Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Помогут ли штрафы АЗС улучшить качество топлива?

Штрафной удар: объем взысканий за некачественное горючее резко вырос

В России резко вырос объем выписанных оборотных штрафов за некачественное топливо на АЗС. Только за девять месяцев этого года нарушителям начислили 47 млн рублей, сообщили «Известиям» в Росстандарте. Цифра сопоставима с объемом взысканий за весь 2018-й –– 50 млн рублей. Средняя сумма штрафа составила 580 тыс. рублей. В этом году контролирующие органы увеличили количество проверок АЗС — с этим связан и рост числа взысканий, отмечают эксперты. Однако владельцы заправок нередко добиваются снижения штрафов через суд.

Взяли в оборот

Штрафовать заправки, которые торгуют топливом, не соответствующим требованиям техрегламента, Росстандарт начал в конце января прошлого года, когда вступил в силу соответствующий закон. Средняя сумма взыскания составляет 580 тыс. рублей, пояснили «Известиям» в федеральном агентстве, максимальный штраф в первом полугодии 2019-го превысил 2 млн рублей.

В этом году основной объем штрафов пришелся на III квартал — около 24,6 млн рублей. По итогам первых двух было выписано 22,4 млн рублей. В Росстандарте пояснили, что увеличение количества штрафов в конце лета и начале осени связано с накопительным эффектом. Объем взысканий за первую половину года всегда будет меньше, чем за вторую, добавили в агентстве. Там также отметили, что рост количества штрафов связан с более эффективными точечными проверками организаций-нарушителей.

Общий объем взысканных оборотных штрафов в 2019 году составил более 18 млн рублей — то есть в 2,5 раза меньше начисленных 47 млн. С исками в суд обратились примерно две трети организаций, уличенных в реализации фальсифицированного топлива. Все такие обращения сейчас находятся на различных стадиях обжалования, добавили в Росстандарте. За повторное нарушение было выписано всего два штрафа — оплачен пока один из них, уточнили в агентстве.

Денежное наказание для АЗС за некачественное топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей. При повторном нарушении он возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн рублей, или работа АЗС приостанавливается на срок до 90 дней. За нарушения маркировки или несоответствия в документации штрафы ниже — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, сообщили «Известиям» в Минпромторге.

В ведомстве отметили, что особенность этой нормы — в уравнивании ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ранее максимальный штраф для ИП составлял 40 тыс. рублей.

В министерстве добавили, что уже зафиксировали эффект от внедрения оборотных штрафов. Общая доля фальсифицированного и некачественного горючего снизилась, топливный рынок очищается от недобросовестных участников.

Как ранее писали «Известия», с января по сентябрь этого года специалисты Росстандарта проверили 920 АЗС и обнаружили несоответствие физико-химических показателей топлива на 81 заправке (8,8%). При этом среди сетевых АЗС доля нарушений составила 5%, среди независимых — 13%. За весь 2018 год было проверено 1010 АЗС и в 90 случаях (9%) обнаружено некачественное горючее.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что в этом году ситуация с качеством топлива лучше, чем в 2018-м. Сейчас у АЗС нет стимула торговать суррогатным горючим, они боятся получить серьезное денежное наказание, сказал он «Известиям».

Эксперт пояснил, что теоретически у крупных заправок размер штрафа с оборота может доходить до 10 млн рублей, но случаи, когда бы начислялись такие штрафы, ему неизвестны. Обычно платят минимальные 500 тыс. рублей или даже меньше, отметил он.

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что причиной роста объема штрафов стала повышенная активность проверяющих органов.

— В этом году у Росстандарта было много выездов. Могло сказаться и желание ведомства показать эффективность механизма оборотных штрафов, чтобы пролоббировать их введение еще и за недолив топлива, — сказал он.

Как писали «Известия», недолив топлива с начала 2019 года был обнаружен на 19% проверенных Росстандартом АЗС.

В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос «Известий» о том, какая работа по снижению количества нарушений на АЗС проводится с участниками рынка.

Штрафы пополам

Общую динамику подтверждают и данные общественников по регионам. Так, по итогам проверок межрегиональной общественной организации «Народный контроль» во Владимирской области за девять месяцев было выписано 1,8 млн рублей оборотных штрафов за некачественное топливо. При этом за весь прошлый год объем взысканий составил 2 млн рублей, сообщил «Известиям» председатель правления «Народного контроля» Алексей Смирнов.

По его словам, результаты проверки организация направляет в Росстандарт, который принимает решение о штрафах. Он добавил, что во Владимирской области была проверена треть всех заправок. Инспекция показала, что количество АЗС, торгующих некачественным дизелем, в этом году снизилось, а суррогатным бензином, напротив, возросло — с 8% в прошлом году до 17% в 2019-м.

Алексей Смирнов отметил, что основной всплеск продаж контрафактного горючего пришелся на период с апреля по июнь. В это время оптовые цены на топливо практически сравнялись с розничными, и предприниматели, чтобы не нести убытки, стали торговать некачественным бензином. С июля всё опять вернулось в нормальное состояние, заверил эксперт.

В свою очередь, в Роскачестве сообщили, что провели совместно с Росстандартом проверку дизельного топлива на 71 АЗС в Свердловской области, нарушения были выявлены на 26 заправках (36%). Все АЗС были несетевыми и принадлежали преимущественно ИП.

Алексей Смирнов добавил, что штрафы, выписанные по материалам проверок его организации, оспаривают все владельцы АЗС. Ни одно взыскание пока не отменили, но сумму часто уменьшают, рассказал эксперт.

— Так как АЗС относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно КоАП, они имеют право на штраф ниже минимально установленной отметки. Предприниматели пишут заявления, что у них небольшой оборот и денежное наказание для них слишком велико. Суд идет им навстречу, не учитывая экономический эффект от обмана при продаже некачественного топлива. Во Владимирской области суды в том числе принимали решение наложить 50% от начисленного штрафа, — пояснил он.

Сложно говорить об улучшении качества топлива на АЗС, если выписано почти 50 млн рублей оборотных штрафов, отметил руководитель Федерации автовладельцев России, член общественного совета Росстандарта Сергей Канаев. По его словам, мониторинг ФАР в Московском регионе показал, что проблемы есть на трети АЗС.

— Розничная цена у нас ограничена. Поэтому независимые сети в попытке заработать могут либо недоливать, либо продавать некачественное топливо, — полагает он.

В пресс-службе сети заправок «Газпром нефть» сообщили, что в 2019 году компания не получила ни одного штрафа по качеству нефтепродуктов на станциях сети. В других крупных компаниях на момент публикации не ответили на запросы «Известий».

Помогут ли штрафы АЗС улучшить качество топлива?

Статья о том, улучшится ли качество топлива при введении штрафов, насколько эффективны меры по борьбе за чистоту топлива. В конце статьи — видео про качество бензина.

Содержание статьи:

  • Борьба за чистоту топлива
  • От нефтебазы до АЗС
  • Ожидаемый результат
  • Видео про качество бензина

В январе 2018 года Государственная Дума утвердила новый закон, предусматривающий штрафные санкции за продажу на АЗС некачественного топлива. Рассчитываться они будут в процентном отношении к выручке заправки за истекший год и зависеть от частоты правонарушений.

Борьба за чистоту топлива

Стартом для работы над законом стали глобальные проверки заправочных станций Росстандартом, состоявшиеся в 2015 году. Их результаты ужасали – каждая пятая станция заправляла автотранспорт не просто не соответствующим требованиям топливом, а попросту опасным для окружающей среды и автомобиля.

Получают такой продукт еще на нефтебазах путем смешивания нормального топлива от большого нефтеперерабатывающего завода с контрафактной продукцией от мелкого НПЗ. Происходит это потому, что мелкие заводы, которых по стране более двух сотен, имеют возможность уйти от контроля качества. Если они называют свою продукцию «экспортной», то она не подлежит техническому регламенту. А при отправке на АЗС полученная смесь комплектуется паспортом качества и декларацией соответствия производителя.

Данная схема безотказно работает десятилетиями, а мелкие НПЗ и нефтебазы остаются безнаказанными.

Хотя первоначально речь шла о драконовских мерах в виде наказания в размере 10-15% от годовой выручки, в итоговый вариант закона попала цифра в 1% в случае первого нарушения и 3% после повторного обнаружения контрафакта. Если взять даже примерный оборот средней АЗС, колеблющийся в пределах от 50 млн. рублей и выше, то подобные штрафы существенного пополнят государственную казну. Кроме того, неблагонадежная заправка, вторично попытающаяся реализовать некачественный продукт, может получить уведомление о приостановке деятельности на период до 90 дней.

Параллельно Росстандарт обяжет нефтебазы вписывать в паспорт качества обязательную информацию о тестах реализуемого топлива, проведенных в аккредитованной лаборатории. Несмотря на то, что каждая нефтебаза отвечает за конечный состав отпускаемого продукта, как показывает практика, в реальности она просто хранит привозимое топливо.

Таким образом, отпуск продукции с приложением только заводской сопроводительной документации не является правомерным. Нефтебаза может неправильно хранить топливо, не иметь возможности разделять разные его виды, а также смешивать его или разбавлять в незаконных целях. Поэтому, отправляя топливо на АЗС, она обязана подкреплять его качество и состав соответствующим документом.

От нефтебазы до АЗС

Нефтебазы ежедневно получают по несколько разнообразных марок бензина, а также дизельное топливо. Даже полученное от разных поставщиков и заводов, оно в итоге сливается в единые резервуары, разделяясь только по октановому числу. При необходимости на данном этапе добавляются улучшающие функциональные качества присадки, которые затем позволят продавать топливо как «улучшенное». Вот только они не должны принципиально изменять характеристики жидкости и его октановое число, что является незаконным и противоречащим техническому регламенту.

Контроль качества в аккредитованной Росстандартом лаборатории обойдется нефтебазе примерно в 20 000 рублей за 700 тонн, поэтому далеко не все пойдут на неукоснительное соблюдение новых требований. Благо, любой документ с любым заключением и «нужной» печатью можно приобрести за существенно меньшую стоимость.

Читать еще:  Новый Skoda Rapid 2020 для России: рестайлинг вместо смены поколения

Ожидаемый результат

Алексей Абрамов, руководящий Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сообщает, что вопрос об оборотных штрафах был проработан очень тщательно. Агентством были получены подробные расчеты деятельности различных АЗС, находящихся в разных регионах и населенных пунктах, с разными тарифами, плотностью населения и проходимостью автотранспорта. Лишь после этого было принято единогласное решение именно не о предельно высоких штрафах, а о получении процента с выручки.

Уголовное законодательство имеет немало примеров крупных штрафных санкций, делающих экономически невыгодными некоторые виды преступлений. Поэтому этот опыт решили перенять в контексте административной практики. Оборотные штрафы должны стать оптимальным средством для применения в самых разнообразных областях деятельности, где существует вероятность появления и распространения контрафактной продукции.

С точки зрения предпринимателей, новое законодательство значительно увеличит нагрузку на их бизнес, что повысит стоимость конечного продукта. Хотя фактически расходы на проведение лабораторного тестирования качества повысят стоимость литра топлива не более, чем на 3 копейки. Поэтому ужесточение требований никоим образом не ущемит интересы бизнесменов, если только сами предприниматели не преследуют незаконные цели.

Некачественным топливом, как правило, грешат несетевые станции, так как респектабельные АЗС не станут из-за сомнительной прибыли рисковать своей репутацией. По частным же заправкам, имеющим суррогатное топливо, штрафы ударят серьезно и очень больно, приведя к закрытию нерентабельного предприятия. С другой же стороны, угроза столь сурового наказания может как раз привести к большей ответственности предпринимателей за реализуемый продукт.

Если по итогам проверок в 2014 и 2015 годах было обнаружены нарушения на 42% заправочных станциях, в 2016 году – на 21%, а в 2017 году – уже на 18%.

Кстати, те АЗС, на которых суррогатные продукты появляются с завидной регулярностью, будут получать от проверяющих органов особую маркировку. Те владельцы, которые не захотят получить подобное «клеймо», по мнению чиновников, сами захотят улучшить качество своего топлива.

Отдельно упоминается в законе ответственность за реализацию продукта, не соответствующего физико-химическому составу. За нарушение требований к маркировке и ложную информацию о функциональных свойствах горючего продавцам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

Наконец, свою лепту в крупномасштабную борьбу с суррогатом на автозаправочных станциях ведут с применением налогового метода. Особенно это касается дизельного топлива, в который часто добавляют опасные морозостойкие фракции.

С 2015 года действует акциз на средние дистилляты – дешевые нефтепродукты, выдаваемые за дизель. Данная мера уже позволила обнаружить порядка 6 млн.тонн суррогатного топлива, применяемого на транспорте. Хотя Минфин и исследовательские группы подсчитали, что ежегодно на российском рынке обращается не менее 7,7 млн.тонн некачественного дизельного топлива.

Приведет ли ужесточение ответственности предпринимателей и уплата оборотных штрафов к кардинальным изменениям в плане изобилия контрафактного топлива? Юрий Станкевич из Комитета РСПП по энергетической политике и Дмитрий Липявко из совета директоров нефтетрейдера «Роза Мира» считают, что законодательство будет эффективно только в комплексе с иными государственными механизмами регулирования.

Одно лишь повышение штрафных санкций не улучшит ситуацию, особенно при наличии «серых» производителей, преднамеренно выпускающих некачественный продукт и не боящихся никаких наказаний.

Общество по защите прав потребителей озвучивает цифры в 100 000 автомобилей, ежегодно подлежащих ремонту из-за заправки некачественным топливом. И это статистика только по Москве и ближайшему Подмосковью. Виной тому — столь популярные присадки, изменяющие октановое число и превращающие 92-й бензин в 95-й. Причем они совершенно открыто продаются на разнообразных химических предприятиях, частично являясь безвредными, но большей частью наносящими серьезный ущерб автотранспорту.

Станкевич также добавляет, что столь большое количество суррогата во многом вызвано фискальной политикой Минфина, методично снижавшей рентабельность изготовления и реализации топлива. Поэтому сейчас государственным органам, особенно ФАСу и Росстандарту, получившим дополнительные рычаги воздействия, нельзя переусердствовать в наложениях штрафов.

Видео про качество бензина:

Новые штрафы за некачественный бензин с 29 января 2018 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про обновленные штрафы за разбавленный бензин, которые начинают действовать с 29 января 2018 года.

Естественно, данные штрафы не угрожают водителям. Они предназначены исключительно для производителей и продавцов топлива:

Штрафы, зависящие от выручки нарушителя

Первое изменение вносится в статью 3.5 КоАП, где описывается понятие административный штраф:

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях . или может выражаться в величине, кратной:
.
3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

Итак, вводится новый вариант административного штрафа. Его величина напрямую зависит от размера выручки от продажи топлива.

На практике размеры таких штрафов могут быть очень серьезными и напрямую зависят от того, сколько топлива продала организация-нарушитель.

Например, пусть автозаправочная станция продала в 2017 году топлива на 100 000 000 рублей. Это и есть выручка.

При этом затраты на закупку топлива и прочие расходы составили 80 000 000 рублей.

Если в 2018 году данная организация допустит нарушение по части 3 статьи 14.43 1 и получит штраф, то его размер составит 3% от выручки, то есть 3 млн. рублей.

Обратите внимание, расходы при этом не учитываются. То есть даже если организация работала в убыток, она все равно может получить огромный штраф, зависящий от оборота.

Штрафы за некачественный бензин

Ранее штрафы за нарушения требований технических регламентов входили в статью 14.43 КоАП. Например, за продажу некачественного бензина, которая не повлекла вреда жизни, здоровью или имуществу, могли быть наложены штрафы:

  • 1 000 — 1 500 рублей на граждан.
  • 10 000 — 20 000 рублей на должностных лиц.
  • 20 000 — 30 000 рублей на ИП.
  • 100 000 — 300 000 рублей на юридических лиц.

Начиная с 29 января 2018 года в КоАП вводится новая статья 14.43 1 :

Статья 14.43 1 . Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Все перечисленные штрафы накладываются за нарушение требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

При этом наибольший интерес представляют части 2 и 3, которые предусматривают наказание за продажу бензина, характеристики которого не соответствуют требованиям регламента.

Автомобильный бензин не должен иметь в составе:

  • металлосодержащие присадки (содержащие марганец, свинец и железо).
  • красители зеленого или голубого цвета.

Кроме того, бензин должен соответствовать требованиям, приведенным в приложении номер 2 и регламентирующим:

  • Массовую долю серы.
  • Объемную долю бензола.
  • Массовую долю кислорода.
  • Объемную долю углеводородов.
  • Октановое число.
  • Давление насыщенных паров.
  • Концентрацию железа.
  • Концентрацию марганца.
  • Концентрацию свинца.
  • Объемную долю монометиланилина.
  • Объемную долю оксигенатов.

Примечание. Похожие требования для дизельного топлива приводятся в приложении 3 к регламенту.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не выполняется, то на юридическое лицо или ИП накладываются штраф в размере 1% от выручки от продажи бензина за предыдущий год. Если организация не продавало топливо в прошлом году, то штраф исчисляется исходя из выручки за текущий год. Кроме того, минимальный размер штрафа — 500 000 рублей.

Повторная продажа некачественного бензина повлечет штраф в размере 3% от выручки. Минимальный размер штрафа — 2 000 000 рублей.

Примечание. При расчете размера штрафа используется выручка только того объекта, на котором допущено нарушение.

Например, если организация владеет сетью из 100 автозаправок, то для расчета штрафа будет взята не выручка всей фирмы, а выручка заправки, на которой было допущено нарушение.

Читать еще:  Как подготовить автомобиль к морозам: ТОП-10 советов для водителей

В заключение хочу отметить, что штрафы за некачественный бензин выросли весьма значительно. Будем надеяться, что это приведет к тому, что разбавленное топливо в России продавать перестанут.

Большие штрафы за разбавленный бензин улучшат качество топлива – эксперт

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

За продажу разбавленного бензина и дизтоплива владельцы АЗС заплатят штрафы в размере 10-15 процентов от выручки за предыдущий год. Сумма наказания может достигнуть 10 миллионов рублей для хозяина заправки в Москве и 1,5 миллиона, если АЗС за пределами столицы.

Руководитель общественной организации «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий Курзанцев рассказал в эфире радиостанции «Москва FM», что такие штрафы помогут решить проблему с качеством топлива. Потому что установленные Росстандартом штрафы слишком малы для нефтяного бизнеса.

«Нефтяники неохотно хотят исправлять свои ошибки и уходить от некачественного топлива в связи с тем, что идет сверхприбыль. Проще заплатить 170 тысяч рублей штрафа и торговать дальше бодягой.

Увеличение штрафов будет эффективной мерой. Люди будут задумываться, а стоит ли бодяжить бензин, если штрафы по 10 миллионов будут», – сказал Курзанцев.

За разбавленный бензин владельцы АЗС заплатят оргомные штрафы

Ранее Генпрокуратура вместе с Госстандартом и Ростехнадзором провела проверки заправочных станций по всей стране. В итоге прокуроры обнаружили более 30 тысяч нарушений. Самое распространенное – плохое качество топлива и несоблюдения технических требований к его обороту. Практически во всех регионах выявлены случаи продажи горюче-смазочных материалов низкого качества.

Список заправок с некачественным бензином начали публиковать в мобильном приложении «Транспорт Москвы». «Черный список» формирует департамент природопользования и окружающей среды столицы.

Между тем, автомобилисты могут самостоятельно проверять честность АЗС. По словам главы Росстандарта, каждая заправка должна иметь контрольный мерник. Можно потребовать залить в него топливо и посмотреть, правильно ли работает раздаточный пистолет. Сотрудники бензоколонок не могут отказать в этом водителям. Если неточность есть, то можно смело писать жалобу в Росстандарт.

Улучшение качества топлива

К сожалению, более 50 % реализуемого топлива в России не соответствует высоким стандартам качества. И совсем неважно, в каком месте вы заправляете авто. Это может быть самая обыкновенная автозаправка или известная АЗС. Получить порцию некачественного бензина или дизеля можно везде. Именно поэтому сегодня практически каждого автолюбителя волнует такой вопрос, как улучшение топлива.

Проблему улучшения качества топлива можно разделить на 3 направления:

  1. Для владельцев (как частных лиц, так организаций) автотранспорта, тепловозов, или генераторов
  2. Для энергетических предприятий (котельные, ТЭЦ, ГЭС)
  3. Для нефтеперерабатывающего завода

Ниже подробно рассмотрено каждое из направлений.

Многие автомобильные издания, независимые лаборатории постоянно проводят тесты, закупая топливо не только в Центральной России, но и в «глубинке», на безымянных не сетевых и не брендовых АЗС. Все они отмечают, что качество отечественного топлива в последнее время заметно улучшилось, по сравнению даже с первым десятилетием этого века. Так, например, некачественное дизельное топливо вместо

50% (в начале века), в 2015г. было обнаружено «лишь» на 35% АЗС. Процент бензина, не соответствующего требованиям того же ГОСТ Р 54283-2010 также снизился – в качество ЕВРО-3 укладываются теперь практически все бензины, продающиеся на российских АЗС, а более половины – даже ЕВРО-4.

Но, тем не менее, риск заправиться некачественным топливом, особенно, если заправлять автомобиль на безымянных АЗС, все еще велик. Нужно учесть также следующее:

  • Даже топливо, вполне законно продающееся на АЗС и укладывающееся (или почти укладывающееся) в рамки ГОСТов и отраслевых нормативов, может это делать «по нижней границе» требований – стремление к максимальной рентабельности производства на НПЗ и нефтебазах никто не отменял. Достаточное количество удаленных от магистралей АЗС, торгуют топливом с параметрами «нагнанными» избыточным количеством присадок, причем не всегда разрешенных к применению. Такие меры могут запросто привести к выходу двигателя из строя.
  • «Брендовые топлива», имеющие броские названия – «ультра», «экстра», «супер» и т.д. при более внимательном рассмотрении оказываются тем же базовым топливом с добавкой моющей присадки, которая работает «мягко», т.е. подходит для постоянного применения.
  • Чем выше класс топлива, тем меньше примесей, в том числе и серы. Вроде бы отлично: меньше серы – меньше выбросы. Но у всего есть обратная сторона: меньше серы — хуже смазывающие свойства топлива, выше трение в узлах ЦПГ и ниже ресурс двигателя.

По большому счету только владелец заинтересован в том, чтобы его транспортное средство (или генератор) работало долго и беспроблемно.

Что должно быть под рукой, если вам залили некачественного топлива?

  1. Очищающая присадка для топлива – в равной мере это относится и ДТ и к бензинам. Может помочь и в случае, когда Вы заправили автомобиль топливом с избыточным количеством октаноповышающих присадок, которые могут вызвать значительное нагарообразование в ЦПГ двигателя.
  2. Октано- или цетаноповышающая присадка – с максимальным индексом, причем не написанным на этикетке, а проверенным в результате тестов независимых экспертов (статей с такими отчетами достаточно много в сети).
  3. Депрессорные и депрессорно-диспергирующие присадки (на переходной и зимний периоды) – для владельцев дизельных автомобилей.
  4. Состав для облегчения запуска двигателя. Порой выручает в сложных ситуациях.
  5. Осушающие или эмульгирующие (связывающие воду) присадки. Помогают, как в случае конденсата в баке, так и при попадании в топливо воды. Иногда входят в состав моющих и депрессорно-диспергирующих присадок.

В качестве дополнительной защиты для двигателя можно использовать универсальные присадки, которые улучшат сразу несколько параметров топлива. На рынке они известны также под названием «кондиционеры топлива»:

  • Для дизельного топлива – это присадка FP4000, производства Белоруссии. Она уже зарекомендовала себя, как присадка, обеспечивающая улучшение качества сгорания ДТ, снижение выбросов, уменьшение удельного расхода, с умеренным очищающим эффектом.
  • Для снижения удельного расхода дизельного топлива и улучшения его качества — присадка TIL-505, увеличивающая смазывающие способности современных дизельных топлив с низким содержанием серы и других средних дистиллятов, обладающая мощными моющими, каталитическими, антиоксидантными свойствами.
  • Для улучшения качества бензинов — присадка ECON 300/500- она содержит ингибитор коррозии, существенно снижает предрасположенность топлива к пенообразованию, улучшает смазывающую способность, стабильность топлива. Повышает октановое число на 3-5 единиц.
  • Для улучшения качества сжиженного газа — многофункциональная присадка CC-G01 (GB8810) , повышающая его эксплуатационные свойства и используемая в сжиженном углеводородном газе.

Все перечисленные присадки совместимы со всеми применяемыми присадками других производителей и с материалами, из которых изготовлен двигатель и система топливоснабжения автомобиля.

Топлива, использующиеся на энергетических предприятиях, как правило, имеют меньшую теплотворную способность, чем автомобильные топлива. Это мазуты, СНО, и даже продукты VIS-брекинга. Для них улучшение включает в себя, помимо улучшения эффективности его горения, важнейший фактор- снижение его вязкости, улучшающее распыл топлива горелкой (форсункой) и полноту сгорания.

Крайне мало присадок, применяемых на установках/печах, работающих на жидком топливе, обладают эффектом снижения вязкости. Во многом это обусловлено различным составом этих топлив, в том числе и компонентов, вызывающих высокую вязкость (асфальтены, окиси ванадия, парафины, и т.д.). Сложно создать универсальный состав, работающий для всех составов таких высоковязких топлив. Примерами таких присадок могут быть: FP10000, АВ-12, МАВ-Н и т.д.

Улучшение качества топлива, производимого на НПЗ зависит от многих факторов – качество оборудования, уровень технологий, качество сырья и т.д. С помощью присадок можно повысить эффективность переработки исходного сырья – нефти. Экономическая эффективность переработки нефти зависит от нескольких факторов. В число основных входят глубина переработки и удельная энергоемкость.

В качестве топлива на НПЗ используются те же самые мазуты и остатки VIS-брекинга, поэтому использование присадок для улучшения эффективности сжигания нефтей и тяжелых топлив (п. II), поможет снизить количество сжигаемого топлива, а главное снизить издержки на ППР и обслуживание.

Присадки, влияющие на глубину переработки нефти:

  • АВ-К — комплекс синергетически работающих активных ПАВ
  • АВ-25 и ее другие модифицированные торговые марки, на основании ее высоких конкурентных преимуществ перед зарубежными аналогами, применяется или проходит предконтрактную апробацию по различным секторам (проектам) ее применения, в таких компаниях как ПАО «Лукойл», ОАО «ТАТНЕФТЬ», ПАО«РОСНЕФТЬ», ОАО«РНГ», ПАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ», ПАО «Транснефть» и др.

Экспресс-тесты и оборотные штрафы: как еще хотят улучшить бензин на российских АЗС

Как минимум пятая часть всех нефтебаз в России наряду с качественным бензином принимает моторное топливо, произведенное так называемыми «самоварами» — небольшими нефтеперерабатывающими заводами, чья продукция зачастую — это самый настоящий фальсификат, сырьем для которого может выступать ворованная нефть. Смешиваясь с качественным топливом, «сваренный» на мини-НПЗ суррогат уже со всеми сопроводительными документами от добросовестного производителя поступает на АЗС, где его заливают в свои баки ничего не подозревающие автовладельцы. Так годами работает схема, в результате которой в России по-прежнему по меньшей мере один из десяти литров продаваемого моторного топлива не соответствует параметрам качества и представляет угрозу благосостоянию граждан, экономике и окружающей среде. Есть ли шансы, что российские автовладельцы начнут заправляться исключительно качественным и безопасным бензином и что для этого планирует сделать государство, в понедельник рассказал руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

Больше ответственности

Его сообщение прозвучало на публичном обсуждении проблем качества моторного топлива на площадке агентства «Россия сегодня». Проблем по-прежнему много, но чиновников обнадеживает позитивная динамика, наблюдаемая буквально последние два года. «В 2015 году, когда мы плотно начали заниматься проблемой качества топлива, мы наблюдали, мягко говоря, очень грустную картину», — начал свое выступление Абрамов.

Росстандарт указал малым и средним предприятиям более простой путь к госзаказам

По словам чиновника, тогда проверки, проведенные совместно с прокуратурой, не смогли пройти больше 40% затронутых ими АЗС. Нарушения по физико-химическим свойствам топлива выявлялись на каждой пятой заправке. Если брать аналогичную статистику по нефтебазам, нарушения были практически на каждой второй. Всего в 2015 году было проверено чуть более 5 тыс. из примерно 30 тыс. АЗС и меньше 200 из 2 тыс. нефтебаз, работавших на рынке, уточнил руководитель Росстандарта. К 2017 году уровень нарушений на АЗС снизился до 11% (в том числе до 3,5% на сетевых заправках). Уральский федеральный округ, который два года назад по части фальсификата на АЗС давал одну из худших картин по стране, вышел в число лучших по позитивной динамике.

Читать еще:  Слабачки»: рейтинг самых маломощных автомобилей за всю историю мирового автопрома

Комментируя улучшение статистики, он отметил большую роль, которую сыграл диалог, выстраиваемый с участниками рынка. Вместе с тем глава Росстандарта не стал скрывать, что в борьбе за качество государство делает и продолжит делать ставку на ужесточение контроля и санкций против нарушителей. Очередной «кнут» в арсенале проверок может появиться в начале следующего года. Это поправки в КоАП, которые введут так называемые оборотные штрафы за реализацию суррогатного топлива. Нарушение требований техрегламента, выявленное при анализе физико-химических характеристик взятых на заправке образцов, будет грозить штрафом в размере 1% от совокупного размера выручки за весь предшествующий год. Даже если реализаторам бензинового самопала удастся отделаться минимальным штрафом в 500 тыс. рублей, это будет заметным ударом по их бизнесу: сегодня законом предусмотрены куда более скромные взыскания с нарушителей.

«Наша цель — сделать так, чтобы возник действенный экономический демотиватор, который сделает бизнес по производству и реализации суррогата попросту нерентабельным», — пояснил Алексей Абрамов. По его словам, через первое чтение поправки уже прошли в октябре, в декабре запланировано второе. «Я надеюсь, что до конца года мы этот нужный законопроект примем», — сообщил приехавший на обсуждение депутат Госдумы Александр Грибов.

Залейте в трубочку

Еще одно новшество — применение практики предварительного экспресс-анализа топлива по определенному перечню показателей. Если экспресс-метод покажет, что какие-то показатели не в норме, образцы заберут в лабораторию для более детального изучения. Удивительно, но ничего такого в России пока не применяется, хотя, как заметил руководитель Росстандарта, в подобном подходе масса плюсов, в том числе и для самих продавцов топлива. «Применение таких методов проверки топлива позволит более оперативно реагировать на реализацию небезопасного топлива, сократить время проверок, повысить эффективность расходования бюджетных средств минимум в пять раз и в итоге снизить нагрузку на добросовестных участников рынка», — перечислил ожидаемые эффекты Алексей Абрамов.

Можно ли заправляться на дешевых малоизвестных заправках?

При этом недобросовестным продавцам следует быть готовыми к тому, что экспресс-тест может стать основанием для приостановки продажи подозрительного топлива — до получения заключения полноценной лабораторной экспертизы. На ее проведение уходит около двух недель, и в ожидании результатов АЗС сегодня вправе продолжать работу — со всеми вытекающими для тех, кто заливает топливо. К слову, сегодня вообще не так просто «зайти» с проверкой на заправку: о своих намерениях проверяющее ведомство должно за три дня предуведомить руководство АЗС. С учетом этого 11-процентная выявляемость нарушений начинает казаться весьма условной. Как бы там ни было, Росстандарт добился необходимых изменений в нормативно-правовой базе, заверил в понедельник руководитель федерального агентства. Попутно в течение этого года экспресс-методика, на которую уповает Росстандарт, проходила опытную апробацию и сейчас готовится к началу промышленной эксплуатации.

«На базе подведомственного научно-исследовательского института (ВНИИР — прим. Znak.com) создан образец экспресс-анализатора, которым с установленной точностью предусмотрено определение показателей технического регламента. Это такие, как „октановое число“, „цетановое число“, „массовая доля серы“, „наличие металлов“. Сейчас проводится тестирование этого аппарата, и начиная со следующего года, в зависимости от результатов тестирования, мы начнем его применение в рамках наших мероприятий», — пообещал Абрамов.

Сейчас в России аккредитовано 122 лаборатории, работающих в топливном секторе, и этого недостаточно, посетовал глава агентства. Не хватает именно независимых лабораторий, не входящих в структуры топливных компаний, подтвердил Максим Протасов, руководитель АНО «Роскачество», чья деятельность особенно тесно связана с проведением независимых экспертиз. Причина, по его словам, очевидна — пока нет должного спроса на действительно независимые исследования, лаборатории не спешат проходить соответствующую аккредитацию.

Бензин с паспортом

Впрочем, своей главной задачей на перспективу в Росстандарте видят внедрение системы, позволяющей прослеживать путь топлива по всей цепочке: от завода до бензобака. В этом должна помочь система электронной паспортизации топлива, призванная исключить все слабые звенья вроде того, о котором говорилось выше. «Прозрачная для игроков рынка система будет обеспечивать максимально полный учет движения продукции с возможностью мониторинга количественных и качественных характеристик. И тогда оборот фальсификата сведется к минимуму», — выразил надежду Алексей Абрамов.

По его словам, количественный показатель упомянут не случайно, хотя бы потому, что Росстандарт и другие службы стали фиксировать жалобы на недолив. Этот вопрос не связан напрямую с вопросами качества и безопасности, но он, безусловно, требует внимания, отметил чиновник. Сейчас в ведомстве аккумулируют и систематизируют жалобы, чтобы в будущем году заняться и этой темой. «Это также послужит упорядочению правил игры на рынке моторного топлива. Важно, чтобы все их четко понимали, в том числе и меру своей ответственности — в случае осознанного нарушения таких правил», — заключил Абрамов.

Качество топлива на АЗС: новый подход к проблеме

Проблема суррогатов моторных топлив в России имеет хронический характер. За последние 10 лет были испробованы всевозможные способы борьбы с фальсификатом разной степени эффективности. Но полностью решить задачу так и не удалось, контрафакт до сих пор обращается на внутреннем рынке в значительных объемах.

Новая инициатива Росстандарта, заключающаяся в проведении экспресс-оценки качества топлива на АЗС (вместо используемых сегодня длительных лабораторных тестов) и моментальной остановке ее деятельности в случае выявления нарушений, направлена на радикальное устранение этой проблемы. Окажется ли эта мера эффективной, или недобросовестные продавцы с легкостью переступят через новую преграду?

Двойной ценник на дизтопливо

Лучший способ понять масштабы и специфику проблемы суррогатов – выехать за пределы города и, двигаясь по крупной магистрали, внимательно смотреть на стеллы АЗС. По мере удаления от города помимо фирменных заправок крупных компаний начнут встречаться «безымянные» заправки, на стеллах которых будут фигурировать две марки дизельного топлива (ДТ) с разницей в цене 5-10 рублей за литр. Более дешевый продукт и есть неподакцизный субститут дизтоплива.

Интересно, что не только продавцы, но и покупатели прекрасно это понимают. Такие АЗС отнимают долю рынка у честных игроков, а потребители экономят на топливе порядка 20%. Можно сказать, что рынок фальсификата полностью прозрачен и удобен для всех, кроме государства и добросовестных производителей. Именно заинтересованность столь широкого круга участников рынка делает такой сложной борьбу с нелегальной деятельностью по реализации низкокачественных моторных топлив.

Снижение цен на нефть и налоговые маневры поставили существование «простых» НПЗ, неспособных производить качественное топливо, под угрозу, и только прибыльная реализация суррогатов на внутреннем рынке позволяет им держаться наплаву. Такие заводы являются источником проблемы, и дабы ликвидировать ее в корне, в 2016 году был введен акциз на все используемые вместо ДТ среднедистиллятные топлива, равно как и в 2006 году был введен акциз на широко используемый в то время прямогонный бензин – субститут автомобильного.

Подразумевалось, что НПЗ не смогут продавать свое дизтопливо под другим именем, например, печное или судовое маловязкое топливо, и будут вынуждены уплачивать акциз при реализации продукции на внутреннем рынке. Так и вышло, но лишь наполовину – объем суррогатов дизтоплива сократился с 9,1 млн т в 2015 году до 4,5 млн т в 2016 году. Часть заводов «расширила» номенклатуру выпускаемой продукции и продолжает продавать субститут дизтоплива под названием, например, дистилляты газового конденсата средние, уклоняясь от уплаты акцизов.

Что касается суррогатов бензина, его объемы на рынке сейчас минимальны, поскольку это достаточно сложный в производстве продукт и простые НПЗ неспособны сделать что-то даже отдаленно его напоминающее. В этом смысле прямогонный и качественный дизель класса 5 не имеют существенных отличий, особенно если речь идет об их применении в несовременных автомобилях, которых на наших дорогах большинство.

Суррогаты и «цена» проверок АЗС

«Налоговый» удар по НПЗ оказался эффективным, но не решающим – текущая доля неподакцизных суррогатов на российском рынке все еще составляет около 10%. Продолжить борьбу за лишение НПЗ каналов сбыта контрафакта на днях решил Росстандарт, выступив с инициативой ускорения процедуры проведения проверки и закрытия АЗС при выявлении нарушений. Звучит обнадеживающе, но сработает ли на деле?

Проблема в том, что на огромном количестве АЗС в явном виде представлено суррогатное топливо. Как указано выше, чтобы установить наличие фальсификата, не нужно никаких тестов, достаточно просто посмотреть на цену топлива на стелле. Если она заметно ниже рыночной, значит топливо реализуется незаконно. Невозможно безубыточно продавать топливо по цене четверть ниже средней по рынку, только если акциз не был уплачен. Такие АЗС работают бесперебойно годами, и никакие проверки для них не являются преградой, хотя даже текущие механизмы контроля должны были бы работать эффективно. Залог успеха таких заправок скорее всего кроется в финансовом стимулировании проверяющих.

Новая практика моментальных проверок скорее всего только увеличит «цену успешно пройденной проверки» и не станет радикальным решением проблемы. Хотя ожидать некоторого положительного эффекта все же стоит.

Есть ли все-таки какое-то радикальное средство борьбы с суррогатами? На наш взгляд, легче контролировать считанные НПЗ, чем тысячи АЗС. Существуют несложные аналитические способы, позволяющие точно определить заводы, уклоняющиеся от уплаты акцизов при реализации субститутов дизтоплива.

Для их внедрения и реализации не требуется отдельных контролирующих органов, специальных средств проверки и огромных бюджетов. Достаточно лишь внимательно следить за отчетностью заводов и делать правильные выводы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector