Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности вождения зимой на разных трансмиссиях

Зимнее вождение: разбор в деталях

Зимнее вождение значительно отличается от управления автомобилем в теплое время года. Тут даже никто спорить не станет, это очевидно. Поэтому задачей этой статьи будет не столько освещение простых истин, которым учат новичков в автошколе, сколько попытка собрать в одном месте большую часть правил и советов относительно особенностей вождения в осенне-зимний период.

Езда зимой различна для разных типов трансмиссий и приводов, поэтому мы рассмотрим отдельно особенности управления автомобилями с автоматической и механической КПП, а также вариатором. Узнаем основные правила вождения зимой на переднем, заднем и полном приводе. К тому же, думаю, стоит упомянуть о нюансах буксировки прицепа по скользкой дороге.

Быстрая навигация по статье

Небольшое отступление от темы

Общеизвестно, что каждый запуск двигателя в мороз равен 800-1000 км пробега. То же самое относится и к другим узлам и агрегатам автомобиля: низкие температуры губительно влияют на ресурс всех деталей. Поэтому если вы хотите свести к минимуму износ в холодное время года, стоит основательно подготовить машину к зиме.

Во-первых, однозначно необходимо убедиться, что в двигатель залито хорошее моторное масло, обладающее приемлемой вязкостью при низких температурах — так вы облегчите стартеру запуск силового агрегата. Во-вторых, если давно не менялись свечи, то самое время их заменить, пока не пришли морозы. В-третьих, нужен исправный аккумулятор — иначе как стартер будет крутить замерзший двигатель? В-четвертых, проверьте, что у вас в бачке охлаждающей жидкости: если вода, то замените ее на антифриз. Ну и в-пятых, не забудьте поменять в бачке омывателя воду на «антизамерзайку». Да, кстати, не помешает обзавестись проводами для «прикуривания», лопаткой и буксировочным тросом (если его у вас до сих пор нет) — на всякий случай. Про щетку-скребок я даже не говорю — это само собой разумеется.

Далее, перед запуском двигателя в мороз желательно дать небольшую нагрузку аккумулятору — чтобы немного его «оживить». Для этого достаточно на 5-10 секунд включить габариты. Потребляют они немного, поэтому вряд ли этим вы посадите батарею.

Не «крутите» стартер долго. Достаточно 3-4 оборотов. Если сразу не завелась машина, нет смысла крутить мотор долго — только «убиваете» стартер и «садите» аккумулятор. Не завелась, выключайте зажигание. Дайте 10 сек. отдыха и пробуйте снова. Обычно после этого автомобиль заводится сразу. Проверено. Если, конечно, свечи в порядке и вообще вся система подачи топлива работает исправно.

Но что-то мы отвлеклись от темы. Итак, двигатель заведен, пора отправляться в путь. Но перед началом движения рекомендуем поочередно перебрать на КПП все положения, задерживаясь на каждом секунд по пять. Этим вы поспособствуете хорошей смазке всех шестеренок в механизме.

Общие рекомендации по безопасному вождению в зимний период

Зимний стиль вождения должен быть максимально спокойным. Вы должны четко понимать, что машины в принципе плохо приспособлены для езды по скользкому покрытию. Для этого есть сани, нарты, снегоходы и т.д. Эта техника легко справляется и со снегом, и со льдом. Колеса же придуманы для того, чтобы они крутились, а не скользили. Поэтому особенности вождения автомобиля в зимний период заключаются в максимальном снижении вероятности продольного и бокового скольжения колес.

Зимой покрышки холодные, жесткие и гладкие. Сцепление с заснеженной трассой или обледенелым дорожным покрытием крайне низкое. В связи с этим, если вы не горите желанием приобрести ворох незапланированных проблем, не стоит резко разгоняться и тормозить, не стоит беспричинно перестраиваться, играя в «шахматы» с другими участниками движения.

При приближении к участку дороги с плохой обзорностью, всегда стоит быть готовым к неожиданному появлению другого транспортного средства. Например, из-за угла. Лучше снизить скорость, чем потом выяснять, кто прав, кто виноват.

В гололед или снег вождение машины начинайте с того, чтобы проверить тормоза и тормозной путь в данных погодных условиях и дорожном покрытии. Целесообразнее заранее подготовиться к экстренному торможению, чтобы точно знать свои возможности.

Хорошо, когда есть ABS. Но в любом случае, не стоит всецело полагаться на антиблокировочную систему. Рекомендуем научиться тормозить не единоразово, а с помощью нескольких поочередных нажатий на педаль тормоза. Таким образом вы снизите вероятность заклинивания колес и, соответственно, предотвратите их неуправляемое скольжение.

Если в машине есть ESP, рекомендуем разобраться, как она работает в разных ситуациях. Самое лучшее — это если вы выберете время на тест системы курсовой устойчивости при езде по снегу и гололеду. Как машина будет входить в поворот с включенной и выключенной системой, как автомобиль будет себя вести при перестроении. Нужно перепробовать все варианты, чтобы найти для себя оптимальный выбор настройки шасси.

Особенности управления автомобилем в зависимости от типа трансмиссии

Езда на механике

Вождение зимой автомобиля с механической коробкой передач, на мой взгляд, самое безопасное. Причиной тому является простота связи двигатель-колеса. Нет никаких «мозгов», которые бы решали что нужно делать в тот или иной момент. Скорость вращения колес и передаваемый на них крутящий момент целиком и полностью зависит от команд водителя, причем отклик практически моментальный (а это в гололед очень важно).

Езда на механике сама по себе искусство, т.к. водитель сам выбирает, в каком режиме будут работать колеса. Опытный водитель может нивелировать проскальзывание ведущих колес за счет грамотного выбора той или иной передачи. Чаще всего переключаются на более высокую передачу, чтобы снизить обороты двигателя и заставить его работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент.

Вообще, лично на мой взгляд, на механике зимой ездить одно удовольствие. Ты всегда знаешь, с какой скоростью должны крутиться ведущие колеса в тот или иной момент. Думаю, что механическая трансмиссия при грамотном подходе лучше других обеспечивает безопасное вождение в зимний период.

Езда на автомате

Зимой на автомате ездить несколько сложнее в том плане, что управляет скоростью вращения колес не водитель, а КПП. Переключение передач происходит автоматически в зависимости от частоты вращения коленвала двигателя, а не от скорости движения автомобиля. Поэтому пробуксовка обеспечена.

Для того, чтобы снизить вероятность пробуксовки колес машины на автомате зимой, переключайтесь в зимний режим L. Таким образом «мозг» гидротрансформатора даст команду на запрет переключения передач, и мотор будет работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент. Долго ездить в таком режиме не советуют, но преодолеть опасный участок трассы вполне можно.

Плюсом езды на авто с АКПП зимой несомненно является такой момент как трогание с места — плавное, без подгазовки. В условиях, когда машину окружают другие транспортные средства, а на дороге гололед и есть шанс уйти в боковое скольжение при пробуксовке, осторожное трогание с места на автоматической трансмиссии однозначно выигрышнее других. Поэтому для начинающих водителей, возможно, автомат является оптимальным решением.

Езда на вариаторе

Вождение зимой автомобиля, оснащенного вариатором, по сути, для водителя ничем не отличается от вождения автомобиля с классической автоматической АКПП. В случае плохого дорожного покрытия, вызывающего пробуксовку, рекомендуется также переключаться в режим L, позволяющий ехать в натяг и создающий эффект торможения двигателем.

Особенности вождения автомобиля в зависимости от типа привода

Езда на переднем приводе

Зимний стиль вождения переднеприводного автомобиля отличается только тем, чтобы раньше сбрасывать скорость во избежание сноса передней оси в поворотах и вилянию задней при экстренных торможениях.

Особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой:

  • необходимо следить за тем, чтобы в каждый отдельный момент времени передняя ось тянула машину, чтобы зад не пытался обогнать перед;
  • если нужно экстренно затормозить, то лучше это сделать с нажатой педалью сцепления — чтобы колеса тормозились одновременно;
  • перед поворотом лучше заблаговременно снизить скорость, чтобы не спровоцировать снос передней оси наружу;
  • если во время поворота начался снос передней оси, кратковременно воспользуйтесь ручным тормозом — автомобиль завернет куда нужно.

При езде зимой на переднем приводе не стоит тормозить двигателем, т.к. в таком случае скорость вращения передних колес становится меньше скорости вращения задних колес. Иными словами, зад будет ехать быстрее переда. Это чревато вилянием «хвоста» и даже заносом задней части автомобиля. Всегда нужно двигаться в натяг либо с выключенной передачей. Кстати, ускорение для переднеприводного автомобиля — это, по сути, тоже движение в натяг, т.к. перед тянет машину вперед. Следовательно, разгон на автомобиле с передним приводом происходит ровно по траектории.

В повороты стоит входить осторожно. Лучше заранее снизить скорость. Иначе может начаться снос передней оси наружу поворота, причем попытка повернуть руль сильнее в сторону поворота с одновременным сбросом газа (это обычно первая реакция у чайников) может только усугубить ситуацию — машина поедет прямо в противоположную сторону.

Особенности езды на переднем приводе зимой как раз и отличаются тем, что в теплое время года кажутся нелогичными. Чтобы вернуть автомобиль на нужную траекторию, необходимо кратковременно воспользоваться ручным тормозом, выровнять автомобиль по ходу движения и прибавить газу: передняя ось вытянет машину в нужном направлении.

На самом деле, вождение переднеприводного автомобиля зимой хоть и связано с некоторыми заморочками, зато передний привод обеспечивает отличную курсовую устойчивость по зимней трассе и, тем самым, достаточную безопасность движения. Именно поэтому водители переднеприводных машин чувствуют себя намного уверенней на больших скоростях.

Езда на заднем приводе

Управление автомобилем на заднем приводе зимой более логичное, нежели вождение переднеприводной машины — нет тех заморочек с нелогичными действиями в случае сноса передней оси в поворотах. Напротив, здесь классический вариант решения проблем сноса, заноса или бокового скольжения. Все, как учат в автошколе: в случае заноса снизить скорость и повернуть руль в сторону заноса. Этот алгоритм интуитивен, понятен и, по всей видимости, сидит внутри каждого из нас. Таким образом, главные особенности зимней езды на классике сводятся к тому, чтобы держать подходящую скорость, особенно в поворотах.

На заднем приводе зимой можно (и нужно!) тормозить двигателем. Опять все логично и происходит само собой, когда просто отпускаешь педаль газа. Так как ведущая ось находится сзади, то задние колеса начинают крутиться с меньшей скоростью, чем передние. Задняя часть автомобиля тянет назад, мешая продолжать движение. В этом случае, в отличие от переднего привода, зад не заносится, машина продолжает ехать прямо по траектории. Зато разгон зимой на заднем приводе подобен ювелирной работе: чуть переборщил с газом — заносит заднюю часть.

Читать еще:  Что такое иммобилайзер и как им пользоваться

На классике по трассе зимой ездить сложнее, чем на переднем приводе — в любой момент задние колеса могут уйти в боковое скольжение. Владельцы заднеприводных машин делятся своими отзывами о том, что в зад машины так и норовит уйти в занос на скользкой дороге, хотя едешь, вроде, аккуратно и стараешься крутить рулем поменьше.

Подводя итог, можно сказать, что езда зимой на заднем приводе, по сути, отличается от вождения заднеприводного автомобиля в теплое время года только вниманием к скорости движения и ускорению. Не будете торопиться, зимняя езда на машине будет простой и предсказуемой.

Езда на полном приводе

Кто-то считает, что езда на полном приводе зимой — это панацея от всех проблем зимнего вождения. Однако, это совсем не так. Во-первых, необходимо знать, что за полный привод у вашего автомобиля: постоянный или подключаемый, подключаемый жестко, через виско-муфту или с помощью электроники, подключаемый спереди или сзади.

Особенности вождения полноприводного автомобиля зимой состоят только в том, что автомобиль может уйти в занос тогда, когда вы этого не ждете. Постоянный полный привод отличается тем, что создает ощущение превосходства и независимости от состояния дорожного покрытия. Но это чувство в зимний период — паразитное. Да, зимняя езда на постоянном полном приводе более безопасная, чем на любом моноприводе, но проблема в том, что боковое скольжение начинается резко, неожиданно. Вроде автомобиль входит в поворот, и вдруг внезапно срывается в занос.

Несомненно, что проходимость автомобиля на полном приводе зимой значительно выше, чем у машин с моно приводом, но стоит понимать, что к гололеду это не относится. В снег, тем более рыхлый — да, вы король дороги, но на скользком покрытии полный привод, чаще всего, полон сюрпризов.

Особенности езды зимой на непостоянном полном приводе схожи с вождением моноприводного автомобиля, но в тот момент, когда «мозг» муфты или электроники решит подключить вторую ось, ситуация может выйти из-под контроля, т.к. этот момент часто оказывается неожиданным, и к нему нужно быть готовым.

Буксировка прицепа

Особенности вождения автомобиля зимой с прицепом заключаются в следующем. Во-первых, езда в зимний период со всеми его атрибутами — это уже испытание на внимательность и опытность. С гололедицей и снегом и без прицепа трудно бороться. Поэтому однозначно стоит сбросить скорость еще больше. И не нужно ее увеличивать намного после того, как привыкли к тому, что за машиной что-то болтается. Лучше доехать медленно, но верно.

Во-вторых, при торможениях прицеп, не оснащенный тормозами, упирается в заднюю часть автомобиля, провоцируя, таким образом, занос задней оси. Мало того, что появляется неконтролируемый занос, так возникает опасность повреждения кузова машины, если ваш автопоезд «сложится». Поэтому тормозить нужно очень и очень аккуратно, заранее. Не стоит идти на поводу у других участников движения, которым может не понравиться ваша медлительность.

Езда по гололеду вообще не рекомендуется. Лучше отложите буксировку до лучших времен, тогда, когда трасса будет более или менее чистой.

В принципе, на этом секреты зимнего вождения с легковым прицепом заканчиваются. Как видите, ничего сложного: в гололед не ездим, если ездим, то медленно, тормозим заранее и осторожно.

Заключение

Лучшим способом решить все проблемы с управляемостью зимой, это научиться ездить на машине в экстренных ситуациях. Безопасное вождение в зимний период зависит больше не от типа трансмиссии, не от типа привода, а от опыта. Поэтому не поленитесь выкроить время, чтобы подробно изучить поведение своего автомобиля на скользкой трассе, на пустой заснеженной парковке при искусственном заносе. Этим вы не только обезопасите и себя, и других участников движения, но и получите массу положительных эмоций.

На самом деле секреты зимнего вождения очень просты: не спешите и больше практикуйтесь, будьте всегда внимательны, но не напрягайтесь. Знайте: опасности зимнего вождения подстерегают всех, но тех, кто всегда осторожен — в меньшей степени. Если ездить аккуратно, то все будет в порядке.

Какие тонкости нужно знать о трансмиссии в зимнее время года

Трансмиссия, как и все остальные узлы, и агрегаты автомобиля зимой испытывают повышенные нагрузки. Низкие температуры отрицательно сказываются на работу всех систем автомобиля. Особенно трансмиссии. Масло, залитое в коробку передач, при низких температурах становится более густым. Это нарушает нормальную работу коробки переключения передач, затрудняет вращение шестерён, и, соответственно, передачи включаются более туго, и машина хуже едет. Применение специального масла для трансмиссии позволяет улучшить ситуацию – масло, рассчитанное на применение при более низких температурах, не так сильно густеет, и лучше сохраняет свои свойства в морозы.

При применении обычного масла иногда нужно довольно долго поездить на машине, чтобы коробка передач и масло в ней нагрелись, и работа трансмиссии пришла в норму. Чем холоднее – тем больше для этого требуется времени. Поэтому тем, кто активно ездит зимой каждый день в любой мороз, настоятельно рекомендуется заранее позаботиться о подходящем по свойствам масле в трансмиссии своей машины.

В автоматические коробки передач, как правило, уже залито специальное масло для автоматических КПП. Оно по своим свойствам подходит для зимней эксплуатации. Кроме соответствующего сезону масла, ещё зимой имеет значение тип трансмиссии – автоматическая она, или механическая. На разных типах трансмиссии есть разница в управлении автомобилем, способность преодолевать сложные зимние дорожные условия, и тонкости управления той, или иной коробкой переключения передач.

Механическая трансмиссия

Механическая трансмиссия более подходит для зимних условий езды на автомобиле. Ручная коробка передач позволяет водителю самому выбирать нужную передачу, в зависимости от скорости движения, и условий зимнего дорожного покрытия. Механическая КПП позволяет очень хорошо применять приём торможение двигателем. В случае пробуксовки колёс, или застревании всей машины, механическая коробка позволяет быстрее, и увереннее освободить машину из снежного плена. Водитель лучше контролирует свой автомобиль, когда на нём установлена механическая трансмиссия.

Автоматическая трансмиссия

Автомобили с автоматической коробкой передач более удобны и комфортны в управлении и поездках. Но зимой на скользких, и заснеженных дорогах, автоматическая КПП не даёт полного чувства контроля над автомобилем, как в случае с механической коробкой. Электронное управление трансмиссией работает по своему, заложенному изготовителем, алгоритму. А это не позволяет водителю оперативно управлять автомобилем в зависимости от дорожных условий.

Например, торможение двигателем на машинах с автоматом не такое эффективное, как на механике. А вот тронуться с места без пробуксовки, и не уйти в занос на автомате гораздо легче – электроника проконтролирует начало движения колёс, и машина плавно тронется с места, даже на подъёме. Итак, какие тонкости нужно знать о трансмиссии в зимнее время года:

  • необходимость применения масла, соответствующей вязкости;
  • особенности управления автомобилем, в зависимости от типа применяемой трансмиссии;
  • сложностьдорожных условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Зная эти особенности и тонкости, водитель сможет подобрать для себя оптимальный стиль вождения, и подготовить свой автомобиль к более безопасной, и комфортной зимней эксплуатации.

Правила безопасной езды в зимний период

Начало зимы для неподготовленных водителей обычно оборачивается «днем жестянщика». Чтобы этот «праздник» обошел вас стороной, расскажем об особенностях зимней езды на машинах с разным типом привода, а также дадим несколько простых советов, как избежать аварийных ситуаций на скользкой дороге

Начало зимы для неподготовленных водителей обычно оборачивается «днем жестянщика». Чтобы этот «праздник» обошел вас стороной, расскажем об особенностях зимней езды на машинах с разным типом привода, а также дадим несколько простых советов, как избежать аварийных ситуаций на скользкой дороге

Передний привод

Трогаясь с места, автомобиль с передним приводом скользит меньше, чем, с задним, поскольку крутящий момент от двигателя передается на передние колеса, и они тащат за собой всю машину. Действительно, переднеприводные авто ведут себя устойчивее на скользкой дороге, но в случае заноса «отловить» их несколько сложнее, нежели заднеприводные. При заносе (когда задняя часть автомобиля пытается опередить переднюю), водитель инстинктивно пытается затормозить, но сброс газа на переднем приводе может привести еще к большему заносу или к вращению. В этом случае автомобиль необходимо выравнивать именно нажатием на педаль акселератора с одновременной работой рулем. Главное условие в данной ситуации — знать меру. Все движения нужно правильно «дозировать», реакция должна быть быстрой, но не резкой. Перекручивание руля и перегазовка могут привеcти к потере контроля над машиной. На скользкой дороге переднеприводным автомобилям свойственна недостаточная поворачиваемость, что делает управление более предсказуемым при неожиданных маневрах.

Задний привод

Задний привод требует практики, особенно при движении в зимнее время. Такие автомобили «страдают» избыточной поворачиваемостью, поэтому они быстрее уходят в занос, нежели с полным или передним приводом. Чрезмерные движения рулевым колесом и резкие нажатия на газ на скользкой дороге — это практически стопроцентный срыв в занос. Поэтому неопытным водителям, плохо «понимающим» поведение автомобиля, с задним приводом зимой будет крайне непросто. Основным правилом для них должен стать оптимальный скоростной режим. «Медленно, но верно». На невысоких скоростях стабилизировать заднеприводный автомобиль достаточно легко, достаточно лишь снять ногу с газа. Нехитрые правила для выхода из заноса на заднем приводе: не давить на газ, убрать ногу с педали тормоза и поворачивать руль в сторону заноса.

Полный привод

Ошибочно пологать, что на полноприводном автомобиле зимой ездить безопаснее. Безусловно, полный привод дает ряд преимуществ на плохой дороге, увеличивает динамику автомобиля при разгоне, делает его более проходимым. Но на скользкой дороге полный привод очень коварен. Там где передне- или заднеприводные автомобили давно бы ушли в занос (когда это можно исправить в «зародыше»), полноприводный держит дорогу до последнего. Но и срыв, как правило, происходит абсолютно неожиданно и выйти из него достаточно сложно. Полный привод в момент заноса требует очень точной работы педалью газа (чтобы не потерять управляемость, нужно сохранять достаточную тягу). Чтобы стабилизировать автомобиль необходимо, так же как и на переднем приводе повернуть руль в сторону заноса и плавно работать педалью газа. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину. В теории все выглядит просто, но на практике управление полноприводным автомобилем требует определенной практики и вывести из заноса гораздо сложнее, чем автомобиль с любым другим приводом.

Общие правила безопасной езды зимой

Читать еще:  Паркетник Lexus UX предъявил прайс-лист в; рублях

1.Сбрасывайте скорость до вхождения в поворот

Каким бы опытным водителем вы ни были, ничто не может удержать автомобиль на дороге, если вы начинаете маневр на слишком высокой скорости. Притормозите до входа в поворот. В повороте нужно двигаться плавно, спокойно, и набирать скорость стоит только после прохождения поворота.

2. Избегайте лишних движений рулём

Спокойное управление помогает лучше проходить повороты. Если повернуть руль больше, чем требует траектория движения, то автомобиль может утратить сцепление и уйти в боковой занос. Автомобиль понесёт вперед, и, в худшем случае, он вылетит на встречную полосу.

3. Не «топчите» педали

Старайтесь работать педалями тормоза и газа, как можно плавнее. Резкое нажатие на тормоз может привезти к заносу.

4. Набирайте скорость только после прохождения поворота

В повороты нужно входить достаточно спокойно, и покидать их тоже нужно правильно. На скользкой дороге набирайте скорость только тогда, когда кривая уже позади. Если же излишне надавить на газ во время поворота, ведущие колёса могут потерять сцепление, и вы потеряете контроль над автомобилем.

5. Правильный взгляд

Во время попыток стабилизировать автомобиль и вывести его из заноса всегда смотрите туда, куда вы хотели направить свой автомобиль первоначально направить.

Особенности вождения зимой на разных трансмиссиях

Статья об особенностях езды в зимнее время года на различных трансмиссиях — тонкости вождения, советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео о том, чего нельзя делать, используя «механику».

Содержание статьи:

  • »Механика» классическая
  • Автоматическая трансмиссия
  • Робот
  • Вариатор
  • Видео о том, что нельзя делать с МКПП

Доподлинно неизвестно, откуда впервые пошел термин «день жестянщика», но он как нельзя лучше характеризует состояние первой наледи на автомобильных дорогах. И речь идет даже не о летних покрышках, которые успевают сменить не все автовладельцы. А о принципиально ином стиле вождения, функционировании автомобиля и особенностях поведения различных трансмиссий, что существенно отличается от езды в теплые периоды года.

«Механика» классическая

Хотя популярность такого рода трансмиссии постепенно снижается, отдавая все лавры вариатору, автоматической или роботизированной коробкам, она наиболее надежна для зимних поездок. Не зря же именно механика до сих пор применяется в автомобилях, предназначенных для раллийных гонок, так как только она позволяет водителю максимально чувствовать машину.

Водитель сам, без электронных помощников, определяет нагрузку осей, дозирует тягу, варьирует обороты под различной сложности повороты.

Первой реакцией неопытного водителя перед лицом опасной ситуации является желание нажать на тормоз. Но на льду такое действие может иметь роковые последствия, так как приведет к неконтролируемому заносу. Следует всего лишь аккуратно отпустить педаль газа и, не трогая педаль тормоза, дождаться постепенного замедления машины.

Другой сценарий: снизить передачу и осуществлять торможение короткими, резкими нажатиями на тормоз, чтобы не заблокировались колеса. Именно по такому принципу и срабатывает антиблокировочная система (ABS) , при отсутствии которой водитель самостоятельно может ее «сымитировать» вышеуказанным способом.

Когда машина застряла на дороге, то худшим действием окажется прибавление газа. Это приведет к тому, что автомобиль еще сильнее забуксует и не сможет тронуться с места. Если поблизости не окажется того, кто сможет подтолкнуть немного машину, следует самому постараться выехать « в раскачку».

На практике это выглядит следующим образом: немного добавить газ, плавно, но не до конца отпустить сцепление, удержать его, снова отпустить, приведя к раскачиванию автомобиля. В этой ситуации важно не перестараться, чтобы колеса снова не забуксовали.

Недостатком механической трансмиссии можно назвать подъем в гору, так как нужен немалый опыт, чтобы по обледеневшей дороге преодолеть уклон любой высоты. Если маршрута с подъемом не избежать, то потребуется добавить больше газа, чем при обычной поездке. Переключать передачи следует при достаточных оборотах, которых надо иметь определенный запас, так как, взбираясь в гору, машина стремительно будет терять набранную скорость.

Спускаться с горы следует на включенной передаче, чтобы машина не набирала неконтролируемо скорость, а водитель имел возможность среагировать при необходимости маневра или торможения.

Автоматическая трансмиссия

Вождение на «автомате» существенно более простое и приятное. Он даже имеет специальный зимний режим, обозначаемый снежинкой на особой кнопке, благодаря которому двигатель ограничивается в оборотах, останавливается на 3-й ступени и удерживается под тягой. Таким агрегатом обладает, например, японский Nissan Terrano, способствуя легкому преодолению снежных заносов и торможению двигателем на светофорах или поворотах.

Парадоксально, но более дорогостоящие 6-ступенчатые трансмиссии, установленные на некоторых моделях Kia и Volkswagen, лишены такой полезной функции. Их селектор имеет определенный паз, имеющий обозначение «+» и «-». Это своеобразный ручной режим автоматической трансмиссии, позволяющий водителю самостоятельно варьировать ступени в зависимости от дорожной ситуации. Алгоритм действий схож с «механикой» — осторожное торможение колодками при постепенном понижении скорости.

К проблеме использования АКПП следует отнести потребность регулярного применения тормоза из-за неэффективного торможения двигателем. При активированном режиме Drive трансмиссия совершенно отличным от механики образом реагирует на сброс газа. Поэтому приходится применять постепенное снижение передач или пользоваться полуавтоматическим режимом, что особенно актуально для вхождения в поворот, когда опасно терять обороты и тягу.

Кроме того, на скользкой дороге понижение скорости может вызвать пробуксовку ведущих колес и заносу осей. В таком случае на переднеприводной машине следует продолжать надавливать педаль газа, на заднеприводной — отпустить, а на полноприводной — сначала отпустить, но сразу аккуратно нажать.

Перед началом поездки инженеры рекомендуют поочередно переключить рычаг во все положения, ускорив этими нехитрыми «упражнениями» прогрев трансмиссионной жидкости.

Роботизированная трансмиссия

В последние годы все чаще можно встретить в автомобилях так называемые «роботы» двух видов:

    Традиционную «механику», дополненную исполнительными механизмами, которые управляют сцеплением и приводом. Такая коробка имеет специальный блок управления, собирающий и подающий в автомобиль сведения о дорожной обстановке. Этот вариант бюджетный, но ненадежный, так как переключений скоростей происходит крайне медленно, вследствие чего машина может потерять тягу и «поплыть» по гололеду.

  • Преселективный робот, имеющий два сцепления, относится к более высокой ценовой категории и показывает отличную быстроту работы. При действительно быстром переключении передач колеса никогда не теряют тягу, а спортивный режим держит двигатель в необходимом тонусе, накручивая более 3 тыс. оборотов. К недостаткам данной трансмиссии следует отнести повышенную чувствительность блока механизмов к перегрузкам от работы в пробке.
  • Вариатор

    Continuously Variable Transmission или коробка-вариатор своим функционированием напоминает автоматическую трансмиссию, хотя технически его работа выглядит несколько иначе. Он обеспечивает плавное движение автомобиля, без рывков и с отсутствием процедуры переключения скоростей.

    Управлять такой трансмиссией столь же просто, как и автоматической, та как они имеют схожие режимы и сам рычаг передач. Имеет вариатор и режим ручного переключения скоростей, хотя ступени здесь выглядят весьма условно, в виде фиксации конкретных передаточных чисел.

    В остальном же алгоритмы действий и схема вождения аналогичны «автомату», где главными пунктами являются прогревание трансмиссии и избежание пробуксовки. Лишь одно различие достойно упоминания, так как оно делает вариатор более функциональным именно на заснеженной или обледеневшей дороге.

    Так как передаточное число в этой коробке изменяется очень постепенно, связь двигателя с колесами не прерывается, что приводит к отсутствию проблемы пробуксовки. Главное для водителя — не подавать слишком много газа, так как вариатор со всеми проблемами справится самостоятельно.

    Безусловно, летние автомобильные поездки намного проще в техническом смысле, безопаснее и попросту приятнее. Осадки в виде ледяного дождя и снега, гололед, смесь из химических реагентов, соли, дорожной грязи любую поездку, стандартную дорожную ситуацию могут сделать непредсказуемой и опасной. В попытках минимизировать свои риски автомобилисты приобретают качественные зимние шины, фрикционные с «липучками» или обычные шипованные. А также заводят пораньше будильники, чтобы хорошо прогреть двигатель, и заливают в него рекомендованное производителем зимнее масло.

    Однако всех этих мер будет недостаточно, если не уметь правильно обращаться с установленной в своем автомобиле трансмиссией. К тому же за относительно благополучный 8-месячный теплый период водители просто отвыкают от зимнего экстрима и расслабляются на дороге.

    Поэтому не стоит стесняться консультироваться с друзьями-водителями или читать тематические форумы, заранее готовя себя к зимнему вождению.

    Видео о том, что нельзя делать с МКПП:

    Полный привод и особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой при гололеде

    По статистике с каждым годом число водителей увеличивается как минимум на 300 000 человек. Некоторые из них уже имеют некоторый опыт управления авто в снег и гололед. Однако большинство обладателей свежих водительских прав столкнутся с подобными ситуациями впервые. Представленные ниже рекомендации позволят им овладеть спецификой зимней техники «пилотирования» в теории.

    Общие правила езды на легковом автомобиле зимой на скользкой поверхности

    В первую очередь вспомним об неотъемлемых атрибутах зимнего управления авто – это зимняя резина, исправное освещение и незамерзайка для омывателя. Если вы продолжаете ездить на летних покрышках, то дальше можете не читать.

    Принцип №1: управлять машиной на скользкой дороге нужно плавно

    Опытные инструктора рекомендуют при работе с педалями и рулевым колесом представлять себе такие же движения в бассейне, где вода замедляет любые процессы. Но, дело в том, что советы – это одно, а езда зимой на автомобиле – это совершенно другое.

    И когда поутру нельзя даже тронуться с места, все рекомендации сразу как-то вылетают из головы. Водитель резко жмет на газ, а машина стоит на месте или вообще соскальзывает куда-то в сторону. Здесь неплохо бы вспомнить еще один принцип.

    Принцип №2: минимальные обороты

    Тяговый запас, который летом помогает, в зимний период только мешает – колеса буксуют, и вся тяга уходит на шлифовку льда. Трогаться с места приходится со второй передачи, по такому же принципу функционируют АКПП с зимним режимом. Итак, выезжаем на минимальном газу, лучше заглохнуть несколько раз, чем застрять в колее.

    Этот принцип можно включить и в особенности вождения полноприводного автомобиля зимой, кроме этого есть несколько проверенных рекомендаций:

    • Выбираться в раскачку, попеременно работая педалями газа и сцепления.
    • Не ставить авто впритирку к другим машинам.
    • Не подъезжать близко к тротуарам, где скапливается большое количество снега.
    • Стараться не останавливаться на подъем, при старте колеса гарантированно будут буксовать.

    Принцип №3: тормозить по возможности двигателем

    Не стоит надеяться на супервозможности тормозной системы авто в зимних условиях даже с шипованными покрышками . Нужно забыть о летних привычках, заблаговременно тормозить и держать увеличенную дистанцию. Сразу после выезда со двора протестировать тормоза и оценить реакцию машины.

    Читать еще:  Антигравийная пленка для защиты кузова автомобиля

    Если АБС отсутствует, то ее нужно сымитировать прерывистым или ступенчатым торможением. Прерывистое торможение – это самая простая операция, которая доступна даже начинающему водителю. Нельзя забывать, что эффект и последствия от торможения что на полном приводе, что на моноприводе – везде одинаков.

    Каковы особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой: занос и управляемость

    После торможения основной проблемой для водителя в зимних условиях является поворот. Многие автомобилисты уверяют, что авто с приводом на передние колеса в этом случае представляет идеальный вариант. Это действительно так, отличная курсовая устойчивость таких машин хорошо известна, и дает водителю значительно больше уверенности, чем классический заднеприводной транспорт.

    Мотор постоянно нагружает переднюю ось, что способствует сцеплению колес с дорогой. При этом нельзя забывать, что в особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой входит такое понятие, как не сбрасывать обороты при входе в занос. Не рекомендуется пользоваться тормозами, потому что это еще больше усугубит ситуацию. Владельцам машин с передним моноприводом стоит учесть несколько простых правил:

    • Начавшийся снос передних колес может остановить, как это ни парадоксально, занос задней оси. На мало скорости это достигается аккуратным торможением ручника с одновременным усилением оборотов.
    • В отличие от заднеприводной машины колеса при сносе здесь нужно направлять не в сторону заноса, а в сторону направления движения. Но на скоростях до 50 км/ч кратковременный поворот рулевого колеса в сторону начинающегося заноса позволит направить авто в нужном направлении.
    • На высоких скоростях переднеприводник реагирует на сброс газа заносом задней оси. Не каждый автомобилист готов в ситуации заноса добавить обороты. Но спонтанный сброс тяги – это то, что нам и нужно. Он спровоцирует занос задней оси, после чего нужно сразу же добавить оборотов и направить машину в необходимом направлении.
    • Если же автомобиль «закрутило», то сразу же нажимаем педали тормоза и сцепления одновременно. Такое решение позволяет стабилизировать положение и остановить вращение. Мотор при этом не заглохнет, что дает возможность быстро освободить полосу движения.

    Потерю тяги на снежной целине можно устранить кратковременным выключением муфты сцепления. При торможении двигателем стоит активно использовать перегазовку перед переходом на низшие передачи.

    Каковы особенности мастерского вождения полноприводного автомобиля зимой: не теряем бдительности

    Определенная часть автомобилистов считает, что полный привод снимает все проблемы в плане управления на зимних дорогах. Да, такая машина – это высокая проходимость и динамика разгона. Но на скользкой трассе нужна филигранная работа газом, потому что занос обычно происходит неожиданно и выйти из него довольно проблематично.

    Чтобы постичь особенности грамотного вождения полноприводного автомобиля зимой следует учитывать, каким из двух типов привода оснащен ваш транспорт.

    Подключаемый полный привод Part-time

    Практически это модель с задним приводом, в которой зачастую передняя ось подключается только на малой скорости и только по легкому бездорожью. Не стоит забывать, что отсутствие свободного межосевого дифференциала существенно ограничивает поворачиваемость.

    Кроссоверы со староформатной вискомуфтой довольно часто вылетают в кювет на высоких скоростях, чего не скажешь о современной Haldex с пакетом электронных систем. Чтобы оптимально выбрать схему своих действий при сносе, нужно где-нибудь в безопасном месте сымитировать ситуацию и понять поведение машины.

    Постоянный полный привод Full-time

    Автомашины с постоянным полным приводом способны дарить опасное чувство вседозволенности, так как в то время как остальные модели уже ушли бы в занос, полноприводник едет довольно уверенно. Момент сноса несколько сдвинут по времени, но наступает он весьма резко.

    Как такового заноса с приводом Full-time нет, однако авто скользит в сторону обочины со стабильным положением кузова. Нужно заметить, что ситуация не зависит от того, какая зимняя резина была выбрана. При условии, когда на дороге есть место для маневра, то достаточно плавно добавить обороты, и машина постепенно стабилизирует положение.

    Склонность сноса передней оси у автомашин с полным приводом широко известна. Такое поведение можно было бы отнести к особенностям вождения переднеприводного легкового автомобиля зимой, если бы не один момент. Здесь постоянно задействована задняя ось, которая толкает «подскользнувшийся» перед. Попытка торможения и увеличения оборотов может не помочь. Передние колеса, резко войдя в контакт с чистой трассой, могут снова бросить транспортное средство в снос.

    Несколько рекомендаций для владельцев авто с полным приводом

    Как уже выше отмечалось, 4х4 долго держит трассу, но срывается в занос абсолютно неожиданно. Чтобы избежать неприятной ситуации, следует придерживаться элементарных принципов:

    • Заранее до вхождения в поворот рассчитать скорость движения.
    • Ни в коем случае не сбрасывать обороты, автомобиль с приводом на все колеса сохранит управляемость при достаточном уровне тяги.
    • Рулем нужно работать аккуратно, резкие движения приведут к полной потере управления.

    Кажущаяся сложность и противоречивость действий проходи после нескольких тренировок. Неоднократно испытав себя на скользкой трассе, вы приобретете рефлекс на любое поведение машины. Взяв на вооружение несколько советов, появится возможность прохождения поворотов на более высоких скоростях:

    • Немного снизить скорость перед маневром путем кратковременного торможения левой ногой, педаль газа в это время не отпускается.
    • Поворотом руля в сторону поворота установить авто как бы поперек шоссе. При этом начинается боковое скольжение, обороты не сбавляем.
    • Выходя из поворота, плавно добавить газ. Для сохранения достаточной тяги есть смысл перейти на более низкую передачу.

    Резюме

    Важно запомнить, что резкий сброс тяги может спровоцировать вращение машины, если под колесами оказался скользкий участок дороги. Такая ситуация возможна даже на прямом участке трассы.

    Резких движений рулем следует избегать, но когда автомобиль пошел в занос, действовать нужно решительно. Чем резче поворот в сторону сноса, тем быстрее реакция на восстановления ситуации. Чтобы авто не попал в ритмический занос, после поворота колес в сторону заноса их необходимо сразу же вернуть в прежнее направление, не дожидаясь реакции.

    Особенности вождение автомобиля в зимний период

    Зима для автомобилистов — не самое лучшее время. Есть много факторов, которые значительно ухудшают условия эксплуатации автомобиля и затрудняют процесс вождения. Просто следует знать об особенностях зимней езды и выработать свой стиль вождения. Теоретически можно знать все, но при отсутствии «автоматических» навыков очень трудно будет найти выход из экстренных ситуаций, которые возникают достаточно часто. Поэтому нужно не только знать, но и уметь управлять ситуацией.

    Подготовка автомобиля

    Перед зимним сезоном необходимо выполнить профилактическое обслуживание автомобиля:

    • проверить работу обогревателя;
    • проверить и зарядить аккумуляторную батарею;
    • оценить состояние и работу рулевых тяг, шаровых опор, тормозов;
    • скорректировать развал-схождение колес;
    • проверить работоспособность осветительных приборов;
    • подготовить комплект свечей зажигания;
    • подготовить комплект зимней резины;
    • приобрести незамерзающую жидкость для омывателя ветрового стекла.

    Начало зимнего сезона

    Началом сезона считается время, когда температура устойчиво становится близкой к нулю градусов днем и минусовой ночью. В это время рекомендуется сменить комплект летней резины на зимнюю и установить новый комплект свечей зажигания. В зимнее время резко меняются условия сцепления колес с полотном дорожного покрытия. Именно в эти месяцы происходит большое число аварий, причиной которых являются ухудшившиеся дорожные условия и неготовность водителей к зимней езде.

    Начало движения

    Выезд зимой требует большего времени на подготовку. Следует придерживаться такой последовательности действий:

    • перед движением двигатель должен быть полностью прогрет;
    • стекла салона очищаются от снега, льда, изморози;
    • с начала движения нужно медленно проехать до 500 метров для прогрева трансмиссии и оценки реакции автомобиля на дорожную обстановку.

    В это время проверяется реакция на поворот и торможение. Водитель как бы определяет границы дозволенного, когда машину начинает слегка «вести». После такой проверки он определяет манеру вождения, скоростной режим и допустимую скорость безопасного маневра.

    Основные правила зимней езды

    Главная опасность, которая подстерегает автомобиль зимой, — это вход в занос. Занос может быть управляемым и неуправляемым. Управляемый занос возможен, если есть автоматические навыки управления автомобилем в состоянии заноса. Это умение вырабатывается только упорной и длительной тренировкой на специальных площадках. Никакие теоретические знания здесь не помогут, счет идет на доли секунды и все технические действия должны быть абсолютно правильными.

    Поэтому основная задача безаварийной езды зимой для автолюбителя — не допустить ухода машины в занос.

    Для этого нужно просто выполнять ряд простых обязательных правил:

    • Не нажимать и не отпускать резко педаль акселератора.
    • Начинать движение и выполнять остановку плавно, без резких ускорений и торможений.
    • Основное торможение выполнять двигателем.
    • Следует применять только прерывистое торможение за 3–4 раза без нажатия на педаль сцепления.
    • Не тормозить при входе и прохождении поворота.
    • Плавное увеличение скорости возможно только при прямолинейном движении.

    Не следует делать резких движений рулем. Если поворот или маневр летом выполнялся на счет «раз», то сейчас это же движение нужно делать на счет «раз, два, три». Все движения, особенно связанные с изменением направления, как бы замедляются в два–три раза.

    Скорость должна соответствовать зимней манере вождения. Средняя скорость движения в городе зимой должна быть уменьшена на 10–15 км/час. Это относится и к движению по загородным трассам, скорость снижается на 20–25 км/час.

    Дистанция до впереди идущего транспорта должна быть увеличена, как минимум, в два раза из-за увеличения тормозного пути.

    По возможности следует избегать длительных поездок в темное время суток, зимой это делать гораздо труднее, чем летом.

    При планировании длительной поездки обязательно следует уточнить прогноз погоды и дорожную обстановку по трассе движения. При неблагоприятных погодных условиях (гололед, метель, снегопад, сильный мороз и другие аномалии) поездку лучше отложить.

    Внимательно контролируйте дорожную обстановку и поведение участников дорожного движения, не делайте резких и неожиданных маневров. Другие водители находятся в таких же условиях и могут просто не успеть среагировать на маневр: может не хватить времени или расстояния. Особенно такая ситуация возникает, когда хочется куда-то «проскочить», но автомобиль буксует, разгоняется очень медленно, и появляется большая вероятность столкновения.

    Обгон считается опасным маневром, а зимой его опасность возрастает многократно, и он должен тщательно готовиться. Резкий уход со встречной полосы из-за неправильной оценки ситуации в большинстве случаев является причиной неуправляемого заноса.

    Чтобы уверенно чувствовать себя за рулем зимой, необходимо отвести одну–две недели начала сезона на изменение манеры вождения. Более опытные водители быстрее проходят период адаптации, а вот новичкам это нужно сделать обязательно. За это время водитель привыкает к новой реакции автомобиля и учитывает это в своих действиях.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector