Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно ездить по ужасным дорогам

Как ездить по плохим дорогам, чтобы не потерять диски и подвеску

Когда дело доходит до вождения, есть определяющие факторы, которые делают каждую поездку уникальной. Конечно, поведение водителя, состояние и техническое обслуживание автомобиля, дорожные и погодные условия играют особую роль.

Однако есть еще один фактор, который не менее важен и которому водитель не всегда уделяет достаточно внимания. Состояние дорог является причиной значительного процента поломок или аварий транспортных средств и может значительно снизить безопасность во время поездки.

Действительно, плохая дорога может стать причиной неудач с автомобилем. Наличие на дороге трещин, выбоин, ям или других подобных вещей увеличивает риск аварии либо из-за потери контроля над транспортным средством, либо из-за большей усталости водителя, либо из-за ненастной погоды, которая увеличивает возможность скопления воды и т. д. на тех участках пути в плохом состоянии.

Именно поэтому крайне важно уметь правильно ездить по плохим дорогам.

Как ездить по плохим дорогам

Есть четыре компонента, которые сильно страдают, когда дорога имеет большие выбоины и находится в плохом состоянии. Колеса, единственная часть автомобиля, которая связывает автомобиль с асфальтом, и является первым компонентом, который может быть поврежден на плохой дороге.

В худшем случае прорывы и проколы могут серьезно повлиять на безопасность водителей, и плохая дорога приводит к тому, что шины изнашиваются быстрее, чем обычно.

Впоследствии подвеска, рулевое управление и трансмиссия также могут быть повреждены на слишком ухабистой дороге. Например, подвеска, которая должна поглощать все неровности, работает чрезмерно, и это может повлиять на все составляющие ее компоненты. Кроме того, плохое состояние подвески также несет большой риск за рулем.

Если рулевое управление нарушено, параллельность может быть потеряна, что может поставить под угрозу езду, а также вызвать неравномерный износ шин . Наконец, различные компоненты трансмиссии также чувствительны к ударам на плохой дороге, могут изнашиваться и выходить из строя.

Таким образом, продолжительное движение по дорогам в плохом состоянии может быть опасным и привести к поломкам, которые, помимо головной боли, принесут много расходов. Поэтому стоит запомнить золотую максиму: прежде всего, оставаться очень спокойным и направить все свое внимание на дорогу . Очень важно всегда соблюдать безопасную дистанцию. Также нужно минимизировать обгоны.

Лучший способ правильно и безопасно передвигаться по плохим дорогам — действовать медленно, соблюдать ограничение скорости и принимать во внимание изменения в допусках на ограничение скорости на поворотах. Всегда следует приближаться к слепому повороту с осторожностью — снижать скорость, держаться как можно ближе к правому краю дороги и быть настороже, если транспортные средства едут в другую сторону.

Готовим автомобиль к езде по ямам: как ездить по плохим дорогам

Как ездить по плохим дорогам, мы уже писали, но мало научиться ловко объезжать ямы и правильно форсировать их – автомобиль тоже желательно подготовить к таким испытаниям. На самом деле это несложно.

Чего греха таить – самым подходящим транспортом для дальних поездок по нашей стране все еще остается внедорожник или крупный кроссовер на массивных колесах и с хорошим запасом клиренса.

Ямы и асфальтовые волны – основные опасности наших дорог. Первые грозят повреждением шин, вторые могут разрушить подвеску или поддон силового агрегата

Но не всем такая техника по карману, да и в повседневной жизни, в поездках «по месту» компактные малолитражки часто более удобны. А чтобы облегчить передвижение на них по разбитым дорогам, можно предпринять некоторые меры.

Полчаса на подготовку

Итак, если вам предстоит дальняя поездка по автодорогам сомнительного качества, не поленитесь:

  • положить в багажник вторую запаску. Конечно, это уже перестраховка, но случаев, когда автомобиль на глубокой асфальтовой рытвине рвет боковины сразу двух шин одного борта, предостаточно. А в таком случае одним запасным колесом не обойтись.
  • установить защиту силового агрегата. Это тоже из серии перестраховок, но если вы знаете, что на предстоящем вам пути немало асфальтовых волн и вздыбленных стыков бетонных плит, стальной щит для картера мотора и коробки передач лишним не будет. Тем более, если и в повседневных поездках вам приходится сталкиваться с подобными сюрпризами.

Для легковушек с малым клиренсом опасна также колейность: машина может зацепиться картером, губой бампера или элементами выхлопа

По ходу дела

Понятно, что такие меры не превратят вашу легковушку в вездеход, поэтому при движении по неизвестным участкам дорог соблюдайте максимальную осторожность. Будьте собраны и аккуратны, примите ко вниманию несколько советов от опытных автопутешественников – журналистов «Авто24»:

  • Невысокая скорость – ваш главный помощник на разбитой дороге. Если есть предпосылки встречи с глубокими провалами в асфальте, снижайте скорость до 30 – 40 км/ч и продолжайте двигаться так, пока дорога радикально не улучшится. Да, при такой езде средний темп вашего передвижения замедлится, но вы потеряете еще больше, если серьезно повредите колесо или подвеску. И имейте в виду: указанная выше скорость – это лишь крейсерский режим, позволяющий вовремя заметить препятствие, а при появлении провалов или асфальтовых волн бывает нужно замедлиться до полной остановки.
  • Из двух зол важно выбрать меньшее – ямы бывают разные, и автомобилю в первую очередь опасна не столько глубина, сколько край ямы (именно о него рвется боковина шины). Даже в глубокую промоину с пологими краями машина закатится и выкатится плавно и без последствий, в то время как небольшая с виду ямка с острыми рваными кромками асфальта по периметру легко рубит шины насквозь.

Для колес опасна не столько глубина ям, сколько ее острые края: именно о них повреждается боковина шины и закраины дисков

  • Имейте в виду: на дорогах сегодня есть ямы такого масштаба, что даже самое аккуратное «вхождение» в них не избавляет от контакта асфальта с бампером или порогом. Поэтому перед крупными препятствиями лучше полностью остановиться и осмотреть дорогу по всей ее ширине – возможно, есть менее опасная «тропка» левее, правее или на обочине.

Если позволяет обстановка, подобные обширные ямы лучше пропускать между колес, не погружаясь в них: провал бывает глубже, чем кажется

Рекомендация от Авто24

Собираясь в дальнюю дорогу, изучите предстоящий маршрут не только по карте, но и опираясь на опыт других путешественников. В интернете есть тематические форумы, где водители обмениваются реальной обстановкой на том или ином участке конкретной дороги. Здесь можно найти свежую информацию, которая поможет вам выбрать может быть не самый короткий, но наиболее реальный путь. И помните – любая дорога, даже самая ровная и широкая, требует от водителя собранности и внимания.

Как правильно ездить по плохим дорогам: Полет над ямой

Ежегодно после таяния снега на наших дорогах появляются ямы. Пока дорожные службы латают их, мы расскажем, как преодолеть такие препятствия.

Ежегодно после таяния снега на наших дорогах появляются ямы. Пока дорожные службы латают их, мы расскажем, как преодолеть такие препятствия.

Основная беда украинских дорог – ямы и возвышенности (наплывы), к которым относятся и «лежачие полицейские». При попадании колесом, а то и двумя–четырьмя на подобные неровности страдает ходовая и увеличивается риск ДТП. Кстати, повреждения резины и диска в таких случаях квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия. Поэтому желательно научиться выходить из «неровных» дорожных ситуаций с наименьшими потерями.

Проезжаем неровности

Действенным способом безопасного проезда неровностей является так называемый полет над препятствием. Им пользуются спортсмены-раллисты при проезде внедорожных участков на большой скорости. Основная задача – проехать так, чтобы колеса в проблемном месте лишь слегка коснулись асфальта либо были максимально освобождены от массы авто. Оба метода работают по одному принципу – загрузить-разгрузить необходимую часть автомобиля, активируя силы инерции. Достичь этого можно, работая педалями газа и тормоза и/или рулем. Например, если во время движения резко нажать на педаль тормоза, то машина «клюнет», то есть передние пружины сожмутся, а задние, соответственно, разгрузятся. При сильной подаче газа произойдет обратное – автомобиль присядет, то есть «распустит» передние амортизаторы. При резком повороте руля, например, влево машина загрузит правую сторону.

Используя перечисленные приемы, вы сможете проезжать дорожные неровности с минимальным ущербом. О том, как это делать, читайте в «советах специалистов».

Для объезда неглубоких ям или невысоких наплывов нет смысла сильно разгружать ту или иную сторону автомобиля. Здесь работает принцип – чем препятствие опаснее, тем больше разгружаем соответствующие колеса или оси. Но в любом случае для результативного применения описанных приемов нужно постоянно тренироваться. А препятствий на отечественных дорогах предостаточно.

Способ 1. На больших скоростях

За несколько метров до ямы (в зависимости от скорости) резко жмем на педаль тормоза, загружая переднюю подвеску.

Перед самой ямой педаль тормоза отпускаем, что позволяет снизить ударные нагрузки на переднюю подвеску и автомобиль.

Способ 2. На малых скоростях

Перед ямой резко добавляем газ – нос машины поднимается.

Передняя часть авто проезжает неровность с наименьшей загрузкой оси.

Пролетев над ямой, автомобиль нагружает передние амортизаторы, тем самым разгружая задние перед препятствием.

Способ 3.

Машина правым колесом едет на яму. Первое движение – рулем в левую сторону (контрсмещение), затем направляем авто правым колесом в сторону ямы. Колесо в разгруженном состоянии проезжает неровность.

Что говорят ПДД

В Правилах дорожного движения ухабы обозначены как препятствия. Здесь мы нашли несколько пунктов, которыми должен руководствоваться водитель при вынужденных маневрах (10.1, 11.4, 11.11, 12.3, 13.3). Так, ямы и возвышенности нельзя объезжать по встречной полосе, если автомобилист двигается по дороге с двухсторонним движением, которая имеет, по меньшей мере, две полосы для движения в одном направлении. Однако при появлении на горизонте препятствия водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости – вплоть до полной остановки транспортного средства или объезда препятствия, которая будет безопасна для других участников движения.

Так делать нельзя

При проезде неровности нельзя давить на тормоз – усиливается нагрузка на переднюю подвеску авто. Непосредственно перед препятствием тормоз нужно отпустить.

Виталий Пристинский Директор школы контр-аварийного вождения «Карбон»

Препятствия на дорогах нужно проезжать уверенно и умело. Так, если яма находится на траектории движения правого колеса, то его необходимо разгрузить, т. е. выполнить ряд действий рулем. Сначала нужно на несколько сантиметров сместить автомобиль влево и тут же вернуть его обратно. Таким образом, сначала правое колесо загружается, а затем, при возврате авто, оно разгружается. В таком состоянии колесо и «перелетает» через яму с небольшим ударом. Следует помнить, что подобные действия будут безопасными только при отсутствии соседей по потоку. Иногда яма бывает настолько огромной, что в нее попадают все колеса – сначала передние, затем задние. В таких случаях автомобилисту нужно сначала максимально сжать передние амортизаторы путем нажатия или короткого удара по педали тормоза. Тогда после «клевка» авто произойдет обратный процесс – амортизаторы «раскроются», и автомобиль переедет яму с наименьшей нагрузкой на переднюю ось. Еще можно заставить машину совершить прыжок через препятствие – для этого требуется перед самой ямой или наплывом на мгновенье нажать на педаль газа. В этом случае передняя ось налегке переедет через препятствие за счет загрузки задних амортизаторов. Замечу, что поворот руля и степень нажатия на тормоз должны соответствовать скорости движения автомобиля. Так, при больших скоростях движения рулем должны быть минимальными – 1-2 см, иначе машина может перевернуться. Чем скорость ниже, тем на больший угол поворачиваем руль.

Александр Попов Серебряный призер Украины по ралли-рейдам 2010 года

Проезд неровностей требует от водителя концентрации, кроме того, он должен иметь представление о поведении автомобиля и его подвески в том или ином случае. Например, на соревнованиях по ралли-рейдам, когда на большой скорости проходишь разбитый участок, приходится выставлять машину таким образом, чтобы она парила над кочками. Всего этого можно достичь, работая рулем и педалями. Если в этот момент посмотреть на автомобиль сзади, то создастся впечатление, будто он проносится по верхушкам кочек, а не скачет с одной на другую. Точно так же можно проезжать городские неровности – не обязательно сбавлять скорость, достаточно четко понимать поведение своего авто в конкретном случае при конкретном маневре. Тренируйтесь!

Советы от «Автоцентра»

При возникновении препятствия мы бы советовали как можно быстрее сбросить скорость. Подъехать, оценить глубину и высоту колдобины, а уж потом предпринимать маневры, описанные специалистами. Повышенное внимание к ямам должны уделять автомобилисты, чьи машины «обуты» в низкопрофильные шины. Такие покрышки легко повреждаются о края ям. Низкое давление в колесах также повышает риск их повреждения. Помните, что повреждение шин является дорожно-транспортным происшествием. Вызов ГАИ и получение справки о ДТП, конечно, будет неоспоримым доказательством в суде против дорожных служб. Но в таком случае автомобилист лишится водительских прав до вынесения судебного вердикта.

Иван Терентьев
Фото Андрея Яцуляка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Езда по трассе. О чем надо знать любому водителю.

Трасса. Ровная, широкая дорога, красивый пейзаж. За окном мелькают поля, леса и рощи, деревни и города. Водителей можно разделить на две категории: те, которые езду по трассе любят больше, чем городскую, и те, кто лучше себя чувствует в режиме города, чем на трассе.

Это не относится к навыкам и стажу, это внутреннее состояние сидящего за рулем. Лично я отношусь ко второй категории водителей. Мне езда по трассе кажется скучной и не интересной. Но, несмотря на личные пристрастия, любой водитель периодически, кто реже, кто чаще, сталкивается, как с трассовой, так и городской ездой.

Мое личное мнения (у Вас может быть свое), что выезжать на трассу надо только после того, когда Вы очень хорошо освоили все азы городской езды и приобрели необходимую мышечную память и привычки. Ведь, с одной стороны, вождение на трассе легче: едешь по прямой, не надо постоянно следить за пешеходами, маршрутками, светофорами, стопами впереди едущих авто и знаками. С другой стороны, на трассе важно умение управлять авто на повышенной скорости, хорошее знание возможностей своей машины, ощущение расстояния для безопасных обгонов и маневров.

Поэтому, если вы уже набрали необходимый для трассы опыт, давайте поговорим о том, какие ошибки других водителей могут послужить нам уроком и сделают нашу езду по трассе, в первую очередь безопасной и сведут к минимуму неприятное общение с представителями дорожной полиции и ГАИ.

1. Знаки приоритетней разметки. Очень часто на трассе можно встретить знак «обгон запрещен». При этом, видя прерывистую линию разметки, водитель ориентируется на нее. Но, надо помнить, знаки – имеют более высокий приоритет.

2. Сколько действуют запрещающие знаки? А их очень много на трассах. Это и ограничение скорости, и знаки, запрещающие обгон, повороты, развороты и много других… Эти знаки действуют до первого перекрестка, либо до знака, отменяющего ограничения.

3. Трассовая скорость выше городской. И, что скрывать, многие водители превышают разрешенную максимальную скорость, двигаясь по трассе. Я не буду Вам читать лекцию, о том, что это недопустимо, но давайте хотя бы подумаем о безопасности. Чем опасна высокая скорость? Увеличивается вероятность не справится с управлением, не успеть затормозить при возникновении непредвиденной ситуации. При резком торможении на высокой скорости любая машина идет юзом, и на скользкой дороге ее начнет крутить. Неосторожное движение руля на высокой скорости может привести к тому, что машина слетит с трассы.

4. Мокрая и скользкая дорога – это не только снег, гололед и дождь. Очень опасной дорога становится при повышенной влажности в воздухе: при моросящем дожде, россе и тумане. Все маслянистые вещества, которые в большом количестве покрывают любой асфальт, приподнимаются, образуя пленку. Именно поэтому, надо быть очень осторожным и внимательным, при любой мокрой, влажной и сколькой дороге.

5. Чем выше скорость, тем более плавными должны быть все движения руля и педалей и больше безопасное расстояние на дороге. Никаких резких движений, даже случайных!

6. Повороты на трассе часто могут представлять опасность. Особенно — не знакомые. Когда Вы не знаете угол поворота, снизить скорость надо до такой, чтобы безопасно войти в поворот под любым углом, без выхода, или вылета, на встречную. Это может спасти жизнь!

7. Обгон и опережения на трассе – самые распространенные маневры. И, как это не банально звучит, но всегда надо руководствоваться основным правилом «не уверен – не обгоняй». Помним, что скорость встречного транспорта может быть выше нашей, мы должны не только начать маневр, но и успеть безопасно его завершить. Если Вы не успеваете закончить обгон, никогда не уходите на левую обочину, лучше заранее начинайте проситься назад, в свою полосу. Боковое столкновение всегда лучше лобового. Во втором варианте – шансов практически нет.

8. Все маневры, особенно обгоны и опережения, стараемся делать максимально быстро. Выходя на обгон, не бойтесь нажимать на педаль газа. Ваша скорость должна быть выше, чем скорость транспортного средства, которое вы обгоняете. И Вы, в минимально короткий срок, должны уйти с полосы встречного движения.

9. Чем выше ваша скорость, тем труднее совершить обгон. Если скорость потока достаточно высокая, не старайтесь обогнать автомобиль, чтобы ехать просто перед ним. Это ребячество. Помните, для обгона, надо в минимальные сроки разогнать автомобиль, а при изначально высокой скорости, это будет сделать не просто.

10. Старайтесь на трассе, да и в городе, быть предсказуемым. И сами держитесь подальше от непредсказуемых водителей. Включайте поворотники заранее, не забывайте смотреть в зеркала и просматривать мертвую зону. При высоких трассовых скоростях, это особенно актуально.

11. Ну и о принятие решений в экстремальных ситуациях. Лучше, чтобы Вы научились принимать такие решения, на небольших скоростях, в городе. Ведь если ваши навыки еще недостаточно отточены, Вы не знаете, как среагируете на автомобиль, вылетающий со второстепенной дороги, вам наперерез, или на лопнувшее в движении колесо вашего автомобиля, автомобиля, движущегося по встречной, или впереди Вас, на то, что встречный автомобиль выходит на обгон и движется Вам в лоб….

Всегда следует помнить, что любой автомобиль (даже самый хороший и надежный) – средство повышенной опасности. На дороге мы отвечаем не только за себя, но и других участников дорожного движения. Дома нас ждут живыми и здоровыми, пусть и на час позже. Будьте внимательны и аккуратны на дороге! Иногда, дорога не прощает ошибок… Берегите себя и своих близких.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как ездить по плохим дорогам с минимальным ущербом для авто

В нашей стране весной вместе со снегом традиционно сходит и асфальт: каждый год с марта по июнь ездить по городу опасно, ведь можно и ходовую часть автомобиля повредить, и в аварию попасть.

Зачем замедляться

Преодолевая очередную неровность водители практически всегда задают себе вопрос, на какой скорости это лучше всего делать. С одной стороны, если чуть надавить на газ, авто меньше трясет, а в салон передается не так много неприятных звуков — поэтому водители-новички обычно предпочитают «пролетать» ямки. А вот опытные водители всегда снижают скорость на плохом участке дороги, вплоть до того, что даже внешне небольшую ямку «переползают» на скорости 3—5 км/час. Кто прав?

Работа подвески авто основана на превращении удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески (амортизатора, сайлентблоков). Из школьного курса физики мы знаем, что сила удара зависит от массы, размеров и скорости. То есть чем ниже скорость авто и меньше глубина ямы, тем ниже будет нагрузка на ходовую часть автомобиля и наоборот. Элементы подвески рассчитаны лишь на определенную нагрузку (например, на проезд неровности вроде «лежачего полицейского» на скорости до 30 км/час), и если ее превысить, удар передается на кузов (при этом слышен глухой металлический стук), что приводит к повреждению силовых элементов его конструкции. Чем чаще происходит нагрузка на ходовую часть и чем выше скорость при этом, тем быстрее происходит износ резино-технических деталей. Поэтому спешить на неровных дорогах не стоит.

Неровность. Нужно преодолевать на минимальной скорости.

Опасное торможение

Даже если вы считаете себя очень хорошим водителем и рассчитываете, что в случае появления ямы успеете затормозить или объехать ее (уверенности добавляет то, что на авто стоят отличные тормоза и все современные системы безопасности), на плохой дороге лучше не разгоняться быстрее 40 км/час. Дело в том, что на резкий удар по тормозам (например, если вы заметили яму слишком поздно либо просто дорога плохо освещена) может поздно среагировать водитель машины, которая двигается вслед за вашей. Правила разрешают резко тормозить лишь в том случае, если без этого нет возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие, но дорожная неровность — явно не тот случай. Также важно знать, что если авто оборудовано антиблокировочной системой тормозов (АБС), то резкое торможение на яме может сыграть с водителем злую шутку: колесо блокируется в воздухе, срабатывает АБС (принудительно отключает тормоза), и в итоге автомобиль становится неконтролируемым.

Как пролететь над ямой

Если вы видите, что безопасно объехать яму не получится (слева и справа есть препятствия или едут другие авто), а сзади вас нет других машин, над «кратером» можно попробовать в прямом смысле этого слова пролететь. Для этого бывалые водители используют нехитрый прием. Перед самой ямой нужно резко нажать на педаль тормоза, чтобы авто максимально замедлилось (при этом упругие элементы передней подвески сжимаются), а после этого отпустить тормоз и проехать яму на минимальной скорости накатом (упругие элементы ходовой после прекращения торможения разжимаются и как бы «подбрасывают» переднюю часть авто вверх). В результате такого приема колесо проезжает по яме с минимальным давлением и на подвеску не передаются сильные удары. Мало того, что это бережет ходовую часть авто, так еще и снижается риск пробить колесо и повредить диск из-за столк­новения с острыми краями глубокой ямы, а менять грязные колеса посреди дороги — не самое приятное занятие.

Добавим, что крайне важно весной не заезжать в глубокие лужи — под любой из них может прятаться очень глубокая яма (вода скапливается ведь не просто так, а в неровностях). То же касается и канализационных люков, крепления которых за зиму прогнивают, и они попросту переворачиваются.

Колея на асфальте

Кроме ям, водителям часто встречается и такой опасный для управляемости авто вид деформации дорожного покрытия, как колейка — след от колес проезжавших перегруженных грузовиков. Главная проблема в том, что при движении по такому участку дороги появляется так называемое рысканье — частые удары боковины колеса о борта неровности меняют траекторию движения машины, что может привести к потере управляемости. Особенно велик риск после дождя, когда в колее скапливается вода и появляется эффект аквапланирования (авто теряет сцепление с дорогой). Кроме того, может появиться продольная раскачка, вызывающая занос и переворачивание автомобиля. Чтобы избежать проблем при движении по колейке, нужно снизить скорость и избегать любых резких движений рулем до тех пор, пока не попадете на ровный участок. Отметим, что риск потери управляемости особенно велик при попытке совершить обгон, когда из колейки нужно выехать на высокой скорости, а затем точно также вернуться в нее (после обгона). От этого маневра лучше отказаться, либо же при его выполнении нужно быть готовым к контраварийным действиям в случае заноса: руль нужно держать двумя руками, в случае заноса вращать его в сторону, противоположную заносу до восстановления траектории, а затем нажать на педаль газа.

Боковая разгрузка

Иногда на пути появляются ямы с критической глубиной (есть риск, что колесо провалится и будет повреждено днище или бампер), а возможности объехать яму нет, как и «пролететь» над ней. В этом случае для избежания сильного удара по подвеске можно применить прием под условным названием «боковая разгрузка». Используется уже описанный выше эффект нагрузки передней оси (удар по тормозам для того, чтобы сжались элементы передней подвески). Если совместить такое торможение с поворотом, то авто благодаря центробежной силе кренится набок, причем больше нагружается та сторона автомобиля, которая движется по внутренней его части.

На практике перед выбоиной опытные водители имитируют вхождение в поворот, резко поворачивая руль так, чтобы колесо, попадающее в яму, оказалось на внешней (разгруженной) стороне дуги. А затем возвращают руль назад, выравнивая курс. Передний стабилизатор поперечной устойчивости при этом работает как торсион (пружина в виде вала, работающего на кручение) и дополнительно приподнимает переднее колесо, которому угрожает сильный удар. Но отметим, что этот прием нельзя использовать во время преодоления бугров, камней, кочек, иначе удар разгруженного колеса может легко привести к опрокидыванию транспортного средства. Кроме того, есть риск заноса в случае малейшей ошибки.

Езда по бездорожью: практические советы

Для водителя нет ничего хуже, чем в пути наткнуться на бездорожье. Езда на бездорожье чревата серьезными последствиями. В первую очередь – для автомобиля. Потом уже страдает психика самого водителя, хотя случаи бывают разные.

Для начала давайте выясним, что такое бездорожье. А именно – что оно может из себя представлять.
1. Ямы, выбоины на асфальте.
2. Лужи.
3. Грязевая дорога.
Пожалуй, с этими тремя видами дорог чаще всего встречается автомобилист на своем пути. Разберем методы безопасного вождения на каждом типе дороги.

Ямы, выбоины на асфальте.
Это наиболее часто встречающийся вид дорог. Рано или поздно с ним сталкивается каждый автомобилист. Тем не менее, далеко не все умеют правильно ездить по ямам. Последствия от неправильной езды — повреждения ходовой части машины. Также ямы могут являться причинами ДТП. Поэтому не стоит игнорировать такую опасность – ямы не такие безобидные, какими могут казаться. Как же правильно ездить по дороге с ямами?
1. Если есть возможность, то лучше яму объехать.
2. Если яму невозможно объехать, то существует два способа безопасного преодоления этого препятствия – проскакивание и переползание.

Проскакивание.
Этот метод основан на принципе устройства самой машины. Когда автомобиль тормозит, то вся его масса сосредотачивается на передней части. Понятно, что под таким весом капот как бы «клюет носом». Из этого следует, что если нажать педаль тормоза перед въездом на опасный участок, то машина получит два сильнейших удара — на въезде (из-за разжимания пружины за счет потери устойчивости) и на выезде. Причем на выезде и возникают основные повреждения — пробиваются диски и шины. Поэтому, попадая на участок дороги с выбоинами, нельзя нажимать педаль тормоза. Снижение скорости необходимо осуществлять при помощи сцепления и коробки передач. Поэтому перед въездом в яму нужно, как это не странно звучит, увеличить скорость. Таким образом нагрузка на элементы передней подвески уменьшится, и перейдет на заднюю часть. Из-за этого свойства автомобиль имеет возможность буквально пролетать ямы. Однако здесь не все так просто. Нужно помнить о том, что необходимо разгрузить заднюю часть. То есть, как только автомобиль передней частью проехал, то нужно разгрузить кузов, нажав на тормоз.

Переползание.
Если предыдущий способ больше подойдет для водителей со стажем, то этот вариант передвижения создан для новичков. Он заключается в том, что перед ямой нужно сбавить скорость, но не за счет педали тормоза. Если не успели понизить скорость – проезжайте с такой скоростью, которая была. Как минимум, ходовая часть останется целой.
Безопаснее всего по ямам ездить на первой или второй скорости. Все зависит от вида дороги и профессиональных навыков водителя.

Лужи.
Мелкие лужи не несут серьезной опасности. А вот большие лужи – это серьезный повод не только задуматься, но и вовсе отменить поездку. Но после дождя на дорогах могут образовываться целые реки. В решении такой задачи нужен особый подход.
Для обычного легкового автомобиля безопасная высота воды составляет 20-25 см. Для кроссоверов эта цифра может увеличиваться до 30 см. Внедорожники могут спокойно бороздить лужи, высотой от 50 до 70 см.
Сами по себе такие лужи опасны по нескольким причинам:
1. Неизвестно, какие повреждения дороги скрываются за лужей. Возможно, там глубокая яма или выбоина.
2. Вода может попасть под капот, что чревато не только сокращением срока службы трансмиссии, но и более явным признаком — глушением двигателя. Длительное нахождение в воде может еще больше усугубить ситуацию. После такого происшествия можно настраиваться на серьезный ремонт.
При переезде через лужи нужно трезво оценить ситуацию. Если клиренс не позволяет безопасно переехать воду, то лучше отказаться от этой затеи и найти пути объезда. Если путей объезда нет, перенести поездку невозможно, времени ждать, пока вода спадет, тоже нет, то следует помнить о том, что:
— скорость движения должна составлять 10 км/ч. Это поможет безопаснее проехать ямы и не создавать волны. Именно из-за волны вода может попасть под капот;
— обороты двигателя – 2500 об/мин. При меньших оборотах существует риск попадания воды в выхлопную трубу. Последствия мало кого порадуют.

Грязевая дорога.
Это самый опасный и непредсказуемый вид бездорожья. Лучше всего вообще не ехать по грязевой дороге, а дождаться лучших времен, когда грязь засохнет. Но если времени ждать нет, то необходимо подключить свои аналитические и творческие способности. Но сперва – проанализировать ситуацию. А вариантов может быть два.
1. Перед вами — небольшой участок грязи (около 10 м). Такой участок можно попытаться проехать за один присест, разогнавшись до 60 км/ч на второй передаче. Скорость сбавлять нельзя ни в коем случае, иначе можно застрять, а эта ситуация небезнадежная, но и в ней мало чего приятного.
2. Перед вами – участок дороги, на котором грязи так много, что конца края не видно. Здесь уже не получится быстро прошмыгнуть. Ситуация требует более деликатного подхода. Первое, что нужно сделать — пометить траекторию движения. Для этого надо взять обычную длинную палку и протыкать ею весь опасный промежуток, сделав выводы про высоту грязи и почву, ее составляющую. Причем палка должна плотно упираться в землю под слоем грязи. Определив высоту, нужно сравнить ее клиренсом машины. Если он позволяет, то можно ехать. О чем говорит тип почвы? Песчаная почва увеличивает шансы на выезд в случае, если машина загрязнет. А вот глина и чернозем опасны тем, что засасывают автомобиль, он начинает скользить, поэтому выбрать будет трудно. Обычно машина не может выбраться по двум причинам. Первая — если буксуют ведущие колеса. Но с этой проблемой не так сложно справиться. Если колеса «сели на брюхо», то здесь нужно капитально повозиться. Но не все так безнадежно, если есть в наличии цепи для ведущих колес. Эта великая вещь, с которой не страшны ни снег, ни гололед, ни грязь. Одевать их нужно перед проездом опасного участка.

Что делать, если машина все-таки застряла?
1. Если буксуют передние колеса, то нужно их откопать, а также очистить от грязи участок радиусов 50 см с каждой стороны колес. Этот участок нужно присыпать песком, галькой или положить ветки деревьев – что под руку попадет. Выбираться этим способом нужно аккуратно, не нажимая педаль газа – на сцеплении. После того, как выкарабкаетесь, остановиться можно будет только на твердой поверхности.
2. В случае, если машина села на брюхо, то поможет только домкрат. Машину нужно будет приподнять. Но для того, чтобы это сделать с помощью домкрата, его нужно установить на устойчивую и не скользкую поверхность. Здесь нет универсального рецепта – нужно смотреть по ситуации.
Если удалось выбраться из грязи, то первый делом необходимо хорошо обмыть автомобиль. Особое внимание нужно уделить внутренним элементам – грязи в них не должно остаться. Зная качество и отношение к работе на автомойках, лучше помыть машину самостоятельно.
Для автомобиля страшнее грязи нет ничего. Поэтому лучше все-таки избегать грязевой дороги.

Научись и выживи: как ездить по гравийной дороге и не опрокинуться

С приходом дачного сезона в редакции белорусских интернет-изданий поступают новости о том, как водитель не удержал машину на гравийной дороге.

Сводки ДТП за последние пару лет полнятся сообщениями о машинах, которые двигались по гравийному покрытию и водителях, которые «не справились с управлением» и вылетели в кювет, врезались в дерево, упали в реку, съехали в поле и опрокинулись.Страшные кадры сопровождаются описание о том, что водитель, «двигаясь на закруглении дороги, не выбрал безопасную скорость», «не был пристёгнут ремнём безопасности», «допустил опрокидывание». И всё это — на гравийном покрытии.

Попробуем разобраться, чем так опасен гравий и как справиться с таким покрытием водителю.

Гравий как угроза

Путешествие за город, на дачу или к озеру не обходится без проезда по гравийке. А гравий бывает разный. Плотный и рыхлый, с мелкими камушками-роликами, булыжной крошкой или песком, на ровной и ухабистой дороге, более или менее цепкий по отношению к шинам.

Объединяет все эти разные в плане условий движения ситуации одно: опасность гравийного покрытия очевидна только для опытных водителей. Начинающие помнят только принцип «Больше скорость — меньше ям» и легко вылетают в кювет.

Но гравий как снег. Во-первых, он тоже бывает разным в плане сцепления шин с дорогой. Во-вторых, он тоже не прощает ошибок.

Только вот ездят по гравийке в основном весной и летом, когда все водители переходят на более беспечный агрессивный стиль езды, расслабляются в плане заносов и переобуваются в летние шины или сомнительную изношенную «зиму».

Интернет-издание ABW.by проводило эксперимент, сравнивая поведение обычной легковушки на асфальте и на гравии. Результаты заставляют задуматься.

Повороты

В повороте более скользкое гравийное покрытие вызывает снос передней оси и занос задней на переднеприводном автомобиле. Колёса теряют сцепление в продольном и поперечном направлении и стремительно скользят на дуге поворота.

Скорость благополучного входа в 90-градусный поворот на асфальте, посыпанном песком, составляет порядка 60 км/ч. На гравии она снижается до 50 км/ч, иначе машина вываливается наружу поворота и снос передней оси норовит перейти в занос.

Водитель, который не тренировался управлять машиной в момент скольжения, потеряет управление в таких условиях.

Маневрирование

При маневрировании автомобиля на гравийном покрытии склонность к заносу увеличивается ещё больше.

При выполнении объезда фишек «змейкой» в эксперименте авторы ‘эксперимента констатируют избыточную поворачиваемость машины. Приходится активно подруливать и газовать, иначе задняя часть авто стремится обогнать перед — а тут и до разворота и вылета с дороги недалеко.

Итог сравнений такой.

На асфальте, пусть и скользком за счёт посыпанного песка, машина ведёт себя более-менее предсказуемой. На гравии — срывается в занос от любого резкого движения рулём и превышения скорости. Справиться со скоростным маневрированием на таком покрытии под силу разве что асу с опытом раллийных гонок.

Торможение

Другой эксперимент ABW.by был посвящён измерению тормозного пути с включённой и отключённой ABS на асфальте и гравии. Результаты таковы — тормозной путь на гравии больше, чем на асфальте. А на гравии с включённой ABS — длиннее в два раза.

  • На асфальте с 60 км/ч машина остановилась за 13 метров, на грунтовой дороге — за 24 метра.

В таких результатах нет ничего удивительного, если вспомнить, что вообще-то антиблокировочная система не предназначена для сокращения тормозного пути. Задача ABS — чтобы водитель даже в момент экстренного торможении не потерял управляемость и мог маневрировать. Например, тормозить в пол и при этом объезжать препятствие.

Почему остановиться на гравийке с заблокированными колёсами получается быстрее?

  • Срабатывающая ABS ослабляет «хватку» суппортов, чтобы колёса не блокировались, и они на скользком летнем (или лысом зимнем) протекторе продолжают катиться, не в силах зацепиться за поверхность.
  • При отключенной ABS блокировка колёс приводит к тому, что шина «впахивается» в гравий и накатывает своеобразный валик из его верхнего слоя, который её и останавливает. Тормозной путь сокращается.

Но сокращение тормозного пути за счёт отключенной ABS — единственный аргумент «за» вытаскивание предохранителя. Аргументы «против» куда весомее. Шины стираются, машина норовит сорваться в скольжение, водитель теряет управление. В результате, отключив ABS на гравийной дороге, водитель всё равно получит больший, по сравнению с цепким покрытием, тормозной путь — и при этом будет вынужден бороться с возникающими заносами. Вероятнее всего — потеряет управляемость, уйдёт в ритмический занос и вылетит с дороги.

Прерывистое торможение как имитацию работы ABS знают в теории и не умеют делать в жизни многие. На скользком покрытии дозировать усилие, балансируя на грани блокировки колёс, могут только профи. Для остальных придуманы электронные помощники — и ими не стоит пренебрегать.

Разумнее при торможении на грунтовой дороге жать педаль в пол и сохранять контроль над автомобилем, пока ABS спасает от торможения юзом и ухода в занос.

Тем более что для последнего на гравии достаточно чуть газануть, резко повернуть руль или поздно спохватиться в затяжном повороте — и задняя ось тут же срывается в скольжение. Превысив скорость в повороте на переднем приводе, в занос легко отправить уже переднюю ось. Последствия непредсказуемы, вплоть до вылета с дороги и опрокидывания.

От чего зависит поведение машины на гравии

  • Состояние дороги — гравий и грунт могут достаточно сильно отличаться по своим характеристикам, сцепление шин на разном покрытии дороги будет разным. Самым опасным считается гравий с мелкими камушками-роликами.
  • Профиль дороги — колея, ямы и неровности на дороге могут привести к тому, что машина потеряет курсовую устойчивость, станет неуправляемой.
  • Установленные шины — чем выше остаточный протектор, лучше по составу резиновая смесь и более «цепляющийся» рисунок на шине, тем больше вероятность справиться с гравейкой. Летние шины будут срываться в занос быстрее зимних и всесезонных.
  • Модель авто — внедорожники с полным приводом справляюются с такими условиями лучше. Заднеприводные легче срываются в занос, но и реакция водителя, даже инстинктивная, на занос машины с RWD будет правильной.
  • Наличие систем активной безопасности — ABS предотвратит торможение юзом и сохранит управляемость, BrakeAssist «дожмёт» педаль при недостаточном усилии водителя, ESP поможет сохранить курсовую устойчивость в повороте и т.п.
  • Состояние амортизаторов и стоек — если элементы подвески изношены и не в состоянии оперативно гасить колебания кузова при езде по ухабам, достаточно небольшой ямы и экстренного торможения, чтобы перевернуться.
  • Мастерство водителя — при начавшемся сносе оси только от водителя зависит, сумеет ли он предотвратить уход в занос, сможет ли сохранить управляемость и удержать машину.
  • Выбор скорости — последний по перечислению, но первый по значимости пункт. Чтобы ездить по гравийке быстро, нужна специальная подготовка и опыт. В соседних странах не просто так ограничивают скорость передвижения по грунтовым дорогам на 70 км/ч по прямой.

Как ездить по гравию безопасно

Правила езды по грунтовке и щебню такие же, как для вождения зимой. Резкие движения, высокая скорость, активное маневрирование — всё это приведёт к сносу передней оси, заносу задней и потере управляемости. Поэтому — никаких резких движений, выполнение манёвров с запасом скорости и расстояния, по заранее выбранной траектории.

Выбирать скорость движения по гравию нужно в зависимости от характера покрытия. Небольшие по площади ямы объезжают как при обычной езде, от 60 км/ч, большие и глубокие — разгружая подвеску, как при проезде «лежачих полицейских» или на скорости 20-30 км/ч, выступающие неровности — в зависимости от их высоты. В любом случае безопасным будет принцип чем меньше скорость — тем больше управляемость. Разгоняться по щебёнке или грунтовке выше 70 км/ч точно не стоит.

При возникающем сносе задней оси быстро и плавно повернуть руль в сторону заноса независимо от типа привода, как только задняя часть машины двинулась обратно, плавно и быстро вернуть руль, выровняв траекторию движения. На переднем приводе — добавить газ, на заднем — отпустить педаль газа.

Итого

Чтобы ездить по гравию безопасно, нужен тандем из теории и практики.

Теория — это понимание того, что в любом случае шины будут срываться на таком покрытии в занос раньше, тормозной путь будет больше, снос оси будет возникать даже на небольшой скорости.

Практика — это подготовка к езде по гравию. В идеале — отработка навыков управления авто на гравийке до рефлекса: на курсах или самостоятельно на полигоне. Только при тренировке навыков за городом (на хорошо просматриваемом участке без движения) можно действительно почувствовать особенности поведения своего автомобиля, включая работу подвески, развесовку и сцепление шин с таким покрытием дороги.

  • Полный гайд по торможению в разных условиях найдёте здесь.
голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Новая пятидверка Audi A5 Sportback стала просторнее и дороже
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector