Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда и какие автомобили поставляет Россия на экспорт

Советские большегрузы за рубежом: куда и сколько? 14:00, 13 декабря 2019 Версия для печати

Советский Союз ежегодно экспортировал десятки тысяч грузовиков в разные страны мира. Какие машины пользовались наибольшим успехом за рубежом?

СССР активно поддерживал развивающиеся страны соцлагеря. Некоторым сателлитам Советский Союз оказывал безвозмездную помощь, однако чаще речь шла о валютном расчёте или бартере. На экспорт шло как сырье, так и промышленные товары.

Объёмы экспорта в советские времена не разглашались, но сегодня некоторые сведения стали публичными. В распоряжении портала «Машинный парк» оказался любопытный документ – бюллетень экспорта советской техники за последнее десятилетие, актуальный на 1 января 1981 года. Он позволяет получить представление о масштабах экспорта большегрузного транспорта в зарубежные страны в 70-е годы минувшего века.

Завод имени Лихачёва (ЗиЛ)

Московский завод, флагман советского автопрома, мог похвастаться самыми большими показателями экспорта. Наиболее популярны за рубежом были полноприводные большегрузы.

ЗиЛ-157 (также известный как «Захар») – 117 636 шт.

Большинство «Захаров» отправилось в развивающиеся страны: 23 тысячи в Египет, 13 тысяч во Вьетнам, 25 тысяч в Северную Корею. Впрочем, в бюллетене указаны и экзотические государства – например, Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо).

В 2015 году российскому фотографу, приехавшему в КНДР, попался на глаза неплохо сохранившийся «Захар». Каждый значок, нарисованный на кабине, означает 50 тыс. километров пробега.

ЗиЛ-130 — более 180 000 шт.

Самый массовый советский грузовик (обладающий, напомним, большим количеством различных модификаций) был популярен как в социалистических, так и в западных странах. Тысячи «стотридцатых» поставлялись в Италию и ФРГ, в Гвинею-Бисау и даже в высокогорный Непал.

Горьковский автозавод (ГАЗ)

ГАЗ-53 – 61 100 шт.
ГАЗ-63 – 56 000 шт.
ГАЗ-66 – 46 265 шт.

Лидером экспорта этого завода стали легковые «Козлики» (ГАЗ-69): их было продано и передано более 116 000 шт. Но счёт отправленным за границу грузовикам также шел на десятки тысяч.

Минский автозавод (МАЗ)

МАЗ-500 – 25 000 шт.

Пятисотое семейство МАЗ производилось с 1963 по 1977 год. Тысячи грузовиков отправились в страны соцлагеря, среди которых Польша, Болгария, ГДР. Единичные экземпляры были отгружены в Мавританию, Бангладеш, Кампучию и Сьерру-Лионе.

Кременчугский автозавод (КрАЗ)

КрАЗ – 48 079 шт.

Простой и надёжный большегруз пользовался популярностью за рубежом. Оценили его даже в Великобритании, куда было поставлено 500 машин. Примечательно, что в 70-е годы самыми надёжными советскими грузовиками считались БелАЗы, поэтому экспортые КрАЗы отправили Соединенное Королевство именно под этой маркой.

Удивительно, но несколько машин из этой партии до сих пор работает в Соединенном Королевстве в качестве грузовых эвакуаторов.

Камский автозавод (КамАЗ)

КамАЗ-5320 – 18 508 шт.

Первый КамАЗ-5320 сошел с конвейера в 1976 году. За последующие 4 года завод произвел 95 тысяч большегрузов, и лишь 18 тысяч из них отправились на экспорт. Основные получатели – Афганистан и Румыния; небольшое количество машин было отгружено в Францию, Великобританию и Финляндию. В 2010 году один из КамАЗов до сих пор работал в Финляндии в качестве платформы для автокрана.

Уральский автозавод (УралАЗ)

Экспорту этих грузовиков препятствовала их популярность у Советской Армии. Военные готовы были забирать себе всю продукцию миасского завода. Однако небольшие партии тягачей всё же попадали в зарубежные страны – в основном, в виде платформ для различных надстроек. В списке получателей – большое количество африканских стран. Вот этот Урал-4320 с надстройкой использовался в качестве пожарной машины в египетском аэропорту.

Белорусский автозавод (БелАЗ)

БелАЗ-540 и БелАЗ-548 – 5036 шт.

БелАЗ, как мы уже говорили, за рубежом считался самым авторитетным советским автобрендом. Поэтому под маркой БелАЗ продавали КрАЗы, УАЗы и даже тракторы ДЭТ-250. Если же говорить о карьерных самосвалах, то их было продано около 5 тысяч.

Итого: свыше 557 тыс. «гражданских» грузовиков было отправлено в разные страны мира с 1970 по 1980 годы. Масштабы отгрузок поражают воображение – и следует отметить, что они не учитывают военный транспорт, статистика о поставках которого до сих пор засекречена.

Экспорт растет на фоне снижения внутреннего спроса

Российские автоконцерны на фоне слабого спроса на автомобили на внутреннем рынке наращивают поставки за рубеж. К началу традиционно высокого сезона (сентябрь—декабрь) экспорт автомобилей вырос почти на 30%, в основном за счет легкового сегмента. В Российском экспортном центре видят в этом интеграцию российского автопрома в «глобальные цепочки», но основными странами, куда возят автомобили и комплектующие из РФ, остаются соседние Белоруссия и Казахстан.

Экспорт автомобилей и компонентов из России в этом году растет на 30%. «Из Германии заказчики сами приезжают, просят подыскать им российских поставщиков, потому что соотношение «цена—качество» лучше альтернатив»,— заявил глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев в ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым. По актуальной статистике ФТС за январь—август, экспорт легковых автомобилей в штуках и в деньгах вырос на 27,8% (до 73,4 тыс. штук) и 32,1% (до $1 млрд) соответственно. Поставки грузовиков в штуках увеличились на символические 0,1%, до 8,4 тыс., в деньгах — на 12,7%, до $218,5 млн. В прошлом году в тот же период экспорт легковых автомобилей стагнировал, а грузовиков — незначительно рос (на 3,6%).

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что фундаментальными причинами роста поставок автопрома стали слабый внутренний спрос и государственная система поддержки экспорта. Существующие меры — прежде всего субсидирование логистики, омологации и сертификации — облегчают вывод продукции на новые рынки, а низкий внутренний спрос стимулирует искать новых потребителей, в том числе за рубежом, заключает он. В этом году правительство направило на поддержку экспорта машиностроения не менее 4,5 млрд руб.

В январе—сентябре продажи автомобилей в РФ сократились на 2%, до 1,27 млн штук, по данным АЕБ, впервые за два года. При этом производство легковых автомобилей за девять месяцев выросло на 1,1%, до 1,1 млн штук, сообщал Росстат, грузовых — на 5,7%, до 14,5 тыс. машин. В октябре глава Минпромторга Денис Мантуров рассчитывал на сохранение объемов производства на уровне 2018 года или «определенный плюс». В интервью «России 24» он отмечал, что рост может быть достигнут с учетом увеличения поставок за рубеж автомобилей и автокомпонентов.

Динамику поставок автомобилей во многом определяет спрос на традиционных для России рынках, поясняют в РЭЦ, говоря об эффекте отложенного спроса, а также «»врастании» в глобальный автомобильный рынок».

Среди крупных направлений также Турция (7%), Чехия (6,3%), Узбекистан (6%) и Китай (5%). Наибольший вклад в рост экспорта внесли легковые автомобили (41% роста) и прицепы (34%), заметными были также поставки спецавтотранспорта (11%) и грузовиков (4%), говорят в РЭЦ. Лидеров экспорта там не называют. Бестселлеры внутреннего рынка — Lada, Kia и Hyundai.

Основными рынками сбыта в Минпромторге называют Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехию, Кубу, среди компаний основные лидеры — АвтоВАЗ, Volkswagen, Renault и Hyundai.

В АвтоВАЗе раскроют детали экспорта только по итогам года, но в концерне сообщили, что поставляют автомобили Lada в 34 страны. Nissan за девять месяцев экспортировал более 3 тыс. автомобилей Qashqai, X-Trail, Murano и Terrano в Казахстан и Белоруссию. В Nissan подчеркивают, что одним из ключевых факторов при расширении экспорта является господдержка — она необходима, чтобы сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке. В Toyota “Ъ” сказали, что в январе—августе поставки их автомобилей за рубеж в штуках выросли на 44%, приоритетными рынками были Казахстан и Белоруссия. Управляющий директор Ларс Химмер «Фольксваген Груп Рус» в конце октября говорил, что концерн по итогам года рассчитывает экспортировать 24 тыс. машин, а также собираемые в Калуге двигатели.

Автоконцерны попросили оценить потери от возможного прекращения импорта компонентов

Среди грузовиков экспорт КамАЗа за девять месяцев вырос на 58%, до 3,4 тыс. штук. Основные страны прироста —Узбекистан и Вьетнам. Традиционно одним из главных внешних партнеров остается Казахстан, отмечают в концерне. Volvo Trucks в 2019 году продолжает поставки кабин в Гент (в 2018 году экспортировано 1,8 тыс. штук) и рассматривает возможность поставок комплектных автомобилей в Европу и Азию.

Ускоренный рост экспорта в денежном выражении может быть вызван усложнением логистики, исполнения, комплектации автомобилей и пр., говорит Дмитрий Бабанский. По его словам, традиционно высокий сезон для автоэкспорта — с сентября по конец года. Он дает прогноз по росту поставок до $4–4,2 млрд в этом году. В РЭЦ ожидают, что экспорт по итогам года будет превышать показатели 2018-го «минимум на 10%».

Souzconsalt

Поддержка Развития Бизнеса

Что Покупает Россия! Импорт Экспорт России

Что Покупает Россия! Импорт Экспорт России

Российская Федерация импортировала товаров на общую сумму 243,8 млрд долларов США со всего мира в 2019 году, увеличив импорт на 33,4% с 2015 года и на 2,4% с 2018 по 2019 год.

По среднему обменному курсу за 2019 год российский рубль обесценился на -6,2% по отношению к доллару США с 2015 года и снизился на -3,3% с 2018 по 2019 год.

Закупки товаров с мировых рынков выглядят следующим образом:

  • 45,8% от общего объема российского импорта в стоимостном выражении в 2019 году было закуплено в европейских странах.
  • Азиатские торговые партнеры обеспечили 43,4% импортных продаж в Россию,
  • 6,4% — из Северной Америки.
  • Меньший процент поступил из стран Латинской Америки (2,8%), за исключением Мексики, но включая страны Карибского бассейна, Африки (1,2%) и Океании (0,4%) во главе с Австралией.

Учитывая, что население России составляет 146,7 млн. Человек, общий объем импорта в 2019 году составляет 243,8 млрд. Долларов США, что соответствует примерно 1700 долларов США в годовой потребности в продуктах у каждого жителя обширной евразийской страны.

Найдем товары и поставщиков WhatsApp +79169906144

Что импортирует Россия

Следующие товарные группы представляют наибольшую стоимость в долларах в российских закупках на импорт в течение 2019 года. Также показана процентная доля, которую представляет каждая категория товаров с точки зрения общего импорта в Россию.

  1. Машинное оборудование, включая компьютеры: 43,2 млрд. Долларов США (17,7% от общего объема импорта)
  2. Электрические машины, оборудование: 29,8 млрд. Долларов (12,2%)
  3. Транспортные средства: 23,7 млрд. Долларов (9,7%)
  4. Фармацевтические препараты: 14,1 млрд. Долларов (5,8%)
  5. Пластмассы, изделия из пластмассы: 9,8 млрд. Долларов (4%)
  6. Оптические, технические, медицинские приборы: 7,3 миллиарда долларов (3%)
  7. Изделия из железа или стали: 6,5 млрд. Долларов (2,7%)
  8. Фрукты, орехи: 5,1 млрд. Долларов (2,1%)
  9. Железо, сталь: 5 миллиардов долларов (2,1%)
  10. Органические химические вещества: 4,4 миллиарда долларов (1,8%)
Читать еще:  Bogdan331 › Блог › Как выбрать смазку суппорта; виды смазок суппорта

На первую десятку российского импорта пришлось примерно три пятых (61,1%) от общей стоимости закупок ее продукции из других стран.

Машины и оборудование

В 2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 10 подкатегорий машин, включая компьютеры.

  1. Компьютеры, оптические считыватели: 5,7 млрд долларов США (снижение на 4,7% по сравнению с 2018 годом)
  2. Краны, клапаны и аналогичные приборы: 2,3 млрд. Долларов (рост на 14,2%)
  3. Машины для изменения температуры: 2,2 миллиарда долларов (-17,1%)
  4. Центрифуги, фильтры и очистители: 1,9 млрд. Долларов (рост на 11,1%)
  5. Тяжелая техника (бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки): 1,8 млрд долларов (рост на 3%)
  6. Разное оборудование: $ 1,6 млрд. (Снижение на -4,4%)
  7. Жидкостные насосы и лифты: 1,5 миллиарда долларов (рост на 0,1%)
  8. Воздушные или вакуумные насосы: 1,5 миллиарда долларов (рост на 6,3%)
  9. Поршневые двигатели: 1,4 миллиарда долларов (рост на 7,4%)
  10. Подъемно-транспортное оборудование: 1,1 млрд. Долларов (рост на 1,2%)

Среди этих импортных подкатегорий российские закупки кранов, клапанов и аналогичных приборов (рост на 14,2%), центрифуг, фильтров и очистителей (рост на 11,1%), а затем поршневые двигатели (рост на 7,4%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и процентное увеличение в скобках ясно показывает, где самый большой спрос на различные виды импортного оборудования среди российских предприятий и потребителей.

Электроника и компоненты

В 2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 10 подкатегорий электротехнической продукции, в том числе бытовой электроники.

  1. Устройства для телефонных систем, включая смартфоны: 9 миллиардов долларов США (снижение на 4,5% по сравнению с 2018 годом)
  2. Электрические водонагреватели, фены: $ 1,7 млрд (рост на 3,8%)
  3. ТВ-приемники / мониторы / проекторы: 1,3 миллиарда долларов (рост на 9,1%)
  4. Электрические преобразователи / блоки питания: 1,3 млрд. Долларов (снижение на 4,4%)
  5. Низковольтные выключатели, предохранители: 1,3 миллиарда долларов (рост на 0,3%)
  6. Детали теле-, радио-, радиолокационных устройств: 1,2 млрд. Долл. США (на 7,9% ниже)
  7. Электрические / оптические платы, панели: 1,2 млрд. Долларов (снижение на 4,1%)
  8. Интегральные микросхемы / микросборки: 1,2 миллиарда долларов (-9,3%)
  9. Изолированный провод / кабель: 1,1 миллиарда долларов (рост на 4,2%)
  10. Электрогенераторы, преобразователи: 869,7 млн. Долл. США (рост на 40,2%)

Среди этих подкатегорий импорта российские закупки электрогенераторов и преобразователей (рост на 40,2%), телевизионных приемников, мониторов и проекторов (рост на 9,1%), а затем изолированных проводов или кабелей (рост на 4,2%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и процентное увеличение в скобках ясно показывают, где самый большой спрос на различные виды импортной электроники среди российских предприятий и потребителей.

Транспортные средства

2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 10 подкатегорий транспортных средств.

  1. Автозапчасти / аксессуары: 8,8 млрд долларов США (снижение на 2,5% по сравнению с 2018 годом)
  2. Автомобили: 7,9 млрд долларов (рост на 8,9%)
  3. Автомобильные кузова: 2,3 миллиарда долларов (рост на 12,7%)
  4. Грузовые автомобили: 1,9 млрд долларов (снижение на 3,1%)
  5. Тракторы: 1,3 млрд долларов (снижение на 19,5%)
  6. Трейлеры: $ 729,6 млн (снижение на 14%)
  7. Общественный транспорт: 222,2 млн. Долларов (рост на 11,1%)
  8. Автомобили специального назначения: 192,5 млн. Долл. США (снижение на 36,7%)
  9. Мотоциклы: 137,5 млн. Долларов (рост на 20%)
  10. Запчасти / аксессуары для мотоциклов: $ 116,1 млн (рост на 14,8%)

Среди этих подкатегорий импорта российские закупки мотоциклов (рост на 20%), запасных частей или принадлежностей для мотоциклов (рост на 14,8%), а затем автомобильных кузовов (рост на 12,7%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и проценты в скобках четко показывают где наибольшим спросом пользуются российские предприятия и потребители на различные виды импортных автомобилей.

Фармация

В 2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 6 подкатегорий фармацевтических препаратов.

  1. Смеси лекарств в дозировке: 10,2 млрд. Долларов США (рост на 29,7% с 2018 года)
  2. Фракции крови (включая антисыворотку): 3,1 млрд долларов (рост на 55,1%)
  3. Швы, специальные фармацевтические товары: 472,8 млн. Долларов (рост на 9%)
  4. Смеси лекарств, не в дозировке: 280,3 млн. Долл. США (рост на 7,3%)
  5. Упакованные перевязочные материалы: 68,1 млн. Долл. США (рост на 8,8%)
  6. Сушеные органы, гепарин: 30,9 млн. Долларов (рост на 50,1%)

Среди этих импортных подкатегорий российские закупки фракций крови, включая антисыворотку (до 55,1%), высушенные органы и гепарин (до 50,1%), а затем лекарственные смеси в дозировке (до 29,7%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и процентное увеличение в скобках ясно показывают, где самый большой спрос на различные виды импортируемых фармацевтических препаратов среди российских предприятий и потребителей.

Где продаются российские авто? Список стран для экспорта

Экспорт российских автомобилей еще несколько лет назад казался одним из самых экзотических мероприятий в нашей экономике. И действительно, салоны Lada открывались разве что в странах третьего мира, в которые вообще не добрались другие производители. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Российские авто перестали быть совсем уж отставшими от жизни, получили новый облик и новую технику. Их смело можно выпускать на внешний рынок. Именно благодаря экспорту, многие европейские и японские компании процветают. Российские же бренды зависят от одного рынка. В случае любого кризиса и падения продаж заводы терпят колоссальные убытки. Если посмотреть на историю Toyota, в некоторые моменты 98% автомобилей отправлялось из Японии на экспорт, потому что внутренний рынок полностью прекращал обновление автопарка. Поэтому АвтоВАЗ также стремится максимально активно представить свою продукцию в других странах.

Говорить о других производителях не так интересно, пока предпринимаются только вялые попытки выйти хотя бы в ближайшее зарубежье. Российские машины очень хорошо продавались в Украине, но сегодня этот рынок практически вымер не только для Lada и UAZ. Практически все производители максимально сократили свое присутствие в Украине и Беларуси из-за достаточно затяжного финансового кризиса в этих странах. Российские же производители остаются без достаточно серьезного куска рынка, поэтому вынуждены искать продажи в других странах. Сегодня мы рассмотрим самые интересные места и факты о зарубежных продажах АвтоВАЗ и прочих российских компаний. Мы не будем говорить о том, куда отправляются иномарки российской сборки, это очень запутает сегодняшний обзор. Поговорим об истинно российских брендах, которые сегодня представлены в других странах.

В каких странах вообще продают русские авто?

Вы можете быть удивлены, но ВАЗы продают в действительно многих странах. И если UAZ только находится в стадии подготовки одного из своих первых настоящих экспортных контрактов, то Lada активно расширяет свою географию. Ни для кого не секрет, что авто этого бренда представлены в Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Южной Осетии, Грузии, Таджикистане, Казахстане и в других окружающих странах. Но сюрпризом для многих будут продажи Lada в странах Европейского Союза:

  1. Венгрия. Здесь представлены самые интересные бренды Европы, очень любят японские Suzuki и Nissan. Но и Lada нашла свое место в списке продаж среди венгерских автосалонов, и продажи идут весьма неплохо.
  2. Словакия. Подражая своему соседу, Венгрии, словаки также покупают немало российской техники. И дело не в том, что она качественная или красивая, это просто традиция и добрые отношения между странами.
  3. Болгария. Еще один товарищ России в Восточной Европе довольно активно закупает российские авто. Здесь и говорят по-русски, и покупают с удовольствием русское, несмотря на обилие других интересных предложений.
  4. Сербия. Как в стране ЕС, в Сербии можно приобрести Logan за 8200 евро в неплохой комплектации. Но многие сербы предпочитают Lada за те самые или даже большие деньги, причины понять сложно.
  5. Молдова. Здесь ситуация другая, лишь немногие европейские бренды представлены в Приднестровье. С этой частью Молдовы только Россия поддерживает дружественные отношения, вот и покупают здесь ВАЗы.

Удивительным является тот факт, что европейцы покупают российские автомобили. Конечно, качество русского производства подскочило, цена остается приемлемой, но конкуренции европейским производителям мы пока точно составить не можем. Это достаточно интересно, но в некоторых странах продажи российских автомобилей проходят даже лучше, чем во многих регионах России. Пусть миллиарды евро АвтоВАЗ пока не зарабатывает, но получить свой кущ от европейского рынка он точно может, и этот шанс не теряет.

Экзотические рынки сбыта российских автомобилей

Но это еще не самые неожиданные варианты экспорта машин. Существуют и более интересные и отдаленные рынки, на которых довольно активно продаются русские автомобили. Многие путешественники искренне удивляются, увидев в столь дальних и даже порой экзотических странах родной облик Lada Granta или Kalina. А сегодня и Vesta активно расходится по всему миру и получает новых покупателей. Среди самых необычных и неожиданных рынков сбыта российских автомобилей можно отметить такие страны:

  1. Египет. Традиционно сюда отправляется довольно много русских машин, и дело не только в связях между странами. Египтяне хорошо помнят времена, когда ВАЗы были вообще единственными доступными авто для них на новом рынке, вот и остались традиции.
  2. Куба. По той самой причине кубинцы неплохо покупают Lada. Только в прошлом году президент США снял экономическую блокаду и часть санкций с Кубы, а до этого Россия была одним из немногих международных партнеров этого государства.
  3. Боливия, а также многие другие страны Латинской Америки, такие как Чили, Бразилия, Перу. Здесь есть салоны Лада, машины продаются довольно слабо, но экспорт все еще поддерживается. Сегодня растет экспорт американских авто с более дешевой доставкой в этот регион.
  4. Германия. Очень удивительным фактом является наличие в ФРГ салона Lada. Пусть продажи здесь и не очень хороши, но компания активно поддерживает присутствие на одном из самых конкурентных рынков. Правда, такое присутствие не особо перспективно.
  5. Сирия. Это один из немногих азиатских рынков России. Снова сыграли роль политические связи государств, а также довольно слабо развитый в Сирии рынок новых авто. Сейчас из-за войны поставки довольно слабые, но даже сегодня они есть.
Читать еще:  Сообщества › Федерация автовладельцев России › Блог › Что качественнее: немцы, японцы или корейцы

Также поставляет отечественный производитель определенное количество автомобилей в Латвию и Литву. Здесь продажи упали в последнее время, так как стоимость новых авто из России практически сравнялась с бюджетными машинами из Германии или Чехии, к примеру. Очевидно, что жители Прибалтики выбирают Polo вместо Granta, если переплаты практически нет. Но даже в этих невероятных конкурентных условиях остаются почитатели российской техники, которые ее покупают.

Куда экспортируют другие производители из РФ?

Среди других представителей автомобильного рынка, которые хоть как-то поддерживают экспорт, остается только завод УАЗ. Остальные предприятия работают на сборке автомобилей других марок и не могут экспортировать автомобили дальше стран СНГ. Ульяновский завод традиционно имеет достаточно плохую экспортную сетку. Вспоминаются те времена, когда УАЗ «Буханка» уходил на экспорт в Британию для организации скорой помощи в сельской местности (в праворульном исполнении!).

Сегодня же экспортная картина УАЗ следующая:

  • на экспорт отправляются внедорожники Хантер и Патриот, недавно также пошел за пределы России новый Профи, который не оценили даже покупатели на внутреннем российском рынке;
  • основной экспорт приходится на страны СНГ, в 2017 году в пределах содружества УАЗ продал почти 4 000 экземпляров своих авто, но это все равно капля в море в общем производстве компании;
  • дальнее зарубежье за тот самый период купило чуть более 1 000 ульяновских автомобилей, и этот показатель пока находится в зародыше, серьезных сделок компания не подписывала;
  • не так давно наметились поставки автомобилей всей модельной линейки в Эквадор, первые партии уже отправлены, и это серьезно повлияет на картину экспорта в продажах предприятия;
  • также традиционными покупателями автомобилей корпорации являются Монголия с неразвитой системой транспорта и Китай, который за 2017 год приобрел 167 экземпляров внедорожников;
  • развитие экспорта возможно при обновлении модельного ряда, так как сегодняшние двигатели UAZ уже не выдерживают критики современности ни по эксплуатации, ни по экологии.

Такие особенности работы ульяновского завода заставляют задуматься о перспективах российского автомобильного экспорта. У этого предприятия гораздо меньше шансов получить успех на международном рынке, чем у Lada, к примеру. В завод намного меньше инвестируют средств, здесь практически нет государственной помощи и поддержки. Так что данные результаты уже сами по себе являются высоким достижением и отличным залогом для будущего. Но для достижения этого самого будущего нужно упорно трудиться.

Какие мнения зарубежных экспертов об автомобилях из России?

Конечно, в большинстве своем на тест-драйвах и обзорах отношение к российским автомобилям довольно предвзятое. Но в целом рейтинг АвтоВАЗ в мире начинает повышаться с внедрением нового стиля автомобилей и с разработкой новых технологий. Современная генерация машин уже не кажется такой отстающей от всего мира, как это было с предыдущими поколениями. Поэтому и продажи понемногу начинают возрождаться не только в пределах РФ.

Главные модели и мнения о них следующие:

  1. Lada Vesta. Практически все зарубежные журналисты, которые тестировали авто, подходили к нему с определенной предвзятостью, но после теста отмечали довольно много положительных изменений и реальных преимуществ.
  2. UAZ Patriot. Несмотря на довольно много технических ошибок и неточностей в сборке, машина получает неплохие отзывы от тех, кто любит большую технику за небольшие деньги. Учитывая цену, этому громиле можно многое простить.
  3. Lada 4×4. Это также важный экспортный вариант для АвтоВАЗ. Машинка становится самым дешевым внедорожником, куда бы она ни ехала на экспорт. Поэтому и отзывы о ней отличные, учитывая ее короткую базу, невероятную практичность и высокий клиренс.
  4. Lada X-RAY. Только начались экспортные продажи этой модели, и пока они идут не очень хорошо. Но уже сегодня можно сказать, что у машины есть будущее, нужно лишь немного продвинуть бренд, чтобы иностранцы с большей уверенностью шли на тест-драйвы.
  5. Lada Granta. После обновления Гранта снова поедет на экспорт и будет продаваться в половине мира. Будем надеяться, что обновленная модель действительно сможет завоевать доверие и продавать больше экземпляров, чем предшественница.

Современный модельный ряд корпорации Lada действительно подтянулся под международные стандарты, так что назвать его совсем уж некачественным и неконкурентоспособным нельзя. Но для нормального соперничества с немцами и японцами придется еще немало усилий приложить. Так что останавливаться в развитии слишком рано, тем более, этот маховик развития только набирает свои обороты.

Предлагаем посмотреть американский обзор Lada 4×4 (на английском языке с субтитрами):

Подводим итоги

К сожалению, пока российские автомобили не слишком удачно выглядят в конкурентном сравнении на зарубежных рынках. Если учитывать стоимость доставки, таможенного оформления в некоторых государствах, то стоимость Granta может доходить до 15-17 тысяч долларов. И все равно эти автомобили покупают на забытых другими производителями рынках, да и просто по старой памяти. Так что экспорт не является самым бесперспективным занятием для российских производителей, как многие могли бы подумать. Впрочем, пока больших прибылей компании от этого не получают.

Если учесть, что в России рынок отечественных авто последние годы достаточно сильно растет, вряд ли Lada и UAZ будут концентрировать свое внимание на росте экспорта. Это было бы логичным шагом для получения валютной выручки, но пока нужно закрыть растущие потребности российских покупателей. И этим занимаются заводы в первую очередь. Оставшихся усилий хватает ровно для того, чтобы просто снабдить дружественные страны высвободившимися моделями. Так что никаких экспортных вариантов техники пока не предвидится. А что вы думаете о перспективах продажи Lada за пределами России?

Какие автомобили и куда поставляет Россия на экспорт?

Большинство отечественных автопроизводителей ориентируется на внутренний рынок, изготавливая свои машины исключительно для российского покупателя. Однако в последние годы экспорт автомобилей из России значительно увеличился, что объясняется девальвацией рубля, что сделало такие автомобили дешевле в долларовом эквиваленте и положительно сказалось на спросе на российский автопром.

Куда российские автопроизводители поставляют свои машины на экспорт

Традиционно спросом на внешних рынках пользуется продукция АвтоВАЗа, а также тяжелые грузовики от КАМАЗа и Урала. Такие автомобили и спецтехника отличаются функциональностью, универсальностью использования и предлагаются по доступным ценам. Большая часть экспорта автомобилей из России приходится на страны СНГ. По словам специалистов, у АвтоВАЗа поставки на рынки стран СНГ от общего экспорта за рубеж составили порядка 80%. Основными покупателями продукции АвтоВАЗа в СНГ является Казахстан, Беларусь и Украина.

Также неплохим спросом отечественные легковые автомобили пользуются в странах Латинской и Южной Америки, куда в общей сложности АвтоВАЗ поставил порядка 10 000 своих автомобилей. В последние годы существенно вырос экспорт продукции АвтоВАЗа в Египет, Иран и Алжир. Так, например, по данным АвтоВАЗа, только в 2016 году в Алжир было поставлено более 20 000 новых автомобилей. В Иран продано 11 000 единиц техники, а в Египет около 6000 новых автомобилей.

АвтоВАЗ активизирует работу на европейских рынках

Перспективным рынком для АвтоВАЗа и других российских производителей легковых автомобилей является Европа. Страны Евросоюза являются одним из крупнейших автомобильных рынков, где с каждым годом увеличивается количество продаж автомобилей эконом-класса. Специально для выхода на рынок Европы АвтоВАЗ разработал новые модели, которые полностью соответствуют жестким европейским стандартам.

Неоценимую помощь АвтоВАЗу в выходе на европейский рынок оказывают японские компании Nissan и французская Renault, которым принадлежит часть акций российского автогиганта. Дистрибуция и сервисное обслуживание вазовских автомобилей в Европе будет осуществляться через сервисные центры двух этих производителей. В АвтоВАЗе надеяться, что их два новых автомобиля Lada Xray и Lada Vesta будут пользоваться на рынке отличным спросом.

В Европе самым крупным рынком для АвтоВАЗа в ЕС традиционно является Германия, где в 2017 году планируют реализовать 2500 автомобилей. При этом прирост продаж составит 460 процентов. В АвтоВАЗ отмечают, что такое увеличение продаж достигнуто исключительно за счёт выхода на рынок новых перспективных моделей, которые имеют доступную стоимость и отличаются великолепными характеристиками.

Экспорт российских грузовиков и спецтехники

Российские грузовики и тяжёлая спецтехника традиционно пользуется отличным спросом на внешних рынках. Если на европейский рынок отечественным производителям грузовиков пробиться крайне сложно, то в Латинской Америке, Северной Африке и в развивающихся странах Азии российский КамАЗ, Урал и другие производители занимают прочные позиции.

Так, например, техника КамАЗа отлично известна в Латинской Америке, где продаётся несколько грузовиков КамАЗ, а также другой спецтехники из России. Автопроизводитель из Набережных Челнов продает несколько тысяч своих экземпляров грузовиков в Египет и поставляет такое же количество техники в Иран. Одним из перспективных направлений для КамАЗа и других российских производителей спецтехники является Вьетнам и весь регион юго-восточной Азии. В ближайшие годы планируется активизировать поставки российских грузовиков в эти страны, в общей сложности продавая во Вьетнам около 2000 грузовых автомобилей.

КамАЗ не только поставляет за рубеж собранные в России грузовые автомобили, но и активно создает сборочные предприятия в развивающихся странах. Первые автомобили КамАЗ выпустил на своих сборочных предприятиях в Индии, Пакистане, Казахстане и Вьетнаме.

Расширяет поставки за рубеж российский производитель компания Урал. В настоящее время порядка 35% всех произведённых грузовых автомобилей Урал идёт на экспорт. Продукция Урала официально продается в 12 странах, в том числе и в Иране, Ираке, в Египте и других развивающихся странах.

В последние несколько лет российский автопроизводитель компания ГАЗ также смогла существенно увеличить объемы поставок своих автомобилей за границу. Большой популярностью пользуется Газель-Next, которая продается в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Сербии и других странах Европы. Также этот легкий грузовик отлично продается в Латинской Америке и на североафриканском рынке.

Государственная программа стимулирования развития экспорта

В настоящее время в России действует программа стимулирования экспорта российских автомобилей и грузовой техники, в рамках которой экспортерам возмещается часть таможенных платежей по поставленным на экспорт автомобилям. На реализацию данной программы государственной поддержки экспорта российских автомобилей в бюджете на ближайшие несколько лет заложено 3 миллиарда рублей, большую часть из которых получит АвтоВАЗ и КамАЗ. Также планируется целевая поддержка других российских автопроизводителей под конкретные программы и вывод на рынок новых перспективных моделей, которые были бы популярны и востребованы за рубежом.

Читать еще:  Устранение резкого запаха бензина с рук и одежды

Весь мир у наших колес. Куда будут экспортировать российские авто?

У стратегии развития экспорта автомобилей есть, как и положено, базовый сценарий, и тот, о реализации которого можно только мечтать. От составления «провального» сценария в правительстве, похоже, решили отказаться (или, может, включили его в секретную часть доклада – прим. «Мой Мотор»). Итак, согласно базовому плану предполагается довести экспорт автомобилей, изготавливаемых на территории нашей страны, до 240 тысяч машин в год или до 10% от общего объема производства в стране к 2025 году. В денежном исчислении это будет составлять $4,9 млрд. Еще на $1,6 млрд в год Россия будет поставлять иностранным клиентам автокомпоненты.

Но если экономическая ситуация в стране наладится, а правительство сработает на «пять с плюсом», в этом случае экспорт автомобилей может достичь 400 тыс. шт. (16% от общего объема производства) на $7,8 млрд рублей. В этом случае продажи автокомпонентов «за кордон» будут составлять $2,5 млрд.

Чтобы развивать экспорт, подобные усилия необходимо поддерживать: при реализации базового сценария развития экспорта авто субсидии государства составят в 2018-2025 годах 136 млрд рублей, для осуществления амбициозного сценария понадобится уже 215 млрд рублей в качестве госсубсидий.

Зачем России автоэкспорт? Все дело в том, что приглашая западных автопроизводителей в нашу страну, власти не рассчитывали на то, что в отношении ее будут вводиться меры сдерживания, а рубль окажется под таким влиянием, в результате которого внутренний спрос на новые машины упадет почти до нуля. Сегодня российские автозаводы загружены в лучшем случае на 50%, а чтобы говорить о дальнейшем развитии отечественного автопрома, необходимо выпускать и, соответственно, продавать больше машин. Наши не берут, что остается делать? Либо тормозить производство, либо искать новые рынки сбыта. Правда, в этом случае может получиться значительный перекос: для улучшения экспортной составляющей, было неплохо снова опустить курс рубля по отношению к доллару и евро. Но тогда внутренний спрос на автомобили снова будет сокращаться. Таким образом, рост экспортного потенциала – это хорошо… Но и о родном потребителе тоже забывать не нужно.

Итак, мы уже поняли, что экспорт автомобилей является одним из инструментов восстановления отрасли, которая сильно пострадала в предыдущие годы (по причинам, указанным выше). Что вообще происходит с поставками за рубеж автомобилей, выпускаемых в России? В 2016 году на экспорт было отправлено 82 тыс. автомобилей (из них 67 тысяч – легкового сегмента) на общую сумму $2,4 млрд. Раньше, говорят, было больше. Так, за последние 3-4 года экспорт автомобилей, большую часть которого составляют поставки в страны СНГ, снизился на 32%.

Какие страны заинтересованы в покупке автомобилей, собранных в России? Это, прежде всего, страны, входящие в Таможенный союз – Белоруссия и Казахстан. Правда, «братья-славяне» все чаще запускают собственные производственные мощности (в сотрудничестве с иностранными партнерами, в том числе китайскими), а казахи и вовсе «наловчились» делать у себя наши «Лады». Последняя новость – запуск в Казахстане сборочного производства по выпуску автомобиля Chevrolet Niva (разумеется, из машинокомплектов, изготовленных на СП в Тольятти).

Другие страны СНГ также покупают российские автомобили, но в последние год-два отечественная автопромышленность повернулась лицом к другим рынкам. Сначала к тем, которые принято называть «развивающимися». Так, в качестве приоритетных рынков российские автоконцерны сегодня называют Иран, Ливан, Египет, Иорданию, Алжир, Тунис, Эфиопию, ЮАР. Идет атака и на перенасыщенный хорошей автотехникой европейский рынок. Чтобы завоевать его у нас есть новые современные модели – та же Lada Vesta, которая медленно, но верно осваивается в Германии, Чехии, Австрии. Договариваются российские производители авто о поставках автомобилей в Китай и Индию, отдельные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В плане реализации стратегии экспортных поставок автомобилей Минпромторг планирует сформировать стабильную систему поддержки экспорта на восемь-десять лет. Ставка, в частности, сделана на развитие поставщиков субкомпонентов и материалов второго и третьего уровней для снижения себестоимости и зависимости от курса рубля. Также российским чиновникам предстоит принять меры для устранения системных барьеров и издержек при ввозе продукции на зарубежные рынки (включая соответствие российских моделей международным стандартам) Планируется продолжить действие целевых программ, облегчающих жизнь иностранным автопроизводителям в России.

А что говорят по этому поводу эксперты? Они весьма сдержанны в своих суждениях. Некоторые из них считают «стратегию экспорта» новой игрушкой правительства, которая умрет сразу после того, как государству надоест (или они у него закончатся) давать деньги под этот проект. Другие полагают, что экспорт российских автомобилей за рубеж будет осуществляться как и прежде – ни шатко ни валко, при этом достичь даже базового сценария, описанного выше, правительство не сможет. Даже если рубль превратится в «фантик»…

Куда и какие автомобили поставляет Россия на экспорт

В правительстве планируют «надавить» на отечественных автопроизводителей с тем, чтобы они увеличили поставки своей продукции на экспорт. Для этого предусмотрен ряд стимулирующих мер.

Содержание статьи:

  • Поставки российских машин будут увеличены на четверть
  • Россия готова к наращиванию экспорта
  • Иностранные бренды не спешат увеличивать внешние поставки
  • Дешевый рубль — в помощь автоэкспорту

Компании-производители выражают уверенность в том, что их продукция интересна зарубежным покупателям не только на рынках развивающихся стран, но также и в Европе, а также в бывших республиках Советского Союза. Так, в АвтоВАЗе собираются получить прописку в 12 дилерских центрах Европы. Те иностранные производители, которые осуществляют сборку своих брендов на территории Российской Федерации, настроены менее оптимистично и избегают делать конкретные заявления по этому поводу. Ведь для наращивания экспортных поставок необходимы инвестиции, которые головные компании пока не собираются осуществлять.

Даешь рост в 25%!

Нарастить экспорт российских автомобилей планируется на рекордные 25%. Об этом заявляют в Минпромторге. Таким образом, в идеале будет не только наверстан спад экспорта в прошлом году, который составил 19%, но и достигнут рост по сравнению с предыдущим периодом. В абсолютных цифрах экспорт техники российского производства должен составить 106 000 единиц в год. И это весьма амбициозная задача. Для стимулирования компаний, работающих на экспорт, в правительстве предусматривают отмену заградительных импортных пошлин, в настоящее время они составляют 74%. Дополнительно будут предоставляться субсидии для транспортировки машин и доработок, необходимых на экспортных рынках для российских машин.

Среди приоритетных компаний в правительстве видят отечественных производителей легковых и грузовых машин. Не сбрасывают со счетов иностранных производителей, работающих на внутреннем рынке, их в правительстве надеются убедить поработать на экспорт, нарастить его объемы. Так что, вполне возможно, что к решению поставленных задач присоединятся Фольксваген, Рено, Ниссан.

Целевыми рынками для российских производителей автотехники в текущем году должны стать:

  • Алжир, 22 000 единиц техники;
  • Иран, 11 000 единиц;
  • Египет, 8 000 единиц;
  • Страны Евросоюза, 5 000 единиц;
  • Куба, 3 000 единиц;
  • Вьетнам, 2 500 единиц;
  • Мексика, 2 200 единиц;
  • Индия, 1 000 единиц;
  • Эфиопия, 400 единиц.

Перечисленные страны будут приоритетными и в программах развития автопрома до 2025 года. Эксперты отмечают, что проанонсированные объемы – небольшие. Вряд ли такое увеличение способно закрыть брешь, образовавшуюся из-за прекращения экспорта российский автомобилей на Украину. Также большое падение произошло в поставках в Казахстан. Случилось это из-за утилизационных и регистрационных сборов, введенных в Российской Федерации.

К старту готовы

Российские компании заверяют, что готовы выйти на новые экспортные рынки. Так, в группе ГАЗ такое движение считают приоритетным в деятельности компании. Это единственная возможность вырваться из заколдованного круга стагнации производства.

Объемы внутреннего российского рынка не предоставляют таких возможностей. А вот экспорт при правильном подходе может обеспечить устойчивость производства, снивелировать валютные скачки и уменьшить зависимость от валютной составляющей в комплектующих.

Что касается АвтоВАЗа, то в компании уверены в том, что стабильный спрос на машины этого бренда существует во всей Европе, и не только в восточной, но и в западной и в центральной. В частности, речь идет о марке Лада Калина — к ней присматриваются дилеры, торгующие машинами не одного бренда, а несколькими. Так что для иностранных покупателей интересны не только новые модели, но и те, которые имеют историю. Спрос на Ладу Калину есть и в Германии, и в Австрии, и в Чехии.

В Чехии имеется собственный склад запасных частей к машинам, которые выпускает АвтоВАЗ. В Венгрии собственный дилерский центр. Планируется открыть центры еще в 12 европейских странах. Поэтому цифра в 5 000 единиц техники в европейском направлении вполне достижима. На сегодняшний день только в Венгрию гарантировано будет поставлено 2 000 автомобилей АвтоВАЗа. Прорабатывается и выпуск автомобилей с правым рулем — это даст возможность выйти на новые рынки.

Иностранные компании осторожничают

Иностранные компании, осуществляющие сборку своих брендов в Российской Федерации, не спешат подключаться к наращиванию экспорта. Для такого шага им нужны солидные инвестиции, но сделать их пока невозможно не по экономическим, а по политическим мотивам. Сегодняшнее геополитическое положение России нестабильно, ситуация может меняться очень быстро. А бизнес предпочитает стабильность.

Однако при этом, скажем, Ниссан озвучивается в планах Минпромторга, так что, скорее всего, какие-то определенные договоренности уже имеются. Возможно, идет речь об увеличении экспорта машин этого бренда российской сборки в Беларусь и в Казахстан. При этом о конкретных шагах говорить пока рано.

Рено-Ниссан пока еще не готов содействовать продвижению в Европе новых автомобилей Лада.

Эксперты не сходятся во мнении

Перспективность российского экспорта автомобилей оценивается разными специалистами по-разному. Так, например, китайские эксперты считают, что низкий курс российского рубля по отношению к доллару дает прекрасные возможности наращивать экспорт. И даже организовывать производство российских автомобилей за рубежом. Это тот путь, который уже выбрали на ГАЗе – наладили в Турции производство «Газели», ориентированной на европейский и турецкий рынки. Основной причиной падения российского экспорта автомобилей в экспертном сообществе считают уменьшение поставок в страны – бывшие республики СССР.

Существует опасение, что рост экспорта произойдет за счет снижения внутрироссийских поставок. Тогда даже 25% прирост практически не даст экономического эффекта. Только наращивание производства имеет смысл.

Вот интересное видео об экспорте автомобилей Lada – смотрим!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector