Autoservice-mekona.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно водить автомобиль зимой

assyryez › Блог › как правильно ездить зимой на машине

Руководство ГАИ призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и вовсе связана с поездками на автомобиле.

Опрошенные эксперты из числа сотрудников автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.

Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.

Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье.

Особенности вождения авто зимой

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.

СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас — за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100—150 метров, в худшем — остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180—360 градусов. Тормозить нужно короткими качками — сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля; даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.

Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.

Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15—16 секунд, а «спортсмены» — за 8—9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.

Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом

Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.

Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.

ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.

При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.

Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.

Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.

Если буксуют колеса

Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель — «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.

ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите — не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.

МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину — должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху — запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.

Движение по трассе

Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40—45 м, то на скользкой он возрастает до 90—140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво — ориентируйтесь по приборам.

Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.

Езда в туман и снегопад

При движении в условиях ограниченной видимости водителю важно обозначить свое присутствие для других участников дорожного движения. Во-первых, включите заднюю противотуманку и, даже днем, ближний свет фар, что также позволит вовремя увидеть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать.

Если видно совсем плохо, рекомендуется включать аварийку: мигающий свет заставляет водителя-наблюдателя заднего автомобиля сосредоточиться на сигнале и решить важный вопрос — движется автомобиль или нет. Кстати, если нужно остановиться на обочине, оставляйте включенными габариты, аварийку и желательно выставить за 50 м знак аварийной остановки.

Облегчают управление машиной передние противотуманные фары (если они установлены), а если видимость составляет не более 100 м, включайте дальний свет вместе с противотуманными фарами (при разъезде со встречными автомобилями дальний свет переключают на ближний, а противотуманные фары гасят). Двигаясь в тумане, постарайтесь пристроиться за большим автомобилем, который несколько рассеивает туман, не забывая, конечно, о дистанции. Отметим, что если видимость не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не выше 5 км/ч.

Читать еще:  С мотором все просто, с остальным – нет: стоит ли покупать Ford EcoSport за 800 тысяч рублей

Особую осторожность следует соблюдать на светофорах: туман не просто ухудшает видимость и способность ориентироваться, но и искажает восприятие желтых и зеленых световых лучей (желтый кажется красноватым, а зеленый — желтоватым). Также особое внимание требуется на нерегулируемых перекрестках: даже если имеете преимущество (следуете по главной дороге), сбавляйте скорость — идущий справа или слева «шумахер» может не увидеть знак (часто они не освещены) и спровоцировать ДТП.

Рекомендации относительно езды по дорогам зимой

Зимой и у джипов могут быть проблемы

Как правило, подобные советы имеют немалую ценность для тех, кто только начал свой тернистый путь водителя. Однако мы не просто даем вам прописные истины, они дополнены практичными советами опытных водителей.

Особенности зимнего вождения

Как парковаться?

В зимнее время лучше не останавливаться на стоянке вплотную к бордюрному камню или иным автомобилям. В первом случае вы наверняка застрянете, так как возле бордюра скапливается снег, в который вы легко заезжаете с разгона, но выехать не сможете из-за пробуксовки. Во втором никто не застрахован от скольжения, которое на тесной стоянке может оказаться роковым, и вы зацепите чужое авто.

На подъемах парковаться нежелательно, но порой нет выхода. В этом случае останавливаться следует таким образом, дабы корма вашей машины была обязательно выше передка. Чтобы скатиться назад при выезде, лучше стать на спуске передом по ходу движения, а на подъеме – напротив.

Старт

Начало движения

В летнюю пору тронуться просто, однако зимнее вождение имеет свои нюансы. Стартовать нужно исключительно на малых оборотах, очень аккуратно отпуская педаль сцепления и медленно нажимая на акселератор. Причем это правило относится не только к сугробам и открытому льду, но также и к участкам дороги, которые кажутся чистыми, ведь на них часто образуется ледяная прослойка. Так что лучше заглохнуть, чем начать шлифовать дорогу колесами.

Видео: Как водить авто зимой

Пробуксовка чревата неконтролируемым боковым скольжением авто, неважно, передне- или заднеприводная машина. На оживленных перекрестках с плотным трафиком пробуксовка почти наверняка приведет к столкновению. В лучшем же случае вы просто будете стоять на месте. При слишком скользком покрытии, рекомендуется начинать движение со второй, потому как она не такая «оборотистая», или перевести селектор АКПП в зимний режим.

Выезд «враскачку»

При выезде из сугроба необходимо двигаться только со второй передачи и выезжать с раскачкой. При ощущении, что машина буксует, необходимо выжать сцепление и тормоз. Естественно, авто будет откатываться. Далее требуется повторить процедуру несколько раз, в результате чего вы должны выбраться.

При наличии пространства для маневра, лучше включать поочередно вторую и заднюю скорость. Это же работает и с «автоматом», но действовать необходимо быстрее, переводя селектор. Если же под колесами подтаявшая снежная каша, а под ней твердое покрытие, можно вращать рулем – так снег из-под колес быстрее вылетит и шины получат сцепление с дорогой, но этот метод работает только на переднеприводных моделях.

Как правильно тормозить зимой?

С ABS и без нее

Видео: Мастер класс по вождению автомобиля зимой

Техника торможения зимой на машине оборудованной системой ABS и без оной, различается кардинально. Если авто без электроники, то давить на педаль тормоза требуется с перерывами и плавно. Это предотвратит неконтролируемое скольжение. Если же ABS имеется, то нужно жать на педаль тормоза как можно сильнее, а электроника сама будет блокировать колеса.

Торможение мотором

Тормозить можно и нужно и силовым агрегатом. Для этого требуется переключаться на пониженные передачи. Единственный момент – нельзя бросать педаль сцепления слишком резко, так как это приведет к блокировке колес. Если у вас авто с АКПП, то нужно использовать функцию «тип-троник». В ручном режиме гораздо проще контролировать обороты двигателя, тормозя им более эффективно. А ногу в это время требуется держать над педалью тормоза, чтобы максимально быстро затормозить.

Предусмотрительность

Необходимо также соблюдать интервал движения, учитывая увеличение тормозного пути зимой, в сравнении с таковым в летнее время, почти вдвое. Лучше увеличить дистанцию от едущего впереди авто. Но не стоит и злоупотреблять этим, так как более опытные (и не только) водители обязательно начнут вас обгонять.

Кроме того, рекомендуется постоянно смотреть в зеркало. Ведь далеко не все шоферы столь предусмотрительны – многие еще не осознают всех сложностей зимнего вождения. Зачастую это приводит к тому, что их машины начинают скользить и врезаются в едущие впереди. Следовательно, если вы хотите сохранить корму своего авто, время и нервы, лучше немного проехать вперед или пропустить когда видите такого «лихача», несущегося на вас сзади.

Зимние виражи

Общие рекомендации

При прохождение поворотов в зимнее время нужно соблюдать особую осторожность

Вхождение в повороты считается одним из сложнейших маневров зимой. При излишне быстром движении машина начнет скользить наружу поворота, причем это не зависит от привода авто. Обычная реакция водителя – доворачивание баранки, чего делать нельзя, так как выйти потом из заноса почти нереально. В этом случае необходимо немного отпустить руль в исходное положение и сбросить газ. Эти меры нагрузят колеса, а уже после рекомендуется плавно нажимать на акселератор и выкручивать руль в направлении поворота.

Зависимость от типа привода

В данном случае многое зависит именно от привода авто.

  1. Передний – в этом случае необходимо повернуть баранку в сторону заноса и нажать на акселератор. После этого вам нужно сразу выровнять рулевое колесо, отпуская педаль газа. И лишь когда передние шины зацепятся за дорогу, можно плавно наращивать обороты. Главное, не тормозить и не отпускать акселератор, если руль еще не выровнен – машина уйдет в занос.
  2. Задний – для стабилизации транспортного средства следует оперативно повернуть руль в направлении заноса (но не резко), а потом снять ногу с акселератора.
  3. Полный – с одной стороны такой привод кажется заманчивым, ведь устойчивость авто с ним выше. Однако стоит понимать, что схема 4х4 начинает скользить заметно позднее, а вот предсказать ее поведение в заносе сложнее. В такой ситуации следует не теряться, а повернуть баранку в сторону заноса, после чего варьировать подачу топлива по системе – больше-меньше. Главное – все делать в меру. Несли нажать на акселератор слишком сильно – машину попросту понесет, а если недостаточно, то ее начнет разворачивать.

Общие советы при заносе

Когда машину уже понесло и сделать что-то возможности нет, нужно выжать сцепление, тормозить и надеяться, что ДТП не случится. На дороге такая ситуация часто заканчивается на встречной полосе, так что с нее нужно поскорее съехать. В худшем случае вас ожидает лобовое столкновение.

В заносе тяга должна быть постоянно, причем тип привода на это не влияет. Набирать обороты во время прохождения виража зимой непозволительно, равно, как и тормозить.

Но самый дельный совет – не уповать на электронику и вести себя на дороге сдержанно. Такое поведение позволит не допустить столкновения, ведь от него пострадать можете не только вы, но также и иные участники движения, а то и пешеходы, не защищенные металлом кузова и средствами безопасности.

Как правильно ездить зимой: советы эксперта

Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

Утренние упражнения

У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.

Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Ездим правильно

Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.

Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.

Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.

Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.

И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.

В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.

Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.

Читать еще:  Chevrolet Niva 2015 – российский внедорожник нового поколения

Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.

Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.

Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.

Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.

Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.

Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.

И еще один важный тезис, который нужно усвоить каждому водителю: никакие персональные умения и опыт не способны скомпенсировать отсутствие хорошей зимней резины. Умение – это, конечно, хорошо. Но никакой гарантии само по себе оно не дает, а одним из главнейших качеств опытного безопасного водителя является надежность. Поэтому, чтобы дать гарантию собственной надежности, нужно быть уверенным и в себе, и в машине, и в резине. А своевременная замена шин на зимние – один из показателей истинного профессионализма.

10 советов безопасного управления автомобилем зимой

Современные автомобили провоцируют полностью расслабиться и опереться на надежное плечо электронных помощников. Однако ни самая современная электроника, ни хорошие шины, ни полный привод, который порой кажется всемогущим, не обеспечивают стопроцентной безопасности и не избавляют водителя от ответственности. Поэтому за рулем следует сохранять предельную концентрацию — особенно в зимнее время, когда асфальт в городе покрыт снежной кашей и скользкой реагентной пленкой, а загородные дороги припорошены снегом.

Ниже — десять правил, соблюдение которых сделает ваше вождение зимой максимально безопасным.

1. Не стоит забывать о на первый взгляд очевидных вещах, которыми, увы, пренебрегает большинство водителей. Руление в зимний период — только плавное, нежное, деликатное, лед под колесами не простит вам резкого обращения с баранкой. Объемной теплой одежде, обуви на толстой подошве и мягким подстилкам на сиденье «для тепла» — однозначное нет.

2. Чтобы избежать пробуксовки при трогании с места на скользком покрытии, нужно крайне уважительно обращаться с педалью газа, не топтать ее в пол — и строго следить за углом поворота колес: они должны стоять строго прямо.

3. Зимой на дороге хороший водитель должен постоянно на шаг опережать события и учиться видеть не только происходящее перед собственным капотом, но и на несколько машин вперед (помним об увеличенной дистанции и ограниченной свободе маневра). Основа «правильного» водительского зрения — смотреть не туда, куда едешь, а туда, где хочешь оказаться: не на вход в поворот, а на выход из него, не на само препятствие, а на его объезд.

4. Как понять, какое покрытие под колесами, и спрогнозировать поведение машины? Можно на пустом отрезке дороги (чтобы не напугать других водителей) несколько раз коротко и уверенно нажать на педаль тормоза. Юз шин на автомобиле без АБС или вибрация педали на машине с антиблокировочной системой предупредят вас о том, что под колесами скользкое покрытие.

5. Если автомобиль ушел в занос, ни в коем случае нельзя резко бросать педаль газа или лихорадочно жать на тормоз. Чтобы побороть скольжение, следует быстро повернуть руль в сторону заноса и сразу же вернуть его в исходное положение.

6. На ледовом покрытии старайтесь направлять колеса туда, где сцепление с дорогой потенциально максимальное в данных условиях. Асфальтовые проплешины, снежные островки, старый шершавый лед позволяют шинам лучше цепляться за дорогу и стабилизировать автомобиль в начальной фазе скольжений.

7. В снежной каше лучше придерживаться проторенной «первопроходцами» дороги. Если же это по каким-то причинам невозможно, рулить надо резкими короткими движениями и крепко держаться за баранку, чтобы не давать автомобилю «гулять». А лучший способ проехать по глубокой колее — это двигаться, прижавшись колесом к ее краю.

8. Любые, даже самые полезные навыки, освоенные исключительно в теории, ничем не помогут вам в экстренной ситуации. Поэтому все движения надо отработать до автоматизма. Лучше потренироваться где-нибудь на безлюдной площадке за городом или взять несколько уроков в школе контраварийного вождения. Чтобы эффективно бороться со скольжениями, нужно научиться их не бояться — а этого возможно добиться только практикой.

9. Не забывайте о подготовке автомобиля к зиме. Помимо желательной обработки «автохимией» кузова, дверных уплотнитетелей и петель, будет нелишней замена салонного фильтра: в противном случае из-за плохой циркуляции воздуха стекла быстро запотеют. А с изношенными щетками стеклоочистителя на зимнюю дорогу лучше и не выезжать.

10. И, наконец, немаловажная составляющая безопасной езды зимой — зимние шины. Шипованные или фрикционные — выбирайте по своему вкусу и своим потребностям, но помните о некоторых особенностях: фрикционные покрышки менее шумные и чаще лучше ведут себя на мокром асфальте и снегу, зато шипованные позволяют чувствовать себя уверенно на льду. Впрочем, в сильный мороз фрикционные шины получают преимущество за счет более эластичного протектора, в то время как шипы не могут уцепиться за затвердевший лед и пасуют в снегу. Вдобавок стоит внимательно следить за остаточной глубиной протектора: если для летних шин достаточно 1,6 мм, то для зимних покрышек лучше оставлять не менее 4 мм. Однако помните, что состояние протектора не стопроцентный залог успеха: резина имеет свойство стареть и становиться менее эластичной, потому совсем уж старые покрышки следует заменить на новые.

Вождение автомобиля зимой: 7 типичных ошибок, которые допускают водители

Зимой вождение сильно отличается от летнего, весеннего или осеннего: существует множество нюансов, которые нужно учитывать каждому автомобилисту при езде в холодную пору. Не даром в Финляндии водителей обязывают сдавать на права дважды – в этой стране водительское удостоверение на зимний период граждане должны получать отдельно. Бесспорно, в этом есть определенный смысл.

А вот в Украине, как и в большинстве других стран, водители не обязаны подтверждать свою квалификацию зимой. Зато принимать меры предосторожности обязаны – это их долг как перед самим собой, так и перед другими людьми. AutoOboz собрал 7 самых типичных ошибок, которые водители допускают при езде в морозную зиму. Разбор этих ситуаций поможет предостеречься и ездить более безопасно каждому автомобилисту.

Маленькая дистанция

Пожалуй, это самая распространенная ошибка. Многие водители с приходом зимы сохраняют свой «летний» стиль вождения, при этом не учитывают, что зимой нужно придерживаться большей дистанции, поскольку на гололедице и снегу увеличивается тормозной путь. Резкий тормоз при этом не поможет, более того, будет хуже – с большой долей вероятности машину занесет, а что произойдет дальше, можно только гадать. Поэтому зимой рекомендуется увеличивать дистанцию примерно на один корпус автомобиля.

Динамичные обгоны

Еще одна частая ошибка «из той же оперы» – динамичный обгон, как в летний период. Нередко водители идут на обгон и теряют управление над машиной, когда возвращаются в свою полосу из-за слишком высокой скорости как для скользкой дороги. Итог в этой ситуации аналогичен – занос и, с большей долей вероятности, разворот автомобиля. Посему выполнять обгоны нужно максимально плавно и неспешно.

Высокая скорость

Высокая скорость также становится частой причиной ДТП зимой, так как водителю сложнее среагировать на впереди находящиеся препятствия, а также скрытые под снегом изъяны (ямы, ухабы) дорог. Кроме того, если машину занесло, то на небольшой скорости ее удержать гораздо легче, чем на большой. Ввиду этого в зимний период скорость рекомендуется снизить от привычной хотя бы на 20 км/ч.

Полная зимняя экипировка за рулем

Многие автомобилисты ездят зимой «в полном обмундировании»: в куртке, шапке и с шарфом. Однако обилие количество одежды сковывает движения во время вождения, что напрямую влияет на безопасность. Поэтому, как только машина прогреется, лучше снять верхнюю одежду.

Уменьшение давления в шинах для лучшего сцепления с дорогой

Чтобы добиться лучшего сцепления с дорогой на снегу и льду, многие водители снижают давление в шинах. Однако этот лайфхак пришел из далеких времен, когда в ходу были диагональные шины. А вот для современных радиальных покрышек – это не самая лучшая идея. При очень низком давлении их сцепление ухудшается, а тормозной путь увеличивается. Кроме того, увеличивается расход топлива и увеличивается износ. Снижение давления имеет смысл только в условиях очень глубокого снега, да и то только на очень глубоком снегу. Однако давление не должно падать более чем на треть значения, предписанного изготовителем, а максимально допустимая скорость в таком случае составляет 50 км/ч.

Читать еще:  Премиальный спорткар Aston Martin Vantage 2018 модельного года

Также зимой не стоит забывать регулярно проверять давление в шинах. Это особенно актуально при понижении температуры. Когда воздух в шине остывает, обычно падает и давление – примерно на 0,1 бара при десяти градусах.

Уверенность в безотказности электронных помощников

Современные автомобили оснащены самыми разными типами датчиков и камер. Но когда они замазаны снегом или грязью, не стоит на них рассчитывать. Датчики парковки могут показывать неточное расстояние, а камеры заднего вида – «размытую» картинку. Поэтому перед началом поездки необходимо удалить снег и грязь, которые мешают работе электронных помощников.

Важно: в случае снега вспомогательные ассистенты следует использовать с осторожностью. Адаптивный круиз контроль при определении расстояния может не учитывать плохие погодные условия и связанный с этим увеличенный тормозной путь, а система удержания полосы движения, например, может не распознать разметку на заснеженных участках дороги.

Шведы установили, что путешествовать по Европе на электромобиле почти в три раза дороже, чем на дизельном авто.

Как правильно водить машину зимой?

Все без исключения автовладельцы при наступлении холодного времени года неизменно сталкиваются с проблемами правильной эксплуатации и вождения автомобиля зимой. Обледенелые и заснеженные улицы неизменно приводят к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий. Расскажем вам поподробнее как правильно управлять автомобилем зимой.

Правильно выбираем скорость движения

На заснеженной дороге вне зависимости от того, какого качества зимняя резина вами используется, у автомобиля будет увеличен тормозной путь в сравнении с аналогичным торможением в летнее время года. Соответственно, водителю необходимо правильно выбирать дистанцию до впереди идущего автомобиля, а также держать такую скорость, которая позволит ему вовремя остановиться.

Зимой в городе мы не рекомендуем вам превышать скоростной режим, а оптимальной скоростью передвижения будет диапазон 40-50 километров в час. Даже если дорога кажется полностью сухой и чистой от льда и снега, помните о том, что наледь может образовываться на эстакадах, на мостах и просто в низких участках дороги. Поэтому ездить в городе на скорости более 60 километров в час в зимнее время года не рекомендуется.

То же самое относится и к передвижению за городом. При высокой скорости на поворотах может отмечаться проскальзывание и занос машины, который будет сложно скорректировать. Тогда как, правильно выбрав скоростной режим, можно было бы полностью избежать таких проблем с управлением транспортного средства.

Покупаем качественную зимнюю резину

Вне зависимости от вашего опыта управления автомобилем и мастерства необходимо в обязательном порядке приобрести качественную зимнюю резину. Помните о том, что эксплуатировать машину зимой на обычной летней резине запрещается. Качественные зимние покрышки станут одним из условий полностью безопасного управления автомобилем на зимней скользкой дороге.

Учимся ездить правильно зимой

Многим из нас сложно пересмотреть свой стиль управления автомобилем, что, в конечном счете, приводит к определенным проблемы с безопасностью. Если летом мы можем резво ускоряться, стартовать с пробуксовкой или быстро входить в поворот, то зимой подобная манера управления автомобилем неизменно приведет к частым заносам и, в конечном счете, к дорожно-транспортному происшествию. Именно поэтому необходимо правильно научиться управлять автомобилем на скользкой дороге.

В первую очередь необходимо научиться правильно начинать движение и трогаться с места. Помните о том, что резкие маневры в данном случае должны быть исключены. Старайтесь трогаться с места максимально плавно, не допуская пробуксовки колес. Куда проще использовать зимой автомобиль с автоматической коробкой передач, которая, к тому же, оснащается специальными противобуксовочными системами. Если же ваша машина оснащена механической коробкой передач, то необходимо отпускать сцепление максимально плавно, и, как только машина начнет трогаться, следует слегка поддать газу. Когда автомобиль начнёт уверенно разгоняться, можно нажимать на газ и увеличивать скорость движения.

Плавно тормозим. У многих начинающих водителей именно торможение представляет определенные сложности. Если надавить, резко и сильно, это неизменно приведет к блокировке колес. В данном случае не спасет даже наличие антиблокировочной системы. Поэтому не стоит резко тормозить, старайтесь замедляться максимально плавно, тормозя за несколько десятков метров до точки торможения в летнее время года. Это и позволит вам всегда безопасно останавливаться, предупреждая соударение с другими автомобилями.

Избегаем резких маневров. Заносы и неконтролируемое скольжение автомобиля достаточно часто возникает при резких маневрах водителя, в особенности если водитель хочет повернуть на высокой скорости. Вне зависимости от того, какого качества зимние покрышки у вас установлены на автомобиле, резкие маневры и превышение скорости — это гремучая смесь зимой, которая неизменно приведет к потере контроля над автомобилем.

Соблюдайте правильный скоростной режим. Если вам необходимо повернуть на 90 градусов, то желательно замедлиться до скорости в 10-15 километров в час, аккуратно повернуть на нужную вам улицу, лишь после этого можно будет плавно вновь разгонять машину. А вот попытки войти в поворот на высокой скорости приведут к заносу, при этом контролировать такое скольжение будет крайне сложно.

Реально оценивайте возможности вашего автомобиля

Сегодня не редкость такая ситуация, когда дороги зимой не чистятся и проехать по ним на легковом автомобиле становится невозможно. Водителю необходимо трезво оценивать возможности его автомобиля и не стараться форсировать глубокий снег, где с легкостью можно застрять, даже используя качественную резину. Если вы не хотите искать эвакуатор или трактор поблизости, то следует четко понимать, какую глубину снега вы сможете форсировать на вашем автомобиле, а на какой неочищенной дороге вы можете увязнуть по днище, и придётся искать кто вас вы толкнет и вытянет из такого снежного плена. В отдельных случаях помогают специальные металлические цепи на покрышки, однако они в большей степени подходят для гололеда, а не для заснеженных дорог.

Правильная эксплуатация автомобиля зимой

Холод и мороз с отметкой в минус 20 — это серьезное испытание для человека и автомобиля. При эксплуатации машины зимой на многочисленные узлы и агрегаты приходится повышенная нагрузка, что может привести к выходу из строя вашего автомобиля. В особенности необходимо обратить должны внимание на состояние аккумулятора, который при отрицательных температурах может не давать нужного заряда, соответственно автомобиль просто не заведется.

Владельцам дизельных автомобилей можем порекомендовать заправлять их машину исключительно на проверенных заправках, где реализуют качественное зимнее и арктическое топливо. А вот экономить на качестве дизельного топлива, добавляя в летнюю солярку небольшое количество керосина или других добавок, всё же не следует. Это неизменно приведет к преждевременному выходу из строя топливной системы и вас будет ожидать дорогостоящий ремонт.

В зимнее время года рекомендуется предварительно прогревать несколько минут автомобиль, перед тем как начинать на нём движения. Такой предварительный прогрев позволит обеспечить текучесть масла и других технических жидкостей, от состояния которых непосредственно зависит работоспособность автомобиля. А вот если вы эксплуатируете зимой машину в холод без такого предварительного прогрева, это может привести к преждевременному износу двигателя и системы охлаждения, а также проблемам в работе коробки передач.

Заключение

Эксплуатация автомобиля в зимнее время года не представляет особой сложности. В этой статье мы рассказали вам как правильно водить машину зимой, что не только упростит использование автомобиля в холод, но и позволит вам полностью безопасно пережить зиму, даже если приходится управлять машиной на скользких и заснеженных дорогах.

Как правильно ездить зимой и избежать заноса в гололед

С появлением гололеда на дорогах количество ДТП увеличивается в разы. И чем меньше у вас навыков вождения в зимних условиях, тем выше риски попасть в аварию. Как же правильно подготовить себя и автомобиль к опасному сезону?

Готовим машину

Для многих водителей зима «наступает неожиданно», поэтому они встречают ее совершенно неподготовленными. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, лучше всего ориентироваться на календарь и прогноз погоды. Примерно в конце осени или за несколько дней до обещанного похолодания следует «пройтись» по нижеуказанным пунктам и проверить свое авто.

  • Зимняя резина. Можно, конечно, ездить на всесезонной резине, но зимние покрышки все же лучше подходят для суровых погодных условий. Особый рисунок на них обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, покрытой снегом и/или льдом. И ездить получается более уверенно и безопасно.
  • Шипованные колеса. Они нужны не для всех. Если в вашем регионе зима «формальная», и ездить приходится по сухому, чистому асфальту с редкой наледью по утрам, то шипованная резина будет больше помехой, чем помощью. Но при езде по заснеженным и обледенелым дорогам шипование пригодится.
  • Стеклоочистительная жидкость. Зимой в стеклоомывателе должна быть незамерзающая жидкость. Кстати, на ее расход влияет состояние дворников, поэтому их тоже необходимо проверить заранее.
  • Дополнительные средства. В зимний период в автомобиле желательно иметь небольшую лопату, скребок для льда и щетку, чтобы очистить машину от снега. Желательно обработать замки водоотталкивающими средствами (чтобы они не покрылись снегом/льдом и не замерзли), а резиновую часть дверных проемов — силиконовой смазкой.

Как правильно и безопасно ездить зимой

Поездки по заснеженным и/или замерзшим дорогам должны быть максимально аккуратными и плавными. Инструкторы по вождению часто сравнивают такие дороги с водоемом — движения и маневры должны быть такими же мягкими, как и в воде. Следует забыть о лихачестве, особенно о резких торможениях, сбросах газа, переключениях передачи, поворотах и обгонах.

Для безопасности поездок рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • На скользкой дороге следует увеличивать дистанцию при движении. В среднем, она должна быть примерно в 8 раз больше, чем при езде по сухой дороге. Это поможет безопасно тормозить, так как в гололед увеличивается тормозной путь, особенно если в авто установлена антиблокировочная система.
  • Неопытным водителям лучше не рисковать и, по возможности, ограничить поездки во время снегопадов и гололеда.
  • Тормозить следует не педалью тормоза, а двигателем или ездой по инерции, сбрасывая газ. Заранее потренируйтесь делать это плавно на сухой дороге или спецплощадках.
  • Набирать и переключать скорость также следует без рывков и мягко. Водителям машин с автоматической коробкой в этом плане легче, так как смена передач происходит постепенно, не нагружая привод.

Что делать, чтобы избежать заноса

Машину не занесет при гололеде, если придерживаться следующих правил:

  • Сбрасывать скорость перед поворотом заранее. Если поворачивать на высокой скорости, то занос практически неизбежен.
  • Выбрать скорость для подъема или спуска и не переключать ее. Причем спуск требует пониженной передачи.
  • Учитывать возможное поведение других участников движения. Например, пешеходов, которым «вдруг» понадобится побежать за автобусом или перебежать переход. Поэтому желательно снижать скорость, подъезжая к перекресткам, переходам, остановкам общественного транспорта.
  • Газовать плавно, без повышенных оборотов двигателя, если старт предполагается на скользком и раскатанном участке дороги.

Важно! Если заноса избежать не удалось, и автомобиль переднеприводный, то газ и сцепление следует выжать до упора, затем дождаться полной остановки машины. В заднеприводном автомобиле рекомендуется резко повернуть руль в сторону заноса, затем сразу же выкрутить его в противоположном направлении и резко отпустить газ. Как только авто выровняется, можно прибавить газа и ехать дальше. Если машина полноприводная, то в случае заноса необходимо вращать руль в его направлении, постепенно добавляя газа.

Вывод

Все вышеуказанные советы помогут вам водить автомобиль зимой более уверенно и безопасно. Но потренироваться необходимо заранее, на сухих участках дороги, а лучше всего — на полигонах. Для большей уверенности можно взять несколько уроков у инструктора.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector