Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависит цена на бензин в России

Добычу нефти увеличат. Как изменится курс рубля и цены на бензин

Фото © ТАСС / Егор Алеев

» src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/4/376423356903.7698.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Нефть дорожает рекордными темпами, а курс рубля обновил новый максимум. Это происходит после решения ОПЕК+ наращивать добычу нефти. Сколько теперь будет стоить бензин и как изменится курс валют?

Что значит решение ОПЕК+ для рубля

В четверг курс рубля обновил трёхмесячный максимум. Сейчас российская валюта продолжает дорожать. Доллар стоит чуть более 74 рублей. Для сравнения, в начале месяца он оценивался дороже 76, а в начале ноября — более 80.

Такое укрепление курса российской валюты напрямую связано с решением участников ОПЕК+ согласовать повышение добычи нефти. Суммарно она вырастет на 500 тысяч баррелей в сутки. При этом Россия увеличит производство примерно на 125 тыс. баррелей. Эти показатели считаются небольшими. К тому же предполагается, что их могут ежемесячно пересматривать в зависимости от ситуации на рынке.

— В основе укрепления рубля, которое мы видим сейчас, лежит фундаментальная составляющая. После решения ОПЕК+ инвесторы больше склонны верить, что нефть в долгосрочной перспективе будет находиться в коридоре 50–60 долларов за баррель, чем в пределах 30–40. Если учитывать прошлогодний диапазон стоимости Brent в российской валюте, то курс доллара должен находиться на уровне 72–74 рублей, — считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Бабин.

По мнению аналитика, в ближайшее время курс ещё может укрепиться до 73,8–74 рублей за доллар. Правда, при условии, если стоимость нефти останется на теперешних уровнях и выше. Сейчас она уже приближается к отметке в 50 долларов за баррель.

Жестокий аванс. Как банки обманывают на новогодних спецпредложениях

Дмитрий Бабин обращает внимание, что помимо цен на нефть должны сохраняться и другие благоприятные факторы. Самый важный — относительная стабильность геополитической обстановки. Правда, даже при хорошем сценарии ближе к 1 января можно ждать коррекции курса.

— Мы можем увидеть рост доллара до 75–76 рублей. Это произойдёт из-за опасений, что какие-то негативные для рынка события могут произойти в период длинных новогодних праздников, — заключает Дмитрий Бабин.

Решение ОПЕК+ носит сбалансированный характер и удовлетворяет интересам всех участников соглашения. Такое мнение высказал руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. Он отметил, что сейчас цена на нефть приблизилась к важной психологической отметке в 50 долларов за баррель. Если она будет пройдена, то стоимость чёрного золота устремится к 54–56.

— Для рубля итог саммита ОПЕК+ создаёт предпосылки для дальнейшего укрепления. Особенно если учесть, что пока в повестке дня нет санкционных рисков и не обсуждается вопрос инаугурации Джо Байдена. При нынешних ценах на нефть российская валюта выглядит недооценённой. Таким образом, есть основания полагать, что в течение декабря доллар может подешеветь до 71–73 рублей, — отметил Михаил Коган.

Пособия к празднику. Кто может рассчитывать на доплаты к Новому году

Какие цены ждать на заправках к 1 января

Кстати, постепенное увеличение добычи нефти с 1 января 2021 года предусматривалось ещё на июньской встрече ОПЕК+. Об этом напомнила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. По её словам, нефтяной рынок на решение ОПЕК+ отреагировал положительно. Прежде всего потому, что решение было принято единогласно и никто из участников соглашения не отказался в нём участвовать, не заявил о своей особой позиции.

— Цены на бензин в России не отреагируют на решение ОПЕК+ и растущую нефть, так как их рост сдерживается государством. Хотя небольшое подорожание бензина в декабре-январе, конечно, будет, — полагает Наталья Мильчакова.

Впрочем, повышение цен на АЗС ожидается в пределах нескольких процентов. Правда, это будет зависеть скорее от общей обстановки на внутреннем рынке, чем от решения ОПЕК+. Цены на нефть уже давно не оказывают прямого влияния на стоимость бензина на заправках.

Пока же, как следует из данных Росстата, средние розничные цены на бензин не изменились. По статистике, за неделю с 23 по 29 ноября они составили 45,83 рубля за литр. Бензин марки АИ-92 подорожал на одну копейку — до 43,22. Средняя стоимость марки АИ-95 снизилась на копейку — до 46,96, а АИ-98 — выросла на две копейки до 53,38. Дизельное топливо подорожало на девять копеек — до 48,54 рубля за литр.

От чего зависит цена на бензин в России?

Общеизвестно, что расходы на топливо составляют до 70% всех затрат при эксплуатации автомобиля. Неудивительно, что сегодня многие автовладельцы задумываются о ценообразовании бензина и солярки, недоумевая по поводу того, что с существенным уменьшением стоимости нефти на мировых рынках бензин и дизтопливо только дорожает. Поговорим поподробнее о том, из чего же складывается стоимость топлива.

Технология производство автомобильного топлива

Бензин и солярка сегодня производятся по специальной технологии путем глубокой переработки нефти. Использование современного нефтеперерабатывающего оборудования позволяет получить высокооктановый бензин, в котором практически не содержится сера. Трудоемкость и себестоимость переработки такого топлива сегодня чрезвычайно высока, что неизменно сказывается на общей стоимости бензина и дизеля на заправках.

Если бензин делают из нефти, то почему при почти более чем двукратном падении цен на черное золото стоимость автомобильного топлива только увеличивается. Цены на высокооктановый бензин вот-вот станут выше 40 рублей за литр, тогда как при цене нефти в 110 долларов за баррель литр стоил порядка 30 рублей. Дело в том, что основную составляющую стоимости автомобильного топлива составляют прямые и косвенные налоги. Специалисты Российского топливного союза отмечают, что в стоимость литра бензина доля нефти минимальна и составляет порядка 4%. Поэтому даже такие серьёзные колебания цен на сырье не способны повлиять на стоимость автомобильного топлива.

На цену топлива на российских заправках в первую очередь влияют внутренние факторы. Следует учитывать налоговую политику и присутствующие в стоимости бензина и солярки прямые и косвенные налоги. По словам специалистов, в настоящее время около 60% стоимости автомобильного топлива – это прямые и косвенные налоги. Это акциз, налог на добычу полезных ископаемых и других платежей, которые закладываются в топливо, и в последующем идут в бюджет.

Не следует удивляться столь большой доле налогов в стоимости автомобильного топлива. Можно сказать, что 60% — это среднеевропейский показатель. Во Франции такая доля налогов в стоимости бензина составляет 58%, в Британии 59%, а в Германии 61%. Несколько выбивается из этого контента Северная Америка, где доля налогов существенно ниже. Так, например, в Канаде только 32% налогов в стоимости топлива, а в США этот показатель не превышает 20%. Это и позволяет существенно снизить стоимость бензина в этих странах, где он сегодня дешевле российского.

Читать еще:  Семейство микровэнов Fiat 500L обновлено на 40%

В цене автомобильного топлива также следует учитывать и затраты на транспортировку, как самой нефти, так и в последующем уже готового топлива от перерабатывающих заводов непосредственно на автомобильные заправки. Основными нефтедобывающими регионами в России является Сибирь, соответственно, чтобы доставить сырье в центральную часть страны требуется использовать соответствующие нефтепроводы, перекачка по которым имеет высокую стоимость. Также следует понимать, что в России сегодня функционирует лишь несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов, соответственно в последующем затраты на перевозку уже готового топлива будут чрезвычайно высоки.

Перспективы цен на бензин в России

Эксперты предрекают дальнейшее увеличение цен на бензин и дизтопливо в России. Объясняется это неизменным увеличением акцизов и других косвенных налогов. Сегодня в кризис правительство столкнулось с нехваткой средств и пытается пополнить бюджет за счёт различных способов, в том числе увеличением акциза, перекладывая проблему уже на автомобилистов.

Так, например, совсем недавно стало известно о том, что в 2018 году акцизы будут повышены дважды, что приведет к увеличению цен на бензин и солярку на два рубля за литр. В итоге стоимость высокооктанового бензина превысит отметку в 40 рублей за литр.

В условиях резкого падения цен на нефть многие нефтедобывающие компании столкнулись с определенными сложностями, ряд компаний даже несут убытки, так как стоимость добычи и переработки нефти фактическим равняется ее цене на международных рынках. Увеличивая цену бензина в России правительство стремится компенсировать убытки нефтяников на внешних рынках.

Важную роль в формировании цен на бензин играет транспортный фактор. В ближайшее время железнодорожные тарифы на перевозку нефти и продуктов нефтепереработки в России вырастут приблизительно на 10%, что, в конечном счёте, прибавит порядка 30 копеек к литру бензина на автозаправочных станциях.

В ближайшей перспективе российским автовладельцам следует готовиться к цене автомобильного топлива на уровне 50 рублей за литр. В докризисные времена литр бензина в России в перерасчете на доллар стоил около 75-80 центов. В ближайшие несколько лет стоимость топлива вырастет до 75 центов, что на сегодняшний день составляет около 50 рублей за литр.

Как дорожает топливо и куда идут «бензиновые» деньги?

С апреля нынешнего года в России вновь увеличены акцизы на автомобильное топливо — уже второй раз за последние три месяца. Акцизные ставки на бензин с каждого литра подняты на два рубля, а на дизельное топливо — на рубль. А если учесть еще и НДС, то получится, что прибавка достигает 2,36 руб­ля с литра бензина. Это вскоре скажется на конечных ценах: согласно прогнозу компании Лукойл, топливо к концу года подорожает на 10% — то есть примерно на три рубля за литр.

По данным Росстата, бензин АИ-95 за последние пять месяцев в среднем по стране стал дороже на 0,8% или на 30 копеек (литр сегодня стоит 37,33 руб.), а дизтопливо при этом на столько же подешевело (до 35,22 руб./л). При этом в Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин и солярку в апреле почти не изменились, но в некоторых регионах всего за одну неделю заметно выросли: например, в Магадане на 3,3% и в Черкесске — на 1,2%.

По житейской логике бензин, наоборот, должен дешеветь, ведь цена на нефть упала, а спрос на топливо в России впервые с 2000 года пошел вниз (по независимой оценке компании VYGON Consulting потребление бензина упало с 35,89 млн тонн в 2014 году до 35,41 млн в 2015-м). Однако ценообразование в российской «нефтянке» квазирыночное и зависит от множества иных факторов. Взгляните на диаграммы, которые показывают, из чего в 2015 году складывались розничные цены на заправках: сами нефтепродукты — это только половина в конечной цене литра.

Структура розничной цены на АИ-92 и ДТ в 2015 году, руб../л

Даже внутренняя цена на нефтепродукты все равно привязана к экспортному рынку, а значит, зависит от курса рубля. Нефть подешевела почти втрое, но и доллар для нас подорожал, поэтому один баррель в рублевом эквиваленте сегодня стоит не сильно дешевле, чем три года назад при цене в 115 долларов: 3000 рублей против 3800. А во-вторых, почти половину топлива на российском рынке продают госкомпании, налоговые отчисления которых являются основой доходов бюджета страны. И эти доходы падают вслед за выручкой: если в 2013 году Роснефть была самым крупным налогоплательщиком, перечислив в бюджет три триллиона рублей (55% своей выручки), то в 2015 году ее взнос из-за падения цены на нефть стал на 806 миллиардов меньше.

Чтобы нивелировать этот эффект, правительство и взялось за внеочередное повышение акцизов: на сборах с топлива бюджет получит лишние 90 млрд рублей. Можно было бы немного порадоваться, ведь последние три года поступления от акцизов в полном объеме идут в региональные дорожные фонды на ремонт и строительство автодорог, но правительство предложило с 1 мая изменить этот механизм таким образом, чтобы в дорожные фонды уходило только 77% средств, а 23% — то есть как раз вся прибавка от повышения акцизов — направлялись прямиком в федеральный бюджет. В этом случае новых денег на региональные дороги не будет, а 90 миллиардов уйдут на латание дыр в общем бюджете.

Правда, такую схему не одобрил президент Владимир Путин, который предложил все же делить акцизные «сверхдоходы» пополам. Однако и в этом случае лишних 45 миллиардов на дороги ожидать не стоит, так как бюджет Росавтодора в 2016 году урезан как раз на 43,2 млрд рублей (до 509,2 млрд), а из крупных проектов без сокращения, по сути, остались только строительство ­моста через Керченский пролив и оплата работы системы Платон.

Куда пойдут «федеральные» миллиарды от акцизов? Прежде всего на поддержку автопрома: в антикризисном плане правительства он остается крупнейшим отраслевым потребителем госвливаний. В 2016 году предприятия автомобильной промышленности, включая и производителей коммерческой техники, получат 137 миллиардов рублей: 49 миллиардов из антикризисного фонда и 88 — напрямую из бюджета. Правительство по-прежнему в основном будет давать деньги заводам на меры по стимулированию спроса, и в итоге выходит, что любой покупатель, получив бонус в 50 тысяч руб­лей на бюджетную легковушку по программе утилизации и проехав на ней 100 тысяч километров, сам же и покроет примерно половину этой скидки, расплачиваясь за подорожавший бензин.

Читать еще:  ТОП-10 кроссоверов с большим багажником в России: рейтинг и сравнение

«Топливный парадокс»: почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью

Мировые цены на нефть устремились вниз после развала сделки ОПЕК+ в начале марта, а затем продолжили падение из-за пандемии коронавируса. Все это отразилось на стоимости бензина во многих странах мира – она начала снижаться, однако в России ситуация совсем иная – цены на топливо не то, что не снижаются, а даже растут. Как устроен российский нефтяной рынок и стоит ли россиянам ждать удешевления бензина – разбирались «ТВК Красноярск».

Как устроен нефтяной рынок?

Нефть – самое продаваемое сырье в мире, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» на мировом рынке, и весьма заинтересована в высокой выручке своих нефтяных компаний.

Основные игроки – «Роснефть», «Газпром Нефть» и «Лукойл». Первые две компании по большей части принадлежат государству, а третья компания хоть и находится в частных руках, но также является крупным налогоплательщиком. По разным оценкам, налоговые поступления от нефтяников составляют почти половину всего российского бюджета – а значит, экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и благосостояния нефтедобытчиков.

Стоимость нефти формируют сразу несколько различных критериев. Первый и основной – баланс спроса и предложения (чем выше спрос, тем дороже будет продаваться нефть).

Вторым основным фактором являются ожидания в изменениях спроса и предложения. Допустим, начало войны в стране, добывающей около 1-2% мировой нефти, может привести к резкому взлету котировок, так как на рынке будет ожидаться сильный дефицит в связи с прекращением поставок.

Также одним из самых серьезных факторов, влияющих на нефтяные котировки, являются квоты на добычу «черного золота» – их устанавливает организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Снижение квот оказывает влияние на количество нефти, предлагаемой к продаже, и повышает ее стоимость.

В начале марта 2020 г. страны ОПЕК+ намеревались заключить новый договор о сокращении добычи, однако сделать это не удалось – Россия отказалась дополнительно снижать уровень производства из-за распространения коронавируса. После этого, установившаяся за последние годы «стабильность» на нефтяном рынке, разрушилась. Рынок отреагировал моментально – стоимость барреля нефти рухнула почти на 30%.

Среди других причин: стихийные бедствия, техногенные аварии, научные разработки в сфере экологии, в том числе экологического транспорта, политическое решение об увеличении или уменьшении нефтяных запасов в развитых странах.

Огромную роль в нынешней ситуации с нефтяными котировками сыграла пандемия коронавируса – производственные мощности многих стран уменьшились из-за карантинных мер и рынок перенасытился нефтью. Да и общие настроения на рынке по поводу дальнейшего распространения инфекции, конечно, оказывают свое влияние.

Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Обывательская логика подсказывает, что снижение стоимости сырья должно удешевлять и конечный продукт – топливо. Однако на деле не все так просто – за последние 10 лет цена барреля нефти колебалась, то падая, то снова возрастая, при этом стоимость бензина преимущественно росла.

Такие парадоксальные, на первый взгляд, изменения происходят из-за того, что на самом деле доля сырой нефти в себестоимости товарного бензина составляет примерно 4-6%. Проще говоря, даже если бы нефть обвалилась в 2 раза, на конечной цене бензина это могло бы отразиться в пределах 2-3% удешевления.

В стоимости бензина, помимо расходов на его производство, «сидит» много налогов – около 60%. Сюда входят НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, налоги с фонда оплаты труда и др.

«В России цена на бензин не привязана к цене на нефть, никакой прямой зависимости нет. Поэтому ждать, что она упадет после обвала нефти – глупо. Цена упала на фьючерсы, то есть контракты долгосрочные – это не контракты сегодняшнего дня, они будут исполняться позже. К тому же на нашем рынке львиную долю стоимости бензина составляют налоги и акцизные сборы», – поясняет экономист Игорь Артемьев.

Действительно, в последние годы сильно выросли акцизы на топливо. К примеру, для бензина марки АИ-95 в пересчете на литр они составляют около 10 руб.

Государство устанавливает эти акцизы из-за необходимости некой «балансировки» во время экономического кризиса. Проще говоря, такими мерами оно обеспечивает финансовую стабильность для нефтяных компаний (основных налогоплательщиков), которые терпят убытки из-за падения мировых котировок.

Некоторые эксперты отмечают, что российским компаниям выгоднее отправлять нефть за рубеж, чем заниматься ее реализацией внутри страны – это связано с падением рубля.

Логика такая – продавай свой продукт за валюту и будешь в плюсе.

При этом внутри страны возможно образование дефицита нефтепродуктов, который в конечном итоге приведет к их подорожанию.

«Выход России из соглашений по ОПЕК+ фактически снимает ограничения по поставке нефти на внешние рынки, поэтому нефтяные компании наверняка попробуют нарастить объемы экспорта, и это может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов для внутреннего рынка, а как следствие, к повышению цен», – рассказал изданию «74.ru» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Также на итоговую стоимость литра бензина влияет география, особенно в России. В стране существует не так много нефтеперерабатывающих заводов, поэтому бензин приходится доставлять на большие расстояния.

«Даже с Ачинска у нас, чтобы доставить бензин до Красноярска – 1,5 руб. плюсом сразу закладывается в стоимость. Топливо локализовано в виде НПЗ, если мы, допустим, повезем еще дальше – транспортный расход будет еще выше. У нас на конечной заправке маржа (разница между ценой и себестоимостью) смешная – в хорошие годы она была 3 руб. с литра», – отмечает экономист Игорь Артемьев.

Итак, повышение стоимости бензина складывается из следующих факторов (в большей или меньшей степени):

  • Государственноерегулирование – налоги и акцизы
  • Операционные расходы
  • Падение или взлет нефтяных котировок
  • Колебание валютного рынка
  • Коммерческая ориентированность нефтяных компаний

А что за рубежом?

Что касается опыта развитых стран Запада, то там ситуация обстоит совсем иным образом – цены на бензин напрямую привязаны к нефти. К тому же там существует реальная конкуренция между нефтяными компаниями, а экономика не столь зависима от их благополучия.

Более того, тому же правительству США выгодно, чтобы бензин в их стране дешевел – логистика также будет дешевле, а значит, снизится и цена на товары, за которыми пойдут радостные покупатели, ведь они только что сэкономили на заправке своего автомобиля.

Многие эксперты уверены, что российские власти изначально выбрали неверный путь развития нефтяной отрасли, а теперь никто уже не хочет распутывать этот огромный клубок опрометчивых решений. При этом они как бы сами не хотят замечать проблем – президент удивляется росту стоимости бензина на 10% в год, а антимонопольщики постоянно заводят дела, которые в конечном итоге ничего не меняют.

Цены на топливо все равно будут расти, потому как благосостояние нефтяников имеет слишком большую важность для бюджета страны, а значит, для ее существования в целом.

Читать еще:  Новинки Genesis

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

От чего на самом деле зависит цена на бензин

От чего на самом деле зависит цена на бензин

Из чего состоит цена бензина в России? Почему цена литра топлива растет независимо от того, дорожает или дешевеет нефть? И насколько реальна взаимосвязь цены на нефть и на бензин? Попробуем разобраться.

Бензин, как и другое топливо, производится из нефти. Но доля стоимости сырой нефти в конечной цене бензина составляет от 4 до 7%. Поэтому график роста цен на бензин в России в 2018 году мало зависит от цены на нефть.

Стоимость бензина определяют также затраты на производство, транспортировку, налоги и прибыль участников процесса. Ведь сначала нужно разведать и оснастить месторождение, затем добыть нефть, переработать ее на НПЗ и доставить на АЗС, где потребитель сможет купить топливо по пути в удобное время.

Итак, разберем подробно, как складывается цена топлива в РФ?

1. Разведка месторождений и добыча нефти

Крупные месторождения нефти в РФ находятся по большей части в отдаленных северных районах. Да, остались скважины на Кавказе и в предуральских краевых прогибах, но они постепенно исчерпывают себя. Основная часть сосредоточена сегодня на шельфе Арктики, в Ханты-Мансийском автономном округе и в северных морях. В холодных условиях добыча дается сложнее, техника выходит из строя раньше, зарплату персоналу нужно платить выше.

Но даже несмотря на все сложности и издержки процесса получения нефти, затраты на них составляют всего 10% от цены на бензин.

2. Доставка нефти к местам переработки

Нефть транспортируется к местам переработки разными способами: по нефтепроводам, танкерами, железнодорожными цистернами. Транспортировка нефти, даже нефтепроводом, тоже повышает стоимость топлива, ведь и эти каналы доставки нужно обслуживать. В зависимости от способа доставки нефти на НПЗ транспортные расходы составляют 1-1,5% в цене топлива.

3. Переработка нефти

Превращение нефтяного сырья в бензин, дизельное топливо, керосин и прочие нефтепродукты осуществляется на НПЗ. Заводы – это сложные промышленные объекты, обслуживаемые множеством сотрудников, но, несмотря на это, расходы на переработку нефти составляют не более 6% от стоимости бензина.

4. Расходы на АЗС

Строительство и обслуживание сети автомобильных заправок – тоже довольно затратный процесс, для начала нужно выбрать место, установить оборудование, подвести дороги и коммуникации, а затем постоянно оплачивать работу персонала и содержание оборудования. Но даже расходы на АЗС составляют всего 11% от цены топлива и мало влияют на прогноз роста цен.

5. Совокупная прибыль

Это маржа всех участников процесса, чтобы добыча, транспортировка, переработка и реализация нефтепродуктов не осуществлялась в убыток. Иногда всю цепочку выполняет одна компания, например «Роснефть», иногда это осуществляется на разных предприятиях. Расходы на совокупную прибыль составляют примерно 23% от цены на бензин.

Желание нефтетрейдеров извлекать постоянную прибыль, несмотря на изменение цены на нефть, часто является ответом на вопрос: почему бензин дорожает? Когда нефть снижается в цене, они стремятся окупить издержки на внутреннем рынке нефтепродуктов, повышая цены на топливо. Когда нефть дорожает, повышение стоимости топлива становится закономерным результатом.

Налоги

Что же тогда определяет рост цен на бензин? Какая часть составляет свыше половины его стоимости? В нашей стране это налоги на бензин, и их в цене топлива целый ряд:

  • налог на прибыль,
  • акцизы на бензин,
  • НДС,
  • НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

Это наиболее крупная статья расходов, которая составляет примерно 50% от конечной цены топлива. И повышение акцизов в РФ напрямую влияет на динамику роста цен на бензин.

В последнем обзоре Центробанка РФ прогнозируется снижение акцизов на бензин в 2018 году с июля. И вслед за устранением главной причины роста цен потребители ждут снижения стоимости бензина. Надеемся, что это не заставит себя ждать.

Как формируется стоимость бензина в России, и кто виноват в росте цен на самом деле

С начала года в России бензин по данным Росстата подорожал на 5.3 процентных пункта. Происходит это главным образом из-за подорожания нефти, которая теперь стоит порядка 77.3 долларов за баррель, вместо 47.9. Однако, если разобраться в цене на бензин, то станет очевидно, что от цены нефти здесь мало что на самом деле зависит. Самая большая часть ценообразования – это акцизы и налоги, которые взымает государство.

Например, в мае 2018 года в цене бензина АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимал 38.1 процент стоимости. На акцизы в цене приходилось 19.1 процента. На НДС и прочие налоги еще 16.54 процента стоимости. Если все посчитать, то получится, что 73.8% цены бензина водитель, по сути, платит не перерабатывающей компании и АЗС, а государству.

Для перекрытия себестоимости нефти от стоимости берется только 8.26 процентов, за транспортировку, переработку, хранение и отвалку – 10.36 процентов, а за содержание АЗС – 7.37 процентов. Таким образом, цена на горючее фактически не зависит от нефтяных компаний. Она напрямую регулируется государственной налоговой политикой.

Секрет в том, что формула расчёта стоимости не бензин включает в себя такие параметры, как курс доллара и котировки на нефтяных рынках. При этом в российских реалиях между курсом доллара и нефтяными котировками прямая взаимосвязь – чем дешевле нефть, тем слабее рубль.

Иронично, что нефть при этом перерабатывается в России, а значит, расчёт ведется все-таки в рублях. Несмотря на это, при каждом падении цен на ресурсы власти сразу же повышают акцизы на топливо. Делается это с одной простой целью – компенсировать недостающие доходы за счет подорожания топлива.

Но почему же цена на бензин растет, когда дорожает нефть? Здесь все еще проще. Так как торговать нефтью становиться выгодно, компании стремятся продать ее как можно больше, сокращая тем самым запасы для внутреннего потребления и закономерным образом повышая тем самым их цену.

Пока же российские власти объявили крайний срок, до которого будут удерживать текущие цены на топливо, как после этого изменится стоимость бензина — не известно, но скорее всего снова выростет.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×