Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если двигатель работает не на треугольнике

Подключение электродвигателя звездой или треугольником

Содержание

  1. Подключение звездой
  2. Подключение треугольником
  3. Комбинированное подключение
  4. Пусковые реле

О достоинствах асинхронных двигателей спорить не приходится. Специалисты, в частности, выделяют:

  • высокую производительность;
  • надежность;
  • неприхотливость;
  • простоту конструкции;
  • умеренную стоимость ремонта и обслуживания и т.п.

Асинхронный двигатель состоит из двух основных элементов: статора и ротора. Они имеют токопроводящие обмотки, начала и концы которых выводятся в распределительную коробку и фиксируются в два ряда. Они обозначаются либо литерами С (С1, С2, С3 – начала обмоток, С4, С5, С6 – их концы), либо согласно новой маркировке: U1, V1, W1 –начала, U2, V2, W2 – концы.

Очень часто у людей, впервые имеющих дело с двигателями подобного типа, возникает вопрос: как же их лучше подключить? Существует три схемы подключения:

  • «треугольник»;
  • «звезда»;
  • комбинированная («звезда-треугольник»).

Итак, каким образом осуществляется подключение электродвигателя звездой и треугольником?

Подключение звездой

В этом случае концы обмоток статора соединяются вместе в одной точке с помощью специальной перемычки. Трехфазное напряжение подается на их начала. Таким образом, на фазной обмотке напряжение будет 220в, а линейное напряжение между двумя оставшимися фазными обмотками – 380в.

Подключение трехфазных двигателей с питающим напряжением 220/127в к стандартным однофазным сетям выполняется только по типу звезды, в противном случае агрегат быстро придет в негодность. Также именно по данной схеме подключаются все электромоторы российского производства на 380в.

В целом подключение звездой обеспечивает более мягкий запуск двигателя и плавность его работы, давая также возможность перезагрузки. Поэтому двигатели средней мощности принято запускать по данной схеме. Однако следует учесть, что в этом случае трехфазный двигатель не сможет работать на полную мощность.

Подключение треугольником

Обмотки соединяются последовательно в замкнутую ячейку, т.е. конец одной из них соединяется с началом следующей и т.д. Ряды контактов с клеммами располагаются так, чтобы они были смещены относительно друг друга (т.е. напротив вывода С6 (W2)помещается С1 (U1) и т.п.). Места соединения следует подключить к соответствующим фазам питающего напряжения. Линейное напряжение сети и напряжение на фазной обмотке равны 220в

Соединение треугольник гарантирует достижение максимальной мощности асинхронного электродвигателя (т.е. полной паспортной мощности, что в полтора раза больше, чем при соединении звездой), но при этом он подвержен большему нагреву и имеет большие значения пусковых токов. Это обусловлено конструктивными особенностями двигателей данного типа: ротор достаточно массивен и имеет большую инерционность, следовательно, когда он раскручивается, мотор работает в режиме перегрузки. Соответственно, двигатель может быстро выйти из строя. Однако если вам нужно подключить к электросети электромотор, произведенный в Европе и рассчитанный на номинальное напряжение 400/690, то это единственно правильный вариант.

Комбинированное подключение

Эту функцию используют только для двигателей с соответствующей пометкой (Δ/Y), которая обозначает, что возможны оба варианта соединения. Запуск осуществляется при подключении звездой для уменьшения пускового тока, затем после набора номинальной частоты вращения переключение на треугольник происходит в автоматическом режиме. Таким образом мы получаем максимально возможную мощность на выходе.

Использование данного способа связано со скачками токов. При переключении между схемами происходит следующее: прекращается подача тока, снижается скорость вращения ротора (иногда достаточно резко), затем восстанавливается изначальная скорость вращения.

Пусковые реле

Для того чтобы запустить электродвигатель согласно схеме «звезда-треугольник», разработано специальное оборудование. Названия могут быть разными: реле «Старт-дельта», «Пусковые реле времени» и т.п., но схема их действия всегда одинакова: после подачи напряжения на реле начинается отсчет времени разгона, включается пускатель «звезда», затем, по окончании времени разгона контакты размыкаются, пускатель выключается, замыкаются контакты, включающие пускатель «треугольник».

Подобные реле производятся в Чехии (CRM-2T, TRS2D), Австрии (РВП-3, D6DS, ВЛ-32М1), Украине (ВЛ-163), Италии (80 series, Finder). Он могут быть модульными, программируемыми, съемными, одно- или многофункциональными, механическими или цифровыми, суточными, недельными – выбор достаточно широк.

Итак, вопрос: как подключить электродвигатель звездой или треугольником — решается достаточно просто. Внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к агрегату, обращая особое внимание на метки на бирке мотора.

Вопросы по двигателю

4.1. Из двигателя выходит 4 провода, куда мне посадить 0?

Сперва нужно точно определить с помощью мультиметра, это нейтраль или заземление. Нейтраль будет прозваниваться со всеми тремя фазными выводами и показывать одинаковые, достаточно низкие сопротивления (единицы-десятки Ом). С корпусом двигателя звониться не должна. Если это заземление, с фазами звониться не будет, а с корпусом будет практически с нулевым сопротивлением. Нейтраль ни в коем случае не подключать никуда, заземление заземлить (ну или оставить неподключенным, если заземлять некуда).

Читать еще:  Что делать если на машине не родной двигатель
4.2. У меня на шильдике двигателя указаны варианты подключения обмоток (Δ/YY), какой тогда мне нужен частотник и как правильно все подключить?

Скорее всего у Вас двух- или многоскоростной двигатель, частоту вращения которого при питании от сети 50Гц можно менять ступенями путем переключения обмоток. Стандартные схемы соединений на разные скорости для этого мотора можно найти в документации на двигатель, на обратной стороне крышки или в интернете.

Частотник может работать с любой из этих конфигураций, но номинальные обороты, напряжения и токи двигателя будут разными. Определитесь, какой диапазон оборотов Вам нужен и от какой сети планируете питаться (однофазной или трехфазной). В зависимости от этого соедините выводы обмоток в клеммной коробке двигателя и выведите 3 провода на частотник. Сам частотник выбирается как обычно, исходя из номинального напряжения и тока получившегося двигателя.

4.3. На моем двигателе нет шильдика и других обозначений. Как мне узнать его характеристики?

Измерьте габаритную высоту двигателя (расстояние от плоскости крепежных лап до оси вала). В интернете можно найти таблицу стандартных асинхронных двигателей, например здесь: http://electronpo.ru/production .

Соедините для начала обмотки двигателя звездой и включите ненадолго в трехфазную сеть. Измерьте обороты и ток холостого хода. С такими габаритами и оборотами в каталоге будет максимум 2…3 модели. Конкретную модель можно определить исходя из тока холостого хода, считая, что он составляет 30…50% номинального для маломощных двигателей (до 2…3кВт) и 20…30% для более мощных. Если ток холостого хода значительно больше или меньше ожидаемого, возможно это двигатель не на 220/380, а на 127/220 или 380/660Вольт. Окончательно делать вывод о правильности определения параметров можно после работы двигателя под предполагаемой номинальной нагрузкой в течение часа. Корпус не должен быть слишком горячим на ощупь.

4.4. У меня есть трехфазный вибратор, могу ли я подключить его к преобразователю частоты?
4.5. Использую мотор для привода транспортера в длительном режиме. Частота 10Гц, ток не превышает номинального для моего двигателя. Однако мотор нагревается так, что обжигает руку. Боюсь, надолго его не хватит, сгорит изоляция. Почему так происходит, и что можно сделать, чтобы уменьшить температуру?

Встроенный вентилятор стандартного общепромышленного мотора рассчитан на длительную работу только на номинальных оборотах, то есть на частоте 50Гц. При снижении оборотов его эффективность снижается, что приводит к перегреву мотора, если он нагружен «по полной» длительное время. Решить Вашу проблему можно четырьмя различными способами:

  1. Поменять мотор на более низкооборотный такого же габарита (пусть даже у него на шильдике будет написана меньшая мощность). Например, сейчас у Вас мотор АИР80 2.2кВт 3000об/мин. Вы его крутите на 10Гц, то есть примерно на 600об/мин. Если ток близок к номинальному, момент на валу тоже считаем номинальным. Реальная мощность, снимаемая с мотора, у Вас сейчас где-то 440Вт, в 5 раз меньше номинальной, потому что мощность – это по сути момент, умноженный на обороты, а они у Вас в 5 раз снижены. Если Вы замените этот двигатель на АИР80 0.55кВт 750об/мин, который подойдет по присоединительным размерам как родной, и запустите его на 40Гц, получите те же 440Вт при 600об/мин на валу, только уже при режиме двигателя, близком к номинальному, то есть с гораздо более высоким КПД и очень низким нагревом.
  2. Добавить понижающую передачу примерно в 4 раза между мотором и механизмом. В простейшем случае ремень с двумя шкивами. Мотор при этом может быть заменен на менее мощный и меньших габаритов, но на те же 3000об/мин.
  3. Организовать мотору принудительный обдув с помощь внешнего независимого вентилятора.
  4. Поставить мотор бОльшего габарита на те же обороты. Но это нерационально, и возникнут проблемы с креплением.

Подключение двигателей к различным видам ПЧ

Рассмотрим схемы включения асинхронных двигателей «звезда» и «треугольник» в контексте их питания от преобразователей частоты. Для начала немного освежим в памяти теорию.

Что такое «звезда» и «треугольник»

Обычно используются асинхронные двигатели с тремя обмотками, которые можно подключить двумя способами — по схеме «звезда» (обозначается символом «Y») или «треугольник» («Δ» или «D»). Схема соединения должна обеспечивать нормальную работу двигателя при имеющемся напряжении питания.

Читать еще:  Как установить двигатель от мотоцикла в машину

Первое, от чего необходимо отталкиваться при выборе схемы — информация на шильдике двигателя. На нем указываются параметры для обеих схем. Наиболее важный параметр — напряжение питания. Напряжение «звезды» в 1,73 раза (точнее в квадратный корень из 3) больше, чем «треугольника». Например, если указано, что напряжение питания двигателя, включенного по схеме «звезда», составляет 380 В, то можно точно сказать, даже не глядя на шильдик, что для включения по схеме «треугольник» необходимо напряжение 220 В. В данном случае напряжение 380 В соответствует линейному напряжению в стандартной сети, и двигатель можно подключать по схеме «звезда» через контактор либо через частотный преобразователь. То же самое справедливо и для случаев, когда напряжение «треугольника», указанное на шильдике, равно 380 В. Тогда, умножая на 1,73, получаем напряжение «звезды» равным 660 В.

Эти два типа двигателей, отличающиеся напряжениями питания (220/380 и 380/660 В), в подавляющем большинстве случаев используются на практике и имеют свои особенности подключения, которые мы рассмотрим ниже.

Классическая схема «звезда» / «треугольник»

При питании «напрямую» от промышленной сети с линейным напряжением 380 В подойдут оба типа двигателей. Нужно лишь убедиться, что схема включения обмоток собрана на нужное напряжение.

Однако на практике для питания в схеме «звезда» / «треугольник» применяют второй тип приводов (380/660 В). Данная схема используется для уменьшения пускового тока мощных двигателей, который может превышать рабочий в несколько раз. Несмотря на то, что этот ток кратковременный, в течение разгона питающая сеть и привод испытывают значительные электрические и механические перегрузки – ведь в первую долю секунды ток двигателя может в 10 раз превышать номинал, плавно снижаясь в процессе разгона.

Схема подключения «звезда» / «треугольник» приведена во многих источниках, поэтому лишь напомним коротко, как она работает.

Чтобы сделать процесс пуска более щадящим, сначала напряжение 380 В подают на обмотки двигателя, включенные по схеме «звезда». Поскольку рабочее напряжение этой схемы должно быть больше (660 В), двигатель работает на пониженной мощности. Через несколько секунд, после того, как привод раскрутится, включается «треугольник», для которого 380 В является рабочим напряжением, и двигатель выходит на номинальную мощность.

Классическую схему мы рассмотрели, а теперь разберём, в каких случаях использовать подключение двигателей в «звезде» и «треугольнике» при питании от преобразователя частоты.

Преобразователи частоты на 220 В

При питании преобразователя частоты от одной фазы (фазное напряжение 220 В) линейное напряжение на его выходе не может быть более 220 В. Поэтому для питания асинхронного двигателя от однофазного ПЧ нужно подключить обмотки привода с напряжениями 380/220 В по схеме «треугольник». Этот же двигатель, подключенный по схеме «звезда», будет работать с пониженной мощностью.

Преобразователи частоты на 380 В

Трехфазные ПЧ являются более универсальными с точки зрения подключения двигателей с разным напряжением питания. Главное – собрать в клеммнике (борно) двигателя схему на напряжение 380 В. Именно этот вариант используется в большинстве частотных преобразователей, работающих в промышленном оборудовании.

ПЧ с возможностью переключения «звезда» / «треугольник»

В некоторых преобразователях, работающих с мощными двигателями, имеется возможность оперативного переключения схемы работы. Это делается с целью расширения диапазона регулировки скорости двигателя вверх от номинальной. Метод основан на том факте, что подключение «звездой» обеспечивает более высокий момент на малой скорости, а подключение «треугольником» — высокую скорость. Можно задавать выходную частоту, на которой происходит переключение, время паузы (задержки) переключения, параметры двигателя для первого и второго режимов.

У частотных преобразователей такого типа имеются выходы для включения соответствующих контакторов, обеспечивающих формирование нужных схем включения.

Настройки ПЧ для схем «звезда» и «треугольник»

Когда выбирается схема подключения, нужно помнить о том, что некоторые параметры в настройках ПЧ чувствительны к выбору вида схемы, например, номинальное напряжение и номинальный ток.

Бывает так, что необходимо подключить двигатель, собранный по схеме «треугольник» на напряжение 220 В, к выходу трехфазного ПЧ, линейное напряжение которого при частоте 50 Гц равно 380 В. Понятно, что в этом случае двигатель нужно включить в «звезду», но иногда этого сделать невозможно.

Выход есть. Необходимо указать номинальную частоту двигателя равной не 50 Гц, как указано на шильдике, а 87 Гц (в 1,73 раза больше). Аналогичным образом нужно задать и максимальную выходную частоту преобразователя. В результате того, что отношение V/F на выходе ПЧ остается неизменным, на частоте 50 Гц напряжение на обмотках двигателя составит как раз 220 В. При этом верхнюю рабочую частоту двигателя необходимо установить на значение 50 Гц.

Читать еще:  Как установить зажигание на газ 402 двигатель

Преимуществом такого подключения является возможность повышения рабочей частоты двигателя выше 50 Гц, при этом вплоть до 87 Гц двигатель не будет терять рабочий момент. В данном случае важно следить за механическим износом системы и за нагревом привода.

Электродвигатель

Share via
Share via
  • LinkedIn
  • Facebook
  • Twitter
  • Messenger
  • WhatsApp
  • Mail

Чтобы преобразовать воздух в сжатый воздух, нужна энергия. Эта энергия поступает в виде электричества, генерируемого электродвигателем. Наиболее распространенным электродвигателем является трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Этот тип двигателя используется во всех видах промышленности. Он является бесшумным и надежным, благодаря чему входит в состав большинства систем, включая компрессоры.

Какие основные компоненты у электродвигателя?

Частота вращения

Эффективность

Класс изоляции

Материал изоляции в обмотке двигателя разделен на классы изоляции в соответствии с IEC 60085, стандартом, опубликованным Международной электротехнической комиссией. Каждый класс обозначается буквой, соответствующей температуре, которая является верхним пределом для области применения изоляции. Если верхний предел превышен на 10 °C в течение продолжительного периода времени, то срок службы изоляции сокращается примерно наполовину.

Максимальная температура обмотки, °С

Температура окружающей среды, °C

Повышение температуры, °C

Запас по тепловыделению, °C

Классы защиты

Классы защиты, согласно IEC 60034-5, определяют, насколько двигатель защищен от контакта и воды. Они указаны в виде букв IP и двух цифр. Первая цифра обозначает защиту от контакта и проникновения твердого предмета. Вторая цифра указывает на защиту от воды.

Например, IP23 означает: (2) защиту от твердых объектов размером более 12 мм, (3) защиту от прямых струй воды под углом до 60° от вертикали. IP 54: (5) защита от пыли, (4) защита от воды, распыленной со всех сторон. IP 55: (5) защита от пыли, (5) защита от струй воды низкого давления со всех сторон.

Методы охлаждения

Методы охлаждения в соответствии с IEC 60034-6 определяют порядок охлаждения двигателя. Они обозначаются буквой IC, за которой следует серия цифр, представляющих тип охлаждения (невентилируемый, самовентилируемый, принудительное охлаждение) и режим охлаждения (внутреннее охлаждение, поверхностное охлаждение, охлаждение по замкнутой схеме, жидкостное охлаждение и т. д.).

Способ установки

Способ установки в соответствии с IEC 60034-7 определяет порядок установки двигателя. Он обозначается буквами IM и четырьмя цифрами. Например, IM 1001 означает: два подшипника, вал со свободными концами и корпус статора с ножками. IM 3001: два подшипника, вал со свободным концом, корпус статора без ножек и большой фланец с простыми фиксирующими отверстиями.

Что такое соединения по схеме звезды и треугольника?

Трехфазный электродвигатель может быть подключен двумя способами: звездой (Y) или треугольником (Δ). Фазы обмотки в трехфазном двигателе обозначены U, V и W (U1-U2; V1-V2; W1-W2). Стандарты в Соединенных Штатах используют обозначения T1, T2, T3, T4, T5, T6. В случае соединения звездой (Y) «концы» фаз обмотки двигателя соединяются вместе, образуя нулевую точку в виде звезды (Y).

Фазное напряжение (фазное напряжение = напряжение сети/√3, например 400 В = 690/√3) будет приложено к обмоткам. Ток Ih в направлении нулевой точки становится фазным током, и, соответственно, через обмотки будет протекать фазный ток If = Ih. В случае схемы треугольника (Δ) выполняется соединение начала и конца разных фаз, которые образуют треугольник (Δ). В результате, на обмотках появляется напряжение сети. Ток Ih в двигателе является током сети, и он будет разделен между обмотками, чтобы обеспечить протекание через них фазового тока, Ih/√3 = If.

Один и тот же двигатель может быть включен на 690 В по схеме звезды или на 400 В по схеме треугольника. В обоих случаях напряжение на обмотках будет составлять 400 В. Ток в двигателе будет ниже при соединении со звездой на 690 В, чем при соединении треугольником на 400 В. Соотношение между уровнями тока равно √3. Например, на табличке двигателя может быть указано 690/400 В. Это означает, что соединение звездой предназначено для более высокого напряжения, а соединение треугольником – для более низкого. Более низкое значение тока, которое также может быть указано на пластине, соответствует соединению по схеме звезды, а более высокое – соединению по схеме треугольника.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector