура помутнения топлива и потеря необходимых свойств.

Читать еще:  Ваз 21099 инжектор где находится датчик температуры двигателя

Чтобы получить зимнее и арктическое топливо горючее подвергают депарафинизации. Этот процесс производства увеличивает себестоимость солярки, поэтому есть вероятность столкнуться с недобросовестными автозаправками, которые даже с наступлением зимы продолжают продавать летнее дизтопливо, зачастую, выдавая его за зимнее, дабы сэкономить. А страдают, в итоге, владельцы дизельных автомобилей.



Как меняются свойства топлива при понижении температуры?

Процесс кристаллизации (помутнения) летнего топлива начинается при температуре -4°C с выделением отдельных зародышей кристаллов, которые отделены друг от друга на значительное расстояние.

При понижении температуры до -7 °C происходит интенсивный рост кристаллов, формирование новых кристаллов и образование комочков. Как только эти комочки достигают диаметра микропор фильтра тонкой очистки топлива, они «забивают» его, блокируя подачу топлива к двигателю. Температура, при которой топливо загустело до такой степени, что уже не может проходить через топливный фильтр и заборную сеточку называется предельной температурой фильтруемости (ПТФ). Для зимнего дизтоплива ПТФ не должна быть меньше -25 °C.

При температуре -10 °C для летнего топлива и -35 °C – для зимнего, кристаллы парафина уплотняются и топливо застывает, превращаясь в непригодную гелеобразную субстанцию.

Если летнее топливо на заправке неудовлетворительного качества, то его помутнение начинается уже при температуре +5 °C. Поэтому даже небольшое изменение цвета или прозрачности дизтоплива – повод для беспокойства. Помутнение – первая стадия текучести дизтоплива, при которой кристаллы парафина уже с трудом проходят через топливный фильтр и начинают его засорять, ухудшая проходимость топлива.

Важно знать, что решающую роль играет предельная температура фильтруемости, так как именно при достижении порога предельной фильтруемости запуск и эксплуатация дизеля становится невозможной.

Как предупредить замерзание топлива?

На сегодняшний день существует несколько способов, как защитить топливную систему дизельного автомобиля от замерзания.

Можно, конечно, заливать топливо на проверенных заправках или заправках известных брэндов, но это далеко не всегда гарантирует стабильное качество дизтоплива.

Можно провести личный эксперимент: залить дизтопливо в прозрачную бутылку и оценить реакцию содержимого на низкие температуры. Если уже при нулевой температуре топливо мутное, то заправляться на этой заправке не рекомендуется.

Как вариант – известный «дедовский» способ: летнее топливо, разбавленное бензином или керосином. Но есть важный нюанс! Ни керосин, ни бензин не могут обеспечить топливную систему дизеля смазывающими свойствами, в результате чего через 2000-4000 км пробега придется поменять ТНВД (топливный насос высокого давления). Удовольствие не из дешевых, не так ли? Кроме того, происходит сильный износ топливной аппаратуры, снижается топливная экономичность и ресурс дизеля, увеличивается задержка воспламенения топлива. При низких температурах увеличение задержки воспламенения топлива может способствовать эрозионному повреждению поршней двигателя. Но и это еще не все. Для достижения ощутимого эффекта к топливу необходимо добавлять достаточно большое количество керосина – от 40 до 60%, в зависимости от температуры окружающей среды.

Самый надежный способ – это добавление антигеля при каждой заправке. Антигель прост в использовании, добавляется непосредственно в бак перед заправкой. Воздействует положительно на всю топливную систему дизеля, продлевая срок службы ТНВД. Что важно – не меняет свойства дизтоплива, в отличие от керосина! Антигель защищает дизельную систему от замерзания.

Принцип действия антигелей.

Депрессорная присадка «Антигель» – сложный композиционный состав, действие которого направлено на снижение предельной температуры фильтруемости и температуры замерзания дизельного топлива. На температуру помутнения антигели влияния не оказывают. Помутнение является нормальной реакцией топлива на температуру окружающей среды.

Стоит отметить, что любой антигель эффективен только в том случае, если залит в топливо до его загустения, так как растворить парафиновые агломераты (комки) ни одному антигелю не под силу. С данной задачей успешно справляются специальные присадки – размораживатели дизельного топлива.

Как «работает» антигель? Компоненты антигеля взаимодействуют с кристаллами парафина на молекулярном уровне и не позволяют кристаллам «забивать» топливный фильтр. Другими словами, молекулы депрессора (откуда и пошло название «депрессорная присадка») оседают на кристаллах парафина при отрицательных температурах, препятствуют их росту и не дают им срастаться в агломераты, забивающие топливный фильтр. Поэтому кристаллы парафина беспрепятственно проходят сквозь поры топливного фильтра.

Зимой при длительном хранении топлива в баке, появившиеся мелкие кристаллы парафина оседают на дно, в результате образуется два слоя: верхний – прозрачный и нижний – мутный с парафинами. Депрессорные присадки не могут предотвратить процесс расслоения дизтоплива. С данной проблемой могут справиться только диспергаторы парафинов – компоненты присадки, которые препятствуют осаждению кристаллов парафина на дно и снижают размер кристаллов. Присадка, содержащая композицию депрессоров и диспергаторов, называется депрессорно-диспергирующей.



Особенности антигеля ASTROhim.

В 2003 году наша компания освоила производство антигеля по немецкой технологии. Тогда же был осуществлен переход с российского сырья на сырье немецкого производства (BASF). Как показали испытания, новая рецептура обеспечила присадке более высокие показатели.

Решение о смене рецептуры и технологии производства было продиктовано, прежде всего, необходимостью соответствовать требованиям, предъявляемым к обслуживанию современных дизельных систем, а также качеством российского дизтоплива.

В отличие от аналогов антигель ASTROhim:

  • Обладает наименьшей предельной температурой фильтруемости и температурой застывания, благодаря чему сохраняет рабочеспособное состояние дизельной аппаратуры даже при самых низких температурах.
  • Препятствует осаждению кристаллов парафина на дно бензобака за счет наличия в составе и депрессоров, и диспергаторов. Это единственная на российском рынке депрессорно-диспергирующая присадка!

Как рассчитать нужную концентрацию антигеля ASTROhim?

Количество присадки, которое необходимо добавить в дизтопливо, зависит от температуры окружающей среды и от того, какое топливо (зимнее или летнее) планируется использовать.

На каждом флаконе (канистре) антигеля ASTROhim указана таблица с температурными значениями при использовании на минимальное и на максимальное количество топлива, на которое рассчитана конкретная упаковка.

Рассмотрим сколько нужно добавлять антигеля при тех или иных условиях. В качестве примера возьмем антигель под артикулом АС-120, рассчитанный на 60-120 л топлива, 300 мл во флаконе.

Для достижения максимального эффекта необходимо использовать все содержимое флакона на минимальное количество объема топлива, на которое рассчитана конкретная упаковка (в данном случае 300 мл присадки на 60 л топлива). Если полный флакон антигеля добавить на наибольший объем топлива, на который он рассчитан (на 120 л), то максимально возможные значения предельной температуры фильтруемости и температуры застывания будут значительно меньше, чем при использовании того же количества антигеля на минимальное количество топлива.

В случае, если вы не уверены, что в баке вашего автомобиля именно зимнее топливо и на улице небольшие минусовые значения, при которых летнее дизтопливо теряет текучесть, то использовать весь флакон (на минимальное количество топлива, на которое рассчитан флакон, т.е. на 60 л) нет необходимости. Достаточно будет залить ½ флакона.

Если вы приобрели присадку, концентрация которой позволяет обрабатывать гораздо большее количество топлива, чем объем бака вашего автомобиля, то вы можете рассчитать необходимое количество антигеля в зависимости от желаемого эффекта. Например, объем бака вашего автомобиля равен 80 л. Вы приобрели присадку, рассчитанную для обработки 250-500 л топлива (арт. АС-122, объем упаковки – 500 мл). У вас в баке летнее дизтопливо и вам хотелось бы добиться максимального эффекта от использования присадки. В этом случае расчет будет производиться следующим образом: объем флакона делим на минимальное количество топлива, на которое рассчитана упаковка и умножаем на объем бака, 500 / 250 х 80 = 160. Итого, 160 мл антигеля арт. АС-122 необходимо добавить на бак 80 л, чтобы добиться максимального эффекта от присадки.

Важно знать! Двойная концентрация присадки (например, добавление в бак, равный 60 л, антигеля, рассчитанного на 120-240 л топлива) не обеспечивает двойное увеличение температурных значений. Максимальный эффект достигается при добавлении антигеля на то количество топлива, на минимальный объем бака которого рассчитана присадка.

Что делать, если сотрудник АЗС залил бензин вместо дизеля

Обладатели дизельных автомобилей иногда сталкиваются с одной неприятной ситуацией: сотрудник АЗС в спешке или по своей неопытности случайно заливает в бак бензин, вместо дизеля. Данный факт обнаруживается сразу же или по истечению нескольких минут, когда, не успев отъехать от заправки, машина глохнет на ходу.

Как показала практика, в большинстве случаев виновниками становятся сами автовладельцы, у которых на протяжении долгих лет был бензиновый автомобиль. Задумавшись о чем-то, водитель может сказать сотруднику АЗС «как обычно», или же самостоятельно перепутав пистолет.

Конечно, такая ситуация будет иметь определенные последствия. Здесь важно своевременно вспомнить об ошибке или вовремя распознать несвойственные автомобилю звуки. В противном случае, все обернется не лучшим образом.

Читать еще:  Горит датчик неисправности двигателя шевроле круз что это

Что делать, если в дизельный бак попал бензин?

Если в автомобиле горит лампочка во время заправки дизельного бака бензином, автовладельцу не сложно будет его завести так, как в топливной системе все еще есть немного дизеля. Но через несколько минут он заканчивается, а в систему поступает бензин.

Не стоит остро и нервно реагировать на подобную ситуацию. Если водитель только завел двигатель, то ему необходимо сразу же его отключить. Затем вызвать эвакуатор и оправиться в сервис, чтобы там слили бензин с топливного бака. Это является самым лучшим вариантом развития событий при условии, что водителю сразу же сообщат об ошибке.

Важно! Если несвоевременно заметить, что вместо дизеля в бак залили бензин, то это грозит полной остановке двигателя.

Но как быть, если автомобиль тронулся, а водитель не знал о том, что сотрудник АЗС перепутал дизель с бензином? Если бак был полностью пустым и в него попал бензин, то машина сможет проехать несколько километров. Затем двигатель перестанет работать, а все попытки запустить его закончатся неудачей. В таком случае остается только вызывать эвакуатор и ехать прямиком на СТО. Вот только в данном случае придется проводить полную промывку бака, топливной системы, а так же менять топливные фильтры. И это также является неплохим развитием событий.

А вот, когда в бак с достаточным количеством дизеля зальют бензин, стоит приготовиться к самым серьезным проблемам. Смесь двух топлив является губительной для любого двигателя. Автомобиль при этом даже заведется, сможет тронуться с места и поехать.

Однако признаки, которые укажут на проблемы с двигателем, проявятся спустя несколько минут:

  • потеря мощности;
  • появление странного рокота и прочих нехарактерных звуков;
  • быстрый рост температуры внутри двигателя;
  • закипание антифриза и дым из-под капота.

Важно понимать, что в такой ситуации двигатель начнет работать на пределе. А это в свою очередь может привести к его полной остановке и капитальному ремонту.

Если факт замены дизеля на бензин вскроется сразу же на АЗС, то в таком случае необходимо обратиться в администрацию и уточнить об оплате ремонта автомобиля. Получив отказ, следует обратиться в суд для дальнейшего разрешения сложившейся ситуации.

Что делать если залил бензина в дизельный двигатель

товарищ, осторожно, техническая статья, не уверен – не читай!

Там где существуют сомнения – изобилуют теории…
Сэр Г.Р. Рикардо

Что будет, если залил в «дизельный» автомобиль бензин?

Недавно на форуме любителей БМВ возникла тема, где человек поведал печальную историю, как его жена случайно залила бензин в бак дизельного Х3, потом проехала около 500 м, заглушила мотор, после чего пустить его в ход так и не смогла. Позвонила мужу, тут то и выяснился сей прискорбный факт – в баке бултыхается бензинчик.
В таких случаях фирма БМВ строга и сурова, и придерживается определенного порядка действий, например:
«…Произведен запуск двигателя и автомобиль начал движение (например, после заправки на АЗС). Полностью слить топливо из топливного бака и проверить обойму крепления топливного насоса в баке на наличие магнитной стружки (при помощи магнита). Если магнитная стружка в системе не обнаружена, надлежит слить топливо из системы питания и промыть ее в соответствии с указаниями для случая 1. В данном случае необходимо заменить не только топливный фильтр, но и насос высокого давления…»
«…3-й случай: Автомобиль начал движение, в системе магнитная стружка
Следует заменить всю систему питания, включая бак. Замене не подлежат только жесткие подводящий и возвратный топливопроводы (промыть против направления подачи топлива)…»
Чем же чревата эксплуатация дизельного двигателя на бензине, отчего так строги специалисты БМВ, может быть ничего страшного не случится? Ведь некоторые автолюбители даже придерживаются старинной советской традиции – в сильные морозы добавляют в бак 5-10 л бензина, дабы дизтопливо не густело. Да и знаменитый Рудольф Дизель, изобретая свой мотор, пытался заставить его работать на бензине.
Заинтересовавшись данным вопросом я промониторил Интернет, и обнаружил многочисленные истории, как водители по оплошности заправлялись бензином и отправлялись в путь. Последствия описывались самые различные, от «отделался легким испугом» до «влетел на серьезный ремонт».
Что же делать, если попал в данную ситуацию?
Тут есть два основных варианта.
1. Перед заправкой бак был почти пустой, затем полностью заправлен бензином.
В этом случае благодаря тому, что в топливной магистрали и фильтре осталось какое-то количество дизтоплива, мотор запустится и машине даже удастся проехать какое-то n-е количество метров, после чего мотор остановится, и пустить его в ход не представится возможным. Это относительно благоприятное развитие событий, в данном случае владелец машины скорее всего отделается промывкой топливной магистрали, бака (после слива бензина) и заменой топливного фильтра (на всякий случай).
2. Перед заправкой в баке находился определенный объем дизтоплива, затем туда заливается какой-то определенный объем бензина. В результате образуется смесь двух топлив. Опять же благодаря тому, что в топливной магистрали и фильтре осталось какое-то количество дизтоплива, мотор запустится и машине удастся начать движение. После того, как в мотор начнет поступать смесь двух топлив, он либо остановится (если количество бензина в смеси большое), либо будет работать, но существенно снизится мощность, начнет увеличиваться температура охлаждающей жидкости, и возникнет сильный грохот, напоминающим звуки, сопровождаемые детонацию в бензиновом ДВС, или, говоря техническим языком, возрастет жесткость работы ДВС.
Это очень опасное для мотора явление и если после заправки в прогретом ДВС возникнет повышенный шум (жесткость работы), нужно остановить машину, открутить пробку заливной горловины и понюхать, не пахнет ли бензином.
Иногда водитель, по ошибке заливший бензин (или заправщик перепутал «пистолеты»), ничего не подозревая, отъезжает от АЗС, и когда мотор начинает работать жёстко при резком падении мощности, предполагает, что ему в бак залили некачественное дизтопливо. И продолжает движение (если мотор не останавливается), желая побыстрее сжечь «палёное» топливо и залить «нормальный соляр». Это самое неблагоприятное развитие событий, и на то есть серьезные причины.
Процессы, происходящие в ДВС при его эксплуатации на соляробензиновой смеси в упрощенном виде можно объяснить следующим образом.
В дизельном ДВС поршень в такте сжатия движется вверх и сжимает воздух, в результате температура последнего (в прогретом ДВС) достигает 400…700 С. Затем, незадолго до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ), форсунка под большим давлением начинает впрыскивать в горячий воздух топливо (точка С штрих), скорость истечения которого достигает 700 м/с и выше. Струя топлива разбивается о воздух и дробится на мельчайшие капли диаметром 5-40 мкм, которые заполняют объем камеры сгорания, перемешиваются с воздухом, и после небольшой задержки воспламеняются (точка С).

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115671141/xlarge/209805408.jpg
На графике римскими цифрами обозначены 4 фазы сгорания топлива. Линия Т отражает
изменение температуры в камере сгорания, линия р – изменение давления; линия ВМТ – верхняя мертвая точка поршня

При правильно протекающем рабочем процессе сгорание основной части топливного заряда завершается к моменту прихода поршня в ВМТ, что вызывает максимальное нарастание давления газов на поршень, который под воздействием этого давления устремляется вниз и совершает рабочий ход. Если воспламенение возникнет слишком рано (без задержки), давление газов начнет препятствовать ходу поршня к ВМТ, если слишком поздно (с большой задержкой) – оно будет толкать поршень «вдогонку». В обоих случаях индикаторный и эффективный КПД двигателя снизятся. Из изложенного очевидно, что воспламенение топлива должно происходить не раньше и не позже момента, определенного разработчиками ДВС (с конструктивно заложенной задержкой воспламенения).
В отличие от бензиновых ДВС, где конструкторы стремятся принять меры по снижению преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси, дабы избежать детонации, в дизельных ДВС, наоборот, желательно чтобы топливо воспламенилось с относительно небольшой (0,002…0,006 сек) задержкой воспламенения.
Один из основных показателей бензинов – октановое число (ОЧ) отражает свойство бензина противостоять преждевременному воспламенению. У дизельного топлива цетановое число (ЦЧ) наоборот отражает свойство быстро воспламеняться, чем ЦЧ выше – тем короче период задержки воспламенения.
Между ОЧ и ЦЧ существует связь – чем выше ОЧ топлива, тем ниже его ЦЧ (и наоборот).
Отсюда следует, что если в дизтопливо попадет бензин, ЦЧ образовавшейся топливной смеси снизится, что повлечет увеличение периода задержки воспламенения. В результате смесь будет сгорать с большим опозданием, что ухудшит КПД. Мало того, когда в дизельном моторе процесс сгорания топлива протекает правильно (при правильном ЦЧ), давление в цилиндре нарастает относительно плавно, т.к. сначала воспламеняется небольшая часть топлива, а потом в возникший очаг из форсунки продолжает подаваться дополнительное топливо, что удлиняет процесс сгорания и смягчает работу двигателя.
Если ЦЧ снижается, период задержки воспламенения увеличивается и в цилиндр еще до начала воспламенения успевает поступить практически весь топливный заряд. В итоге весь объем цикловой подачи топлива дружно воспламеняется с некоторым опозданием, процесс принимает взрывной характер, и возникают волны давления, которые с высокой скоростью хаотично «носятся» внутри камеры сгорания и «бьют» в поршень, крышку и стенки цилиндра. Эти воздействия волн на детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и вызывают звонкие «металлические» стуки, и у водителя складывается впечатление, что внутри мотора какие-то деталюшки бьются друг о друга.
Данный процесс очень вреден для ДВС: волны давления разрушают внутреннюю структуру металла, а это может со временем вызвать возникновение микротрещин на стенках цилиндров и выкрашивание частиц металла из днищ поршней, что существенно снижает ресурс ДВС. К тому же в таких нештатных режимах возникает интенсификация газовой эрозии поршня. Снижение ЦЧ увеличивает интенсивность износа верхнего пояса цилиндров, следовательно, чем больший объемный процент бензина будет содержаться в дизтопливе, тем больше будет износ ДВС.
Кроме того, при разбавлении дизтоплива бензином ухудшаются условия смазки плунжеров в топливном насосе высокого давления (ТНВД). У дизтоплива большая чем у бензина вязкость, достаточная для того, чтобы создались хорошие условия для обеспечения смазки трущихся пар, что позволяет упростить конструкцию насоса отказавшись от организации принудительной смазки путем подвода к прецизионным парам моторного масла. Таким образом, дизтопливо выполняет функцию смазки ТНВД, и при его разбавлении бензином эта функция может сойти на нет. Итог – повышенный износ прецизионных пар ТНВД и попадание частиц износа в топливную систему и ДВС, что может повлечь ускоренный износ форсунок и деталей ЦПГ.

Читать еще:  В чем отличие синхронного электродвигателя от асинхронного двигателя

Что же делать, если человек по ошибке залил в бак бензин, как ему поступить?
Трудно дать совет, подходящий для всех возможных ситуаций, ибо может быть множество различных вариантов развития событий. Рассмотрю типичные.
1. Бак был почти пуст, и бензин залит «под горловину». Мотор не запускался, т.к. водитель вовремя понял свою ошибку.
В этом случае необходимо не пуская мотор слить топливо из бака и заполнить его дизтопливом.
2. Бак был почти пуст, и бензин залит «под горловину». Мотор запустился, машина проехала 500-1000 м, затем мотор заглох или был остановлен водителем, понявшим, что тот работает в аварийном режиме. Потом водитель сообразил, что залил бензин (открутил пробку бака и учуял запах бензина).
В этом случае не нужно пытаться пускать мотор, необходимо эвакуировать машину в сервис, где специалисты промоют топливную систему, бак и осмотрят ТНВД.
3. В баке находилось какое-то n-е количество дизтоплива, потом в него попадает какое-то n-е количество бензина. Допустим, водитель вовремя спохватился, что льет бензин, прекратил заправку, и в баке остался какой-то незаполненный объем.
Тут есть несколько вариантов. Например, если позволяют обстоятельства, нужно не запуская мотор откатить машину от АЗС (или эвакуировать в сервис) и слить топливо из бака. Затем заполнить весь его объем дизтопливом.
Либо, если в бак попало относительно небольшое количество бензина, нужно:
а) прекратить заправку;
б) добавить в бак масло, используемое для двухтактных ДВС пропорционально количеству залитого бензина из расчета 3-5% масла (это создаст нормальные условия для смазки ТНВД и повысит плотность топлива);
в) добавить в бак присадку, повышающую ЦЧ (цетан-корректор). После этого можно заправить бак под горловину дизтопливом и отправляться в путь, внимательно анализируя поведение машины и прислушиваясь к звукам работы ДВС.
А какое максимальное количество бензина допустимо для нормальной работы ДВС на такой смеси топлив?
На этот вопрос нет и не может быть единого ответа. Все моторы разные и по- разному реагируют на понижение ЦЧ.
При грубом приближении, используя известную формулу можно подсчитать, что ЦЧ (цетановое число) бензина АИ-95 (октановое число по моторному методу = 87) составляет около 12,5…16,5 единиц. В России наиболее известные топливные компании продают дизтопливо (по их заверениям) с ЦЧ=51. Теоретически, если принять для расчета ОЧ=87, то можно высчитать, что при смеси АИ-95 с дизтопливом в соотношении 1:4, общее ЦЧ смеси составит 41,5; при соотношении 1:12 – 46 (если при смешении не возникнут какие-либо химические реакции, изменяющие эти цифры).
Советские и Российские ГОСТы допускали эксплуатацию дизельных автомобилей на топливе с ЦЧ не ниже 45. Мне встречалось сведение, что для дизельных двигателей ЯМЗ, выпускаемых в начале 90-х г.г. прошлого века, наиболее оптимальным считалось ЦЧ = 38…42. Также встречалось упоминание, что какие-то тракторы от безысходности зимой работали на смеси дизтоплива с керосином с общим ЦЧ=30…35 и это не есть хорошо. В автопрессе отмечается, что моторы современных иномарок рассчитаны на дизтопливо с ЦЧ=51.
Отсюда можно выдвинуть предположение, что 12% бензина в дизтопливе мотор даже не заметит, на 25% «смеси» (или с чуть большим процентным числом) работать может и будет, но при этом снизится его мощность и может возникнуть сильный шум, вызванный волнами высокого давления. Поэтому если нет возможности слить из бака смесь сразу, и нет под рукой жидкости цетан-корректора, то при добавлении в топливо масла для двухтактных ДВС можно на свой страх и риск отправится в путь если бензина не более 25%. Если во время движения мотор еле-еле «тянет», сильно гремит, лучше далее не экспериментировать и откатить машину в сервис. Соответственно в случае наличия цетан-корректора (продается на брендовых АЗС) можно довести ЦЧ смеси до приемлемого уровня, но нужно чтобы он хорошенько перемешался с топливом, что проблематично сделать если бак залит под горловину.
4. В баке находилось какое-то n-е количество дизтоплива, потом в него попадает какое-то n-е количество бензина, и водитель, не подозревая об этом, пускает мотор и отправляется в путь. Отъехав какое-то расстояние от АЗС, он обращает внимание на быстрое падение мощности ДВС и появления сильных металлических стуков. В этом случае если мотор работает совсем плохо, лучше его сразу остановить. Если только сильно шумит и чуть хуже «тянет», лучше развернуться и вернуться на АЗС, где возможно есть в продаже добавляемое в топливо масло и цетан-корректор.
В литературе отмечается, что с повышением оборотов коленчатого вала «жёсткость» работы дизеля на топливе с низким ЦЧ быстро возрастает, что обусловлено увеличением периода задержки воспламенения.
Поэтому если в баке плещется смесь бензина с дизтопливом, после вышеописанных подготовительных мероприятий предпочтительнее равномерное движение со скоростью 60-70 км/ч и оборотами КВ около 1800-2000 (с оборотами, чуть ниже максимального крутящего момента ДВС). И необходимо по мере пробега периодически пополнять бак порциями «нормального» дизтоплива на АЗС, попадающихся на пути следования машины.
Словом, случаи заправки «дизельных» автомобилей бензином хоть и не часто, но все же случаются. И если мои советы хоть как-то помогут шоферу, попавшему в такую ситуацию, то наверное я не зря потратил пару часов набирая этот текст, который, без сомнения, мало кто станет читать. Ибо современный водитель-частник, называемый профессионалами обидным словом «юзер», убежден в безошибочности своих действий, ненавидит длинные технические тексты, и на 100% уверен, что в вышеописанную ситуацию он никогда не попадет.
Пожелаю, чтобы так оно и вышло.

Новогорск, сентябрь 2012.

Гуреев А.А., Азев В.С., Камфер Г.М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. М., «ХИМИЯ», 1993.
Демьянов Л.А., Сарафанов С.К. Многотопливные двигатели. Военное издательство МО СССР. М, 1968
Ленин И.М., Костров А.В., Малашкин О.М., Райков И.Я., Самоль Г.И. Автомобильные и тракторные двигатели. Изд. «Высшая школа», 1975.
Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. Издательский центр «Академия» 2007.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector