Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно преодолевать крутые спуски и подъемы

Как правильно преодолевать спуски и подъемы

Спуски и подъемы — наиболее ответственные участки дороги, и иногда даже опытным водителям не удается быстро справиться с ними. Для успешного преодоления подобных участков пути необходимо проявлять выдержку и максимум внимательности.

Кроме этого, автолюбитель должен иметь представление о технических свойствах управляемой им машины.

Преодоление крутых подъемов

Начинающие водители считают, что возвышенность не представляет особой опасности, в отличие от спуска — они недооценивают опасность подъема. Конечно, если дорога сухая, а подъем не слишком крутой, то преодолеть его можно без особых проблем. А вот затяжной пологий подъем на неровной дороге — это уже совсем другое дело.

На таких участках пути не нужно слишком сильно крутить руль и давить на газ. Не надо маневрировать на крутом подъеме, так как водители встречных машин могут и не заметить вас в данных условиях. Поэтому во время езды на подъеме во что бы то ни стало необходимо придерживаться своей полосы.

Непродолжительный подъем можно проехать на любой передаче — на такую горку можно въехать даже с разгона, но неопытным водителям лучше так не делать.

При подъеме на затяжную крутую горку необходимо использовать следующую тактику движения:

  • Совершать подъем необходимо только на пониженной передаче.
  • Надо выбирать передачу с учетом веса транспортного средства, его маневренности и угла подъема.
  • Не следует пытаться сменить передачу во время движения.

Подъем на крутой склон следует начинать, предварительно разогнавшись. Когда же машина начнет подниматься по склону, скорость нужно плавно сбросить. Предварительный разгон позволит сохранить запас скорости до окончания подъема. Выбирая скорость подъема, необходимо рассчитать ее таким образом, чтобы автомобиль не остановился посередине горки — с опытом это становится не таким уж сложным делом.

Если езда осуществляется на горной трассе с двухсторонним движением, при выборе скорости нужно учитывать возможную необходимость торможения при появлении встречной машины. Поэтому при подъеме нужно стараться держаться правой обочины.

Опытные водители не советуют начинать подъем на возвышенность, с которой в случае чего не удастся спуститься. Если машина не сможет осуществить подъем, то придется двигаться вниз, при этом нужно иметь в виду, что в этом случае двигаться придется задом, что намного труднее.

Если во время преодоления возвышенности машина забуксовала

Пробуксовка является наиболее частой проблемой при езде по грунтовке. Машина может забуксовать как во время подъема, так и при спуске. Риск забуксовать особенно велик, когда дорога размыта дождями. Если эта неприятность произошла, то можно попробовать выйти из положения путем раскачки автомобиля, поочередно двигаясь вперед и назад. Но такие маневры можно проводить только на машинах с механической коробкой. На машине с АКП не стоит пытаться избавиться от пробуксовки при помощи раскачки, ведь даже современные модели машин с «автоматами» не смогут получить необходимую амплитуду для выхода из сложившегося положения.

А раскачивать машины с механической коробкой нужно следующим образом. Прежде всего, нужно выжать сцепление и включить заднюю передачу. Затем сцепление отпускается и выжимается педаль газа. Два этих действия необходимо проводить одновременно. Далее нужно двигаться до остановки машины. Когда она снова начнет пробуксовывать, опять необходимо нажать на педаль сцепления и дать машине откатиться. После этого проделанные действия необходимо повторять до тех пор, пока автомобиль не выйдет из состояния пробуксовки. При каждом следующем повторении нужно стараться проехать больший участок, чем в прошлый раз.

Если становится понятно, что такие действия не приносят желаемого результата, лучше прекратить попытки выбраться подобным образом, ведь в противном случае машина может завязнуть еще больше. В этом случае нужно постараться усилить сцепление колес с дорогой путем подкладывания под колеса некоторых предметов. Также можно попытаться откопать завязшее авто. Если же его днище коснулось дороги, то в этом случае выбраться получится только с помощью другой машины.

Преодоление крутых спусков

Во время движения по крутому спуску необходимо соблюдать те же правила, что и при подъеме — не нужно спешить или слишком давить на газ. Движение по крутому спуску может быть опасно возникновением юза. В этом случае можно легко потерять управление. Если перед вами уже спускается другой автомобиль, то лучше не начинать движение до полного освобождения дороги. И тем более, не стоит начинать спускаться, если внизу образовался затор, так как в этом случае вероятность оказаться запертым сверху и снизу довольно высока.

А вот какие правила надо соблюдать во время движения по крутому спуску:

  • Еще перед началом движения необходимо определиться с выбором передачи.
  • Если возникнет необходимость торможения, то тормозить лучше не педалью, а двигателем.
  • Во время спуска менять передачу не следует.
  • Активация нейтральной передачи во время спуска невозможна.
  • Запрещается выключать зажигание.

Если во время спуска все же началось неконтролируемое движение машины, нужно прибавить скорость — это позволит увеличить степень сцепления колес с дорогой. После окончания скольжения скорость нужно убавить. Конечно, неопытному водителю будет непросто проделать подобный маневр. Поэтому перед поездкой по дороге с предполагаемыми крутыми спусками лучше предварительно потренироваться на оборудованной тупиком горке.

Опытные водители советуют: если перед крутым спуском машине довелось преодолеть крутой подъем, то перед спуском нужно поставить такую передачу, какая была при подъеме.

Осуществлять спуск без торможения крайне не рекомендуется, так как это вполне может привести к потере управления. Особенно это касается неопытных водителей, ведь зачастую они не в состоянии определить всю степень риска во время спуска по затяжному склону. А ведь авто может начать сильно ускоряться, что обязательно приведет к потере управляемости.

Иногда во время спуска может возникнуть необходимость торможения. В этом случае надо позаботиться о предотвращении неконтролируемого движения. Для этого колеса обязательно должны быть развернуты в сторону любого препятствия — бордюра или камня. После остановки машину следует поставить на ручной тормоз.

Заключение

Во время преодоления трудных участков дороги на водителя ложится серьезная психологическая нагрузка. Ему постоянно приходится следить за скоростным режимом, углом наклона автомобиля и за возможным появлением других машин. Поэтому двигаться нужно на минимальной скорости, которая позволит маневрировать и не даст автомобилю заглохнуть. И помните: любая теория — ничто без практики, поэтому учитесь преодолевать как спуски, так и подъемы.

Вождение: преодоление крутых спусков и подъемов

Управление автомобилем в условиях преодоления крутых спусков и подъемов является сложным и опасным испытанием для любого водителя независимо от стажа вождения. Для того чтобы преодолеть крутой подъем или спуск требуется не только физическая сноровка, выдержка и внимательность, но и наличие технических знаний вождения в экстремальных условиях.

Преодоление крутых поворотов, спусков или подъемов всегда сопряжено с эмоциональным напряжением, именно поэтому основное внимание водителя направлено на оценку скорости и траектории движения ТС, а также состояния дороги.

Мы попытаемся разобраться в том, какие техники вождения для преодоления спусков и подъемов чаще всего применяются на практике.

Техника преодоления крутых подъемов

Особую сложность вызывает вождение автомобиля при преодолении крутых и скользких подъемов. Опасность скрыта непосредственно в самом маневре – подъеме, который отличается значительной протяженностью, неровностью дорожного полотна и крутизной.

Здесь важно соблюдать основное правило – не выворачивать руль и не добавлять газ на подъеме.

Для преодоления крутых подъемов применяется следующая тактика вождения. При подъеме колеса автомобиля должны двигаться строго по траектории движения, без крутых поворотов и пробуксовки.

Преодоление затяжных подъемов (короткие можно преодолеть с разгона на любой передаче) осуществляется только на низших передачах, при этом передачу стоит выбирать с учетом крутизны уклона и массы автомобиля, чтобы уже в процессе подъема не возникло необходимости в переключении передачи.

Часто более опытные водители используют следующую тактику преодоления крутых подъемов. Разогнавшись на определенной скорости, перед подъемом начинается плавный сброс газа со снижением скорости до вершины подъема. Таким образом, чем круче подъем, тем быстрее будет снижаться скорость в процессе его преодоления.

Следующий этап – преодоление вершины подъема. Скорость преодоления вершины – минимальна. В конце подъема следует продолжить движение на оптимальной скорости, которая бы позволила в нужный момент совершить торможение на определенном участке дороги. Это особенно важно при езде на узкой дороге или при приближении к встречному автомобилю.

Техника преодоления крутых спусков

Как и в случае с подъемами, преодолении крутых спусков проводится очень аккуратно и без какой-либо спешки. Основное правило вождения на спуске – это предотвращение скольжения колес (юза), в противном случае водитель просто не справится с управлением.

Преодоление спусков, как и подъемов, осуществляется с выставленными по траектории движения колесами, на постоянной передаче без использования педали тормоза (если позволяет крутизна спуска).

Тормозить лучше двигателем на пониженной передаче. Для остановки на крутом спуске, а также для предотвращения возможной произвольной езды, колеса должны иметь надежную опору (бордюр, камень, возвышение), а сам автомобиль находиться на ручном тормозе и на первой передаче.

Прежде чем начать спуск, водитель выбирает наиболее оптимальную передачу, которая позволит не задействовать тормозную систему автомобиля с целью избежать скольжения колес (читайте статью: как тормозить на автомобиле).

Выбирая правильную передачу, стоит учитывать состояние дорог (наличие ухабов, ям, выбоин и т.д.), а также технические возможности автомобиля. Важно помнить, что преодолевая крутой спуск, категорически запрещается выключать сцепление и зажигание. Преодоление подъемов и спусков одинаковой крутизны происходит на одинаковой передаче.

Проблема пробуксовки автомобиля при преодолении крутых спусков и подъемов

Как поступить, если преодолевая спуски или подъемы, автомобиль забуксовал? Такая ситуация возможна на мягком грунте или при попадании в глубокую яму.

В этой ситуации пока никто не смог придумать ничего лучше, как следующий порядок действий: первым делом пробуем выбраться из ямы путем раскачки автомобиля, если не получается, подкладываем под ведущие колеса все, что может улучшить сцепление колес с дорогой.

Если и это не помогает, то пробуем откопать колеса автомобиля. Если не поможет и это, то, скорее всего, автомобиль сел на брюхо (днищем лежит на грунте) и в этом случае своими силами уже не выбраться.

Нужно искать трактор или хотя бы грузовой автомобиль, который бы мог легко сдернуть застрявшую машину.

Что касается раскачки автомобиля на уклоне (спуске или подъеме), то здесь стоит сделать пару замечаний.

Во-первых, нужно помнить, что этот прием подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Современные автоматические коробки передач тоже позволяют раскачивать автомобиль, поскольку упершись в препятствие автомобиль так же как и на механике будет немного сдавать назад, но амплитуда этой раскачки все же недостаточна для эффективного преодоления препятствия.

Некоторые автоматы позволяют в движении переключаться на нейтраль, можно попробовать использовать это свойство коробки, но всегда нужно помнить, что коробке это точно не понравится и как она отреагирует, неизвестно.

Второе, что следует учитывать при вытаскивании автомобиля из ямы на уклоне, так это то, что вверх автомобиль сам не отъедет, поэтому раскачивать автомобиль можно только лишь трогаясь вверх по уклону, а выбираться из ямы, соответственно, придется вниз, даже если вам нужно ехать вверх. Впрочем, если уклон не очень крутой, то можно попробовать выбраться и вверх.

Читать еще:  Car6oned › Блог › Aston Martin DBS Superleggera, что ж ты со мной делаешь…

И в зависимости от того, куда машина повернута носом (вверх или вниз), нужно включить либо первую скорость либо заднюю.

Если вы ехали вверх и застряли, то это не так страшно, как если бы вы ехали вниз. Скорее всего, вам удастся отъехать назад, вниз по уклону, включив заднюю передачу. Помогать вам будет естественная сила гравитации.

Если же вы двигались вниз и застряли, то пробовать отъезжать придется вверх, что значительно сложнее. Можно и сцепление сжечь, если не иметь достаточного опыта.

В случае, когда выехать из ямы за один прием не получается, то можно попробовать раскачать автомобиль (с учетом всего выше сказанного):

  1. Выжать сцепление, включить заднюю или первую передачу и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно нажимая на газ, проехать сколько получится, пока колеса не упрутся.
  2. Как только автомобиль начал буксовать (этот момент нужно тонко почувствовать, чтобы не закопаться еще глубже), выжать педаль сцепления и дать автомобилю откатиться максимально в обратном направлении.
  3. Затем снова, разогнавшись за счет небольшого высвобожденного пространства, включаем сцепление и пытаемся проехать чуть больше, чем в первый раз, снова до упора колес.
  4. Далее опять выжимаем сцепление, и автомобиль снова откатывается.

Повторяем алгоритм действий, постепенно увеличивая амплитуду раскачки до тех пор, пока не удастся выбраться из ямы или пока не станет очевидно, что этот прием в данной ситуации бесполезен, что тоже исключать нельзя.

К сожалению, дать советы на все случаи жизни не представляется возможным. В конечном итоге все будет зависеть от множества факторов, главные из которых: дорожные условия, наличие подручных средств (возможно у вас с собой автомобильная лебедка будет, а рядом окажется дерево, за которое можно зацепиться), от автомобиля, от мастерства водителя и так далее.

Как бы там ни было в заключении хочется пожелать вам идеальных дорог и прекрасных погодных условий. Береги вас Бог!

Maxiimuss › Блог › Прохождение спусков и подъемов

Рельеф центральной части России изобилует холмами, оврагами, а про гористые Юг и Восток и говорить не приходится. Поэтому при движении по бездорожью необходимо то и дело спускаться в овраг или карабкаться в гору. Тактика подъема и спуска очень разная, поэтому обсуждать ее мы будем раздельно.

Вниз
Казалось бы, что тут такого — с горки съехать, это же не вверх! Не тут-то было. Именно из-за ошибок при спуске происходит львиная доля переворотов автомобилей на бездорожье. Основная причина в том, что при движении по наклонной плоскости автомобиль ускоряется и из-за неправильных действий пилота теряет сцепление с дорогой и управляемость. Если это происходит, изменить уже ничего нельзя. Остается поставить колеса прямо и положиться на волю случая. Чтобы застраховать себя от подобной лотереи, необходимо следовать нескольким простым в описании, но очень сложным в исполнении правилам.
Самое главное — при движении по скользкому спуску ни в коем случае нельзя пользоваться тормозами. Замедлять машину следует исключительно мотором, используя заведомо низкую передачу.
Педалью газа играть не надо, потому что рваный режим вращения колес приведет к потере сцепления с дорогой. Самая правильная тактика движения по скользкому крутому склону — вообще не трогать педали. Это очень тяжело, так что поначалу не держите ноги над педалями, а ставьте их на пол. Поверьте, если вы оставите ноги в обычном положении и клятвенно пообещаете себе не тормозить, то в критический момент спуска обнаружите, что изо всех сил давите на тормоз. Оно и понятно: все ваши асфальтовые условные рефлексы будут просто вопить: «Тормози!» Сразу их победить не удастся, поэтому на первых порах советую вообще убирать ноги с педалей.
Если вам удастся, не нажав на тормоз, психологически пережить страшный момент, когда машина переваливается через край оврага и начинает ехать вниз, то вы вдруг обнаружите, что, ускорившись до определенных оборотов мотора, внедорожник больше не разгоняется, при этом сохранены сцепление с дорогой и управляемость. В процессе спуска вы можете изменить направление движения, и машина послушно объедет пень или камень, а не продолжит движение навстречу препятствию с вывернутыми и заблокированными колесами.
Когда при подъеме на крутой холм машине не хватило хода и она остановилась в процессе подъема, спускаться назад для второй попытки надо, следуя все тем же правилам. Остановившись на подъеме, вы должны быстро нажать на тормоз, включить заднюю передачу и убрать ноги с педалей. Тогда машина плавно спустится, тормозя двигателем. Если вы попробуете спуститься по скользкой поверхности на тормозах, машина мгновенно превратится в санки, скользящие с горы. Ситуация усугубится тем, что управляющие колеса окажутся сзади по ходу движения. Если он с разгону мостом или бампером налетит на любое препятствие, вероятность переворота будет очень велика. Но не стоит пугаться раньше времени. Чтобы избежать подобных неприятностей, достаточно попросту следовать перечисленным выше правилам.
Вверх
Скользкий подъем преодолевается совершенно иначе. Тут осторожничать и следить за тем, чтобы колеса не потеряли сцепление с дорогой, ни к чему. На первые позиции для стандартного внедорожника на обычных покрышках выступает инерция. Именно ее избыток или недостаток определяет, заберется машина наверх или замрет посередине склона. Поэтому перед подъемом стоит набрать ход. Разгоняться лучше заблаговременно и плавно, постепенно нажимая педаль газа, тогда машина будет набирать ход, а не буксовать. При подъеме не стоит вертеть рулем и перегазовывать — это может привести к боковому скольжению, и тогда появится реальная угроза переворота. Чтобы этого избежать, следует заранее выбрать траекторию движения, перпендикулярную линии рельефа, — это застрахует вас от бокового смещения и поможет избежать диагонального вывешивания автомобиля на выходе и разгрузки колес в процессе движения.
Если в гору ведет колея, лучше двигаться по ней. Но она может оказаться слишком глубокой, тогда ищите другой путь вверх. Ни в коем случае нельзя ехать вразрез по скользкой межколейке — автомобиль наверняка стащит в колею. Если переднее и заднее колеса по одной стороне попадут в разные колеи, машина не только застрянет на склоне, но и снова появится пресловутая угроза переворота, причем не только во время падения колес в колею, но и при последующем извлечении внедорожника.
Еще одна важная деталь: незначительный уклон в несколько градусов, не заметный на асфальте, на покрытом скользкой грязью поле становится существенным препятствием для стандартного внедорожника, поэтому, когда при движении по нему машина начинает терять ход, не следует давить на педаль газа — это приведет лишь к тому, что колеса углубятся в мягкий грунт. Правильным будет остановиться и отойти назад, пока есть такая возможность, после чего попытаться пройти подъем еще раз с большей изначальной скоростью.

Как правильно преодолевать крутые спуски и подъемы

Статья о том, как нужно преодолевать крутые спуски и подъемы на автомобиле — советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео об управлении машиной на спусках и подъемах.

Содержание статьи:

  • Крутые возвышенности
  • Если автомобиль на подъеме забуксовал
  • Крутые спуски
  • Преодоление кюветов, придорожных рытвин и канав
  • Психологическая нагрузка на водителя
  • Видео об управлении машиной на спусках и подъемах

Крутые спуски и затяжные «высокие» подъёмы – наиболее ответственные и непростые участки автомобильного пути, которые может потребоваться преодолеть водителю. Даже опытный водитель может испытывать определённые затруднения, управляя автомобилем при таких обстоятельствах.

Чтобы успешно провести автомобиль по крутым уклонам и подъёмам, автолюбителю потребуется выдержка, внимательность, а главное – определённые знания о технических особенностях автомобиля.

Крутые возвышенности

Подъём представляется новичкам не таким страшным, как спуск. Но это впечатление обманчиво.

Основной совет, который поможет справиться с ситуацией начинающему водителю – не крутить руль и не газовать. Кроме того, если дорога двусторонняя, встречные водители могут не увидеть автомобиль, который маневрирует на подъёме, а в этой ситуации недалеко до аварии, которая вряд ли обойдётся лёгкими последствиями, поскольку дорога неровная. Отсюда – главное правило движения по гористым дорогам: при любых обстоятельствах, что бы ни случилось, следует всегда держаться своей полосы!

Короткий подъём можно преодолеть, в принципе, на любой передаче. Если въезд наверх непродолжительный, автомобиль вполне в состоянии пройти его даже с разгону, но это допустимо только в том случае, если у водителя уже имеется опыт преодоления именно этого подъёма.

Существует три основных методики преодоления возвышенности:

    Применение разгона при прямо передаче.

Начало разгона при прямой передаче с дальнейшим переходом на более низкую передачу.

  • Применение низшей передачи на протяжении всего подъёма.
  • Выбор метода зависит от крутизны возвышенности, её протяжённости, а также от опыта водителя.

    Если возвышенность крутая, а дорога наверх имеет затяжной характер, следует придерживаться следующей тактики:

    • выполнять преодоление возвышенности следует исключительно на пониженной передаче;
    • выбирать передачу, на которой будет преодолеваться подъём, следует в зависимости от веса автомобиля и угла подъёма;
    • направление движения колёс должно совпадать с вектором движения автомобиля;
    • нельзя менять передачу в процессе подъёма.

    Если водитель обладает определёнными навыками преодоления затяжных возвышенностей, он может выполнить это, разогнавшись перед началом подъёма и плавно сбросив газ непосредственно когда подъём начинается. Таким образом, запаса скорости как бы хватает до конца подъёма. Чем круче возвышенность, тем быстрее будет падать скорость движения.

    При выборе скорости подъёма крайне важно подобрать её так, чтобы не допустить остановки машины на склоне. Когда автомобиль достигает вершины подъёма, скорость его является минимальной. По этой причине выбирать следует такую скорость, которая позволит при необходимости затормозить. Этот момент особенно важен в ситуациях, когда транспортное средств движется по горной дороге, на которой есть встречная полоса.

    На узкой дороге завершать подъём следует по возможности как можно ближе к правой обочине. Это обусловлено тем, что может потребоваться быстро остановиться на участке в пределах видимости.

    Ещё один совет от бывалых водителей — никогда не следует пытаться въехать на подъём, с которого не рискнёте спускаться. Причина проста: если подъём по каким-либо причинам осуществить не получится, придётся двигаться вниз, причём двигаться придётся задом, что гораздо сложнее.

    Если автомобиль на подъёме забуксовал

    Одной из частых проблем при езде по бездорожью и грунтовым автомобильным дорогам является пробуксовка. Случиться это может как на спуске, так и на подъёме. Особенно часто это может произойти в межсезонье, если дорога размокла от дождей или талого снега. В этой ситуации велик риск, что автомобиль застрянет.

    Владельцам машин с автоматической коробкой вообще не стоит рисковать на подобных подъёмах, поскольку даже современные «автоматы», допускающие выполнение «раскачки» автомобиля, не дадут нужной амплитуды, чтобы вырваться из ситуации.

    Раскачивать автомобиль следует так:

      При выжатом сцеплении активировать заднюю передачу. Одновременно осторожно отпустить сцепление и выжать газ. Двигаться, пока колёса не упрутся в преграду.

    Читать еще:  Младший кроссовер Skoda Vision X: бензин, газ и электричество

    Как только автомобиль снова входит в состояние пробуксовки, снова выжать сцепление и спокойно дать автомобилю откатиться.

  • Снова выполнить пункт 1, пытаясь на этот раз преодолеть большее расстояние, чем в предыдущий раз.
  • Эти действия выполняются до тех пор, пока авто не выберется из ловушки или же пока не станет ясно, что амплитуды движения недостаточно для преодоления преграды.

    Если раскачивание авто не приносит положительного результата, не следует очень увлекаться данным приёмом — он может привести к тому, что автомобиль только глубже увязнет.

    Увеличить степень сцепления колёс с дорогой можно, попытавшись подложить под ведущие колёса ветки или доски. Крайний вариант – попробовать откопать забуксовавшее колесо. В случае, если автомобиль «сел на днище», поможет только второе транспортное средство или лебёдка.

    Крутые спуски

    Когда автомобиль входит в крутой спуск, для него действует тот же правило, что и при преодолении крутого подъёма: не нужно торопиться, не нужно газовать и не нужно дёргать руль.

    Одной из опасностей, подстерегающей неопытного водителя на горном спуске, является неконтролируемое скольжение, или юз. В этой ситуации очень велик риск не справиться с управлением автомобилем.

    В случае, если на дороге (до того, как автомобиль начал спуск) прослеживается затор, не следует приступать к спуску. Лучше всего встать в безопасном месте и дождаться, пока дорога освободится. В противном случае автомобиль рискует присоединиться к пробке и оказаться «заперты» как снизу, так и сверху по дороге.

    Входя в затяжной крутой спуск, водитель должен следовать следующим правилам:

    • оптимальная передача должна быть выбрана перед началом спуска;
    • выбранная передача не должна требовать торможения, поскольку торможение может привести к неконтролируемому скольжению колёс;
    • педаль ножного тормоза лучше не использовать, а тормозить при необходимости двигателем;
    • выбранная передача должна быть неизменной на протяжении всего спуска;
    • колёса автомобиля в процессе преодоления спуска должны всё время быть расположены по вектору движения транспортного средства, строго перпендикулярно линии преодолеваемого склона;
    • нельзя преодолевать спуск на нейтральной передаче;
    • на спуске нельзя выключать зажигание.

    Если водитель всё-таки допустил излишнее торможение, и колёса пошли юзом, следует прибавить газ для того, чтобы повысить сцепление колёс с дорогой. Как только скольжение прекратилось, газ следует немедленно сбросить.

    Как правило, такой манёвр составляет определённую трудность для начинающих водителей. Поэтому, планируя езду на сложных участках дороги, следует заранее потренироваться на таких затяжных спусках, которые не оканчиваются помехой, или же на горной дороге, оборудованной улавливающим тупиком.

    Спускаться вообще без торможения также недопустимо. Большая частота вращения коленвала на спуске гарантировано приведёт к тому, что транспортное средство станет неуправляемым. Эта ситуация довольно часто подстерегает новичков, которые без опыта не в состоянии оценить, насколько опасен даже небольшой затяжной спуск, какую инерцию и ускорение движения может обрести автомобиль на склоне.

    Если возникла необходимость остановиться на крутом спуске, следует позаботиться о том, чтобы автомобиль не начал произвольное неконтролируемое движение под уклон. Для этого колёса разворачивают, если возможно, в сторону бордюра, либо используют в качестве упора возвышенность, камень, любое препятствие. Автомобиль обязательно ставят на ручной тормоз.

    Преодоление кюветов, придорожных рытвин и канав

    При переезде через рвы и канавы следует учитывать, что здесь велика вероятность, что автомобиль застрянет из-за пробуксовки, или произойдёт косое вывешивание машины. Переезжать такие препятствия следует на невысокой скорости в перпендикулярном склону направлении.

    Всегда следует учитывать габариты автомобиля и то, как он соотносится с шириной и крутизной препятствия. Никогда нельзя пытаться преодолеть препятствие с разгону, поскольку в этом случае велика вероятность получить лобовой удар в передние колёса.

    Психологическая нагрузка на водителя

    При преодолении подъёмов и спусков, особенно если они длительные, на водителя ложится большая эмоциональная и психологическая нагрузка. Он постоянно отслеживает угол наклона, качество дороги, скорость машины и влияние боковых сил. При этом велика вероятность выпустить из сферы внимания действия других участников дорожного движения. Поэтому скорость движения должна быть минимальной, но такой, что позволит правильно выполнить все необходимые манёвры и не даст машине заглохнуть на опасном склоне.

    Любая, даже очень доходчиво и подробно изложенная теория, остаётся пустыми словами без практики. Поэтому начинающему водителю следует в обязательном порядке научиться преодолевать как подъёмы, так и спуски, причём делать это нужно уметь в различных условиях и на различном дорожном покрытии, от весенней хляби до песчаных или каменистых горных дорог. Иными словами, если хотите ездить не только по ровной дороге – учитесь, нарабатывайте практические навыки, которых не заменит ни одно руководство!

    Видео об управлении машиной на спусках и подъемах:

    Как на машине преодолевать крутые спуски и подъёмы

    Преодолеть крутые спуски или подъёмы можно при наличии навыков вождения ТС в сложных условиях.

    Такие препятствия создают у водителя сильнейшее эмоциональное напряжение и требуют повышенного внимания. Ниже постараемся понять, какими же техниками вождения автомобилем обычно пользуются владельцы машин при езде авто на крутых склонах или подъемах.

    Приемы езды на крутых подъемах

    Здесь угрозу может предоставлять сам подъем, характеризующийся дорожной крутизной.

    Первое — при преодолении такого подъёма не следует выворачивать руль и не газовать на возвышенности. Такую тактику вождения используют для преодоления очень крутых подъемов.

    При подъеме следует обеспечить движение автомобильного колеса только по прямой линии без пробуксовки. На слишком затяжном подъеме желательно переключиться на низкую передачу.

    То, на какой передаче следует преодолеть подъем можно определить по степени уклона дороги и массе машины. При преодолении возвышенности скорости переключать не стоит.

    Опытные водители крутых возвышенностей преодолевают следующим образом. Они разгоняются до определенной скорости, а прямо перед въездом на возвышенность сбрасывают скорость, понижая ее до конца подъема. Из этого видно: чем круче будет подъём, тем больше снизится скорость езды при его преодолении. Достигнув пика возвышенности, обязательно нужно снизить скорость машины. При достижении рубежа подъема следует обеспечить такую скорость, при которой, при необходимости, можно будет затормозить. Это очень важно при движении по узкой дороге, или при приближении к автомобилю двигающемуся навстречу.

    Как ездить на крутых спусках

    Двигаться на крутом спуске следует весьма внимательно и с особой осторожностью. Один из основных моментов, который просто не следует оставлять без внимания – недопущение юза. В таком состоянии машины водителю будет сложно справиться с управлением.

    Спускаться следует на фиксированной скорости, не тормозя. Если в торможении появится необходимость, то его осуществить лучше двигателем. Если машину требуется остановить на крутом спуске, то ее колеса следует повернуть в сторону бордюра, а само транспортное средство поставить на стояночный тормоз.

    Спускаться следует на такой скорости, при которой не надо было бы тормозить и допускать скольжения колес автомобиля. При выборе благоприятной скорости следует взять в расчет качество дороги и технические возможности автомашины. Следует помнить, что сцепление и зажигание выключать на крутом уклоне совсем недопустимо.

    Пробуксовка ТС на крутых уклонах или возвышенностях

    Езда по сырой грунтовке может вызвать пробуксовку колес автомашины. Как же в таком положении быть?

    Действовать следует в такой последовательности: попробовать выбраться из колеи раскачкой. Если выехать не получится, то под ведущие автомобильные колеса надо что-нибудь подложить.

    Порой такое не помогает. В этом случае надо автоколеса попытаться выкопать. Если и тут попытка не увенчалась успехом, то значит днище машины лежит на грунте. В данном случае самостоятельно справиться не получится. Придется отправиться на поиск того, кто бы согласился вытащить увязший в грязи автомобиль.

    Первое, о чем каждый водитель должен помнить – раскачивать можно лишь автотранспорт с МКПП. Машине с автоматом раскачке будет не достаточно для преодоления препятствия.

    На некоторых АКПП можно в момент движения переключиться на нейтраль, но следует учесть, поведение коробки в дальнейшем будет непредсказуемо.

    Так же при извлечении авто из ямы раскачивать автомашину можно лишь двигаясь вверх по уклону.

    Немаловажно и расположение автомашины, так что, следует переключаться на заднюю передачу или первую скорость. Ситуация, если авто застряло при езде в гору не столь опасна. Можно отъехать назад и спуститься на задней передаче.

    Если транспортное средство застряло на спуске, тогда автомобилисту придется отъехать вверх, что чревато выходом из строя сцепления. Если же не получается сразу выбраться из ямы, машину надо раскачать учитывая все вышеописанные рекомендации:

    1. Соединить мотор с КПП, переключиться на заднюю или первую скорость и отпустить сцепление.

    2. Если машина начала буксовать, то надо выжать сцепления и ТС покатится в совсем противоположную сторону.

    3. Вновь разогнаться, выжать сцепление и попытаться проехать дальше до упора.

    4. Вновь переключиться на сцепление и отъехать.

    При совершении таких действий авто еще больше уклонится от изначального положения. Важно раскачивать его до тех пор, пока автомашина не выберется из ямы, ибо станет очевидно, что в данной ситуации это никак не поможет.

    Это лишь основные рекомендации, которые могут помочь в сложном положении. Однако, положительный результат будет зависеть от:

    Как правильно преодолевать крутые спуски и подъемы

    И КРУТЫХ ПОВОРОТАХ Любой крутой поворот дороги, подъем или спуск повышают опасность движения автомобиля и усложняют управление им. Перед крутыми поворотами, как правило, обзорность дороги ограничена. При повороте на автомобиль, водителя, пассажиров и груз действуют центробежные силы, в результате возможно нарушение поперечной устойчивости. При прохождении закруглений дороги значительно увеличивается динамический габарит автомобиля, что создает опасность при встречных разъездах. При движении автомобиля на подъеме или спуске на него действует скатывающая сила. Для преодоления подъема водитель должен выбрать такой режим движения, при котором будет невозможной остановка автомобиля. На спуске скатывающая сила направлена на повышение скорости действовать так, чтобы предупредить произвольный разгон.

    При прохождении крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков водитель испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Это вызвано тем, что большую часть времени он вынужден сосредоточивать внимание на траектории и скорости движения автомобиля, действии боковых сил, состоянии проезжей части. В таких условиях затрудняется оценка поведения других участников движения. Управление автомобилем усложняется еще и тем, что практически каждый поворот или уклон дороги имеет свою специфику — крутизну, ширину проезжей части, покрытие, обзорность. Основной мерой безопасности при прохождении крутых поворотов является снижение скорости движения автомобиля, так как при этом уменьшается вероятность его заноса или опрокидывания и облегчается возможность принятия необходимых мер при затрудненном встречном разъезде. Аварийные ситуации, изображенные на рис. 77, являются результатом того, что скорость движения легковых автомобилей в обоих случаях не соответствовала крутизне поворота и дорожной обстановке. Под действием центробежной силы даже на относительно пологом повороте из-за плохого сцепления шин с дорогой автомобиль может быть снесен за пределы дороги. Чем круче поворот и чем хуже качество и состояние покрытия, тем больше нужно снижать скорость движения. При оценке крутизны поворота легко допустить ошибку даже в случаях, когда дорога просматривается на большом протяжении. Встречаются закругления с переменным радиусом, когда после относительно плавного входа в поворот крутизна неожиданно возрастает. Особенно сильно искажается восприятие закругления при наблюдении за дорогой с относительно высокой точки (высоты расположения глаз). В связи с этим при подъезде к крутому повороту нужно снижать скорость с запасом 15-20%. Например, если водитель считает, что безопасная скорость для движения на данном повороте приблизительно равна 60 км/ч, то нужно снизить ее до 45-50 км/ч. Эта мера исправит возможную ошибку.

    Читать еще:  LittleDzho › Блог › Подготовка автомобиля к зиме

    Если в процессе прохождения поворота возникает необходимость дополнительного снижения скорости, то во избежание заноса нужно применять торможение двигателем, а не рабочими тормозами.
    Води тель должен умело выбирать момент начала снижения скорости перед входом в поворот, так как двигаться по криволинейному участку с заторможенными колесами опасно. Однако не следует начинать торможение слишком рано. Желательно завершать снижение скорости непосредственно перед началом вращения рулевого колеса.

    Проезжать поворот желательно без переключения передач при среднем положении педали управления дроссельной заслонкой, обеспечивая незначительные тяговые усилия ведущих колес. Перед выходом из поворота одновременно с возвращением рулевого колеса в нейтральное положение можно увеличивать скорость движения, причем нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой нужно тем плавнее, чем круче поворот. Для уменьшения возможности заноса или опрокидывания нужно вести автомобиль по такой траектории, при которой максимально использовалась бы вся ширина проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Так, на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении правый поворот нужно начинать от осевой линии, а левый — от правого края проезжей части. Это, кроме всего, ухудшает обзор дороги перед закрытыми поворотами.

    При прохождении поворотов водитель должен распределять внимание так, чтобы оценивать траектории передних и задних частей автомобиля, а на закрытых поворотах, кроме того, нужно не упустить момент появления встречного транспортного средства. При повороте автомобиля на скольких участках дороги водитель должен следить за движением колес, особенно, когда возникает необходимость торможения. Короткие и пологие подъемы и спуски встречаются и на равнинной местности. Для холмистой местности типичны подъемы и спуски большой протяженности н крутизны. В таких условиях от водителя требуется большое напряжение внимания для обнаружения и безошибочной оценки опасности. Признаками опасности являются сам подъем, характеризующийся определенной крутизной и протяженностью, выбоины, скользкие участки посередине дороги и у ее краев и т.п.

    Наиболее типичными ошибками водителей на дорогах с продольным уклоном являются неправильные оценки его крутизны, характера и качества дорожного покрытия и выбор приема управления автомобилем. Скатывание автопоезда в ситуации, изображенной на рис. 78 а, произошло из-за того, что водитель, неверно оценив крутизну и протяженность подъема, включил передачу, не обеспечивающую нужную силу тяги. Он пытался включить понижающую передачу без «перегазовки», но не смог. Двигатель остановился, и автопоезд начал скатываться назад. Водитель легкового автомобиля (см. рис. 78 б) пытался преодолеть подъем со скользким покрытием с разгона, однако разгон оказался недостаточным, ведущие колеса забуксовали и автомобиль наехал на столбики ограждения. С разгона можно преодолевать короткие, хорошо просматриваемые подъемы. Причем разгонять автомобиль нужно интенсивно путем более быстрого, чем в равнинных условиях, увеличения частоты вращения коленчатого вала, но без рывков. Затяжные подъемы преодолевают на низких передачах, а при наличии на автомобиле раздаточной коробки или делителя ими при необходимости следует воспользоваться. Передачу выбирают в зависимости от крутизны подъема и массы автомобиля с таким расчетом, чтобы в процессе преодоления подъема не было нужды ее переключать. На подъемах скорость снижается тем интенсивнее, чем круче подъем. Поэтому передача должна быть такой, чтобы снижение скорости компенсировалось дополнительной подачей горючей смеси. Начинать движение на подъем нужно при положении педали управления дроссельной заслонкой, нажатой на 1/2-1/3 ее хода (чем круче подъем, тем больше запас). На дорогах с твердым покрытием автомобили могут без затруднения преодолевать подъемы следующей крутизны:

    ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДЕЛИСЬ ИМ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ.СЕТЯХ

    Способы преодоления подъемов на лыжах

    При передвижении на лыжах по пересеченной местности спортсменам-лыжникам, туристам и школьникам во время прогулок приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечивающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке спортсмены вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов — «полуелочкой» и «елочкой». Туристы и школьники во время прогулок, при передвижении без лыжни, по-прежнему довольно часто пользуются подъемами «полуелочкой», «елочкой» и даже «лесенкой».

    Выбор способа преодоления подъемов зависит не только от их крутизны; важную роль играют и другие факторы: сцепление лыж со снегом, физическая и техническая подготовленность лыжника, степень его утомления в данный момент и состояние лыжни. При благоприятном стечении обстоятельств квалифицированные лыжники преодолевают подъемы крутизной до 5° попеременным двухшажным ходом, не снижая соревновательной скорости. В других менее благоприятных условиях даже на более пологих склонах приходится переходить на способы преодоления подъемов скользящим, беговым и ступающим шагом.

    Во всех этих способах нет фазы свободного скольжения и фазы скольжения с выпрямлением ноги. При подъеме скользящим шагом фазы скольжения и стояния лыжи по времени примерно равны. При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъемов.


    Рис. 1. Подъем скользящим шагом

    По сравнению с попеременным двухшажным ходом при подъеме скольжением (рис. 1) увеличивается наклон туловища, уменьшается длина шага, толчок рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Уменьшается амплитуда в работе рук и ног -они выносятся вперед энергичным маховым движением сразу после окончания толчков, «замах» почти отсутствует. Период работы (отталкивание) одной рукой наслаивается на толчок другой рукой, поэтому с увеличением крутизны подъема опора палками становится непрерывной. С дальнейшим увеличением крутизны подъема все эти изменения в технике по сравнению с попеременным двухшажным ходом еще более заметны.

    Все это диктуется необходимостью увеличить сцепление лыж со снегом и избежать их проскальзывания. Увеличивается и угол отталкивания ногой, что требует более активной работы рук. Палка ставится на снег под углом около 65-75°. Отталкивание ногой становится более продолжительным. Свободная нога выполняет маховое движение в период толчка другой ногой. При выносе ноги вперед недопустимо «выскальзывание» стопы, так как это вызывает стопорящее положение и затрудняет выполнение переката, что, в свою очередь, вызывает другие нарушения техники.

    Подъем скользящим шагом изучается со школьниками вначале на пологих подъемах (до 3°) на хорошо подготовленной лыжне. Предварительно набрав скорость на ровном участке, школьники преодолевают отрезок подъема длиной 25-30 м. Постепенно с освоением техники преодоления подъема скользящим шагом крутизна склона увеличивается до 5-6°. Но спешить с дальнейшим увеличением крутизны подъемов не следует до тех пор, пока школьники прочно не освоят технику скользящего шага. Преждевременный переход на более крутые склоны затрудняет у школьников освоение техники их преодоления. Большую роль при этом играет физическая подготовка, особенно уровень развития силы мышц плечевого пояса.

    Рис. 2. Подъем полуелочкой

    Подъем беговым шагом применяется на склонах средней крутизны, а при плохом скольжении и на более пологих подъемах. Переход на этот способ преодоления подъема зависит и от других факторов. При этом наблюдается значительное сокращение времени скольжения, что может привести к временному переходу на бег с фазой полета. В этом способе длина выпада в 3-4 раза больше длины скольжения. Маховые движения и подседания выполняются быстро, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп движения. В целом способ похож на бег на полусогнутых ногах при сохранении многих деталей подъема скользящим шагом.

    Подъем ступающим шагом применяется в условиях, когда скольжение невозможно или нецелесообразно (из-за большой затраты сил). Это связано прежде всего с увеличением крутизны подъемов, но и условия сцепления лыж со снегом играют важную роль. Исключительно большое значение здесь имеют скорость выпада, энергичное отталкивание стопой и палкой. Обучение школьников этому способу подъема по координации особых затруднений не вызывает, но преодоление самых крутых подъемов требует хорошей физической подготовки.

    Подъем «полуелочкой» (рис. 2) применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Важно добиться у школьников хорошей опоры на палки. Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутизны. Длина шагов при подъеме «полуелочкой» неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме.

    Рис. 3. Подъем елочкой

    Подъем «елочкой» (рис. 3) применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.

    Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение проводить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.

    Рис. 4. Подъем лесенкой

    Подъем «лесенкой» (рис. 4) применяется на очень крутых склонах и при глубоком снежном покрове во время туристских походов на лыжах и прогулок.

    Особых затруднений изучение этого способа не вызывает. После показа и объяснения ученики выполняют несколько приставных шагов внизу у подножия горы и сразу продолжают подъем по склону с хорошей опорой на палки. Поперечное расположение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°). Обычно лыжники легко осваивают этот способ подъема. Затем следует научить их подниматься по склону с продвижением вперед и назад. Ошибки, возникающие при изучении способа: недостаточное кантование лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector