Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С чем связан рост цен на бензин?

Рекордный 95-й. В чем причины роста цен на бензин?

Причины рекордного роста стоимости бензина марки АИ‐95 вызывают вопросы как у экспертов, так и у простых людей. На фоне новостей про снижение стоимости нефти цены на АИ-95 для многих оказались неожиданными.

Естественно, многих интересует, в чем причина всплеска. Таким неожиданным подъемом озаботились и в ФАС. Ведомство уже инициировало проверку «рекорда». ФАС допускает, что возможен сговор на рынке. Кроме того, ведомство рекомендовало нефтяным компаниям увеличить предложение бензина на торговой площадке.

Исторический максимум — так называют сумму, которую давали на Петербургской товарной бирже за 95-й бензин. В этот же период в Минэнерго отметили, что рост оптовых цен на бензин не несет за собой никаких рисков. По сути, его назвали нормальной реакцией на восстановление отраслей экономики. Кроме того, такой рост имеет целый комплекс причин, отмечает пресс-секретарь крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Михаил Леонтьев. «Бензина достаточно на самом деле в целом. И потребитель вообще этого не ощутит. С рыночными ценами все совершенно штатно, они в пределах инфляции, если растут. Значит, откуда вот этот якобы рекордный рост на бирже? Ну давайте вспомним: в мае было падение потребления на 70% одномоментное и было затоваривание, а в июне — восстановление полное, потому что потребление в июне равно потреблению июня прошлого года, да. Невозможно прогнозировать ни наступление карантина — это административное решение, — ни выход из карантина, особенно скорость выхода, потому что это все было сделано тоже одномоментно», — подчеркивает он.

Что касается поставок, то тут есть определенная норма: 5%. «Вот мы поставляем на биржу 17%, там, предположим, „ЛУКОЙЛ“, „Сургутнефтегаз“ — где-то в районе 12-13%. Но надо смотреть на объемы. У нас, например, 111 тысяч тонн, да, у „Сургутнефтегаза“ — 15, у „ЛУКОЙЛа“ — 40», — отмечает Михаил Леонтьев. Соответственно, идет речь об убыточности переработки. Также стоит рассматривать и экспорт. Именно он является одним из факторов, которые создали такую ситуацию с ростом цены. «Что можно сказать про „Роснефть“? Экспорт бензина у нас отсутствует, вообще просто. А вот, например, „ Сургутнефтегаз “ увеличил экспорт, значит, если взять по сравнению с прошлым годом, в 2 раза, а „ЛУКОЙЛ“ — в 20 раз, например.

Есть еще один аспект серьезный. Это, конечно, дефицит сырья на НПЗ Дальнего Востока. Это вообще вечная проблема, мы говорили об этом много, потому что 50% сырья просто завозится с континента. Плюс налоги, плюс транспорт, акцизы, НДС, плюс еще демпфер. И демпфер сейчас возвращается в бюджет», — говорит Леонтьев. И это, подчеркивает пресс-секретарь крупнейшей нефтяной компании в стране, по сути, ответ на привычный вопрос: «А почему у нас не дешевеет бензин, когда дешевеет нефть?» А потому, что это не дает делать бюджет, который тоже не хочет дешеветь, потому что он забирает всю эту разницу, так устроена наша налоговая система.

В правительстве заявили, что розничные цены на моторные топлива с начала года выросли ниже инфляции, а также заверили, что дефицита на рынке не наблюдается. Для конечного потребителя, действительно, ничего не изменится, уверен вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. «Базовый постулат, да, то есть с точки зрения населения у нас ровным счетом ничего не происходит. То есть для текущей модели топливного рынка изменение цены на нефть на европейских биржах, на американских биржах, на азиатских биржах, даже на Санкт-Петербургской бирже, ровным счетом никакого значения не имеет. У нас от 2018 года принята четкая позиция о том, что стоимость бензина на стеле может изменяться, грубо говоря, квартально не больше чем на инфляцию плюс изменения входящих в бензин налогов. То есть это НДС, акциз. Соответственно, на потребителе это никаким образом не скажется. То есть цены как шли максимально на уровне инфляции, так и будут идти, ну это, грубо говоря, на 4, 5, максимум 6% в течение года будет подъем», — говорит он.

Вопрос возникает разве что в отношении того, что сейчас не совсем дальновидна политика регуляторов, отмечает эксперт. А также они не особенно прислушиваются к голосам независимых участников и крупных нефтяных компаний, которые говорят о необходимости изменения существующей системы налогообложения в части демпферов, в части переноса акцизов. «С позапрошлого года в России действует механизм компенсации производителям топлива, если они сдерживают оптовые цены. В то же время механизм подразумевает, что если мировые цены падают, то тогда от своей прибыли на внутреннем рынке с бюджетом делятся уже производители.

Биржевые продажи топлива ряда крупнейших компаний существенно сократились в июне: „ Лукойл “ снизил поставки на биржу на 37% по сравнению с маем 2020 года (и на 30% год к году), „ Сургутнефтегаз “ — на 22% по сравнению с предыдущим месяцем и на столько же год к году. Выпадающие объемы замещает „Роснефть“, крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок (на долю компании приходится порядка 40% биржевых объемов): за 18 дней июня поставки увеличились на 4,2 тыс. т (или на 4%)», — говорит Дмитрий Гусев.

Бензин бьёт рекорды. Почему растут цены на топливо и чего нам ждать дальше?

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

» src=»https://static.life.ru/posts/2018/05/1121212/gr/north/886498745d4a34cb613fbfeff5d3b121__1920x.JPG» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

За прошлую неделю в России резко выросли цены на бензин. Таковы данные информационно-аналитического центра «Кортес». Топливо марки АИ-92 подорожало на 76 копеек — до 40,76 рубля за литр, АИ-95 на 79 копеек — до 43,6 рубля за литр, дизель на 79 копеек — до 43,65 рубля за литр. При этом аналитики считают, что предел роста ещё не достигнут и цены на бензин в России могут приблизиться к среднеевропейским значениям. С чем связан рекордный рост цен на бензин и как изменится стоимость топлива к лету?

Этой весной цены на бензин всерьёз обеспокоили автомобилистов. По данным Росстата, средняя цена на топливо превысила 40 рублей ещё в середине апреля. С тех пор рост не прекращался, достигнув своего апогея на прошлой неделе. В апреле глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пытался успокоить автомобилистов. Он заявил, что повышение цены носит сезонный характер и в среднем по году не превысит уровня инфляции. Но вскоре в ведомстве изменили свою позицию. В минувший понедельник в ФАС сообщили, что выдали предупреждение «Роснефти», которая снизила объёмы продаж нефтепродуктов. Это могло привести к росту цен.

Во вторник о проблеме всерьёз заговорили в Московской топливной ассоциации. По данным организации, за прошлую неделю цена бензина на столичных заправках выросла сразу на 88–90 копеек. Теперь АИ-92 стоит 42,21 рубля за литр, АИ-95 — 45,5. Чуть меньше подорожал дизель. Цена за литр выросла на 85 копеек — до 43,99 рубля. В правительстве отметили, что цены стабилизируются после того, как снизятся акцизы на топливо. Это должно произойти не позднее первого июля. Тем не менее о планах по снижению акцизов в правительстве говорили ещё в середине мая, а цены продолжают расти. Это вызывает у автомобилистов серьёзные опасения, что к моменту снижения акцизов цены значительно вырастут и просто закрепятся на стабильно высоком уровне.

— В мае мы столкнулись с сочетанием различных факторов, которые привели к росту цен на бензин, — поясняет главный аналитик «Телетрейд групп» Олег Богданов. — На мировом рынке к середине мая цены на нефть выросли до максимума за 4 года, почти до 80 долл. за баррель. Это заставляет нефтяные компании поднимать цены для оптовых покупателей как на внешнем, так и на внутреннем рынке. К тому же курс российского рубля в силу различных причин при этом не рос, что традиционно происходило при росте котировок нефтяных фьючерсов, а снижался. Цена барреля в рублях достигла невиданных 4,9 тыс., при том что много лет держалась на отметке в районе 3 тыс. Вот это всё и отразилось в конечной цене на бензин.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

По мнению многих аналитиков, в ближайшей перспективе нет никаких предпосылок не только для снижения цен, но и для ослабления темпов их роста. Сейчас говорится о том, что цены на бензин растут из-за того, что растёт цена на нефть. Но невольно вспоминается 2014 год, когда цены на нефть падали, а бензин продолжал дорожать. Объяснение было простым: надо восстановить потери в бюджете из-за понижения цен на энергоресурсы.

Как считает специалист департамента аналитики компании «Аналитика онлайн» Николай Котов, главная причина роста цен — монополия на производство бензина. По его словам, компании могут между собой договориться о минимальной розничной цене на топливо, что, скорее всего, и произошло. И, несмотря на все попытки государства урегулировать цены, в ближайшие полгода они будут только расти.

Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, цены будут сильно расти как минимум до конца лета. Впрочем, предел роста тоже есть. АИ-95 вряд ли подорожает более чем на 45 копеек.

— Стоимость топлива в России к лету может повыситься на 12,6%, — рассказывает директор аналитического департамента инвесткомпании ГХК «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. — Это произойдёт, если цена бензина в Америке сохранится на нынешних отметках и европейские цены не преподнесут сюрприз. 12,6% — именно настолько сейчас бензин в Америке стоит дороже, чем в России. Надо отметить, что цена бензина взлетела только в рублях. Если считать в долларах, то она идёт к среднему мировому уровню для развитых стран. Например, в США бензин в пересчёте на российские деньги стоит 49 рублей за литр. Цены в долларах тоже растут, но значительно более медленными темпами.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Таким образом, цены на бензин в России напрямую связаны с уровнем цен на международных рынках. Такую закономерность отмечает и руководитель аналитического департамента компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов. По его прогнозам, цены на топливо у нас в стране будут расти до уровня паритета с общеевропейскими ценами. Это объяснимо: российским компаниям выгоднее поставлять топливо по высокой цене в страны Европейского союза, и, естественно, эта цена будет своего рода маркером для розничной отпускной цены на литр и внутри страны.

— К тому же с точки зрения простой экономики тем НПЗ, которые производят из нефти конечное топливо, просто нерентабельно продавать его дёшево, проще его поставлять в Европу, но задорого, — заключает Роман Блинов.

Для информации, цена литра 95-го бензина в Европе колеблется в диапазоне от 1,1 евро в Турции (79,6 руб.) до 1,87 евро в Исландии (131 руб.).

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Что происходит с ценами на нефть и бензин. В феврале средняя цена на российскую нефть Urals составляла $54,53, а к 6 мая цена нефти этой марки опустилась до $24,8 за баррель (причем в апреле Urals дешевела до минимума с 1999 года, до $10,5). Снизились и оптовые цены на бензин — с 1 февраля стоимость АИ-92 упала на 11% до 39 970 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Но стоимость литра на заправке почти не меняется. По данным ЦДУ ТЭК, на 3 мая по сравнению с первой неделей февраля средняя розничная цена литра бензина марки АИ-92 сократилась на шесть копеек — до 43 рублей, марки АИ-95 — на три копейки, до 46,07 рубля, летнего дизтоплива выросла почти на 30 копеек до 47,38 рубля.

Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.

Читать еще:  Проверка и ремонт втягивающего реле стартера

Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.

Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.

Демпфер позволил получить нефтяникам в 2019 году, пока цены на нефть были высокими, 282 млрд рублей. Еще 23 млрд рублей поступило в первые два месяца 2020 года. В марте 2020 года, после изменения конъюнктуры на рынке, нефтяники заплатили в бюджет 10,5 млрд рублей. По ожиданиям Минфина, при ценах на нефть на уровне $22-27 за баррель поступления в бюджет составят $0,9–1,1 млрд в месяц. По оценке министра энергетики Александра Новака, при цене нефти $20 за баррель в бюджет должно поступить 1 трлн рублей. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов оценивал объем выплат, которые нефтяным компаниям предстоит сделать в 2020 году, если нефтяные котировки останутся на уровне $25-30 за баррель, примерно в 700 млрд рублей.

Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.

Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.

Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.

Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.

Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.

С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.

Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.

Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.

Uncensored-Nick › Блог › Почему растут цены на бензин? Что делать? Тренды и ответы на частые вопросы?

Цены на ГСМ за 2018 год обновили свои исторические максимумы, никогда за всю историю страны они не росли с такой скоростью. На фоне общего спада экономики, который начался еще в 2012 году, и общего обнищания населения выглядит все это очень даже мрачно, давайте разберемся почему растут цены, и рассмотрим опыт других стран в этом вопросе.

Немного экономической теории

Если брать за основу для анализа роста цен на любой продукт или товар, не важно бензин это или хлеб, то с точки зрения голой экономической теории все определяется балансом спроса и предложения. Что у нас происходит на внутреннем рынке? Есть небольшое количество нефтеперерабатывающих заводов, которые в основной своей массе были построены еще в СССР, и которых с учетом общих темпов автомобилизации явно недостаточно для покрытия всех потребностей в ГСМ, соответственно у нас нету излишков, нету профицита. А если спрос превышает предложение, то по классическим канонам растут и цены. Если сказать еще проще, то в нашей ситуации цены на бензин будут расти ровно до тех пор, пока его покупают.

Внешние факторы и влияние мировых цен на нефть

В нашей стране рост цен на бензин, который происходит абсолютно независимо от мировых трендов цены на нефть, уже давно стал политическим анекдотом. Когда растут мировые цены на нефть, то нефтедобывающие компании повышают цены на ГСМ в такт внешней конъюнктуре. Когда же происходит наоборот и мировые цены на нефть падают, нефтедобывающие компании несут убытки на внешних рынках и компенсируют их за счет внутреннего, что так же соответствует внешней конъюнктуре. То есть растут не зависимо от мировых цен на нефть, что с точки зрения логики обычного человека есть абсолютная глупость. Почему же так получается?

Ответом на этот вопрос является суть «налогового маневра», который несколько лет назад провел Дмитрий Медведев, а суть его очень простая, государство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вместе с этим резко снижает экспортные пошлины. Все это приводит к тому, что для нефтедобывающих компаний не выгодно перерабатывать нефть, гораздо проще и прибыльнее продавать ее сырой за границу, для этого есть очень удобный транспорт — сеть трубопроводов. С точки зрения налоговой и экономической политики разумного государства это абсолютная глупость.

Еще Дмитрий Иванович Менделеев говорил, что продавать сырую нефть все равно, что топить печку ассигнациями. Имеется ввиду, что продажа сырой нефти имеет очень низкую добавленную стоимость, в то время как продажа различной нефтехимии, того же бензина в разы дороже, и куда выгоднее поставлять на внешние рынки не сырую нефть, а продукты ее переработки. Но в нашей стране, как вы все видите, так не происходит.

Читать еще:  Стоимость Renault Logan и Sandero с новым двигателем

Реальная стоимость литра бензина и акцизы

Сравнительно недавнее выступление главы Федеральной антимонопольной службы, которое естественно не было освещено в федеральных СМИ, повергло в шок всю прогрессивную общественность. Реальная стоимость 1 литра бензина со всеми издержками, включая прибыль компаний и посредников, составляет 14 рублей, все остальное это различные налоги, сборы и акцизы.

Что реально могло бы помочь в снижении цен на бензин? Опыт других стран

Для начала стоит отметить, что антимонопольная служба у нас очень слабая, и это скорее не политический орган, а номинальный. Допустим в Германии, при повышении цены на любой товар, антимонопольная служба имеет законное право отменить это повышение ровно до тех пор, пока не будет проведено расследование о причинах повышения цены. Если цена была повышена обоснованно, то она будет повышена до ранее выставленного уровня, но если будет вскрыт факт сговора, или необоснованного повышения цены потому что так кому-то захотелось, от скуки или от жадности, то эти люди получат серьезные тюремные сроки.

В США бензин вообще является очень политической вещью, и там цены на бензин могут и очень часто падают, особенно перед выборами всех уровней. Как же американцы влияют на свой рынок ГСМ? Для этого у них разработаны и действуют специальные программы государственной поддержки малого бизнеса. Допустим человек имеет небольшую бензоколонку, и ему федеральные власти устанавливают специальный налоговый режим, только потому что он продает бензин в розницу. А с налогами в США никто не шутит, и если тебе снижают налоговое бремя, любой американец этому радуется точно так же как рождению ребенка.

Соответственно в США искусственно создана часть рынка (от 30 до 40%), которая состоит только из малого бизнеса (одна или две заправки на одно юр.лицо), и вот эта часть оказывает очень серьезное сопротивление крупным сетевым игрокам, которые просто вынуждены понижать цены в след за этой мелочью. Многие из вас сейчас зададут резонный вопрос, а безопасно ли заправляться на неизвестных АЗС, сетевые АЗС гарантируют хотя бы какое-то качество? Сразу отвечу, что такой вопрос может возникать только в нашей стране, так как в США плохого бензина нет в принципе, ни на ноунеймовских АЗС ни на сетевых, вы просто не сможете залить в свой бак бензин с ослиной или еще какой-либо мочой. Контроль качества очень серьезный, ведь если будет доказано, что автомобиль какого-нибудь американца вышел из строя по причине плохого топлива, то по решению суда он получит не только возмещение на ремонт, но и моральную компенсацию, которая может в десятки раз превышать стоимость нового автомобиля, и это не шутки. Кроме того, в Америке очень серьезно относятся к экологии, а некачественное топливо наносит прямой вред окружающей среде, именно поэтому и производители ГСМ постоянно в тонусе.

Какая рыночная модель действует в России?

Выражаясь экономическим языком у нас олигополия — небольшое количество крупных сетевых игроков, которые в результате предварительного сговора, или просто оглядываясь друг на друга просто повышают цены, и никто ничего не может противопоставить. Доля малого бизнеса у нас ничтожна, и он не в силах противостоять крупным сетевым АЗС, поэтому выживает как может. В лучшем случае цены на небольших АЗС такие же или выше, чем у сетевиков, а в худшем бензин там хорошенько бодяжат или недоливают. Так же стоит различать сетевые АЗС, они тоже бывают разными. Например, есть компания Л++++++, у нее есть свой бренд, логотип, ценовая политика, и даже маркетинговое название для бензина. Так вот у нее есть как свои заправки, которые являются частью сети, так и абсолютно к ней не относящиеся, работающие по франшизе используя вывеску известного бренда. Так вот в случае поломки по причине некачественного топлива, вы будете разбираться в суде с ООО «Пупкин», а не с АО «Л++++++». Вот это очень важно понимать.

Если понизить акцизы это поможет снизить цены на ГСМ?

В 2018 году запланировано два повышения акцизов, каждый раз по 50 копеек, 1 января и 1 июня. Насколько реально выросли цены вы видите, явно не на 50 копеек и даже не 1 рубль. Каждый год бензин прибавляет в стоимости 15-20%. Понижение акцизов к снижению цен не приведет, приведет только к дополнительному обогащению тех, кто его продает, в лучшем случае снижение акцизов может только замедлить рост цен, но не снизить их.

ИТОГ. Рост цен не остановится ровно до тех пор, пока не изменится налоговая и экономическая политика, на те которые будут способствовать развитию экономики. Не забывайте, цена на ГСМ влияет на всех жителей, а не только на автомобилистов, ведь логистика по доставке товаров у нас очень сильно завязана на автомобильный транспорт, и дорогой бензин в конечном итоге ложится в цену любого товара.

С чем связан рост цен на бензин?

Статья о том, почему столь стремительно растут цены на бензин в России — кто виноват и что делать? В конце статьи — видео о ценах на топливо в России и в США.

Содержание статьи:

  • Что влияет на топливные цены
  • Падение объемов поставок топлива
  • Кто виноват и что делать
  • Видео о стоимости бензина в США и в России

Автомобилистов предупредили – рост цен на топливо не планируется останавливать, что наглядно продемонстрировали феноменально высокие оптовые показатели на бирже весной 2018 года. И депутаты Госдумы, наконец, нашли причину всех бед – оказывается, в России слишком много автозаправочных станций.

Что влияет на топливные цены

Сразу следует признать, что только в России не одно десятилетие существует настолько парадоксальная ситуация, когда при рекордно низкой стоимости нефтепродуктов бензин дорожает стремительно и неконтролируемо. Из чего же складывается цена на горючее?

Добыча нефти не является процессом особо трудоемким или прибыльным. В этой сфере Россия лидирует достаточно давно и прочно. А вот получение из сырья качественного продукта, в том числе бензина, уже относится к принципиально иному виду деятельности. Поэтому затраты на добычу нефти в конечном продукте составляют не более 4% в сравнении с 13% за выработку горючего на нефтеперерабатывающем заводе. Следовательно, любые колебания, позитивные и негативные, на мировой бирже сырья никоим образом не должны отражаться на цене российского бензина.

Значит, следует винить не внешние, а внутренние факторы, например, существующую налоговую базу. Рассмотрим долю налогов в стоимости бензина в других странах: в Америке – 20%, в Канаде – 32%, в Японии – 41%, а вот в России – все 60%. Акцизы правительство стабильно повышает по 2 раза в год, платить которые обязаны все предприятия и индивидуальные предприниматели, а также прочие лица, занимающиеся организацией перевозки горючего через российский таможенный контроль.

Себестоимость добычи нефти напрямую зависит от размера нашей страны. Если бы месторождения располагались в европейской части, а не в Сибири, то она обходилась бы намного дешевле. Поэтому страшно представить, что будет, когда сибирские недра истощатся, и придется срочно переносить добывающее производство в Арктику.

Далее, надо помнить о налоге на добавленную стоимость, доля которого превышает 18% в каждом литре бензина. Вместе с акцизами и НДС набегает уже около 25 рублей, тогда как, к примеру, в Латинской Америке полный литр бензина стоит всего 20 российских рублей.

Наконец, прибыль оптовых продавцов, составляющая около 9%, которую как раз забирают себе автозаправочные станции.

Падение объемов поставок топлива

Оптовые цены на АИ-95 только за март выросли на 706 рублей за одну тонну и на 541 рубль на АИ-92. Лишь дизель демонстрировал приятную кошельку стабильно низкую стоимость.

Ситуация заинтересовала ФАС, которая уличила сразу четыре нефтяные компании в намеренном снижении объемов поставок бензина на внутренний рынок. Своими действиями они затруднили его покупку участниками рынка и вызвали несоответствие уровня спроса к предложению. Учитывая скорое начало сельскохозяйственного сезона, потребность в дизельном и бензиновом топливе будет высокая, что позволит нефтяным компаниямреализовать достаточные объемы продукта.

Вот только при наличии прямой связи между курсом доллара и экспортом бензинапоставки на внутренний рынок становятся менее привлекательными для нефтяников. Поэтому если государство не будет тщательно отслеживать и контролировать количество топлива на внутреннем рынке, то может возникнуть настоящий дефицит и, соответственно, мгновенный взлет цен.

Сами нефтеперерабатывающие заводы пытаются оправдать ежегодное весеннее подорожание плановыми работами на своих производствах, а потому вынужденным сокращением объема поставок. Трейдеры же используют такие работы в свою пользу, как это произошло с московским переработчиком «Газпром-нефть», приостановившим работу без уведомления о том Минэнерго. Реакция биржевых участников оказалась мгновенно и посодействовала скачку цен.

Кто виноват и что делать

Евгений Москвичев из Комитета по транспорту и строительству назвал количество заправочных станций чрезмерным при текущем спросе на бензин.Представители независимых АЗС обвинили в скачке цен рост акцизов и стоимости нефти, что в итоге привело к нулевой прибыли от продажи закупленного на бирже топлива.

Причем эксперты заявляют, что это далеко не предел, и стоимость в самое ближайшее время может вырасти еще на 20-50 копеек и даже до 5 рублей уже к лету.

Однако думский комитет почему-то не учитывает эти факторы, а также недавнее нарушение естественного ценообразования перед президентскими выборами. Тогда регуляторы рынка попросили производителей увеличить продажи, тем самым обрушив оптовые цены. Их указание выполнили, что привело к падению индексов на бирже на 12-13%, росту розничных цен и предбанкротному состоянию находящихся в регионах АЗС.

Эксперты же не могут найти связь между расположенными каждые 3-4 километра заправками и ростом цен на бензин. Российский нефтегазовый комплекс располагается в 11 часовых поясах, требует постоянного поддержания работоспособности и вложения средств. Он уникален по своему размеру и географическому положению, а потому оправдывает требуемые на себя средства.

Кроме того, даже при относительной стабилизации цен на ресурсы у страны имеются большие внутренние долги за газопотребление. С учетом новых стратегий и проектов Газпрома опять таки требуются большие капиталовложения, которые откуда-то следует брать. Почему бы не у автовладельцев? Раз размер транспортного налога недостаточно велик, значит, следует воздействовать на топливные цены.

Кроме того, акцизы являются важной составляющей дорожных фондов регионального и федерального уровней. А так как Минфин сейчас старается активно стимулировать развитие инфраструктуры регионов, все вырученные средства напрямую отправятся на строительство дорог В Калининграде, Крыму и на Дальнем Востоке.

Возможно ли урегулировать колебания бензинового рынка в России? Совет по товарным рынкам предлагает вполовину от общего объема внутреннего потребления повысить норму реализации горючего на бирже и остановить рост акцизов. Однако в контексте последнего фактора аналитики признают данное развитие событий фантастическим. Правительство никогда не решится на снижение акцизов, разве что перенесет их с нефтеперерабатывающих предприятий на автозаправочные станции.

Специалисты СПТР уверены, что только стабилизация ценообразования сможет решить проблемы и не допустить банкротства частных заправок, которых в стране насчитывается 63%.

Полную беспомощность показывает Антимонопольная служба, которая беспрестанно последние месяцы выносит предупреждения, однако никого не наказывает и не приносит результата. Нужно жесткое регулирование норм реализации топлива на бирже, пересмотр системы налогообложения с целью освободить автовладельцев от большого фискального, а также создание правил и контроля на мелкооптовом рынке.

Пересмотр налогов окажется полезным еще и тем, что поможет в борьбе с фальсификатом. Как показывают проверки Федерации автовладельцев, за противоправными действиями замечены именно небольшие частные заправочные станции, которые вынуждены терпеть убытки, а потому идти на разбавление топлива или закупку более дешевого некачественного продукта.

Потребительские топливные цены в России более чем в два раза, по данным Росстата, превышают отпускные расценки производителей. ФАС и Центробанк предупреждают, что налоговая нагрузка не только не спадет, но и на протяжении 2018 года еще вырастет при самых оптимистичных прогнозах минимум на 3-4 рубля.

Читать еще:  Замена передних фар на BMW X5

Видео о стоимости бензина в США и в России:

Бензиновый кризис: к чему приведет рост цен на топливо в России

Пока цены на бензин в России стремительно растут, «нефтедобывающая монополия» успешно продает топливо за границу. Власти пытаются вернуть производителей на отечественный рынок, но их меры пока недейственны. Новости ТВК выяснили, что быстрее закончится – топливо в стране или деньги в кошельках россиян.

В последнее время в России сложилась парадоксальная ситуация. Если раньше была четко видна зависимость курса рубля от стоимости нефти, то сейчас эта прочная связь пропала: рост цен на нефть не приводит к укреплению российской валюты.

Из-за этого крупным нефтедобывающим компаниям стало невыгодно продавать топливо на отечественный рынок – сейчас они больше ориентированы на экспорт. Это один из тех факторов, из-за которых цены на бензин в стране в последние месяцы стремительно растут вверх. Однако эксперты уверены, в этой ситуации страдают только простые граждане.

«Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, говорит о том, что Центробанк целенаправленно действует на понижение курса рубля. Это выгодно крупным нефтяным компаниям и правительству.

В бюджете страны на текущий год заложена стоимость барреля в размере $40, при курсе 64 руб. за 1$. Нетрудно посчитать, насколько больше получит бюджет, при сегодняшних ценах», – отметил руководитель регионального «Союза владельцев независимых АЗС» Михаил Кичайкин.

Еще один фактор – постоянное повышение акцизов и налогов на топливо. По словам экспертов, сейчас 70% стоимости топлива составляют именно они. И выгодны они так же – только государству.

«Увеличивая акцизы, довели до того, что когда наша страна проигрывала на внешнеэкономическом рынке при продаже нефти за границу, у нас увеличивали акцизы для того, чтобы эти потери компенсировать за счет нас.

Загнали до того, что на сегодняшний момент при условии, что нефть растет, курс валют тоже большой, наше государство выигрывает на рынках продажи за границу, но стоимость топлива у нас на сегодняшний момент растет каждый день вместе с курсом валют», – рассказал координатор ФАР в Красноярске Егор Фролов.

В итоге сейчас даже при снижении цен на нефть ждать уменьшения стоимости бензина не нужно. По мнению экспертов, политика государства сегодня показывает, что цены на топливо в России могут достигнут и уровня Европы. А это в среднем – 100 руб. за 1 л.

«Цены на бензин на внутреннем рынке больше не поддаются рыночным механизмам. Рынок нефтепродуктов в России за последние годы окончательно монополизировался. Сейчас нефтяные компании-производители могут устанавливать любые цены, какие им захочется.

К сожалению, в России отсутствуют законодательные инструменты, которые позволили бы сдержать рост цен. Судя по комментариям правительства и регулирующих органов, нас готовят морально к среднеевропейским ценам. Снижение мировых цен может лишь сдержать темпы роста цен внутренних», – подчеркнул Михаил Кичайкин.

Единственное, что сейчас предложило правительство, – снизить акцизы с 1 июля. Но даже сами чиновники не обольщаются, что это приведет к снижению цен. В правительстве четко заявляют: это поможет лишь притормозить их рост.

«Нужно пересматривать всю политику акцизов на топливо, разделить внешнюю и внутреннюю торговлю топлива, не загибая акцизы. А также пересмотреть все налоги на добычу полезных ископаемых и продажу на внутренний рынок», – сообщил Егор Фролов.

Но на это потребуются годы, а, может, и десятилетия. Поэтому эксперты предлагают и другие пути решения проблемы.

«В краткосрочной перспективе возможны следующие (неэффективные) меры:

– полная отмена акцизов (при этом цены с начала года выросли более чем на их размер и продолжают рост),
– увеличение минимальных норм продаж нефтепродуктов на бирже (но нефтяные компании зачастую покупают на бирже товар сами у себя, взвинчивая цены),
– введение заградительных пошлин на экспорт (это всего лишь перекладывание денег из одного кармана в другой. К тому же, доля экспорта мала).

Единственной эффективной мерой, в данной ситуации, является прямое указание первого лица государства об остановке роста цен», – рассказал Михаил Кичайкин.

Из-за повышения роста цен на топливо в Бразилии возник дефицит базовых товаров: бензина, дизельного топлива, продуктов питания, сообщает ТАСС. Но у нас такого пока не ожидается, говорят эксперты.

«Нехватка топлива не возникнет, потому что есть резерв, нельзя продавать больше имеющихся запасов. Все-таки это стратегический продукт», – отметил Егор Фролов.

Дефицит топлива может быть связан лишь с сезонными проблемами НПЗ.

«Нехватка топлива в России уже наблюдается. Но это мало связано с экспортом. На самом деле, готовых нефтепродуктов из России экспортируется не так много – в среднем, не более 15% от произведенного.

Дефицит на внутреннем рынке – это ежегодная ситуация, связанная с сезонностью спроса, ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, нежеланием компаний вкладываться в увеличение производственных мощностей», – рассказал Михаил Кичайкин.

Однако что, скорее всего, произойдет в ближайшее время из-за роста цен на топливо – рост инфляции. Хотя ЦБ ее пока не видит и говорит, что цены на бензин растут, потому что растут цены и акцизы на топливо на мировом уровне.

«Наша страна имеет второе место по добыче нефти. Наша страна не должна реагировать на продажи заграницы, что там что-то увеличилось, поэтому мы тоже увеличиваем. Мы должны быть независимы в отношении внешней торговли и внутренней торговли топлива в нашей стране», – отметил Егор Фролов.

«В России две инфляции – официальная и та, что мы видим в магазинах. Официально, с начала года инфляция не превысила 3%. Фактически, оптовые цены на топливо выросли более чем на 20%», – добавил Михаил Кичайкин.

Растущий протест населения против повышения цен на бензин в России уже заметен. Например, в Новосибирске перевозчики собрались на пикет. В Красноярске распространяется смс-рассылка с призывом бойкотировать АЗС. Но эта мера неэффективна, уверены эксперты.

«С тем же успехом можно попробовать дышать через раз, что бы сэкономить кислород на планете», – отметил Михаил Кичайкин.

«Бойкотирование розничных сетей автозаправочных станций бесполезно, потому что розничная продажа топлива не зависит от оптовых цен. Розница здесь не при чем. Сегодня оптовая цена очень высока», – рассказал Егор Фролов.

Также эксперты не исключают, что в Красноярске может вырасти спрос на электромобили и автомобили на газовом топливе, ведь сейчас это общемировая тенденция. А при покупке авто на бензиновом двигателе определяющим критерием теперь может стать лишь его объем.

«Увеличится спрос. Причем при этом увеличится и цена на электромобили, на гибридные автомобили. Все развитые страны изначально приобретают маленькие машины для того, чтобы экономить на том же топливе. А у нас неизвестно, куда будут девать те джипы, которые уже понабрали», – отметил Егор Фролов.

Есть ли предел роста цен на бензин? Как мы уже отмечали, правительство может сравнять наши цены с европейскими. Но и это, уверены эксперты, не финальная точка.

«Это самый грустный вопрос. В какой то момент роста мы упремся в психологический и экономический барьер, когда внутренние цены сравняются с ценами соседних стран, а затем преодолеем и его.

Рано или поздно (в ближайшие 5 лет) наступит ситуация, когда топливо для внутреннего рынка дешевле станет импортировать. Чтобы этого не происходило, правительство, вероятно, введет заградительные пошлины на импорт, и рост цен продолжится», – рассказал Михаил Кичайкин.

Напомним, за май в Красноярске повышение цен на бензин было зафиксировано 6 раз. Так же стремительно стоимость топлива росла и в апреле.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

Будет ли подорожание бензина в 2021 году

Текущее подорожание товаров, в том числе увеличение стоимости топлива, волнует большинство жителей страны. Дальнейший рост цен на бензин в 2021 году подтверждают экономисты, эксперты и аналитики, опираясь на общие тенденции, изменения законодательства и текущую инфляцию. Даже те граждане, у которых нет личного автомобиля, понимают, что из-за подорожания топлива возрастет стоимость проезда на общественном транспорте, поднимутся ценники на продовольственные товары, лекарства и прочее. Автовладельцам же предстоит задуматься, стоит ли лишний раз садиться за руль.

Формирование стоимости топлива

Покупатели бензина зачастую негативно настроены в адрес продавцов топлива из-за высоких цен. По факту торговые наценки в условиях рынка не слишком влияют на конечную стоимость. Аппетиты продавцов корректирует спрос. Большие накрутки обернутся тем, что водители проедут мимо автозаправки с высокими ценами.

На стоимость бензина влияют многие факторы:

  • себестоимость сырья;
  • технологии переработки;
  • особенности и дальность транспортировки;
  • налоги, акцизы;
  • требования экологических стандартов по обновлению оборудования на местах добычи, переработки, продажи топлива.

Последний фактор означает, что любая замена фильтрующих систем либо техническая модернизация предприятий поставщиков будет по факту производиться за счет потребителей, так как вызовет подорожание бензина. Продавцы же маркетинговыми системами скидок, льгот и бонусов привлекают водителей, иногда снижая торговую наценку, которая колеблется в диапазоне 11-20%.

Этапы добычи, транспортировки и переработки сырья в себестоимости бензина — это примерно 6%, а 60–70% приходится на текущие налоговые тарифы, акцизы. Только за истекший год НДС вырос на 2%, т.е. до 20%, акциз увеличился вдвое за тонну. И в 2021 году намечен дальнейший рост сборов в казну государства.

Почему дорожает бензин

На протяжении многих лет стоимость топлива неуклонно повышалась, только за последнее десятилетие она выросла почти вдвое. Особенности ценообразования таковы, что топливо не дешевеет, несмотря на все предпосылки:

  • биржевые колебания цен на нефть (разработка сланцевых месторождений приводила к обвалу цен на «черное золото»);
  • большую выработку сырья;
  • снижение спроса в условиях самоизоляции.

Так, в текущем году АИ-95, вопреки ожиданиям, стал дороже в среднем на рубль. Происходящее связано с несколькими факторами:

  • действием демпферного механизма, запущенного правительством в 2018 году;
  • растущими государственными налогами;
  • ежегодной индексацией акцизов в пределах текущей инфляции на бензин, дизтопливо и др.

Таким образом, создан государственный механизм для компенсаций бюджетных потерь и стимулирования нефтяной отрасли. Хотя Россия по-прежнему остается сырьевой страной, стоимость бензина для граждан неуклонно растет.

Нефтегазовый сектор —это около 52% всех бюджетных доходов , то есть до 11 триллионов рублей.

В себестоимость бензина включены налоги, взимаемые государством:

  • на добычу полезных ископаемых;
  • на добавленную стоимость;
  • на прибыль.

Добывающие, перерабатывающие предприятия производят выплаты, но реальная компенсация затрат происходит за счёт потребителя, так как все налоги и надбавки заложены в цену топлива.

Налоговая нагрузка не является постоянной величиной, подлежит корректировке изменениями законодательства. Динамика изменения цен показывает, что происходит стабильное подорожание бензина. Без глобальных реформ в экономике не приходится ожидать снижения стоимости топлива.

Прогнозы на 2021 год

Нефтяные компании предупреждают о повышении стоимости топлива в 2021 году на 10-15%, обосновывая рост:

  • сложностью добычи;
  • обновлением оборудования;
  • увеличением акцизов, налогов.

В рублевом эквиваленте прогнозируется увеличение цены бензина на 5-6 рублей. Если в январе ожидается примерная стоимость в 48,1 руб., то к декабрю 2021 года она достигнет 53,4 рубля.

Сдерживающими факторами могут послужить:

  • падение внутреннего спроса, вызванное дефицитом средств у населения;
  • снижение объемов продаж нефти на мировом рынке.

Получается, что стабилизация стоимости и незначительное падение цен на бензин произойдут только на фоне глубочайшего финансового кризиса.

Согласно долгосрочной экологической политике, проводимой правительством, искусственное завышение стоимости топлива направлено на принуждение водителей к переходу на электромобили и гибридные авто. Производители также станут отказываться постепенно от производства машин с двигателями внутреннего сгорания.

Не стоит забывать про существование редких оптимистичных прогнозов. Отдельные эксперты предполагают подорожание бензина в 2021 году исключительно в рамках инфляции и сезонных колебаний, вызванных дачными поездками и сельскохозяйственными работами.

Таким образом, повышение стоимости произойдет в любом случае. Остается проверить, настолько точны предсказания динамики роста на следующий год.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector