Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто в мире может достойно конкурировать с Tesla Model?

Как тебе такое, Илон Маск? Смогут ли российские беспилотники конкурировать с Tesla

На этой неделе компания «Яндекс» презентовала свои беспилотные автомобили в США. По дорогам штата Невада легковые авто без водителя за рулём наездили около семи тысяч километров. И не планируют останавливаться на достигнутом. Разработка отечественных беспилотных автомобилей идёт полным ходом. Но догоним ли мы Америку? И смогут ли российские беспилотники утереть нос Илону Маску?

» src=»https://static.life.ru/tmp/shutterstock_631212983-1579258930132.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Как родился беспилотник

Российские водители живут по правилам 1949 года. Тогда в Женеве была подписана Международная конвенция о дорожном движении. Её дополнили в Вене в 1968 году, но с тех пор основы её не менялись. Беспилотники в этих конвенциях не упоминались — им запрещено было выезжать на дороги общего пользования. Они катались лишь по территории закрытых наукоградов.

С декабря 2018 года беспилотники выпустили на российские трассы. До 2022 года специалисты будут следить за беспилотными машинами, тестировать их в реальных условиях дорожного движения и всё записывать. После этого эксперты решат, достойны ли наши беспилотные авто конкурировать с западными.

Для многих станет новостью, что российские беспилотники вообще есть и ездят. Однако уже пять лет в России идёт разработка беспилотных транспортных средств (БПТС). Особенно активно их разрабатывают два последних года, сразу у нескольких компаний появились действующие образцы.

БПТС — это не воплощение песни из «Приключений Электроника», где «вкалывают роботы, а не человек». В обывательском представлении обычный автомобиль от беспилотника отличить просто: в первом — за рулём ты, во втором — робот. Реальность во многом сложнее. Есть несколько уровней автоматизации беспилотников.

Погоня за миллиардами долларов

Сейчас одно из немногих массовых беспилотных авто третьего уровня — Audi A7. Все остальные разработки копошатся на втором уровне, зато там такие гиганты, как BMW, Volvo, Mercedes-Benz. Ну а герой всех новостных лент Илон Маск со своей Tesla тоже не поднялся выше второго уровня. Исключение из правил — корпорация Google: её экспериментальная машинка Waymo — реально действующий четвёртый уровень. Но её массовым продуктом не назовёшь.

В планах автомобильных корпораций — запустить конвейер с беспилотными авто в 2021 году. Но эксперты предполагают, что это произойдёт в 2025-м. И сначала беспилотность будет доступна владельцам авто класса люкс. Однако прогнозы поражают. К 2035 году рынок беспилотников оценивают в 2,5–3 триллиона долларов. Борьба за деньги развернётся неслабая. И Россия хочет к дележу «беспилотного пирога» успеть.

В 2016 году в России появилась национальная технологическая инициатива «Автонет» — госпрограмма по поддержке инновационных разработок в области беспилотного автомобильного транспорта. В проекте участвует и инновационный центр «Сколково». В Китае, США и Европе также существуют компании и программы для ускоренного развития этой отрасли.

Что касается разрешения выезжать беспилотникам на дороги общего пользования, то Россию слегка обогнали. США приняли Self Drive Act в 2017 году. Китай тоже начал тестировать наработки. А что у нас?

По информации «Автонета», беспилотные легковые авто разрабатывают УАЗ, ГАЗ и даже ВАЗ. Но работающий образец есть пока только у компании «Яндекс». Она единственная, кто занимается обкаткой отечественных беспилотников в реальных условиях.

Впрочем, есть ещё полигон в НЦ «Сколково», где беспилотники тестируют уже почти два года. На территории инновационного центра реально вызвать беспилотник. Он ездит по определённому маршруту. И двигается пусть в слабом, но потоке обычных автомобилей. Беспилотник, говорят, пока никого не сбил и даже ни в кого не врезался.

На период 2019 года компания «Яндекс» представляла собой второй уровень автоматизации — водителя в кабине нет, за движением машины дистанционно следит оператор. Впрочем, в «Яндексе» говорят, что сейчас уровень автоматизации у них выше второго. Вот как выглядит стандартный маршрут беспилотника.

Отечественный беспилотный легковой автомобиль

Беспилотник «Яндекса» — это «Тойота-приус». По словам специалистов, её проще всего настроить под свои нужды. Авто нужно укомплектовать внешними и внутренними видеокамерами, парковочными радарами и лазерными дальномерами LIDAR. Эти гаджеты тоже заграничного образца, зато софт отечественный.

Проект разрабатывают с 2016 года. В сентябре 2017-го машину показали Владимиру Путину. В декабре 2018-го машины появились в Москве. Сенсоры могут заметить машину или пешехода в радиусе ста метров по периметру. А мозг беспилотника анализирует изменение ситуации 50 раз в секунду. В «Яндексе» не говорят, как скоро можно будет вызвать такси-беспилотник.

Отечественный беспилотный автобус

Это российский автобус без водителя. В конце 2016 года научный центр НАМИ вместе с КамАЗом спроектировал и выпустил российский мини-автобус без водителя. Проект рассчитан на 8–12 человек. И внешне больше напоминает космический челнок, нежели пыльную приземлённую маршрутку.

С суровой российской реальностью автобус-беспилотник пока не сталкивался. Ездил только между производственными цехами. Фото © НАМИ

Позже автобус тестировали в Казани на чемпионате мира. Он перевозил гостей. В ноябре в центре «Сколково» открыли второй полигон для испытаний НАМИ. Разработка КамАЗа — тоже второй уровень автономности: хоть руль в конструкции не предусмотрен, удалённо за машиной следит водитель.

Разработка НАМИ — оригинальная, придуманная и собранная российскими специалистами. Это электрокар. Его скорость — 40 км/ч, дальность хода — 120 километров без подзарядки. Пока автобус больше подходит для предприятий или мероприятий. Для повседневного городского транспорта салон на 12 человек не годится.

Недавно разработка НАМИ была лишь вторым проектом автобуса-беспилотника. Первый разрабатывала компания «Волгабас», назывался проект «Матрёшка». «Матрёшка» раскладывалась в перспективную картину. Выпустили опытный образец. Прогнозировали отправить работать по городскому маршруту уже в этом году. Но проект заморозили. Вот как он выглядел.

Фото © «Бакулин моторс групп»

Разработчики говорят — проблема в недостатках законодательства в сфере пассажирских перевозок. Непонятно было, как страховать пассажиров, а по закону это необходимо. Авторы не видели перспектив коммерциализации пассажирских беспилотных перевозок в ближайшие пять лет. Теперь конструкторы проекта «Матрёшка» переключились на грузовые перевозки.

Отечественный беспилотный грузовик

Сфера грузовых перевозок — одна из самых перспективных и прибыльных. Но идеал не удалось изобрести ещё никому. Volvo тестирует свои образцы с 2010 года. Американский концерн Daimler в 2015-м провёл тест-драйв, отправив компьютерного дальнобойщика на дороги штата Невада. Свою разработку американцы назвали Freightliner — «Грузовой лайнер». Не отстают и англичане: крупнейший британский автомобильный консорциум UK Autodrive испытывает беспилотную фуру.

В России о разработке грузовиков говорили мало. Кое-что пытался делать КамАЗ. Но оригинального беспилотного грузовика не было. Возможно, первым станет Hydrogen. Его разработкой занимается компания EV-Tech. Генеральный директор Антон Поппель рассказал, что беспилотный грузовик будет существовать в двух вариациях: перевозящий лёгкие грузы до одной тонны и для перевозки до 40 тонн.

У автомобиля итальянская рама, а все остальные компоненты, включая двигатель и софт, российского производства. Автомобиль также проектируется на электротяге с запасом хода до 300 километров без подзарядки. Проектировщики хотят перевести авто на топливные элементы на сжиженном водороде. Но всё, что пока можно увидеть про беспилотный грузовик, — это нарисованный макет.

Будущее российских беспилотных авто

Российские разработчики и авторы дорожной карты «Автонет» не рисуют безоблачных перспектив. Они подходят к прогнозу прагматично. Правительственная программа по развитию беспилотных авто рассчитана до 2035 года. Первый этап, до 2020-го, предполагает работу над правовой базой. С 2020 по 2025 год хотят готовить условия для массового выпуска. Период с 2025 по 2035 год описан абстрактно: предполагается наблюдать за происходящим и анализировать его.

Аналитики считают, что объём российского автомобильного рынка не предполагает внедрения беспилотных систем исключительно на российской базе. Это невыгодно. В 2016 году весь отечественный автопром с учётом заводов по сборке иномарок на нашей территории выпустил 1,6 миллиона машин, в то время как лишь компания Ford за год выдала 6,6 миллиона авто, а Toyota — 10 миллионов.

Поэтому специалисты предполагают, что прорывным направлением для российских инноваторов могут стать начинка и софт для иностранных беспилотников. Все специалисты сходятся в одном: российской науке и экономике нужно как можно плотнее и быстрее включаться в эту инновационную беспилотную гонку. Если у нас не будет своих разработок, страна не только потеряет триллионный рынок, но и бесповоротно отстанет в технологическом плане от всего мира.

Будущие теслы и амазоны: пять малоизвестных компаний, которые могут дать инвесторам космическую прибыль

Технологические компании стали главными бенефициарами пандемии. Их стоимость растет, их инвесторы зарабатывают серьезные деньги. Последний успешный пример — запуск космического корабля Crew Dragon компанией Space X, который сразу же привел к повышенному спросу на бумаги компании у инвесторов и росту их стоимости. Forbes попросил венчурных инвесторов назвать перспективные стартапы, которые еще не так известны, но которые могут серьезно вырасти и принести своим инвесторам прибыль. Эти инвестиции требуют серьезных сумм — от $1 млн, а кроме того, они очень рискованны — инвестор может как утроить свое состояние, так и все потерять, поэтому в венчурные проекты принято инвестировать очень небольшую часть портфеля.

Компания: Snowflake
Кто выбрал: управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский

Американский стартап по разработке облачного хранилища данных. Последний раунд инвестиций Snowflake привлек по оценке около $10 млрд. Основной инвестор в SnowFlake — фонд Sequoia, самый успешный венчурный фонд в мире. Компания является лучшим работодателем в Кремниевой долине по версии LinkedIn и успешно конкурирует с такими гигантами, как Microsoft и Oracle, говорит Орловский.

Пандемия коронавируса подтолкнула крупнейшие компании к использованию облачных сервисов, поэтому, по оценке Орловского, капитализация компании может вырасти до $12-18 млрд. Потребности бизнеса в мгновенной обработке растущего объема данных поддержат Snowflake, говорит управляющий партнер FortRoss Ventures Орловский. «У компании хорошие перспективы для роста бизнеса, так как потенциал облачного бизнеса в целом очень высок. Кроме того, этой сфере есть серьёзное конкурентное преимущество — высокий барьер для входа новых игроков», — объясняет он.

Компания: Starlink
Кто выбрал: заместитель директора инвестиционного департамента UFG Wealth Management Евгений Пундровский

Starlink — глобальная спутниковая сеть, которую разворачивает компания Илона Маска Space X. В планах Space X сделать spin-off, то есть выделить Starlink в отдельную компанию, и через несколько лет вывести ее на IPO. По задумке эксцентричного миллиардера система низкоорбитальных спутников, опоясывающих всю планету, обеспечит выход в интернет в любой точке земного шара. Это позволит Starlink стать единственным провайдером интернета в труднодоступных локациях наподобие Аляски и Антарктиды, указывает Пундровский.

Пока не ясно, сможет ли Илон Маск сделать этот бизнес коммерчески выгодным, но во внутренних документах Space X заложена годовая выручка в $30 млрд к 2025 году от Starlink против $5 млрд выручки от традиционного бизнеса по запуску ракет. «Очевидно, что при таком росте и размахе это будет очень востребованная среди инвесторов компания», — указывает Пундровский.

Если все пойдет по плану, то у Starlink будут гигантские конкурентные преимущества на рынке. Компания планирует сделать интернет дешевле и быстрее за счет широкой сети из 42 000 спутников. Их разместят на низкой орбите — примерно в 500 км. «Space X начал работу над системой Starlink в 2015 году и на данный момент запустила уже 540 спутников. Ближайшими конкурентами являются компании OneWeb c 700 планируемыми спутниками, Samsung с 4600 спутниками и Amazon с 3236. При этом никто из них еще не дошел до реальных запусков, а у Starlink есть прямой выход к инфраструктуре запусков Space X», — объясняет Пундровский.

Компания: Udemy
Кто выбрал: основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьёв

Образовательная платформа, основанная в 2010 году, предоставляет 150 000 курсов на 65 языках, ее услугами воспользовались уже более 50 млн человек. В феврале 2020 года компания привлекла инвестиции в $50 млн от Benesse Holdings — публичного конгломерата из Токио. В результате общий объем инвестиций в Udemy превысил $200 млн, а оценка компании взлетела с $710 млн до $2 млрд. Соловьев считает, что компания будет стоить $3 млрд.

В отличие от Coursera и других компаний, которые стремятся заменить высшее образование, Udemy фокусируется на коротких курсах и личных интересах студента, указывает Соловьев. Президент Udemy Даррен Шимкус говорил, что модель бизнеса Udemy — это модель «в стиле Netflix», где у пользователей есть панель с перечнем курсов на выбор. Кроме того, компания расширяется на сегмент корпоративных услуг и работает с такими компаниями, как Adidas, General Mills, Toyota, Wipro, Pinterest и Lyft. Еще Udemy позволяет получить сертификат о прохождении курсов при крупных корпорациях, например, Cisco, Microsoft и PMI.

Компания: ThoughtSpot
Кто выбрал: основатель базы сделок по венчурному рынку Baza VC Алексей Мосолов

Компания занимается бизнес-аналитикой — помогает корпорациям получать информацию из данных бизнеса с помощью технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и обработки естественного языка. «С точки зрения пользовательского опыта это сравнимо с Google-поиском внутри организации», — поясняет Мосолов. ThoughtSpot основана в 2012 году, компанию возглавляют бывшие сотрудники Google, Microsoft, Amazon и Oracle. Среди клиентов — Walmart, BT, Hulu, Daimler, 7-Eleven, PetCo и Rolls Royce. ThoughtSpot в августе 2019 привлекла в раунде $248 млн от азиатского фонда Silver Lake по оценке $1,95 млрд. Мосолов считает, что она подорожает до $4 млрд.

В компании о скором выходе на IPO не говорят, но об этом дружно пишут аналитики и СМИ. В 2019 году выручка компании выросла на 108%, до $100 млн. В январе 2020 года фирма наняла нового финансового директора — Мохита Дасвани, который работал в публичных компаниях PayPal и Square, а в феврале — нового вице-президента Кена Рудина, бывшего международного руководителя по росту пользователей и аналитике в Google.

Компания: Procore
Кто выбрал: главный аналитик United Traders Георгий Юрьев

Procore Technologies занимается разработкой программного обеспечения для управления строительными проектами. Платформа охватывает весь жизненный цикл строительства и предоставляет открытые API и маркетплейс, которые позволяют клиентам интегрировать продукт с внутренними системами компании, рассказывает Юрьев. У платформы более 8500 клиентов-компаний из строительной отрасли с проектами в 125 странах мира. Компания подала заявку на IPO в феврале 2020 года, но из-за эпидемии отложила размещение. Последний раунд инвестиций она привлекла в апреле 2020 года по оценке $5 млрд.

По оценке United Traders, стоимость компании на IPO может составить $6,5 млрд. По мнению Юрьева, у Procore большие перспективы в отрасли. Дело в том, что в строительстве не хватает комплексного программного обеспечения, а Procore — ведущий игрок на этом рынке с облачными технологиями. Сегодня компания занимает всего 2% от общего потенциального рынка и растет в среднем на 50-60% в год. «Около 10% ее выручки приходится на международных клиентов, что открывает огромные возможности для роста бизнеса. На строительство приходится около 13% мирового ВВП. Рынок огромен», — поясняет Юрьев.

Читать еще:  40 лет в дрифте

Почему Tesla – все еще лидер среди электромобилей? И что происходит с конкурентами?

Бренд Tesla связан, в первую очередь, с именем Илона Маска. Если в начале пути его считали авантюристом, то сейчас его имидж – это успешный инвестор и человек, который создает будущее. Но что стоит за электромобилями Tesla? Почему они все еще такие популярные и какие у него есть конкуренты? Мы попробовали разобраться, в чем же действительно заключается секрет успеха компании.

Как появилась компания и электромобили

В бизнесе часто складывается ситуация, когда первооткрыватель чего-то нового не добивается серьезных успехов. Например, Генри Форд не создал первый автомобиль, но смог на них неплохо заработать, а iPhone не был первым смартфоном, но уже много лет приносит компании Apple значительную часть прибыли. То же касается и электромобилей – первое подобие их датируется 1890 годом, а в начале прошлого века на электрические автомобили приходилось уже порядка трети всех машин на дорогах.

Точно так же модели Tesla не стали первыми электромобилями – но они сделали этот сегмент рынка не просто привлекательным для потребителей, но и коммерчески успешным. История компании начинается с другой компании – AC Propulsion, представившей в 1997 году свой электромобиль стоимостью в 80 тысяч долларов. Инженеры Марк Тарпеннинг и Мартин Эберхард были приятно удивлены уровнем изготовления автомобиля (несмотря на то, что источником питания в нем служила свинцово-кислотная батарея).

Тарпеннинг и Эберхард решили вложиться в AC Propulsion – прежде всего, перевести модель на более современные литий-ионные аккумуляторы. Но тогда дело не выгорело – стоимость модернизированного автомобиля выросла до 220 тысяч долларов и проект свернули. Но все же два инженера заинтересовались рынком, и в 2003 году открыли компанию Tesla Motors и зарегистрировали сайт.

Начинали они скромно – на первую модель (Tesla Roadster) им было нужно где-то найти 7 миллионов долларов. Так в компании появился Илон Маск, который вложил 6,5 миллионов долларов в компанию. После первой презентации концепта компания смогла привлечь новых инвесторов и набрать предзаказов.

Дальше Tesla ждали проблемы: коммерческий выпуск первой модели задерживался, а из компании в конечном счете были вынуждены уйти оба ее основателя. С другой стороны, в Tesla решили заняться сборкой самостоятельно, а не заказывать ее у Lotus.

Когда в 2008 году Илон Маск стал главой компании и вложил в нее почти весь свой капитал, дело пошло быстрее:

  • в июне 2009 года выпускается уже 500 единиц Tesla Roadster (всего за 4 года их выпустят 2250);
  • в этом же году анонсируется новая модель Tesla Model S, которую обещали продавать на 40 тысяч долларов дешевле (и в итоге запустили ее в продажу по цене 62,4 тысячи долларов);
  • для развития компания получает кредит от правительства США на 465 миллионов долларов (который в итоге погасила на 5 лет быстрее срока);
  • в феврале 2012 года анонсируют Tesla Model X, который выходит на рынок уже в тот же год, а в Калифорнии начинается строительство сети заправок Supercharger;
  • летом 2014 года объявлено о выпуске Tesla Model 3, которая должна стать самой бюджетной (при цене в 35 тысяч долларов);
  • в 2018 году компании удалось произвести 245 тысяч автомобилей – это больше, чем за всю историю компании до этого.

На стороне компании работают несколько идей, которых не было у других. Так, Tesla активно строит сеть зарядных станций для быстрой подзарядки аккумуляторов, в компании отказались от дилерской сети и напрямую продают автомобили клиентам в США (раньше считалось, что это невозможно), а также строит фабрику аккумуляторов.

По состоянию на 2020 год компания все еще находится в числе лидеров – конкуренцию пока составляют преимущественно китайские производители (которым крайне сложно зайти на основной для Tesla американский рынок). Но вот финансисты считают, что с деньгами у детища Илона Маска есть некоторые проблемы.

Финансы – все сложно

С финансами у Tesla все действительно сложно. С одной стороны, компания еще в 2010 году провела IPO и теперь ее бумаги торгуются на биржах (и торгуются неплохо). С другой – Tesla все еще убыточна. Выйти на прибыль удалось только в третьем квартале 2018 года – но по итогам этого и следующего годов Tesla демонстрирует убыток. В 2020-м компания показала положительный результат в первом квартале, но проблемы все же остаются.

Вообще среди инвесторов это считается нормальным – растущая компания редко показывает прибыль и выплачивает дивиденды, предпочитая вкладываться в развитие. Это видно и по Tesla. Например, в 2019 году компания заработала 24,6 миллиарда долларов выручки, а на производство потратила 20,5 миллиардов. Однако на общие расходы ушло 2,6 миллиарда, и на разработки – еще 1,3 миллиарда. Учитывая еще расходы по процентам и налоги, итоговый годовой финансовый результат – чистый убыток в 862 миллиона долларов.

Сам Илон Маск обещал инвесторам показать прибыль уже в 2018 или 2019 годах, но пока положительный результат отмечен лишь по итогам отдельных кварталов. Инвесторы же, судя по всему, не считают происходящее чем-то экстраординарным, и продолжают зарабатывать – уже не на дивидендах, а на росте курса акций:

Благодаря такой динамике Tesla уже обогнала по капитализации большинство автомобильных компаний. По состоянию на начало июня 2020 года расклад был такой:

  • Tesla – 190 миллиардов долларов;
  • Toyota – 182 миллиарда долларов;
  • Volkswagen – 75 миллиардов долларов;
  • Honda – 48 миллиардов долларов;
  • Daimler AG – 41 миллиард долларов.

Соответственно, Tesla лидирует не только среди компаний, производящих электромобили, компания – лидер среди автопроизводителей всего мира в целом. В 2020 году бумаги Tesla, как и акции других компаний, упали в цене после начала пандемии коронавируса, но быстро восстановились и превысили докризисный уровень. Это связывают с тем, что в Китае начинает восстанавливаться спрос, в том числе на электромобили, производимые на новом заводе в Шанхае.

Финансовые проблемы могут быть связаны еще и с тем, что компания с большими трудностями выходит на плановые объемы выпуска, из-за чего страдает выручка, а клиенты вынуждены ждать доставки машины несколько месяцев после заказа.

Тем временем проекты, которые могли бы дать больше денег компании – пикап Model E или грузовик Tesla Semi – пока не дошли до фазы коммерческих моделей (при том, что деньги на их разработку уже потрачены).

И еще одна проблема Tesla – слишком сильная закредитованность. У компании долгов примерно в 2,5 раза больше, чем размер собственного капитала, а долгосрочный кредитный рейтинг имеет негативный прогноз.

Поэтому, если говорить объективно, рост стоимости акций не говорит о том, что в финансовом плане компания благополучна – пока капитализация держится во многом благодаря имени ее владельца и руководителя.

Чем Tesla лучше и хуже конкурентов

В Tesla не изобрели электромобиль, но первыми начали пытаться установить в него современные литий-ионные аккумуляторы и сделать все это коммерчески успешным. Но на дворе уже 2020 год, и конкуренты уже давно наладили выпуск собственных моделей электромобилей, которые не сильно проигрывают моделям Tesla (а иногда и выигрывают у них).

Так, основная линейка Tesla состоит из 3 моделей:

  • Tesla Model S – лифтбек F-класса с массой более 2200 килограммов, разгоном до 100 км/ч за 2,7 секунды и запасом хода в 632 километра. Цена начинается от 85 тысяч долларов;
  • Tesla Model X – 5-дверный кроссовер массой в 2,5 тонны и запасом хода в 542 километра. Цены – от 132 тысяч долларов;
  • Tesla Model 3 – седан D-класса. Он более легкий (1800 кг), медлительный (разгон за 3,5 секунды до 100 км/ч) и имеет запас хода в 496 километров. Главная особенность – цена, стоит модель от 35 тысяч долларов.

То есть, автомобили Tesla – это практически суперкары, которые, правда, и стоят соответствующих денег.

У конкурирующих моделей параметры оказываются чуть более скромными, но и цены на них тоже более разумные:

  • BMW i3s – хэтчбек В-класса, массой в 1200 килограммов, разгоном до 100 км/ч за 6,9 секунд и запасом хода в 260 километров. Стоит он от 35 тысяч евро (правда, в России цена гораздо выше);
  • Chevrolet Bolt EV – хэтчбек В-класса, массой в 1600 кг и разгоном до сотни за 7 секунд. При запасе хода в 380 километров автомобиль стоит от 36 600 долларов;
  • Nissan Leaf – хэтчбек С-класса, неторопливый (7,3 секунды до 100 км/ч), но с запасом хода в 458 километров. Цена – от 36 500 долларов;
  • BYD E6 – хэтчбек С-класса, производится китайской компанией. Разгон до 100 км/ч занимает 8 секунд, а запас хода составляет 400 километров. Цена – от 43 700 долларов (310 тысяч юаней).

Другими словами, клиент может выбрать настоящий электрический суперкар и отдать за него стоимость двух электромобилей попроще, или выбрать сразу Nissan Leaf по умеренной цене (к тому же, у модели в России есть достаточно обширный вторичный рынок).

Правда, автоэксперты обращают внимание на один момент – заявленный пробег от одной зарядки предполагает, что автомобиль будет эксплуатироваться в условиях, близких к идеальным. А если, например, включить кондиционер или обогреватель зимой, то пробег резко снижается. По факту от 500-600 километров пробега остается вдвое меньше – 300-400 километров, и тут конкуренты начинают выглядеть интереснее.

С технологической точки зрения в Tesla, как напоминает эксперт Дмитрий Суслопаров, впервые начали использоваться прогрессивные технологии вроде бесколлекторного асинхронного двигателя с микропроцессорным управлением, объединенного в единый компактный конструктив с силовой электроникой и трансмиссией. И другие производители, по сути, в позиции догоняющего – и лишь модель от Porsche и Jaguar могут приблизиться к уровню Tesla.

Технологии, маркетинг или магия Илона Маска?

Статистика неумолима – в 2019 году Tesla продала 367,8 тысяч автомобилей, а ближайший конкурент BYD – 229,5 тысяч. То есть, творения компании Илона Маска продолжают лидировать на рынке, несмотря на всю критику. Но если технологически конкуренты уже приближаются к уровню Tesla, и ценники они предлагают более адекватные, в чем секрет успеха одной компании?

Вряд ли секрет в аккумуляторе (который состоит из тысяч элементов 18650, из которых делают батареи ноутбуков и портативные зарядные устройства), механическая часть тоже не является чем-то эксклюзивным и невероятным. Скорее секрет успеха Tesla – это совокупность сразу нескольких особенностей:

  • новая модель дистрибуции . Как отмечает эксперт Кирилл Новиков, все операции от покупки и до обслуживания осуществляются силами компании. Так, заказать автомобиль можно через интернет, и даже проводить некоторые виды обслуживания тоже возможно удаленно (например, обновление ПО). Сюда же можно отнести и сеть фирменных зарядных станций;
  • характеристики самого автомобиля – дизайн, удобное ПО, скоростные характеристики, дальность пробега по сравнению с конкурентами, экспериментальный автопилот. Правда, качество сборки автомобилей регулярно критикуют, но все равно Tesla – это уровень;
  • удачное попадание в тренды . В XXI веке экологичность технических решений становится важнее, чем, например, их стоимость или эффективность. Экологичные электромобили неплохо вписываются в такую картину мира.

Правда, сторонники Илона Маска забывают, что производство и утилизация аккумуляторов очень «грязные», а электроэнергия может производиться на ТЭС или АЭС, которые тоже не помогают окружающей среде.

  • и главное – некая «магия», которая дарит чувство принадлежности к чему-то очень важному и популярному. Сам по себе Илон Маск со своими космическими проектами – один из доводов в пользу Tesla для фанатов марки.
  • Например, бизнес-коуч Оксана Тумадин вообще называет себя «адвокатом бренда» Tesla и считает, что электромобили постепенно переходят в категорию жизненных потребностей:

    Я могу сказать о бренде Тесла как лояльный потребитель, как еще называют лояльную целевую аудиторию – адвокат бренда. Почему мне лично нравится бренд Тесла, а не другие бренды? Я исследую изобретения математиков и физиков-гениев всегда и тем более мне знаком Никола Тесла, изучавшим и исследовавшим электричество, что привело к революционным открытиям его времени. И сейчас его имя нашло отражение в экологическом автомобиле.

    Просмотрев на современный высококлассный автомобиль, хочется сказать, что на сегодня это лучшее, что можно придумать! Конечно, время идет, но именно на сегодня, когда поднимается борьба за экологию, эти автомобили – потребность нежели мечта. Наблюдая за новостями, компания подумывают о том, чтобы по их технологии другие производители могли производить автомобили. И они правы, потому что предпочтения и требования в сознании потребителей к современному транспорту уже давно выросли. Время пришло и революционные открытия уже не повернешь вспять. Свободная ниша есть, и это показывает компания Tesla. Думаю, она составит серьезную конкуренцию на рынке автомобилей.

    Компания Тесла достигла отличных результатов: это и фабрика по производству батарей; это и сеть электрозаправок для подзарядки бесплатно; это и сами автомобили, которые перемещаются без использования нефтепродуктов, а исключительно с помощью электричества. Технический прогресс автомобилей Тесла радует.

    Оксана Тумадин, бизнес-коуч, основатель школы надпрофессионального образования.

    Еще у Tesla есть научные разработки и патенты – частично из-за высоких расходов на разработки компания до сих пор не смогла выйти на прибыль, но в перспективе эти патенты будут давать компании преимущество перед конкурентами. Например, автопилот пока остается уделом только одной марки, отмечает эксперт Сергей Скавронский. По его словам, конкурентам приходится, по сути, заново изобретать технологии, которые уже есть у Tesla.

    Выходит, что секрет успеха Tesla – это все вместе: и технологии с разработками, и имидж руководителя, и, конечно, «вау-эффект». Но главное во всем этом – годы долгого упорного труда.

    Все конкуренты Tesla с франкфуртского автосалона

    Мы уже писали о том, что электромобили становятся все более популярным направлением в мире. Мировые автопроизводители пытаются поддержать тренд, заданный несколько лет назад Илоном Маском, и предложить свое видение электромобиля. Или хотя бы догнать Tesla, чтобы не отстать на этом поле битвы и не превратиться в Nokia или Motorola от автопрома. Получается у них пока не очень, но за усердие стоит их похвалить. Электромобили были и раньше, но сейчас, похоже, что эра бензина уже не просто уверенными шагами уходит в прошлое, а постепенно переходит на бег. Дополнительным свидетельством этого стал автосалон во Франкфурте, который распахнул свои двери 12 сентября.

    Вместо руля Audi AI:Trail оснащен штурвалом

    Что может помешать распространению электромобилей

    Как мы все знаем, мировая экономика до сих пор во многом строится на нефти. Многие войны разворачиваются из-за ее запасов, а некоторые страны живут только за счет “черного золота”. Примером могут служить некоторые арабские страны, которые получили большой подъем именно на фоне того, что обладают большими запасами нефти. Некоторые начинали именно с нее, но потом постепенно начали переводить экономику на другие рельсы, понимая, что тренд не вечен.

    Читать еще:  Новый Субару Outback 2015 – немного обновлений в японском стиле

    Скоро такие техногенные пейзажи будут встречаться все реже

    Такое положение вещей могло стать настоящей проблемой для производителей электромобилей, но пока сопротивления им никто не оказывает. Даже наоборот, со стороны правительства разных стран идет поддержка этого направления. Примером могут служить бесплатные парковки для электромобилей, сниженные налоговые ставки и тому подобное. Откачанная из земли черная жижа еще найдет свое применение, а вот с бензином, судя по всему, скоро придется попрощаться..

    Новинки франкфуртского автосалона

    Выставка во Франкфурте является старейшим мероприятием такого рода в мире. Она проводится раз в два года, начиная с 1897 года. Многие автопроизводители именно там показывают свои новинки, хотя, в последнее время тенденции немного изменились, но об этом мы поговорим в конце статьи. Если вы заметили изменение тенденций в мире автопрома, давайте обсудим это в нашем Telegram-чате.

    Пока же, возвращаясь к электромобилям, можно отметить появление первой относительно массовой платформы для “зеленых машин”. Сейчас массовой платформой для конструирования автомобилей является B0, на ней до сих пор строятся очень многие модели. Появление платформы MEB позволяет сделать шаг в направлении унификации электромобилей, которая в свою очередь позволит не конструировать электрокары с нуля, а делать их на готовой базе. Думаю не надо объяснять, что в итоге это способно привести к взрывному росту количества электрических машин на дорогах.

    Новая модель от Volkswagen должна стать началом большого рывка в сфере электромобилей.

    Именно на этой платформе построен Volkswagen ID.3. Пока, правда, это первая модель на новой платформе. Поставки автомобиля должны начаться в середине следующего года, а цена в Германии будет стартовать от 30 тысяч евро. Или, как говорят немцы, “ойро”.

    Немцы заявляют, что на новинку уже поступило около 30 000 предзаказов. Что ж, это совсем не мало. Впрочем, из слов главы концерна Volkswagen можно сделать вывод, что автомобиль едва ли станет серьезным конкурентом, поднаторевшей в своей деле, Tesla с ее огромными пробегами от зарядки до зарядки.

    Это наилучший вариант для всех тех, кто не проезжает каждый день по несколько сотен километров, чей годовой пробег составляет менее 50-60 тысяч км и кому не нужен громадный автомобиль” — глава концерна Volkswagen Херберт Дис (Herbert Diess)

    Впервые именно во Франкфурте широкой публике показали и автомобиль Porsche Taycan. Не буду на нем подробно останавливаться, так как уже многое о нем сказал в отдельной статье и объяснил почему он не может конкурировать с Tesla.

    Дебютная модель Porsche на поле серийных электромобилей

    Еще своими электрокарами отметились Mini с моделью Electric. Который стал первым подобным автомобилем британского бренда, входящего в BMW Group. Пока на него собрано около 20000 предсказав, а первые машины начнут отгружаться заказчикам в марте 2020 года.

    Mini Electric — маленький электрик для маленького электрощитка, друг минибармена, живущего в минибаре

    Mini, да еще и электрический… Раньше такого не было.

    Более заряженными электромобилями отметились и несколько других брендов. Например, Mercedes, выставляющий свою команду в Формуле-Е, как и Porsche, поверивший в свои силы. Ими была представлена модель Mercedes-Benz Vision EQS. Электромобиль оснащен двумя электромоторами (по одному на ось), суммарной мощностью 350 КВт. Заявленный запас хода составляет внушительные 700 км, а разгон до заветной соточки 4,5 сек. Первый показатель еще надо проверить, а второй не так уж и впечатляет. Возможно, “двигатель придушили” для большей экономии.

    Мерсу тоже не дают покоя лавры Tesla

    К концептам, представленным на выставке можно отнести BMW Concept 4, разработанный под управлением нового дизайнера марки Домагоя Дукеча. Также свой концепт показал, отпочковавшийся от Seat, бренд Cupra. Ему дали имя Tavascan. По задумке он должен стать настоящим спорткаром, но пока это только концепт. Спорткаром станет и Veloster N ETCR от Hyundai. Сразу четыре электромотора должны тянуть как надо.

    Узнаваемый дизайн БМВ на новый лад

    Как вам такой электромобиль?

    Спортивная, да еще и Электрическая версия Veloster от Hyundai

    Еще одним интересным концептом стала Audi AI:Trail. Мы сегодня уже писали про нее отдельно. Ее ключевой особенностью является своеобразный подход к освещению дороги. Почитайте! Это очень интересно.

    Автомобиль AI:Trail с летающими дронами вместо фар

    Салон автомобиля Audi

    Новинки среди гибридных автомобилей

    Так сложилось, что в последние несколько лет уровень автосалона негласно определяется количеством электромобилей, представленных на нем. Но не только ими полнятся ленты новостей. Много было представлено и гибридов, которые лично я считаю тупиковой ветвью эволюции автопрома. Максимум она может потянуть на пробу пера автопроизводителей на пути к полноценным электромобилям, но заигрываться на этом поле не стоит.

    Примерами представленных гибридов может служить Renault Captur. Этот народный недорогой автомобиль получил подзаряжаемые батареи и станет неплохим дополнением обычной модели. Когда он поступит продажу пока неизвестно. Сейчас можно сказать только то, что небольшое изменение дизайна явно пошло ему на пользу.

    Столь привычный на наших дорогах Каптюр стал гибридом.

    А вот самым необычным гибридом стал первый Lamborghini, сделанный по этой технологии. Им стала модель Sian FKP 37. Название кажется странным, но ему есть объяснение. Это инициалы и год рождения бывшего руководителя Volkswagen (Lamborghini входит в этот концерн) Фердинанда Пьеха, который умер незадолго до презентации. Массовым автомобиль не станет, так как выпущено их будет всего 67 штук и все они уже раскуплены еще до премьеры.

    Гибридный Ламбо? Удивили…

    Почему автосалоны стали такими скучными?

    В последнее время, можно отследить необычную тенденцию. Крупные производители перестали интересоваться международными выставками. Связано это в первую очередь с тем, что произошли определенные изменения рынка и модели продвижения.

    Выставить свой стенд на автосалоне стоит очень дорого. Но, по факту, его увидят несколько десятков тысяч посетителей, львиная доля которых пришли на мероприятие отнюдь не с целью выбрать себе автомобиль. Кроме этого, конечно, на автомобили посмотрят журналисты, которые о них напишут, но этот канал не так широк в современных реалиях.

    Более популярным способом продвижения сейчас становится целевая реклама. Благодаря развитию Интернета и сбору данных дилерами, она начала работать очень хорошо. В первом случае пользователь будет получать подсказки на сайтах после того, как поищет хоть что-нибудь связанное с автомобилями. Во втором случае предложению будут способствовать дилеры, основываясь на текущем состоянии автомобиля клиента. Они просто будут своевременно предлагать ему обновиться.

    Косвенно на это повлияло то, что пользователи перестали относить к автомобилю (и не только к автомобилю) как к чему-то, что надо постоянно обновлять. Все больше людей стали покупать новый автомобиль по мере необходимости, а не ради самой покупки. Отчасти, сказанное является личным мнением, но его разделяют многие автоблогеры и просто мои коллеги. У такого мнения есть основания. Соглашаться с ним или нет — решать вам.

    В России разработан премиальный электромобиль, способный конкурировать с Tesla. Цена

    Компания Monarch завершила разработку премиального электромобиля «Монарх» стоимостью от 4,4 млн руб. Автомобиль выйдет ограниченным тиражом в 30 экземпляров, треть из которых сделают «именным» для VIP-покупателей.

    Люксовый российский электромобиль

    Российская компания Monarch разработала электромобиль под названием «Монарх», относящийся к премиальному сегменту. По информации РБК, в топовой комплектации автомобиль будет способен развивать почти 550 л.с.

    Сроки отгрузки первой партии автомобилей в Monarch не называют. Между тем, с 10 ноября 2020 г. компания ведет прием предварительных заказов, и цена за минимальную комплектацию составляет $58 тыс. (4,42 млн руб. по курсу ЦБ на 10 ноября 2020 г.). Для сравнения, американская Tesla Model S стоит от $63,9 (4,88 млн руб.), что дороже, нежели «Монарх», но за $31,7 (2,42 млн руб.) у Tesla есть более доступная модель Model 3.

    Особенности «Монарха»

    Разработчики скрывают основные технические характеристики автомобиля, как то – тип аккумулятора и его расположение, количество двигателей, возможности программного обеспечения и др. Пока известно лишь, что «Монарх» будет доступен двух комплектациях, получивших индекс S200 и S400. Номера указывают на мощность электродвигателя в кВт, что составляет приблизительно 271 и 542 л.с. соответственно.

    Работать моторы будут от батарей емкостью 60 или 80 кВтч. Максимальный запас хода в последнем случае составит 400 км, а вот насколько хватит менее емкой батареи – официальных данных нет. Также неясно, поддерживает ли отечественный премиальный автомобиль быструю зарядку, или же владельцам придется оставлять его на несколько часов у станции подзарядки.

    По данным портала Motor.ru. 60-киловаттной АКБ хватает на 362 км пути. Разгон до 100 км/ч занимает у «Монарха» 5 секунд у S200 и 3,2 секунды у S400 против 3,1 секунды у Tesla Model 3, максимальная скорость составляет 250 км/ч (S200) и 260 км/ч (S400).

    В основе автомобиля, пишет Motor.ru, лежит платформа, разработанная самой Monarch. Размеры автомобиля составляют 5002 мм, 1950 мм в ширину и 1420 мм в высоту при длине колесной базы 3070 мм.

    Судя по предоставленным изображениям, салон «Монарха» разрабатывался на примере автомобилей Tesla. Здесь тоже присутствует гигантских размеров дисплей, но он интегрирован в центральный тоннель и расположен между водителем и передним пассажиром. На приборной панели есть дополнительный мини-экран для навигатора в стиле поздних версий Lada Priora.

    На изображениях салона также можно увидеть панорамную крышу. При этом на рендерах где автомобиль показан снаружи, ее нет.

    Автомобиль не для всех

    Несмотря на то, что «Монарх» стоит существенно дешевле Tesla Model S, которая, к тому же, официально не продается в России, приобрести его смогут не все. В первую очередь на это влияет очень ограниченное количество машин, которые сойдут с конвейера – их будет всего 30. Притом выпуск обещают организовать в два этапа – сперва выйдет ограниченная партия, а затем и «более масштабная».

    Но даже из этих 30 машин 10 будут своего рода «именными», и их разработчики намерены предложить «избранному кругу лиц». Кто именно входит в их число, они не сообщают.

    Специально для «избранных» специалисты Monarch украсят интерьер автомобиля натуральной кожей, драгоценными металлами и ценными породами дерева, плюс обещаны вставки из карбона и алюминия. Какие материалы будут использоваться в салоне «Монарха» в версии для обычных покупателей, не сообщается.

    Другие российские электрокары

    В России сразу несколько компаний ведут разработку электромобилей. К примеру, в Адыгее создается компактный городской автомобиль «Ардерия ТС2» с максимальной скоростью 60 км/ч и дальностью хода всего 100 км.

    Время подзарядки установленной в «Ардерия ТС2» АКБ составляет восемь часов. Стоимость такого электромобиля пока не определена.

    Существует еще один схожий по габаритам с «Ардерия ТС2» российский электромобиль – трехдверный City Modul 1, разрабатываемый отечественным стартапом ZETTA (Zero Emission Terra Transport Asset, «Транспортный актив с нулевым выбросом»). CNews писал о нем в начале сентября 2020 г.

    По словам гендиректора ZETTA Дениса Щуровского, стоимость автомобиля составит от 550 тыс. руб. за минимальную комплектацию, а его выпуск должен был состояться до конца 2020 г. При этом в мае 2019 г. он называл совсем другую сумму – от 450 тыс. руб. – и совсем другую дату запуска производства – декабрь 2019 г.

    2 сентября 2020 г. представители ZETTA заявили о переносе выпуска City Modul 1 на неопредленный срок, «после 2020 г.». Причиной стало то, что компания не смогла получить заем в размере 99,9 млн руб. от Фонда развития промышленности (ФРП).

    В конце сентября 2020 г. CNews сообщал, что c конвейера российского завода ГАЗ сошел автомобиль GAZelle e-NN, ставший первым российским коммерческим электромобилем. Его серийное производство в трех модификациях, включая пассажирскую, должно начаться в 2021 г.

    Первые экземпляры будут комплектоваться китайскими моторами и батареями, но со временем производство этих компонентов будет локализовано. В ГАЗ сообщили, что полная масса GAZelle e-NN составляет 4,6 тонны, но не уточнили, в какой из трех модификаций. Грузоподъемность бортовых версий достигает 2,5 тонны.

    В движение автомобили приводит синхронный электродвигатель на постоянных магнитах с пиковой мощностью 100 кВт (около 136 л.с). Он может развивать крутящий момент до 310 Нм и разгонять автомобиль максимум до 100 км/ч.

    Если надоела Tesla. Вот 5 ее конкурентов, которые ищут инвесторов

    Илон Маск и его Tesla — не единственные игроки на глобальном рынке электромобилей. Прямо сейчас в мире работают несколько десятков компаний, каждая из которых в чем-то повторяет бизнес-модель Tesla. Это небольшие игроки, выпускающие исключительно электрокары.

    Последние месяцы компания Илона Маска испытывает существенные трудности. Вместе с ними проблемы настигли и многих ее конкурентов вроде Faraday Future. Но это не значит, что в кризисе находится вся отрасль. Мы выбрали наиболее жизнеспособные и перспективные для инвесторов стартапы, которые выпускают (или планируют выпускать) электрокары.

    NIO: сначала реклама, потом машины

    Китайская компания NIO прежде называлась NextEV. Под этим брендом она появилась в 2014 году усилиями китайского инвестора Уильяма Ли. Предприниматель утверждал, что с помощью выпуска электромобилей хочет бороться с экологическими проблемами Китая.

    Вопреки стандартной бизнес-логике NextEv начала не с демонстрации опытных образцов и производства машин, а с дорогостоящей рекламной кампании. Китайский производитель сразу же заявил команду в гоночный чемпионат Формула-Е для машин с электромотором. В первом же сезоне китайцы стали чемпионами. Правда, электрокаров, пригодных для продажи, у NextEv тогда не было.

    Только в 2016-м компания представила первый дорожный электромобиль NIO EP9. С того момента стартап успел изготовить 16 экземпляров стоимостью $1,2 млн каждый. Затем последовали «массовые» модели ES8 и ES6 для китайского рынка.

    Подобно Tesla, NIO вкладывается не только в разработку и производство электрических машин, но и в создание инфраструктуры для них. В начале 2019 года китайская компания завершила строительство первой сети станций по замене аккумуляторов на скоростной автомагистрали между Пекином и Шанхаем.

    А к 2020 году компания планирует построить в Китае более 1100 станций для зарядки. К этому же сроку NIO намерена создать передвижной корпус из 1200 мобильных электрозаправщиков Power Mobile, каждый из которых сможет подъехать к внезапно остановившемуся NIO и оперативно его зарядить.

    В ноябре 2017-го NIO привлекла $1 млрд от пула инвесторов, куда вошли американский хедж-фонд Lone Pine Capital, а также китайские инвестиционные компании Tencent и CITIC Capital. В сентябре 2018-го NIO провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлекла еще около $1 млрд.

    Организаторами публичного размещения акций стали банки Goldman Sachs, JP Morgan и Morgan Stanley. Средства от IPO компания планирует потратить на НИОКР, маркетинг и строительство новых производственных мощностей.

    Аналитик Bernstein Робин Чжу еще в сентябре 2018-го заявил Bloomberg, что «акции NIO переоценены» и «капитал начнет расти только в ближайшие 12–18 месяцев». На фоне эскалации торговой войны между Китаем и США акции многих китайских компаний существенно потеряли в цене — и ценные бумаги NIO не стали исключением.

    Читать еще:  Почему трехдверные авто теряют популярность

    В первые дни после IPO котировки взлетали выше $12, но к лету 2019 года они упали до $2,5–2,6. Возможно, как раз сейчас наступает хороший момент для приобретения акций китайского стартапа.

    Xpeng Motors: электрокары на государственном предприятии

    Китайский стартап Xpeng Motors появился в 2014 году и за прошедшие пять лет успел обогнать многих конкурентов. Компании не помешали даже обвинения от Tesla в краже технологий. Несмотря на все скандалы в 2018 году, Xpeng Motors представила и вскоре запустила в производство свой первый электрический внедорожник G3. А в апреле 2019-го компания показала купе P7. Первые покупатели получат эту машину в середине 2020-го.

    У стартапа нет собственного завода: машины Xpeng производятся на мощностях автопроизводителя Haima, принадлежащего государству. На этой фабрике выпускают около 3 тыс. электромобилей в месяц. По данным CNBC, к концу года Xpeng собирается выпустить 40 тыс. автомобилей.

    На момент подготовки статьи Xpeng Motors удалось привлечь $1,3 млрд инвестиций — в частности, компанию поддержали гиганты китайского бизнеса Alibaba и Foxconn. Последний известен как один из крупнейших сборщиков «Айфонов». Сейчас Xpeng ищет еще около $500 млн, после чего собирается провести IPO.

    Основатель компании Хе Сяопен прямо заявил об этом CNBC в марте 2019-го: «Да, у нас есть планы IPO. Мы открыты для размещения акций за рубежом, а также дома. Однако прежде чем рассматривать IPO, мы хотим сосредоточиться на улучшении нашего бизнеса».

    Сяопен добавил, что инвестиции будут использоваться для наращивания объема производства — в частности, средства направят на достройку собственного завода, который должен быть готов ко второму кварталу 2020-го. Ввод этого завода в эксплуатацию позволит Xpeng Motors наладить по-настоящему массовый выпуск машин.

    Rivian: стартап, в который верит Amazon

    Американский стартап Rivian возник в 2009 году под именем Mainstream Motors. Правда, первые модели — кроссовер R1S и пикап R1T — были представлены лишь в конце 2018-го. За это время Rivian открыла четыре завода в Соединенных Штатах, наняла более 700 сотрудников, а помимо разработки автомобилей занялась беспилотными системами.

    У машин Rivian есть отличительная особенность, которую пока не переняли конкуренты: подобно некоторым смартфонам, автомобили Rivian могут «делиться» зарядом друг с другом.

    Чтобы сразу обеспечить достойное качество электрокаров, основатель компании Ар-Джей Скариндж нанял опытных конструкторов из McLaren и Jeep, а также привлек $450 млн от трех крупных инвесторов: саудовской инвестиционной группы Abdul Latif Jameel, японской Sumitomo и международного банка Standard Chartered.

    Производство R1S и R1T начнется в следующем году. Rivian не сообщила точных объемов предзаказа, однако объявляла о планах произвести 20 тыс. машин в 2021 году и 40 тыс. в 2022-м — это сопоставимые с Tesla цифры. Инвесторы в компанию верят: в феврале 2019-го Amazon совместно с партнерами вложила в Rivian $700 млн.

    Rimac: хорватский Илон Маск

    История Rimac началась необычно: в 2006 году хорватский инженер и любитель гонок Мате Римак приобрел BMW E30 1984 года. Вскоре на одной из гонок у машины сгорел мотор. Расстроенный Римак решил заменить двигатель внутреннего сгорания на электрический. За полгода с помощью друзей в отцовском гараже Римак превратил старый BMW в электрокар. После этого инженер задумался о создании собственного электромобиля с нуля.

    Так в 2009 году появилась компания Rimac Automobili. Два года спустя она представила суперкар Concept One. После активных доработок Римак собрал и продал восемь таких машин, и в 2018-м на Женевском автосалоне показал Concept Two — еще более технологичную, быструю и дорогую модель. Ее цена — $2,1 млн. И хотя производство машин еще не стартовало, все 150 запланированных автомобилей были проданы по предзаказу за три недели. Первые покупатели получат Concept Two в 2020 году.

    О планах выхода на биржу в Rimac пока не заявляли, однако инвестиции уже потекли в компанию: в мае хорватский стартап объявил о сотрудничестве с Hyundai и KIA. В рамках этого партнерства корейские автогиганты вложат в Rimac около $90 млн, а хорваты помогут Hyundai и KIA в разработке двух электрических суперкаров.

    Компания также сотрудничает с Aston Martin (производит гибридные аккумуляторы для гиперкара Valkyrie), Jaguar, Renault и Pininfarina. А в июне прошлого года 10% акций Rimac купила Porsche.

    На церемонии вручения хорватской бизнес-премии Zlatna Bilanca Мате Римак заявил, что в сумме его компания привлекла €150 млн от инвесторов, большая часть из которых потрачена. «Хорватский Илон Маск» добавил, что Rimac ведет переговоры о новых вливаниях на сумму €80 млн.

    Lucid Motors: бывший соратник Маска стал конкурентом

    Стартап Lucid Motors основал бывший вице-президент Tesla Бернард Це в 2007 году. Це покинул компанию Илона Маска вслед за ее основателями Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Тогда Lucid Motors носила название Atieva, а нынешнее имя получила лишь в 2016-м.

    Изначально стартап занимался производством электробатарей, однако в 2014 году объявил о разработке собственного электрокара. Толчком послужили инвестиции в $100 млн от китайского автопроизводителя BAIC Group и компании LeEco.

    Первый автомобиль — седан Lucid Air — был представлен в 2017-м. Однако в производство до сих пор не пошел: компании не хватило денег для серийного выпуска машин. Сейчас деньги нашлись: прошлой осенью Lucid Motors получила инвестиции в $1 млрд от Фонда национального благосостояния Саудовской Аравии, владеющего 5% акций Tesla.

    По условиям сделки с арабскими инвесторами, Lucid Motors направит деньги на завершение разработки и тестирование Lucid Air, строительство завода в Аризоне, а также запуск и развитие розничной сети в Северной Америке. Кроме того, компания в ближайшее время планирует представить электрический внедорожник на базе Lucid Air.

    В феврале 2019-го директор по технологиям Lucid Motors Питер Роулинсон заявил Bloomberg, что компания готовится выйти на биржу, однако сделает это после запуска Air в производство: «Мы хотим развивать этот бизнес. Какие-то краткосрочные маневры или продажи просто не стоят на повестке дня».

    Массовое производство Lucid Air планируется начать к концу 2020 года. Вероятно, IPO Lucid Motors стоит ждать не ранее 2021 года.

    Tesla Model 3 Performance › Бортжурнал › Есть ли альтернативы Тесле? Размышления после 2х лет владения.

    Через несколько дней исполнится два года, как я пересел с обычных машин на Tesla. Ровно год ездил на Model S, и сейчас на одометре Model 3 уже 9000 км. В связи с этим, на волне модных статей типа «25 пунктов, что мне нравится и 15 пунктов, что не нравится в новой модели айфона/кофеварки/грелки для пупка…» я решил составить свой список того, что мне нравится в Тесле, и решить, готов ли я её сменить на что-то другое. Собственно, всё уже многократно описывалось и обсуждалось, особенно в первые месяцы владения (ещё моей прошлой Model S), но мне самому стало интересно понять, изменилось ли моё отношение и приоритеты за два года.

    Итак, преимущества Теслы с моей точки зрения, и причины, почему для себя лично я так и не вижу ей альтернатив в данном классе:

    1. Ускорение автомобиля (с места и в движении), и идеальный контроль этого ускорения водителем, с немедленной и прямой реакцией на педаль газа, точно отражающей степень нажатия на неё, которой в принципе невозможно достичь с ДВС. Я об этом писал неоднократно, в частности при сравнении Tesla Model S с GT-R и при описании впечатлений в целом.

    2. Комфорт, определяемый электрическим приводом: тишина, отсутствие вибраций, равномерность движения.

    3. Удобная зарядка дома без потери времени для заезда на заправки — с утра «полный бак» без всяких усилий.

    4. Удобнейшая навигация — единственная среди всех марок и моделей, которой можно нормально пользоваться. Просто полноценная Google Maps — почти такая же как на смартфонах и планшетах — с тем же поиском по любому слову, масштабированием и перемещением карты пальцами по экрану, видом со спутника, и т.п. Может что-то подобное уже появилось в каких-то других машинах, но я пока не встречал.

    5. Смартфон в качестве ключа и отсутствие лишних действий: просто подходишь к машине, она открывается, сел, поехал — не надо включать и «заводить». Вышел, захлопнул дверь — она выключилась, отошёл — автоматически закрылись замки. Очень удобно. Особенно остро это осознаёшь, когда садишься в другую машину, даже электромобиль, но от другого производителя. Необходимость нажимать кнопку для включения и выключения — зачем это для электромобиля? Или нажимать кнопку, чтобы открыть или закрыть замок двери. Ну ведь умеет уже определять, что ключ рядом — почему не пойти дальше, и не разблокировать дверь автоматически, как это делает Тесла?

    6. Автопилот. Реально помогает в дальних поездках, так что они превратились в удовольствие, а не в утомительную необходимость для перемещения в другую точку. Причём даже базовая версия Автопилота, которая идёт в комплекте, устраивает меня лично примерно на 90%. Единственное, чего не хватает — смены полос без выключения системы — после перестроения приходится заново включать. Но в дальней поездке это не очень напрягает — я там по полосам обычно не дёргаюсь.

    7. Удалённое управление через приложение. Можно заранее, пока идёшь к машине, включить климат, подогрев сидений, или проветрить салон. Иногда полезно на телефоне видеть местоположение машины на карте — если припарковал её в незнакомом районе. Можно удалённо начать или остановить зарядку, и поменять уровень, до которого заряжаться. Плюс прочие мелочи: например, иногда нужно просто глянуть пробег на одометре, и это можно сделать, не спускаясь в гараж.

    8. Отсутствие необходимости регулярно менять масло, возить на сервис и платить за него. Нужно иногда менять охлаждающую и тормозную жидкости, но это делается значительно реже, чем смена масла на ДВС. Так же надо будет когда-то поменять тормозные колодки, но с рекуперативным торможением они практически не используются, так что живут очень долго.

    9. Регулярные обновления софта, которые добавляют новые возможности, а иногда даже улучшают характеристики машины. Это одна из ключевых функций, которая сильно замедляет старение Теслы: даже модели, выпущенные 7 лет назад, получают обновления и в них до сих пор добавляется что-то новое, делающие их фактически лучше, чем они были при сходе с конвейера и первоначальной покупке.

    10. Более дешёвая эксплуатация в сравнении с автомобилями с ДВС, обладающими сравнимыми характеристиками. По моим прикидкам стоимость электричества для зарядки в наших условиях получается раз в 8-10 меньше, чем заправка бензином для такого же пробега. Это при том, что цена Теслы — сравнима с аналогами с ДВС, которыми являются, например немецкие premium седаны. Т.е. Tesla Model 3 не только превосходит по некоторым параметрам, например, BMW 3-series или Mercedes C-class, но и общая стоимость владения у неё получается заметно ниже! Это ещё не считая остаточной стоимости при возможной продаже через несколько лет. Уже есть статистика, показывающая, что Теслы теряют в цене заметно медленнее аналогов от других производителей.

    Многое из этого списка присуще, вообще говоря, всем электромобилям, но практически всё из этого реализовано в Тесле лучше.

    Бонус к списку основных пунктов:
    11. Полный привод — не уникальная фича, но реализован он в Тесле очень хорошо. Это можно и выше по списку поставить. Есть неплохие модели автомобилей, которые мне нравятся, в том числе электрические, но у многих из них в принципе не бывает полного привода. А мощные машины (с высоким крутящим моментом, как у электромобилей) без полного привода я всерьёз почти не рассматриваю, как имеющие мало смысла — весь момент уходит в стирание шин об асфальт.

    Есть ещё целый ряд функций, без которых можно было бы прожить, но с ними получается гораздо удобнее. К хорошему привыкаешь быстро, так что теперь после Теслы будет сложно от них отказаться. Например:

    12. Профили водителей, привязанные к ключу/телефону, причём не ограниченные одним или двумя: у нас в доме уже четыре водителя, так что это не только удобно, но иногда и реально необходимо.
    13. Встроенный видео-регистратор с охранной сигнализацией.
    14. Streaming музыка в дороге — Spotify, Slacker Radio, TuneIn и прочие.
    15. Автоматическое открывание ворот гаража при подъезде к нему — вроде бы мелочь, но это очень удобно.
    16. Удобные настройки функций автомобиля в одном месте — не надо помнить, в каком углу консоли или салона находится какая-нибудь редко используемая кнопка. Это частично компенсирует отсутствие физических кнопок и ручек, некоторые, наиболее часто используемые из которых, всё-таки было бы удобно иметь.

    Плюс прочие мелкие и не очень вещи, к которым привыкаешь, осознаёшь, что это действительно удобно, и их потом очень не хватает в других машинах. Например, Dog Mode — режим, когда в закрытой и оставленной машине остаётся включенным кондиционер, поддерживающий комфортную температуру в салоне, так что можно оставить в машине собаку, не волнуясь о перегреве. Или такая элементарная вещь, как сохранение всех выбранных настроек режима движения. Вот объясните мне, почему в Hyundai не сохраняется выбранный режим Sport, и Auto-Hold (автоматическое удерживание тормоза, когда останавливаешься на светофоре)? И то и другое мне приходится включать каждый раз, когда я сажусь и «завожу» Ioniq. В Тесле я выбрал подобные режимы один раз в настройках, и они всегда такие, как мне нужно. Я уж молчу про то, что они привязаны к профилю водителя и всё включается автоматически в зависимости от того, кто сел в машину.

    Конечно Тесла — не идеальна, у неё есть недостатки. О некоторых я и другие уже писали. Но главное в том, что эти недостатки — не критичны, и с лихвой перекрываются преимуществами.

    Основной недостаток Теслы в том, что после неё любые другие автомобили теперь как-то блекнут, не выдерживая сравнения по большинству параметров. Конечно у многих из них есть свои плюсы: хорошая проходимость у внедорожника; приятный звук V8 у мощного muscle car; роскошный салон в тех же дорогих немцах; дизайн у итальянцев… Но за исключением нескольких положительных моментов эти все машины теперь воспринимаются какими-то устаревшими и ограниченными, на которых можно ездить только по необходимости, или по большой любви, помогающей смириться с их недостатками.

    В итоге на вопрос, хочу ли я поменять Теслу на другую машину, и будет ли Тесла следующей, на данный момент я могу ответить однозначно: если я вдруг буду менять Tesla Model 3 на другую машину, то только на другую Теслу. Слишком уж много у неё преимуществ и удобств, адекватной замены которым я у других пока не вижу.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector