Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РАФ — жемчужина прибалтийского автопрома

Perviy7 › Блог › Автозаводы страны Советов: РАФ — Угасшая звезда Балтии №2

Первые серийные микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия» выехали со сборочной линии нового автозавода в декабре 1975 года, а в следующем году началось их массовое производство. Спустя год на конвейер встала и основная модификация — машина скорой медицинской помощи РАФ-22031 «Латвия».

Данные автомобили отличались форточками окон в передних дверях, «круглым» передним бампером без «клыков», расположенным над указателями поворотов, белыми габаритными огнями на крыше, стояночными огнями на задних стойках кузова, круглыми зеркалами заднего вида, двумя небольшими угловыми бамперами в кормовой части, отсутствием фонарей заднего хода в общих рядах огней и заводской установкой хромированных колёсных колпаков от ГАЗ-21. До окончания 1976 года серийные машины комплектовались оригинальной высокой панелью приборов с круглыми циферблатами, а в 1977 году обзавелись новой панелью с комбинацией приборов от автомобиля ГАЗ-24. В это же время было решено отказаться от вентиляционного отверстия под средним окном по левому борту.
Признаками ранних машин также являются подфарники от ГАЗ-24 и эмблема завода на задней двери. На рубеже 1978—1979 годов вместо оптики от Волги стали устанавливать единые автобусные повторители поворотов, а с задней двери исчезла заводская эмблема. В таком виде микроавтобусы выпускались почти 10 лет без каких-либо значительных изменений.

В 1979 году продукции завода РАФ был присвоен государственный Знак качества.

РАФ-22032 модификация для маршрутного такси, у которого сиденья в пассажирском салоне были вдоль бортов.

Милицейская версия имела соответствующую окраску: желтый микроавтобус с синими полосами, надписями «ГАИ», «Милиция» и гербом СССР на боковинах кузова. Микроавтобус оборудовался соответствующими средствами связи, поворотными прожекторами и синими проблесковыми маяками. В салоне были созданы условия для работы оперативной бригады на месте ДТП.

Служебный микроавтобус для пожарных, способный перевозить до 5 человек вместе с оборудованием. Модель в серию не пошла за ненадобностью.

Предназначена для центролизованной перевозки крови, грузовое помещение отделено от кабины водителя перегородкой; на перегородке имеется окно со сдвижным стеклом. Внутренняя отделка обеспечивает мойку и дезинфекцию автомобиля.

Ничем особо не отличалась от базовой модели 2203. Всего лишь силовыми элементами кузова и раскраской.

На Олимпиаде 80 микроавтобус РАФ-2203 даже удостоили чести сопровождать олимпийский огонь. Для этого в 1980 был изготовлена специальная версия 2203 с олимпийской раскраской. Данный экземпляр по сей день хранится в воссозданном на заводе музее РАФ.

Но к сожалению в середине 80-х качество выпускаемых микроавтобусов постепенно падало с каждым годом, и на завод всё чаще стали поступать рекламации и жалобы, в том числе и от врачей, работавших в скорой медицинской помощи. В феврале 1986 года госприёмка вернула на завод около 13% новых микроавтобусов для устранения обнаруженных дефектов. В том же году развернулась публичная дискуссия, связанная с моральным устареванием и неуклонным снижением качества продукции елгавского автозавода. Конфликт показал, что для улучшения создавшейся ситуации заводу необходимы не только новые модели микроавтобусов, но и другой директор, которым в ходе проведённых выборов стал Виктор Боссерт. Одновременно руководство страны выделило из бюджета значительные средства для технического перевооружения Рижской автобусной фабрики.

И в 1987 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший индекс РАФ-22038. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «60 летие автопрома СССР» в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203.

И, конечно, на его базе начали делать кареты скорой помощи, милицейские фургоны, и самое главное его предназначение — маршрутное такси. Да, «РАФики» были не самым лучшим общественным транспортом, но по большому счёту другого тогда в стране и вовсе не было. Потому люди были рады и такому счастью.

В 1990 году началось производство микроавтобуса РАФ-22039 вместимостью 13 человек. Увеличение вместимости было достигнуто за счет более высокого уровня потолка и измененной компоновки пассажирского салона (багажное отделение было сокращено до минимума, в салоне даже появились поручни, за которые пассажиры могли держаться при посадке). На базе микроавтобуса РАФ-22038 был разработан бортовой мини-грузовик РАФ-33111 с (однорядной кабиной) и РАФ-3311 (двухрядной кабиной), выпускавшийся в 1992-1995 годах, а также реанимобили РАФ-2914 и РАФ-2915.

В начале перестройки уже были готовы абсолютно новые модели завода, которые по своей внешности и конструктивности соответствовали своему времени.

Но развал СССР. Литва, Латвия и Эстония (как и все остальные республики) захотели самостоятельности, ибо на русских они смотрели как Ленин на буржуазию. И рижская автобусная фабрика перешла из государственной собственности был приватизирован под «частную лавочку». И концепты так и не притворились к жизни. Ввиду смены строя и экономики, за качеством на заводе перестали следить. Производство «рафиков» было в основном росчитано под российский рынок. А латвийское правительство изредко закупало у завода «рафики» для нужд скорой помощи, полиции, муниципального транспорта, так как высокая цена и низкое качество было невыгодно покупателю. Да и конструктивно это был микроавтобус начала 70-х годов.

Следует отметить, что «рафики» в те годы реализовывались через офшорные фирмы. А потому судьба ясна совершенно: деньги легли в широко раскрытые карманы узкой группы лиц. Всё стало ясно — так долго это продолжаться не может. В конце 90-х годов наши покупатели отказались от микроавтобусов РАФ, потому что в производство пошли ГАЗели и Валдаи, которые были современнее, технологичнее, а самое главное — дешевле. После такого отказа со стороны русских РАФ не мог существовать дальше, ведь основного покупателя больше нет, прибыль гроши, а затраты на производство колоссальные. Так в 1997 году с конвейера рижской автобусной фабрики сходит последний РАФ-22038.

Нет Советского Союза, нет советских социалистических республик, нет завода. Всё ушло в прошлое, но осталось в памяти уходящего поколения. Для такой ситуации ещё тысячи лет назад была придумана одна Соломонова фраза: «Всё пройдёт. И это пройдёт»

РАФ‑2203–01: хорошо забытое новое

miniaturazr03–15

Здание на улице Дунтес в Риге работы архитектора Гуревича, где некогда располагались НТЦ и экспериментальный цех Рижской автобусной фабрики и возле которого мы фотографировали РАФ-2203-01, выпущенный в 1990 году, появилось куда позже модели 2203. И все же у микроавтобуса и кирпичного корпуса есть много общего. И тот и другой выглядят необычно, оригинально. А все потому, что проектировали их с душой…

РИГА — МОСКВА — ЕЛГАВА

Жил-был небольшой завод на рижской улице Дунтес. Делали там около трех тысяч микроавтобусов РАФ‑977 в год. Конвейер — ручной: кузова перекатывали на тележках по рельсам, уложенным на бетонный пол. Конечно же, руководители завода — директор Илья Иванович Позняк и главный инженер Реджинальд Альбертович Баллод-Наградов — понимали: чтобы получить добро на строительство нового мощного предприятия (на Дунтес расширяться было некуда), нужно показать в Москве совсем новую модель. «Совсем новую» — конечно, относительно, поскольку узлы и агрегаты могли быть заимствованы только у серийных советских машин.

Рижане выбрали не самый обычный для СССР способ создания нового автомобиля — соревнование двух независимых групп художников и инженеров. В 1967‑м увидел свет микроавтобус группы Мейзиса с условным названием РАФ‑982‑I. Машина выглядела вполне современно, но неоригинально — напоминала Ford Transit.

Группа Артура Эйсерта закончила РАФ‑982‑II лишь в 1968‑м. Зато ее угловатый микроавтобус с прямоугольными фарами выглядел если и не пришельцем из другой галактики, то уж точно не менее смело, чем иные западные концепты. Агрегаты и узлы у обоих автобусов были, конечно, серийные. Кстати, на второй образец, футуристический, поначалу поставили не волговский двигатель, а совсем новый тогда 75‑сильный агрегат от «Москвича‑412», который мощностью не уступал мотору ЗМЗ‑21.

12 RAF2203 zr03–15

13 RAF2203 zr03–15

Прототип группы Эйсерта появился в 1968 году. На футуристической машине стоял двигатель от «Москвича‑412». Оба микроавтобуса погнали в Москву, где показали межведомственной комиссии, в которую входили даже медики — РАФы были основными санитарными машинами СССР. Начальство тогда одобрило образец с более традиционным дизайном, что не понравилось рижанам. Им был милее авангардный автомобиль. Кроме того, они считали, что именно под такую машину разрешат-таки построить большой и современный завод.

В итоге рижане победили. Немного приглаженный (в прямом смысле — линии кузова стали менее резкими) РАФ‑2203 с газовскими двигателем, коробкой передач и подвесками встал на конвейер нового завода в Елгаве, нареченного, как было принято в те времена, в честь ХХV съезда КПСС. Первые машины выпустили в 1975‑м, а крупносерийное производство начали в феврале 1976 года.

03 RAF2203 zr03–15

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Чтобы быстро занять или покинуть водительское место, нужны определенные навыки: кресло-то — над самым колесом. Но удобное: спина за пару сотен километров совсем не устала. К рычагу коробки передач, сильно смещенному назад (оригинальную крышку к стандартной волговской коробке делали в Риге), привыкнуть тоже недолго. Не очень сподручно включать четвертую и заднюю, но и с этим свыкнуться можно. Особенно учитывая, что конструкции четыре десятка лет.

Динамика, конечно, совсем не современная. Стосильный нижневальный заволжский мотор, подстегиваемый частым включением пониженных передач, как может удерживает автомобиль в городском потоке ХХI века. Но на шоссе идти на разрешенных правилами 90–100 км/ч нетрудно. Вот только машина шумит всем, чем может, — да так, что более-менее спокойным голосом можно разговаривать лишь с сидящим рядом. На пол идет неприятная вибрация — вероятно, от посредственно отбалансированного карданного вала. А если перевалить за 100 км/ч, автомобиль на вполне ровной дороге начинает плавать. Справедливости ради: на более низких скоростях РАФ‑2203 ведет себя вполне прилично.

05 RAF2203 zr03–15

РАФ, как и большинство советских автомобилей, соткан из противоречий. Плавность хода даже с четырьмя ездоками — отличная. А ведь машина рассчитана на двенадцать человек. Только вот волговская передняя подвеска родом из 1950‑х со шкворнями и резьбовыми втулками изнашивалась очень быстро. На негруженой машине тормоза работают вполне прилично, но если взять на борт те самые двенадцать персон, барабаны и колодки от «Волги» справляются со своей работой уже с трудом. Хотя под фанерным полом трудятся аж два москвичовских гидровакуумных усилителя (мягко говоря, далеко не самые надежные узлы в истории советского автопрома): один — на передний контур, другой — на задний.

Ну и последний штрих к беглому портрету: ноги водителя и переднего пассажира защищены лишь тоненькой стенкой с модными в 1970‑х прямоугольными фарами. Впрочем, в этом смысле современные автобусы уехали от «рафика» не очень далеко.

09 RAF2203 zr03–15

ОТ СЪЕЗДА ДО РАЗЪЕЗДА

Завод, рассчитанный на 16 тысяч машин, в год делал иногда под 18 тысяч. Потребность в микроавтобусах была огромна, поскольку у «рафика» аналогов в СССР, по сути, не было. Маршрутки и санитарки, спецмашины для милиции и просто «разгонные» автомобили на предприятиях… Чуть позже к ним прибавилась куча модификаций для Олимпиады‑80, опытные электромобили.

Рижане лучше других понимали, что машину надо модернизировать. Новые фонари и бамперы, рулевое и панель приборов (их постепенно все же внедрили) — это хорошо. Но машине нужен был более мощный двигатель, иная подвеска (хотя бы спереди) и тормоза. Пробовали импортные дизели, ЗМЗ‑406 и даже вазовский роторный мотор. В НАМИ под руководством конструктора В.А. Миронова создали оригинальную подвеску типа McPherson, но с вынесенными амортизаторами, прозванную в Риге «Мак-Мироном». Сделали образцы с дисковыми тормозами спереди с двумя суппортами от «Нивы». Таким вполне мог стать РАФ‑22038. Но не стал. В СССР никто не брался делать оригинальные узлы для столь небольшого автозавода с относительно скромными объемами выпуска.

10 RAF2203 zr03–15

А вскоре СССР стал распадаться, как сильно изношенный и плохо ухоженный «рафик».

Завод в Елгаве сотворил массу самых разных, порой причудливых модификаций. Скажем, грузовички с бортовой платформой и сомнительной управляемостью, передвижные лавки и другие спецмашины. Проектировали и совсем новые модели, но к середине 1990‑х предприятие фактически погибло. Грустная, но, в общем-то, логичная для той эпохи история.

Казалось бы, в неблагоприятном климате последних десятилетий оставшимся рижским микроавтобусам суждено было сгнить окончательно. Но некоторые из них сохранились, а этот, напомню, и 25 тысяч километров не прошел! Получается, он — почти новый РАФ. Вспомним, что так эти машины называли в 1970‑х, и порадуемся: на свете и сегодня есть рижский автобус, заслуживающий такого же эпитета.

Читать еще:  Новый Субару Outback 2015 – немного обновлений в японском стиле

Редакция благодарит Андриса Дамбиса за предоставленный автомобиль и Валдиса Бранта за помощь в подготовке материала.

На берегах Лиелупе

19 RAF2203 zr03–15

Еще до постройки РАФа в Елгаве были небольшие металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. С 2005‑го работает завод АMO-Plant, дособирающий импортные автобусы и тракторы. Основной владелец — департамент имущества правительства Москвы.

Выше, длиннее, сложнее

Место рождения Latvija

Модернизированный РАФ‑2203–01 имел 100‑сильный мотор и измененные детали экстерьера и интерьера, а версия РАФ‑22038- 02 — еще и иное рулевое управление, а также систему отопления. Помимо микроавтобусов выпускали санитарные машины, маршрутные такси, версии для спецслужб, автопоезда для парков, мелкосерийные машины для спортсменов, электромобили, позднее — модификации с высокой крышей, бортовые грузовики. Производство окончательно прекратили в 1997 году. За все время выпустили около 180 тысяч РАФ‑2203 всех модификаций.

Символ дружбы народов
Восстановленный РАФ-22038-02 «Латвия»

В коллекции владельца этого микроавтобуса все автомобили имеют свои имена, в основном связанные со славным советским прошлым, откуда они и происходят родом. РАФ-22038-02 «Латвия», о котором пойдет рассказ, назван в честь 90-летия СССР, а построен был уже на закате производства модели и самого производителя в 1995 году и уже в независимой Латвии.

Так как основа коллекции и любимый автомобиль Ивана из Москвы (фамилию он просил не называть) – классическая «Волга», то и в качестве универсального автомобиля для перевозки крупных вещей он искал «Волгу» с кузовом универсал, непременно чёрного цвета и с карбюраторным двигателем ЗМЗ-402. Вторичный рынок оказался небогат подобного рода предложениями, и месяцы поисков не увенчались успехом. После тщетных попыток найти универсал был рассмотрен вариант широко унифицированного с «Волгой» РАФа, и в итоге в декабре 2012 года коллекцию пополнил микроавтобус модели 22038-02, выпущенный в 1995 году.

Везучий автомобиль

Найти живой, не укатанный РАФ в наши дни – задача затруднительная: предложения либо впечатляют ценой, либо не впечатляют состоянием потенциального экспоната. Казалось бы ещё сравнительно недавно «рафиками» всё попросту кишело: их было много в медицине, они активно работали на пассажирских линиях по всему бывшему СССР, а кое-где продолжают работать и в наши дни. Впрочем, на этой ниве машины жили недолго: ритм эксплуатации в подобных сферах приводит к запредельному износу и последующему списанию без всякого сожаления.

Этому автомобилю определённо повезло больше. РАФы были распространены в качестве служебного транспорта, и этот экземпляр родом как раз оттуда. По легенде, переходящей из уст в уста, первоначально микроавтобус работал в аэропорту «Шереметьево» и обслуживал руководство службы охраны. Позднее его продали в частные руки, и он уехал в Тульскую область, потом вернулся в Москву, и после очередной продажи оказался в заботливых руках нынешнего владельца, подарившего автомобилю новую жизнь.

Процесс восстановления начался с поиска информации. РАФ широко унифицирован с другими отечественными автомобилями, но совместимость деталей и агрегатов иной раз непредсказуема: встречаются элементы как от «Волги» разных поколений, так и от «Жигулей», «Москвичей» и даже УАЗов.

Было бы наивно предположить, что автомобиль под реставрацию достался Ивану в идеальном состоянии. Несмотря на скромный пробег (на момент покупки менее 50 тысяч километров) и сравнительно хорошую сохранность кузова, пациент был скорее жив, чем мёртв, но за годы жизни явно успел многое повидать.

Активные действия начались с мойки: сначала был тщательно вымыт салон, чтобы осваивать уже чистое пространство, потом очередь дошла до кузова. Особенные затруднения вызвала крыша: пришлось приложить физические усилия и оттирать при помощи шампуня в течение нескольких часов – так сильно въелись отложения в лакокрасочное покрытие.

Отдельной строкой следует упомянуть неприятную деталь. К сожалению, приходится признать, что бюрократические проволочки в процессе регистрации микроавтобуса причинили её счастливому обладателю бо’льшую головную боль, чем работы непосредственно с машиной. Из-за того, что РАФ имеет свои тонкости, такие как нестандартный VIN-код из 18 символов и выгорающий WMI на заводской табличке, эпопея с постановкой машины на учёт заняла несколько месяцев, потребовала прохождения криминалистической экспертизы и множества визитов в различные регистрационные отделы. Но всё хорошо, что хорошо заканчивается: ценой многих потраченных нервных клеток эта проблема была всё-таки решена.

Интересно, что значительную часть работ на станции техобслуживания выполняли мастера, ранее работавшие в таксопарках с «Волгами» и РАФами; их опыт позволил решить ряд возникших проблем. Приходится признать, что людская память коротка, и в современной Москве уже далеко не везде готовы взяться за достаточно редкий, хоть и отечественный массовый автомобиль.

Из-за наплевательского отношения прежних владельцев пристального внимания потребовала передняя подвеска и рулевой механизм. Маятниковые рычаги, которые ни с чем не унифицированы, давно не выпускаются, и долго находились «в розыске», пока по случаю не удалось достать правый – на рынке, а позднее – комплект из левого и правого при разборе на запчасти «донора». С другими элементами дело решилось проще: они оказались взаимозаменяемы с «Волгой», а их поиск уже не вызвал затруднений.

Под замену отправились коробка передач (подошла подержанная с «Волги» ГАЗ-31029), рулевой механизм (почти весь – новый от «Волги» ГАЗ-2410), сцепление и стартёр. Далее ремонт дошёл до системы выпуска, которую восстанавливали «по месту» из новых деталей для «Волги». Без вмешательства не осталась система отопления: за салон отвечала ископаемая и давно не действовавшая «печка» от ГАЗ-69, которая была заменена современным устройством от «ГАЗели». Конечно, не обошлось без кропотливой работы над многочисленными мелочами, начиная от расшатанного механизма стеклоочистителей и неработавших стеклоподъёмников в дверях, заканчивая мелкими деталями, такими как фонарики, пластик и другие элементы наружного декора.

Возвращение ливреи

Когда машина была подготовлена к эксплуатации и стала уверенно ходовой, настала очередь кузовных работ. На фоне большинства собратьев кузов этого РАФа сохранился весьма достойно, но его внешний вид вовсе не впечатлял, и, взвесив «за» и «против», владелец отправил микроавтобус в руки кузовщиков и маляров. Если часть элементов от ржавчины спасла тщательная обработка химией, то в кузовном цеху работы приняли уже новый оборот. Очаги коррозии были вырезаны и заменены свежим металлом, пол водителя и подножка в салоне подварены, безнадежно испорченная пассажирская дверь заменена новой, завалявшейся на складе. Некто, не в меру длинноногий, вырезал за спиной водителя выемку в перегородке, отчего пострадала жёсткость кузова, но это тоже было исправлено.

После жестяных работ машину обработали кислотным грунтом, выровняли поверхности, в два приёма загрунтовали и отправили в окрасочную камеру. Перекрасили РАФ в три слоя, по новой для него, но привычной для нашего глаза схеме – в яркий голубой цвет «Адриатика» (№ 425) с белым поясом (цвет № 202). Уже на окрашенной машине были дополнительно обработаны колёсные арки, сварные швы и скрытые полости, дабы избежать проблем с коррозией в дальнейшем.

Ливрея, доставшаяся этой машине в процессе реставрации, присуща многим РАФам последних лет выпуска. Среди прочего стоит отметить, что именно с таких РАФов, тоже модели 22038, в середине девяностых начиналась деятельность крупнейшего частного транспортного оператора Москвы – нынешней компании «Автолайн».

Передние пластиковые элементы, которые были сравнительно целы, заменили новыми, в идеальном состоянии. На бампере поселились противотуманные фонари от «Волги» ГАЗ-3102. Единственный явно спорный элемент в экстерьере – это боковые зеркала, позаимствованные у ГАЗели. С одной стороны, они явно выбиваются из облика, а с другой – очень удобны, особенно при маневрировании задним ходом. У «донора» удалось позаимствовать и колёсные диски, унифицированные с «21-й» Волгой. На колёсах, положенных РАФу по заводской спецификации, машина приобрела совсем иной, куда более аккуратный и опрятный вид.

Финальным штрихом в работе над внешним видом стали наклейки с символикой «Аэрофлота» на бортах, которые точно дополнили образ. Первоначально их добавили для профессиональной фотосъёмки в компании самолетов в аэропорту, а позднее машина сыграла саму себя в кино – в том самом «Шереметьево», где когда-то начинала свой жизненный путь.

В сравнении с «Волгой» посадку за рулём РАФа можно охарактеризовать, как «высоко сижу – далеко гляжу». Весьма неожиданно было увидеть на «союзном» 22038 регулируемую по высоте рулевую колонку; судя по всему, это атрибут уже самых поздних экземпляров. Спорный момент – это расположение рычага переключения передач: хозяину этой машины вполне комфортно, несмотря на то, что для этого следует заводить руку за спину, а другим это вовсе неудобно. Во имя комфорта на водительской двери появился новый самодельный подлокотник, гармонирующий с цветом кузова: незначительные мелочи ощутимо влияют на комфорт за рулём.

Обращает на себя внимание и удобство моторного отсека для обслуживания: если снаружи под крышкой капота размещены только два радиатора, бачки для технических жидкостей и звуковой сигнал, то всё остальное вполне доступно прямо в кабине и с места водителя. Это позволяет устранить в любое ненастье мелкую неисправность, не вставая со своего кресла. Венчает капот в кабине столик-поднос, на котором размещена «музыка» и можно возить самые разнообразные мелочи, нужные в пути. РАФы позднего образца достаточно массово выпускались в 8-местном варианте, соответствующем категории «B», для продажи частным лицам – с 1987-го органы соцопеки даже выделяли подобные минивэны в распоряжение многодетных семей. Была ли эта машина таковой или переделана из полноценного микроавтобуса, выяснить уже не судьба; хозяин машины уверен, что «лишние» сиденья машина утратила уже в ходе эксплуатации у кого-то из прежних владельцев.

В целом интерьер «союзного» РАФа сохранился очень хорошо – сказывается малая интенсивность эксплуатации у прежних владельцев. Пассажирские кресла, обтянутые серым плюшевым материалом, не потребовали восстановления в полном смысле этого слова, а помимо мойки у них разве что были перекрашены каркасы. Единственное, явно заметное изменение – это самодельный столик на ножке, появившийся в салоне на каком-то из этапов жизненного пути. Понадобилось восстановить и крепление запасного колеса в отведённой нише, сразу за правой задней колёсной аркой. Помимо этого из-под обивки салона была удалена покоробившаяся с годами картонная «обесшумка», но комфорт пассажиров от этого не пострадал – РАФ остался очень мягкой и уютной машиной. А внутреннее пространство салона с оговоркой на то, что РАФ с таким салоном считается легковым автомобилем категории «B», поистине поражает.

Грустная нота

РАФ уходит в прошлое – не только как интересный и оригинальный образец техники, но и как памятник большому государству и один скромный символ большой дружбы народов. Пройдёт совсем немного лет, и этот привет из недавнего прошлого для массового сознания будет совсем забыт, а вопрос сохранения последних экземпляров, дошедших до наших дней, год от года будет стоять всё острее. Последние машины постепенно уходят на покой, многим выдалась не самая счастливая судьба, и лишь единицам повезло так, как этой машине, попасть в добрые руки. При этом опыт показывает: РАФ-2203 при грамотном подходе и бережном отношении даже в наши дни может полноценно служить в качестве большого и удобного семейного автомобиля, который ярко выделяется в сером транспортном потоке мегаполиса.

Что касается самого производителя латвийских микроавтобусов, то его судьба после падения Союза вышла достаточно печальной. По мере того, как нарушались связи со смежниками, а Латвия постепенно изолировалась от России, стареющий РАФ-22038 становился всё менее и менее востребован. Последним рынком, где на модель ещё сохранялся спрос, была небогатая Средняя Азия, но и там поставки сошли на нет. Попытки наладить производство наследников не уходили дальше прототипов, а привлечь инвестиции из-за рубежа никак не удавалось. Последним шансом могла стать попытка ГАЗа наладить сотрудничество в сфере производства медицинских и других специальных автомобилей на базе «ГАЗели», но, увы, этот проект сорвался по политическим причинам.

Результатом всех этих событий стал закономерный и грустный конец: в 1997 году, выпустив последнюю партию из 15 медицинских спецавтомобилей для Москвы, производство на заводе в Елгаве остановилось навсегда. Цеха завода быстро опустели: ценное оборудование было продано за рубеж, а всё остальное ждала судьба вторсырья. По рассказам свидетелей тех лет, после остановки производства неукомплектованные кузова микроавтобусов прямо в заводских корпусах грузили в ломовозы и отправляли в утиль.

В наши дни территорию РАФа частично занимают склады, ещё часть – индустриальный парк, где разместился ряд небольших производств. Самые большие корпуса бывшего завода по-прежнему пустуют. Помимо прочего, на территории есть пункт приёма чермета и, по своеобразной иронии судьбы, автомобильная свалка. А автомобильное производство живёт в Елгаве буквально через дорогу от РАФа – там родственный АМО ЗИЛ завод «Амоплант» тихо осваивает производство автобусов VDL, но эта история к РАФу отношения уже не имеет…

Читать еще:  История Top Gear

АвтоГурман

Редкие Авто на Продажу

92 РАФ 2203 «Латвия»

РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija ) — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1976—1997 годах. Микроавтобусы этого типа широко использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта вплоть до середины 90-х годов, затем в России были постепенно вытеснены «ГАЗелями», а в Латвии — микроавтобусами «Мерседес» и другими иномарками.

ИСТОРИЯ

СОЗДАНИЕ

Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели РАФ-977) началось в 1965 году. Разработку нового перспективного автомобиля вело две группы из четырёх конструкторов, одна — под руководством Мейзиса, другая — под руководством Эйсерта. Фактически, разработка велась в режиме конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.

В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.

Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк, был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву. После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем производстве РАФ-982-II.

25 июля 1969 года в Елгаве началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов. Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.

Новый завод начал работу в феврале 1976 года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». Такое официальное обозначение получил новый микроавтобус, созданный в ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.

ПРОИЗВОДСТВО

Рижская автомобильная фабрика ежегодно выпускала более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В 1987 году начался выпуск переходного варианта от РАФ-2203 к РАФ-22038-02 модель РАФ-2203-01. В1988 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший обозначение РАФ-22038-02. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальшрадиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями, а также отсутствием фирменной эмблемы РАФа. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «Автопрому СССР 60 лет» в 1984 году в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась повышенной пассажировместимостью (13 человек). Это было достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства.

РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом и фактически единственным отечественным, не считая импортных «Nysa» и «Żuk», а также полноприводного УАЗ-452В который выпускался наУльяновском автозаводе в относительно небольшом количество и в основном поставлялся на экспорт.

Производство РАФов было остановлено в начале 1997 года из-за потери основного рынка сбыта в странах СНГ, где появился более современный аналог — «ГАЗель» Горьковского автозавода.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Использование в качестве маршрутного такси было одной из основных областей применения РАФ-2203. У заводской модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений. Также как маршрутное такси использовалась мелкосерийная модификация с высокой крышей РАФ-2921.

Маршрутные такси — РАФы были очень распространены в первой половине 90-х годов, позднее их начали заменять микроавтобусы «Газель», «Бычок» и другие. В начале XXI века маршрутные такси РАФ-2203 выводятся из эксплуатации в связи с моральным и техническим устареванием, то есть, в первую очередь, по требованиям безопасности. В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве маршрутного такси теперь вообще запрещено законодательно. В регионах с низким уровнем жизни РАФ ещё популярен, в Абхазии и Южной Осетии, например, он до сих пор используется как маршрутное такси чаще, чем «Газель». Практически все заменены в 2011 году на «Газели» или «Мерседесы» [где?] .

Ещё во время создания автобуса планировалось его использование в качестве автомобиля скорой помощи. Об этом говорит, например, тот факт, что в принимающую межведомственную комиссию входили медики. Медицинская модификация РАФ-2203 обозначалась как РАФ-22031. Реанимобили с высокой крышей на базе РАФ-2203 выпускала финская фирма TAMPO в 1981—1994 годах.

Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038 получил обозначение РАФ-2915. Выпускался также реанимобиль РАФ-2914, отличавшийся более высокой крышей.

РАФ-2203 использовались в самых разных областях. Базовые микроавтобусы — в качестве служебного транспорта (в том числе, в милиции, армии), а также в качестве автолабораторий, кино-/теле-съёмочные, ралли-сервиса и т. д.

Пассажирские безоконные одно- и двухсекционные автопоезда из прицепных вагончиков и седельного тягача РАФ-3407 работали на экскурсионном маршруте внутри территории московской ВДНХ, а также в Олимпийской деревне во время московской Олимпиады-80.

Также для обслуживания соревнований Олимпиады-80 на РАФе было создан целый ряд специальных модификаций РАФ-2907/2911, включая электромобилиРАФ-2910, а также пикапы-веловозы РАФ-2909.

В конце 1980-х под «горбачёвскую» программу поддержки многодетных семей, Рижская фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В». Эту модификацию продавали частным владельцам.

С 1980-х РАФы начали использовать и для перевозки грузов. Например, на мелкосерийном безоконном фургоне РАФ-2916 возили почту, промтовары, а такжепокойников.

В 1990-х на базе РАФ-22038 на территории старого РАФа в Риге мелкосерийно выпускали однотонные грузовики РАФ-3311 (бортовой или кунг, напр., РАФ-2920) и РАФ-33111 (с двойной кабиной бортовой или кунг, напр., аварийная РАФ-33114 и катафалк РАФ-2926), поставлявшиеся также и в Россию. Также существовало мелкосерийное производство бронированных инкассаторских фургонов РАФ-LABBE , кемперов и прочих машин на базе РАФов.

КОНСТРУКЦИЯ

РАФ-2203 — микроавтобус вагонной компоновки. Салон микроавтобуса состоит из двух отделений. В переднем расположено место водителя и одно пассажирское сидение, в заднем — десять пассажирских сидений. За пассажирскими сидениями расположено багажное пространство.

Кузов — несущий, цельнометаллический. Микроавтобус имеет четыре одностворчатые двери: две справа (для посадки пассажиров), одна слева (для посадки водителя) и задняя (для доступа к багажному пространству).

На РАФ-2203 использовался двигатель от ГАЗ-24. Двигатель располагался спереди, он приводил в действие задние колёса. Задний мост тоже брался от ГАЗ-24, в то время как передняя подвеска и рулевое управление было оригинальным, но в конструкции использовались детали и элементы подвески ГАЗ-24 и ГАЗ-21.

Первоначально все тормоза были барабанными, но на автобусах модификации 22038 на передних колёсах были установлены дисковые тормоза.

На РАФ-2203 устанавливались дверные ручки от автомобилей «Москвич» третьего поколения.

МОДИФИКАЦИИ

МодельНазначениеГоды выпуска
2203Базовая модель. Использовалась как служебный транспорт.1976—1987
22031Автомобиль скорой помощи, отличался наличием внутри медицинского оборудования.
22032Автомобиль для работы в качестве маршрутного такси, сиденья в пассажирском салоне располагались вдоль бортов.
22033Служебный автомобиль для милиции. В специально оборудованном салоне был пенал на 2 задержанных, место для собаки, 3 сиденья и пирамидка для оружия.
22034Служебный автомобиль для пожарных. Предназначен для перевозки 5 пожарных и 5 комплектов снаряжения. Была выпущена небольшая опытная партия, в основном в штабные автомобили переоборудовались базовые микроавтобусы силами пожарных.
22035Специальный автомобиль для перевозки донорской крови.
22036Специальный автомобиль, совместивший в себе скорую помощь и милицию. Был выпущен единственный опытный образец.
2912Мелкосерийная версия — оконная лаборатория.
2909Мелкосерийная «олимпийская» версия — пикап-веловоз с двурядной кабиной и тентом.1979—1980
2911Мелкосерийная «олимпийская» версия с судейским табло на крыше.1979—1980
2910Мелкосерийная «олимпийская» версия — судейский электромобиль.
2907Мелкосерийная «олимпийская» версия сопровождения бегуна с олимпийским огнём, система охлаждения была соответствующим образом доработана.1979—1980
3407Мелкосерийная версия — парковый автопоезд из седельного тягача и одного-двух прицепных открытых вагончиков РАФ-9225/9226.
РАФ-TAMROРеанимационный автомобиль с оборудованием финской фирмы «ТАМRO». Имел высокую крышу и окрашивался в ярко-жёлтый цвет с оранжевыми полосками.1979—1989
2203-01Переходная модель от РАФ-2203 к РАФ-22038.1987—1990
22031-01Переходный автомобиль скорой помощи.1987—1990
2921Мелкосерийная пассажирская версия с высокой крышей для перевозки инвалидов.
22038Обновлённая модель с новой системой подвески и некоторыми другими агрегатами, имела измененную решётку радиатора, форточки отсутствовали.1989—1997
2915Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038.1991—1997
22039Автомобиль для работы в качестве маршрутного такси.1993—1997
2914Реанимобиль на базе РАФ-22038 по типу ТАМРО-РАФ.1989—1993
2916 и 2924-ТАМРОМелкосерийная версия — безоконный фургон (почтовый, передвижной магазин, катафалк и др.).
33113Пикап с двурядной кабиной и тентом.
Длиннобазный пикап с однорядной кабиной и тентом.
33111Бортовой минигрузовик с однорядной кабиной.1991—1993
2920Минигрузовик-фургон с однорядной кабиной и кунгом.
3311Бортовой минигрузовик с двурядной кабиной.1991—1993
33114Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и кунгом.
2926Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и изотермическим кунгом.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

По сравнению с предшествующей моделью РАФа (РАФ-977), РАФ-2203 был просторным микроавтобусом. Это повышало уровень комфорта пассажиров и имело первостепенное значение для использования РАФ-2203 в качестве автомобиля скорой помощи: в кузове РАФ-2203 было достаточно пространства для важнейшего медицинского оборудования. Кроме того, РАФ-2203 имел мягкий плавный ход.

Слишком тяжёлый двигатель, размещённый над передним мостом, создавал плохую развесовку (свыше 55 % массы приходилось на передний мост), что вело к повышенному износу и даже повреждению переднего моста, а также плохой управляемости незагруженного микроавтобуса на скользкой дороге и значительно ухудшало проходимость (из-за этого заднюю часть микроавтобуса иногда нагружали балластом). Кузов отличался не слишком высоким качеством сварных швов и окраски, а также плохими антикоррозионными свойствами. Днище было выполнено фанерным (кроме последней версии маршрутного такси 22039), что также усугубляло проблемы эксплуатации. Значительные проблемы были и с качеством агрегатной базы от автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Из-за особенностей расположения водителя и КПП переключение передач было неудобным.

РАФ — жемчужина прибалтийского автопрома

Статья о микроавтобусах РАФ: история создания, модельный ряд, эволюция техники, особенности, интересные факты. В конце статьи — видео об истории РАФ.

Содержание статьи:

  • Немецкое вдохновение
  • Конструктивные особенности РАФ
  • Модификации
  • Мал золотник, да весьма популярен
  • Идеи есть, ресурсов нет
  • Безопасный РАФ
  • Массовое распространение
  • Олимпийская серия
  • Видео об истории РАФ

Микроавтобусы серии РАФ впервые сошли с конвейера с 1976 года и моментально разошлись по всему Советскому Союзу. Чем вызвана настолько феноменальная популярность этих автомобилей и массовое применение во всех сферах деятельности?

Немецкое вдохновение

Советско-латвийское предприятие основано в далеком 1949 году. С 1953 года, когда завод объединился с экспериментальной автомобильной фабрикой, он начал активный выпуск средних автобусов. До триумфального шествия самых популярных моделей – 223 и его модификаций – был ряд экспериментов.

Начать следует с РАФ-10, прообраза будущих маршруток, ставшего идейных вдохновителей и своего рода «испытательным стендом» для многих технических разработок. Хотя базировался он на шасси «Победа», это был полноценный микроавтобус, перед созданием которого конструкторы тщательно изучили и вдохновились простотой и надежностью конструкции автомобилей производства Фольксваген.

Для разработки РАФ-10, который производился с 1956 по 1958 годы, была «подсмотрена» модель Фольксваген Транспортер первого поколения. Советский автомобиль получил стальной несущий кузов, вагонную компоновку и вмещал 10 пассажиров. Однако такая конструкция получила ряд нареканий, а потому подверглась значительной модернизации в 1958 году.

Следующим этапом стал выпуск РАФ-977, просуществовавшего неизмеримо дольше своего «собрата» — с 1958 по 1976 год. Его шасси было позаимствовано от ГАЗ-21, сам же микроавтобус применялся повсеместно: для грузовых и пассажирских перевозок, как транспорт для медицинских служб, но преимущественно — как служебный автобус различных государственных организаций. Во всех сферах он зарекомендовал себя, как надежный автомобиль, а, кроме того, для того времени более чем комфортный.

Знаменитый РАФ-2203 производился с 1976 по 1997 годы, и ушел с рынка только под давлением всё возрастающей конкуренция со стороны Горьковского Автозавода.

Автопроизводители начали яростное соперничество с начала 90-х годов, модернизируя и продвигая каждый свои модели — «Газели» и «РАФы». К сожалению, первые по своим характеристикам и стоимости превзошли латвийские творения, а потому стали лидерами на российском авторынке.

Читать еще:  Самые популярные в России модели китайских автомобилей

Примечательный факт — изначально планировалось делать кузов микроавтобуса из стеклопластика, но потом от этой идеи отказались.

Конструктивные особенности РАФ

Лучшее творение автозавода – модель 2203 – изготавливался с несущим или безрамным силовым основанием, включавшим в себя:

  • лонжероны;
  • передний щит;
  • колесные арки;
  • вагонную или бескапотную компоновку кузова.

Салон был поделен на две части: переднюю, размещенную над колесами и состоявшую из грамотно обустроенного водительского места и кресла для пассажиров, и заднюю в наибольшей части автомобиля. В зависимости от конкретных требований там могут размещаться сидения или другие конструктивные элементы.

Словно сложный конструктор, он состоял из множества элементов, взятых с прочих отечественных автомобилей. Даже вроде бы уникальное рулевое управление все равно разработано с заимствованием деталей от легковых моделей ГАЗ. Инженерно-конструкторская команда завода объяснила такой подход простотой обслуживания автомобиля.

Шины применялись оригинальные, специально разработанные для РАФ-2203, хотя подходили и колеса от ГАЗ-21. «Эксклюзивные» шины для микроавтобуса производил шинный завод в Ярославле, а после распада Союза на него начали устанавливать любые подходящие по посадочному диаметру и высоте колеса.

Модификации

За время производства было разработано несколько модификаций микроавтобуса, отличавшихся техническими особенностями, а также возможностью эксплуатации. До серийного производства добрались далеко не все разработанные версии, особенно это касалось вариантов, над которыми работали в 1990-1995 годы.

Некоторые версии оказались просто не пригодны к практическому применению, как, к примеру, модификация с оригинальными задними фонарями, которые не подразумевали отдельной замены ламп. Таким образом, в случае неисправности одной лампы пришлось бы менять весь фонарь, что представлялось крайне неудобным и затратным мероприятием.
Потому данная модификация так и не пошла в серийное производство.

Некоторые разновидности производились мелкосерийно для покрытия конкретных потребностей народного хозяйства. Преимущественно у моделей изменялись и дорабатывались некоторые технические элементы, чаще всего подвеска, повышающая уровень комфорта. Объективно же между разными модификациями никаких радикальных изменений не отмечалось.

Мал золотник, да весьма популярен

Первая версия автобуса РАФ-2203 считается базовой и имеет две основные модификации. Первая — с оригинальной приборной панелью и подфарниками от ГАЗ-24. Вторая использовала приборную панель от ГАЗ-24, а также стандартные для тех лет оптические приборы от других серийных автобусов.

В процессе эксплуатации оказалось, что даже абсолютно новые модели, полученные буквально с конвейера, могли ломаться в дороге без видимых причин. Примером плохого качества может служить тат факт, что в феврале 1986 года государственная комиссия не приняла 13% этих автомобилей.

Идеи есть, ресурсов нет

Итогом споров о качестве стало техническое перевооружение завода и последующий выпуск новой модификации РАФ, которая включала определенные новинки того времени. К сожалению, мощности завода не позволили ввести все задуманные новшества, поэтому инженерам пришлось остановиться на ключевых моментах:

  • усиленном кузове;
  • люке в крыше и боковых форточках на задних окнах;
  • дисковых тормозах на передних колесах;
  • передней подвеске типа «качающаяся свеча».

Помимо этих изменений, новая версия получила более экономичный двигатель ЗМЗ-402.10, который не только оказался более чем не требователен к топливу, но и улучшил приемистость на дороге.

После распада СССР спрос на микроавтобусы упал, хотя руководство завода попыталось сделать на базе РАФ-2203-01 весьма востребованный в то время цельнометаллический фургон и версию в виде пикапа. Потребителям эти автомобили понравились, но у завода не хватило ресурсов полностью перевести конвейеры на сборку новых моделей.

Безопасный РАФ

В 1994 году была произведена еще одна модернизация. Её трудно назвать глобальной, но она сделала микроавтобус РАФ-22038-02 самым безопасным в стране. Он получил следующие изменения:

  • один усилитель тормозов вместо двух, что позволило снизить риск отказов;
  • доработанный карбюратор, более эффективно подающий топливо;
  • современный воздушный фильтр;
  • новая отопительная система;
  • инерционные ремни безопасности;
  • сферические зеркала заднего вида;
  • шумоизоляция мотора.

Также были экземпляры с доработанной подвеской и другим кузовом, но снова финансовые трудности не дали возможности ввести все эти нововведения в серийное производство.

Последней доработкой, на которую хватило ресурсов, стали цельнопластиковые бампера. В 1997 году производство было остановлено в связи с потерей рынка сбыта.

Массовое распространение

Производились так называемые «РАФики» в СССР только для государственных структур и предприятий, не поступая в свободную продажу. В связи с этим модели делились на несколько основных серий, часть которые предназначалась для строго ограниченного использования:

  • санитарные автомобили;
  • маршрутные такси;
  • олимпийская серия, специально разработанная для работы в Москве 1980 года;
  • милицейские автомобили.

Также существовали и другие мелкие серии, так как за неимением альтернатив этим микроавтобусам в СССР их приходилось применять практически для любых нужд. Нередко на дорогах можно было встретить доработанные в мастерских экземпляры, выполняющие узкоспециализированные функции.

Основным отличием от «гражданских» версий являлась обивка салона, которая была выполнена из светло-коричневого дерматина. Также имелась перегородка между пассажирским отсеком и водительским, укомплектованная сдвижным стеклом. На крыше монтировались два фонаря с красным крестом, а также лампа-искатель, предназначенный для поиска адреса в ночное время суток. Обязательным был синий проблесковый маячок.

Для работы в качестве пассажирских автобусов малой вместимости, более известных как «маршрутки», обычно использовали стандартные модификации. Также в виде эксперимента существовали специально разработанные РАФ-22032, имевшие билетную кассу, круговую планировку и отличительные знаки принадлежности к пассажирскому транспорту. Но в серию такие автобусы не поступили, преимущественно маршрутки базировались на основе РАФ-2203.

В начале 1990-х производилась версия РАФ-22039, специально для маршрутных такси. Она отличалась повышенной вместимостью и крышей из стеклопластика. Это позволяло снизить массу автомобиля, а также благодаря увеличенной вместимости повышало прибыльность маршрутов.

Существовала отдельная модификация для передвижных лабораторий, она имела дополнительные аккумуляторы для питания приборов.

Ограниченным тиражом производились автомобили ГАИ и штабные автобусы пожарной охраны.

Олимпийская серия

Именно РАФик удостоился честь стать официальным транспортным средством Олимпиады-80, поэтому столь значимого спортивного мероприятия разрабатывались специальные версии машины. Наиболее интересными среди них можно назвать следующие:

    Судейский электромобиль — предназначался для перевозки судей во время марафонских забегов. Разгонялся до 30 км/ч и имел запас хода на одной батареи до 100 км.

  • Седельные тягачи РАФ-3407 — для перемещения спортсменов, способные буксировать до двух пассажирских вагончиков.
  • В общей сложности для Олимпиады было произведено порядка двух сотен автомобилей.

    Основным преимуществом РАФиков была унификация комплектующих с другими популярными в то время автомобилями, что упрощало обслуживание. Кроме того, преимуществом микроавтобуса была отличная маневренность, даже несмотря на достаточно широкую базу от «Волги». К недостаткам можно отнести плохую развесовку и вызывавшее нарекания качество сборки, что приводило к проблемам с эксплуатацией даже новых автомобилей.

    В 2018 году в прессу просочилась информация о восстановлении завода. Предполагается, что совместно с европейскими производителями, там будут производиться микроавтобусы и городские электроавтобусы, компактные автобусы с электромоторами и даже троллейбусы.

    В планах также — создание серии транспортных средств, построенных на единой базе и имеющих характеристики одновременно троллейбуса и автобуса. Необычная конструкция сможет перемещаться как на собственном запасе хода, так и подзаряжаться от городской электросети.

    Если инвестиции в производство себя окупят, можно рассчитывать на новый «золотой век» прибалтийского чуда – микроавтобуса РАФ.

    Видео об истории РАФ:

    Производство «рафиков» возрождают в Риге и уже показали первый автомобиль

    Чуть меньше года назад впервые стало известно о том, что в славном городе Рига хотят восстановить выпуск автомобилей марки RAF. Совсем недавно предприятие показало первую почти за четверть века новинку. Каким будет возвращение легендарного «рафика» на дороги? Впрочем, обо всем по порядку.

    Марка «Rigas Autobusu Fabrika» хорошо известна всем выходцам из республик бывшего Советского Союза. Еще в 1958 году в Риге была организована фабрика, которая занялась выпуском знаменитых микроавтобусов РАФ-977 «Латвия», которые были построены на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Уже в 1976 году в городе Елгава (неподалеку от Риги) был запущен еще один завод, где занимались производством РАФ-2203 «Латвия» на базе ГАЗ-24 «Волга».

    В конце злосчастных 1980-х годов марка RAF работала над созданием и внедрением в производством принципиально новых микроавтобусов. Однако, ни один из прототипов так и не смог выйти на конвейер. Завод лишь смог продолжить выпускать модели за индюком «2203». А в 1996 году для малышей из Латвии и вовсе случилось страшное. ГАЗ стал выпускать свои цельнометаллические «Газели» и уютные, милые «рафики» перестали быть нужными на просторах бывшего СССР.

    Закончилось все печально. В 1997 году предприятие в Елгаве было остановлено, а потом его и вовсе закрыли, объявив банкротом. Большинство корпусов в итоге разрушили, отдав землю под коммерческие площади.

    И вот в прошлом 2018 году было зарегистрировано новое юридическое лицо – ООО «Rigas Autobusu Fabrika». Владельцем фирмы оказался гражданин Украины Кирилл Шумейко. Новая фирма должна будет заниматься разработкой небольшого низкопольного электрического автобуса на 20-24 места. В первую очередь возрожденный RAF наладит собственную крупноузловую сборку. Там будут собирать «одну известную модель» под рижским брендом.

    Это интересно: «одной известной моделью» оказалась «Газель-Next» с электродвигателем!

    Следует напомнить о том, что ранее ГАЗ своими силами разработал и внедрил несколько версий ГАЗелей с электродвигателям. Машины даже были сертефицированы. Рижане же намерены возрождать «рафики» именно на базе данного транспортного средства. Об этом свидетельствую опубликованные в сети фото Майка Моторова. Машины получили пневматическую подвеску, дисковые тормоза, а также усиленную раму. Общая масса автобуса составляет, таким образом, 4.6 тонны.

    О двигателе электробусов почти ничего не известно. Скорее всего, был взят мотор мраки Bosch с отдачей 75 кВт, питающийся от литий-ионных батарей фирмы NMC уложенных в четыре блока. Запас хода с таким агрегатом должен составить порядка 150 км, при совокупной емкости аккумуляторов в 96 кВт·ч. Заряжается установка постоянным или переменным током за 30 минут или 3 часа соответственно.

    По предварительным данным стоимость нового автобуса составит 5-6 млн рублей, что весьма дорого для России. Скорее всего, новинка будет ориентирована в первую очередь на европейский рынок.

    В продолжение темы читайте про 16 «теплых» старых фотографий о советских педальных автомобилях, которые делались для детей.

    Возрождение марки RAF: информация из первых уст

    Микроавтобусы и санитарные автомобили RAF (Rigas Autobusu Fabrika, «Рижская автобусная фабрика») отлично знакомы каждому, кто родился в СССР. Да и в наши дни такие машины нет-нет да промелькнут в российской глубинке. Оригинальное предприятие, ставшее значимой частью советской автомобильной истории, обанкротилось еще в 1998 году. Однако в последние дни минувшего августа в Риге было зарегистрировано новое юридическое лицо: SIA (по-нашему ООО) Rigas Autobusu Fabrika, RAF. Авторевю удалось связаться с рижским офисом компании — и вот что нам рассказали ее представители.

    Компания создана с нуля, и в настоящее время проект находится в начальной стадии: ведутся разработка, проектирование и переговоры с партнерами. Основным направлением выбрано производство микроавтобусов, электрического городского транспорта и автомобильных прицепов. Как раз выпуск прицепов для легковых автомобилей станет первоочередной задачей: он требует меньше ресурсов и трудозатрат. По задумке п родажа прицепов принесет средства для работы над автобусным направлением.

    Сейчас фирма занимается разработкой небольшого низкопольного электрического автобуса на 20—24 места. Изначально планировался еще и соплатформенный троллейбус, однако на этапе разработки допроектной документации было решено создать гибридную конструкцию, которая сможет подключаться к троллейбусной контактной сети для подзарядки и иметь запас хода на аккумуляторах. Рижане уверены в огромном потенциале такой конструкции для работы в европейских городах, постепенно вводящих ограничения на въезд автобусов с ДВС. Помимо компактности, за нее говорит и простота: машина может сразу приступать к работе везде, где есть троллейбусная сеть, не требуя создания специальной инфраструктуры зарядных станций.

    Опытный электрический микроавтобус РАФ-2204 (1976 год)

    В отношении микроавтобусов компания иллюзий не строит: разработка собственной конкурентоспособной модели потребует колоссальных финансовых и трудовых вложений, от которых зачастую отказываются даже крупнейшие производители. Выходом должен стать бейдж-инжиниринг: фирма планирует наладить крупноузловую сборку какой-либо известной модели под собственным брендом RAF.

    Кстати, логотип на заглавной иллюстрации предоставлен Авторевю самой компанией. Это патентное изображение: товарный знак сейчас находится в процессе регистрации. Он основывается на логотипе РАФа середины семидесятых, а главные отличия — в цветовой гамме, напоминающей о государственном флаге Латвии. Такой значок украсит новые машины RAF. Если, конечно, у новой компании все получится.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector