Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно обслуживать и эксплуатировать аккумулятор

Как обслуживать аккумулятор автомобиля самостоятельно

Автомобильный аккумулятор – вещь дорогостоящая и требующая постоянного внимания. Это элемент, который выполняет главную функцию – запуск двигателя. Чтобы долговечность вашего АКБ была продолжительной, необходимо периодически выполнять обслуживание аккумулятора. Как это сделать, а также массу другой полезной информации читайте далее в статье.

Из-за чего аккумуляторная батарея приходит в негодность

Прежде чем узнать, что такое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, необходимо минимизировать угрозу его долговечности, устранить факторы, влияющие на эксплуатационный срок. К таким относятся:

  • Низкая ёмкость. Низкий заряд батареи пагубно влияет на её работоспособность и длительность эксплуатации. Это факт.
  • Заниженная температура окружающей среды. При падении температуры ниже 15 градусов, соответственно снижается ёмкость АКБ.
  • Неисправная электропроводка автомобиля. Очень важная составляющая качественной работы АКБ, например, недостаточный уровень заряда генератора приведёт к быстрому износу батареи.
  • Некачественный электролит или дистиллированная вода. Приводят к быстрому повреждению и коррозии свинцовых сот. Рекомендуется покупать только в проверенных автомобильных магазинах.

Перечень операций при диагностике автомобильного аккумулятора

Определим основные операции, которые проводят перед тем, как обслужить аккумулятор, а после разберём их подробнее

  • Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки. Это означает, что при проверке клеммы бортовой электросети автомобиля снимают с АКБ. Необходим мультиметр или вольтметр.
  • Проверка уровня электролита.
  • Проверка уровня заряда батареи. Потребуется нагрузочная вилка.
  • Визуальный осмотр на предмет повреждения корпуса и клемм: трещины, сколы, сильные потёртости, подтеки электролита.

Совет! Чтобы не тратить лишние средства, диагностику АКБ на автомобиль можно провести самостоятельно. Основной прибор – мультиметр, который потом неоднократно пригодится даже в бытовых решениях по дому.

Периодическое обслуживание аккумуляторной батареи

Автомобильный аккумулятор требует проведения периодического обслуживания, в состав которого входят следующие операции:

  • Заряд АКБ с помощью регулируемого зарядного устройства. Обычно требуется 10-14 часов.
  • Долив электролита или дистиллированной воды (если соты оказались открытыми).
  • Очистка и смазка клемм АКБ солидолом или циатимом.
  • Очистка ветошью корпуса аккумулятора от пыли, грязи, крупного и мелкого мусора.
  • Проведение циклов заряд/разряд, в качестве десульфатации для свинцовых пластин.

Обслуживание и диагностику аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками. Немного знаний, пара необходимых инструментов, результат – экономия средств и точная уверенность в исправности АКБ своей машины.

Проверка напряжения аккумулятора

Последовательность проверки напряжения батареи:

  • Включить мультиметр, или просто перевести его указатель в режим измерения постоянного напряжения.
  • Чёрный щуп установить на минусовой клемме АКБ, красный – на плюсовой.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения.

Проверка нагрузочной вилкой

Как обслужить аккумулятор автомобиля самостоятельно и при этом не использовать нагрузочную вилку, ведь её покупка для редкого применения не оправдает затраченных средств?

Это чистая правда – нагрузочная вилка является специализированным измерительным прибором, созданным специально для диагностики работоспособности АКБ. Чтобы провести обслуживание аккумулятора в полной мере, можно взять нагрузочную вилку в аренду или попросить у знакомых.

Последовательность проверки АКБ нагрузочной вилкой:

  • Очистить клеммы аккумулятора от налёта, грязи или мусора.
  • Присоединить «крокодилы» нагрузочной вилки на клеммы аккумулятора. Красный на «плюс», чёрный на «минус».
  • Включить вольтметр. Если прибор показывает 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен. Если меньше – то его необходимо зарядить.
  • Кратковременно, не более 5 секунд, подать нагрузку. Для этого на корпусе нагрузочной вилки предусмотрена специальная кнопка.
  • После нагрузки вольтметр покажет другие данные. Исправный аккумулятор, годный для дальнейшей эксплуатации не должен показать напряжение менее 10,2 В.

Проверка тока утечки

Последовательность определения тока утечки на автомобиле:

  • Отключить все устройства автомобиля, требующие электропитание: свет фар, вентилятор отопителя салона, магнитола, подсветка салона, кондиционер. Проверка проводится при выключенном двигателе, ключ из-за замка необходимо достать.
  • Снять с аккумулятора минусовую клемму.
  • Перевести мультиметр в режим измерения силы постоянного тока.
  • Красным щупом мультиметра коснутся провода массы автомобиля, чёрным – минусовой клеммы АКБ.
  • Зафиксировать показания, заново одеть провод массы на минусовую клемму и надёжно зафиксировать.

Проверка заряда генератора

Как и в предыдущем разделе, здесь потребуется мультиметр. Для проверки качества заряда генератора, аккумуляторную батарею следует установить на автомобиль.

Совет! Для качественной проверки данного параметра, необходимо включить максимальное количество электроприборов бортовой сети. Например: вентилятор отопителя салона, свет фар, дворники и обогрев заднего стекла.

Последовательность проверки качества заряда генератора:

  • Запустить двигатель автомобиля.
  • Включить мультиметр и коснуться щупами минусовой и плюсовой клеммы бортовой электросети.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения, которое выдаёт генератор для заряда аккумуляторной батареи.

Интервал заряда генератора достаточно широк: от 13 В до 14,4 В, в зависимости от исправности бортовой электросети и марки автомобиля. Но, если прибор зафиксировал показатель ниже 13 В, то следует искать причину столь низкого напряжения. Обычно неисправность заключена в генераторе или реле напряжения.

Замер плотности электролита

Необходим аккумуляторный ареометр, без которого обслуживание аккумуляторов невозможно. Стоит прибор немного и подходит как для проверки плотности электролита, так и охлаждающей жидкости (тосола или антифриза). Делать замер данного параметра можно не только во время полного обслуживания АКБ, но и просто раз в 2-3 недели. Для замера не надо снимать батарею с автомобиля.

Последовательность замера плотности электролита:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие каждую банку.
  • Опустить носик заборной трубки в электролит, до соприкосновения с пластиной.
  • Грушей закачать немного электролита в трубку.
  • Опустить в трубку измерительный ареометр. Уровень электролита окажется напротив соответствующего показания на ареометре.

Отбор необходимо производить с каждой банки.

Визуальный осмотр и чистка

Внешняя чистка аккумулятора необходима для поддержания его правильной работоспособности. Обслуживание и чистка АКБ должны проводиться в одно время, за исключением тех моментов, когда батарея слишком грязная. Но 10 минут вполне достаточно для протирки аккумулятора влажной ветошью, не снимая его с автомобиля.

Совет! Прежде чем приступить к осмотру и чистке, приготовьте эффективный и недорогой раствор: 1 чайная ложка пищевой соды на 1 стакан воды, и тщательно перемешать. Сода является катализатором электролита и качественно убирает его с любых поверхностей.

При осмотре необходимо убедиться в целостности корпуса аккумуляторной батареи, отсутствии потёков электролита, а также следов масла, тосола или антифриза. После осмотра можно приступать к чистке: качественно протереть корпус аккумулятора влажной ветошью. Для протирки клемм лучше использовать сухие тряпки.

После протирки, клеммы АКБ следует смазать специальным гелем, предотвращающим появление окислительной плёнки и токопроводящего налёта. Если геля нет, то вполне подойдёт простой солидол или циатим, который применяют для смазки подшипников электродвигателей, работающих на высоких оборотах.

Зарядка аккумуляторной батареи

Даже при нормальной ёмкости аккумуляторной батареи, минимум 1 раз в 3 месяца следует проводить дозаряд.

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие банки аккумулятора.
  • Правильно подключить «крокодилы» ЗУ на аккумулятор: «плюс» на «плюс», «минус» на «минус». Изменение полярности может привести к выходу из строя батареи.
  • Включить домашний прибор для зарядки АКБ в сеть и выставить на нём ток 5 А.
  • После закипания электролита ток снизится до 2-3 А. Поднимать его выше не надо.
  • Оставить АКБ заряжаться на 10-12 часов.

Последний шаг – десульфатация

Десульфатация автомобильного аккумулятора проводится с целью продления его эксплуатационного срока. В течение длительного использования АКБ, на его пластинах оседает излишек свинца, который не пропадает даже после цикла зарядки. Десульфатация помогает если не избавиться от него, то хотя бы немного снизить его количество.

Самый простой метод десульфатации – заливка специального раствора в банки аккумулятора. Такой раствор достаточно редкий и дорогостоящий, поэтому может продаваться не в любом автомобильном магазине. Способ применения: слить электролит, залить раствор, оставить на время, указанное в инструкции по применению, слить раствор и залить новый электролит.

Более сложный способ – зарядка АКБ с применением специальных устройств, таких как ЗУ, работающие по принципу импульсного тока. Подобные приборы очень дорогостоящие, но многие автолюбители собирают их самостоятельно.

Заключение

В статье рассмотрен вопрос: как обслуживать аккумулятор автомобиля своими руками с минимальными затратами. Каждый владелец автомобиля должен помнить, что пропущенный цикл обслуживания АКБ может привести в будущем к более серьёзным затратам, чем лишний час своего времени.

Обслуживание и диагностика аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея – практически единственная составная часть оборудования любого автомобиля, которая требует периодического обслуживания и диагностики.

Немалое число автовладельцев зачастую пренебрежительно относятся к тому, что за аккумулятором нужно следить. А зря.

Вообще то работы, проводимые на аккумуляторе, нельзя назвать обслуживанием (в прямом понимании этого слова). Более правильно этот процесс нужно именовать профилактика.

Нужно ли заниматься обслуживанием и диагностикой АКБ?

Естественно, нужно. Можно провести несложный расчет. Средний срок службы аккумулятора составляет 3-4 года, а стоимость (опять таки возьмем среднюю цену – около 5000 руб.). На практике своевременное обслуживание и диагностика состояния батареи позволяет добиться увеличения срока её эксплуатации до 5-6 лет.

Но дело даже не в стоимости и экономии. От состояния АКБ во многом зависит бесперебойная работа многих систем и устройств автомобиля, в т.ч. и ваша безопасность.

Актуальной тема обслуживания становится перед наступлением первых холодов.

Принято подразделять аккумуляторы на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Утверждение довольно спорное – любое устройство требует обслуживание – просто для каждого вида аккумуляторов требуется разный объем работ.

Процесс обслуживания и диагностики аккумулятора

Итак, что же включает в себя процесс обслуживания (профилактики) и диагностики аккумуляторных батарей.

  1. Любое устройство необходимо обслуживать в комфортных условиях. Для обслуживания аккумулятор необходимо снять с автомобиля и доставить в приспособленное помещение. Если это происходит в зимнее время – необходимо дать аккумулятору время, чтобы он согрелся до комнатной температуры.
  2. Очистка от грязи, потеков масла, любых посторонних загрязнений.
  3. Проверка уровня и плотности электролита с помощью ареометра (при наличии пробок для заливки электролита).
  4. Проверка уровня заряженности аккумулятора с помощью нагрузочной вилки.
  5. Зарядка аккумуляторной батареи.
  6. Проверка состояния токовыводов.

Итак, вы сняли аккумулятор с машины и пытаетесь принести его домой. Аккумуляторы бывают с ручками и без. В первом случае переноска не вызывает никаких проблем. Во втором случае переносить нужно аккуратно, не прислоняя его к одежде, желательно использовать какое-либо приспособление для переноски.

Даже вроде бы на сухом корпусе всегда все равно остаются следы электролита и через несколько дней на одежде могут проявиться прожжённые места.

Аккумулятору нужно дать отстояться, чтобы он принял комнатную температуру, после чего его необходимо тщательно очистить от всех загрязнений.

Если у вас аккумулятор необслуживаемый, т.е. не имеющий заливных пробок – аккумулятор можно вымыть под несильной струей воды с применением щетки. Перед мойкой можно обработать корпус аккумулятора каким-либо концентрированным моющим средством для растворения застарелых и масляных загрязнений.

Обслуживаемые аккумуляторы очищаются смоченной тряпкой или губкой, не допуская попадания жидкости на заливные пробки.

В обоих случаях корпус батареи вытирается насухо.

Как вымыть аккумулятор – подробно рассказано в видеоролике:

ВАЖНО. Обслуживаемые аккумуляторы нельзя наклонять на угол более 30° во избежание протечки электролита через заливные пробки.

Батарея отстоялась и теперь с помощью мультиметра нужно замерить напряжение на клеммах.

Оценить степень разряженности батареи можно по специальной таблице

На следующем этапе необходимо проверить уровень и плотность электролита.

С помощью отвертки с широким лезвием или двухрублёвой монеты необходимо открутить и достать пробки из заливных отверстий.

Теперь необходимо проверить уровень и плотность электролита в каждой банке батареи.

Дабы не повторяться – очень подробно этот этап расписан в статье об ареометрах.

Если уровень и плотность в норме – это хорошо. Если параметры отклоняются от общепринятых норм – уровень электролита должен находиться в пределах 10-15 мм над верхним срезом пластин, а плотность в диапазоне 1,27-1,29 г/см3, то их необходимо довести до нормы.

В теплых регионах нормальной величиной плотности считают 1,26 г/см3, а в районах Крайнего севера при очень низкой температуре плотность доводят до 1,30 г/см3.

Для повышения уровня необходимо доливать только дистиллированную воду, а для поднятия плотности – зарядить аккумулятор.

Измерение напряжения АКБ нагрузочной вилкой.

После зарядки аккумулятора необходимо проверить его с помощью нагрузочной вилки.

Обычному пользователю достаточно иметь самый простой и недорогой вариант — Орион НВ-01 по цене 600 руб. Пользоваться ею вы будете от силы раз пять в течение года, а покупать дорогие и навороченные нет никакого смысла.

С помощью нагрузочной вилки производят два измерения – напряжения разомкнутой цепи и напряжения под нагрузкой.

Производить замер не рекомендуют на холодном аккумуляторе, когда он только снят с автомобиля или с зарядки. АКБ должна простоять часов 10-12, чтобы прийти в состояние покоя.

Как производить замеры – подробно расписано в статье «Нагрузочные вилки для тестирования аккумулятора».

Напряжение разомкнутой цепи у полностью заряженного аккумулятора должно быть в пределах 12,6÷12,7 В. Если напряжение разомкнутой цепи ниже этих значения, то это говорит о том, что батарея разряжена или недозаряжена.

Затем проверяем величину напряжения под нагрузкой в течение 5 сек. Нагрузочная вилка иммитирует нагрузку, в 2 раза превышающую номинальную ёмкость аккумулятора. Т.е. если батарея емкостью 50 А/ч применяют нагрузочную вилку на 100 А.

Если при измерении под нагрузкой напряжение оказывается ниже 10 В, то это значит, у ваш аккумулятор имеет серьёзные проблемы.

После всех проведенных операций аккумуляторную батарею необходимо поставить на зарядку, не зависимо от того, какие показатели напряжения были получены при измерениях.

После окончания процесса зарядки через 10-12 часов необходимо произвести повторные измерения напряжения.

На заключительном этапе обслуживания необходимо проверить состояние токовыводов и клемм на токоведущих проводах.

Подробно о процессе обслуживания аккумуляторных токовыводов и клемм описано в статье «Автомобильные аккумуляторные клеммы».

К процессу обслуживания аккумулятора это непосредственно не относится, но хочется сказать несколько слов на тему применения смазки клемм.

Бытует ошибочное мнение, что сначала нужно смазывать токоотводы и клеммы, а потом их устанавливать.

ВАЖНО. Сначала с помощью чистика зачищаются токоотводы и клеммы, быстро соединяют друг с другом, затягиваются болтами, а уже затем можно нанести тонким слоем смазку.

Приборы и приспособления, используемые при обслуживании АКБ

Практический любой автовладелец должен иметь минимальный набор приборов и приспособлений для обслуживания аккумуляторной батареи.

Приведем минимальный перечень.

Отвертка с широким лезвием.

Некоторые автолюбители специально затачивают лезвие по форме крестообразного углубления в пробках.

Такая заточка позволяет более глубже погружать лезвие отвертки в крестообразный вырез пробки и не срывать шлицы.

Если под рукой нет подходящей отвертки – можно использовать двухрублёвую монету.

Также необходима обычная отвертка, чтобы снять защитную рейку над заливными пробками.

Ареометр

Ареометр (кислотомер) – устройство, с помощью которого измеряют плотность электролита в свинцово-кислотной аккумуляторной батарее. Большинство автолюбителей всеми силами и средствами стараются приобрести ареометр советского производства.

Читать еще:  Грозит ли Украине повторение Генуи: самые опасные мосты в Киеве

Они считаются самыми качественными как по качеству материалов, из которых изготовлены составные части, так и по точности измерения. Обычно их можно приобрести (с трудом) на «блошиных», металлорынках, «барахолках», где торгуют всяким ненужным старьем.

Даже если вы приобретаете современный ареометр – желательно чтобы у него была стеклянная колба, а не пластиковая. Пластиковая колба подвержена растрескиванию и на ней появляются мелкие царапины, что значительно снижает её прозрачность.

Существует не один десяток вариантов ареометров, всех не перечислить, но лично я пользуюсь ареометром, доставшимся мне по наследству от отца. Возраст ареометра около 50 лет и он до сих пор находится в довольно приличном состоянии.

Для проверки уровня электролита также нужно иметь мерную стеклянную трубочку или деревянную палочку с нанесенными делениями.

Нагрузочная вилка.

С помощью нагрузочной вилки проверяют способность аккумулятора выдавать необходимую величину напряжения под нагрузкой https://akkumir.ru/zaryadka/nagruzochnayvilka

Зарядное устройство.

Подробно рассказывать в данной статье о зарядных устройствах нет смысла, это все можно почитать в развернутом виде здесь: «Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.»

Инструмент для зачистки токовыводов и клемм.

Наиболее универсальным является чистик, который можно использовать как для зачистки токовыводов, так и зачистки клемм.

Вы, конечно, можете для зачистки токовыводов и клемм использовать подручные материалы в виде наждачной бумаги, деревянного бруска и т.д.

Но, как известно, скупой платит дважды. Купите чистик один раз и будете пользоваться всю жизнь, еще хватит и детям и внукам.

Гаечный ключ 10х10 для снятия клемм.

Не на всех аккумуляторных клеммах головка болта упирается в специальный выступ и не дает возможности болту проворачиваться вокруг своей оси. Поэтому в идеальном варианте нужно их иметь два – для удержания болта и откручивания (закручивания) гайки.

Ключ универсальный и, как правило, он отвечает за все болтики, которые крепят аккумулятор в двигательном отсеке.

Мультиметр.

Желательный, но не необходимый прибор. Это многофункциональный измерительный прибор, в котором сочетаются функции вольметра, амперметра и омметра, а также используется в качестве обыкновенной «прозвонки».

Бывают мультиметры без звуковой «прозвонки», со звуковой «прозвонкой», со звуковой «прозвонкой» и замером температуры. Выпускают также мультиметры очень маленького размера.

Так как на сайте пока еще нет статьи о мультиметрах, расскажем хотя бы вкратце о порядке работы с ними.

Щупы в мультиметр вставляются следующим образом: черный щуп вставляется в нижнее гнездо, обозначенное надписью COM. Красный шнур вставляется в среднее гнездо. Измерение постоянного и переменного напряжения, «прозвонка» производится именно в этом варианте подключения шнуров. Красный щуп переставляется в верхнее гнездо при измерении силы тока.

Опытные сервисные специалисты рекомендуют приобретать прибор со звуковой прозвонкой.

Применительно к теме данной статьи мультиметр может использоваться для измерения напряжения на токовыводах аккумулятора до и после зарядки.

Какой срок службы у автомобильного аккумулятора?

Очень часто при покупке нового аккумулятора покупатели спрашивают – сколько прослужит тот или иной аккумулятор. На такой вопрос никто не даст точного ответа – ни производитель, ни продавец, ни даже сам человек, который его эксплуатирует.

Все дело в том, что работоспособность АКБ напрямую зависит от соблюдения правил её эксплуатации. Но если выполнять все правила, то АКБ прослужит долгое время. В среднем срок службы свинцово-кислотных батарей в полиэтиленовом корпусе – 3-4 года. Например, Varta служит немного дольше – около 5-6 лет. Опять же – показания средние.

Есть такие автолюбители, которые убивают свой аккумулятор за год-два, а есть такие, которые ездят на нём более шести лет.

Как увеличить срок службы АКБ?

  1. Аккумулятор нужно поддерживать в чистом состоянии, чтобы не образовывались паразитные грязи, вызывающие ток утечки. Периодически его рекомендуется мыть раствором соды.
  2. Не допускать глубоких разрядов, которых боится любой свинцово-кислотный аккумулятор – будь то сурьмянистый, кальциевый — для него это стресс. Один глубокий разряд примерно можно приравнять двум-трем месяцам эксплуатации.
  3. Необходимо следить, чтобы использовалось работоспособное электрооборудование – генератор, стартер, который потребляет тока столько, сколько ему нужно.
  4. Важен момент правильной подборки аккумулятора. Не рекомендуется брать меньше рекомендованной емкости, а вот больше на 30-40% — это будет в плюс.
  5. Не использовать электроприборы при неработающем двигателе – не желательно слушать радио, не смотреть телевизор и т.д. Аккумулятор нужен только для того, чтобы запускать двигатель.
  6. Контролируйте уровень и плотность электролита. Если в этом нет необходимости, не меняйте электролит, не промывайте банки – это всё очень пагубно влияет на АКБ. Заряжайте перед зимой, по окончании зимы.
  7. Не допускайте перезаряда, когда идет напряжение больше 14,5 В.

Автор постарался максимально просто и доходчиво описать процесс обслуживания и диагностики аккумуляторных батарей. Если у вас есть замечания, дополнения или вы в чём-то в корне согласны – выражайте своё мнение в комментариях.

Как обслуживать аккумулятор автомобиля

Чтобы обеспечить АКБ «долгую и счастливую жизнь»

Опытные водители за долгие годы работы выработали несколько основных правил ухода за автомобильными аккумуляторными батареями. Если регулярно выполнять эти несложные правила, то можно быть уверенным в стабильной работе АКБ и в продлении срока её службы. Какие типы аккумуляторов используются на современных автомобилях и как их правильно обслуживать? Подробности далее.

Аккумулятор автомобиля: об устройстве

АКБ (Аккумуляторная кислотная батарея) – это вид аккумулятора электроэнергии, который используется на транспортных средствах. На электротранспорте АКБ являются основным источником энергии и называются поэтому «тяговыми». А на обычных транспортных средствах это вспомогательный источник энергии.

Аккумуляторная батарея автомобиля предназначается для выполнения нескольких ключевых и целого ряда дополнительных функций. В первую очередь, АКБ – это источник питания для запуска стартера двигателя, для автомобильной светотехники (фар, указателей поворота, стоп-сигналов). Аккумулятор обеспечивает бесперебойным питанием все электроприборы в автомобиле: лампы освещения салона и багажника, электростеклоподъёмники, магнитолу, систему сигнализации и т.д. Также АКБ поддерживает генератор при повышенных нагрузках.

В современных транспортных средствах используются аккумуляторы свинцово-кислотного типа. Это контейнер, который состоит из шести отдельных секций (в простонародье – банок), последовательно объединённых в одну батарею. Каждая из секций – это отдельный источник питания, вырабатывающий порядка 2,1…2,2V. Внутри каждой банки находятся залитые электролитом свинцовые пластины, положительные и отрицательные, отделённые друг от друга.

Электролит – это смесь дистиллированной воды и серной кислоты, имеющая плотность в пределах 1,23-1,31 г/см³. Чем выше плотность электролита, тем более морозостойким является аккумулятор. Разработаны также новые автомобильные АКБ, сделанные по прогрессивной AGM-технологии. В них электролит абсорбирован в стекловолокне. Есть также гелевые аккумуляторы, в которых электролит сгущается до гелеобразной консистенции силикагелем.

Вольтаж. Стандарты. Обслуживаемые и необслуживаемые АКБ

До конца 40-х годов все серийные автомобили в мире оснащались шестивольтовыми аккумуляторами. Сейчас такие можно встретить только на лёгкой мототехнике. На всех современных машинах и мотоциклах с бензиновыми двигателями и лёгкой дизельной технике используются аккумуляторы 12V, а на тяжёлых дизельных транспортных средствах – 24-х вольтовые (либо две последовательно соединённые 12-ти вольтовые АКБ).

В наше время в розничной продаже не встретишь стандартных автомобильных аккумуляторов, какими они были в Советском Союзе. Тогда все АКБ для автомашин изготавливались по одному стандарту и их можно было обслужить полностью; разобрать, в буквальном смысле, по частям. Банки, наполняемые электролитом, помещались в крепкий эбонитовый корпус чёрного цвета и заливались мастикой. Сейчас на рынке просто нереально большое количество производителей АКБ, и автомобильные аккумуляторы не делаются по какому-либо определённому стандарту. Хотя ГОСТ соответствующий и имеется: ГОСТ 53165-2008 действующий с 01.07.2009 года.

Обслуживать современные аккумуляторы нужно, будучи в курсе по поводу их некоторых особенностей, в которых нет ничего сложного. К примеру: если в батарее нет возможности доливки дистиллированной воды, то следует периодически применять зарядные устройства, которые будут поддерживать нужный уровень напряжения. Такое профилактическое обслуживание делается для того, чтобы, аккумуляторная батарея служила как можно дольше и не «села» раньше времени.

По принципу необходимости обслуживания автомобильные аккумуляторы делятся на обслуживаемые (иногда в качестве подкатегории здесь обозначаются ещё «малообслуживаемые») и необслуживаемые (в тексте ГОСТа названные «безуходными»). Необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи, в отличие от обслуживаемых, не имеют специальных технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита. В случае критического падения уровня жидкости или критического же снижения плотности такой аккумулятор просто подлежит замене исправным. Что и предлагают многочисленные (в любом крупном городе) конторы, которые по одному звонку приедут к вам с новым аккумулятором, «с доставкой на дом». И продадут его вам, с учётом скидки за старый, который они заберут на восстановление.

Уход за обслуживаемыми аккумуляторами

Обслуживаемые аккумуляторы нуждаются в регулярном контроле состояния электролита и регулярно проводимой подзарядке при помощи стационарного зарядного устройства. Периодически необходимо контролировать уровень электролита в каждом из шести отсеков и определять его плотность с использованием ареометра. В данном приборе для этого предусмотрен ряд поплавков с разным удельным весом, и груша для заполнения корпуса.

Итак, АКБ обслуживаемого типа имеют специальные технологические отверстия для заливки электролита, плотно закрытые пробками. У необслуживаемых автоаккумуляторов таких технологических отверстий нет.

Проверка уровня электролита производится визуально, либо с использованием специальной мерной трубки. В случае падения уровня – в банки-секции доливается дистиллированная вода, которая продаётся в любом магазине автозапчастей или в аптеке. Плотность электролита замеряется ареометром и по ней оценивается уровень заряда. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 свидетельствует о снижении заряда на 6 процентов. Исправность аккумулятора проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Рабочей батарея считается в том случае, если напряжение не падает в течение минимум пяти секунд.

В особенно жаркое время года снизить быстрое испарение воды в аккумуляторе можно, если капнуть в каждую его секцию по паре капель автола. Единственное предупреждение: при этом надо чётко контролировать уровень электролита, чтоб он не опускался до того уровня, когда оголятся верхушки свинцовых пластин.

Уход за необслуживаемыми АКБ

Cовременные необслуживаемые «кальциевые» аккумуляторы обладают низким саморазрядом, не требуют особенного ухода. В то же время, они не терпят глубоких разрядов (к примеру, при коротких поездках в зимние морозы, или же при длительной стоянке автомобиля).

А вот для обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ, которые сейчас практически не производятся, глубокий разряд не является столь губительным. Но такие типы аккумуляторов требуют доливки новых порций дистиллированной воды (при исправном электрооборудовании и среднем пробеге это нужно делать примерно 1 раз в 4-7 месяцев).

Необслуживаемые автомобильные АКБ – это вовсе не значит, что такой аккумулятор совершенно не требует никакого ухода. Чаще всего, в современных необслуживаемых автоаккумуляторах имеется встроенный ареометр (прибор для замера уровня электролита), в виде индикатора, по цвету которого можно узнать плотность электролита. Зелёный поясок свидетельствует о нормальной плотности, красный или белый – о низкой (батарея подлежит замене). Также и в необслуживаемых аккумуляторах нужно периодически контролировать уровень электролита по меткам на их корпусах.

Общие (для всех типов аккумуляторов) правила ухода за ними

На всех без исключения автомобильных АКБ кислотой необходимо регулярно осуществлять контроль за герметичностью их корпуса и заливных пробок; содержать в чистоте специальные дренажные отверстия. В случаях появления признаков подтекания электролита нужно устранить течь. И не забыть тщательно промыть корпус и аккумуляторный отсек автомобиля нейтрализующим щелочным составом (содой, проще говоря). Нельзя опускать недозаряда аккумулятора при поездках (для этого нужно следить за работой генератора). Без промедления обращаться к автоэлектрику, если обнаруживаются какие-либо отклонения в работе любого электрического оборудования из того «арсенала», что имеется «на борту» автомобиля.

Также необходимо периодически качественно очищать и немного смазывать клеммы (литиевой смазкой). Тем самым достигается удаление постепенно нарастающих окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов и защита клемм от электрокорозийного разрушения. Нужно проверять также, не ослабло ли крепление клемм.

Раз в полгода надо подзаряжать автомобильную аккумуляторную батарею при помощи стационарного зарядного устройства от сети (это в особенности важно для возрастных аккумуляторов). Если зима морозная, то не помешает и ежемесячная подзарядка АКБ сетевым устройством. Постоянно нужно следить за внешним видом аккумулятора, обтирать его корпус ветошью, смоченной в содовом растворе, удалять возникающие загрязнения.

Периодически нужно практиковать проверки напряжения на клеммах АКБ при работающем на холостом ходу двигателе. Данная процедура позволяет определить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5V до 14,5V, то это означает, что агрегат исправен и работает в штатном режиме. Отклонения от указанных параметров говорят об износе генератора и необходимости его диагностики для устранения неисправности. И после ремонта нужно тоже повторить контрольные мероприятия, в разных режимах работы. В том числе и при включенных фарах и иных потребителях электрической энергии.

В случаях, если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 V, то это уже то значение, которого будет недостаточно для запуска двигателя. Такую аккумуляторную батарею необходимо заряжать.

Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то обязательно нужно отключить массу. Данное простое действие позволит избежать естественного саморазряда аккумуляторной батареи.

Имеет немалое значение и проверка надёжности крепления батареи, своевременная, при необходимости, подтяжка гаек или болтов. Разболтанные крепления и «пляшущий» в ходе поездки аккумулятор создают условия для повреждения корпуса и (или) подтекания электролита.

Факторы, влияющие неблагоприятно на АКБ

Необходимость в проведении описанных выше регламентных работ по уходу за АКБ обуславливается следующими факторами. Они неизбежно возникают в процессе эксплуатации автомобиля. Так, всегда возможны:

  • отклонения параметров заряда из-за неисправностей генератора;
  • потеря заряда из-за длительного простоя транспортного средства с неотключенным аккумулятором;
  • низкие температуры воздуха на улице приводят к падению плотности электролита и уровня заряда, до значения, при котором невозможен запуск двигателя стартером.

Обслуживание сухозаряженного аккумулятора. Восстановление АКБ

В случае приобретения сухозаряженной АКБ её потребуется заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см3 до установленного уровня. Не ранее, чем через двадцать минут и не позднее, чем через два часа, проводится проверка ареометром.

Если падение плотности не превышает 0,03 г/см3, то аккумулятор можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. В противном случае необходимо ещё подключить зарядное устройство. Ток электрозаряда при этом не должен превышать 10-ти процентов от номинального значения. Процедура проводится вплоть до появления обильного выделения газов в банках. После этого повторно контролируется плотность и уровень, при необходимости в банки ещё доливается дистиллированной воды.

После чего вновь подключается зарядное устройство (на полчаса), для равномерного распределения электролита по всему объёму секций-банок. После этого автоаккумулятор уже точно готов к применению и может быть установлен на машину для длительной эксплуатации.

Читать еще:  Ekb-SeReGa › Блог › История; Audi

Восстановление автоаккумулятора осуществляется её зарядкой малым током в течение длительного времени. Если по прошествии долгого времени плотность электролита начинает увеличиваться, то это признак положительного результата восстановления. При продолжении заряда вполне возможно его повышение до необходимого для нормальной работы уровня.

В случаях, когда пластины АКБ находятся в рабочем состоянии, то можно произвести повышение плотности электролита добавлением серной кислоты с удельным показателем в 1,4 г/см3. Реанимировать полностью разряженную аккумулятроную батареи легко в специализированной мастерской. Для этого используют специальную методику зарядки в дистиллированной воде.

Итоги и резюме

Итак, текущее обслуживание аккумулятора автомобиля должно, в любом случае, проводиться регулярно. Его периодичность определяется с учётом интенсивности эксплуатации машины и тех условий, в которых она работает. Так, состояние АКБ следует контролировать как можно чаще в том случае, если машина эксплуатируется в экстремальных погодных и (или) дорожных условиях.

В любом случае, если автомобиль эксплуатируется регулярно, то пару раз в месяц нужно производить визуальный осмотр автоаккумулятора. После которого удалять с его корпуса солевые, масляные и иные загрязнения содовым раствором. Подтёки электролитического состава образуют плёнку, которая способствует проведению электротока и быстрому саморазряду. Вот почему их необходимо удалять.

Напряжение измеряется и при заведённом моторе, а также задействованных печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 V. Как уже отмечалось выше, такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит и зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Порой на аккумуляторе написано, что он необслуживаемый, но при этом, как ни странно, доступ к внутренней полости секций всё же есть. В данном случае фальш-крышки при их откручивании оказываются самыми настоящими, и в банки можно аккуратно доливать, при необходимости, дистилированную воду.

Выполняя описанные здесь простые правила обслуживания автоаккумулятора, можно потратить на это совсем немного времени, а срок службы АКБ продлить в 1,5-2 раза.

Как правильно обслуживать и эксплуатировать аккумулятор

Без аккумулятора автомобиль не заведете. Расскажем о том, как правильно обслуживать и заряжать аккумулятор, рассмотрим его строение.

Назначение батареи в автомобиле знает каждый автолюбитель, несмотря на его опыт. Главная задача аккумулятора — это запуск двигателя и питание электронной системы автомобиля при заглушенном двигателе. В инжекторных двигателях используется для сглаживания напряжения, которое поступает с генератора.

В большинстве автомобилей используется всё та же технология кислотно-свинцовых аккумуляторов. Последним новшеством стало использование герметических аккумуляторов. С их плюсов это то, что может работать в любом положении, обычный же аккумулятор переворачивать запрещается, так как может вытечь кислота. С минусов герметического, это отсутствие возможности проверить плотность или заправить его.

Строение аккумуляторной батареи

Обычно внутри аккумулятора находится шесть секций, каждая из которых вырабатывает 2,1 вольта. В каждой из секций по две свинцовые пластины, одна отрицательная, другая секция положительная. Принцип работы очень и очень прост, на отрицательную пластину наносится губчатый свинец, на положительную наносится двуокись свинца. Внутрь батареи заливается электролит, смесь воды и серной кислоты. Благодаря химической реакции получается заряд.

Для замера плотности электролита используют специальный прибор — автомобильный ареометр, стеклянная колба с резиновой грушей на конце (цена от 80 до 250 рублей). По показателям плотности можно судить, насколько заряжен аккумулятор. Так 0,01г/см3 — это где-то 6 % заряда батареи, изначальная нормальная плотность от 1,25 до 1,27 г/см3. Когда зимой плотность составляет 1,20г/см3, то электролит будет замерзать примерно при -20С. Не стоит проверять каждый день плотность аккумулятора, но и время от времени не забывайте посматривать.

Как заряжать аккумулятор

Когда автомобиль перестает заводиться, а световые приборы или магнитола вовсе не включаются, это первый показатель того, что аккумулятор стоит зарядить. Заряжать аккумулятор можно как на автомобиле, так и сняв его с машины. При зарядке на автомобиле нельзя заводить, так как можете спалить приборы или предохранители.

Заряжают с помощью специального зарядного, их тоже можно поделить на два типа, это просто зарядные приборы и зарядно-пусковые, которые позволяют не только зарядить, но и запустить двигатель при вовсе севшем аккумуляторе в считанные секунды. Кроме зарядных приборов, стоит помнить, что аккумулятор также заряжается во время езды на автомобиле, от генератора машины. Чем больше обороты двигателя и меньше включено приборов потребления, тем быстрей будет происходить зарядка.

Рассмотрим вариант зарядки обычной батареи на 12 Вольт с помощью зарядного устройства. Подключаем зарядное, плюс прибора к плюсовой клемме аккумулятора, минус соответственно к минусовой клемме, главное не перепутайте местами, иначе можете спалить электронную систему и аккумулятор. Нынче аккумулятор стоить немалых денег, порядка 2400 рублей, а то и больше. При зарядке советуют открыть пробки секций для того, чтоб во время кипения электролита не разорвало аккумулятор.

Относительно тока, рекомендуют ставить десятую часть от номинала батареи, к примеру если у вас 55-ка (номинал ампер/часов), то ставить нужно на 5,5А, но с личной практики лучше ставить двадцатую часть от номинала, это порядка два, три ампера, пусть лучше дольше будет на зарядке, чем перезарядится.

Не стоит доводить при зарядке до кипения, так как за пятым разом точно пропадут свинцовые пластины. В магазине всегда советуют при первой эксплуатации сначала полностью зарядить, а затем полностью разрядить. Не нужно делать такого, аккумулятор потеряет 25 % своей емкости, и это касается не только автомобильного аккумулятора, но и тех, которые на мобильных телефонах, ноутбуках и других приборах. Советуют это только для того, чтоб через время вы снова вернулись и купили новую батарею.

В среднем заряжать нужно около восьми часов, но присматривайтесь, чтоб не закипел. После зарядки, следует протереть батарею насухо, осмотреть клеммы на наличие окиси, если есть, то в срочном порядке убрать.

Зарядку обычно проводят в сухом помещении, ни в коем случае не проводите в жилой комнате или на кухне.

Полезные советы при зарядке аккумулятора:

Советы по обслуживанию автомобильного аккумулятора

Автомобильные аккумуляторные батареи предназначены для того, чтобы выполнять несколько основных функций. В первую очередь, АКБ отвечает за запуск стартера двигателя и обеспечивает электропитанием всю «бортовую систему» машины: работу фар, сигнализации, музыки. Также она поддерживает генератор при нагрузках. Поэтому АКБ всегда должна быть первым объектом, на который автомобилистам следует постоянно обращать свое внимание, проводя своевременное обслуживание аккумулятора.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками — навык, необходимый для каждого его владельца, потому что именно от АКБ зависит жизнеспособность машины. Правильным и своевременным обслуживанием можно значительно продлить срок службы любой батарее. И тогда вы не окажетесь в ситуации, когда нужно будет искать способ, как зарядить аккумулятор без зарядного устройства где-нибудь на трассе.

Общие рекомендации

Начинающим автомобилистам следует уяснить то, что сейчас в розничной продаже не встретить стандартных автомобильных аккумуляторов. Они все разные: по типу электролита, по внешнему виду и по длительности использования. Когда-то в автомобилях времен СССР устанавливались стандартные АКБ, которые можно было обслужить полностью, разобрав, в буквальном смысле, по частям. Банки с электролитом помещались в крепкий эбонитовый корпус черного цвета и заливались мастикой.

Сейчас же, в связи с тем, что на рынке очень много разных фирм-производителей, автомобильные аккумуляторы не производятся по какому-либо определенному стандарту. Ухаживать за ними следует, будучи в курсе по поводу их некоторых особенностей, в суть которых вникнуть не так сложно.

Например, если в батареях исключается возможность доливать дистиллированную воду, следует применять зарядные устройства, которые поддерживают напряжение автоматически. Если этого не делать, то аккумуляторную батарею можно «посадить» раньше времени.

Поскольку одна из разумных целей каждого владельца машины — стать автомобилистом, который будет обслуживать ее самостоятельно, нужно научиться внимательно и подробно изучать инструкции, прилагающиеся к той модели АКБ, которая установлена в машине. Доливать электролит при его недостаче следует исключительно дистиллированной водой. Сам электролит заливать в батарею ни в коем случае нельзя.

Текущий уход

Уход за аккумулятором автомобиля должен проводиться регулярно, с учетом интенсивности использования машины и тех условий, в которые она попадает во время пути. Так, внешнее состояние батареи следует проверять как можно чаще в том случае, если автомобилист находится в плохих или экстремальных дорожных условиях : осматривать место в машине, куда установлена АКБ, с целью вовремя предотвратить серьезные повреждения корпуса и утечку электролита, возможную при тряске или столкновении с другим объектом. Кстати, это основная причина, почему окисляются клеммы аккумулятора. Также необходимо контролировать, не ослабло ли крепление.

Простой регулярный осмотр можно проводить, не снимая аккумулятор с автомобиля. Но если АКБ нужно зарядить, ее следует вынуть из машины. Корпус тщательно осматривается, чтобы не пропустить возможную утечку электролита. Проверяются отверстия для дренажа, если они загрязнены, их следует очистить. Таким же образом следует регулярно очищать все внешние аккумуляторные отверстия, которые можно увидеть снаружи на батареях.

При утечке электролита его нужно нейтрализовать, используя для этого обычную соду: как известно, щелочной раствор нейтрализует действие кислоты . Клеммы необходимо смазывать и очищать тем же содовым раствором и время от времени проверять на них уровень напряжения, когда работает автомобильный двигатель. В норме напряжение в заряженном автомобильном аккумуляторе должно составлять от 12 до 14,5 В.

Зимой и после холодного сезона следует проводить более тщательное обслуживание аккумуляторных батарей. Проведение регулярного технического осмотра АКБ без изъятия ее из машины допустимо. Но, тем не менее, очень желательно почаще снимать аккумулятор при его обслуживании, так как можно осмотреть место, куда он установлен.

Например, при выкипании электролита в условиях высоких температур он часто затекает в разные места машины, и кислота может разъесть ее внутренность. Место под аккумулятор нужно вымыть, вычистить, смазать преобразователем ржавчины или даже покрасить.

Как проверить плотность электролита

Опытные автомобилисты уже давно придумали свою классификацию АКБ, особо выделив «малообслуживаемую» аккумуляторную батарею с открытым доступом к банкам. В данном случае есть возможность проверить уровень электролита в банке, долить воды и поставить на зарядку. Кстати, если аккумулятор кипит при зарядке в самом начале процесса, скорее всего, уровень электролита изначально был слишком низким.

Если же в батарее нет отверстий вообще, значит она полностью лишена возможности обслуживания, и такому автомобильному аккумулятору можно помочь только периодически его заряжая.

В случае, когда приходится иметь дело с «классическим» примером АКБ, а не с необслуживаемыми аккумуляторами, придется научиться самостоятельно определять плотность электролита внутри батареи.

Для определения плотности аккумулятора существует специальный прибор, который называется ареометр. Проверка осуществляется при комнатной температуре около +20°С. Перед этим батарея вынимается из машины и тщательно очищается, чтобы при проведении манипуляций грязь и пыль не попали внутрь нее.

В течение всего времени работы автомобильного двигателя, а также при изменении температуры происходит постоянное изменение уровня плотности электролита. При нормальном цикле «заряда-разряда» эти изменения носят обратимый характер. Однако, когда электролит закипает или испаряется вода, плотность его изменяется уже необратимо, увеличиваясь в случае повторения подобного процесса.

Если плотность электролита выше нормы, это неблагоприятно сказывается на емкости аккумулятора и уменьшает срок его продуктивной работы. При низкой плотности уровень напряжения становится ниже, что затрудняет работу стартера и запуск двигателя.

Плотность электролита определяется следующим образом. В каждую банку аккумулятора по отдельности погружается наконечник ареометра, и часть жидкости забирается из банки резиновой грушей. В процессе забора жидкости нужно следить за тем, чтобы поплавок прибора всплывал в корпусе трубки и не касался ее стенок. Показания снимаются тогда, когда поплавок перестает двигаться, с ориентиром на специальную шкалу, которую хорошо видно по линии жидкости.

Оптимальный показатель плотности электролита — 1,25 -1,27 гр/см 3 , а погрешность между показаниями в каждой банке не должна быть выше 0,01.

Корректировка плотности электролита проводится либо корректирующей жидкостью (при пониженном уровне плотности — например, зимой, во избежание риска его замерзания), либо, если плотность высока, электролит просто разбавляется дистилированной водой.

Уход за необслуживаемым аккумулятором

Если аккумулятор необслуживаемый, это не значит, что он не нуждается в уходе и контроле его эксплуатации. Несмотря на то, что техническое обслуживание аккумуляторной батареи такого типа очень простое, оно тоже должно проводиться регулярно.

Корпус необслуживаемых АКБ также тщательно осматривается на предмет возможных внешних повреждений и утечки электролита. Проверяются отверстия для дренажа, и, если они загрязнены, их следует очистить. Таким же образом следует регулярно очищать все части необслуживаемого аккумулятора, не забывая снимать верхние фальш-крышки и протирать их, если они имеются.

Практические советы автомобилисту

Иногда на батарее пишется, что она необслуживаемая, но как ни странно, доступ к банкам есть. В данном случае в отверстия можно аккуратно доливать дистилированную воду. Возможно, написав на корпусе батареи слово «необслуживаемый», производители рассчитывали на то, что количества электролита хватит на весь срок службы работы аккумулятора. Но так бывает далеко не всегда. Фальш-крышки при их откручивании могут оказаться самыми настоящими, поэтому их рекомендуется проверять более тщательно.

После зарядки батареи электролиту нужно дать немного остыть перед тем, как снимать показатели его плотности, потому что горячий электролит может давать неточные показания.

Зимой, когда температура особенно низкая, нужно попытаться максимально облегчить процесс работы стартера и запуска двигателя. Согласно правилам, стартер во время пуска не должен работать больше 15 секунд. Если в первой попытки машину завести не вышло, необходимо обязательно сделать 1- или лучше 2-минутную паузу и повторить запуск снова. Батарею также возможно «раскачать», включив фары дальнего света на 10 секунд, а для более быстрого запуска следует полностью выжимать сцепление.

Выполняя простые, но необходимые советы по обслуживанию автомобилей, можно увеличить срок их службы, и тогда не придется часто отдавать машну в ремонт. Правильный и регулярный уход не только за автомобилем, но и за его аккумулятором помогут водителю получить максимальное удовольствие и пользу при эксплуатации одного из самых важных средств передвижения.

Обслуживание современного автомобильного аккумулятора

Сегодня эксплуатация автомобиля без исправной аккумуляторной батареи просто невозможна. АКБ обеспечивает запуск двигателя, отвечает за функционирование всех электронных систем машины во время стоянки, а также поддерживает генератор при возникновении чрезмерных нагрузок на бортовую сеть авто. Современные батареи рассчитаны на относительно длительный эксплуатационный срок. Однако своевременное и правильное обслуживание аккумулятора позволяет существенно его увеличить.

  1. Как выполнять обслуживание аккумулятора легкового автомобиля своими руками?
  2. Визуальный осмотр
  3. Проверка напряжения и зарядки батареи
  4. Проверка тока утечки
  5. Проверка уровня и корректировка плотности электролита
  6. Профилактика сульфатации
  7. Периодичность обслуживания аккумуляторной батареи
  8. Как обслуживать необслуживаемые АКБ?
Читать еще:  Новый Mercedes GLS: объявлены цены в России

Как выполнять обслуживание аккумулятора легкового автомобиля своими руками?

Делать это рекомендуется в несколько этапов, каждый из которых помогает определить тот или иной параметр батареи.

Визуальный осмотр

Внешний вид может рассказать о многих внутренних проблемах с АКБ, поэтому стоит тщательно осмотреть изделие, акцентируя внимание на самых важных частях и характеристиках. Диагностика аккумулятора автомобиля подразумевает выполнение следующих проверок:

  1. Корпус. На нём не допускаются трещины, сколы, т. к. подобные дефекты ведут к вытеканию электролита. А это не только грозит выходом из строя аккумулятора. Агрессивный химический раствор может попасть на детали двигателя и повредить их.
  2. Система фиксации АКБ. Многие автовладельцы зачастую с пренебрежением относятся к закреплению батареи, особенно если зимой приходится её относить домой или ставить в иное тёплое помещение. Между тем, незафиксированный аккумулятор испытывает вибрацию, что выводит из строя решётки электродов. Подобная ситуация в худшем случае чревата взрывом АКБ. Есть и ещё один минус, о котором стоит помнить, проводя обслуживание автомобильных аккумуляторов: при ДТП электролит может попасть на пострадавших.
  3. Выводы «плюс» и «минус». Их плохое состояние ведёт к ухудшению контакта с проводами, идущими от «массы» и стартера. Загрязнённые контакты становятся причиной нагрева силовых кабелей, что чревато невозможностью пуска двигателя, оплавлением изоляции и даже возгоранием. Рекомендуется, осуществляя обслуживание автомобильного аккумулятора, перед затяжкой контактов обработать выводы АКБ специальной пастой, реализуемой в автомагазинах.

Проверка напряжения и зарядки батареи

Чтобы оценить степень заряженности батареи, понадобится тестер. Соблюдая полярность, щупами прибора протестируйте напряжение на контактах батареи при заглушенном силовом агрегате: оно должно находиться в диапазоне 12,6–12,8 В. Если мультиметр показывает меньше, АКБ необходимо зарядить, чтобы избежать процесса сульфатации, ведущего к сокращению эксплуатационного ресурса изделия.

На втором проверочном этапе запустите мотор и ещё раз проверьте вольтаж, включив отопитель салона, дальний свет. Штатное напряжение – 13,8–14 В. Это означает, что генератор работает и подпитывает батарею. Меньшее напряжение говорит о неисправностях в бортовой сети машины. Возможно, виноват и сам генератор или регулятор напряжения (бывает отдельным или встраиваемым).

Проверка тока утечки

Некоторые владельцы авто сталкивались с ситуацией, когда отлично работавший вчера аккумулятор на следующий день с утра переставал функционировать. Причём на улице – плюсовая температура. Возможная причина проблемы – утечка тока. На исправном автомобиле она должна быть, это естественно. Современная машина буквально напичкана электроникой, и многие её узлы работают даже при выключенном зажигании (например, противоугонная система). Всё дело в величине этого параметра. Нормальным считается ток утечки в 15–70 мА. Как обслужить аккумулятор автомобиля в этом случае? Для проверки понадобится тестер. Ваш алгоритм действий:

  1. Поставьте соответствующий предел измерений на приборе (например, 100 мА).
  2. Отключите в машине абсолютно все потребители энергии.
  3. При заглушенном двигателе и выключенном зажигании отсоедините плюсовый провод от клеммы аккумулятора.
  4. Подсоедините прибор в разрыв между плюсовой клеммой АКБ (красный щуп «плюс») и отсоединённым проводом (чёрный щуп «минус»).
  5. Убедитесь, что стрелка отклоняется на 15–70 мА. Если это не так, закончив обслуживание АКБ, следует искать причину в «нелегально» работающих потребителях или неисправной проводке.

Проверка уровня и корректировка плотности электролита

Это можно сделать, оставив аккумулятор на его штатном месте в автомобиле. Выкрутите пробки или снимите верхнюю крышку АКБ целиком. Понадобится стеклянная трубка или ареометр – изделие для проверки плотности электролита. В первом случае опустите трубку в раствор, пока она не упрётся в пластину. При этом верхнее отверстие нужно закрыть пальцем. Поднимите трубку и оцените уровень: он должен составлять 10–15 мм. Если есть ареометр, то для проверки воспользуйтесь имеющейся на нём резиновой грушей. Процедуру нужно проделать с каждой банкой батареи.

Далее проверьте плотность электролита. Здесь обслуживание АКБ автомобиля требует наличия ареометра. Рекомендуемое значение плотности – 1,28 (в регионах, где суровая зима, допускается 1,3). Если она недостаточна, долейте дистиллированную воду, продаваемую в автомагазинах или аптеках. Показания снимаются с каждой банки. Стоит заметить, что высокая плотность отрицательно сказывается на сроке службы изделия. В этой ситуации для корректировки с помощью груши удалите часть раствора и долейте дистиллированной воды. После окончания вышеописанных процедур зарядите батарею.

Тестирование осуществляется при температуре +20 С.

Профилактика сульфатации

Имеется в виду покрытие сульфатом свинца PbSO4 аккумуляторных пластин, сделанных из этого металла. Развитие процесса приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. По большому счёту, сульфатация – естественный и неминуемый ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором серьёзно замедлит процесс и увеличит эксплуатационный ресурс изделия. Точно определить степень сульфатации под силу только специальному оборудованию. Проводя обслуживание аккумуляторных батарей, можно увидеть испорченные пластины: они отличаются белым налётом. Данный процесс вызывается:

  1. Длительным неиспользованием аккумулятора (например, когда машина долго простаивает).
  2. Хранением разряженной АКБ.
  3. Короткими по времени и километражу поездками, связанными с частым пуском мотора (примером может служить постоянная эксплуатация авто в городе).
  4. Чрезмерно сильным разрядом батареи.

Если сульфатация всё же началась, есть несколько способов прервать процесс. Один из них заключается в изготовлении или приобретении электронного устройства, выдающего импульсные токи. Однако найти его в продаже достаточно проблематично, а самостоятельное изготовление по силам лишь человеку, подготовленному в плане электротехники. Поэтому стоит присмотреться к более простому способу восстановления работоспособности батареи. Как обслуживать аккумулятор в этом случае? Десульфатация заключается в многократной зарядке. Ход действий такой:

  1. Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните, чтобы потом произвести сравнение.
  2. На ЗУ установите зарядный ток в 0,04 от ёмкости АКБ. То есть, если ваш аккумулятор на 55 А/ч, будет 2,2 А при напряжении 14 В. Время процесса – 8 ч.
  3. Оставьте батарею в покое на 12–14 ч, чтобы компенсировать потенциал на свинцовых пластинах.
  4. Измерьте плотность: если она увеличилась, процесс пошёл и процедуру нужно повторить.

Периодичность обслуживания аккумуляторной батареи

Если автомобиль совершает регулярные выезды, обслуживание аккумулятора своими руками рекомендуется проводить не реже двух раз в месяц. При визуальном осмотре обязательно очистите корпус батареи от грязи и осевших паров электролита. Последние, когда преобразуются в подтёки, формируют пленку, проводящую ток. Это ведёт к пусть и слабому электрическому контакту плюсовой и минусовой клемм АКБ, что вызывает её саморазряд.

Как обслуживать необслуживаемые АКБ?

Здесь необходимость в постоянном контроле за уровнем электролита отсутствует. О работоспособности батареи можно судить по специальному глазку-индикатору, встроенному в корпус. Если он зелёный, напряжение соответствует норме. Однако даже в этом случае ёмкость может быть недостаточной, особенно в морозы. Некоторые аккумуляторы имеют прозрачный корпус с отметками min, max, по которым можно судить об уровне раствора в батарее. Как обслуживать аккумулятор автомобиля, если АКБ герметична? Весь уход сводится к нескольким несложным действиям:

  1. Внешний осмотр на предмет наличия трещин, подтёков.
  2. Очистка корпуса и дренажных отверстий (каналов).
  3. Проверка чистоты, подтягивание (при необходимости) контактов и покрытие их специальной пастой.

Как правильно обслуживать аккумулятор для автомобиля

Аккумулятор — самая обсуждаемая деталь машины зимой, и самая частая причина утренних опозданий. Кто-то пеняет на слабую батарею и покупает новую, кто-то наоборот — хвастается её безотказностью. Кроме замены аккумулятора на свежий, что ещё можно сделать с этим чувствительным узлом автомобиля? Вот несколько дополнительных аксессуаров, советов и водительских хитростей, которые продлят батарее жизнь.

Чистота — залог здоровья

Многие автовладельцы не придают значения чистоте моторного отсека, да и под капот-то заглядывают нечасто. Но если для некоторых узлов машины «исторический» слой пыли не критичен, то для аккумулятора — очень вреден. В процессе работы батарея выделяет пары электролита, которые смешиваются с дорожной пылью и облепляют её корпус тонким слоем. Получается не обычная грязь, а токопроводящая — из-за неё возникает так называемая утечка по корпусу и саморазряд аккумулятора. Так что чистота батареи напрямую влияет на её правильную работу.

Периодическая протирка аккумулятора возможна и под капотом, но для полноценной очистки батареи лучше отсоединить её и достать наружу. Для удаления загрязнений подойдут универсальные очистители или водный раствор пищевой соды. Протирать аккумулятор нужно влажной, но хорошо отжатой тряпкой, чтобы жидкость не попала внутрь корпуса через отверстия газоотвода. В необслуживаемой батарее они находятся в боковых торцах верхней крышки, а в обслуживаемой могут быть и в самих пробках.

Профилактика окисления

С окислением клемм аккумулятора сталкиваются многие. Часто оно возникает из-за негерметичности корпуса батареи рядом с токовыводами, но могут быть и другие причины: например, интенсивное бурление электролита и обильный газоотвод. Оседая на свинцовых клеммах, пары электролита образуют похожие на плесень окислы, которые ухудшают электрический контакт и приводят к нагреву. С окислением нужно бороться.

Прежде всего, надо отключить аккумулятор и тщательно очистить клеммы и токовыводы. Можно использовать металлическую щётку и наждачную бумагу, но удобнее и эффективнее — специальный «чистик» для аккумуляторов. Щётка-чистик позволяет идеально зачистить как внутреннюю поверхность клемм, так и наружные конусы токовыводов на батарее. Также для эффективной очистки клемм есть специальная автохимия.

Для профилактики коррозии клемм используют войлочные противоокислительные прокладки, которые надеваются на токовыводы и служат буфером между корпусом батареи и клеммами, не пропуская к ним пары электролита. Другой популярный способ — смазывание клемм снаружи литолом или специальными средствами для аккумуляторных клемм. Смазка создаёт поверхностную защиту от паров электролита и окисления, но наносить её нужно только после подключения и затяжки клемм — ток она проводит плохо, и на контактные поверхности попадать не должна.

Надёжный контакт

От качества и надёжности клемм зависит многое. Плохие клеммы могут не только терять контакт, но и перегреваться, повреждая проводку, токовыводы и даже корпус аккумулятора. Проведите осмотр клемм с пристрастием: если на них присутствуют трещины, коррозия, или они постоянно окисляются — лучше заменить клеммы на новые. Также обращайте внимание на «минусовой» провод, идущий к кузову машины — нередко он переламывается от постоянных вибраций.

Клеммы должны быть правильно подобраны под размер токовыводов батареи. Большинство автомобилистов разделяет клеммы исключительно на «большие» и «маленькие» (и переходники между ними), но и среди них есть различия. Даже в свободном состоянии клемма не должна болтаться и люфтить, чтобы её не приходилось затягивать «до отказа»: так можно сломать и саму клемму, и токовывод батареи. Другая крайность — забивание слишком узкой клеммы молотком — за такое обращение «спасибо» аккумулятор вам точно не скажет.

Температурный режим. Термобоксы (термокейсы)

Скорость химических процессов в аккумуляторе напрямую зависит от его температуры — холодная батарея крайне неохотно принимает заряд. Это становится проблемой при коротких городских поездках зимой: батарея не успевает восполнить заряд и остаётся на морозе полуразряженной, что заметно снижает срок её службы. Летом ситуация обратная: в пекле подкапотного пространства аккумулятор перегревается и начинает выкипать. Выход — сохранять температуру батареи стабильной с помощью термобокса.

Термобокс (термокейс) для аккумулятора очень похож на знакомую всем сумку-холодильник. Теплоизолирующий материал кейса стабилизирует температуру внутри, не давая батарее промерзать зимой и раскаляться летом. Для очень суровых морозов в термобокс дополнительно вставляют плоские нагревательные элементы — «грелки» для аккумулятора, подключаемые к нему через реле. Подогрев активируется при запуске двигателя, когда начинает поступать заряд от генератора. С такой системой аккумулятор будет нормально работать в любую стужу.

Кроме функции «термоса», термокейс является и грязезащитным чехлом, сохраняя аккумулятор в чистоте.

Периодическая проверка и обслуживание

Как и любому узлу автомобиля, аккумулятору нужна периодическая проверка и диагностика. Если у вас новая батарея, то эта процедура в авторизованном сервисе обязательна для сохранения гарантии.

Как проверяют аккумулятор? Прежде всего, нагрузочной вилкой — она имитирует нагрузку от стартера автомобиля, фиксируя просадку напряжения батареи. Если аккумулятор обслуживаемый, то нужно проверить и уровень электролита, попутно замерив ареометром его плотность.

Кроме аккумулятора, мультиметром (тестером) проверяют и сам автомобиль: уровень зарядки от генератора и ток утечки. Неисправности в электрике машины в первую очередь сказываются на «здоровье» батареи. Для самостоятельного контроля за состоянием аккумулятора и уровнем зарядки есть удобные цифровые тестеры, работающие от прикуривателя.

Обслуживание современного аккумулятора обычно сводится к его очистке от грязи и зарядке стационарным зарядным устройством.

Народные методы

Существует много мифов и сомнительных народных способов «взбодрить» аккумулятор. Например, «разогрев» батареи дальним светом перед утренним запуском зимой. Многие автовладельцы подолгу жгут фары, полагая, что такой метод активирует химические процессы в батарее и разогреет её, повысив шансы на успешный запуск. На самом деле, разогреть этим способом можно только сами лампы. Аккумулятор же, кроме потери части драгоценного заряда, никаких изменений не почувствует.

А вот снизив нагрузку на бортовую сеть, автовладелец действительно облегчит жизнь батарее. Судите сами: при включении зажигания у многих тут же, ещё до запуска двигателя, включаются подогревы руля, сидений, стёкол и зеркал, музыкальная система (нередко — с ярким экраном), ближний свет фар, отопитель, разные электроприводы… Как в известном анекдоте: «А теперь со всем этим добром мы попытаемся взлететь». При таком количестве потребителей для стартера заряда может и не хватить. А если и хватит, то полностью зарядиться за короткую поездку аккумулятор вряд ли успеет. Поэтому включать все приятные опции лучше постепенно, и лишь после успешного запуска двигателя.

Правильная реанимация

Если неприятность всё же случилась, и аккумулятор сел, важно правильно и безопасно вернуть его к «жизни». Лучше всего снять батарею и зарядить в тепле стационарным зарядным устройством. Если это невозможно (например, нужно срочно ехать), и вы решили воспользоваться старым добрым методом «прикурки», соблюдайте основные правила:

  1. Сечение проводов прикуривания должно быть рассчитано на пусковой ток наиболее мощного из пары соединяемых аккумуляторов. Кроме того, чем больше сечение (чем толще провода) — тем меньше их сопротивление, тем успешнее «прикурка». Не экономьте на проводах.
  2. Следите за полярностью! Разные цвета проводов (красный и чёрный) помогают не перепутать «плюс» с «минусом», но эту ошибку автовладельцы всё равно допускают регулярно. Ремонт электрики машины после такого замыкания бывает недёшев.
  3. На реанимируемой машине минусовой провод подключают не к аккумуляторной клемме, а к «массе» — неокрашенной металлической части двигателя. Подключение к минусовой клемме полностью разряженного аккумулятора может повредить его.
  4. Не заводите сразу две машины! Двигатель автомобиля-донора можно включить для подзарядки севшего аккумулятора, но перед запуском спасаемой машины «донор» обязательно должен быть заглушен.
  5. После успешного «прикуривания» нужно не глушить мотор как можно дольше (хотя бы пару часов) для полной зарядки аккумулятора.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector