Насколько опасны вибрации в автомобилях
Вибрирует кузов автомобиля: причины и последствия
Данная проблема «подкрадывается» к водителю постепенно. Порой, автомобилисты замечают вибрацию кузова только тогда, когда машина грозит развалиться буквально на глазах. Конечно, доводить состояние автомобиля до дорогостоящего ремонта не хочется никому. Так что вперёд – проводить диагностику. А мы подскажем, на что обратить внимание в первую очередь.
Как определить уровень «нездоровой» вибрации автомобиля?
Начнём с того, что небольшая, так называемая рабочая, вибрация присутствует у любого автомобиля, даже выпущенного несколько часов назад с ленты конвейера. Это нормальное явление, так как движущие механизмы машины в момент поездки соприкасаются с другими деталями, создавая тем самым разнонаправленные воздушные потоки, которые и ощущаются водителем. Другое дело, когда подобная вибрация превышает привычный допустимый порог. И тогда она уже свидетельствует об очевидных поломках в автомобиле. Правда понять, когда возникает эта «нездоровая» тряска зачастую не могут даже опытные автомобилисты. Что уж говорить о водителях-новичках. К тому же ещё не изобрели прибор, способный замерить уровень вибрации и подсказать владельцу автомобиля, когда с его «железным конём» что-то не в порядке. Приходится полагаться лишь на личный опыт, ощущения и интуицию.
Безусловно, недавним выпускникам автошкол сделать это намного сложнее, нежели бывалым водителям. Однако, если внимательно присмотреться к деталям, то даже они с легкостью поймут, что уровень вибрации превысил предел. На что обращать внимание?
Во-первых, самое очевидное – проследить за предметами, лежащими на торпеде. Если даже при движении по гладкому асфальту они перемещаются и падают, это верный признак того, что вибрация кузова уже перешла на неприемлемый уровень.
Вторая подсказка – вибрация на рулевом колесе. Она намного ощутимее вибрации кузова. Если вы чувствуете колебания руля, отдающие в ладони даже при лёгком касании, значит, пора в автосервис.
Помимо рулевого колеса трястись может даже пол автомобиля, либо другие элементы управления, особенно, когда машина движется на низких оборотах.
Ну и наконец, ещё один лёгкий способ определить, что автомобиль неисправен, – это взглянуть в зеркало заднего вида. Если изображение не в «фокусе», то есть дёргается и расплывается, кузов вашей машины вибрирует слишком сильно.
Как и в случае любой проблемы с износом автомобиля, скорее всего, вибрация с каждым днём будет только усиливаться, поэтому советуем не тянуть с выявлением причины и последующим её устранением. Плюс ко всему постоянные колебания не только вызывают дискомфорт у водителя и пассажиров, но и могут привести к серьёзным поломкам или даже возникновению аварии. Дело в том, что от вибрации в любом узле автомобиля могут самопроизвольно открутиться гайки и болты, а спустя некоторое время в кузове могут даже появиться трещины. Стоит ли доводить машину до такого состояния? Думаем, ответ очевиден для всех.
Выясняем детали
Следующим этапом нужно выявить причины повышенной вибрации автомобиля. Сделать это можно в автосервисе. Однако, предварительную диагностику вы можете провести самостоятельно, тогда получится немного сэкономить.
Первым делом попробуйте вспомнить, когда возникла тряска. Возможно, вы совсем недавно ремонтировали двигатель (например, меняли коленчатый вал, который вам почему-то не отбалансировали), а может быть дребезжание появилось после экстренного торможения (перегрелись детали системы)?
Затем определите, в какой момент возникает вибрация – при разгоне, на скорости, при торможении или на холостом ходу. Также следует оценить силу тряски. Всё это может помочь определить причины возникновения вибрации и устранить их.
Виноваты колёса
Пожалуй, самой частой причиной вибрации является разбалансировка колеса. Поэтому поиск неисправностей начинаем именно с неё. Не стоит возмущаться, что вы заезжали на шиномонтаж всего несколько дней назад. Вы наши дороги видели? Неудачная выбоина может поджидать вас сразу после выезда с СТО. А может вам просто попались мастера-халтурщики, некачественно закрепившие балансировочные грузики при настройке.
При этом проблема значительно возрастает с увеличением скорости. Свыше 60 км/ч машину будет так «колбасить», что движение придётся приостановить. Впрочем, вибрация легко устраняется в ближайшем шиномонтаже и, что немаловажно, стоимость ремонта обойдётся вам буквально в несколько сот рублей.
Порой причиной тряски кузова машины становится неравномерное давление в шинах. В этом случае проблема решается совсем просто – доставайте насос и подкачивайте колёса до отметки, установленной автопроизводителем.
Проверяем двигатель
Если автомобиль потряхивает только при разгоне, то причину необходимо искать в работе двигателя. Обычно проблема проявляется в рывках, когда машина начинает набирать скорость. В таком случае, в первую очередь, необходимо обратить внимание на топливную систему. Начнём с самого элементарного – замены топливного и воздушного фильтров. Кстати, они могут засориться не только из-за большого пробега, но и после заливки некачественного топлива. Так что обязательно регулярно проверяйте и меняйте их.
Если с топливной системой всё в порядке, проверьте свечи зажигания и установите новый набор, если старые изношены.
Двигатель также может быть причиной вибраций, возникающих, когда вы останавливаетесь в ожидании зелёного сигнала светофора или прогреваете машину. И виноваты тут сломанные или изношенные опоры силового агрегата, которые не поддерживают мотор должным образом. Из-за этого детонация от двигателя передаётся на кузов.
Следите за коробкой переключения передач
Неполадки в трансмиссии также могут привести к тому, что машину будет потрясывать. Выявить их довольно легко: если коробка механическая, просто выжимаем во время движения сцепление. На «автомате» нужно переключить рычаг в положение «N». Если вибрации пропали, то это дело точно в коробке передач. На АКПП причиной неполадки может оказаться загрязнённый фильтр коробки или недостаточный уровень трансмиссионного масла.
Кроме того, автомобиль будет заметно вибрировать при разгоне, если у вас изношен карданный вал. Наиболее уязвимое место здесь – крестовина. При необходимости замените деталь, иначе это может привести к неисправности всего кардана, что станет предпосылкой выхода из строя автомобиля и тогда уж ценник за автосервис будет очень велик.
Перегретые тормоза
Вибрация кузова автомобиля может возникать или усиливаться также в процессе торможения. И тут, вероятнее всего, вы имеете дело с деформированными тормозными дисками. Вспоминайте, может быть вам недавно приходилось применять экстренное торможение? Когда колодки прижимаются к диску, они выделяют очень много тепла за небольшой промежуток времени. Диски не успевают передавать его окружающей среде и перегреваются. Ну а раскалённый металл изогнуть довольно просто. Так что если вы почувствовали биение педали тормоза, советуем, как можно скорее, заменить тормозные диски, ведь это одна из самых важных систем в транспортом средстве, от исправной работы которой зависит безопасность на дороге.
Мы перечислили лишь самые распространённые причины вибрации кузова автомобиля. Их можно обнаружить самостоятельно, сэкономив на услугах диагностики в автосервисе. Однако, если проблема до сих пор не найдена, не тяните с ней и обратитесь к специалистам. Можно долго терпеть неудобства от тряски машины, которая будет только возрастать, ухудшая состояние транспортного средства. А запущенная проблема легко может стать причиной аварии. Так что будьте серьёзными и ответственными. Удачи на дорогах!
5 основных причин вибрации автомобиля. Почему вибрирует ваш автомобиль?
В обычной ситуации автомобиль должен плавно двигаться по ровной дороге с любой скоростью. Однако, если вы владеете автомобилем достаточно долго, есть большие шансы, что у вашего автомобиля возникнут некоторые проблемы с вибрацией. Это одна из тех неприятных проблем, которые начинаются тихо и постепенно, и достаточно тонкие, чтобы вы не заметили их или проигнорировали. Не стоит недооценивать эту проблему и необходимо знать основные причины вибрации автомобиля.
- Так ли важно знать причины вибрации автомобиля?
- Вибрация из-за проблемы с шинами
- Колеса — вне баланса
- Вибрации двигателя автомобиля
- Проблемы с тормозом
- Проблемы с осью
- Видео как определить причину вибрации кузова?
Так ли важно знать причины вибрации автомобиля?
Как и в случае любой проблемы с износом автомобиля, очень вероятно, что сотрясение и колебание будут прогрессировать с течением времени. Вы просто можете внезапно осознать, что ваш автомобиль звучит так, будто он развалится в любую минуту. Не ждите, пока это произойдет, потому что вам придется оплатить дорогостоящий ремонт, если вы не решите проблему.
Диагностика и обнаружение причины проблемы с автомобилем — это уже половина выполненной работы. Если ваш автомобиль начинает дрожать и демонстрирует свой возраст, вы можете проверить пятерку вероятных виновников вибрации вашего автомобиля и узнать, как устранить проблему, пока не стало слишком поздно.
Вибрация из-за проблемы с шинами
Шины являются одной из самых распространенных причин вибрации автомобиля на скорости. Одной из возможных проблем, с которыми вы можете столкнуться в этом контексте, это не разбалансированные шины(дисбаланс колес). На медленных скоростях проблемы не будут заметны, но дрожание будет усиливаться по мере ускорения до 55-60 км/ч. Рулевое колесо или даже весь автомобиль начнут вибрировать. Шины также будут дрожать особым образом.
Также следите за правильным давлением в шинах, слишком перекачанные шины будут передать неровности дороги на кузов автомобиля в виде вибрации. Устраните проблему, накачав шину до давления воздуха, указанного изготовителем.
Вибрация также может быть результатом неравномерного износа шин. Осмотрите протекцию на ваших шинах, и если заметите, что износ больше с одной стороны, чем с другой, вам следует провернуть, или поменять местами шины, чтобы обеспечить их равномерный износ.
Один из способов избежать будущих проблем, связанных с шинами — научиться читать рисунок протектора, регулярно проверяйте свои шины, и вы сможете своевременно выявить признаки неприятностей.
Колеса — вне баланса
Вибрации, вызванные колесами, обычно ощущаются через рулевое колесо. Одним из возможных виновников этого может быть изношен или поврежден подшипник ступицы колеса. Хотя они должны прослужить достаточно долгое время, но как и с любой другой механической частью автомобиля, они могут выйти из строя в любое время.
Еще одна вещь, которую нужно искать, это концы стержней или шаровые шарниры. Если рулевое колесо чувствует себя обычным, пока вы едете прямо, но начинает трястись при повороте, это может сигнализировать об изношенных концах штанги. Однако, если руль трясет по прямой, но останавливается, когда вы поворачиваете, это может быть признаком того, что шарнир шаровой опоры неисправен и его следует заменить.
Колебание может стать еще одной причиной вибрации и тряски автомобиля. Термин относится к любому отклонению от действительно кругового вращения и измеряется специальным индикатором.
Вибрации двигателя автомобиля
Если двигатель вашего автомобиля не получает достаточного количества кислорода, топлива или искры, которые необходимы для его бесперебойной работы, вы заметите, что вибрация в машине поступает из моторного отсека и зачастую при наборе скорости. Эта проблема проявляется в рывках, трясках и не ровной работой двигателя, когда ваш автомобиль увеличивает скорость или грохочет в определенном диапазоне скоростей.
Чтобы избавиться от этой проблемы, вы должны проверить свечи зажигания и при необходимости установить новый набор, если старые изношены. Не забудьте также проверить состояние топливных и воздушных фильтров: если они засорены или загрязнены, двигатель будет лишен необходимого топлива или кислорода. Чтобы это не происходило, обязательно своевременно и регулярно меняйте их.
Если проблемы с вибрацией вашего автомобиля не связаны с какой-либо конкретной скоростью, но возникают, когда вы останавливаетесь на красном свете или паркуетесь, тогда крепления подушек двигателя могут быть изношены или повреждены и должны быть заменены.
Проблемы с тормозом
Если вы заметили вибрации при применении тормозов, весьма вероятно, что вы имеете дело с изношенным или изнашиваемым тормозным ротором. Если это так, то у вас будет встряхивать рулевое колесо во время торможения или пульсировать прямо через педаль тормоза. Убедитесь, что ротор проверен, исправен или полностью заменен.
Еще одна причина — изношенный или ржавый штифт суппорта тормоза, но он обычно влияет только на более старые автомобили. Если это является причиной вибраций, вы почувствуете, что ваше рулевое колесо начинает вибрировать со скоростью 50 километров в час. Когда вы увеличите скорость, это будет усиливаться, а когда остановитесь, можете почувствовать горящий запах.
Имейте в виду, что с точки зрения безопасности тормозная система автомобиля является одной из самых важных систем в транспортном средстве. Она чувствительна к износу, поэтому будьте уверены, что держите ее в хорошем состоянии, проверяя тормозные колодки, диски и все другие компоненты тормозной системы регулярно и своевременно.
Проблемы с осью
Если в последнее время у вашего транспортного средства произошло столкновение или какая-либо другая авария, возможно ось была согнута или повреждена. В этом случае обратите внимание, что вибрация в машине происходят при наборе скорости.
В этом контексте тесно связана проблема карданного вала, механического компонента, который передает мощность двигателя на заднюю или переднюю ось (в зависимости от того, управляете ли вы задним приводом или переднеприводным транспортным средством).
Если вам кажется, что автомобиль подпрыгивает вверх и вниз по фронту (в автомобилях с приводом FWD), и вы замечаете вибрацию и потрескивающий шум, исходящие из этой части, вы можете иметь дело с изношенным или сломанным суставом постоянной скорости (шарнир CV). Решение состоит в том, чтобы отремонтировать и установить шарниры CV или полностью заменить карданный вал.
При этом, если ваш автомобиль подпрыгивает вверх и вниз в задней части (в автомобилях с приводом RWD) и вы замечаете, что вибрация усиливается по мере замедления с высокой скоростью, вы можете иметь дело с изношенными универсальными шарнирами (U сегменты) на приводном валу. В этом случае необходимо заменить либо (V образные) соединения, либо весь карданный вал.
Чем опасны вибрации в автомобилях
Оказывается, если вы в своей жизни бывало засыпали за рулем, причиной этому могла быть не только усталость.
На днях исследователи из австралийского университета RMIT обнаружили, что повышенные вибрации в автомобиле, очень быстро приводят в мозгу человека к тормозящим процессам, тем самым вызывая сонливость.
Кажется, до этого исследования никому и в голову не приходило связывать автомобильные вибрации с сонливостью драйвера. Вину в том, что водитель засыпал за рулем, было принято возлагать на усталость, скуку или сытное питание, которые в свою очередь вызывали желание водителя спать. А между тем, ученые считают, что, именно «убаюкивающие» подергивания автомобиля и равномерного гула двигателя сами по себе приводят к сонливости водителей.
Чтобы проверить, как вибрации автомобиля влияют на производительность водителя, ученые использовали симулятор, и задействовали в испытаниях 15 добровольцев. Испытуемые на симуляторе автомобиля на протяжении некоторого времени двигались по двух полосному шоссе со средне дозволенной скоростью. Пейзажи, которые они наблюдали, не изобиловали разнообразием, двигаться приходилось монотонно, без особых рывков, виражей и остановок.
Сам симулятор был сконструирован таким образом, что вибрировал с различными частотами. В первом эксперименте виртуальный автомобиль издавал вибрацию с частотой от 4 до 7 Гц, а во втором был абсолютно статичен.
Чтобы измерить сонливость, исследователи RMIT изучали реакции нервной системы подопытных, измеряли сигналы работы сердца и мозга.
В результате оказалось: добровольцы, которые испытывали на себе низкочастотные вибрации, очень быстро впадали в состояние сонливости, ритм работы их сердца замедлялся, а активность работы мозга существенно снижалась. При этом, было совершенно не важно, усталым или, напротив, бодрым человек садился за руль.
Первые признаки сонливости проявлялись уже после 15 минут езды, а через час они достигали своего апогея.
Сейчас ученые, получив столь ошеломительные результаты, собираются найти способ, как с данной проблемой бороться. Они хотят выяснить, есть ли у данного явления зависимость от возраста и пола. А также найти вибрацию такой частоты, которую было бы возможно внедрить в автомобиль, и она «тонизировала» бы водителя.
Реализация подобной идеи сможет помочь автопроизводителям выпускать транспортные средства (или аксессуары к ним), которые бы полностью убирали вредную «сонную» вибрацию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какими поломками грозит вибрация в автомобиле
Вибрация, которая возникает во время движения автомобиля, указывает на имеющийся дисбаланс. Это требует быстрого восстановления причины неполадки, а так же своевременной замены неисправных деталей. Обычно водитель ощущает вибрацию во время поездки, при торможении или ускорении.
Как показала практика, в большинстве случаев проблема заключается в колесах. В некоторых случаях это говорит о поломке ходовой части, и иногда указывает на неполадки со стороны двигателя.
Основные причины возникновения вибрации и чем они опасны
Езда, когда возникает вибрация, доставляет водителю и пассажирам определенные неудобства. При этом такое движение по праву считается небезопасным. На скорости или во время совершения маневра/поворота, автомобиль запросто может занести, что приведет к утере контроля.
В такой ситуации достаточно сложно вовремя среагировать – это станет причиной аварийной ситуации. К тому же если причина образования вибрации кроется в неисправности небольшой и незначительной детали, то она может повлечь за собой более серьезные неисправности, на исправление которых потребуется много денег и времени.
Важно! Ездить на автомобиле, в котором ощущается вибрация, опасно для жизни пассажира и для других участников дорожного движения.
Устранить проблему вполне реально, если вовремя заехать в профессиональное СТО и обратиться за помощью к квалифицированным работникам. Иногда причина вибрации кроется в образовавшейся на шине грыже. Если причина в дисбалансе колес, то в таком случае важно отрегулировать их до нормального и оптимального для езды состояния. делать это рекомендовано на шиномонтажке, а не в своем гараже.
Если причина кроется в налипшей грязи или снеге, то в таком случае придется снять колеса и тщательно очистить их, восстановить геометрию, затем собрать с повышенной точностью и отбалансировать. Иногда неисправная ходовая часть также может спровоцировать вибрацию. Для устранения потребуется пройти диагностику и своевременно заменить сломанные детали.
Важно! Основная причина появления вибрации – это проблемы, связанные с колесами. Однако только профессионалы смогут правильно выявить ее посредством проведения осмотра.
Помимо этого, существует еще целый ряд моментов, из-за которых может появиться вибрация во время движения:
- Неравномерное давление в шинах приводит к появлению вибрации в капоте и руле. Возможно, колесные болты плохо затянуты.
- Колесные диски деформируются. Это возникает после того, как автомобиль влетает в яму или выемку на дороге. В результате такой ситуации и появляются дефекты.
- Грыжа на колесах. Одной из главных причин, которые приводят к подобной ситуации, является неаккуратное вождение и совершение резких маневров.
Только с помощью диагностики получится найти истинную причину появления вибрации. Стоит помнить, что езда на таком автомобиле является опасной и может запросто привести к аварии.
Какая вибрация в автомобиле опасна
Водители нередко сталкиваются с таким неприятным явлением при езде – вибрации автомобиля. Причин их появления достаточно много, но и эксплуатировать вибрирующий автомобиль, как минимум, не доставляет удовольствия, а может быть еще и опасно для жизни. При движении может ощущаться на руле, педалях и даже сидении. Разберём, откуда берутся вибрации и насколько могут быть серьезны последствия такой эксплуатации.
Основные причины вибрации
Можно выделить основные причины появления вибраций в автомобиле:
- дисбаланс или повреждение колёс;
- вибрации двигателя автомобиля;
- проблемы с трансмиссией.
Рассмотрим каждый случай более подробно.
Дисбаланс или повреждение колёс
Если при движении вдруг возникли вибрации, то вероятнее всего это связано с расбалансировкой колёс. В протекторе могли застрять камни, либо на диски налипла грязь или снег. Нередко происходит это и из-за потери балансировочных грузиков. Гнутые диски или шины с сильным износом или механическими повреждениями обязательно будут влиять на движение. Решение простое – осматриваем колёса, выявляем дефект и устраняем, либо сами, возможно установкой запаски, либо едем на шиномонтаж.
Вибрации двигателя автомобиля
Это свидетельствует о каких либо поломках в ДВС. Возможно, износились подушки или опоры двигателя. В данном случае их необходимо как можно скорее заменить – двигатель не любит сильных вибраций, а то и вовсе может сорваться с креплений. В других случаях, резкие рывки, тряска или провалы при движении могут быть связаны с неисправностью системы зажигания, загрязненностью топливных и воздушных фильтров, а так же с изношенными свечами зажигания. Следует всегда проверять эти элементы на пригодность, это не так сложно, если соблюдать интервал замены, можно и вовсе менять их вместе с маслом.
Проблемы с трансмиссией
Пожалуй, самые распространенные случаи появления вибраций связаны с поломками в трансмиссии авто. Их сложнее всего обнаружить, так как появиться они могут и в коробке передач, в карданных валах, возможно в рулевом редукторе или рейке. Ощущаться они начинают в основном при наборе скорости, либо при скоростях выше 60 км/ч. Диагностику и профилактику лучше проводить на подъемниках или эстакадах в специализированных сервисах.
Важно! Как можно чаще осматривайте свой автомобиль. При своевременном выявлении дефектов, продлите срок службы машины, обезопасите себя от неприятных ситуаций.
Самые опасные вибрации
Помимо неудобств для водителя, отвлекая и раздражая его, вибрации могут стать причиной серьезного ДТП. Например, может открутиться болт колеса и при движение есть вероятность, что оно укатиться отдельно от машины. А если это возникнет на большой скорости? Поэтому любая вибрация, появившаяся в автомобиле, должна быть своевременно выявлена и устранена.
News.ua
- Политика
- Экономика
- Криптовалюта
- Общество
- Мир
- Технологии
- Авто
- Спорт
- Здоровье
- Шоу-бизнес
- Курьёзы
Чем опасны вибрации в автомобилях
Оказывается, если вы в своей жизни бывало засыпали за рулем, причиной этому могла становиться не только усталость.
На днях исследователи из австралийского университета RMIT обнаружили, что вибрации, создаваемые работающих автомобилем, очень быстро приводят в мозгу человека к тормозящим процессам, тем самым вызывая сонливость.
Кажется, до этого исследования никому и в голову не приходило связывать автомобильные вибрации с сонливостью драйвера. Вину в том, что водитель уснул за рулем, было принято возлагать на усталость, скуку или сытное питание. А между тем, ученые считают, что, вероятно, именно из-за «убаюкивающих» подергиваний автомобиля и равномерного гула двигателя многих водителей за рулем часто клонит в сон, и их реакция притупляется.
Чтобы проверить, как вибрации автомобиля влияют на производительность водителя, ученые использовали симулятор, и задействовали в испытаниях 15 добровольцев. Испытуемые на симуляторе автомобиля на протяжении некоторого времени двигались по двух полосному шоссе со средне дозволенной скоростью. Пейзажи, которые они наблюдали, не изобиловали разнообразием, двигаться приходилось монотонно, без особых рывков, виражей и остановок.
Читайте также: Во время погони пьяный водитель уснул за рулем
Сам симулятор был сконструирован таким образом, что вибрировал с различными частотами. В первом эксперименте виртуальный автомобиль издавал вибрацию с частотой от 4 до 7 Гц, а во втором был абсолютно статичен.
Чтобы измерить сонливость, исследователи RMIT изучали реакции нервной системы подопытных, измеряли сигналы работы сердца и мозга.
В результате оказалось: добровольцы, которые испытывали на себе низкочастотные вибрации, очень быстро впадали в состояние сонливости, ритм работы их сердца замедлялся, а активность работы мозга существенно снижалась. При этом, было совершенно не важно, усталым или, напротив, бодрым человек садился за руль.
Читайте также: ДТП в Запорожской области: водитель уснул за рулем
Первые признаки сонливости проявлялись уже после 15 минут езды, а через час они достигали своего апогея.
Сейчас ученые, получив столь ошеломительные результаты, собираются найти способ, как с данной проблемой бороться. Они хотят выяснить, есть ли у данного явления зависимость от возраста и пола. А также найти вибрацию такой частоты, которую было бы возможно внедрить в автомобиль, и она «тонизировала» бы водителя.
Реализация подобной идеи сможет помочь автопроизводителям выпускать транспортные средства (или аксессуары к ним), которые бы полностью убирали вредную «сонную» вибрацию.
Сообщение Чем опасны вибрации в автомобилях появились сначала на Автоцентр.ua.
Реферат: Влияние автомобильных вибраций на организм человека
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет филологии и журналистики
Кафедра средств массовых коммуникаций
Реферат по Охране Безопасности Жизнедеятельности
«Влияние автомобильных вибраций на организм человека»
Студентка 4го курса, 11 группы
Природа – целостная система с множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротах веществ и энергии. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса (высокий уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду).
Сегодня производственная деятельность человечества связанна с использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Некоторые «изменения», такие как загрязнение воздуха или воды, могут непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие чреваты косвенными эффектами, например, выбросы углекислого газа сказываются на климате, что в свою очередь отражается на производстве продуктов питания; сдвиги в концентрации биогенов приводят к гибели одних популяций и бурному размножению других.
В результате накопления различных загрязнений в атмосфере, в первую очередь фреонов, происходит разрушение озонного слоя, который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. Загрязнения, поступающие в атмосферу, с осадками возвращаются на Землю и попадают в водоемы и почву. Сточными водами предприятий промышленности и агропромышленного комплекса загрязняются реки, озера и моря. Считается, что в водоемы попадает свыше 500 тыс. различных веществ. Тяжелые металлы – свинец, ртуть, цинк, медь, кадмий, попавшие в водоем, активно поглощаются животными и рыбами, которые или сами погибают, или отравляют людей, использующих их в пищу.
В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.
За последние десятилетия человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха – одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище научно-технического прогресса – автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет – 60 — 90%.
Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду.
Курсирующие на Земле более 500 млн. автомобилей являются не только причиной ежегодной гибели около 500 тысяч, 10 млн. раненых, но и причиной расшатывания здоровья миллиардов людей.
На сегодняшний день российское автомобилестроение отстает в техническом отношении от мирового уровня. В серийном производстве находятся автомобили, которые проектировались 20-30 лет назад. Технологический уровень производства не позволяет достичь требуемой точности сборки и обработки деталей. Свой вклад в загрязнение ОС вносит низкое качество топлива: около 70% — этилированного бензина.
По оценкам специалистов ежегодные суммарные автомобильные выбросы в СНГ составляют 400 млн. т., среди которых:
· 27 млн.т. окиси углерода,
· 2.5 млн.т. углеводородов,
· 9 млн.т. окислов азота,
· 200-230 млн.т. углекислого газа.
Среди всех видов транспорта автомобильный наносит наибольший ущерб окружающей среде. В России в местах повышенного загрязнения воздуха проживает около 64 млн. человек, среднегодовые концентрации загрязнителей воздуха превышают предельно допустимые более чем в 600 городах России.
Государственные затраты на охрану природы составляют доли процента бюджета, что в десятки раз меньше аналогичного показателя для развитых стран. Несмотря на обвальное сокращение производства, состояние окружающей природной среды Российской Федерации постоянно ухудшается.
Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду следующие:
· Загрязнение окружающей среды;
· Выделение тепла (рассеяние энергии).
Я остановлюсь более подробно на рассмотрении влияния вибрации на организм человека.
Важным источником транспортного дискомфорта (для водителя и пассажиров) являются колебания и вибрации, возникающие в процессе движения автомобиля. Они рассматриваются в рамках группового свойства — плавности хода.
При движении автомобиля возникают колебания, обусловленные неуравновешенными силовыми воздействиями в узлах и агрегатах автомобиля, а также внешним переменным воздействием от неровностей дорожного покрытия. Эти колебания передаются на кузов автомобиля и через дорожное покрытие и грунт — на элементы придорожного пространства. Воздействие вибраций можно рассматривать по аналогии с шумом в двух аспектах: воздействие на водителя и пассажиров автомобиля и воздействие на окружающие объекты.
По способу передачи на человека различают общую и локальную вибрации. Общая вибрация передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека и вызывает сотрясение всего организма; локальная вибрация передается через руки человека. Водитель автомобиля одновременно подвергается воздействию общей и локальной вибрации, а пассажир и пешеход, находящийся рядом с проезжей частью, — общей.
Наиболее опасными являются вибрации в диапазоне 1-5Гц, вызывающие резонанс колебаний частей тела человека. Более высокие частоты вибрации также оказывают отрицательное воздействие на водителя, но оно менее ощутимо.
В этом случае большое значение имеет амплитуда колебаний.
— при амплитуде 0,01мм вибрация не ощутима;
— при амплитуде 0,02мм действует раздражение;
— при амплитуде 0,03мм — постоянно отвлекает водителя от основной деятельности;
— при амплитуде больше 0,03мм — длительная работа невозможна.
Колебания передающиеся к голове водителя, вызывают:
— изменение ритма и частоты дыхания;
— измерение артериального давления;
— снижает остроту бипокулярного зрения;
— ухудшает деятельность нервной системы.
Оценка плавности хода связана с наличием частотной и амплитудной чувствительности различных органов человека, особенно при экстремальных виброускорениях во время движения автомобиля.
При проектировании подвески автомобиля стараются обеспечить такую плавность хода, при которой уровни вибрации не превышают порога снижения комфортности или порога производительности труда, а частота колебаний кузова находится в диапазоне 1,5 — 2,5 Гц.
Наименьший уровень вибрации, источником которой является взаимодействие колес с дорогой, наблюдается при размещении водителя и пассажиров внутри автомобиля на площади, ограниченной колесной базой. Такое размещение принято практически для всех легковых автомобилей. Для водителей грузовых автомобилей с компоновкой кабины над двигателем и автобусов вагонного типа необходимо применение сиденья с подрессориванием.
Вибрации, возникающие при движении автомобиля, не только воздействуют на водителя и пассажиров, но и передаются через дорожное покрытие в окружающее пространство. Исследования показывают, что они могут превышать допустимый для человека уровень на удалении от проезжей части до 10м.
Для предотвращения воздействия вибрации на организм человека применяются:
· различные виброгасительные и демпфирующие устройства (амортизаторы, демпферы, рессоры, пружины и т.д.):
· увеличение жесткости вибрирующих деталей;
· создание условий, исключающих возникновение резонанса;
· использование вибронакладки, вибропоглащающих смазочных материалы и покрытий