Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли необходимость в ужесточении норм техосмотра?

Pro100anoxa › Блог › Техосмотр по новым правилам: что ждет водителей в 2021 году

Электронные диагностические карты, фотофиксация, координаты и новые тарифы — как и когда поменяется процедура прохождения техосмотра и кто будет отслеживать все нарушения

Новая система прохождения техосмотра готовилась давно и должна была вступить в силу минувшим летом, однако карантин внес свои коррективы, и все нововведения перенесли на весну-2021. Обязательная для автомобилистов платная услуга прохождения планового техосмотра изменится с 1 марта и будет включать в себя сразу несколько нововведений: причем это не только новые тарифы, но и совсем другие правила прохождения техосмотра, а также новое оформление процедуры.

Министерство экономического развития также выступило с предложением о регулировке тарифов техосмотра. В ведомстве считают, что операторы при выставлении счета за услугу должны опираться на некий минимальный тариф, который для них рассчитают чиновники. А следить за соблюдением всех правил и оформлением техосмотра с 2021 года будут сотрудники МВД.

Электронная диагностическая карта
Оформление диагностических карт по новым правилам будет проходить в электронном виде, для этого МВД разработало специальную систему под названием ЕАИСТО. По приезду машины в сервис техник должен будет войти в систему с помощью своей электронной подписи. Причем сделать это смогут только авторизованные техники и сервисы. Техосмотр начнется с того момента, как в систему будет внесена первая фотография автомобиля. Вся дальнейшая процедура также будет проходить в режиме онлайн под постоянным контролем. Если что-то пойдет не по регламенту, система не даст продолжить оформление.

Программа также сама будет считать количество автомобилей, которые приехали на техосмотр в том или ином сервисном пункте, и сравнивать эти данные с пропускной способностью сервиса. Последняя цифра будет указываться сервисом при аккредитации в Российском союзе автостраховщиков. Лимит превышения тоже установлен — всего 5% от заявленного числа машин. Большее количество карт программа оформлять откажется.

Такая мера должна избавить рынок техосмотра от «серых» схем, когда водители покупают диагностические карты исключительно для оформления ОСАГО и даже не заезжают в сервис. Сейчас так поступают порядка 80% автомобилистов. Для того, чтобы искоренить эту систему, создатели новых правил и документации придумали еще несколько важных нововведений.

Фотографии и координаты
Весной в силу вступят и новые правила обязательной фотофиксации автомобилей при заезде и выезде из технического сервиса, именно эти фотографии будут заноситься в электронную базу данных ЕАИСТО. Кроме фотографий также в обязательном порядке будут записываться координаты автомобиля.

На таких изображениях, согласно нормативным документам, должна быть хорошо видна передняя часть машины, где можно распознать марку, цвет и регистрационный знаком. Сперва было также предложено фотографировать и VIN-номера автомобиля, но этот пункт позже был исключен как трудновыполнимый.

Координаты автомобиля, которые будут заносить в систему, в момент съемки должны совпадать с координатами пункта техосмотра из реестра аккредитованных операторов. Так проверяющая сторона сможет удостовериться, что машина действительно проходила техосмотр в указанном сервисе в указанное время. Все сделанные фотографии должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Все эти нормы нужны для того, чтобы мошенники не смогли подделать данные.

Тарифы и штрафы
Существующая методика определения стоимости техосмотра давно критикуется. Потому что по факту сервисные центры никогда не указывают в документах реальную стоимость услуги, а региональные тарифы, которые используются сейчас не соответствуют давно выросшим ценам и не включают в себя зарплату технических специалистов.

Минэкономразвития предлагает установить нижнюю планку тарифа, от которой будут отталкиваться операторы. Свою методику расчета стоимости процедуры также готовит ФАС. Антимонопольщики предлагают вывести формулу справедливой цены в зависимости от цен на услуги, но ограничить цену верхней планкой. Сами операторы техосмотра против государственной регулировки тарифа: по их мнению, стоимость услуги должна регулироваться рынком.

Для нарушителей процедуры прохождения техосмотра также подготовили большие штрафы. Водителей, купивших диагностическую карту, которая не проходит по системе ЕАИСТО, будут штрафовать камеры и сотрудники ГИБДД на посту. Узнать, есть ли техосмотр, они смогут по госномеру автомобиля. Размер штрафа составляет 2 000 рублей, а приходить он будет не чаще, чем один раз в сутки.

Предусмотрена также ответственность для операторов техосмотра и сотрудников страховых компаний. За выдачу диагностической карты без проверки автомобиля предусмотрен штраф от 5 до 300 тысяч рублей. Если виновником признают конкретного сотрудника, то штраф будет небольшим. А если ответственность возложат на юридическое лицо, то сумма штрафа будет максимальной.

Более того, компании, выдающие диагностические карты, но не аккредитованные в РСА, будут нести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Кроме того, водителям, которые сознательно проходят техосмотр и не имеющих аккредитации организациях, тоже грозит уголовная ответственность. Как заявили в МВД, дело будут заводить заведено по ч. 3 ст. 327 УК РФ «Приобретение заведомо поддельного документа». Наказание по этой статье предусматривает ограничение или лишение свободы на срок до одного года.

Список аккредитованных операторов появится ближайшей зимой и будет опубликован до 1 марта. Новые штрафы за отсутствие техосмотра, а также за нарушение правил диагностики со стороны СТО вступят в силу еще позже, через год после запуска новой системы — с 1 марта 2022 года.

Кто и когда проходит ТО
Кое-какие правила техосмотра уже поменялись этой весной. С 1 апреля изменились требования к возрасту автомобиля и частоте получения диагностической карты. Также из-за коронавируса до 30 сентября текущего года при оформлении полиса ОСАГО не было необходимости предъявлять страховщику диагностическую карту. Водителям дали время дождаться открытия сервисных центров. Но с 1 октября все автомобилисты уже обязаны иметь диагностическую карту и должны предъявить ее в страховые компании до 1 ноября. Иначе весь ущерб за ДТП ляжет на их собственный кошелек.

С этого года полное освобождение от необходимости проходить технический осмотр получили автомобили младше четырех лет. Владельцы автомобилей возрастом от четырех до десяти лет обязаны проходить техосмотр один раз в два года. А вот автомобили старше десяти лет и машины такси до пяти лет должны проходить процедуру техосмотра ежегодно. Как и мотоциклы, прицепы, полуприцепы и грузовой транспорт массой до 3,5 тонны.

Каждый год на техосмотр обязали ездить автобусы, грузовики массой свыше 3,5 тонны и учебные автомобили до пяти лет. Если возраст этих машин или автомобилей такси будет превышать пять лет, то техосмотр им полагается проводить уже раз в полгода.

Какие новые правила прохождения технического осмотра с 1 марта 2021 года?

Техосмотр в 2021 году

Правила проведения техосмотра в России пытались изменить уже достаточно много раз. Не так давно такие нововведения всё же вступили в законную силу. Кроме того, ТО даже пытались вовсе отменить. Теперь же грядут глобальные поправки в порядок прохождения технического осмотра. О том, какие новые правила его прохождения, когда вступают в силу, сколько будет стоить для нового и б/у автомобиля, какие сроки техосмотра по новому закону, выясняем в данной статье.

Что за новый закон 2021 года о техосмотре?

На самом деле, закон вовсе не новый. Просто в силу он вступает с 1 марта 2021 года. Более того, речь идёт более чем об одном нормативно-правовом акте, которые разработаны во исполнение требований самого главного из них:

  • Федеральный закон О техническом осмотре №170 – это основной нормативный документ, который регулирует правила техосмотра вот уже более 10 лет,
  • новый закон о внесении изменений в указанный выше правовой акт – ФЗ №122,
  • отдельные правила для автобусов – ППРФ №741,
  • Приказ Минтранса №97 с требованиями к фото техосмотра.

Однако, если вы увидите где-либо последние новости о том, что новые правила прохождения технического осмотра уже действуют, и водителям выписывают штраф за отсутствие диагностической карты, то это неправда. Потому как ещё одним законом – №98-ФЗ в связи с коронавирусной инфекцией вступление в силу перенесено с августа 2020 года на март 2021.

Теперь давайте рассмотрим обзор всех изменений!

Новые сроки технического осмотра

А начнём с изменений, которые уже вступили в силу с 1 апреля 2020 года. В частности, скорректированы обязательные сроки проведения техосмотра для автомобилистов России.

  • для легковых автомобилей возрастом от 4 до 10 лет – каждые 2 года;
  • также каждые 2 года нужно проходить ТО для следующих категорий транспортных средств этого же возраста:
    • грузовые авто до 3,5, тонн,
    • прицепы и полуприцепы (в том числе легковые прицепы и составные фур),
    • мотоциклы;
  • для всех указанных выше автомобилей и мототехники старше 10 лет новый срок техосмотра составляет уже 1 год;
  • также раз в год придётся проходить технический осмотр следующим ТС возрастом до 5 лет:
    • легковым такси,
    • автобусам,
    • грузовым машинам с числом мест более 8,
    • грузовые авто более 3,5 тонн,
    • автомобили со спецсигналами,
    • авто для обучения вождению;
  • если указанные в предыдущем пункте транспортные средства старше 5 лет, то срок техосмотра укорачивается до полугода;
  • также каждые полгода необходимо проводить техосмотр для автомобилей, перевозящих опасные грузы.

Обратите внимание, как правильно считать сроки по новому закону – год выпуска включается в период прохождения ТО. Например, если у вас легковой автомобиль выпущен в 2017 году, то этот год включается в срок – то есть возраст 4 года вашей машине будет в 2021 – с этого года вы обязаны проходить техосмотр. Кроме того, дата выпуска считается не датой покупки авто, а с года, указанного в документах на машину: ПТС или СТС.

Для новых автомобилей

Так как в изменениях правил не говорится о новых машинах вообще ничего, а возраст упоминается, только начиная с 4 лет, то, соответственно, для новых авто не требуется проходить технический осмотр до достижения ими 4 лет.

Как проходить по новым правилам с марта 2021 года?

Итак, избежать заезда на станцию технического осмотра после введения в действие поправок если и удастся, то гораздо сложнее.

Дело в том, что теперь обязательной становится фотофиксация процедуры с обязательным хранением фотоматериалов в базе данных. Вместе с этим, ужесточается ответственность за непрохождение техосмотра не только для водителей (о новом штрафе немного ниже), но и для операторов станций – вплоть до уголовной.

Так, фотографии должны содержать следующие данные:

  • автомобиль до начала прохождения техосмотра по новым правилам,
  • сразу после проведения диагностики,
  • видимый госномер, цвет, марку и модель машины.

Кроме того, Постановлением Правительства №741 вводится обязательное участие ГИБДД в процедуре техосмотра автобусов.

Сама процедура для легковых автомобилей будет контролироваться только оператором, но, как мы указали выше, с обязательной фотофиксацией. При этом, если автомобиль не пройдёт проверку, то водителя не развернут полностью. Если быть точнее, то в этом случае техосмотр будет пройден в 2 этапа:

  1. на первом, основном, этапе автомобиль проверяется, и в результате диагностики в нём находят неисправность, при которой в соответствии с Основными положениями по допуску эксплуатация автомобиля запрещена (например, разные покрышки на одной оси),
  2. тогда автовладельца отправляют исправить данное несоответствие, и в течение 20 календарных дней тот обязан будет показать автомобиль тому же оператору – последний будет проверять не всю машину заново, а только ту неисправность, которая была обнаружена на первом этапе – в нашем примере специалист проверит только соответствие покрышек на одной оси.

Полный список всех таких неисправностей вы можете посмотреть в Основных положениях (это Приложение к ПДД) и заранее для себя проверить по своеобразному «чеклисту», пройдёт ли ваш автомобиль техосмотр с первого раза.

Электронная диагностическая карта

До изменений диагностическая карта требовалась только для заключения договора ОСАГО. Однако, чего греха таить, чаще всего именно в страховой компании и можно было купить техосмотр, даже не заезжая в пункт его прохождения.

Но после вступления поправок всё может кардинально поменяться. Дело в том, что диагностическая карта теперь становится электронной и будет подписываться электронной подписью оператора ТО. Чтобы её получить, потребуется провести технический осмотр.

Таким образом, после прохождения процедуры данные по успешному (или неуспешному) её проведения данные автомобиля будут занесены в специальную базу данных, где должны будут храниться не менее 5 лет. Но и водителю могут выдать бумажную распечатанную копию. Хотя, она не потребуется – в ПДД изменений относительно новой обязанности предъявлять её для проверки сотруднику ГИБДД не планируется.

Какая новая стоимость?

А вот о цене прохождения техосмотра по новому информации пока нет. Вероятнее всего, она станет известна только после 21 марта 2021 года, когда начнётся практика проведения технического осмотра по новым правилам.

Что касается покупки карты, то данная процедура и сегодня незаконна. Очевидно, что законодатели введением нового порядка главным образом решили препятствовать поддельным диагностическим картам, однако, это может привести немного к другим последствиям – они станут значительно дороже, но техосмотр всё ещё можно будет купить. До изменений при приобретении полиса ОСАГО карту можно было купить по цене всего от 500 до 1 500 рублей (в зависимости от конкретного офиса страховщика или брокера).

Штраф за отсутствие техосмотра

Помимо прочего, обновление ожидает и Административный кодекс – в него вносится новая часть 1.1 в статью 12.5, которая будет предусматривать штраф в размере 2 000 рублей за отсутствие диагностической карты. Новый штраф также вступает в силу с 1 марта 2021 года, и у нас есть специальная статья о наказании за непрохождение техосмотра.

Читать еще:  Как перевозить оружие в автомобиле

Обратите внимание, что если речь идёт о новом легковом автомобиле, то формально вы обязаны пройти технический осмотр с самого начала четвёртого года после даты выпуска – выше мы рассмотрели пример и тот факт, что год выпуска считается полным. Таким образом, если, например, ваш автомобиль выпущен даже 31 декабря 2021 года, то с самого начала 2025 года вы обязаны пройти техосмотр, и формально штраф в размере 2 тысячи рублей можно будет выписать, уже начиная с 1 января 00:00 часов 2025 года. Вот такая недоработка нового закона!

Техосмотр в России: что изменилось?

В этом году в российское законодательство внесено много изменений, касающихся технического осмотра транспортных средств. Например, поправки, ужесточающие требования для тракторов и прочей техники, стоящей на учете в Гостехнадзоре, приняты без особой публичности 23 сентября. А еще часть изменений из-за пандемии была перенесена на более поздние сроки. Мы попытались собрать воедино все актуальные требования.

Как и когда проходить ТО?

Для мотоциклов, легковых автомобилей (кроме используемых в такси и для обучения вождению), грузовиков полной массой до 3500 кг, прицепов и полуприцепов прохождение ТО не требуется в течение четырех лет с года выпуска. В период с четырех до десяти лет ТО нужно проходить каждые два года, а после — ежегодно. Исключение распространяется лишь на прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам: им ТО не требуется.

Для грузовиков (категория C) и автобусов (категория D), а также для автомобилей «легковой» категории B, которые используются в такси или для обучения вождению, закон предусматривает прохождение ТО один раз в год. А если машина старше пяти лет, то на техосмотр придется ездить каждые шесть месяцев.

Автомобили, зарегистрированные для перевозки опасных грузов, троллейбусы и трамваи сейчас должны проходить ТО каждые полгода. Но 1 марта 2021-го для троллейбусов и трамваев будет введена поблажка: экземпляры младше пяти лет станут проходить осмотр раз в год.

Тракторам, спецтехнике и всем транспортным средствам, стоящим на учете в органах Гостехнадзора, с 7 октября этого года ТО требуется непосредственно сразу после покупки: без него не поставят на учет и, соответственно, не продадут полис ОСАГО. Впоследствии техосмотр им требуется один раз в год, а если в салоне девять и более мест (не считая места водителя), то один раз в полгода. Выходит, наш Гостехнадзор настолько не доверяет качеству продаваемой техники, что хочет проверять ее сразу после покупки? Но при этом в законе есть и оговорка: первый талон техосмотра для них выдается без фактического предъявления техники. Так что смысл нововведения не ясен.

Также наше законодательство имеет отдельные нормы технического осмотра для транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Такие машины, имеющие восемь или менее посадочных мест, проходят ТО раз в год, а если у них девять мест и более, то раз в полгода. Их техосмотр проводится внутренними службами и экспертами-техниками.

Техосмотр для покупки ОСАГО

С 1 марта 2021 года диагностическая карта, выдаваемая при прохождении технического осмотра, станет электронной, то есть ее будут только заносить в электронную базу данных ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) без выдачи на руки. Страховые компании уже сейчас обязаны при заключении полиса ОСАГО проверять наличие сведений о прохождении ТО в этой базе. Но если транспортное средство проходит ТО каждые шесть месяцев, то для покупки полиса ОСАГО наличие сведений о техосмотре не требуется.

Каким транспортным средствам потребуется диагностическая карта для покупки ОСАГО в 2021 году?
Год выпуска202120202019201820172016 и ранее
Мотоциклы; легковые автомобили (кроме такси и предназначенных для обучения вождению); коммерческие автомобили массой до 3,5 тне требуетсяне требуетсяне требуетсяне требуетсятребуетсятребуется
Грузовые автомобили; автобусы; легковые автомобили для работы в такси и обучения вождениюне требуетсятребуетсятребуетсятребуетсятребуетсяне требуется*
Тракторы, спецтехника и прочие ТС, стоящие на учете в Гостехнадзоре
(при количестве посадочных мест менее восьми)
требуетсятребуетсятребуетсятребуетсятребуетсятребуется
Тракторы и спецтехника с количеством посадочных мест более восьми;
автомобили для перевозки опасных грузов
не требуется*не требуется*не требуется*не требуется*не требуется*не требуется*
*Не требуется, т.к. проходят ТО чаще одного раза в год

Также с 1 марта существенно изменятся (читай — ужесточатся) требования к процедуре проведения ТО и к проводящим его экспертам-техникам. По задумке законотворцев, это должно прекратить практику продажи диагностических карт без показа машины, а сами проверки сделать более качественными.

А еще важно помнить, что периодичность прохождения технического осмотра считается календарными годами. То есть, например, если грузовик категории С 2020 года выпуска приобретен в январе 2021-го, то для заключения ОСАГО ему сначала нужно пройти техосмотр, поскольку формально с года выпуска уже прошел один год.

Штраф за отсутствие техосмотра

С 1 марта 2021 года в Кодексе об административных правонарушениях появится штраф за управление транспортным средством без диагностической карты — 2000 рублей. Да, со следующей весны все дорожные камеры смогут проверять по базе ЕАИСТО отсутствие диагностической карты и выписывать штрафы в автоматическом режиме. Но есть оговорка — повторно такой штраф не может быть выписан в течение 24 часов после первого наказания.

При этом Российский союз автостраховщиков в своих разъяснениях, направленных страховым компаниям в июле этого года, обращает внимание на то, что «технический осмотр проводится в году, предшествующем году, когда диагностическая карта уже должна быть». Поскольку точная дата выпуска автомобиля не учитывается и сроки считаются с округлением до года, до начала 2021-го пройти ТО должны легковые автомобили и мотоциклы 2017 года выпуска и старше, а грузовики и автобусы — уже с 2020 года выпуска.

А как быть, если срок действия диагностической карты уже закончился и необходимо ехать на ТО? Легальным вариантом будет покупка полиса ОСАГО на 20 дней для следования к месту проведения технического осмотра. (Хочется верить, что при выписывании штрафов система ГИБДД будет учитывать наличие такого полиса.) Ну или вызывать эвакуатор.

Техосмотр автомобиля в 2020 году

Прежде всего следует отличать техосмотр от техобслуживания.

Техобслуживание — процедура плановой замены расходных деталей автомобиля, описанная и рекомендуемая автопроизводителями.

Техническое обслуживание может проводиться официальными дилерами, другими автосервисами или владельцами автомобилей самостоятельно.

При техобслуживании заменяют расходные детали и материалы: масло в двигателе, свечи зажигания, всевозможные фильтры и т.п. Кроме того, при техосмотре проводится контроль износа механизмов автомобиля, контроль уровня технических жидкостей. Зачастую автомобиль проверяется на наличие диагностических сообщений (ошибок) с помощью специализированного программного обеспечения.

Техническое обслуживание — не является обязательным. Но если владелец нового автомобиля не будет своевременно проходить техническое обслуживание, ему может быть отказано в гарантийном ремонте. Если, конечно, дилер докажет, что неисправность произошла из-за несвоевременно не проведенного технического обслуживания.

Стоимость технического обслуживания зависит от модели автомашины, дилера и прочих условий. Начинаться может от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков.

Техосмотр (ТО) — процедура проверки технического состояния автомобиля, находящаяся под контролем государства или уполномоченных им организаций/лиц. Так как именно гос. органы отвечают за безопасность на дорогах, поэтому они устанавливают жесткие требования к состоянию автомобилей.

Процедуру проведения техосмотра имеют право осуществлять только аккредитованные операторы (специализированные организации).

Во время техосмотра происходит проверка исправности таких первостепенных узлов и агрегатов автомобиля, как:

  • Тормозная система
  • Стеклоомыватели и стеклоочистители
  • Внешние световые устройства
  • Сигнализация
  • Двигатель
  • Рулевая система.

Периодичность техосмотров устанавливается государством и составляет:

  • Если автомобилю нет еще и трех лет с момента сборки, ТО можно не проходить.
  • Если транспорту от 2 до 7 лет, ТО проводится раз в два года.
  • Водители или владельцы ТС, перечисленных в ч.2 ст.12.1 КоАП РФ, проходят ТО раз в 6 месяцев.
  • Всем прочим автомобилистам и мотоциклистам, чей транспорт старше 7 лет, требуется проходить ТО ежегодно.

Стоимость техосмотра начинается от 500 рублей и до несколько тысяч в зависимости от категории транспортного средства и региона-местонахождения.

Технический осмотр – процедура обязательная. В случае не прохождения автомобилем техосмотра его владелец не сможет приобрести страховой полис ОСАГО. В свою очередь, это наложит запрет на управление автомобилем согласно пункту 2.1.1 ПДД. Штрафные санкции за управление автомобилем без пройденного техосмотра предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, в частности ч.2 ст.12.1 КоАП РФ:

«Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.»

Таким образом, отсутствие диагностической карты о прохождении техосмотра необходимо лишь некоторым категориям водителей. Большинство водителей, управляющие автомобилями категории «В», от административной ответственности за непрохождение техосмотра освобождаются.

Однако без Диагностической карты, выдаваемой после успешного прохождения ТО невозможно получить полис ОСАГО. Штраф же за управление ТС без полиса ОСАГО от 500 до 800 рублей. Причем, в последнее время появились камеры, способные выявлять автомобили без полиса ОСАГО и, значит, «письма счастья» со штрафами не избежать как раньше. Выписываться такой штраф может не чаще одного раза в сутки. Поэтому «выгоду» считайте сами!

Техосмотр проводится операторами ТО, аккредитованными Российским Союзом Автостраховщиков.

Правила прохождения

С 4 мая 2018 года в России внесены изменения в процедуру прохождения техосмотра автомобилей, закон о которой подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 23 апреля.

Новые положения ужесточают требования, делая ход процедуры более регламентированным. Техосмотр коснётся не только автомобилей, но и всего рода прицепов, мототранспорта, автобусов и прочих транспортных средств.

Также изменились условия наказания недобросовестных операторов техосмотра.

Предыдущая редакция Закона вводила ответственность за выдачу диагностических карт владельцам только неисправных автомобилей. Теперь специально отмечается, что операторы подлежат наказанию за выдачу карты с разрешительным вердиктом при условии, что транспортное средство не соответствует требованиям безопасности.

Прописаны основные требования к транспорту и самой процедуре проверки:

    теперь положительное заключение не получат автовладельцы, установившие на фары плёнки или нанесшие любые по размеру рисунки. Сюда же относится тонировка на оптических конструкциях машин, плёнка затемнения, полное закрашивание фары краской любой прозрачности.

не допускается подтекание рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля. Старые правила допускали подтекание жидкостей «из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи и систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств» с интервалом не более 20 капель в минуту. Теперь капли считать никто не будет: любые заметные подтекания жидкостей из этих систем запрещены.

кроме знака аварийной остановки обязательно проверяется наличие и состав аптечки, а в транспортных средствах категории «D» аптечек должно быть три.

конструктивные изменения, которые не предусмотрены заводом-изготовителем, также могут стать препятствием для прохождения техосмотра. Сюда относятся любые несоответствия конструкции, как недостающие, так и избыточные. Причиной для отказа может послужить даже отсутствие стеклоочистителя или бачка-омывателя.

Теперь шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства

не пройдут ТО машины с незарегистрированным газобаллонным оборудованием.

изменилось само оформление диагностической карты. До 2018 года она содержала 21-значный номер, а с 1 января количество символов в коде уменьшается до 15. Карты, выданные ранее, действуют до момента окончания срока.

теперь допускается действие 2 видов диагностических карт технического осмотра – бумажный и электронный.

Ранее проведение и контроль за техосмотром было возложено на Российский союз автостраховщиков (РСА). Теперь контроль за ТО передан под контроль Ространснадзора. Именно его органами будут проводиться периодические проверки пунктов, оказывающих услугу проведения техосмотра.

Стоимость

Стоимость прохождения техосмотра не будет зависеть от года выпуска автомобиля.

  • Цена диагностической карты для легкового автомобиля класса «В» в любом из регионов России не может превышать 800 руб.
  • Мототранспортные средства передвижения – до 240 руб.
  • Прицепы, в зависимости от модели, до 0,75 т – 600 руб., 3,5 – 10 т – 1050 руб.
  • Для пассажирского транспорта – от 1290 до 1560 руб.
  • Водителям грузовиков техосмотр обойдётся в 770 – 1630 руб.

В эту цену уже включена госпошлина, отдельно она не оплачивается.

Где и как проходят

Приятной новостью для всех владельцев транспортных средств стало то, что пройти техосмотр теперь можно не только по месту регистрации автомобиля. Процедуру можно провести в любом регионе Российской Федерации.

Для того, чтобы удостовериться в надлежащем проведении процедуры, процесс техосмотра будет фиксироваться с помощью видеозаписи на цифровые носители.

В обязательном порядке на видео должно быть зафиксировано следующее:

  • гос.номер транспортного средства;
  • дата (число, месяц, год);
  • пункт проведения техосмотра (адрес пункта, свидетельство об аккредитации);
  • ход проверки.

Что необходимо взять с собой

Сначала на станции ТО происходит сверка документации. В первую очередь, проверяются документы на машину. Для этого нужен ПТС или СТС, где описываются основные характеристики технического средства (ТС).

После выяснения информации об автомобиле сотрудник пункта ТО изучает информацию о водителе автомобиля.

Его интересуют следующие вопросы:

  • является ли он собственником представленного имущества;
  • если нет, то есть ли у него право управлением автомобиля;
  • в наличии ли права, не просрочены ли они;
  • соответствует ли категория водительских прав типу представленного транспорта;
  • если да, то имеется ли доверенность от собственника, которая разрешает транспортировать автомобиль до места осмотра и обратно.

Таким образом, список документов, необходимый для предъявления в компанию по осмотру автомобилей для физических лиц, выглядит так:

  • паспорт технического средства или свидетельство о регистрации (ПТС или СТС).
  • паспорт гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина, временное удостоверение личности, выданное отделом УФМС, полиции или миграционной службы.
  • Доверенность на водителя, не являющегося собственником.

Для юридических лиц:

  • свидетельство о регистрации учреждения.
  • балансовая справка, где указано количество автомобилей в парке.
  • копия устава предприятия.
  • карточка предприятия, в которой перечисляются основные реквизиты компании типа ИНН, ОКПО, расчетного счета.

Штрафы

Усугубились и санкции против тех, кто незаконно торгует диагностическими картами:

    если эксперт сформировал карту и допустил не прошедшую техосмотр машину к движению, ему выпишут штраф до 10 000 рублей;

если выяснится, что сотрудник умышленно передавал в центральную базу заведомо недостоверные сведения, то его смогут привлечь к уголовной ответственности: принудительные работы сроком до четырех лет.

в случае, если деяние совершено «группой лиц по предварительному сговору», может назначаться тюремный срок до двух лет. Соответствующие нормы будут внесены в УК;

Штраф для владельцев пунктов, допустивших подобные правонарушения, поднимается до 100 000 рублей;

совместно со штрафными санкциями – лишение аккредитационного свидетельства. И нарушитель не сможет больше заниматься данным видом деятельности.

Водитель вышеописанных категорий транспортных средств, у которых инспекторы имеют право проверять наличие карты ТО, не сможет ехать на транспортном средстве дальше в случае ее отсутствия или просроченного срока действия. Его машину, скорее всего, направят на штраф стоянку. Инспектор не допустит передвижение потенциально неисправного автомобиля по дороге. При повторном допущении нарушения, виновное лицо оштрафуют уже на 5 тысяч рублей и дополнительно могут лишить права управления авто на срок до 3 месяцев.

Если машина только куплена, то водителю дается десять дней для её оформления. Сюда же относится прохождение ТО, если его нет, покупка ОСАГО и постановка машины на учет. Все три процедуры взаимосвязаны между собой.

Согласно действующему законодательству, отсутствие ОСАГО карается следующими штрафами:

Если автовладелец не имеет страховки вообще, на него налагается штрафная санкция в размере 800 рублей. За своевременную оплату в течение 20 дней предусматривается 50% скидка, и штраф в таком случае равняется 400 рублям.

Если водитель имеет при себе просроченный полис ОСАГО или же предъявляет документ, оформленный без учета законодательных норм, на него налагается санкция в размере 500 рублей.

Если автовладелец не может предъявить заявленный документ прямо на месте, на него налагается штраф в размере 500 рублей. Другой вариант, предусмотренный законодательством — официальное предупреждение.

Если водитель не вписан в ОСАГО, на него налагается санкция в размере 500 рублей.

Техосмотр в 2021 году: как изменится процедура, какие штрафы ждут операторов и автомобилистов за нарушения

С июня 2020 года должны были вступить в силу новые правила техосмотра с фотофиксацией, новыми штрафами и требованиями. Из-за пандемии коронавируса вступление их в силу перенесли на следующий год, но нововведения никто не отменял. Мы расскажем, что изменится в процедуре и к чему готовиться автовладельцам с марта 2021 года.

Для чего нужен техосмотр?

ТО – обязательная процедура, во время которой специалисты проводят диагностику технического состояния транспортного средства. Без техосмотра водитель не сможет получить полис ОСАГО, наличие которого обязательно при управлении авто. ТО могут проводить только специализированные организации, прошедшие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Выбрать организацию для прохождения ТО автовладелец может на официальном сайте РСА, где размещена карта со всеми аккредитованными сервисами. Техосмотр занимает не более часа, в течение которого мастера проверяют работоспособность транспортного средства. Если будут выявлены поломки, после их устранения водителю придется вновь пройти ТО. Этой зимой начнут формировать список операторов. Сервисы могут до 15.01.2021 года подать заявки на прохождение аккредитации. Операторы должны будут 1 раз в 2 года подтверждать свое соответствие перед РСА и МВД. Для добросовестных сервисов в ближайшее время будет сформирован пакет мер поддержки, который уже разрабатывается Минэкономразвития.

Во время техосмотра будут осматриваться:

  • силовой агрегат;
  • тормозная система;
  • сигнализация;
  • стеклоочистители;
  • рулевая система;
  • стеклоомыватели;
  • световые устройства (внешние).

Каждый владелец машины может проходить технический осмотр в своем регионе, в ближайшем к дому пункте ТО. После завершения осмотра специалисты выдадут диагностическую карту, без которой управлять транспортным средством запрещено.

Какие новшества ожидают автомобилистов

Вопросы прохождения ТО сейчас регулируются несколькими нормативными актами, в частности:

  1. ФЗ№ 170 «О техническом осмотре» – регламентирует процесс техосмотра авто последние 10 лет.
  2. Ст. 171 УК РФ – наказание за проведение ТО без аккредитации. К виновным применяется штраф, арест до 6 месяцев, общественные работы.
  3. ФЗ № 122 о внесении изменений в ФЗ №170.
  4. Приказ Минтранса № 97 , в котором определены требования к фотофиксации ТО.
  5. ФЗ № 98 – перенос нововведений на март 2021 года.

Сейчас освобождаются от обязательного прохождения техосмотра транспортные средства, возраст которых не превышает 3 лет. Те машины, которым от 3 до 7 лет, придется один раз в 2 года подтверждать исправное техническое состояние. Если возраст автомобиля старше 7 лет, то ему необходимо проходить ТО каждый год. Что касается автомобильного транспорта, который используется в коммерческих целях (например, в такси), его проверять придется 1 раз в 6 месяцев.

Система технического осмотра автотранспортных средств должна кардинально измениться после внесения изменений в законодательство. Обязательной процедурой теперь станет фотофиксация каждого процесса, которую проводят операторы.

Ожидается ужесточение ответственности для владельцев машин, у которых в момент вождения не будет оформлена диагностическая карта – нарушителям грозит штраф в размере 2000 руб. Сотрудникам ГИБДД позволили аннулировать диагностические карты, если будут выявлены какие-либо несоответствия (прохождение ТО с нарушениями, отсутствие в базе). Также в 2021 году стоит ожидать такие реформы:

  • введение ЭЦП для аккредитованных сервисов;
  • определение пропускной способности пунктов ТО;
  • предъявление ряда квалификационных требований к специалистам сервисов;
  • определение ответственности за нарушения не только для водителей, но и для операторов, страховщиков.

Несмотря на то, что Госдума еще осенью 2019 года утвердила новые правила прохождения технического осмотра, по ним автомобилисты будут жить, начиная с марта 2021 года, так как было принято решение отложить дату вступления в силу соответствующего закона из-за пандемии коронавируса. В течение этого периода водителям разрешили оформлять ОСАГО без диагностических карт.

Какие виды транспорта должны проходить техосмотр

После вступления в силу законодательных инноваций изменятся сроки прохождения технического осмотра. С марта 2021 года автомобилям не старше 4 лет не нужно будет проходить техосмотр. Машинам, возраст которых варьируется в диапазоне от 4 до 10 лет, придется посещать оператора раз в 2 года. Все эти правила распространяются и на другие виды транспортных средств:

  • полуприцепы;
  • мотоциклы;
  • прицепы;
  • грузовые автомобили, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тн.

Авто старше 10 лет, необходимо подтверждать исправное техническое состояние раз в год. Автомобили, выпущенные менее 5 лет назад и работающие в такси, будут проходить техосмотр раз в год, если более 5 лет – раз в полгода.

Раз в год техническое состояние придется подтверждать:

  • грузовикам от 3,5 тн;
  • автобусам;
  • учебным авто до 5 лет;
  • машинам, перевозящим опасные грузы;
  • такси (легковым);
  • грузовикам (от 8мест);
  • авто со спецсигналами.

А если возраст этого транспорта превышает 5 лет, то проверка проводится 1 раз в полгода.

При определении возраст авто следует учесть внесенные в законодательство изменения. Теперь в период прохождения ТО включается год выпуска (дата, указанная в СРТС или ПТС). Например, если машина сошла с конвейера в 2016 г., то в 2020 году ей исполнится 4 года, а это значит, что с этого периода придется проходить техосмотр.

Какие новшества коснулись автобусов

При проведении техосмотра автобусов применяются особые правила (Постановление Правительства №41). Во время технического осмотра теперь должен присутствовать сотрудник ГИБДД, который следит за всеми действиями специалиста, сверяет полученные данные, выносит заключение. Результат сотрудник ГИБДД заверяет квалифицированной ЭЦП.

Процедура проводится только по предварительной записи, которую можно оформить не раньше, чем за 5 дней до планируемой даты ТО. Записаться на техосмотр владелец автобуса может по электронной почте или в телефонном режиме. При подаче заявки следует указать:

  • модель;
  • VIN;
  • марку;
  • регистрационный государственный номер.

Заявку оператор может отклонить при отсутствии каких-либо данных из этого списка. Отказ владелец автобуса получит и по причине отсутствия свободных мест в аккредитованном центре на указанную им дату. В этом случае ему нужно повторно подать заявку на другой день, заполнив ее в соответствии со всеми требованиями.

Сколько придется платить за техосмотр

Стоимость ТО будет зависеть от разных факторов:

  • категория транспортного средства;
  • регион, в котором проводится техосмотр.

Цена диагностической карты может варьироваться от 500 руб. до 2000 руб., например:

  • машина класса «В» – до 800 руб.;
  • грузовики – от 770 руб. до 1630 руб.;
  • прицепы (зависимости от грузоподъемности) – от 600 руб. до 1050 руб.;
  • мототранспорт – до 240 руб.;
  • пассажирский транспорт – от 1290 руб. до 1560 руб.

Как будет проводиться фотофиксация

Эта процедура введена для того, чтобы предотвратить «покупку» техосмотра без фактического его прохождения. Во время ТО автомобиль фотографируется, а после завершения техосмотра все отснятые материалы передаются на хранение в базу данных. Фотографии подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП оператора и обязательно должны содержать:

  • транспортное средство до момента ТО;
  • автомобиль сразу после завершения техосмотра;
  • четко различимые: модель авто, марку, государственный номер, цвет кузова;
  • для грузовиков – первое фото должно иметь изображение передней части ТС, второе, заднюю часть прицепа (автобуса).

Во всех файлах требуется указывать координаты места проведения техосмотра (они проверяются при помощи спутниковой навигации, точность определения до 15 м), точную дату и время (допустимая погрешность 3 сек.). Если фотографии ТО не будут соответствовать реальному транспортному средству, то выданная диагностическая карта будет аннулирована.

Какие предусмотрены штрафы

С 1 марта 2022 года будут применяться штрафные санкции за допущенные нарушения при прохождении ТО и оформлении страховки:

  1. Отсутствие диагностической карты (ч. 1.1. ст. 12.5 КоАП РФ) – 2 000 руб.
  2. Эксплуатация автомобиля, не прошедшего технический осмотр – 2 000 руб.
  3. Выдача диагностической карты без ТО – от 5 000 руб. до 10 000 руб. Штраф применяется к сотруднику страховой компании. К должностным лицам применяются более жесткие санкции от 30 000 руб. до 50 000 руб. На страховую компанию выписывается штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб.
  4. Страховщики, неоднократно нарушающие законодательные нормы при оформлении ОСАГО, должны заплатить штраф в сумме до 500 000 руб.
  5. Оператор, повторно допустивший нарушение, может быть дисквалифицирован.

Сотрудники ГИБДД будут выявлять нарушителей при помощи дорожных камер. Полученные данные они станут сверять с базой ЕАИСТО. Водителю, управляющему машиной без технического осмотра, будут не чаще 1 раза в сутки выписывать штраф и присылать квитанции по почте.

Регрессные требования от страховой компании

Страховые компании ввели для клиентов новое наказание – регрессное требование. Если владелец автомобиля, у которого истек срок действия диагностической карты, по своей вине попадет в ДТП, то выплаченный потерпевшему ущерб страховщик взыщет с него в полном объеме.

Клиентам страховых компаний нужно учесть следующее:

  1. Не пройден техосмотр – за ДТП платит владелец автомобиля.
  2. Пройден технический осмотр, авария стала по причине неисправности, которая могла быть обнаружена во время технического осмотра – платит оператор.
  3. Пройден ТО, но причиной аварии является неисправность, которая в ходе техосмотра не проверяется – платит страховая компания.

За что могут аннулировать диагностическую карту

Страховым компаниям временно разрешили оформлять полисы ОСАГО без технического осмотра – но только до сентября 2020 года.

С весны 2021 года, после вступления в силу новых правил, инспектора ГИБДД получат право аннулировать диагностические карты. Причиной может стать отсутствие техосмотра или прохождение ТО с нарушениями. При выявлении одного из этих фактов сотрудники ГИБДД обязаны передать соответствующую информацию страховым компаниям.

После аннулирования диагностической карты оператор ТО, который выдал документ без проведения проверки технического состояния авто, привлекается к ответственности.

Как проверить подлинность диагностической карты

Документ, который заполняется мастером во время проведения техосмотра автомобиля, имеет ряд признаков, которые позволяют отличить его от подделки:

  1. Регистрационный номер . Расположен в верхнем углу карты, с левой стороны. Он должен совпадать с номером, занесенным в ЕАИСТО.
  2. Оператор ТО . На бланке указывается оператор, который проводит технический осмотр автомобиля. Наличие у него аккредитации можно проверить на официальном сайте РСА.
  3. Регистрационные данные транспортного средства . Должны прописываться без ошибок, чтобы кату можно было найти в базе данных.

Настоящую диагностическую карту можно без проблем найти в базе ЕАИСТО. Для этого достаточно ввести в соответствующую форму VIN автомобиля или его государственный номер.

С 01.03.2021 г. все операторы обязаны оформлять диагностические карты только в электронной форме. Все данные о выданных документах они должны вносить в единую информационную систему, где они хранятся в течение 5 лет.

Водителям выдается диагностическая карта на бумажном носителе только по его запросу (оригинал бесплатно, дубликат по действующему у оператора тарифу).

Новые правила техосмотра в 2020-2021 годах – когда вступит в силу новый закон?

Летом 2020 года должны были вступить в силу значительные изменения в правила осуществления технического осмотра автомобиля. В числе нововведений числились необходимость фотографировать процедуру, право сотрудников ГИБДД аннулировать диагностические карты, введение новой периодичности техосмотров и серьезных штрафов за нарушение его порядка.

В связи с пандемией коронавируса вступление в силу изменений было отложено, а сам техосмотр был временно отменен из-за приостановки деятельности сервисов. Но постепенно все ограничительные меры отменяются, возвращается и техосмотр в 2020-2021 годах.

  1. Изменения и свежие новости законодательства
  2. Что меняется с 30 сентября?
  3. Новые правила техосмотра в 2021 году
  4. Техосмотр с 1 марта 2021 года?

Изменения и свежие новости законодательства

Плана ГИБДД по реформе процедуры технического осмотра автомобилей помешала пандемия коронавируса. Пришлось не только временно отказаться от планов по внесению поправок в закон, но и приостановить ряд уже действующих нормативно-правовых актов.

Федеральный закон от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» (далее – закон о техосмотре в 2020-2021 годах) в июне текущего года должен был подвергнуться изменениям в соответствии с ФЗ-122 от 06.06.2019 года. Из-за пандемии вступление в силу этих поправок было отложено до 1 марта 2021 года.

До 30 сентября 2020 года было приостановлено действие отдельных пунктов ст. 14 и ст. 15 ФЗ-40 «Об ОСАГО», предусматривающих обязательный техосмотр при покупке полиса ОСАГО.

Что меняется с 30 сентября?

Ответ на вопрос, нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2020-2021гг., зависит от периода. В 2021 году диагностическая карта понадобится автовладельцу совершенно точно, а в 2020 году вплоть до 30 сентября она не нужна. Решение приостановить обязательность прохождения техосмотра было вызвано ограничительными мерами, принятыми из-за распространения коронавируса. Станции техосмотра не работали, поэтому не было никакой возможности пройти его. Приостановка продлится до 30 сентября, но есть особенности, которые необходимо принять во внимание:

  • после 30 сентября владельцы, заключившие договор без полиса, обязаны пройти техосмотр и предоставить карту страховщику в течение месяца (то есть, до 31 октября);
  • Правительство наделено правом продлить сроки приостановки на 90 дней, но вряд ли это будет сделано, так как уже фактически предприятия всех сфер работают в обычном режиме;
  • если не предоставить техосмотр страховщику, полис продолжит действовать. Однако в этом случае страховщик получает право регрессного требования к клиенту на всю сумму, заплаченную потерпевшему в аварии по вине такого автовладельца.

С ноября 2020 года также будут выдавать только электронные ПТС. Это решение комиссии ЕАЭС, обязательное для всех участников Евразийского экономического союза.

Новые правила техосмотра в 2021 году

Как пройти техосмотр автомобиля в настоящее время? Пока правила прохождения технического осмотра и выдачи диагностических карт остаются прежними:

  • периодичность прохождения – раз в два года для машин возрастом от трех до семи лет;
  • для автомобилей старше семи лет установлена другая периодичность прохождения ТО – раз в год;
  • такси проходят техосмотр еще чаще – раз в полгода.

По действующим до 1 марта 2021 года правилам новые автомобили возрастом до трех лет освобождены от процедуры обязательного прохождения технического осмотра полностью.

Техосмотр с 1 марта 2021 года?

Когда вступят в силу новые правила техосмотра 2020-2021 годах, получать диагностическую карту станет сложнее:

  • возраст новых автомобилей, освобождаемых от ТО, увеличится на год. То есть, машины возрастом до четырех лет освобождаются от техосмотра;
  • меняется периодичность проверок на пунктах техосмотров и для других автомобилей. Машины в возрасте от четырех до десяти лет должны будут их посещать в обязательном порядке раз в два года, ежегодная процедура вводится только для выпущенные более десяти лет назад авто;
  • вышеперечисленные правила будут распространены и на другие транспортные средства: мотоциклы, прицепы и полуприцепы, мотоциклы и грузовые автомобили грузоподъемностью менее 3,5 тонн;
  • автобусы, грузовики грузоподъемностью более 3,5 тонн, учебные авто младше пяти лет будут проходить проверку ежегодно. Если эти ТС старше 5 лет они должны будут проходить ТС раз в полгода;
  • такси моложе пяти лет станут приезжать на пункты техосмотра всего раз в год, старше пяти лет – каждые полгода;
  • прохождение ТО будут снимать, фиксировать на пленку, причем по установленным правилам, с обязательным присутствием на фото регистрационного знака и т.д. Кроме фото будут фиксировать и координаты автомобиля при помощи спутниковой навигации.

С 2021 года у ГИБДД появится право аннулировать диагностические карты в случае установления нарушений прохождения ТО. За отсутствие диагностической карты будет введен штраф (не чаще одного раза в сутки в размере 2000 рублей). Покупка ее через Интернет тоже будет вне закона. Штрафы предусмотрены и для операторов техосмотра, причем наказать могут и конкретного сотрудника.

Пандемия повлияла на планы властей по введению новых правил, срок их вступления в силу перенесен, однако, совсем от идеи усложнить процедуру они не отказались.

Есть ли необходимость в ужесточении норм техосмотра?

Статья о возможном ужесточении норм техосмотра — есть ли в этом необходимость? Станет ли сложнее автомобилистам? В конце статьи — интересное видео по теме.

Содержание статьи:

  • Закон для ленивых
  • Нововведения и оппозиция
  • Станет ли сложнее автовладельцам
  • Видео о возможном ужесточении техосмотра

Министерство экономики решило глобально пересмотреть систему проведения технического осмотра автотранспорта. Реформе подвергнется не только сама процедура, но даже Уголовный кодекс, а также КоАП. Нововведения уже согласованы со всеми ключевыми ведомствами, в том числе с ГИБДД, и законопроект уже отправлен в правительство РФ. Чего ожидать водителям в будущем году и сможет ли правительство коренным образом изменить ситуацию с фальшивыми техосмотрами?

Закон для ленивых

Редкий российский автовладелец считает, что технический осмотр его машины имеет прямое отношение к безопасности дорожного движения. В большинстве своем данная процедура воспринимается очередным «оброком», причем даже не со стороны государства, а каких-то непонятных организаций, выдающих диагностическую карту.

Постепенно степень лени водителей дошла до такого уровня, что они даже перестали пытаться пройти осмотр самостоятельно, а начали покупать диагностическую карту, не выходя из дома, с помощью различных интернет-сервисов. Благо стоимость такой услуги вполне приемлема – 800-1500 рублей.

С начала 2012 года ГИБДД лишилось контрольной функции по осмотру ставящихся на учет автомобилей, теперь эта обязанность легла на операторов частных организаций. По результатам проверки вместо традиционных талонов они стали выдавать диагностические карты, которые впоследствии предъявляются исключительно в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО.

Так называемые «операторы» осуществляли осмотр положенных 65 автомобильных пунктов, в том числе тормозов, оптики, стеклоомывателя, а также делали пробу на содержание в отработанных газах загрязняющих веществ всего за полчаса.

На практике же слишком большая доля автовладельцев попросту платят за диагностическую карту через интернет, в пункте техосмотра, у тех же страховщиков, даже не привозя свою машину хотя бы на формальный осмотр. В итоге на дорогах появляются неисправные автомобили, которые провоцируют аварии. ГИБДД и Минэкономики представили печальную статистику: количество ДТП из-за подобного транспорта только в текущем году возросло на 16,5%, а объем реально проведенных техосмотров снизился за прошедшие несколько лет на 20-30%.

Диагностическая карта как официальный бланк не имеет защиты, специальных знаков и не подлежит строгой отчетности, поэтому его элементарно можно распечатать на принтере. Наказание за управление не прошедшим технический осмотр автомобилем отменили, а контролируемая МВД информационная база об удовлетворяющих нормам автомобилях имеет настолько слабую защиту, что получить к ней доступ для внесения несоответствующих действительности данных сможет даже хакер-любитель.

Безусловно, за выдачу поддельных диагностических карт предусматривается огромный штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей на нарушившее закон юридическое лицо. Однако Минэкономики посчитало, что за все 5 лет действия закона этот штраф был наложен менее ста раз, хотя фактически поддельные карты исчисляются тысячами. Хуже того, помимо карт некоторые специалисты пункта техосмотра продают доступ к базе АИС ТО, куда затем вносится любая информация по любому количеству автомобилей.

Сейчас почти 80% пунктов техосмотра автомобилей существуют лишь по документам. В действительности они не имеют ни оборудования, ни сотрудников, ни даже фальшивых диагностических карт. Только компьютер и доступ к АИС ТО. И при такой ситуации, которая признается и сотрудниками «Техэксперта», и специалистами РСА, закон все эти года не меняют и не вводят обязательные выездные проверки в неблагонадежные центры.

Нововведения и оппозиция

Подготовленными поправками Министерство экономики обещает решить все проблемы:

    Вновь введут штрафные санкции за не имеющий техосмотра автомобиль, который будет составлять 800 рублей. Причем штраф может быть выписан автоматически: после проезда под видеокамерой система считает автомобильный номер, проверит по базе данных наличие диагностической карты и, при отсутствии таковой, отправит штраф владельцу.

Операторов обяжут проводить фиксацию проведения осмотра посредством фото или видеосъемки, чтобы можно было определить номер транспортного средства, дату и место прохождения техосмотра. Это будет подтверждением того, что процедура осуществлена по всем правилам. Появится даже новый термин – диагностическая линия, охватывающий весь комплекс средств для проведения техосмотра. Он включает в себя оборудование для технической проверки, диагностирования, фото и видеосъемки, а также для последующей отправки сведений в единую базу. Тот специалист, который пропустит хотя бы один этап проверки, подвергнется штрафу в размере до 10 тысяч рублей. Предполагается, что подобная персональная ответственность конкретного аккредитованного эксперта поможет искоренить случаи мошенничества.

Государственный контроль над пунктами техосмотров будет принадлежать Ространснадзору.

База данных АИС ТО будет передана в ведение РСА.

  • Ужесточат наказание за фальшивые диагностические карты и размещение недостоверной информации в базе АИС ТО.
  • Некоторые из предлагаемых пунктов поправок сразу вызвали сомнение и недовольство. Глава «Техэксперта» Сергей Зайцев уверен, что в руках Ространснадзора ситуация станет только еще хуже. Ведомство имеет слишком много собственных проблем: кадровых, финансовых, правовых, — чтобы справляться с текущими функциями, а уж тем более принимать новые обязанности.

    Структура еще не отошла от недавнего скандала с обысками и арестами сотрудников, поощрявших нелегальные перевозки и коррупцию. Рядовые работники получают зарплату порядка 12 тысяч рублей, которая несопоставима с выполняемым объемом работы.

    Таким образом, трудно представить, как в подобных условиях будут осуществляться выездные проверки. Особенно учитывая тот факт, что большая часть «доносов» исходит всего лишь от конкурирующих центров техосмотров. Зайцев выражает мнение, что по-настоящему действенной мерой будет совместная работа представителей МВД, властей соответствующего уровня и профессиональных сообществ по организации должного контроля над пунктами техобслуживания.

    Не менее странным кажется главе «Техэксперта» и решение о передаче базы АИС ТО страховщикам. С осени 2017 года действует постановление правительства о внесении информации по проведенным техосмотрам в информационную систему АО «Электронный паспорт», разработанную «Ростехом». Система уже полностью функционирует, оснащена достаточным количеством операторов и готова принимать сведения. Поэтому не очень понятно, зачем при наличии продуманной, защищенной базы передавать устаревший функционал страховщикам. Если же те решат создать собственную, удобную им систему, это потребует не только времени, но несколько сотен миллионов рублей налогоплательщиков на разработку и тестирование.

    Автоэксперт по ДТП Юрий Антипов, в свою очередь, удивлен акцентом на видеофиксации, которая введена уже давно. Другой вопрос, что правила, записанные на бумаге, на деле никто не выполняет. Поэтому нет смысла устраивать из пунктов техосмотра фотостудию — нужно тщательнее контролировать тех операторов, которые производят осмотр транспортных средств.

    Против нововведений выступает и страховщики, которые сами же последние несколько лет просили пересмотра текущего законодательства. Их предложение – организовать национальный союз операторов техосмотра, который будет подчиняться РСА.

    Станет ли сложнее автовладельцам

    Принципиально новый законопроект не изменит техническую часть прохождения осмотра. Автомобиль все так же должен быть исправен, иметь огнетушитель и не просроченную аптечку.

    Не пройдут заветное ТО машины, имеющие прозрачную или цветную пленку на фарах. Установка любых деталей, защитных средств, пленок, декоративных элементов, не являющихся заводской конструкцией светового прибора, не допустима. Касается это также тонированных или крашенных деталей оптики.

    Окажутся ли действенными предложенные меры? Учитывая особенности российского менталитета, полностью искоренить мошенничество и взяточничество невозможно. До сего момента работающим в полсилы пунктам техосмотра придется серьезно взяться за выполнение своих обязанностей, в ущерб своему «кошельку» отправлять несоответствующие машины на ремонт, так затем еще и проверять – действительно ли владелец устранил найденные недостатки. Без постоянного, ежедневного надзирающего органа вся процедура очень скоро снова вернется в прежнее русло.

    К тому же ни видеофиксация, ни достоверная диагностическая карта не придадут ответственности автовладельцу. Он должен самостоятельно, без «государственного» контроля непрерывно мониторить техническое состояние своего транспортного средства, чтобы предотвратить вероятную аварию по причине неисправности.

    Видео о возможном ужесточении техосмотра:

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector