Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Асинхронный двигатель принцип работы и устройство для чайников

Асинхронный двигатель

Среди устройств, преобразующих электрическую энергию в механическую, несомненным лидером является трехфазный асинхронный двигатель – простой и надежный в эксплуатации агрегат. Благодаря своим качествам, он получил широкое применение в промышленности и других областях, где используются механизмы. Название двигателя связано с основным принципом его работы. У этих устройств магнитное поле статора вращается с частотой, превышающей частоту вращения ротора. Работа агрегата осуществляется от сети переменного тока.

  1. Где применяются
  2. Устройство асинхронного двигателя
  3. Принцип работы
  4. Что такое скольжение

Где применяются

Асинхронные двигатели активно используются во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства. Они потребляют примерно 70% всей энергии, предназначенной для преобразования электричества во вращательное или поступательное движение. Асинхронные двигатели зарекомендовали себя наиболее эффективными в качестве электрической тяги, без которой не обходятся многие технологические операции.

Асинхронные двигатели обладают множеством положительных качеств. Простая конструкция позволяет изготавливать наиболее дешевые и надежные устройства. Минимальные расходы по эксплуатации обеспечиваются отсутствием скользящего узла токосъема, что одновременно повышает и надежность агрегата.

Данный тип электродвигателей может быть трехфазным или однофазным, в зависимости от количества питающих фаз. В случае необходимости и при соблюдении определенных условий, трехфазный агрегат может питаться и работать от однофазной сети. Эти устройства применяются не только в промышленности, но и в бытовых условиях, а также на садовых участках или домашних мастерских. Однофазные двигатели обеспечивают работу и вращение вентиляторов, стиральных машин, небольших станков, водяных насосов и электроинструмента.

Для нормального действия асинхронного агрегата необходимо выбирать наиболее рациональную схему управления. Трехфазный двигатель будет работать в однофазном режиме при условии правильного расчета конденсаторов, выбора типа и сечения проводов, аппаратуры защиты и управления.

Устройство асинхронного двигателя

Понятие асинхронный означает не совпадающий по времени, неодновременный. В связи с этим, ротор такого двигателя вращается с частотой, меньшей чем частота вращения электромагнитного поля статора.

Подобное отставание называется скольжением и обозначается символом S в формуле, применяемой для расчетов:

  • S = (n1 – n2)/n1 – 100%, где n1 является синхронной частотой магнитного поля статора, а n2 – частотой вращения вала.

Конструктивно, стандартный асинхронный электродвигатель включает в себя следующие элементы и детали:

  • Статор с обмотками. Эту функцию также может выполнять станина, внутри которой помещается статор с обмотками.
  • Короткозамкнутый ротор. Если используется фазный – он может называться якорем или коллектором.
  • Подшипники различного типа – качения или скольжения. На двигателях повышенной мощности в передней части установлены крышки для подшипников с уплотнениями.
  • Металлический или пластмассовый охлаждающий вентилятор, помещенный в кожух с прорезями для подачи воздуха.
  • Подключение кабелей осуществляется с помощью клеммной коробки.

Данные конструктивные элементы могут незначительно изменяться, в зависимости от модификации электродвигателя.

Как уже отмечалось, асинхронные двигатели бывают трехфазными или однофазными. Первый вариант, в свою очередь, выпускается с короткозамкнутым или фазным ротором. Наибольшее распространение получили трехфазные асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, поэтому их следует рассмотреть более подробно.

Статор обладает круглой формой и собирается из специальных стальных листов, изолированных между собой. В результате, конструктивно образуется сердечник с пазами, в которые укладываются обмотки. Для этих целей используется обмоточный медный провод, изолированный лаком. В мощных агрегатах обмотки делаются в виде шины. При укладке они сдвигаются между собой на 120 градусов. Соединение осуществляется по схеме звезды или треугольника.

Конструкция самого короткозамкнутого ротора изготавливается в виде вала с надетыми на него стальными листами. Этот набор листов образует сердечник с пазами, заливаемые расплавленным алюминием. Равномерно растекаясь по пазам, алюминий образует стержни, края которых замыкают алюминиевые кольца.

Фазный ротор состоит из вала с сердечником и трех обмоток. С одного конца они соединяются звездой, а с другого – соединяются с токосъемными кольцами, на которые с помощью щеток подается электрический ток. Во время запуска образуется большой пусковой ток асинхронного двигателя. Его можно уменьшить путем добавления к фазным обмоткам нагрузочного реостата.

Принцип работы

Устройство и конструктивные особенности асинхронного двигателя определяют и принцип действия данного агрегата. Когда на обмотку статора подается напряжение, в ней образуется магнитное поле. Такая подача напряжения приводит к изменениям магнитного потока и всего магнитного поля статора. Измененные магнитные потоки поступают к ротору, приводят его в действие, после чего он начинает вращаться. Для того чтобы статор и ротор работали асинхронно, требуется, чтобы значения напряжения и магнитного потока были равны переменному току, используемому в качестве источника питания.

Сам двигатель работает следующим образом:

  • Вращающееся магнитное поле воздействует на короткозамкнутую обмотку, специально приспособленную для вращения.
  • Поле пересекает проводники роторной обмотки, индуктируя в них электродвижущую силу.
  • Под воздействием силы в проводниках ротора начнется течение электрического тока, взаимодействующего с вращающимся магнитным полем. Это приводит к появлению электромагнитных сил, воздействующих на обмотку ротора.
  • В сумме, действия приложенных сил вызывают появление вращающего момента, приводящего во вращение ротор в направлении магнитного поля.

Величина индуктированной ЭДС зависит от частоты пересечения проводников вращающимся магнитным полем. То есть, чем выше разница между n1 и n2, тем больше будет величина ЭДС. Ротор будет вращаться с частотой n2, которая всегда будет отставать от синхронной частоты поля статора n1. Эта разница между обеими частотами и будет частотой скольжения ∆n= n1- n2. Данное неравенство является необходимым условием появления электромагнитного вращающегося момента в асинхронном двигателе. Поэтому агрегат так и называется, поскольку вращение ротора происходит несинхронно с полем статора.

Что такое скольжение

Понятие скольжения представляет собой отношение частоты вращения к частоте поля. Данная величина S берется в процентном отношении от частоты вращения магнитного поля. В соответствии с формулой, рассмотренной ранее, частота вращения ротора, определяемая с помощью скольжения составит: n2 = n1 x (1 – S).

Ротор асинхронного двигателя вращается в том же направлении, что и его магнитное поле. В свою очередь, направление вращения поля зависит от последовательности фаз трехфазной сети. Изменить направление вращения ротора возможно за счет изменения направления вращения поля, создаваемого статором. В этом случае изменяется порядок поступления импульсов тока к отдельным обмоткам. В случае необходимости может быть задано вращение по часовой или против часовой стрелки.

Важным моментом считается пуск асинхронного двигателя, при котором происходит пересечение обмотки ротора вращающимся магнитным полем. В результате, индуктируется большая ЭДС, создающая высокий пусковой ток. Подобное состояние компенсируется специальной нагрузкой, снижающей скорость вращения ротора.

Синхронный и асинхронный двигатель

Работа асинхронного двигателя в генераторном режиме

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором схема

Принцип работы частотного преобразователя для асинхронного двигателя

Асинхронный электродвигатель: устройство, принцип работы, виды

Одним из наиболее распространенных типов электрических машин в мире является асинхронный электродвигатель. За счет высокой надежности и неприхотливости в работе такие агрегаты получили широкое распространение в самых различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, они помогают решать бытовые и общепроизводственные задачи любой сложности. Поэтому в данной статье мы детально рассмотрим особенности асинхронных двигателей.

Устройство

Конструктивно простейшая асинхронная машина представляет собой рамку, вращающуюся в переменном магнитном поле. Однако на практике данная модель носит скорее ознакомительный характер и практического применения в промышленности не имеет. Поэтому на рисунке 1 ниже мы рассмотрим устройство действующей модели асинхронного электродвигателя.

Рис. 1. Устройство асинхронного электродвигателя

Весь двигатель располагается в корпусе станины 7, ее основная задача состоит в обеспечении достаточной механической прочности, способной выдерживать достаточные усилия. Поэтому чем выше мощность агрегата, тем большей прочностью должна обладать станина и корпус.

Внутрь корпуса устанавливается сердечник статора 3, выступающий в роли магнитного проводника для силовых линий рабочего поля. С целью уменьшения потерь в стали магнитопровод выполняется наборным из шихтованных листов, однако в ряде моделей применяется и монолитный вариант.

В пазы сердечника статора укладывается обмотка 2, предназначенная для пропуска электрического тока и формирования ЭДС. Число обмоток будет зависеть от количества пар полюсов на каждую фазу. Также в части уложенных обмоток электродвигатели подразделяются на:

  • трехфазные;
  • двухфазные;
  • однофазные.

Внутри статора располагается подвижный элемент – ротор 6. По конструкции ротор может быть короткозамкнутым или фазным, на рисунке приведен первый вариант. В состав ротора входит сердечник 5, также набранный из шихтованной стали и беличья клетка 4. Вся конструкция насажена на металлический вал 1, передающий вращение и механическое усилие.

Принцип работы

Заключается в формировании электромагнитного поля вокруг проводника, по которому протекает электрический ток. Для асинхронного электродвигателя данный процесс начинается сразу после подачи напряжения на обмотки статора, после чего в роторе наводится ЭДС взаимоиндукции, индуцирующей вихревые токи в металлическом каркасе. Наличие вихревых токов обуславливает генерацию собственной ЭДС, которая формирует электромагнитное поле ротора. Наиболее эффективный КПД асинхронной электрической машины получается при работе от трехфазной сети.

Читать еще:  Высокие обороты двигателя на холостом ходу ниссан санни

Конструктивно обмотки статора имеют смещение в пространстве друг относительно друга на 120°, что показано на рисунке 2 ниже:

Рис. 2. Геометрическое смещение фаз в статоре

Такой прием позволяет отстроить магнитное поле рабочих обмоток в строгом соответствии с напряжением трехфазной сети, которое имеет аналогичную разность кривых электрической величины.

Рис. 3. Принцип формирования магнитного потока асинхронного двигателя

На рисунке 3 выше все три фазы изображены в разных цветах для упрощения понимания процесса, также здесь изображена кривая токов, протекающих в фазах асинхронного электродвигателя. Теперь рассмотрим физические процессы в обмотках двигателя для трех позиций показанных на рисунке:

  • I – в этой позиции максимальный ток протекает в красной обмотке электродвигателя, а значение силы тока в желтой и синей равны. Основной поток силовых линий формируется красной фазой, а два других дополняют его.
  • II – в данной точке желтая синусоида равна нулю, поэтому никакого потока не создает, а сила тока красной и синей равны. Поток формируется сразу двумя фазами и смещается по часовой стрелке вправо, совершая поворот.
  • III – третья точка характеризуется максимумом токовой нагрузки для синей кривой, а красная и желтая имеет равную амплитуду, но противоположную по направлению. В результате чего максимум магнитных линий южного и северного полюса сместиться еще на 30°.

По данному принципу магнитное поле статора вращается в асинхронной электрической машине в течении периода. За счет магнитного взаимодействия с полем статора асинхронного электродвигателя происходит поступательное движение ротора вокруг своей оси. Можно сказать, что ротор пытается догнать поле статора. Именно за счет разницы во вращении полей данный тип электрической машины получил название асинхронной.

Отличие от синхронного двигателя

Наряду с простыми асинхронными электрическими машинами в промышленности также используются и синхронные агрегаты. Основным отличием синхронного двигателя является наличие вспомогательной обмотки на роторе, предназначенной для создания постоянного магнитного потока, что показано на рисунке 4 ниже.

Рис. 4. Отличие асинхронного от синхронного электродвигателя

Эта обмотка создает магнитный поток, не зависящий от наличия электродвижущей силы в обмотках статора электродвигателя. Поэтому при возбуждении синхронного электродвигателя его вал начинает вращаться одновременно с полем статора. В отличии от асинхронного типа, где существует разница в движении, которая физически выражается как скольжение и рассчитывается по формуле:

где s – это величина скольжения, измеряемая в процентах, n1 – частота, с которой вращается поле статора, n2 – частота, с которой вращается ротор.

Синхронные электродвигатели применяются в тех устройствах, где важно соблюдать высокую точность синхронизации подачи питания и начала движения. Также они обеспечивают сохранение рабочих характеристик в момент пуска.

На практике существует огромное количество разновидностей асинхронных электродвигателей, отличающихся как сферой применения, так и мощностью согласно ГОСТ 12139-84 . В связи с тем, что все вариации перечислить невозможно, мы рассмотрим наиболее значимые критерии, по которым асинхронные аппараты разделяются на виды.

По количеству питающих фаз выделяют:

  • трехфазные – используются в сетях, где есть возможность подключиться сразу ко всем фазам, но в частных случаях могут запускаться и в однофазной сети;
  • двухфазные – применяются во многих бытовых приборах, состоят из двух рабочих обмоток, одна из которых питается напряжением сети, а вторая подключается через фазосдвигающий конденсатор.
  • однофазные – как и предыдущая модель содержат две обмотки, одна из которых рабочая, а вторая пусковая.

По типу ротора различают:

  • с короткозамкнутым ротором – имеет тяжелый пуск, но и меньшую стоимость;
  • с фазным ротором – на роторе устанавливается вспомогательная обмотка, делающая работу электродвигателя более плавной.

Рисунок 5: асинхронный двигатель с короткозамкнутым и с фазным ротором

По способу подачи питания:

  • статорные – классические модели, в которых рабочие обмотки устанавливают на статор;
  • роторные – рабочие обмотки помещаются на вращающемся элементе, широкое применение на практике получили асинхронные двигатели Шраге-Рихтера.

Способы пуска и схемы подключения

Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором обладает низкой себестоимостью, большими пусковыми токами и низким усилием на старте. Поэтому для различных целей могут применять различные способы пуска, снижающие бросок тока в обмотках и улучшающие рабочие характеристики:

  • прямой – напряжение на электродвигатель подается через пускатели или контакторы;
  • переключение схемы соединения обмоток электродвигателя со звезды на треугольник;
  • понижение напряжения;
  • плавный пуск;
  • изменение частоты питающего напряжения.

Однофазного асинхронного двигателя.

Для асинхронного однофазного электродвигателя могут использоваться три основных способа пуска:

  • С расщеплением полюсов – используется в электродвигателях особой конструкции, но недостатком методы является постоянная потеря мощности.

  • С конденсаторным пуском – вводит пусковой конденсатор в момент запуска асинхронного двигателя и убирает его со схемы через несколько секунд после начала работы. Обладает максимальным вращательным моментом.
  • С резисторным пуском электродвигателя – обеспечивает начальный сдвиг между векторами ЭДС обмоток для скольжения в асинхронной машине.

Трехфазного асинхронного двигателя.

Трехфазные асинхронные агрегаты могут подключаться такими способами:

  • Напрямую в цепь через пускатель или контактор, что обеспечивает простоту процесса, но формирует максимальные токи. Этот способ не подходит в случае больших механических нагрузок на вал.
  • Переключением схемы со звезды на треугольник – применяется для снижения токов в обмотках электродвигателя за счет уменьшения питающего напряжения с линейного на фазное.
  • Путем подключения через преобразователь напряжения, реостаты или автотрансформатор для снижения разности потенциалов. Также используется изменение числа пар полюсов, частоты питающего напряжения и прочие.

Помимо этого трехфазные асинхронные двигатели могут использовать прямую и реверсивную схему включения в цепь. Первый вариант применяется только для вращения вала электродвигателя в одном направлении. В реверсивной схеме можно переключать движение рабочего органа в прямом и обратном направлении.

Рис. 9: прямая схема без возможности реверсирования

Рассмотрим нереверсивную схему пуска асинхронного электродвигателя (рисунок 9). Здесь, через трехполюсный автомат QF1 питание подается на пускатель KM1. При нажатии кнопки SB2 произойдет подача напряжения на обмотки электродвигателя, его остановка осуществляется кнопкой SB1. Тепловое реле KK1 применяется для контроля температуры нагрева, а лампочка HL1 сигнализирует о включенном состоянии контактора.

Рисунок 10: схема прямого включения с реверсом

Реверсивная схема (смотрите рисунок 10) устроена аналогичным образом, но в ней используются два пускателя KM1 и KM2. Прямое включение асинхронного электродвигателя производиться кнопкой SB2, а обратное SB3.

Применение

Область применения асинхронных электродвигателей охватывает достаточно большой сегмент хозяйственной деятельности человека. Поэтому их можно встретить в различных типах станочного оборудования – токарных, шлифовальных, фрезерных, прокатных и т.д. В работе грузоподъемных кранов, талей, тельферов и прочих механизмов.

Их используют для лифтов, горнодобывающей техники, землеройного оборудования, эскалаторов, конвейеров. В быту их можно встретить в вентиляторах, микроволновках, хлебопечках и прочих вспомогательных устройствах. Такая популярность асинхронных электродвигателей обусловлена их весомыми преимуществами.

Преимущества и недостатки

К преимуществам асинхронных электродвигателей, в сравнении с другими типами электрических машин следует отнести:

  • Относительно меньшая стоимость, в сравнении с другими типами электродвигателей, за счет простоты конструкции;
  • Высокая степень надежности, благодаря отсутствию вспомогательных элементов редко выходят со строя;
  • Способны выносить кратковременные перегрузки;
  • Могут включаться в цепь напрямую без использования дополнительного оборудования;
  • Низкие затраты на содержание в ходе эксплуатации.

Основными недостатками асинхронного электродвигателя являются относительно большие пусковые токи и слабый пусковой момент, что в определенной степени ограничивает сферу прямого включения. Также асинхронные электродвигатели обладают низким коэффициентом мощности и сильно зависят от параметров питающего напряжения.

Видео по теме

Асинхронный двигатель

Асинхронные двигатели представляют собой наиболее надежный и дешевый электрический двигатель по себестоимости, в сравнении с остальными электрическими машинами, в том числе и с машинами переменного тока.

Устройство асинхронного двигателя

Конструкция АД включает две главных основные части, это: неподвижный статор и вращающийся в нем – ротор. Между ними существует, разделяющий их воздушный зазор. И ротор, и статор имеют обмотку. Обмотка статора двигателя подключается к электрической сети переменного напряжения и считается первичной. Обмотка ротора считается вторичной, так получает электроэнергию от статора за счет создаваемого магнитного потока.

Корпус статора, который является одновременно корпусом всего электродвигателя, состоит из запрессованного в него сердечника, в его пазы укладываются, изолированные друг от друга электротехническим лаком, проводники обмотки. Его обмотка подразделяется на секции, соединяемые в катушки, составляющих фазы двигателя к которым подключены фазы электросети.

Читать еще:  В чем отличие двигателей д 240 от 245

Конструкция ротора АД включает вал и сердечник, набранный из пластин электротехнической стали, с симметрично расположенными пазами для укладки проводников обмотки. Вал предназначен для передачи крутящего момента от вала двигателя к приводному механизму.

По конструктивным особенностям ротора, электродвигатели подразделяются на двигатель с короткозамкнутым или фазным ротором.

Короткозамкнутый ротор состоит из алюминиевых стержней, которые расположены в сердечнике и замкнуты на торцах кольцами так называемое беличье колесо. В двигателях высокой мощности, до 400 кВт, пазы между пластинами ротора и шихтованным сердечником залиты алюминием под высоким давлением, благодаря чему создается повышенная прочность.

Фазный ротор АД включает некоторое число катушек от 3, 6, 9 и т. д., в зависимости от количества пар полюсов. Катушки сдвинуты на угол 120о, 60о и т. д. по отношению друг к другу. Количество пар полюсов ротора должны соответствовать количеству пар полюсов статора. Обмотки фазного ротора соединены в «звезду», концы, которой выводят к контактным токосъемным кольцам, соединенным с помощью щеточного механизма пусковым реостатом.

Принцип работы

При подаче на трехобмоточный статор двигателя трехфазного напряжения от электрической сети переменного тока, происходит возбуждение магнитного поля, оно вращается со скоростью большей, чем скорость, с которой вращается ротор, в (n2

На основании вышеприведенных признаков подразумеваются следующие режимы работы, всего их 9:

  • Продолжительный или длительный режим с постоянной нагрузкой– S1;
  • Кратковременный, с полной нагрузкой – в течение заданного времени – S2;
  • Периодический кратковременный – в течение определенного по времени чередующимися периодами с полной нагрузкой – S3;
  • Режим с длительным периодом пуска, с определенными циклами работы в течение заданного периода времени– S4;
  • С быстрым торможением при помощи электрического способа – S5;
  • С кратковременной полной величиной нагрузки, режим включает циклы с полной токовой нагрузкой и холостым ходом – S6;
  • Режим с торможением электрическим способом, в течение длительного непрерывного периода работы – S7;
  • С изменением величины токовой нагрузки и значения скорости вращения, происходящими одновременно, с различными по протяженности периодами и с разной частотой вращения двигателя – S8;
  • Изменение скорости вращения нагрузки, происходящее в неопределенные периоды времени, изменение величины токовой нагрузки и скорости вращения соответственно рабочему диапазону – S9.

Основные параметры – это: напряжение по номинальному пределу, частота, ток номинальный, мощность на валу двигателя, количество оборотов вращения вала, КПД (коэффициент полезного действия), коэффициент мощности. При соединении обмоток электродвигателя в треугольник или звезду дается параметр их напряжения и тока при обоих этих соединениях.

При пуске АД на полное значение напряжения создается высокий пусковой ток, в это время значение пускового момента невелико, для его увеличения применяется повышение активного сопротивления вторичной цепи.

Режимы торможения

Асинхронный двигатель имеет три режима торможения.

  • Во время торможения происходит отдача электрической энергии в сеть, характеризуется тем, что скорость вращения ротора выше скорости магнитного поля;
  • Противовключение, этот режим возникает за счет увеличения статического момента или при переключении обмоток статора для другого направления вращения;
  • Динамическое торможение, наведенная ЭДС создает ток, который взаимодействуя с полем, создает тормозной момент.

Основные типы асинхронных двигателей

Кроме подразделения по признаку, разделяющему двигатели в зависимости от устройства ротора на короткозамкнутый или фазный, электродвигатели делятся по конструктивным признакам, базового и модифицированного изготовления.

В базовое исполнение входят электродвигатели монтажного IM1001 (1081) или климатического УЗ, для работы в режиме S1 исполнения, с требуемыми стандартами по ГОСТ.

В модифицированном исполнении присутствуют некоторые конструктивные отличия, соответствующие особенностям монтажа, усиленной степени защиты, характерному климатическому исполнению, предназначенные для использования в определенном регионе.

Асинхронные двигатели высокой мощности со степенью защиты, характерной для закрытого электродвигателя от попадания влаги и брызг, IP23 — 4 А, 5 А.

Взрывозащищенные двигатели, используемые для предприятий первой категории по электробезопасности.

АД специального предназначения используются в узкоспециализированном профиле, например, для лифтов, подъемных механизмов, транспорта.

Энергоэффективные асинхронные электродвигатели

Изготовление двигателей для специальных и строго определенных условий эксплуатации положительно сказывается на энергосбережении, это позволяет адаптировать электродвигатель к определенному электроприводу, что позволяет достичь наибольшего коэффициента экономической эффективности при эксплуатации. Проектирование асинхронного электродвигателя к регулируемому электроприводу обеспечивает эффективное энергосбережение.

Энергоэффективность достигается за счет увеличения длины сердечника статора без изменения величины и геометрии поперечного сечения, а также за счет уменьшения количества витков статорной обмотки для электропривода с возможностью регулирования. В результате получается значительное энергосбережение.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.

Российские университеты продолжают выступать на защите проектов по программе «Приоритет 2030»

Продолжается работа Комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по отбору участников программы «Приоритет 2030». В пятницу на защиту своих программ вышли 19 университетов страны.

Первым выступил Поволжский государственный технологический университет — вуз, от которого ждут высокотехнологичных решений не только на уровне системы высшего образования, но и на обывательском. Особенность русской души такова, что без природы и значительной ее части — лесов самоидентификация включается не сразу. А когда лес начинает гореть или страдать от нашествия вредоносных насекомых, веского слова ученых и новых решений в спасении лесов ждут все.

«Россия по территории — масштабная страна. Кажется, климат почти не изменился, а он (на самом деле ареал распространения вредителей, того же сибирского шелкопряда) четко смещается на север. И сейчас для спасения лесов приходится реализовывать те меры, которые еще сорок лет назад в этой местности были не нужны. Поэтому важно поддержать сейчас науку и дать возможность ученым спрогнозировать, что будет дальше, чтобы быть максимально готовыми и научно, и технологически, и кадровым составом к защите российского леса», — отмечает президент Российского общества лесоводов Евгений Романов.

Уральский государственный университет путей сообщения — один из немногих профильных вузов, где готовят специалистов для работы в системе железнодорожного сообщения, и здесь же, в рамках университета, ведут серьезные исследования, результат которых потом ощутит на себе каждый выбравший путешествие на поезде. Чтобы развивать в будущем железнодорожный транспорт, безусловно, необходимо обеспечивать общесетевое развитие продукции железнодорожного машиностроения. А для этого нужны кадры, которые будут осуществлять его разработку, техническую эксплуатацию, идти в ногу со временем.

По словам руководителя федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Игоря Коваля, железнодорожному машиностроению есть куда двигаться не только в части прокладки новых рельсов. «Для того чтобы поезд ехал, ему нужен асинхронный двигатель. Для того чтобы он ехал правильно, нужно модернизировать инфраструктуру, по которой он едет, использовать инновационные материалы и разработки с точки зрения увеличения скорости передвижения поездов. Использование инновационного подвижного состава, который перевозил бы большее количество груза с теми же операционными затратами, и т. д.», — привел он примеры того, насколько сегодня зависит стандартное движение поездного состава от работы исследователей. И если немного заглянуть в будущее, то высокоскоростной поезд Петербург — Москва, решающий за 2,5 часа вопрос транспортировки пассажиров из одной столицы в другую, — это тоже результат работы ученых, исследователей, тех новых кадров, которые готовит вуз.

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) — крупнейший и один из самых влиятельных юридических вузов страны — тоже представил свою программу развития. По словам ректора Виктора Блажеева, юридическому вузу есть куда расти и развиваться, особенно с учетом грядущих изменений в российском законодательстве.

«Создавая юриста будущего, мы должны реализовать стратегические проекты по экоправу, биоправу, геоправу, киберправу и ряду других направлений, которые обращены в грядущее. Наша первостепенная задача — подготовить таких юристов, которые смогут эффективно работать в этих сферах уже через несколько лет. Но это не отменяет качественную фундаментальную подготовку, поскольку вышеупомянутые направления — это надстройка на сильной базе, без которой внедрение инновационной юриспруденции не представляется возможным», — отметил Виктор Блажеев.

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» к 2030 году планирует стать проектным университетом, отвечающим за инновационное развитие станкоинструментальной промышленности и цифровую трансформацию всего машиностроения.

«Будем готовить инженерные команды, которые смогут проводить цифровую трансформацию на производствах. Студенты уже сейчас занимаются практическими вопросами цифровизации и повышения эффективности процессов, разработки нового оборудования и технологий», — отмечает и. о ректора Владимир Серебренный.

Читать еще:  Ваз 2107 инжектор в двигателе что то стучит

О серьезности намерений трансформировать отрасль машиностроения говорит и тот факт, что в последние несколько лет команды студентов «СТАНКИНа» победили в российском чемпионате WorldSkills в номинации «Технологическое предпринимательство» и одержали 6 побед в «Цифровом прорыве».

Первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Николай Великдань отмечает, что регион входит в пятерку субъектов страны по развитию сельского хозяйства, и поэтому в субъекте заинтересованы в том, чтобы регион получал компетентные кадры сельскохозяйственной направленности. Ректор Ставропольского государственного аграрного университета Александр Трухачев делает ставку в развитии вуза на геномику и биологизацию селекции животных и растений. «Мы должны выпускать к 2030 году специалистов, которые придут в высокотехнологичное сельское хозяйство и смогут его развивать с учетом вызовов времени», — отмечает он.

На развитие Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина рассчитывают в Правительстве Краснодарского края. Замглавы региона Андрей Коробка отмечает, что сельскохозяйственная отрасль не просто ведущая, а во многом определяющая экономику Кубани. А это означает прямую заинтересованность в кадрах, новейших технологиях и стабильном взаимодействии вуза и региона.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России — единственный профильный вуз, спасающий детей, у которых во время внутриутробного развития была выявлена сердечная патология. Здесь же этих младенцев оперируют в первые часы и дни после рождения и продолжают наблюдать в стационаре.

По словам ректора Дмитрия Иванова, чтобы дать миру высококлассного детского кардиохирурга, шести лет обучения маловато. Нужно еще столько же, прежде чем врач сможет оперировать того, кто увидел свет полчаса назад. Поэтому на участие в программе «Приоритет 2030» особые надежды в части развития уникальных лабораторий и образовательных компетенций будущих спасателей нового поколения.

Министр здравоохранения Республики Башкортостан Максим Забелин приехал в составе делегации защищать проект развития Башкирского государственного медицинского университета. К 2030 году в Башкирии ждут от вуза новых современных биотехнологических решений не только в области офтальмологии, но и в части развития медицинского туризма. Последнее — результат деятельности высококлассных специалистов, которых готовят из числа иностранных студентов в вузе. Ребята, получив образование и вернувшись на родину, становятся главным рупором достижений медицины. «Республика исконно является центром притяжения, центром Евразии, как географическим, так и по различным направлениям. Вуз входит в систему европейского НОЦ. Это тоже позволит нам осуществлять интеграцию смежных наук», — считает Максим Забелин.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации готовит свыше двухсот тысяч студентов ежегодно и может похвастаться тем, что это один из самых востребованных вузов страны: именно сюда на разные образовательные треки приходят состоявшиеся специалисты во второй, третий, а то и пятый раз, в зависимости от карьеры и амбиций.

«Ключевая задача — указ президента о подготовке кадров для всех секторов экономики, бизнеса и некоммерческого сектора. Мы должны быть привлекательными для взрослых и тех, кто видит в образовании не просто этап взросления, как это бывает на программах бакалавриата, а инвестицию в свое развитие», — подчеркнул ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова — кузница кадров для всей Кабардино-Балкарской Республики. По словам и.о.ректора Юрия Альтудова, на протяжении десятилетий вуз отвечает на вызовы времени и стабильно дает классическое образование тысячам молодых людей из Республики и соседних регионов.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова представляет научные интересы сразу пяти субъектов страны и планирует вести научную деятельность на Северо-Востоке, включая сложные климатические, в том числе арктические, зоны. «Для решения задачи формирования кадров нового формата, создания новых технологий для устойчивого развития Севера мы выбрали три направления: экономику, общество и природу. Для этого будут создаваться определенные условия: финансовые, жилищные, исследовательские, образовательные. Наша программа развития тесно взаимодействует с такими проектами, как „Связность территорий“, „Новая энергетика“, „Зеленые технологии“, „Сохранение культуры Дальнего Востока“ и др.», — рассказал ректор СВФУ им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев.

Вместе с Правительством Архангельской области Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова уже создал несколько научных коллабораций для укрепления системы образования в регионе. По словам заместителя председателя Правительства Архангельской области Виктора Иконникова, стратегическая программа развития университета совпадает с теми задачами, которые стоят сегодня перед регионом. Примеры тандема власти и науки уже есть сейчас: как только в субъекте было заявлено о старте добычи природных алмазов, университет открыл направление по подготовке специалистов этого профиля.

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) в рамках новой программы развития сосредоточится на пяти стратегических проектах. Они обеспечат вклад как в научно-технологическое развитие Северо-Кавказского федерального округа, так и в развитие социальной сферы. «С учетом перспектив специализации округа и университетского задела будет реализован ряд инновационных междисциплинарных научно-технологических проектов. В результате мы получим новую линейку продуктов для персонализированного питания и здорового долголетия, экологичные средства защиты растений нового поколения. Будут внедрены роботизированные и цифровые технологии в АПК. В области биомедицины разработаны соединения с высокой противоопухолевой активностью и новые материалы для имплантации», — отметил ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.

Иркутский национальный исследовательский технический университет делает ставку на два стратегических проекта: первый проект i.GeoDesign направлен на изменение принципов формирования горно-геологической отрасли за счет разработок университета в умной цифровой геологии, беспилотников в геологоразведке, а второй проект Digital Industrial Technologies направлен на разработку передовых производственных технологий и подготовку квалифицированных кадров для промышленности России в таких отраслях, как авиамашиностроение, энергетика и строительство.

«Более 40 % выпускников вуза уже трудоустроены в компаниях из списка Forbes Global 2000», — отмечает ректор Михаил Корняков.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) продолжит и в будущем готовить высококвалифицированные кадры для транспортной и автомобильной отрасли России и ближнего зарубежья. Сегодня опыт вуза востребован в странах СНГ, каждый десятый студент — иностранец. По словам и. о. ректора Дмитрия Ефименко, МАДИ в развитии до 2030 года сделает ставку на развитие интеллектуальных транспортных систем. Не останутся без внимания и новые технологии дорожного строительства и материалов.

Среди участников конкурса и главный строительный вуз страны — Московский государственный строительный университет, возглавивший консорциум строительных вузов России. «Перед нами стоит важнейшая задача, связанная с исследованиями развития инфраструктуры, человеческого капитала, коллаборацией с другими университетами, в том числе международными. Ученые нашего университета создали и продолжают создавать большинство научных школ в области строительства, которые получили признание не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами.

Трансформация университета в рамках участия в „Приоритете 2030“ предусматривает реализацию целого комплекса стратегических проектов, направленных на инновационное, социальное, инфраструктурное развитие. Этот фактор определил необходимость создания консорциума, поддержанного Минстроем России», — рассказал ректор МГСУ Павел Акимов.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского должен стать научной инновационной платформой для повышения производительности труда в основных отраслях республики Крым. «Житница и здравница страны должна получить к сельскохозяйственной и оздоровительной составляющей социокультурное наполнение. Геномика, биотехнологии и технологии искусственного интеллекта — это то, что даст рост нашему университету», — рассказывает о перспективах образования ректор КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев.

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ) уже успел внести немалый вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией. Научная разработка вуза — беспилотное устройство по передаче лекарственных препаратов — с успехом была задействована в одной из столичных клиник. «Бесконтактно и удобно» — так оценили работу исследователей врачи. Но для того, чтобы продолжать развитие микроэлектроники, нужно наращивать силу вуза и стремиться к уровню международных площадок, уверен ректор Владимир Беспалов.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Василия Шпака, необходимо держать перед глазами опыт зарубежных вузов, которые уже получили мировое признание в части микроэлектроники и электронных технологий, но ставить более амбициозные задачи. «Нам нужен рывок в новых технологиях, мы должны не догонять, а опережать», — резюмировал замминистра.

Об одном из стратегических проектов Тихоокеанского государственного университета специально для Минобрнауки России рассказал член-корреспондент РАН Борис Воронов. Он уверен, что «Амурский проект», представленный вузом, а также включенные в проект аспекты регламентации природопользования должны получить федеральную поддержку. По словам заслуженного эколога Российской Федерации, научное взаимодействие РАН и Тихоокеанского университета в первую очередь должно быть обеспечено кадровым составом, поэтому вузу предстоит серьезная работа по подготовке нового поколения специалистов — высокопрофессиональных и влюбленных в природу родного края.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector